Тема женской судьбы в романе В. Вульф «К маяку»

Курсовая работа

по литературе

на тему: Тема женской судьбы в романе В. Вульф «к маяку»

Санкт-Петербург

2007

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор литературы

Глава 2. Аналитическая часть

2.1 Биография В. Вульф

2.2 Модернизм в Англии

2.3 Тема женской судьбы в романе «К маяку»

Заключение

Список литературы

Введение Вирджиния Вульф — английская писательница, критик, литературовед, переводчик, одна из основательниц издательства «Хогарт Пресс». Она стремительно и уверенно вошла в литературу модернизма как признанный ее глава и теоретик, совершивший два важных открытия: использовала понятие «модерн» для обозначения нового характера литературы, занималась шифровкой этого понятия в своей эссеистике и романном творчестве, а также провозгласила «русскую точку зрения» и русскую литературу органичной частью мирового духа и интеллектуальной деятельности человечества. Она принесла в английский модернизм особый интеллектуальный аромат. История писательской карьеры В.Вульф — это своеобразная летопись развития модернизма с его новациями и художественными завоеваниями, стремлением к синтезу искусств и противоречивой диалектикой. Любовь к созерцанию прекрасных предметов, особенно произведений искусства, живописи наложила отпечаток на технику В.Вульф. Процесс мышления, поток мыслей эстетизирован, его собственно нельзя назвать потоком, потому что поток нерасчленим и непрерываем, в то время как внутренний мир, индивидуальное сознание ее героев или героинь легко членится на атомы впечатлений. [7, c.147-151]

Вирджиния Вульф первой в мировой литературе XX в. решилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться «видимыми» в обществе и реализовать возможность психологической откровенности, доселе бывшую запретной для них. Эта тема проходит сквозь все ее творчество.

В данной работе мы обратимся к довольно известному роману этой писательницы «К маяку» и рассмотрим судьбу женщины в контексте творчества автора.

Глава 1. Обзор литературы

В отечественном и зарубежном литературоведении творчество Вирджинии Вульф вызывало горячий интерес на протяжении XX столетия. Было опубликовано несколько биографий Вульф (Д. Дэйчес, К. Белл, Г. Ли, Дж. Кинг, Н. Николсон).

10 стр., 4942 слов

Группа Блумсбери. Творчество Вирджинии Вулф

... как признанный ее глава и теоретик,совершивший два важных открытия использовала понятие модерн для обозначениянового характера литературы, занималась шифровкой этого понятия в своейэссеистике и романном творчестве, а также ... группой Блумсбери . В 1904г. после смерти отца дети Тоби, Адриан, Ванесса и Вирджиния переселились водин из центральных районов Лондона Блумсбери. Здесь, в доме на Гордон ...

Ученые посвящали работы различным аспектам творчества писательницы. Множество работ сосредоточено на романах писательницы.

Эвром Фляйшман в монографии «Вирджиния Вульф: Критическое чтение» (Virginia Woolf: A Critical Reading) признает значимость жанра биографии в творчестве Вульф. Гермиона Ли в книге «Романы Вирджинии Вульф» (The Novels of Virginia Woolf) делает акцент на стилистических характеристиках произведений писательницы.

Гораздо меньшее внимание уделяют исследователи проблеме жанра биографии в творчестве писательницы. Возможно, это обусловлено тем фактом, что «Орландо» и «Флаш» часто рассматриваются не как биографии, а как романы. Поэтому у исследователей не возникает необходимости объединять биографии Вульф в отдельный аспект в рамках ее творчества.

Особое место в общей массе литературы о жизни и творчестве Вирджинии Вульф занимают книги и статьи о взаимодействии писательницы с блумсберийцами, о влиянии эстетики «Блумсбери» на творческую эволюцию писательницы.

В отечественном литературоведении исследование творчества Вульф имеет давнюю традицию и представлено трудами Н.П. Михальской, Д.Г. Жантиевой, Н.Ю. Жлуктенко, Н.В. Морженковой.

Например, Н.В. Морженкова в своей работе «Романы В.Вулф 20-х гг.» делает попытку проанализировать художественные особенности ее произведений.

