Развитие Я-концепции в дошкольном возрасте

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке

1.2 Понятие, значение и структура «Я — концепции»

1.3 Источники развития и формирования Я — концепции

1.3. Развитие ребенка дошкольного возраста

1.4 Развитие «Я-концепции» в дошкольном возрасте

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.

Вклад в исследование «Я-концепции» внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: Бернс Р., Выготский Л. С., Джемс У., Кон И. С., Кули Ч. Х., Мид Дж. Г., Пантилеев С. Р., Роджерс К., Столин В. В, Хорни К., Шибутани Т., Эриксон Э. и другие.

«Я-концепция» возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.

Актуальность данной работы состоит в том, что процесс формирования и развития «Я-концепции» изучен недостаточно. Очень мало исследователей занимается проблемой развития самосознания у детей дошкольного возраста, изучением «Я-образа» и его компонентов, представленных в данном возрасте. Объясняется это методическими трудностями и отсутствием в распоряжении исследователей объективных показателей.

А ведь, дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

12 стр., 5789 слов

I. Концепция акцентуаций характера личности преступников

... греческого означает физически слабый. Особенности физиологического развития заключаются в том, что эти люди чаще всего узкоплечи, тело угловатое, ... К. Леонгард, А. Личко) осуществили попытку классифицировать акцентуированные личности. Не вдаваясь в подробности этой классификации, отметим лишь, ... подбородком. Черты лица резкие и мелкие. В детском возрасте они слабы и нежны. В период созревания ...

Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром; период, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия — это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.

Цель исследования — изучение процесс развития «Я-концепции» у детей дошкольного возраста.

Объект исследования — «Я — концепция»

Предмет исследования — развитие «Я-концепции» дошкольника.

Гипотеза — изучение «Я-концепции» у детей дошкольного возраста позволит выделить источники ее развития: представление о своем теле (телесное «Я»); язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях; субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе; идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина); практика воспитания детей в семье.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме.

2. Определить сущность понятия «Я-концепция», раскрыть ее значение и структуру.

3. Рассмотреть источники, факторы развития и формирования «Я-концепции».

4. Раскрыть особенности развития детей дошкольного возраста.

5. Изучить развитие «Я-концепции» в дошкольном возрасте.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что описанные нами основные психологические особенности «Я-концепции», ее структура и значение, источники развития в дошкольном возрасте помогут расширить знания о природе «Я-концепция».

Структура работы: введение, одна глава, выводы, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке

В научной литературе понятие «Я-концепция» появилось сравнительно недавно в связи с необходимостью исследования и описания глубинных структур и процессов личности. Оно употребляется вместе с такими терминами, как «самосознание», «самооценка», «образ Я», «Я», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно с ними связано.

Содержание и объем понятия «Я-концепция» до настоящего времени остается дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: Бернс Р., Выготский Л. С., Джемс У., Кон И. С., Кули Ч. Х., Мид Дж. Г., Пантилеев С. Р., Роджерс К., Столин В. В, Хорни К., Шибутани Т., Эриксон Э. и другие.

10 стр., 4637 слов

Личность как предмет социологического анализа. Социологические ...

Социологические концепции личности 2.1 Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда 2.2 Теория "зеркального Я" Чарльз Кули 2.3 Теория социальной интеракции Джорджа Мида 2.4 Теория социализации Ж. Пиаже 2.5 ... выводимым из социальных факторов. Необходимо различать такие понятия, как "личность", "индивид", "человек". Когда мы говорим о личности то, как бы выделяем из общей социальной структуры один из ...

Основоположником изучения «Я-концепции» принято считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» — познаваемое (эмпирическое) и «Я» — познающее (чистое), подчеркивая, однако, что такое деление условно и отделить одну сторону от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях. В структуре познаваемой части нашего «Я» он выделят физическую, социальную и духовную личности с компонентами каждой из которой мы себя отождествляем. [24]

Символический интеракционизм. В первые десятилетия нашего века изучение «Я-концепции» временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Ч. Кули и Д. Мид, ими был предложен новый взгляд на индивида — рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. [19]

В 1912 г. Кули предложил теорию зеркального «Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его «Я-концепцию». Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я».

