Структура управления МБОУ ‘СОШ № 172’ г. Зеленогорска Красноярского края

Курсовая работа

Структура управления МБОУ «СОШ № 172» г. Зеленогорска Красноярского края

Содержание

Введение

. Теория управления: понятие, предмет, роль в обществе

.1 Понятие, предмет, метод и категории теории управления

.2 История развития теории управления

. Теория управления и ее роль в обществе (на примере МБОУ «СОШ № 172 г. Зеленогорска Красноярского края)

Заключение

Приложение

теория управление общество социальный процесс

Введение

У каждой организации — от детского сада до коммерческого банка — свое лицо, своя культура, свои традиции и своя репутация. Однако, несмотря на огромное различие форм и способов их существования, у всех есть множество общих черт, которые позволяют их объединить в единый социальный феномен: организации, как способ человеческой деятельности. Не познав их сущности, не поняв закономерности развития, нельзя ни управлять ими, ни использовать их во благо каждой личности и общества в целом.

Стремительное повышение роли организаций в жизни общества, быстрый рост и увеличение их количества привело к необходимости разработки научного подхода к изучению организаций, методов и принципов эффективного управления ими. В последние десятилетия изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых представителей различных научных дисциплин: менеджмента, социологии, социальной психологии, экономической науки, юриспруденции. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для прошлого столетия, внесли немало нового в развитие управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, методов управления ими.

Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления — среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

Объект теории управления — это управление как процесс и как механизм.

Предмет теории управления — управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов теории управления и ее роль в обществе (на примере конкретной организации).

Объект исследования: структура управления МБОУ «СОШ № 172» г. Зеленогорска Красноярского края.

Предмет исследования: механизмы формирования структуры управления.

Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

определить понятие и сущность структуры управления;

изучить механизмы формирования структуры управления;

исследовать структуру управления МБОУ «СОШ № 172» г. Зеленогорска Красноярского края.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Теория управления: понятие, предмет, роль в обществе

1.1 Понятие, предмет, метод и категории теории управления

Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии философии, кибернетики, психологии, экономики

Понятия «менеджмент» и «управление организацией» чаще всего используются как взаимозаменяемые. Управление — всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется, а менеджмент его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению деятельности организации. Именно отделение управленческой работы от производственной привело в возникновению самостоятельного вида деятельности — менеджмента.

Теория управления — это наука, изучающая:

процессы управления в социально-экономических системах;

содержание и форму управленческих отношений, законы и законо-мерности их возникновения и развития;

принципы эффективного управления.

5 стр., 2291 слов

Управление общественными отношениями 2

1.1910г. президент Джефферсон, США. 2.В системе государственного управления. 3.1910-20гг, 20 века в США. 4.Айви Ли журналист. 5.1920-40гг. Бернейс. 6.Ф.Рузвельт. 7.Частные компании. 8.1955г.- международная ассоциация ПР. 9.1978г. Мехико. 10.Внутренняя и внешняя среда какой-либоорганизации или управленческой структуры (персонал, потребители, посредники, конкуренты)-общественность. 11.Связи- ...

Объектом теории управления является управленческие процессы, протекающие в территориальных, профессиональных и иных группах людей, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства человека, т. е. управленческие отношения. В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления.

Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей. В управленческих отношениях проявляется особый характер социального взаимодействия — соподчиненность, субординация, предполагающая авторитет целого и этому авторитету.

Предмет теории управления — область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование.

Предмет теории управления— управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования, а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

Составными элементами предмета теории управления выступают:

сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

механизм управления разными системами социально-экономического организма;

механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т. д.);

14 стр., 6636 слов

Управленческие отношения

... с осуществлением ими властных функций и полномочий. Исследование управленческих отношений является популярной темой в теории управления: так, Ф. Тейлор затрагивал вопросы человеческого ... конфликтам и ссорам. В общем и целом управленческие отношения являются мерой благополучности, стабильности развития организации. Управленческие отношения присутствуют во всех организациях, носят субъективный ( ...

приемы, техника и методика процесса управления;

структурные элементы системы управления;

общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих явлений;

основные категории, используемые в управленческих науках.

Категория — это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Каждая наука оперирует своими специфическими категориями, и теория управления не исключение из этого правила. Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.

Вычленение объекта и предмета теории управления позволяет дать определение данной отрасли знания.

Значение любой науки в жизни общества определяется теми целями, которые она решает и темы функциями, которые она выполняет.

Цели теории управления можно сформулировать следующим образом:

изучение наиболее важных, типичных фактов управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

определение основных тенденции развития управленческих процессов;

построение вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

К функциям теории управления следует отнести:

познавательную, связанную с изучением сущности управленческих отношений, основных особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности, ее роли и значимости в развитии общества и его подсистем;

3 стр., 1228 слов

Проблема психологического климата коллектива в современной научной литературе.Исследование влияния стиля управления руководителя на межличностные отношения

Содержание Введение 3 1. Проблема психологического климата коллектива в современной научной литературе. 6 1.1. Сущность и понятие группы и межличностных отношений 6 1.2. Классификация стилей руководства в коллективе 9 1.3. Психологический климат трудового коллектива 13 2. Исследование влияния стиля управления руководителя на межличностные отношения сотрудников 18 2.1. Постановки проблемы и задач ...

оценочную, ее суть состоит в том, чтобы оценить в какой мере соответствует или не соответствует существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям развития этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения;

прикладную, связанную с разработкой научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления обществом и его элементов;

прогностическую, направленную на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом будущем;

образовательно-воспитательную, ее предназначение состоит в распространении знаний об управлении, его основных задачах, принципах, функциях, механизмах среди управленческих кадров и широких слоев населения;

идеологическую. Идеология — это система основополагающих взглядов на существующие общественные отношения (в т.ч. и управленческие отношения) в соответствии с положением и интересами личности, социальных групп, общества в целом. Теория управления аккумулирует и приводит в систему управленческие идеи и оказывает влияние на сознание субъектов управленческих отношений.

Таким образом, теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.

Теория управления при изучении своего предмета опирается на собственную методологию — совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:

9 стр., 4117 слов

Функции управления и принятие управленческих решений в ресторане

... управленческая деятельность остаётся искусством. Один из её представителей – Друкер – профессор менеджмента. Существуют современные теории управления ... уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. Рестораны организуют ... процесс принятия управленческих решений Система оценки работников ресторана. Система оценки, действующая ... требуют решения в определенный период времени. Для этого в ...

философская методология (совпадает с гносеологией);

общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;

специально-научная методология, т. е. методология теории управления;

методика и техника научного исследования.

Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология — как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности. Методология теории управления подвержена изменениям. Она обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания управленческих отношений и процессов, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.

1.2 История развития теории управления

В развитии и теории практики управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.

Первые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно — общинного строя. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления. Богатый опыт управления государственным хозяйством был накоплен в Древнем Египте. Так, Сократ (470-399 гг. до н. э.) дал характеристику управления как особой сферы деятельности, а Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Второй период — научный (1776 г. — до настоящего времени).

В свою очередь научный период подразделяется на индустриальный период, период систематизации, информационный период.

. Индустриальный период (1776-1856 гг.) связан с развитием промышленности.

11 стр., 5045 слов

Управление человеческими ресурсами 7

СОДЕРЖАНИЕ     Введение       1. Организация отборочного собеседования по найму       2. Особенности проведения собеседования при приеме на работу 3. Анализ результатов собеседования       4. Проведение собеседований с работающим персоналом       5. Особенности итервьюирования. Схема интервью при приеме на работу     & ...

. Период систематизации (1856-960гг.) Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы и течения, меняются взгляды исследователей.

Первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Школа научного управления (1885-1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете». Ф. Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.

Разновидностью классической школы управления стала школа административного управления (1920-1950.) Она основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем (французский менеджер), главная идея которого — рациональное построение организации как иерархической структуры. Он выделял 5 функций управления: предсказание, планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. Представители административной школы: Л. Урвик, Дж. Муни.

Школа человеческих отношений как научное направление является естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления, и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет (1868 — 1933) , Элтона Мейо (1880 — 1949), А. Маслоу, Оливер Шелдон. В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя.

. Информационный период. Школа количественных методов (1950 г. — по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др.

В становлении и развитии науки управления в России также можно выделить три исторических периода.

Первый период (до революции 1917 г.) Серьезное внимание вопросам управления государством уделяется, начиная с XVII в., особенно в период правления Петра I. Определенный вклад в становление науки управления внесли идеи: экономиста А.Л. Ордын-Нащокина, кабинет-министра А.П. Волынского, управляющего горными заводами В.Н. Татищева, российского ученого М.В. Ломоносова, премьер-министра П.А. Столыпина и других мыслителей и практиков, высказывавшихся по общим проблемам управления (И.Т. Посошков М.М., Савин Н.И., Сперанский и др.).

Однако, как известно, рыночные отношения в нашей стране были развиты слабо, поэтому необходимых предпосылок для формирования теории и практики менеджмента в современном понимании не было. К чести российских специалистов следует отметить, что первые шаги в области научного менеджмента они сделали задолго до Фредерика Тейлора. Так, в 1860-1870-х годах сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ имени Н.Э. Баумана) разработали собственную методику рационализации трудовых движений, которая получила медаль «Преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. И эту методику сразу же стали активно внедрять английские промышленники.

В 1908 г. в России начали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента — «Административно-техническая библиотека», инициаторами выпуска которых были популяризаторы тейлоризма, горный инженер Л. Левенстерн и преподаватель Артиллерийской академии А. Пайкин. А в ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением. Так, в 1911-1912 гг. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым был прочитан курс «Организация заводского хозяйства».

Прерванные Первой мировой и Гражданской войнами, отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 1920-х годов. Первым их результатом стала формулировка «основных законов научной организации производства и НОТ», во многом сохраняющих свое значение до сегодняшнего дня.

Второй период (1917-1990 гг.).

Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е годы прошлого века, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии. Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.

Таким образом, в советский период идеи научного управления нашли свое продолжение и развитие. Были созданы научные организации и институты научной организации труда. Одно из важнейших достижений этого периода — обоснование принципов управления, учитывающих особенности социологической системы хозяйствования.

В середине 1980-х годов стала доминирующей идея перехода от командно-административной системы, развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. В результате победила идея «шоковой терапии», т.е быстрого перехода от плановой системы хозяйствования к регулируемому рынку (программа «500 дней», одним из разработчиков которой был Г. Явлинский.

Третий период (с 1991 г. по настоящее время) Это период непосредственного осуществления перехода к рынку и становления адекватной системы управления — менеджмента. В этот период сформировались новые принципы управления:

. Принципы невмешательства государства в предпринимательскую деятельность — децентрализации (государство управляло лишь общими правилами предпринимательской деятельности: лицензирование, законодательство, госзаказ и конкурс, судебные споры и др.).

. Смена моноцентрической системы хозяйствования на полицентрическую.

. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями.

. Формирование и деятельность российских коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) как самостоятельных структур.

. Развитие конкуренции — состязательности хозяйствующих субъектов.

Конец ХХ века был ознаменован отходом от технократического, рационального типа управления, утверждением новой парадигмы управления. Если для первых лет второй половины ХХ века было характерно стремление к увеличению управленческого контроля за всеми переменными производства, что обусловило необходимость использования количественных подходов к принятию управленческих решений, системного и ситуационного подходов, разработки стратегического планирования, то сегодня актуальными становятся новые подходы в управлении, новые принципы управления организацией. Опыт зарубежного управления дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления, основными принципами которой являются:

отказ от управленческого рационализма классических школ, в основе которого представление об организации как о закрытой системе, для которой решающим фактором в управлении является контроль, а цели и задачи рассматриваются как стабильные и неизменные в течение длительного времени;

инновационность как важнейший критерий профессионализма управленца;

признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Сегодня в бизнесе, в государственном управлении особое значение имеет социальная ответственность, предполагающая осознание и учет широких социальных целей при принятии управленческих решений;

новой парадигме соответствует понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе;

главное внимание стало поэтому уделяться организационной культуре, обеспечивающей удовлетворение потребностей высшего уровня, а также проблемам эффективных коммуникаций;

соучастие или партнерство, то есть непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации в процессе постановки цели, выработки миссии, контроле за результатом.

Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию организации к быстро меняющимся условиям, что выступает важнейшим фактором ее выживания в современных условиях.

Таким образом, для реализации процесса управления необходим механизм его реализации. Механизм управления — это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления. Все элементы управленческого процесса взаимосвязаны между собой и образуют систему, целостное образование.

Предмет теории управления — управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

Изучив теоретические аспекты теории управления, предмет и роль в обществе, в следующей главе рассмотрим их на конкретном примере, а именно МБОУ «СОШ № 172 г. Зеленогорска Красноярского края.

2. Теория управления и ее роль в обществе (на примере МБОУ «СОШ № 172 г. Зеленогорска Красноярского края)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 172» (МБОУ «СОШ № 172») г. Зеленогорска Красноярского края (МБОУ «СОШ № 172») расположена по адресу: 663690, г. Зеленогорск, улица Строителей, 19.

Главная цель школы: создание здоровьесберегающей образовательной среды для развития личности, её самореализации, жизненного и профессионального самоопределения.

Основная задача школы — предоставление разностороннего, универсального базового образования в сочетании с вариативными компонентами образования.

Школа самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и Уставом.

МБОУ «СОШ № 172» осуществляет свою деятельность на основании:

Устава, распоряжение администрации ЗАТО города Зеленогорска №2483-р 07.12.2011г.;

Лицензии на осуществление образовательной деятельности серия РО № 035451, регистрационный номер 6530-л от 18.01.2012 г.;

Свидетельства о государственной аккредитации ОП №019910 от 20.02.2012 рег. № 2782.

Школа является по типу — муниципальным бюджетным учреждением, по виду — средней общеобразовательной школой. Учредителем Школы является муниципальное образование город Зеленогорск Красноярского края.

Функции и полномочия Учредителя Школы осуществляет Администрация ЗАТО города Зеленогорска. Часть функций и полномочий Учредителя Школы передаются для осуществления следующим структурным подразделениям Учредителя:

Управлению образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорска;

Комитету по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорска.

Пределы осуществления переданных Управлению образования и Комитету функций и полномочий Учредителя Школы устанавливаются Уставом.

Полномочия собственника от имени муниципального образования город Зеленогорск осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с муниципальным правовым актом.

Школа находится в ведении Управления образования.

Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество. Школа приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

Школа имеет печати с изображением герба Российской Федерации, герба г. Зеленогорска и со своим полным наименованием на русском языке, иные необходимые для его деятельности печати, штампы, бланки.

Школа осуществляет операции с поступающими ей в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации) через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также через иные счета в банках, открытые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Школа от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Школа отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Школой собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Школой собственником имущества или приобретенного Школой за счет выделенных собственником имущества Школы средств, а также недвижимого имущества.

Контроль за деятельностью Школы осуществляется в порядке, установленном постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска

По состоянию на 1.09.2012 г. в МБОУ «СОШ № 172» обучалось 557 обучающихся, 23 класса-комплекта. Средняя наполняемость классов составляет 24.2 обучающегося. Контингент обучающихся стабилен. Движение происходит по объективным причинам.

Режим и условия обучения в МБОУ «СОШ № 172»организованы в соответствии с требованиями СанПиН.

Режим работы: 6-тидневная рабочая неделя; одна смена; оценки по четвертям; урок — 45 минут.

МБОУ «СОШ № 172» укомплектовано в 2012-2013 учебном году педагогическими кадрами по всем предметным дисциплинам.

