страхи у детей дошкольного возраста 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…С.2.

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования страхов у детей школьного возраста и путей их устранения… С. 4.

1.1. Проблема детских страхов в психологии… С. 4.

1.2. Классификация страхов. Страхи, характерные для дошкольного

возраста…С.10

1.3. Выявление страхов у детей дошкольного возраста… С.17

Глава 2. Пути устранения страхов у детей дошкольного возраста… С.21

2.1. Когнитивно-поведенческий подход в устранении страхов в детском возрасте… С.21

2.2. Методика: Рисунок «Чего ты боишься больше всего?»…С.30

Заключение…С.35

Список литературы… С.37

Приложение…С.39

Введение

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми.

Дети дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции — это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... помощь в их развитии; целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению. 2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ...

Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт применения различных видов психотерапии при нервных, психических и соматических заболеваниях детей (З.Фрейд, А. Фрейд, Д. Леви, М. Клейн, В. Акслайн, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, В.И.Гарбузов, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин, В.В. Ветрова и другие).

Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей-дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому выбранная мною актуальна в наши дни и заслуживает дальнейших исследований.

Объект исследования — дети дошкольного возраста, испытывающие различные страхи.

Предмет исследования — страхи детей дошкольного возраста и их коррекция.

Цель работы — исследование проблемы страхов у детей дошкольного возраста и путей их устранения.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы исследования страхов у детей школьного возраста и путей их устранения,

2. Изучить классификацию страхов, страхи, характерные для дошкольного возраста,

3. Изучить особенности выявление страхов у детей дошкольного возраста,

4.Изучить пути устранения страхов у детей дошкольного возраста;

-Когнитивно-поведенческий подход в устранении страхов в детском возрасте

-Методика: Рисунок «Чего ты боишься больше всего?»

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования страхов у детей школьного возраста и путей их устранения

1.1. Проблема детских страхов в психологии

Для формирования концептуальных представлений о сущности феномена страха и выбора соответствующих методологических подходов к его коррекции представляется необходимым знакомство с теоретическими аспектами данной проблемы.

18 стр., 8898 слов

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

... .: Академия, 2000. 19. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 34-36 ... игры, и в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко: 1) Страх: незнакомая удивительная игрушка; поломка игрушки; ... 2-я степень (средняя) 3-я степень (высокая) Страх спокоен, нерешителен, малоактивен хмурит брови, возбужден, напряжен отказывается ...

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского даётся следующее определение: «Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительности или воображаемой опасности.».

В современном энциклопедическом словаре под редакцией В.П. Зинченко можно получить следующую информацию: «Страх, в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.) (7. — С. 89).

2) Одно из основных понятий экзистенционализма. Было введено Кьеркегором, различавшим обычный «эмпирический» страх-боязнь, вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределенный, безотчетный страх, тоску, метафизический страх, неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У Хайдигера страх открывает перед «экзистенцией» ее последнюю возможность — смерть.

3) Ранний психологизм, также различая рациональный страх перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный страх, трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплащенных желаний. В современном неофрейдизме страх становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характером современного буржуазного общества, и главным источником невроза.

Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время — Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматривают чувство страха как причину возникновения религиозных представлений и верований" (1. — С. 78).

10 стр., 4880 слов

Психологическое изучение страхов у детей дошкольного возраста

... 9, c. 156]. При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается ... образом, проанализировав разные трактовки понятия страха можно остановить свой выбор на определении данном В.В. Юрчук, ... который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет ...

Заслуживает внимания определение страхов в энциклопедии детского невролога (12. — С.123): «Страхи — разновидность отрицательных низших эмоций защитно-приспособительного характера, часто встречающихся у детей».

Представляет интерес определение профессора А.И.Захарова, в котором он отмечает значение страха: «Страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким образом может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности."(6. — С. 56).

В психологической и медицинской литературе страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений).

По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение. Страхи бывают возрастные (психологические) и клинические (патологические).

Возрастные страхи, по мнению А.И.Захарова, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребёнок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес).

Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных, временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и кощеем как символом зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путём научения в процессе формирования личности, выражая определённые ценности, принятые в той или иной общественной среде.

9 стр., 4315 слов

Субъект обследования — человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи

... тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи. На современном этапе развития ... логопеду, прежде всего, как к человеку, который будет выискивать у «бедного» ребенка недостатки и ошибки. Кому же ... состояние, при котором ребенок вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми) начало обследования проводят «из ...