Зеркальное «Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, «Я-концепция» формируется в процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

В соответствии с концепцией зеркального «Я» Джордж Мид также считал, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества), человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение.

Д. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. [19]

Другой подход к изучению «Я» предлагается психоаналитической школой. Подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я» индивида — эго. Проблематика «Я-концепции» рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, «культурно значимое достижение». [23]

Механизм формирования эго-идентичности, по Эриксону, во многом схож с описанным Кули и Милом действием «генерализованного другого». Однако Эриксон считает, что этот процесс протекает в основном в сфере бессознательного. Он критикует такие понятия, как «самоконцептуализация», «самооценка», «образ Я», считая их статическими, в то время как, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности (1968).

6 стр., 2789 слов

Глава 1. Кейнсианская концепция теории потребления

... а также, в известных пределах, денежную эмиссию. Глава 1. Кейнсианская концепция теории потребления В кейнсианской концепции поведение потребителя интерпретируется принципиально иным образом. Во-первых, величина дохода ... располагаемого дохода Кейнс сформулировал в виде основного психологического закона, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в ...

Формирование идентичности «Я» — характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности «Я», вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых условий личностного существования, — вот характерные черты динамического процесса развития эго-идентичности. Эриксон считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. В процессе формирования идентичности важно не столько конкретное содержание индивидуального опыта, сколько способность воспринимать различные ситуации как отдельные звенья единого, непрерывного в своей преемственности опыта индивида. [5]

Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть, как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.

Феноменалнстическое направление в психологии стимулировало разработку Роджерсом особого подхода в психотерапии, получившего название «терапия, центрированная на клиенте». Изменения, происходящие с индивидом в ходе психотерапевтического процесса, Роджерс смог объяснить на языке перцептивного подхода. Современное состояние теоретических разработок в изучении «Я-концепции» индивида в значительной мере достигнуто благодаря работам Роджерса и его клинической практике. [17].

В клиент-центрированной терапии К. Роджерса делается упор на конфликт между установками личностного «Я», возникшими под воздействием окружающих и непосредственным опытом индивида. Именно это, по его мнению, лежит в основе дезадаптации. Одним из положений его теории является взгляд на глубинные слои человеческой психики как на социализированные и позитивные по своей направленности. Автор различает понятия «Я» и «Я-концепция». Здесь «Я» — это результат непосредственного переживания своего реального опыта, а «Я-концепция» устойчивое образование, которое складывается на протяжении всей жизни, и на которое оказывают влияние такие факторы, как социальные нормы и реакции других людей на поведение человека [15].

Одно из направлений, сформировавшихся под влиянием идей К. Роджерса, представителями которого являются В. Б. Свэнн и С. Стилл, включило в себя множество трудов, направленных на изучение таких проблем, как организующая роль «Я-концепции» в общении, структурировании когнитивных процессов, механизмов поддержания имеющейся «Я-концепции». В. Б. Свэнн — автор теории верификации — утверждает, что «Я-концепция» нуждается в подтверждении со стороны других людей, что делает мир более предсказуемым и контролируемым, и является основой близких отношений и построения деятельности. С. Стилл — автор концепции самоутверждения — выделяет мотив самоутверждения как одну из детерминант поведения личности.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... преобразовывающей мир, можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой взаимосвязаны. ...

В исследованиях ряда ученых, таких, как Р.А. Неймейер, М.Д. Берзонский, Р.М. Перкинс, Дж. Адамс-Вебер и т. д. прослежено влияние «Я-концепции» на различные характеристики когнитивных процессов, таких, как организация памяти, когнитивная сложность, также на структуру образа Другого и различные личностные характеристики. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера личность в процессе самопознания, исследуя себя, достигает внутренней когнитивной согласованности. В теории конгруэнтности Ч. Осгурда и П. Танненбаума исследуется отношение, возникающее при сравнении внутри когнитивной структуры личности двух объектов — информации и коммуникатора. [10]

