СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН на примере ГУ СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

(на примере ГУ «СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ»)

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕР-

ШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРА-

БОТНЫХ ГРАЖДАН ………………….………………………………… 7

1.1 Понятие профессионального обучения безработных граждан, его сущность и значение для рынка труда …………………………….. 7

1.2 Особенности профессионального обучения безработных граждан 13

1.3 Нормативно-правовое регулирование профессионального обуче-ния безработных граждан …………………………………………… 26

2 АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ

ГРАЖДАН В СЕВЕРОУРАЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ……… 31

2.1 Краткая характеристика ГУ «Североуральский центр занятости» 31

2.2 Анализ организации профессионального обучения безработных граждан ГУ «Североуральский центр занятости» ………………… 36

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТ-

НЫХ ГРАЖДАН В ГУ «СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОС-

ТИ» ………………………………………………………………………… 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

ПРИЛОЖЕНИЯ 58

ВВЕДЕНИЕ

Современное российское общество находится в новых социально-экономических условиях, придающих социальной политике новые ориентиры. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов людей. Во все периоды истории человечества решающую роль в социально-экономическом прогрессировали трудящие массы – главная производительная сила общества.

Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется продолжающимся сокращением численности занятого населения, ростом скрытой безработицы, увеличением продолжительности безработицы, а в отдельных территориях наблюдается тенденция к массовой безработице. Численность незанятых, но активно ищущих работу, составляет около девяти миллионов человек. Основными факторами, определяющими особенности российского рынка труда, являются:

1) продолжающееся уменьшение общего количества экономически активного населения;

2) постоянный рост числа «самозанятых» граждан;

3) несоответствие предложений рабочей силы по профессионально-квалификационной структуре требованиям работодателей, в том числе несоответствие предложения и спроса на рынке труда по профессиям, требующим высокого уровня квалификации работников;

7 стр., 3252 слов

Аффекты и профессиональное обучение

... Freud, 1915; Model, 1991). Первоначальное эмпирическое понимание терапевтом переноса составляет этап профессионального обучения, способного вызвать беспокойство. Практиканты нередко отмечают появление ощущения дополнительной нагрузки и ... другие люди неуважительно к нему относятся. 1.1.2 Подход, где в центре помещаются проблемы переноса и контрпереноса В учебном контексте усложняющаяся клиническая ...

4) неадекватность структуры и качества профессионального образования кадров потребностям рынка труда;

5) насыщение рынка труда незанятыми выпускниками общеобразова-тельных и профессиональных учреждений.

Существенным фактором воздействия на рынок труда становятся выпускники общеобразовательных школ и подростки, прекратившие обучение по разным причинам.

Необходимо принимать меры, чтобы молодежь выходила на рынок труда социально защищенной, имея профессии, специальности, полученные в профессиональных образовательных учреждениях.

Напряженность на рынке рабочей силы усиливается также несоответствием объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, все еще ориентированных, в основном, на отраслевой принцип подготовки кадров, что входит в противоречие с кадровыми потребностями территорий. В связи с этим около 30 процентов выпускников учреждений профессионального образования не могут своевременно найти работу по полученным профессиям, специальностям, а многие из них вовсе ее не находят.

Безработица обязательный элемент рыночной экономики. В случае же превышения допустимой нормы безработица влечет за собой негативные социальные последствия: ухудшение отношений в семье; рост преступности; увеличение заболеваний сердца и др.

Выбранная тема дипломной работы является очень актуальной на современном этапе, т. к. профессиональному обучению предшествует профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения, направленная на содействие гражданам, особенно молодежи, в выборе оптимального вида занятости, планировании и сопровождении их профессиональной карьеры.