Состав и квалификация педагогических кадров включает:

Всего работниковПо уровню образованияКвалификационная категория (кол-во,%)ВысшееН/высшееСреднее спец.Высшую12444045/1230/689/20

Распределение по возрасту, кол-во:

Возраст253035404550556065707580мужчин женщин——321-1—24676361—

Распределение педагогов по стажу:

СтажОт 2 до 5От 5 до 10 10От 10 до 20Свыше 20 лет свыш30Всего работников-21131

Курсы повышения квалификации:

Окончили курсы повышения квалификации2009-20102010-20112011-2012При ГМЦ3—При ККИПК РО131019Итого161019

Основным назначением методической службы школы остаётся создание условий адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников. Серьёзным направлением работы администрации является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров. В текущем году прошли курсы повышения квалификации 16 человек. Аттестация учителей — составная часть повышения педагогической квалификации. Она предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование деятельности, дифференцированную оценку результатов педагогического труда.

Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом на принципах единоначалия и самоуправления.

Структура управления представлена:

. Администрацией школы:

Зам. директора по УВР Сиряпова Альбина Геннадьевна.

Зам. директора по ВР Журомская Галина Александровна.

Зам. директора по АХР Сергеева Ирина Алексеевна.

Гл. бухгалтер Шевчук Наталья Николаевна.

. Формами самоуправления:

Общее собрание трудового коллектива Школы.

Педагогический совет Школы.

Управляющий Совет Школы.

Родительские комитеты классов.

Совет старшеклассников.

Непосредственное руководство Школой осуществляет Директором на условиях срочного трудового договора, заключенного сроком на 5 лет, прошедший соответствующую аттестацию директор Школы. Назначение директора Школы, прекращение его полномочий, заключение и прекращение срочного трудового договора с директором осуществляется Учредителем. В случае отсутствия директора (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность) несет его права и выполняет его обязанности, в том числе права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками Школы, заместитель директора Школы, а при его отсутствии — работник Школы, назначенный на основании приказа директора Школы, за дополнительную плату, либо лицо, назначенное Учредителем.

В случае назначения Учредителем лица, исполняющего обязанности директора, Учредитель заключает с ним срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего директора Школы, за которым в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором сохраняется место работы.

Директору Школы совмещение его должности с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне Школы не разрешается. Должностные обязанности директора Школы не могут исполняться по совместительству.

Директор Школы помимо работы, определенной трудовым договором, вправе на условиях, в том числе дополнительного соглашения к трудовому договору, осуществлять преподавательскую работу в классах, группах, кружках, секциях Школы без занятия штатной должности, которая не считается совместительством.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться директором Школы, определяется в трудовом договоре (дополнительном соглашении).

Директор Школы является единоличным исполнительным органом Учреждения и самостоятельно решает текущие вопросы его деятельности, отнесенные к компетенции Директора федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Красноярского края, муниципальными правовыми актами, Уставом, трудовым договором, заключаемым с директором.

Директор не вправе решать вопросы, отнесенные к ведению Учредителя

В частности, директор Школы:

обеспечивает выполнение муниципального задания;

без доверенности действует от имени Школы, представляет ее во всех учреждениях, органах и организациях;

заключает и расторгает договоры от имени Школы, выдаёт доверенности;

обеспечивает безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы Школы;

осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников, налагает взыскания и увольняет с работы;

открывает лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ;

открывает иные счета в порядке, установленном законодательством;

издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников Школы;

утверждает штатное расписание, структуру Школы, графики работы, расписание уроков;

утверждает Правила внутреннего трудового распорядка Школы с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном законодательством с учетом положений Устава;

распоряжается имуществом Школы, в порядке установленном действующим законодательством и настоящим Уставом;

несет ответственность за деятельность Школы перед Учредителем, Управлением образования, Комитетом в пределах переданных им полномочий;

распределяет учебную нагрузку педагогических работников Школы;

устанавливает в пределах финансовых средств заработную плату работников в соответствии с системой оплаты труда, установленной в Школе.

Директор Школы несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за результаты своей деятельности, в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и настоящим Уставом. Также директор несет:

ответственность в виде расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, при наличии у Школы просроченной кредиторской задолженности;

ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения Школой крупной сделки, в случае если эта сделка не была предварительно согласована с Комитетом;

ответственность за жизнь и здоровье детей и работников Школы во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.

Общее собрание трудового коллектива Школы собирается по мере необходимости, не реже 2 раз в год. К исключительной компетенции относятся:

избрание представителей работников Школы в состав комиссии по трудовым спорам;

защита прав и интересов работников Школы.

Общее собрание трудового коллектива Школы является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины работников. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников.

Педагогический совет Школы, объединяющий педагогических работников Школы, под председательством директора Школы:

производит обсуждение различных вариантов содержания образования, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;

организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

принимает решение о проведении в данном году промежуточной аттестации обучающихся в форме экзаменов или зачетов;

принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс, а также об его оставлении на повторное обучение в том же классе, продолжении обучения в форме семейного образования и исключении обучающегося из Школы;

принимает решение о награждении обучающихся Школы в случаях, установленных Уставом;

обсуждает годовой календарный учебный график.

Педагогический совет Школы созывается директором Школы по мере необходимости, но не реже четырех раз в учебный год. Внеочередное заседание Педагогического совета Школы проводится по инициативе директора Школы, по требованию не менее 1/3 части педагогического коллектива.

Заседание Педагогического совета Школы является правомочным, на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа педагогических работников Школы. Решение Педагогического совета принимается простым большинством голосов от присутствующих на заседании и оформляется протоколом. При необходимости решение Педагогического совета реализуется приказом директора Школы.

Управляющий Совет Школы формируемый с использованием процедур выборов, назначения, кооптации и вхождения по должности, наделяется полномочиями и обязанностями как коллегиальный орган. Совет создается в составе не менее 11 и не более 14 человек. В состав Совета входят:

директор Школы (вхождение по должности);

представители работников Школы (выборы);

представитель Управления образования (назначение);

представители обучающихся Школы (выборы);

представители родителей или иных законных представителей обучающихся Школы (выборы);

кооптированные члены.

Представители работников Школы избираются на Общем собрании в количестве не менее 2-х человек. Представители обучающихся Школы избираются на Совете старшеклассников в количестве не менее 2-х человек. Представители родителей или иных законных представителей обучающихся Школы избираются в количестве не менее 3-х человек, из председателей родительских комитетов классов. Представители родителей или иных законных представителей обучающихся Школы избираются от каждой ступени общего образования. Совет вправе кооптировать в свой состав иных представителей, в количестве не более 3-х человек.

Порядок деятельности Совета определяется Положением о деятельности Совета, утверждаемым Советом, в соответствии с которым компетенция Совета:

. Исполняет круг полномочий и обязанностей в интересах реализации своих планов (в том числе годового плана работы Совета, его комитетов и комиссий) последовательного достижения высоких результатов общего образования, укрепления здоровья и обеспечения прав каждого обучающегося;

. Полномочен и обязан:

Принимать Устав Школы, вносить изменения и дополнения в него;

Устанавливать: направления и приоритеты развития Школы (ежегодно); показатели результатов общего образования, укрепления здоровья и обеспечения прав обучающихся (ежегодно); порядок привлечения дополнительных источников финансовых и материальных средств; порядок введения (отмены) единой формы одежды для обучающихся и работников Школы в период учебных занятий.

. Утверждать:

компонент общеобразовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;

календарный учебный график;

правила поведения обучающихся в Школе;

режим работы Школы;

положение о договорных отношениях между Школой и родителями или иными законными представителями обучающихся;

перечень выбранных Школой учебников из утвержденных федеральных и краевых перечней учебников (ежегодно);

смету расходования дополнительных финансовых и материальных средств и отчет об ее исполнении (ежегодно);

ежегодный публичный доклад Школы о состоянии и перспективах общего образования в Школе, о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

план повышения квалификации педагогических работников Школы (ежегодно);

положение о порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся (ежегодно);

план школьного контроля образовательного процесса (ежегодно);

годовой план мероприятий Школы.

. Согласовывать:

отчет директора Школы об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, муниципального задания;

сдачу в аренду Школой закрепленных за ней объектов собственности;

Правила внутреннего трудового распорядка Школы;

Положение о порядке оказания Школой дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг.

. Вносить предложения Учредителю, Управлению образования:

по содержанию зданий и сооружений Школы и прилегающей к ним территории;

о расторжении трудового договора с директором Школы.

