3. Структура курсовой работы

3.1 Курсовая работа должна включать в указанной ниже последовательности:

  • титульный лист (Приложение А),
  • реферат (Приложение Б),
  • содержание (Приложение В),
  • определения,
  • обозначения и сокращения,
  • введение,
  • основную часть,
  • заключение,
  • выводы,
  • список использованной литературы (Приложение Г),
  • приложения (Приложение Д).

3.2 При публичной защите работы могут использоваться демонстрационные материалы (презентация в формате PowerPoint).

4. Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы

4.1 Титульный лист

4.1.1 Титульный лист является первой страницей работы и служит источником общей информации.

4.1.2 На титульном листе приводят следующие сведения:

— наименование высшего учебного заведения;

— наименование факультета высшего учебного заведения;

— наименование выпускающей кафедры вуза;

— Ф.И.О. студента;

— Ф.И.О., должность, звание научного руководителя курсовой работы;

— вид работы (курсовая, дипломная, реферат);

— город и год выпуска отчета.

4.1.3 Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.

4.2 Реферат

4.2.1 Реферат должен содержать:

— сведения об объеме курсовой работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей работы, количестве использованных источников;

— перечень ключевых слов;

— текст реферата.

4.2.2.Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют её содержание и обеспечивают возможность информационного поиска в самом тексте работы. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются в строку через запятые.

4.2.3 Текст реферата должен отражать:

— объект исследования или разработки;

— предмет исследования или разработки;

— цель работы;

— метод(ы) или методологию проведения работы;

— результаты работы;

— степень внедрения (к примеру, данные, полученные студентом в процессе самостоятельной работы, были использованы (внедрены) в учреждении при организации определённых видов уставной деятельности);

19 стр., 9496 слов

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. Психологический факультет

... из указанных компонентов. Структура и оформление курсовой работы (подробно каждый пункт описан в разделе «Дипломная работа»): 1. Титульный лист (см. Приложение Д). 2. Реферат. 3. Содержание. 4. Введение. 5. Основной ...

— рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов исследования;

— область применения полученных результатов;

— экономическую эффективность или значимость работы;

— прогнозные предположения о развитии объекта и предмета исследования.

4.2.4 Реферат размещается на отдельном листе (странице).

Объем его не должен превышать 0,5 – 1 страницы. Заголовком служит слово «РЕФЕРАТ», написанное прописными буквами симметрично тексту.

4.2.5 Пример составления реферата приведен в приложении Б.

4.3 Содержание

4.3.1 Содержание включает введение, основную часть (главы), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы.

4.3.2 Слово «Содержание» записывается в виде заголовка, симметрично тексту, прописными буквами.

4.3.3 В содержании перечисляются заголовки глав и параграфов, заключение, выводы, список использованной литературы, каждое из приложений. Указываются номера страниц, на которых начинаются все разделы.

4.3.4 Пример оформления содержания дан в Приложении В.

4.4 Определения

4.4.1 Структурный элемент «Определения» содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в работе.

4.4.2 Перечень определений начинают со слов: «В настоящей курсовой работе применены следующие термины с соответствующими определениями».

4.4.3 Определение должно быть оптимально кратким и состоять из одного предложения. Термин отделяют от определения двоеточием.

4.5 Обозначения и сокращения

4.5.1 Данный раздел необходим, если в тексте работы необходимо использовать значительное количество (более 5) обозначений и/или сокращений, применяемых для данной работы (проекта).Структурный элемент «Обозначения и сокращения» содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в курсовой работе.

4.5.2 Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте с необходимой расшифровкой и пояснениями. При этом:

— сокращения в виде аббревиатур приводят после термина и отделяют от него точкой с запятой (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования; ГОУ ВПО);

— сокращения в виде краткой формы термина приводят после термина в скобках и выделяют полужирным шрифтом: Нейролингвистическое программирование (НЛП).