Глава 2. Аналитическая часть

2.1 Биография В.Вульф

Вирджиния Вульф родилась 25 января 1882 в Лондоне, в фешенебельном районе английских аристократов — Кенсингтоне. Отец, Лесли Стефенс, был популярным, преуспевающим писателем и критиком, философом и историком литературы, а мать, — леди Джулия Дакворт — светской дамой, подругой Мериам Хариетт, дочери http://www.krugosvet.ru/articles/64/1006474/1006474a1.htmУильяма Теккерея. Дом Стеффенсов был известнейшим литературно — художественным салоном артистического Лондона. В нем говорили об импрессионистах, о теории американского психолога Уильяма Джойса, с легкой руки которого в обиход вошло понятие «поток сознания»; зачитывались работами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, в нем бывали писатели http://www.krugosvet.ru/articles/31/1003119/1003119a1.htmДэвид Герберт Лоуренс, http://www.krugosvet.ru/articles/30/1003093/1003093a1.htmГенри Джеймс. Четверо детей Стефенсов воспитывались в среде, где все «имели свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не прятались».

Все это благополучие рухнуло, когда Вирджнии исполнилось 13 лет. Сначала она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, гостивших в доме. Это положило начало стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей жизни Вирджинии. Вскоре от воспаления легких скончалась ее мать. Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Она страдала от ощущения незащищенности: братья, с которыми было проведено детство, поступили в Кембриджский университет, она же осталась дома вместе с сестрой.

14 стр., 6532 слов

Архетипы света и тьмы в романе В. Вульф «На маяк»

... исследования - художественная реализация архетипической основы героев произведения Вирджинии Вульф. Цель исследования - определить роль архетипов в романе Вирджинии Вульф «На маяк» и их значение в выражении ... романе «На маяк»; - сделать общий вывод; Материалом исследования выбрано произведение В. Вульф «На маяк». Методы исследования - сравнительный и сопоставительный анализ художественного текста. ...

Когда в 1904 скончался ее отец, Вирджиния с сестрой Ванессой и братьями приняла решение продать дом и переехать из Кенсингтона в квартал, где проживала лондонская богема — Блумсбери. Новый дом ей хотелось сделать началом новой жизни — по примеру матери Вирджиния основала нечто вроде литературного салона. С 1905 она регулярно писала для «Литературного приложения» к газете «Таймс», и очерки ее пользовались популярностью. Новая смерть — ее брата Тобиаса в 1906 — стала новым страшным ударом и ввергла ее в очередные разочарования.

После того, как в 1907 сестра Вирджинии вышла замуж и уехала из дома в Блумсбери, Вирджиния со вторым братом, Эдриеном еще раз поменяла квартиру. В новом месте, на Фитцрой-сквер, она стала душой так называемой «блумсберийской группы». Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся поэтов (http://www.krugosvet.ru/articles/117/1011720/1011720a1.htmТомас Элиот), литературоведов (Роджер Фрай), писателей (http://www.krugosvet.ru/articles/30/1003014/1003014a1.htmЭдуард М.Форстер), философов (http://www.krugosvet.ru/articles/10/1001007/1001007a1.htmБертран Рассел), а также экономистов и искусствоведов-единомышленников (большинство из них были гомосексуалами), группа эта возникла с круга знакомств, которые братья Вирджнии приобрели во время учебы в Кембридже. Находясь под влиянием идей философа Г.Е. Мура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими и что процветать они могут лишь в том случае, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. Внимание людей друг к другу превозносилось группой в качестве высшей цели, девизом были слова писателя Э.Форстера «Ничто не заменит общения». [7, c. 147-151]

В 1912 среди членов «блумбергской группы» появился выпускник Кембриджа критик Леонард Вульф. В том же году — честно заявив о том, что ей противна телесная близость с мужчиной — Вирджиния вышла за него замуж. Брачные узы, объединившие Вирджинию и Леонарда на 29 лет, стали образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки.