Среди исследователей «Я-концепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K. Роджерс. По мнению Р. Бернса «Я-концепция» — представления о себе как объекте самонаблюдения и самооценки. Эти представления делятся на реальное «Я» — как вижу себя в настоящий момент; динамическое «Я» — кем стремлюсь стать; фантастическое «Я» — кем бы я хотел быть; идеальное «Я» — то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы. [4]

Хотя в структуре «Я» большинство исследователей выделяют множество образов, наибольшая дифференциация встречается у американского психолога М. Розенберга. Наиболее существенные среди них

— это «настоящее Я», «фактическое Я», «динамическое Я», «возможное или будущее Я», «идеализированное Я», также как и ряд «изображаемых Я». Различения между «Я-реальным» и «Я-идеальным» присутствуют в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других.

Рассмотрение жизни человека как сценария легло в основу сценарного анализа, разработанного в рамках интеракционизма Э. Берна. Такой подход использовали такие исследователи, как А. Шютценберг, И. Гофман, представители нарративной психологии (Ротри, Х. Арендт).

Из них самой разработанной теорией «Я» как сюжета (или как драмы) является теория И. Гофмана. В ролевой теории социальной драматургии И. Гофман сравнивает театральные постановки с реальной жизнью. По его мнению, личность разыгрывает различные роли для достижения коммуникативных целей.

В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривалась в основном в русле изучения самосознания. Этой проблематикой занимались В.В. Столин, Т. Шибутани, А.А. Налачжанян, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе.

Анализ научной литературы показал, что существует множество подходов в изучении «Я-концепции», рассматривающих проблему в тесной связи с самосознанием личности, с различных теоретических позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой.

Но большинство авторов все множество теорий в исследовании «Я» делят на структуралистические и функциональные. К первой группе относятся все теории, рассматривающие «Я» как структуру, выполняющую определенные функции. Ко второй — исследующие «Я» как часть психического опыта, и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода — «Я» сложно и многомерно, согласно второму — едино и целостно. [10]

3 стр., 1113 слов

Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

... человека в феноменолог. теории личности Роджерса 32 25.1 Понятие архетипа в концепции К. Юнга 33 25.2 ... З. Фрейда 29 23.2 Полноценно функционирующий человек, его основные личностные характеристики (по К. Роджерсу) 30 24.1 Психологическая структура личности в концепции К. Юнга 31 24.2 Сущность природы ...

1.2 Понятие, значение и структура «Я — концепции»

дошкольный психологический эго концепция

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Как уже было сказано, научное понятие «Я-концепция» вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но «Я-концепция» — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Так Р. Бернс определял понятие «Я-концепция», как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженную с их оценкой. [3]

К. Роджерс утверждал, что «Я-концепция» складывается из:

— представлений о собственных характеристиках и способностях индивида;

— представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром;

— ценностных представлений, связанных с объектами и действиями;

— представлений о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.

То есть, «Я-концепция» — это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида. В эту структуру входит как собственно «Я», так и отношения, в которое «Я» может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями «Я» — в прошлом, настоящем и будущем.

В определении, принадлежащему Стейнсу, «Я-концепция» формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает:

— оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя;

— представления о том, как он выглядит в глазах других людей.

На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

Исследования, связанные с «Я-концепцией», так или иначе, опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам.

1. Основополагающие подходы Джемса.

2. Символический интеракционизм в работах Кули и Мида.

3. Представления об идентичности, развитые Эриксоном.

4. Феноменологическая психология в работах Роджерса. [19]

В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. [13]

4 стр., 1506 слов

Психоаналитические концепции личности

... его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека они ... Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Своеобразие К.Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она ...

«Я-концепция» возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого личностного образования — «Я-концепции». [7]

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности. Это, прежде всего, проявляется в трех ее функциях.

1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».[11]

2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».

3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка).

Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном. Например, в физическом аспекте человека может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и он будет стремиться изменить ее с помощью физических упражнений, диет, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как его вполне устраивает его социальное положение («Реальное Я»).

При этом он может думать, что окружающие считают его излишне холодным и мало эмоциональным («Зеркальное Я»).[22]

Установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

Обычно выделяют, по крайней мере, три основные модальности самоустановок.

1. «Реальное Я» — установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

2. «Зеркальное Я» — установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. «Зеркальное Я» выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать «Я-реальное» в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

3. «Идеальное Я» — установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. «Идеальное Я» формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего «Я» личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре «Я-реального». Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным «Я» составляет одно из важнейших условий саморазвития личности. [4]

8 стр., 3507 слов

Концепция психического развития ребенка З. Фрейда

... жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции. В соответствии со своей сексуальной теорией психики Фрейд все стадии психического развития человека ... Ценность психоаналитической концепции…………………………………16 Критика психоаналитической теории развития Фрейда…………………17 ... телесное удовольствие. Для маленького ребенка это ласки, прикосновения, поглаживания ...

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4. «Конструктивное Я» («Я» в будущем).

Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели «Я». Главное отличие «конструктивного Я-проекта» от «идеального Я» заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В «Я-конструктивное» трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность. [4]

Таким образом, «Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и прочее), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними).

В рамках каждой из указанных составляющих можно выделить три компонента:

1. когнитивный — «образ Я»;

2. эмоционально-оценочный — самооценка;

3. поведенческий. [22]

Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие «Я-концепции».

2. Когнитивный компонент «Я-концепции» — «образ Я» характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, — отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» характеризуют две составляющие:

— «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми;

— дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности. [7]

2. Эмоционально-оценочная составляющая «Я-концепции» — самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду [3]. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

2 стр., 501 слов

№17 Концепция когнитивного развития Ж.Пиаже

... константности восприятия. Дооперациональная (0,5 – 7 лет): • Символически – предпонятийная ( до 4 лет). Развитие представлений, подражаний, символическая игра, речь, формирование предпонятий, эгоцентризм. • Интуитивно – наглядного мышления (до ... на факте эгоцентрической речи, Пиаже приходит к выводу, что мысль ребенка эгоцентрична, то есть ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы ...

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ-Я», должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с тем что, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер. [13]

3. Поведенческий компонент «Я-концепции» определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.[7]

Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуществления деятельности и развития необходим их разумный баланс.

Вот как описывает внутреннее состояние каждого из этих типов американский психолог Э. Шостром: «Личность, полностью ориентированная на внешний контроль: «Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать», «Что нужно делать, чтобы правильно делать».

Личность, полностью ориентированная на внутренний контроль: «Чтобы я не решал, я должен принять собственное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».

Самоактуализирующаяся личность (наиболее оптимальный тип личности по Э. Шострому): «Я сверяюсь с теми, кто любит меня, и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по проблемам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю решение моим глубочайшим чувствам», «Я свободен от давления других людей, но, однако же, меня интересует то, что они думают». [21]

Таким образом, «Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.

В процессе жизни человека «Я-концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции» обеспечивает внутреннюю согласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени («Я-прошлое» — «Я-настоящее» — «Я-будущее»).

Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновременно и достаточно устойчивое, и динамично изменяющееся образование.[7]

1.3 Источники развития и формирования «Я — концепции»

Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду. В каждом из которых существуют определенные источники формирования «Я-концепции».

Из многочисленных источников формирования «Я — концепции» человека, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость и меняется в различные периоды жизни человека:

1) представление о своем теле (телесное «Я»);

2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;

3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;

4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина);

5) практика воспитания детей в семье. [4]

Телесное «Я» и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет паз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я-концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Так же, как для каждого из нас существует идеальная «Я-концепция» себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой «Я-концепции» в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами. [18]

Язык и развитие «Я — концепции». Значение языка для развития «Я — концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я — концепции».

Обратная связь от значимых других. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь. [4]

Значимые другие — это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих [16]

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я-концепции. [4]

Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация — это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, — более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение — важнейший и универсальный компонент «Я — концепции». [18]

Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я — концепции» личности. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я — концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я — концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я — концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально. [4]

Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием.