4.5.3 В тексте курсовой работы допускается приводить без расшифровки общепринятые сокращения, установленные в национальных стандартах и правилами русской орфографии: ЭВМ, НИИ, с. – страница, т.е. – то есть, т.д. – так далее; т.п. – тому подобное; и др. – и другие; в т.ч. – в том числе; пр.- прочие; т.к. – так как; г. – год; г.г. – годы; мин. – минимальный; макс. – максимальный; шт. – штуки; св. – свыше; см. – смотри; включ. – включительно и др.

18 стр., 8816 слов

Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки

... Это и обусловило выбор темы: "Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки". Цель исследования: определить педагогические условия эффективного использования текстового материала на уроках чтения ... ученых направлены на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ системы, на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах, на ...

4.5.4 В тексте при многократном упоминании устойчивых словосочетаний могут быть дополнительно установлены сокращения, применяемые только в данном тексте. При этом полное название следует приводить при его первом упоминании в тексте, а после полного названия в скобках – сокращенное название или аббревиатуру, например: «…абстинентный синдром (далее – синдром) …», «…посттравматический синдром (ПТСР)…». При последующем упоминании употребляют сокращенное название или аббревиатуру.

4.5.5 В тексте документа не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и соответствующими государственными стандартами.

4.5.6 В тексте следует избегать необоснованных (излишних) сокращений, которые могут затруднить чтение курсовой работы.

4.5.7 Допускается определения, обозначения и сокращения по усмотрению приводить в одном структурном элементе «Определения, обозначения и сокращения».

4.6 Введение

4.6.1 Введение должно содержать оценку современного состояния изучаемой социальной проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования, сведения о планируемом преобразовательном процессе. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами.

4.6.2 В элементе «Введение» указывают цель работы, область применения разрабатываемой проблемы, ее научное и практическое значение.

Во введении следует:

  • раскрыть актуальность темы;
  • охарактеризовать степень разработанности темы, изложив историю вопроса, дать оценку современного состояния теории и практики его решения; дать анализ научной литературы по проблеме;
  • указать противоречие, которое необходимо устранить в процессе работы и на этой основе сформулировать проблему;
  • определить объект и предмет исследования;
  • сформулировать цель и задачи работы;
  • указать методы исследования, обосновать их значимость;
  • охарактеризовать предприятие – базу производственной практики;
  • охарактеризовать практическую значимость работы (перечисляются наиболее значимые моменты);
  • охарактеризовать научную новизну и теоретическую значимость проведенного исследования;
  • перечислить ключевые положения, выносимые на защиту.

Рекомендуемый объем введения – 3-4 страницы.

4.6.3 Введение включает следующие элементы (их можно ассоциировать с вполне конкретными вопросами):

— проблема: что надо изучить изтого, что ранее в науке не было изучено?

— тема: как это назвать?

— актуальность: почему именно эту проблему нужно в насто­ящее время изучать?

объект исследования: что рассматривается?

8 стр., 3776 слов

Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы.

... учения- это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы. 3.1 Мотивация младшего школьника как ... мотивации. 4.​ Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности. Главным в оценке работы учащихся должен быть качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, ...

— предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследо­ватель для изучения?

цель исследования:какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получе­ния?

— задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

— гипотеза: что не очевидно в объек­те, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают дру­гие?

— новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

значение для науки:в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?

практическая значимость: какие конкретные недостатки прак­тики можно исправить с помощью полученных в ходе исследова­ния результатов?

Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и коррек­тируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследова­ния.

4.6.7 Структурный раздел «введение» заканчивается следующим смысловым элементом: Структура работы:содержание исследования изложено на ??? страницах печатного текста, включает в себя введение, две (три) главы, заключение, выводы. К тексту курсовой работы прилагается список использованной литературы (кол-во источников), а так же приложения.

4.7 Основная часть

4.7.1 В основной части приводятся аналитические данные, наработанные студентом (Приложение Е).

4.7.2 В основной части курсовой работы данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

4.7.3 Основная часть должна содержать:

а) обоснование выбора направления исследования, включающий обоснование методов решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения исследования;

б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований в данном направлении, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ;

в) обобщение и оценку результатов исследования, включающих оценку полноты решения поставленных задач и предложения по дальнейшим направлениям работы, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

4.7.4 Курсовая работа, выполняемая студентом по окончании 2 курса обучения должна включать 2 главы (теоретическая, посвящённая объекту исследования и собственно аналитическая, в которой студент раскрывает предмет своих научных интересов).

4.7.5 Для студентов 3, 4 курса обучения курсовая работа предполагает наличие 3 глав исследования. В первой главе раскрывается вся теоретическая основа работы, 2 глава посвящена российскому, а в лучшем варианте выполнения зарубежному исследованию по тематике, схожей с темой курсовой работы студента, в 3 главе раскрывается и обосновывается собственное практическое исследование, практические наработки по теме.

26 стр., 12557 слов

Методика и описание хода исследования. 46 Анализ результатов ...

... 43 2.1. Методика и описание хода исследования. 43 2.2. Анализ результатов исследования. 48 Выводы. 59 Заключение. 61 Список ... и в значительной мере влияют на ход выполнения работы и характер жизнедеятельности организации. Структура (уровни) корпоративной ... положения психологии корпоративной культуры в теоретической части исследования. 2. Подобрать адекватный инструментарий изучения корпоративной культуры ...

Примечание: при поиске российских и зарубежных исследований предпочтительно пользоваться периодическими изданиями, в которых приводятся современные социологические разработки (Приложение Е).

4.7.6 В основной части курсовой работы, представляющей собой теоретико-практическое исследование, излагаются результаты проведенного исследования.

4.7.7 В теоретической части демонстрируются умения самостоятельно работать с современной литературой, глубоко и всесторонне исследовать проблему, пользоваться современной научной терминологией и рационально-логическими способами исследования.

4.7.8 В аналитической части излагаются методы и результаты эмпирического анализа по теме, проведенного в ходе производственной практики. Студент должен показать знание современных методов инновационного анализа и умение применять их на практике.

4.7.9 В проекте предложений излагаются новые способы и средства практического решения проблемы на предприятии (в отрасли, регионе и т.д.)

4.7.10 Текст основной части делится на главы и параграфы. Соотношение объемов каждого из разделов определяется руководителем, исходя из особенностей разрабатываемой темы. Названия отдельных разделов не должны повторять название темы работы, названия параграфов не должны повторять название главы.

4.7.11 Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. Каждый подраздел или пункт начинается с абзацного отступа.

4.8 Заключение

4.8.1 Заключение должно содержать краткие обобщения по результатам выполненной работы, достижения/недостижения гипотезы исследования, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, научную, экономическую и социальную значимость работы.

4.8.2 В заключении нужно кратко подытожить проделанную работу, сделать общие выводы и предложения по результатам прохождения практики. Эти предложения должны быть написаны в виде рекомендации, в которой объясняется, почему такие предложения будут полезны в дальнейшей работе организации в данном социальном направлении. В заключении должно обозначиться собственное мнение и отношение студента к исследуемой проблеме.

4.8.2 Заключение должно содержать:

а) краткие выводы по результатам выполнения работы;

б) разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию полученных результатов.

4.9 Выводы

4.9.1 Выводы должны содержать краткие обобщения, оценку полноты решения поставленных задач исследования.

4.9.2 Выводы оформляются в точном соответствии с поставленными во введении курсовой работы задачами.

4.10 Список использованной литературы

4.10.1 Список использованной литературы характеризует глубину и широту изучения темы, демонстрирует эрудицию и культуру исследователя. В список включают все работы, на которые есть ссылки в тексте работы.

4 стр., 1519 слов

Анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов

... курсовой работы. 4. Анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов. 5. Оформление курсовой работы, библиографического списка, приложений. 6. Защита курсовой работы. В процессе выполнения и написания курсовых работ ... продуманный план (см. табл. 1) позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме.   Таблица 1 Пример рабочего плана ...

4.10.2 Кроме того, в списке использованной литературы могут быть указаны авторы, чьи труды были использованы в качестве вспомогательного материала при самостоятельной проработке темы, но которые не вошли в качестве цитат в текст курсовой работы.

4.10.3 Рекомендуется включать в список не менее 25-35 использованных работ (источников).

4.10.4 Источники в списке использованной литературы следует оформлять в алфавитном порядке.

4.10.5 Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка».Примеры описания отдельных источников приведены в Приложении Г.

4.11 Приложения

4.11.1 В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой по исследованию, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в другие структурные элементы курсовой работы.

4.11.2 В приложения могут быть включены:

— таблицы статистических различий полученных обработанных результатов;

— описание применяемых методик;

— инструкции, указы, распоряжения с места прохождения практики;

— акты внедрения результатов исследования и др.

4.11.3 Для более качественного и достоверного представления материала, используемого в качестве бланков анкет (тестов) рекомендуется представлять ксерокопии из первоначальных источников (если это книга, то копии листов с указанием страниц).

4.11.4 Все приложения должны быть перечислены в содержании курсовой работы с указанием их буквенных обозначений и заголовков.

4.11.5 Приложения следует оформлять в соответствии с Приложением Д.

5. Требования к оформлению текста курсовой работы

5.1. Требования общего характера

5.1.1 Курсовая работа выполняется на белой бумаге формата А4 с одной стороны листа компьютерным набором (в текстовом редакторе MicrosoftWord, через 1,5 интервала, шрифтTimeNewRomanвысотой 14 пунктов, обычной жирности, выравнивание по ширине строки, цвет – черный).

5.1.2 Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

5.1.3 Абзацный отступ выполняется одинаковым по всему тексту документа и равен пяти знакам(15-17 мм).

5.1.4 Курсовая работа должна быть сшита (сброшюрована) и иметь обложку.

5.1.5 Все страницы нумеруются от титульного листа, который считается первой страницей, хотя цифра «1» на нём не ставится. Нумерация страниц начинается со второго листа. Страницы ставятся в правом нижнем углу.

5.2. Заголовки

5.2.1 Главы и соответствующие параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание.

5.2.2 Заголовки разделов и их «Содержание» печатают симметрично тексту прописными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку и двоеточие в конце заголовков не ставят. После цифры нумерации заголовка точка ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

... отечественной психологии.   II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.   Методические рекомендации по составлению исторической справки:   Историю психологии ... в соответствии с правилами, принятыми для курсовых и дипломных работ. Работы включает титульный лист, содержание, основной текст, список использованной литературы. Ссылки на литературные ...

5.2.3 Не допускается выделение заголовка другим цветом, подчеркиванием.

5.2.4 Каждый раздел следует начинать с новой страницы.

5.2.5 Все заголовки отделяются от текста или от других заголовков пробелом.

5.2.6 Перед заголовком слова «глава» «параграф», «раздел», «подраздел» не указываются (всё уже обозначено в содержании).

5.2.7 Допускается только нумерация заголовков арабскими цифрами. Заголовки «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» не нумеруются.

5.3. Таблицы

5.3.1 Таблица помещается сразу же за первым упоминанием о ней. Название помещается над таблицей. Слово «Таблица» указывается один раз слева над таблицей. Если таблица не помещается на одной странице, то на следующем листе пишут «Продолжение таблицы 1».

5.3.2 Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается. Цифры в графах располагаются так, чтобы классы чисел во всей графе были точно один под другим и имели одинаковое количество десятичных знаков. Примечания к таблице пишутся под таблицей.

5.3.3 При делении таблицы на части слово «Таблица», ее номер и наименование помещают только над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 7».

5.4. Иллюстрации

5.4.1 Иллюстрация располагается по тексту сразу после первого упоминания, если она размещается на листе формата А4. Если формат больше, ее следует помещать в приложении.

5.4.2 Все иллюстрации подписываются словом «Рисунок» с указанием порядкового номера и названия (Рисунок 1 – Структура органов власти).