В связи с изменениями, произошедшими в общественной жизни и экономике, существенные изменения претерпела и психология людей, особенно молодых, их жизненные ценности, нравственные ориентиры и устремления, утрачена мотивация к труду. Обучить человека какой-либо специальности – задача посильная. Гораздо сложнее подготовить его психологически, настроить на мобилизацию внутреннего ресурса, направленного на производительный труд. И этот вопрос требует целенаправленной, системной работы специалистов-профконсультантов. В системе профориентации и профессионального обучения идет непрерывный процесс накопления практического опыта и знаний, определения специфических целей, задач и методов работы. Профориентационная работа не может быть эффективной без учета факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности, без знания социальных, нравственных и психологических особенностей личности, определяющих результат ее профессиональной и социальной адаптации.

В настоящее время все чаще проявляется необходимость оказания безработным гражданам психологической поддержки.

Все это указывает на то, что необходимо совершенствовать и развивать систему профессиональной ориентации и профессионального обучения для повышения конкурентоспособности граждан с целью трудоустройства.

Сегодня важнее оказать помощь конкретным людям, оказавшимся безработными, если смена профессии или повышение квалификации дают им реальный шанс трудоустройства.

Целью работы является проанализировать механизм профессионального обучения безработных граждан в ГУ «Североуральского центра занятости» и найти пути его совершенствования.

7 стр., 3254 слов

Социальное обеспечение безработных граждан. Психолого — ...

... работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Безработным гражданам гарантируются: бесплатное получение услуг в сфере профессиональной opиентации, профессиональной ... устройства, профессионального обучения. При этом регистрировать­ся в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также ...

Объектом исследования является социальная защита безработных в ГУ «Североуральского центра занятости».

Предметом исследования выступает профессиональное обучение безработных как способ социальной защиты населения.

На основе выработанной цели определены следующие задачи исследования:

1. Показать специфику социальной работы в сфере занятости.

2. Рассмотреть законодательную базу, регулирующую профессиональное обучение безработных.

3. Дать анализ деятельности службы занятости и раскрыть механизм профессионального обучения безработных в ГУ «Североуральского центра занятости».

4. Разработать рекомендации по совершенствованию профессионального обучения безработных.

Методологической основой дипломной работы являются принципы комплексности, системности, а также диалектический и статистический метод.

Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы из наименований. Работа содержит фактический материал, обобщенный в 5 рисунках, 9 таблицах. Общий объем дипломной работы – 74 страницы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

1.1 Понятие профессионального обучения безработных граждан,

его сущность и значение для рынка труда

Профессиональное обучение безработных означает предоставление возможности безработным освоить новую профессию, специальность, повысить квалификацию, необходимую для последующего трудоустройства. Безработными признаются трудоспособные граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. [13, С. 18]

Профессиональное обучение безработных граждан стало одним из важнейших реальных факторов активной социальной политики содействия занятости населения. Оно может способствовать созданию благоприятных условий экономического роста, уровня и качества жизни людей. Возрастает численность граждан, направляемых органами по вопросам занятости на обучение. Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Если в 2003 году на обучение было направлено 113,5 тысяч человек, в 2007 году – 2111,6 тысяч человек, то в 2009 году около 243,0 тысячи человек. За период с 2003 года по 2009 год органы по вопросам занятости направили на обучение более 1,3 миллиона человек, а закончили его около 1,2 миллиона человек. [18, С. 56]

Согласно методологии Международной Организации Труда (МОТ) трудоустройство 55,0 и более процентов граждан, закончивших обучение, является высоким результатом, дающим право на приоритетное финанси-рование обучения. В Российской Федерации этот показатель в 2003 году составил 59,2 процента, в 2007 году – 84,3 процента, в 2009 году он достиг 88,3 процента. [17, С. 19]

21 стр., 10011 слов

Социальная работа с безработными 2

... безработным гражданам в КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края Нормативно-правовую и информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы по труду и занятости ... работы с безработными гражданами, способствующей повышению эффективности социально-психологической помощи безработным гражданам служб занятости. Материалы могут ...