Леонард активно поддерживал в своей жене тягу к литературному творчеству. Благодаря ему она и состоялась как писательница. Вдвоем с мужем Вирджиния учредила издательство «Хогарт Пресс», занималась переводами, издав в Англии и русских классиков: И.С.Аксакова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева.

Работая над своим первым романом Путешествие, Вульф пережила еще один серьезный нервный срыв, доведший ее в 1915 до новой попытки самоубийства. Однако она оправилась, и в 1919 опубликовала написанное. Успех Путешествия стал основанием для продолжения литературной деятельности: в том же году вышел роман В.Вульф Ночь и день, далее последовали Комната Якоба (1922) и Миссис Делоуэй (1925).

У «обыкновенных» женщин вехами жизни становились в это время любовные связи и рождение детей, у Вирджинии в такие вехи превращались ее книги. Она писала много, неутомимо, помимо романов выпустив в 1925-1940 несколько трудов по литературной критике, в том числе литературно-критические: эссе Обычный читатель, Обычный читатель: часть вторая и Смерть мотылька (вышла после ее смерти, в 1942).

18 стр., 8833 слов

Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

... 3.  Заключительная стадия 22 Литература 26           Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие пси­хотерапии: она стояла ... человеке достаточно сил для личностного  роста и здоровой активной жизни.             5. Всегда есть возможности для личностного ...

Литературное наследие Вирджинии включает также десятки эссе, тысячи писем, пять тысяч страниц дневниковых записей и, конечно, рассказы… В.Вульф стала создательницей новой манеры письма — где сюжет может оборваться на полуслове, где вместо привычного мира действия присутствует «тайнопись души», где авторское письмо движимо более чувствами и схоже с акварельными зарисовками. Новаторские в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описания множества путей преломления сознания, произведения В.Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восторгом многими современниками. Признание и слава, однако, не радовали Вирджинию, и лишь поддержка мужа и сестры заставляли ее продолжать заниматься писательским ремеслом.

Она всегда была эмоционально более привязана к женщинам: к сестре Ванессе (любимой «чуть ли не до мысленного инцеста»), подругам (М.Ван, В.Дикинсон, Э.Смит).

Влюбившись в 1922 в Викторию (Виту) Сэквилл-Уэст, Вирджиния оказалась вовлеченной в отношения, продолжавшиеся почти 20 лет. В 1928 В.Вульф отобразила свою подругу в романе Орландо — фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков. Сын Виктории назвал это произведение «самым очаровательным любовным письмом в истории литературы». Эмоционально-откровенные письма и произведения В.Вульф дают основания для вывода о нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы — следствии пережитой в детстве трагедии, страха, который она испытывала перед мужчинами и их обществом. Она влюблялась в женщин — но при этом питала отвращение ко всем формам близости, в том числе и с ними, не выносила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Романы с женщинами В.Вульф переживала в воображении, поэтому включение В.Вульф в круг «самых известных лесбиянок мировой истории» (а имя ее часто упоминается в справочниках именно в таком контексте) представляется неверным.

Новаторские произведения В.Вульф являли современницам писательницы пути протеста против патриархальных устоев. Знаменитое эссе Вирджинии Собственная комната (1929), а также роман Три гинеи (1938) по сей день считаются основополагающими произведениями феминистской литературы. Давая ответ на вопрос — «А что бы, скажем, было, если бы у Шекспира была не менее одаренная, чем он, сестра?» — В.Вульф придумала мини-роман (Собственная комната) — историю о том, что случилось бы, если бы Шекспир был женщиной, как бы эта женщина прожила и трагически завершила свою жизнь — не имея возможности быть оцененной, оставшись оскорбляемой и угнетаемой мужчинами. Со страниц романа В.Вульф призывала своих современниц не довольствоваться «своим углом в общей комнате» (как миллионы женщин прошлого), но «обживать свои комнаты, развивая в себе привычку свободно и открыто выражать мысли, признав, наконец, факт, что опоры — нет, мы идем одни…»

Страдая из-за того, что она не состоялась как мать, Вирджиния страстно привязывалась к детям — прежде всего к многочисленным племянникам. Любимым из них был Джулиан — подающий большие надежды поэт. И она сама, и муж Леонард относились к нему как к сыну. Гибель Джулиана в Испании в 1938 повергла семью Вульфов в новое море отчаянья. Писательница опять попыталась с головой уйти в работу, вновь и вновь обосновывая самоценность женской жизни как таковой.