5.4.3 Нумерация иллюстраций допускается как по разделам, так и сквозная.

5.4.4 Порядковый номер иллюстрации обозначается арабской цифрой без знака «№» и без точки. Если нумерация идет по разделам, то перед порядковым номером иллюстрации ставят номер раздела (Рисунок 1.1 – Структура органов власти).

5.4.5 Название помещают под иллюстрацией симметрично изображению, в конце названия точку не ставят.

5.4.6 Иллюстрации могут иметь пояснительные данные. В таком случае название рисунка помещается ниже пояснительных данных.

5.4.7 Рисунки выполняются на той же бумаге, что и текст. Цвет изображения – черный.

5.4.8 Фотографии должны быть чёткими, контрастными, без фигурной обрезки краев. Если размер фотографии меньше формата А4, то она наклеивается на стандартные листы белой бумаги.

5.4.9 Иллюстрации размещаются так, чтобы их можно было рассматривать без поворота документа или с поворотом по часовой стрелке.

5.5 Цитаты

5.5.1 Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в другом издании. В этом случае ссылке должны предшествовать слова: Цит. по кн. …

6 стр., 2672 слов

Контрольная работа — Методы социально-психологического исследования

... решений, содержание которых поможет определить социально-психологическое исследование. Актуальность исследования может заключаться: Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся ... области их применения; обобщение, как компонент исследовательской работы. 7.        Создание классификаций, типологий: разработка и соотнесение классификаций ...

5.5.2 При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. Допустимы лишь следующие отклонения: могут быть модернизированы орфография и пунктуация по современным правилам, если это не индивидуальная орфография или пунктуация автора; могут быть пропущены отдельные слова в цитате при условии, что мысль автора не искажается и этот пропуск обозначается многоточием.

5.5.3 Цитаты закавычиваются. Кавычки не ставятся в стихотворной цитате, выключенной из текста.

5.6 Ссылки

5.6.1 В тексте обязательны ссылки на источники статистических данных, цитат, иллюстраций, таблиц и в других необходимых случаях.

5.6.2 При ссылке на использованные источники приводятся порядковые номера по списку использованных источников, оформленном в алфавитном порядке заключенные в квадратные скобки, и номера страниц: [9, с. 28].

5.6.3 При ссылках на собственную курсовую работу указывают номера структурных частей текста, формул, таблиц, рисунков. При ссылках на структурные части текста указывают номера разделов, приложений, подразделов, пунктов: «в соответствии с параграфом 2», «согласно формуле 4», «таблица 1.1, графа 3», «в соответствии с рисунком 1.2».

5.7 Язык и стиль изложения при выполнении курсовой работы.

5.7.1 В текстах научно-исследовательского характера не используется местоимение «Я», употребляется местоимение «мы».

5.7.2 Стиль изложения в таких работах носит формально-логический характер. Для текста должны быть характерны логическая последовательность изложения и смысловая законченность каждого фрагмента. Это достигается через соблюдение следующих правил:

— следует отражать в тексте последовательность развития каждой мысли, через использование таких слов как; в начале, прежде всего, затем, во-первых и т.д., значит, итак.

— следует раскрывать противоречивые отношения, которые отражают состояние исследуемого объекта, через использование таких слов: однако, между тем, тем не менее, вместе с тем и др. Особенно в 1 главе!

— в тексте должны быть раскрыты причинно-следственные отношения, если они представлены: через: следовательно, соответственно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, к тому же.

— в тексте переход от одной мысли к другой должен быть ярко выражен и корректен: прежде чем перейти; обратимся далее; рассмотрим теперь; остановимся на; необходимо рассмотреть

— каждый смысловой фрагмент текста (глава, параграф) должен быть резюмирован: итак; таким образом; значит; в целом; все сказанное выше позволяет сделать вывод; подводя итог; резюмируя.

— в качестве средств связи мысли в тексте, можно использовать причастия, местоимения, прилагательные: данный, указанный, обозначенный, определенный, этот, такой и прочее.