Возрастные (психологические) страхи у здоровых детей обусловлены недостаточной информированностью о внешнем мире. Такие страхи всегда детерминированы, быстро проходят, не вызывая видимой дезадаптации. Клинические (патологические) страхи не всегда психологически понятны имеют выраженный и стойкий характер, приводят к дезадаптации детей или входят в структуру определённого заболевания. Повышенную склонность к страхам имеют дети с врождённой детской нервностью, резидуально-органической патологией, тревожно-мнительным характером, невротическими расстройствами. Иногда у детей с выраженной умственной отсталостью, шизофренией отмечается понижение склонности к страхам по сравнению со здоровыми. В детском возрасте психологические и патологические страхи не всегда можно чётко дифференцировать.

Чаще всего у детей встречаются ночные страхи и навязчивые страхи — фобии — навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни различных предметов, движений, действий, поступков, ситуаций и т. д.

Невропатия — наиболее распространённый вид врождённой нервности у детей, в происхождении которой играет роль наследственный фактор и стресс матери во время беременности (4. — С. 89).

Неврозы — группа наиболее распространённых нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе к-рых лежат временные, т. е. обратимые, нарушения нервной системы, возникающие под влиянием психотравмирующих воздействий. Закладываются преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. При неврозах на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Клинически выделяют три основные формы невроза: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Неврозы -обратимые расстройства. В их лечении особое место принадлежит методам психологической коррекции и психотерапии. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н.Мясищеву: «Невроз — психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери».(8. — с. 56) Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ногпеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций (31. — С. 45).

8 стр., 3866 слов

Глава2 Семья и ребенок жизнь продолжается

... к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придете, чем люди (дети) будут от­личаться ... ребенка с людьми, которые раньше бывали в Доме. Ваш сын или дочь пришли в мир жить и делить жизнь с другими людьми. ... психотерапевтические методики, с помощью которых он поможет ребенку избавиться от беспокоящих его страхов, тревог, научит общаться со сверстниками и взрослыми ...

Страх преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх, как отмечает А.И. Захаров, является неотъемлемым звеном в эволюции человеческого рода, так как предотвращал опасные для жизни «безрассудные и импульсивные действия человека» (9. — С. 15).

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать целую гамму чувств и переживаний.

В своей основе страх является совершенно нормальной эмоцией, он также неотделим от жизни, как радость, любовь, печаль и гнев. Однако страх имеет гораздо большее значение, чем другие переживания человека: он защищает нас, людей, от того, чтобы мы не попадали в ситуации, за которые мы должны были бы при определенных обстоятельствах расплачиваться своей жизнью. Он учит нас, как поступать в случаях возникновения опасности, учит выбирать правильную тактику поведения. Без этого важнейшего чувства человечество не смогло бы выжить. В сущности, при возникновении опасности человек имеет две возможности: напасть, т. е. действовать активно, либо пуститься в бегство. Какую из них он выберет, зависит от многих факторов, в том числе и от размеров угрозы, располагаемого опыта борьбы с ней, от своей физической и духовной конституции и своего воспитания.

19 стр., 9321 слов

Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2

... nbsp;  В связи с частыми ситуациями обмана в жизни некоторых людей, необходимо так же рассмотреть некоторые сценарные ... признаки обмана начинают появляться уже при среднем уровне страха. В результате длительной практики успешных обманов боязнь разоблачения ... об этом человеке. И количество информации должно быть прямо пропорционально важности сделки. Чем больше опасность многое потерять, ...

Страхам подвержены не только взрослые, но и дети. Детские страхи стали предметом изучения с начала 20 века. Научное понятие отреагирования было впервые введено З.Фрейдом. «Отреагирование» обозначает новое эмоциональное переживание ситуации, которая некогда была пережита с чувством страха. Д. Леви считал, что воссоздание травмирующего события позволяет ребёнку освободится от боли, напряжения и страха, вызванных этим событием. Гоуф Хэмбидж дал более широкое описание работы Леви под заголовком «Структурная игровая терапия», где он более решительно вводил события. Следом за установлением терапевтических отношений, в сценарий непосредственно вводились ситуация продуцирующая тревогу и страх, она проигрывалась, а затем ребёнку разрешалось играть свободно, чтобы он мог оправиться от навязчивой ситуации. Показателен и опыт А. Фрейд в оказании помощи детям, пережившим бомбёжки Лондона в годы второй мировой войны. Если ребёнок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страхов и пережитое не развивалось в психическую травму (тем самым и в невроз, по нашему мнению).

Весомый вклад в изучение проблемы страхов внесли: Мелани Клейн, Д. Морено, Джесси Тафт и Фредерик Аллен, Вирджиния Экслайн. В дальнейшем страхи стали включать в раздел «Неврозы» и этой проблемой занялись такие исследователи, как Т.П. Симеон, Е.Е. Сканави, В.М. Бехтерев, Г. Е. Сухарев, В.Н. Мясищев, В.Е. Рожнов, Б.Д. Карвасарский, A.M. Свядощ, А.И. Захаров и другие. (12. — С. 88).

Оценивая вклад отечественной психологии в понятие феномена страха необходи…

**************************************************************

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector