Социально-психологические факторы аддиктивного поведения у подростков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ

КУРСОВАЯ     РАБОТА

на тему
:  «Социально-психологические факторы аддиктивного поведения у подростков
»

                                     Выполнила: студентка 4 курса

заочной формы обучения

факультета «Социальной работы, психологии и  педагогики»

специальности «Психология»

Рышкова   М.Ю.

                                         Проверил:   _______

или

                                                          Научный руководитель:

                                                                      кандидат психологических наук                                   

_________________
Курск – 2010 г.

10 стр., 4550 слов

Методические указания для студентов 3 курса заочного отделения ...

... 20 21 21 22 ПЕРЕЧЕНЬ дисциплин и форма оценки качества освоения курса студентами 3 курса заочного отделения (5 семестр 2009/2010 уч. года) 1. Общая психология - зачет - курсовая ... на понимание мотива как психологического феномена. 32. Мотив как сложное интегральное психологическое образование. Стадии формирования мотива. 33. Мотивационная установка. Компоненты структуры мотива по Е.П.Ильину. Борьба ...

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 
Глава 1.   Современное состояние проблемы формирования аддиктивного

                 поведения в подростковом возрасте.

1.1  Общая психологическая характеристика аддиктивного

поведения.                   

          1.2 Теоретический анализ социально-психологических факторов     аддиктивного поведения.                           

         1.3 Медико-психологические аспекты влияния психоактивных   веществ на психику человека.  
Глава 2.   Экспериментальное исследование социально-психологических                       

               факторов формирования аддиктивного поведения

                 у подростков.

2.1          Организация и содержание экспериментальной работы.

2.2          Анализ анкетных данных группы испытуемых. 

2.3          Основные направления профилактической работы по предупреждению аддиктивного поведения среди подростков в условиях  МОУ  «Средняя общеобразовательная школа  №30» г. Курска.
Заключение.

Список литературы.

Приложения.
Введение.

         Воспитание человека безупречного поведения – одна из важнейших задач современных образовательных учреждений. Это значит, что они обязаны знать и вовремя предупреждать влияние негативных факторов на формирование личности подрастающего поколения.

         Наиболее опасным периодом в плане формирования аддиктивного поведения является подростковый возраст. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным – все это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит подростка к употреблению психоактивных веществ. Отрицательные проявления аддиктивного поведения в подростковом возрасте возникают как результат сложного взаимодействия недостатков и пробелов  воспитания, которые трудно предусмотреть и установить вовремя. Психолого-педагогическая теория – база для эффективной коррекционно-воспитательной работы с подростками с аддиктивным поведением.

         Проблема потребления психоактивных веществ подростками актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь и наркотики совершили триумфальное шествие по планете, ибо для них не существует границ. В России эта проблема возникла ещё в 90-х гг. прошлого века. В это время публиковались работы врачей, психологов и педагогов на темы «детского алкоголизма» (Якубович, 1894; Португалов, 1895; Горячкин, 1896; и др.).

10 стр., 4605 слов

Неформальные объединения молодежи как фактор социализации подростков

... ИССЛЕДОВАНИЯ Неформальные объединения молодежи как фактор социализации. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Создание теоретического неформального объединения с идеальными факторами ... досуга и воспитанию подростков на базе организованного ... философский - психологический - лингвистический сленг - социально - психологический - религиозный - искусствоведческий - ... другие способы регуляции поведения членов группы. Группа ...

Но еще более острой эта проблема стала сейчас. В настоящее время ей посвящено множество исследований зарубежных и отечественных авторов (Битенский В.С., Вдовиченко А.А., Копыт Н.Я., Немчин Т.А., Еникеева Д.Д., Максимова Н.Ю., Завьялов В.Ю., Братусь Б.С., Булотайте Л.И., Буриан В., Вюрсмер Л. и многие другие).

         Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы аддиктивного поведения подростков с одной стороны и потребностями практики – с другой, так как неблагоприятная  современная  социально —   психологическая   обстановка         провоцирует возникновение аддиктивного поведения.

          О неблагополучии в подростковой среде свидетельствуют результаты многочисленных исследований, в которых освещаются некоторые вопросы касающиеся потребления психоактивных веществ подростками.

         Целью данного исследования было изучение социально-психологических факторов влияющих на возникновение аддиктивного поведения в отрочестве. Этим определяется круг конкретных задач данного исследования, а именно:

1)     Теоретический анализ состояния проблемы аддиктивного поведения в психолого–педагогической литературе.

2)     Изучение отношения подростков к употреблению психоактивных веществ.

3)     Выявление факторов, которые могут вызвать аддиктивное поведение подростков.

18 стр., 8541 слов

Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения ...

... помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, всегда были и останутся одной из главных забот государства. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка. Цель исследования: ...

4)     Раскрытие основных направлений профилактической работы в условиях     МОУ     «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Курска.

          
Гипотеза:
дети, испытывающие влияние неблагоприятных  социально-психологических факторов  в первую очередь подвержены  возникновению у них аддиктивного поведения.

         Объектом исследования выступили социально-психологические условия формирования личности подростка.

        Предметом исследования явились факторы (причины), способствующие потреблению алкоголя и/или наркотиков подростками.

        
Субъектом
исследования выступили подростки двух 11-х классов средней общеобразовательной школы.    

          В процессе исследования использовалисьследующие методы:

         анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

         включенное наблюдение;

         анкетирование;

         беседа.

          Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Курска с учащимися 11-х классов.

         Для исследования социально-психологических факторов влияющих на возникновение аддиктивного поведения в отрочестве использовались: опросник социализации для школьников «Моя семья» в интерпретации Е.Ф. Рыбалко, а так же  анкета,  содержащая 41 вопрос.

         Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и  приложения.

         Во введении аргументируется значимость и актуальность исследуемой проблемы, формулируется цель, задачи, гипотеза  и методы исследования.

         В первой главе исследуется проблема аддиктивного поведения подростков с точки зрения педагогической и психологической литературы, обозначаются социально-психологические факторы возникновения пристрастия к психоактивным веществам, приводятся медико-психологические аспекты влияния психоактивных веществ на психику человека.

3 стр., 1082 слов

Деловое общение. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ...

... и формой. Форма общения — это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу. Главное в ... больше достоинств, поскольку обеспечивает прямое восприятие партнеров и их поведение. В данном случае применяются два вида коммуникаций: вербальные ... служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом ...

         Вторая  глава  исследования содержит подробный анализ анкетных данных группы испытуемых, рассматривается существующая система профилактической и коррекционной работы с подростками по данной проблеме исследования.

         В заключении обобщаются результаты проведенной работы.

         В приложении представлены образец  анкеты  и  опросник социализации  «Моя семья» в интерпретации Е.Ф. Рыбалко, а так же заполненные анкеты, по двум диагностическим методикам, 3-х из 32-х  учащихся, принявших участие в исследовании.
1. 
Современное
состояние проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

1.1 Общая психологическая характеристика аддиктивного поведения.

          В современной психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «право­нарушения», «противоправные действия», «безнравственный про­ступок», «девиантное поведение».

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) определя­ется как отклоняющееся поведение,т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к друго­му человеку, к самому себе.

Наряду с нравственно положительными действиями существу­ют и отрицательные, аморальные действия или проступки, кото­рые представляют собой нарушение правил этики, моральных норм. С юридической точки зрения проступок— это посягательст­во на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности (личной, государственной), и он представляет собой противоправное, ви­новное действие или бездействие.

В отклоняющемся поведении (да и поведении в норме) посту­пок может проявляться в виде действия или бездействия челове­ка, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или огра­ничений и т.д.

При таком разнообразии проявлений и выражений поступка как части, единицы социального поведения само поведение человека может быть охарактеризовано как более многогранное, разнообразное и разностороннее.

3 стр., 1148 слов

Влияние стилей семейного воспитания на девиантное поведение подростков

... поведения подростков. Таким образом, объектом исследования является девиантное поведение подростков. Предмет исследования – влияние воспитательного потенциала семьи на девиантное поведение подростков. ... его личности, на становление особенностей характера и поведения ( ... подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, ...

Поведение человека, считает Б.Г.Ананьев, выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, и как практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностными отношениями; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности. Это необходимо учитывать при оценке и характеристике отклоняющегося поведения подростков, при определении причин и условий, его обусловливающих»1.

Необходимо отметить то, что   «поведение   охватывает все поступки

человека целиком как особый вид взаимодействия с окружающей средой.

         В поведении имеется внутренний план действия в котором проявляются сознательно выработанные намерения и цель деятельности, прогноз ожидаемого результата и сам результат. То есть поведение выступает как единство мотивационно-ценностной и операциональной сторон человеческой деятельности. Отсюда мотивы, которыми руководствуется человек,  в конечном счете, определяются не тем, что человек думает о поступках (хотя и это немаловажно), а общей линией поведения на протяжении длительного времени в различных условиях.

 __________________

1.Ананьев Б.Г.   Человек как предмет познания: Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1980. –  С. 156. — Т. 1.

         Основными видами девиантного поведения являются преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, сексуальная распущенность, и пр.).

Первый вид отклоняющегося поведения называется делинквентным. Делинквентное поведение это крайняя форма девиантного поведения, при которой человек уже приступает закон, совершая мелкие правонарушения и даже уголовно наказуемые действия. Второй вид, представленный такими действиями как злоупотребление алкоголем и потреблением наркотиков называется аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение это поведение человека, детерминируемое зависимостью от психоактивных веществ. Психоактивным (психотропным) веществом называется химическое вещество, способное вызывать при однократном приеме эйфорию либо другие желательные с точки зрения потребителя психотропные эффекты, а при систематическом приеме – психическую и физическую зависимость»1.