12 стр., 5805 слов

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...

... материалов исследования, навыки работы с научным текстом (цитирование, составление библиографических обзоров, списка используемой литературы и т.д.). Объем курсовой работыдолжен составлять20–25страниц текста (без учета списка использованных источников и приложений). 3 ...

— работа должна быть соответственно иллюстрирована: графики, схемы, таблицы, диаграммы. В среднем 1- 2 иллюстрации на один параграф. Каждая иллюстрация должна быть названа.

5.8 Обязанности руководителя курсовой работой

Руководитель выполняет следующие обязанности:

  • осуществляет текущий и итоговый контроль подготовки курсовой работы, вносит необходимые поправки;
  • обеспечивает рецензирование курсовой работы по существующим правилам;
  • даёт отзыв о работе студента в процессе выполнения курсовой работы.

6. Требования к оформлению доклада курсовой работы. Как написать?

Защита курсовой работы невозможна без доклада. Сама курсовая работа большая (обычно не менее 40 — 50 страниц) и понятно, что никто из комиссии ее внимательно читать не будет — разве что слегка полистают. Зачитывать самому студенту свою работу тоже никто не даст — и скучно, и времени нет. Студенту дается минут 7-10 (10 — это в лучшем случае), чтобы он рассказал, что в своей работе сделал. Далее идут вопросы от членов комиссии. Таким образом, доклад по курсовой в какой-то степени даже важнее самой курсовой работы.

Как написать доклад к защите курсовой? Часто руководители этот доклад требуют от студента вместе с готовой курсовой работой, но что там должно быть и как доклад должен выглядеть, не объясняют! На самом деле все просто — доклад к защите курсовой должен содержать все самое важное из работы. Но коротко и по делу. Казалось бы, возьми введение и заключение – и доклад готов. В основе своей доклады к защите так и делаются, но введения и заключения мало. Мало, потому что эта схема не показывает, что делал студент самостоятельно, чтобы получить выводы в заключении курсовой. А как же тогда писать доклад к защите? Смотрите инструкцию ниже!

Итак, объем доклада к защите – от 5 до 10 стр., хотя лучше уложиться в 7. Учитывая, что студент на защите волнуется, больше за 7-10 минут он все равно прочитать не успеет.

Не забудьте начать с обращения к председателю, членам комиссии и в конце поблагодарить за внимание. Примерно, это должно звучать следующим образом: «Уважаемый председатель комиссии, уважаемые члены комиссии, коллеги (это обращение к присутствующим студентам), позвольте представить вашему вниманию доклад по теме нашего исследования ТЕМА».

Свой доклад составьте из трёх частей.

И строго по следующей схеме:

  • актуальность или научный интерес темы исследования;
  • объект и предмет исследования в курсовой работе;
  • цель работы;
  • задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть поставленной цели;
  • общая структура курсовой работы, обусловленная указанными задачами;
  • методологическая и информационная базы исследования (первая — это какие методы применялись в работе, вторая — краткая характеристика использованной литературы).

  1. Все это берется из введения к диплому. По объему это страница-полторы. Примерное время на введение — 1,5 минуты.
  2. А далее (страницы 3-4) идет то, чего нет ни во введении, ни в заключении: Содержание работы. Первая глава – 2-3 минуты, вторая — 5 минут. Рассказывайте о сущности, задачах, методике и результатах проведенного исследования. Постарайтесь изложить свои мысли простым и даже, в определенной мере, популярным языком, но обязательно используйте и специальную терминологию.
  • что было сделано в первой главе дипломной работы. Здесь хорошо бы (но не всегда обязательно) привести название главы;
  • выводы, сделанные по первой главе;
  • что было сделано во второй главе и соответствующие выводы. И так по всем главам.

По ходу рассказа о том, что было сделано в каждой главе курсовой работы, можно ссылаться на рисунки, графики, таблицы. К примеру: «эти данные приведены в графике 1, которые свидетельствуют о…».