Специфика профессионального обучения безработных заключается в том, что, с одной стороны, профессиональное обучение детерминировано факторами, определяющие особенности российского рынка труда, в том числе несоответствием образовательных потребностей личности спросу на рынке рабочей силы. С другой стороны, – это неотъемлемая составная часть всей системы непрерывного образования. [20, С. 17] Поэтому главной целью профессионального обучения безработных является повышение их конкурентоспособности. Цель может быть достигнута посредством предоставления им различных образовательных услуг, формирующихся на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогнозов развития рынка труда.

Основными принципами построения системы профессионального обучения безработных являются:

1) профессиональное обучение рассматривается как интегративный процесс, включающий в себя приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, а также проведение с ними профориентационной работы и осуществление психологической поддержки;

2) преемственность обучения с имеющимися образовательным потенциалом и навыками трудовой деятельности граждан;

3) формирование адекватного требованиям рынка труда содержания обучения, широкое внедрение современных эффективных технологий обучения;

4) многоканальность источников финансирования и оптимизация затрат на оказание услуг по профессиональному обучению;

5) тесное взаимодействие органов по вопросам занятости со всеми специ-альными партнерами, участвующим профессиональном обучении. [12, С. 3]

Профессиональное обучение безработных, являясь важнейшим направлением социальной политики в области занятости, призвано решать следующие основные задачи:

1) реализовать социальный заказ на подготовку квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда;

2) формировать оптимальный баланс потребностей безработных в профессиональном обучении путем предоставления им возможностей в выборе профессий, специальностей, рода занятий, образовательных учреждений, видов и форм обучения и потребностей рынка труда в определенной профессионально-квалификационной структуре рабочей силы;

3) способствовать развитию системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное (внутрифирменное) обучение персонала, расширение возможности самообучения, опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения. [12, С. 6]…………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного анализа, выявлены факторы риска возникновения повторных обращений граждан в службу занятости. Особенно большая вероятность длительной безработицы у женщин, молодежи, в возрасте от 16 до 29 лет, жителей сельских районов, инвалидов, длительно не работающих, освобожденных из мест лишения свободы. Данным категориям граждан особенно важно оказывать государственной услуги в области содействия занятости, в том числе оказания услуг по подготовке, переподготовке и повышения квалификации. В целях дальнейшего развития системы профессионального обучения, повышения качества, эффективности обучения, а также роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда возможны как традиционные, так и инновационные направления и формы работы.

9 стр., 4281 слов

в КОМИТЕТЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

... обучения, обеспечивающих как усвоение фактического и теоретического материала, так и активизацию мыслительной деятельности. База производственной практики – Государственное учреждение социального обслуживания Комитета труда и социальной защиты населения ... правовыми актами города Ставрополя, Положением о комитете труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя . 9. Комитет ...

В первую очередь, это возрастание роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство. Совместное планирование работодателей, центра занятости и образовательных учреждений

Помимо этого:

1. развитие качества рабочей силы посредством создания эффективного механизма социального партнерства службы занятости населения области, органов исполнительной власти, образовательных учреждений, работодателей и профсоюзных организаций;

2. повышение статуса профессионального обучения как преобладающего инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;

3. внедрение в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения инновационных социальных и педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества учебного процесса и конкурентоспособность граждан на рынке труда.

4. Использование данных форм и направлений работы позволит значительно поднять уровень профессионального обучения безработных, создать условия для сокращения безработицы в регионе, повысить качество рабочей силы, обеспечить занятость граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2006 г.) – Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301; собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410; собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

Официальный текст. – М.: изд-во Экзамен, 2005.

3. О занятости населения в Российской Федерации : Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1, ред. от 11.07.2011 — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: consultant.ru

4. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2006 N 819, Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02.2007 N 8895 — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: consultant.ru

5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ РФ в редакции федеральных законов от 30.06.06 № 90-ФЗ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.

6. Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1( с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Локальные нормативные акты

7. Коллективный договор ГУ «Североуральский центр занятости » на 2010–2012 гг.: Утв. На совете трудового коллектива 18.01.2010г.