5 стр., 2268 слов

Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения ...

... его существенной «чистоте» и феноменальной выразительности, или фиксировали жизнь сознания на феноменально-телесном уровне, или проявляли детерминацию сознания через языковые и другие структуры несознательного - психоанализ, структурализм. За ...

Имя Вирджинии Вульф стало известно в России вместе с обнаружившимся во времена политической «оттепели» начала 1960-х интересом к модернизму в литературе. Интерес к ее творчеству особенно оживился после создания американским драматургом Эдвардом Олби пьесы под названием Кто боится Вирджинии Вульф? (1966), по которой был снят одноименный фильм. Экзальтированную и глубоко несчастную героиню — киноаналог В.Вульф — сыграла в нем молодая Э.Тейлор. И пьеса, и фильм имели весьма отдаленное отношение к реальной биографии писательницы, зато были наполнены острейшим драматизмом и психологизмом, доходящими до душевного эксгибиционизма, столь свойственными произведениям романистки и эссеистки В.Вульф, покончившей с собой за четверть века до создания пьесы. В 2002 на мировой экран вышел новый кинофильм, рассказывающий о странной и трагичной жизни В.Вульф — Часы, в котором роль писательницы сыграна Н.Кидман.

2.2 Модернизм в Англии

В 1924 г. в лекции «Мистер Беннетт и миссис Браун» В. Вулф провозгласила: «Где-то в декабре 1910 г. человеческая природа изменилась». Уже в 1919 г. она увидела новую литературу, которую назвала модернистской, употребив впервые слово «модерн» в качественном значении. Почва для развития модернизма была подготовлена. После войны появились произведения, объяснившие существо и характер нового феномена в духовной жизни XX в.: «Влюбленные женщины» Д.Г.Лоуренса (1920), «Бесплодная земля» Т.С.Элиота (1922), «Улисс» Д. Джойса (1922), «Миссис Дэллоуэй» В. Вулф (1925).

Модернизм в Англии объединил разные тенденции в искусстве, различных писателей и поэтов и на ранней стадии связан с экспериментаторством. Даже в пределах творчества одного писателя могут быть отражены самые великие достижения модернизма («Улисс» Джойса) и его тупик («Поминки по Финнегану»), новое понимание традиции (Элиот), признание за русской литературой права быть органичной и необходимой частью мирового литературного процесса (В. Вулф).

Вместе с тем различные группировки и течения отразили совершенно очевидно некоторые общие черты. Прежде всего, зависимость литературы от психологии 3. Фрейда, влияние психоанализа и концепции искусства, творчества как формы сублимации. Другой фигурой, оказавшей существенное влияние на формирование английского модернизма, был Джордж Фрейзер (1854—1941), заведовавший первой кафедрой социальной антропологии в Ливерпуле и проведший большую часть жизни в Кембридже, где преподавал начиная с 1879 г. Двенадцатитомное исследование «Золотая ветвь» (1890—1915) Фрейзера посвящено эволюции человеческого сознания от магического к религиозному и научному. Это труд, знаменитый пристальным вниманием к особенностям примитивного сознания, тотемизма и сравнительным изучением верований людей в разные периоды развития человеческой истории.

Отвергая на первой экспериментальной стадии традиционные типы повествования, провозглашая технику потока сознания единственно верным способом познания индивидуальности, модернисты открыли зависимость художественного образа как основного инструмента эстетической коммуникации от мифа, ставшего структурообразующим фактором («Улисс» Джойса, поэзия Т.С. Элиота).

3 стр., 1081 слов

Зейгарник Блюма Вульфовна | Биография

... лет отложили глубокий отпечаток на всю последующую жизнь Блюмы Вульфовны. Основным в ее жизни стал страх, прежде всего за судьбу ... является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник ... своих детей, внутренняя цензура. Блюма Вульфовна не оставила после ...