3. Далее идет информация (1-1,5 стр.), которую можно взять из заключения диплома. Приведите в сокращённом виде материал заключения работы. Здесь важно на каждый вопрос, поставленный в разделе «Цель работы», дать исчерпывающий ответ. Примерное время — меньше одной минуты.

  • ответы на поставленные выше задачи;
  • общий вывод по всей дипломной работе;
  • очень коротко, что конкретно было предложено студентом в рамках проработки своей темы, и какие предполагаемые результаты это дает;
  • заключение о достижении указанной цели и выдвинутой гипотезе курсовой работы;
  • несколько слов о перспективах и свое мнение по теме.

По окончании доклада говорится: «Доклад окончен. Спасибо за внимание, готов(а) ответить на ваши вопросы». В конце обсуждения вашей работы, высказанных замечаний целесообразно сказать следующее: «Благодарю за замечания, я учту ваши замечания в своей следующей курсовой работе».

Вот и все — доклад к защите курсовой работы готов!

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма титульного листа курсовой работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России)

Факультет клинической психологии, психотерапии и социальной работы

Кафедра общей и дифференциальной психологии

Зав.кафедрой общей и

дифференциальной психологии,

д-р психол.н.,проф. Алексеева Л.Ф. _______

«___»_____________2011

Название

(реферат)

Автор работы:

Ф.И.О. студента

специальность, курс, группа

Проверил: Шустикова А.П.

ассистент кафедры ОДП

Томск 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Пример оформления реферата

Реферат

Объем курсовой работы — 64 с., 12 схем и таблиц, 43 источника, 3 приложения

Ключевые слова: политический лоббизм, гражданское общество, демократия.

Объектом исследования является политический лоббизм как феномен.

Цель работы – проанализировать специфику политического лоббизма, его место и роль в условиях становления гражданского общества в современной России.

В процессе работы собран и систематизирован материал по проблеме политического лоббизма в современной России, его специфике и роли.

В результате работы было выяснено, что политический лоббизм обладает важной ролью в гармоничном существовании гражданского общества. В современной России проблема построения гражданского общества предоставляется первоочередной, решение которой находится в рамках формирования более активной политической культуры. Поэтому необходимо уделять большое внимание политическому лоббизму как в теории, так и на практике. Придание ему цивилизованных форм, способствующих эффективному протеканию общественной жизни, где граждане осознают свои интересы и могут реализовать их легальными способами – важная проблема, требующая внимания со стороны различных специалистов.

Другой образец

Объем курсовой работы 55 с., 4 рис., 12 табл., 35 источников, 2 прил.

ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Объектом исследования являются ______________________________________

Предметом исследования выступает______________________________________

Цель работы_________________________________________________________________

В процессе работы проводились экспериментальные исследования и т.п.

В результате исследования впервые были созданы, апробированы, выявлены и пр.

Степень внедрения — результаты по разработанной методике внедрены в исследовательскую деятельность учреждения______________________________________________________________.

Далее по пунктам, указанным в описании составления реферата.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Образец содержания содержание

Введение 4

Глава 1. Формирование семейно-ролевых функций у девочек-воспитанниц женской гимназии как социально-педагогическая проблема9

1.1. Специфика женской гимназии как учреждения интернатного типа 9

1.2. Социально-педагогические особенности подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для девочек 21

1.3. Современное состояние семейного воспитания девочек-подростков – воспитанниц учреждения интернатного типа 38

1.4. Организация социально-педагогической деятельности по формированию семейно-ролевых функций у девочек-воспитанниц гимназии-интерната на основе программно-целевого подхода 50

Глава 2. Характеристика социально-педагогической программы семейного воспитания девочек-подростков в условиях женской Мариинской гимназии-интерната г. Томска61

2.1. Содержание социально-педагогической программы семейного воспитания «Счастливая семья» для девочек-подростков женской Мариинской гимназии-интерната г. Томска 61

2.2. Организационно-методические характеристики социально-педагогической программы семейного воспитания девочек-подростков – воспитанниц женской гимназии-интерната 68

2.3. Оценка возможностей социально-педагогической программы семейного воспитания «Счастливая семья» 72

Заключение 84

Выводы 86

Список использованной литературы 88

Приложение А. Анкета на выявление уровня информированности по проблемам семьи и семейных отношений 96

Приложение Б. Опросник для исследования уровня эмпатийных тенденций 99

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Список использованной литературы

1. 9 мая 1945 года [Текст]: // Известия: газ. – 1945, 12 мая.