В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотого правила или обшей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но, по-видимому, положительная самооценка с большей вероятностью возникает тогда, когда к детям относятся с уважением, одобрением, определяют им четко определенные стандарты и границы поведения, а также разумные притязания и ожидание успеха вместе с постоянным и согласованным подкреплением со стороны родителей выбранной линии поведения. Следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

— положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;

— четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;

— уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в этих установленных пределах;

— минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми. [18]

Таким образом, несмотря на то, что все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, существуют общие источники формирования «Я — концепции», хотя их значимость и меняется в различные периоды жизни человека. Но два источника несомненно, проходят через весь процесс развития Я-концепции независимо от возраста. Это — роль семейных отношений и роль значимых других.

1.4 Развитие ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) дошкольный возраст. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20 — 25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Ведь, каждая стадия психического развития ребенка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма. Возможности развивающегося организма постоянно возрастают. [6]

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый. [8]

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д. Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребенок еще мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление — это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью. [2]

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов. В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков. [20]

В процессе установления контактов с посторонними людьми перед ребенком встает задача «как нужно вести себя». Поэтому такие контакты требуют подчиненности правилу, произвольности поведения. Общение со сверстниками также становится все более опосредованным правилами детского сообщества.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. [20]

В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка.

— Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. [8]

— Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний. [8]

— Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения — так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. [9]

— Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. [8]

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет — значит, легкий; большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и т.д.).[9]

Развитие эмоций, мотивов и самосознания.

— Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. [8]

— Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности. Мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих. [6]

— Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

— Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой». [9]

Таким образом, в дошкольном возрасте значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью, с другой стороны, формирование произвольного поведения. Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание. [20]

1.5 Развитие «Я-концепции» в дошкольном возрасте

дошкольный психологический эго концепция

Процесс формирования и развития «Я-концепции» в сравнении с другими психологическими образованиями (эмоциями, процессами познания, мотивами) изучен довольно мало. Особенно это касается самых ранних стадий становления образа «Я»: младенчества, раннего и дошкольного детства. Объясняется это методическими трудностями и отсутствием в распоряжении исследователей объективных показателей. Поэтому долгие годы многие психологи были убеждены в отсутствии Я-концепции у младенцев.

Начало становления «Я-концепции» связано с осознанием ребенком своей отдельности от других людей. Только осознав свою отдельность, ребенок сможет устанавливать отношения с окружающими. Такой подход к пониманию становления самосознания позволяет говорить о начале этого процесса с первых дней жизни ребенка. [1]

«Я-концепция» у ребенка дошкольного возраста наименее структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его «Я-концепции».

Влияние родителей на построение концепции ребенка трудно переоценить. Процесс этот непрерывный, изо дня в день и из года в год, проникающий во все аспекты жизни ребенка и усиливающийся его эмоциональной тональностью. В развитии ребенка родители играют роль важнейшего окружения — каждое их слово или действие для ребенка, особенно для маленького, очень значимо.[14]

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно.

Взрослые во многом ограничивают детскую активность, обеспечивая со своей точки зрения безопасность ребенка, а также руководствуясь соображениями порядка и целесообразности. Если ребенок сопротивляется требованиям взрослых, то возникают конфликты, которые, как считает Э. Эриксон, могут привести к появлению у малыша чувства неуверенности как в собственных силах, так и в своей автономии. Дилемма автономии и неуверенности является ключевой проблемой этого периода детства. То, как разрешается данный кризис, сказывается на дальнейшем развитии личности.

Р. Берне обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны окружающих. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля у малыша должно происходить без ущерба для формирования у него позитивной самооценки.[1]

С точки зрения Э. Эриксона, вторая стадия развития «Я-концепции» длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок уже осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Если активность ребенка не соответствует ожиданиям взрослых, то он сталкивается с их неодобрением.

Начиная с 4 лету ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Ребенок может уже свободно передвигаться и достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы и осмыслять полученные ответы.

Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. Главной опасностью этого периода Э. Эриксон считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. В свою очередь Р. Берне советует родителям, стремящимся сформировать у ребенка положительную самооценку, выражать свое отношение к активности ребенка таким образом, чтобы у него не возникало уничижительное по отношению к самому себе наказующее самосознание.

«Я-концепция» как психологическое новообразование становится очевидной в случае:

1) когда самооценка ребенка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей;

2) когда у ребенка возникает способность к рефлексии и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди. [12]

В этот период продолжается изменение телесного «Я» дошкольника. Изучение самоописаний пятилетних детей позволяет сделать вывод о доминировании физических качеств ребенка: тела, роста, цвета волос, эмоциональных состояний, любимых занятий.

Например, дети отмечают свою компетентность в выполнении определенных действий. При этом образ собственного тела играет ведущую роль. Дети дошкольного возраста редко фиксируют внимание на своих внутренних особенностях, таких как смелость, способность к чтению.

Кроме того, самоописаниям детей дошкольного возраста свойственна эгоцентричность. Ребенок рассматривает мир с точки зрения удовлетворения собственных потребностей и желаний. Его точка зрения абсолютна, он убежден, что другие думают и воспринимают окружающий мир точно так же, как он, и поэтому не способен представить существование точек зрения, отличных от его собственной. Сразу же оговоримся, эта эгоцентричность обусловлена субъективной природой мышления в этом возрасте.

Иными словами, ребенок пока считает лишь свои ощущения единственно верными, лишь свою позицию правильной. По мнению некоторых исследователей, дети в возрасте от трех с половиной до четырех лет уже способны различать свое физическое и внутреннее, скрытое от окружающих, «Я».

Отвечая на вопросы экспериментатора: «Где у тебя то место, которое знает твое имя и думает о разных вещах? Чем ты «знаешь» и «думаешь»?», 14 из 22 дошкольников довольно точно отвечали: «Все это происходит в голове».

Итак, в структуре «Я-концепции» дошкольника важнейшее место принадлежит его представлениям о своем физическом облике, а также действиям, которые он способен выполнять. Кроме того, можно говорить о наличии первичных представлений о своих качествах. Правда, ограничения в языке не позволяют ребенку рассказать о них. До семи лет очень трудно определить самооценку ребенка.[1]

Для «кристаллизации» «Я-концепции» важнейшим является момент, когда ребенок начинает относительно свободно владеть языком.

Показателем растущего чувства собственной индивидуальности служит употребление ребенком местоимения «Я». Обычно на третьем году жизни, когда дети начинают произносить короткие предложения, они часто, выполняя какие-либо действия, описывают его. [12]

Большое значение в развитии Я-концепции имеет собственное имя. Еще до того как ребенок начинает говорить, он уже знает свое имя и реагирует на него. Позже имя включается им в «Я-образ» и используется как средство самоактуализации. На вопрос «Кто ты?» ребенок сообщает свое имя (до того как он запомнит и фамилию).

Он часто негодует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно он идентифицируется с эстетикой и другими содержательными составляющими своего имени. Порой детям нравятся красиво звучащие или редкие имена, но иногда резкое несоответствие своего имени другим (знакомым и привычным) заставляет ребенка отказаться от собственного и представляться другим именем.

Возможно, отстаивание своего имени или, наоборот, поиск более подходящего говорит о уже существующей структуре «Я»-образа или об активной динамике его структурирования. Ребенок обычно рано усваивает, что его имя символизирует его самого. Реакция ребенка на свое имя является надежным показателем особенностей развития «Я-концепции». Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Невозможно определить, является ли отношение к имени первичным или ребенок вначале имеет отношение к себе, а затем уже переносит его на имя. Однако для многих детей начало формирования «Я-концепции» совпадает с моментом обнаружения того факта, что у них есть имя.[1]

Важнейший источник развития «Я-концепции» дошкольника — это его полоролевое «Я». Первые представления ребенка о себе как о мальчике или девочке формируются в раннем детстве. Дошкольное детство, пожалуй, важнейший этап в укреплении этих представлений. В три-четыре года дети без труда различают пол окружающих людей по внешним признакам, но при этом допускают обратимость пола. То есть замечание взрослого: «Не плачь, а то превратишься в девочку» — содержит для ребенка реальную угрозу.