Социально-психологические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно, но не одна из классификаций не упускает из виду аддиктивное поведение.

5 стр., 2241 слов

Профилактика девиантного поведения подростков (на материале Новосибирской ...

... что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении подростков, чем потом бороться с уже наступившими последствиями. Проблема отклоняющегося ... в переходные периоды государственных переустройств, затрудняет ситуацию социального выбора и принятия норм подрастающим поколением. Сложным является и решение другой важной возрастной задачи этого ...

В психолого-педагогической литературе существует и дифферен­цированный подход к характеристике самого отклоняющегося пове­дения. Так, Л.М.Зюбин  выделяет четыре варианта отклоняющегося поведения:

« — первый — отклонения, не являющиеся нарушением общепри­нятых этических норм. Это может быть поведение, не соответст­вующее возрасту при нормальном психическом развитии (под­росток любит играть с игрушками детсадовской поры);

второй — нарушения общепринятых норм, не являющиеся пра­___________________

1. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.,2001.–С. 783.


вонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, при­ведут к правонарушениям;

  третий — правонарушения, т.е. поведение, нарушающее пра­вовые нормы, статьи административного или уголовного законо­дательства;

четвертый — отклоняющееся поведение, в значительной сте­пени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у подростков с психопатическими чертами лич­ности, у невротиков, у психически больных людей»1.

В других классификациях «отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характери­зуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее, по С.А.Беличевой, социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:

        -отклонения социально-пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении  от своих

гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир ис­кусственных иллюзий с помощью алкоголя, токсических и наркотических средств, суицид);

       — отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);

      — отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в дей­ствиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганст­ва, побои, нанесения телесных повреждений)»2.

___________________

1. Зюбин Л.М.   Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982. – С. 86.

2. Беличева  С.А.   Основы превентивной психологии. – М., 1993. – С. 38.


 « Как всякое действие, отклоняющееся поведение имеет внутрен­ний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.

3 стр., 1461 слов

Патохарактерологические особенности личностиу детей и подростков ...

... патохарактерологических особенностей личности у детей и подростков с отклонениями развития. Глава 1. Теоретические аспекты проблемы патохарактерологических особенностей развития личности детей и подростков с отклонениями в развитии 1.1. Патологическое (патохарактерологическое) развитие личности Понятие «патологическое развитие личности» было предложено ...

Соответственно девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях:

-как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.);

— как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);

          -как низкая общая культура, негативное отношение к общественным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на  узкогрупповые интересы и ценности);

— как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).

Все эти качества и свойства личности у детей, сложности в отношениях с окружающими и поведении ведут к трудностям в их обучении и воспитании.

         В.Н.Мясищев,  определяя наиболее типичные черты трудных подростков с отклоняющимся поведением, выделяет  следующие: отвращение к школе, вражда к учителю, отсутствие  интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворе­ние их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нару­шением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками»1.

     «Социально-психологический аспект в характеристике откло­няющегося поведения подростков нашел воплощение в работах С.А.Бадмаева, С.А.Беличевой. Глубокий научный анализ и обос­нованная характеристика трудновоспитуемости как варианта со­циальной дезадаптации индивида, т.е. неадекватности его пове­дения нормам и требованиям той системы общественных отноше­ний, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления, сделаны С.А.Беличевой. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации она выделяет сле­дующие уровни дезадаптации детей и подростков:

1)                              патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нерв­ной системы (проявляются в устойчивых (хронических) и неус­тойчивых формах);

12 стр., 5583 слов

Социология личности — историческое развитие и актуальные проблемы

... человек, от сплоченности общности, от форм регламентации поведения членов общества. Социальная общность обусловливает поведение конкретной личности через механизм отбора на ту или иную ... виды взаимодействия людей определяют конфигурацию, характерные черты, противоречия и тенденции развития общественной жизни. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность ...

2)                              психосоциальная дезадаптация — связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенно­стями ребенка, которые обусловливают его определенную нестан­дартность,       трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода или      специальных психолого-педагоги­ческих коррекционных  программ (выделяются устойчивые и вре­менные  неустойчивые нормы адаптации);

___________________

1.  Мясищев В.Н. Трудные дети и школа // Трудные дети в массовой школе. – Л., 1933. – С. 136.

              

              

3)                               социальная дезадап­тация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоци­альных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков)»1.

          Таким образом, непротивоправное девиантное поведение как, в том числе, и аддиктивное также в большей мере определяется недостатками воспитания приводящее к формированию относительно устойчивых психологических свойств воспитания, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления аддиктивного часто наблюдаются в подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

        Но, не смотря на все вышесказанное, аддиктивное поведение может сочетаться с  достаточно хорошим знанием нравственных норм.
___________________

1.  Беличева  С.А.   Основы превентивной психологии. – М., 1993. – С. 78.