2. XXI век глазами Достоевского: мат-лы междунар.конф., состоявшейся в университете

Тиба (Япония) 20 – 25 августа 2000 [Текст]. – М.: ИД «Грааль», 2002. – 560 с.

3. Вехи. Из глубины [Текст]. – М. : Правда, 1991. – 608 с.

4. Виват Капелла! Летопись (1959 – 1994) [Текст]: втор и сост. Н.З. Шафоростова/ Н.З. Шафоростова. – Томск : Изд-во Том.ун-та, 1994. – 136 с.

5. Кемпбелл, А. Медицинская этика [Текст]: учебное пособие для вузов: пер. англ/ А. Кемпбелл, Г. Джиллет, Г. Джонс. – 2- е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

6. Хрусталёв, Ю.М. Философия науки и медицины [Текст]: учебник для аспирантов медицинских специальностей/ Ю.М. Хрусталёв, Р.И. Царегородцев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 512 с.

7. Дыркова, Л.А. Идентификация российского пути в постсоветском пространстве [Текст] / Л.А. Дыркова, Л.С. Сысоева // Философия и культура. – 2008. – № 11.– С. 29 – 36.

8. Дыркова, Л.А. Социокультурная антропология В.В. Розанова как образ русского народа и отечества / Л.А. Дыркова // Современные подходы в биомедицинской, клинической, психологической и социокультурной антропологии : материалы Всероссийской конф. с междунар. участием. Томск, 22 – 24 апреля 2008 г. : в 2 ч. – Томск : Иван Фёдоров, 2008. – Ч. II : Вопросы социокультурной антропологии. – С. 52 – 56.

9. Солженицын, А.И. Размышления над февральской революцией [Текст] / А.И. Солженицын// Российская газета. – 2007, 27 февраля.

10. Davidson, P. The Validationof the Writer s Propfetic Status in Russian Literary Tradition: From Pushkin and Iazikov through Gogol to Dostoevsky [Текст] / P. Davidson // The Russian Review. An American quarterly devoted to Russian past and present. Vol. 62. – Number 4 (October 2003).

– P. 508 – 536.

11. Duncan, P. J. S. Russian messianism: Third Rome, Revolution, Communism and after [Текст]/ P. Duncan. – L. – N-Y: Rout Ledge, 2002. – 202 p.

12. Александров, И. Противоречие вынесенного третейского решения по публичному порядку [Электронный ресурс] / И. Александров. – Режим доступа: http:/ www/yrclub/ru

13. Нарочницкая, Н. А. «Россияи Европа» на пороге третьего тысячелетия [Электронный ресурс] / Н.А. Нарочницкая. – Режим доступа: http:/www. narochnitskaia.ru/ cgi/-bin/ main.cgi? item

* Примечание.

1. Первыми в списке литературы идут издания, названия которых начинаются с чисел (см. п.1 и 2 Списка литературы).

2. Далее литература (монографии, статьи из периодических изданий) указана в алфавитном порядке (см. п. 3 – 9 Списка литературы).

3. Затем указывается литература на иностранных языках, также в алфавитном порядке (см. п. 10 и 11 Списка литературы).

4. В конце списка указываются авторы, чьи книги, научные публикации были заимствованы из Интернета (в алфавитном порядке), т. е. электронные ресурсы вместе с режимом доступа (см. п. 12 и 13 Списка литературы).

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Оформление приложений

1. Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах.

2. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

3. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста отдельной строкой.

4. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

5. Допускается обозначение приложений арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

6. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

18