К 6-7 годам ребенок формирует окончательную половую идентичность и осознает необратимость половой принадлежности. Осознание этой необратимости совпадает с резким усилением в этом возрасте различия половых установок и поведения. [12]

Еще одним важным источником развития «Я-концепции» дошкольника является любознательность. Именно любознательность становится движущей силой познавательной деятельности дошкольника. Поведение приобретает выраженный исследовательский характер. Любознательность и инициатива, по мнению Э. Эриксона, «добавляют к автономии предприимчивость, планирование и стремление решить задачу ради того, чтобы быть активным и находиться в движении».

Опасность в развитии «Я-концепции» на этой стадии заключается в возможности возникновения у ребенка чувства вины «за предполагаемые цели и инициируемые поступки», что может подавить инициативу. Сильное чувство вины приводит к чрезмерному контролю ребенка над собой, когда образ «Я» сжимается «до точки самоуничтожения». Дети при этом намеренно развивают в себе сверхпослушание. Поэтому для поддержания у ребенка высокой и положительной самооценки важно не допускать самоуничижительных оценок. [1]

Таким образом, в период дошкольного детства «Я-концепция» ребенка формируется через его взаимодействие с окружающими, например с родственниками, со сверстниками, ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста. [2]

По мере того как ребенок становится социально восприимчивым, развиваются и его когнитивные и перцептивные способности, его «Я-концепция» все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание образа — «Я» ребенка является продуктом процесса социализации.[12]

ВЫВОДЫ

В научной литературе понятие «Я-концепция» появилось сравнительно недавно. Оно употребляется вместе с такими терминами, как «самосознание», «самооценка», «образ Я», «Я», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно с ними связано.

Содержание и объем понятия «Я-концепция» до настоящего времени остается дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций.

Существует множество подходов в изучении «Я-концепции», рассматривающих проблему в тесной связи с самосознанием личности, с различных теоретических позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой. Большинство авторов все множество теорий в исследовании «Я» делят на структуралистические и функциональные. К первой группе относятся все теории, рассматривающие «Я» как структуру, выполняющую определенные функции. Ко второй — исследующие «Я» как часть психического опыта, и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода — «Я» сложно и многомерно, согласно второму — едино и целостно.

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и прочее), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними).

В процессе жизни человека «Я-концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции» обеспечивает внутреннюю согласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени («Я-прошлое» — «Я-настоящее» — «Я-будущее»).

Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновременно и достаточно устойчивое, и динамично изменяющееся образование.

Из многочисленных источников формирования «Я-концепции» человека наиболее важными являются представление о своем теле; язык, как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях; субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе; идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина); практика воспитания детей в семье, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека.

Но два источника несомненно, проходят через весь процесс развития Я-концепции независимо от возраста. Это — роль семейных отношений и роль значимых других.

Дошкольный возраст — периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью, с другой стороны, формирование произвольного поведения. Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

«Я-концепция» у ребенка дошкольного возраста наименее структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его «Я-концепции».

«Я-концепция» как психологическое новообразование становится очевидной в случае:

2) когда самооценка ребенка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей;

2) когда у ребенка возникает способность к рефлексии и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди.

В структуре «Я-концепции» дошкольника важнейшее место принадлежит его представлениям о своем физическом облике, а также действиям, которые он способен выполнять.

Для «кристаллизации» «Я-концепции» важнейшим является момент, когда ребенок начинает относительно свободно владеть языком.

Показателем растущего чувства собственной индивидуальности служит употребление ребенком местоимения «Я».

Большое значение в развитии Я-концепции имеет собственное имя. Еще до того как ребенок начинает говорить, он уже знает свое имя и реагирует на него. Позже имя включается им в «Я-образ» и используется как средство самоактуализации. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно он идентифицируется с эстетикой и другими содержательными составляющими своего имени. Ребенок обычно рано усваивает, что его имя символизирует его самого. Реакция ребенка на свое имя является надежным показателем особенностей развития «Я-концепции». Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Невозможно определить, является ли отношение к имени первичным или ребенок вначале имеет отношение к себе, а затем уже переносит его на имя. Однако для многих детей начало формирования «Я-концепции» совпадает с моментом обнаружения того факта, что у них есть имя.

Важнейший источник развития «Я-концепции» дошкольника — это его полоролевое «Я». К 6-7 годам ребенок формирует окончательную половую идентичность и осознает необратимость половой принадлежности.

Еще одним важным источником развития «Я-концепции» дошкольника является любознательность. Именно любознательность становится движущей силой познавательной деятельности дошкольника.

Опасность в развитии «Я-концепции» на этой стадии заключается в возможности возникновения у ребенка чувства вины «за предполагаемые цели и инициируемые поступки», что может подавить инициативу. Сильное чувство вины приводит к чрезмерному контролю ребенка над собой, когда образ «Я» сжимается «до точки самоуничтожения». Дети при этом намеренно развивают в себе сверхпослушание. Поэтому для поддержания у ребенка высокой и положительной самооценки важно не допускать самоуничижительных оценок.

В целом, в период дошкольного детства «Я-концепция» ребенка формируется через его взаимодействие с окружающими, например с родственниками, со сверстниками, ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

По мере того как ребенок становится социально восприимчивым, развиваются и его когнитивные и перцептивные способности, его «Я-концепция» все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание образа — «Я» ребенка является продуктом процесса социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс формирования и развития «Я-концепции» изучен недостаточно. Очень мало исследователей занимается проблемой развития самосознания у детей дошкольного возраста, изучением «Я-образа» и его компонентов, представленных в данном возрасте.

В связи с этим нами была выбрана тема курсовой: «Развитие «Я-концепции» в дошкольном возрасте.

В данной работе мы провели теоретический анализ психологической литературы по данной проблеме.

Мы раскрыли понятие «Я-концепция», рассмотрели ее значение и структуру.

Также нами были изучены источники, факторы развития и формирования «Я-концепции».

Мы рассмотрели особенности развития детей дошкольного возраста. Изучили развитие «Я-концепции» в дошкольном возрасте, выделили факторы развития «Я-концепции» в данном возрасте.

Таким образом, цель нашей работы достигнута. Гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аверин А.В. Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.- 89с.

2. Андреева А.Д. Гуткина Н.И. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов Изд. 4-е, перераб., доп. /Под ред. Дубровиной И.В. — СПб.: Питер, 2007. — 592с.

3. Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — С. 8 — 18.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420с.

5. Дерябин, А.А. Я — концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. — М., 1994, 352 с.

6. Детскому Психологу. Словарь д / начинающего психолога. /Под ред. Дубровиной И.В. — СПб.: Питер, 2007. — 160с.

7. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. — Издание 3-е. — Москва: Издательcтво УРАО, 1997. — 176 с.

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

10. Колядин А.П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке. [Электронный ресурс] //Северо-Кавказский государственный технический университет (СевКавГТУ), [web-сайт]. 23.06.2007. http://(20.04.20100).

11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. М.; Воронеж: МОДЭК, 1997. 448 с.

12. Психология человека от рождения до смерти. / Под. ред. Реана А.А. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.

13. Понятие и роль Я-концепции. [Электронный ресурс] //Летний лагерь [web-сайт]. 27.08.2005. http:// (22.04.20100).

14. Построение Я-Концепции. [Электронный ресурс] // Корабль друзей [web-сайт]. 17.08.2001. http:// (12.05.2010.)

15. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М.: Издательская группа Прогресс, 1994г. — 480с.

16. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000. — 656 c.

17. Роджерс К. Теория терапии личности и интерперсональных отношений, разработанная в схеме клиент-центрированной терапии./ Ун-т штата Висконсии. Пер. Н. Назаревич — М.: Апрель — Пресс, Изд-во ЭКСПО-Пресс, 2002.

18. Социальная психология. / Под ред.А.Л. Журавлева — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 351 с.

19. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 248 с.

20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 336с.

21. Шостром Э. Человек-манипулятор. — М., 1978. — С.35-36.

22. Щербатых Ю.В. Общая психология DOCX. Учебное пособие, Питер Пресс, 2008 г.

23. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.

24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.

Размещено на