Модернизм порывает в историческом и эстетическом планах с преемственностью культур, идя по пути дегуманизации. «История,— говорит Стивен Дедалус («Улисс»),— это кошмар, от которого я пытаюсь пробудиться». Как всякое новое явление или совокупность явлений, модернизм в начале своего возникновения отличается крайней эстетической интенсивностью, что выражается в огромном числе экспериментов, формальных взрывов и революций, происходящих и в России, и в Германии, и во Франции, и в других странах.

Отказ от существующих стереотипов и систем, реорганизация и перестановка отдельных атомов этого материала, приспособление к новому строю, еще тем не менее окончательно не сформировавшемуся, текучесть жизни и мысли, отказ от однолинейной зависимости причины и следствия, разъединение вещей, ранее казавшихся неразъемными, война всякой определенности, культ относительности и дезинтеграции — вот очевидные признаки модернизма. Изменилось и отношение писателя к материалу — от равноправия, допускающего мысль о мире как концентрации определенных категорий, абстрактных концепций и известных законов, поэт переходит на позицию активную, стимулированную интенсивностью поэтического видения: его сознание становится центром и координатором происходящего. Если представить себе развитие литературы от подражания к воссозданию новой реальности, то модернисты сосредоточиваются на самом процессе воссоздания, на языке, повествовательные формы становятся интровертными, сконцентрированными на внутреннем, индивидуальном сознании. Предыдущие века через и посредством действительности создавали характер, рисовали индивидуальность или тип. Модернист через огромный анатомизированный, разорванный, интровертный мир индивида создает внешний мир. Эпическое создается лирическим, материя — духом. [6, c.161-163]

В. Вулф выразила отличие модернистов от их предшественников в следующем пассаже «Современной художественной прозы»: «Исследуйте, например, обычное сознание в течение обычного дня. Сознание воспринимает мириады впечатлений — бесхитростных, фантастических, мимолетных, запечатленных с остротой стали. Они повсюду проникают в сознание, непрекращающимся потоком бесчисленных атомов, оседая, принимают форму жизни понедельника или вторника, акцент может переместиться — важный момент окажется не здесь, а там… Жизнь — это не серия симметрично расположенных светильников, а светящийся ореол, полупрозрачная оболочка, окружающая нас с момента зарождения «я» сознания до его угасания. Не является ли все же задачей романиста передать верно и точно этот неизвестный, меняющийся и неуловимый дух, каким бы сложным он ни был?» В этом смысле искусство и В. Вулф, и Джойса направлено на то, чтобы осветить вспышками внутреннего огня сознание, вызвать главный интерес к тому, что расположено в подсознании, в труднодоступных глубинах психологии. Не диалектика жизни, а парадоксальность индивида, его внутреннего «я» рождала открытость концовок и многозначность символов, релятивизм и постоянное стремление взывать к активности читателя, к его необъятному «я».

Все английские писатели-модернисты были изгнанниками в собственной стране, страдали от непонимания, пренебрежительного холодного любопытства, попадали в нелепые двусмысленные ситуации, их жизни в большинстве своем трагически обрывались. Одной из черт, объединяющих английских модернистов, является отрицание устойчивой моральной определенности, исключающей движение.

12 стр., 5916 слов

Жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича

... [2] . Шостаковичеведение Все это побудило современников Шостаковича еще при его жизни поставить вопрос о назревшем многостороннем, обобщающем, документальном изучении. Д. Б. Кабалевский указывал: ... Саратове, Музей истории Ленинграда, библиотека Ленинградского университета, музей «Музы не молчали». Жизнь Шостаковича — процесс беспрерывного творчества, в котором отразились не только события времени, ...

Мораль в этом смысле убивает искусство, предлагая ему в разные времена разные модели поведения общественного и индивидуального. А это приведет к утрате человеком способности ощутить вкус жизни! Страх перед дегуманизацией жизни и человека в век эпохальных научных и технических открытий заставил английских модернистов взглянуть на природу человека, экспериментально поставленную в разную степень зависимости от этого универсума. Романтическая ностальгия по естественной природе как могучему источнику энергии для человека, если он ощущает свою непрекращающуюся связь с ней, была естественной реакцией на ушедший XIX век и на всё более разверзающуюся пропасть между современным человеком и природой.