В Школе действуют на основании соответствующего положения классные родительские комитеты, которые содействуют объединению усилий семьи и Школы в деле обучения и воспитания детей, оказывают помощь в определении и защите социально незащищенных обучающихся. Родительские комитеты в классах избираются на общеклассных родительских собраниях в количестве, соответствующем решению собрания, избранные члены классного родительского комитета выбирают председателя и секретаря.

Все родительские комитеты имеют право обсуждения вопросов школьной жизни и принятия решений в форме предложений Педагогическому совету Школы и директору Школы, эти предложения должны быть рассмотрены с последующим сообщением о результатах рассмотрения. Родительские комитеты ведут протоколы своих заседаний, которые хранятся в делах Школы.

Совет старшеклассников — детский орган самоуправления, собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. В Совет старшеклассников входят обучающиеся — представители от каждого класса с 9 по 11 класс, который:

организует работу детского коллектива Школы;

принимает решение о проведении досуга, познавательной и трудовой деятельности обучающихся;

обсуждает формы работы;

оказывает помощь в работе клубной деятельности;

привлекает обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях;

является разработчиком и организатором школьных праздников.

Заседание Совета старшеклассников является правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов. Решение Совета старшеклассников принимается 2/3 голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета старшеклассников. Порядок деятельности Совета старшеклассников определяется Положением о Совете старшеклассников.

Забота о соблюдении прав обучающихся, родителей (законных представителей) и сотрудников Школы — основополагающий принцип деятельности школы, условие успешности и эффективности организации образовательного процесса в целом. В системе осуществляется пропаганда основных положений Устава школы, правил поведения обучающихся и других правовых документов, регламентирующих взаимоотношения и условия деятельности всех участников образовательного процесса.

В Школе создан и продолжает развиваться механизм рассмотрения и предотвращения возможных конфликтных ситуаций, отработан алгоритм взаимодействия административных, педагогических и ученических органов, обеспечивающих защиту прав обучающихся, педагогов и родителей. Органы школьного административно-общественного управления, рассматривающие вопросы защиты прав всех участников образовательного процесса: Управляющий Совет; Совет профилактики; Профком; Конфликтная комиссия школьного профкома; Собрание трудового коллектива; Малый Совет профилактики (ученический актив).

По заявлениям родителей, педагогов и обучающихся школы вышеназванные органы рассматривают вопросы, связанные с нарушением прав участников образовательного процесса, принимают решения и последовательно контролируют их исполнение.

Учебный годРодителиУченикиПедагоги2007-200811072008-20091582009-20100652010-20110522011-2012141

Порядок комплектования штата работников Школы и условия оплаты их труда осуществляется на основе трудовых договоров, заключаемых на неопределенный срок. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации заключаются срочные трудовые договоры.

К педагогической деятельности в Школе допускаются лица, имеющие профессионально-педагогическую квалификацию, в соответствии с требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Предоставление преподавательской работы Работнику, осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Школы и при условии, если учителя, преподаватели, для которых Школа является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

Заработная плата работнику Школы выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором, срочным трудовым договором, должностной инструкцией. Выполнение иных работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, анализ деятельности, а также состояние системы управления Школы показал стабильность в реализации целей и задач, определенных в плане работы. Учреждение вышло на стабильный уровень функционирования. Наиболее успешными, в деятельности МБОУ «СОШ № 172», учитывая приоритетные направления развития образовательной системы РФ и социальный заказ, направлениями деятельности школы являются:

. Обеспечение условий для реализации гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного и качественного образования;

. Создание современных, безопасных условий, соответствующих требованиям и нормативам образовательного учреждения;

. Сохранение высокого охвата обучающихся различными формами отдыха и оздоровления;

. Создание условий для планомерного перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты;

. Развитие системы общественно-государственного управления школой.

Новое качество образования в школе зависит от эффективного и профессионально грамотного обеспечения реализации вышеназванных приоритетных направлений.

Заключение

Итак, в первой главе курсовой работы нами изучены теоретические аспекты теории управления.

Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в т.ч. менеджмента, социологии, политологии философии, кибернетики, психологии, экономики.

Управление — всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению деятельности организации.

Теория управления — это наука, изучающая:

процессы управления в социально-экономических системах;

содержание и форму управленческих отношений, законы и закономерности их возникновения и развития;

принципы эффективного управления.

Объектом теории управления являются управленческие отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и работниками этих организаций и учреждений, в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними. Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей.

Предмет теории управления — область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование. Составными элементами предмета теории управления выступают:

-сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

-механизм управления разными системами социально-экономического организма;

механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т. д.);

приемы, техника и методика процесса управления;

структурные элементы системы управления;

общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих явлений;

основные категории, используемые в управленческих науках.

Целью второй главы курсовой работы является рассмотрение теории управления в организации на примере МБОУ «СОШ № 172» г. Зеленогорска Красноярского края.

Основная цель школы — предоставление разностороннего, универсального базового образования в сочетании с вариативными компонентами образования.

Функции и полномочия Учредителя Школы осуществляет Администрация ЗАТО города Зеленогорска. Часть функций и полномочий осуществляют структурные подразделения: Управлению образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорска; Комитету по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорска.

Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом на принципах единоначалия и самоуправления. Структура управления представлена администрацией школы и самоуправлением, в следующих формах: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Управляющий Совет, Родительские комитеты классов, Совет старшеклассников.

Одной из главных задач директора МБОУ СОШ №172 для развития и работы учреждения является подбор квалифицированного педагогического персонала, и административного состава; тесное сотрудничество с коллективом для получения полной информации (т.е. контролировать все организационные, учебные, финансовые вопросы учреждения).

Эффективность управления МБОУ СОШ №172 достигается с помощью: разделения труда; стимулирования в виде денежного поощрения, грамот, наград; стабильной зарплатой; систематической переподготовкой педагогического и управленческого персонала; разработкой новых учебно-методических программ; участие в конкурсах и олимпиадах местного, различного уровня, как учеников школы, так и учителей.

Список используемой литературы

1.Армстронг М. Основы менеджмента / М. Армстронг. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 438 с.

.Бурганова Л.А. Теория управления / Л.А. Бурганова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 153 с.

.Гончарова, Н.Е. Теория управления: конспект лекций / Н. Е. Гончарова. — М.: Приор-издат, 2006. — 224 с.

.Иванова Т.Ю. Теория организации / Т.Ю. Иванова. — М.: КНОРУС, 2012. — 432 с.

.Костин В.А. Теория управления: учеб. пособие / В.А. Костин. — М.: Гардарики, 2004. — 224 с.

.Макарова Н.Н. Теория организации. Конспект лекций / Н.Н. Макарова. — Томск: ТПУ, 2007.- 53 с.

.Мухин В.И. Основы теории управления: учебник / В.И. Мухин. — М.: Экзамен, 2003. — 256 с.

.Новиков Д.А. Теория управления организационными системами / Д.А. Новиков. М.: МПСИ, 2007. — 584 с.

.Орчаков О.А. Теория организации. Учеб. пособие / О.А. Орчаков. — М.: МИЭМП, 2010. — 235 с.

.Основы теории управления: учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 560 с.

.Публичный отчетный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 172» по итогам 2012-2013 учебного года / Утвержден на заседании Управляющего Совета 09.09.2013 г. — 23 с.

.Саак А.Э. Теория управления: Учебное пособие / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков. — Таганрог: ТРТУ, 2008. — 128 с.

.Сапожникова Т.И. Учебно-методические материалы лекционного курса по «Теории управления / Т.И. Сапожникова Чита: ЧГУ, 2009. — 144 с.

.Смирнов Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнов. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 375 с.

.Теория организации / Сост. И.А. Стоянов, Г.В. Панасенко. — Красноярск: МЭСИ, 2005. — 219 с.

.Теория управления: учеб. пособие / Г.А. Леонов. — СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2006. — 233 с.

.Теория управления: учебник. / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. — М.: РАГС, 2005. — 558 с.

Приложение