8 стр., 3699 слов

Инвалидность населения в Российской Федерации

... данными является одной из основных характеристик, интегральным показателем здоровья населения, условий труда, жизни, быта, среды существования. Л.П. Гришина с соавторами ... (1000) Общая численность лиц трудоспособного возраста . Показатель первичной инвалидности детского населения: Число детей до 18 лет, впервые признанных инвалидами в отчетном году ...

8. Устав ГУ«Североуральский центр занятости». Утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2006г. № 1135-ПП.

Монографии одного, двух или трех авторов

9. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.,2005.

10. Блинова Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработица в российских регионах / Т.В. Блинова, В.А. Русановский. – М., 2002.

11. Боровик В.С. Занятость населения: учебное пособие. Доп. Мин. Обр. РФ / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. – Ростов н/Дону, 2007.

12. Бреев Б.Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев. – М., 2008.

13. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов: рек. Мин. обр. РФ/ Б.М. Генкин. М., 2005.

14. Глуханюк Н. С. Психология безработицы: введение в проблему / Н. С. Глуханюк, А. И. Колобкова, А. А.. Печеркина. – М., 2003.

15. Дикарёва А.А., Мирская М.И. Социология труда: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2007.

16. Мазин А.Л. Экономика труда: Учеб пособие/ А.Л. Мазин. – Нижний Новгород , 2001.

17. Ниворожкина Л.И. Моделирование поведения населения на рынке труда малого города / Л.И. Ниворожкина, Е.М. Ниворожкин, А.Г. Шухмин. – М., 2001.

18. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) / В.И. Плакся. – М., 2004.

19. Попов Ю.И. Введение в социологию труда и занятости.– М.,2003.

20. Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие. – М.,2009.

21. Рощин С.Ю. Экономика труда: экономическая теория труда. – М.,2001.

22. Рофе А.И. Экономика и социология труда. – М., 2006.

23. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. – М., 2007.

24. Рощин С.Ю. Выбор каналов поиска работы на российском рынке труда -М., 2004.

25. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.

26. Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. – М., 2006.

27. Ядов В. А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. М., 2003.

28. Джефри Сакс. Рыночная экономика и Россия М.:Экономика, 2004.

29. Гурьянов С.Т., Ночевник М.Н. Рыночная экономика: выбор пути. – М. Профиздат 2011.

30. Социальная работа (под общей редакцией проф. В.И.Курбатова – Ростов н/Д «Феникс», 2009 г..

31. Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда в современной экономической ситуации// Служба занятости – №1, 2011 г.

32. Висенс М. Растущая безработица и некоторые ее последствия // Служба занятости – №4, 2011 г.

33. Чершина Н.В. Социальные проблемы безработицы // Управление персоналом–2006 — № 8

34. Власов В. Новый порядок регистрации безработных // Служба занятости – №5, 2011 г.

35. Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда – М., 2009 г.

Статьи из газеты

36. Бреев Б.Д. О качестве занятости населения России./ Общество и экономика. Июль 2005.

37. Маслова И. Неформальная занятость в России./ Вопросы экономики. – сентябрь 2003.

38. Мелкумян А. Проблемы безработицы./ Экономист. Август 2005. 27. Нанавян А. Как становятся безработными причины и динамика.// Общество и экономика. Июль 2005.

10 стр., 4599 слов

1.Социология как наука: структура и уровни социального знания 2

... – посвящены отдельным социальным процессам (социология семьи, социология конфликта, социология труда и т.д.) 3. конкретно-социологические исследования, ... общественной жизни: - знания о социальном составе населения и социальной структуре общества - знания о ... изменениями социально – экономической системы, структурной перестройкой экономики (индустриализация) 4. Социализация личности Процесс формирования ...

Информация из сети Интернет

39. Анализ профессионального обучения безработных граждан /Официальный сайт Департамента по труду и занятости населения Свердловской области // www.szn-ural.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Структура Североуральского Центра занятости

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

КОТИРОВОЧНАЯ ЗАЯВКА

Дата: 20 августа 2010 г.

Кому: Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Североуральский центр занятости»

624480, Свердловская область, г. Североуральск, ул. Ватутина, 24

…………