Поток жизни, так легко ассоциировавшийся в модернистском сознании с огромным безбрежным морским или речным простором, символически передавал и текучую жизнь сознания, которое составляло главный предмет изображения интровертного романа. Однако эти потоки были разные у разных авторов и в разной степени они зависели от контролирующей волевой силы индивида.

2.3 Тема женской судьбы в романе «К маяку»

вульф писательница модернизм роман

Как уже говорилось, Вирджиния Вульф родилась в типично викторианской семье, в которой свято чтилось представление о женщине как о «гении домашнего очага», представление, которое не оставляло ей иной сферы для самореализации, кроме семьи и брака. Становление личности Вульф приходится на период, когда викторианские взгляды на политику, искусство, мораль, религию еще всецело владеют британским сознанием. И, тем не менее, именно викторианские стереотипы становятся главным объектом последовательного разрушения в творчестве писательницы, а ее произведения — классическими текстами феминистской культуры.

Роман «К маяку» (To the Lighthouse, 1927) по сути приглушил гнев и боль, которые неизменно сопровождали воспоминания и размышления писательницы о браке ее отца — сэра Лесли Стивена и матери — Джулии Дакуорт, что дало возможность спокойно и объективно подойти к проблеме «удел женщины вообще и женщины-писательницы, в частности, в мире, в котором доминируют мужчины». [8, c.18]

Каждый из романов Вульф показывает небольшую группу людей, жизненный опыт которых весьма ограничен, но главное внимание в романе «К маяку» уделено характеру главной героини (миссис Рэмзей) — натуры неординарной, но по-своему несчастной в жизни, хотя внешне все обстоит благополучно. Роман представляет собой своеобразное блуждание по глубинам человеческого сознания, по потаенным уголкам души, которые открываются герою в ходе ассоциативного мышления и воспоминаний. [2, c.67-74]

Критика разглядела в романе Вирджинии Вульф очарованность «метафизической хозяйкой», женщиной, которая наделена даром не только устраивать приемы, но и очищать связи между домашними и связи между людьми в обществе от всего наносного, проявлять в них сокровенно улавливаемый смысл бытия, цельность, которая, как говорит нам интуиция, присуща реальности, — способность очищать, превращая это в центр своего существования. Миссис Рамсей — мать, душа дома, в ней сконцентрирована энергия всех ее домашних. «К маяку» — история семьи, распадающаяся на две фазы: до и после войны и смерти миссис Рамсей. Мы видим этот домашний мирок с нею и без нее. В книге звучит сразу несколько тем, крайне важных для Вирджинии Вульф: отношения мужчины и женщины, отношение разума и интуиции, описана разница между чистой мыслью в себе, ее преломлением в социальных и общечеловеческих ценностях и жизнью, «наполненной красотой», по выражению миссис Рамсей, а также разница между тем, что такое прожить жизнь и что такое эту жизнь изобразить.

11 стр., 5049 слов

Англоязычный Модернистский роман

... Большую часть литературного наследия Вирджинии Вулф составляют романы «Миссис Дэллоуэй», «На маяк» и «Комната Джекоба» (Jacob's Room, 1922). В романе «В волнах» (In The Waves, 1931) писательница мастерски применила технику ...

«Миссис Рамсей, до того расслабленно сидевшая, обняв сына, выпрямилась, чуть обернулась — казалось, одним усилием она прибавила в росте, — чтобы излить в воздух над собой поток энергии, вертикальную колонну искр — казалось, ее переполняет воодушевление и живость, как будто вся ее энергия переплавилась в силу, горящую пламенем и светом (спокойно и ровно, хотя она опять подобралась) — и в этом вызывающем восхищение плодородии, этом источнике жизни тонула роковая бесплодность мужского начала, тонула подобно латунной безделушке, холодной и пустой…»

Эта плодотворная энергия женственности, со всеми ее трансцендентными коннотациями, проступает в миссис Рамсей довольно явно, и эти мотивы — существенная часть авторского замысла. Во многом это связано с размышлениями Вульф о «женском модернизме» — позже за эту тему принялась феминистская критика. Но это также и особенность, присущая самому стилю писательницы: Вульф «сдвигает» прозу в сторону поэзии, что придает ее текстам явно выраженную лиричность.

Вирджинией Вульф в своем романе «К маяку» исподволь наводит нас на мысль о том, как трудно понимать других, не только из-за присущих им неповторимых индивидуальных особенностей, но также из-за различий между полами (и, как нетрудно догадаться, между культурами).

Заключение Современный американский писатель Майкл Каннингем в своем эссе о первом романе Вирджинии Вульф «Путешествие» называет писательницу «the quiet revolutionary» (тихая революционерка).

Это определение очень точно характеризует как особенность личности Вульф, так и специфику ее творчества. Вся жизнь английской писательницы — это последовательно реализуемая позиция, каждый шаг — это разрушение установленного стереотипа (о жизненных ценностях, творчестве, месте и роли женщины в мире и т.д.).

Обращение к такой скользкой теме, как взаимоотношения полов, заведомо ставило на пути писательницы два препятствия. Первое заключалось в «насмешке, презрении и гневе, которые патриархальное общество всегда держит наготове для женщин, выражающих свое возмущение по поводу тяжкого женского удела». Судя по всему, Вирджиния Вулф довольно легко преодолела это препятствие — признанные литературные достижения за плечами и успешно произведенное «убийство» Гения Домашнего Очага, составляющее, по мнению писательницы, «неотъемлемую часть занятий литературой», позволяли ей не очень беспокоиться относительно того, как будут восприняты критикой и сами ее откровения, и форма, в которую они будут облечены. Гораздо больших усилий требовало преодоление второго препятствия, которое «заключалось в ней самой, в ее абсолютной уверенности в том, что в литературе особенно важно отделение искусства от пропаганды, что факты губительны для искусства». Но и это препятствие В.Вулф успешно преодолевает, изобретая особую форму, которая позволяет соединить факт (без которого невозможно социологическое исследование) и вымысел (без которого невозможно произведение искусства), в которой органично сочетаются мягкая ирония и высокая патетика. Роман «К маяку» праву считается вершиной творчества Вульф. Список литературы 1. Virginia Woolf. To the Lighthouse (1927).

6 стр., 2944 слов

Ананьев Б. — Задачи психологии искусства

... году при Ленинградском отделении Союза писателей была создана Комиссия по взаимосвязям литературы, искусства и науки, в 1967 г. в Научном совете по истории мировой ... того, основная модель искусства для Выготского - литература, в большей степени даже художественная проза. Бесспорно, литература - наиболее благодатный материал для психологического анализа, наиболее понятный вид искусства с точки ...

Пер. — Е.Суриц. В кн.: «Вирджиния Вульф. Избранное». М., «Художественная литература», 1989. 2. Актуальные проблемы изучения литературы США и Великобритании: Сб. ст. / Под общ. ред. В.В. Халипова, А.М. Бутырчик, Н.С. Поваляевой. — Минск: РИВШ БГУ, 2003. 3. Ганиева Е. Вступительная статья // Вульф Вирджиния Избранное. — М.: Художественная литература, 1989. 4. Жантиева Д. Г. Вирджиния Вульф. — В кн.: Жантиева Д. Г. Английский роман XX века, 1918—1939, М., 1965. 5. Зарубежная литература 20 века // под ред. Андреева Л.Г. — М.: Высшая школа, 1996. 6. История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. I: 1917-1945 гг. // под ред. Кутуковой Л.В. — М.: Издательство Московского Университета, 1969. 7. Михальская Н.П. Вульф Вирджиния // Зарубежные писатели, библиографический словарь, ч. I. — М.: Просвещение, 1997. 8. Морженкова Н.В. Романы В.Вулф 20-х гг. Проблемы поэтики/ Н.В. Морженкова; Нижегор.гос.пед.ун-т. — Н.Новгород, 2002. Размещено на