Развитие воображения у младших школьников на уроках технологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Развития воображения у младших школьников на уроках технологии

Курсовая работа

по направлению 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность программы бакалавриата

«Начальное образование, дошкольное образование»

Выполнил (а):

Студент(ка) группы ЗФ-409/07

Челябинск

2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ТЕОРИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.……………………………………………………………….…6

1.1 Понятие и виды воображения в психолого-педагогической

литературе…………………………………………………………………………6

1.2 Особенности развития воображения младшего школьника..…………….12

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………………17

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.…………………………………………………………………19

2.1 Обобщения опыта, развития воображения у младших школьников на уроке технологии………………………………….……………………….….…19

2.2 Система учебно-творческих заданий по развитию

воображения ………………………………………………………………….…..22

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….36

ВВЕДЕНИЕ

Наша жизнь многогранна, с постоянно меняющимися критериями и направлениями, заставляющая подстраиваться и идти «в ногу со временем». Стремительно идёт технический прогресс, столь же быстро меняется и сам человек. Начиная с поведения до умений. Сегодня миру требуются неординарно мыслящие и способные решать нестандартно различные задачи люди. Перед современной школой стоит задача в формировании инициативных личностей, обладающими способностью оперативно решать возникающие задачи. Как же создать личность, которая будет способна выполнять различные творческие действия, решать и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях? Стоит ли развивать творческие способности и воображение с самого раннего детства или это возможно и у взрослых людей? Мы знаем, что только комплексный подход способен обеспечить обществу совершено новых людей – инновационно мыслящих. Это требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. [7, с. 629].

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... нного ребёнка любимыми занятиями; перфекционизм. Яркость и живость воображения одарённого ребёнка, творческое развитие его личности. Широта личной системы ценностей, обострённое ... литературного творчества. Эстетическая позиция и её роль в литературном творчестве. Художественное воображение как значимый компонент литературных способностей. Возрастная сензитивность и способности к литературному ...

На современном этапе развития человечества, технический прогресс является силой продвижения вперёд. Однако с появлением компьютеров, телефонов, планшетов дети, из-за частого их использования, постепенно утрачивают стремление к саморазвитию. Это происходит из-за неправильного распределения сил, возможностей и приоритетов школьников. В том числе и воображения, а этот психический процесс является неотъемлемым компонентом как интеллектуальной, творческой деятельности человека, так и его поведения в целом. Благодаря данному процессу человек способен творить, осмысленно планировать свою деятельность и регулировать её [7, с. 630].

Человеческая культура, как духовная, так и материальная является продуктом воображения и творчества людей. Благодаря воображению человек способен «выйти» за грани своего существования и черпать вдохновение на создание чего-либо совершенно нового, приоткрывая завесу будущего. Обладая богатым воображением, человек способен «бывать» в различных временных рамках, «жить» в другом временном континууме, чего не может сделать никакое другое живое существо в нашем мире.

Воображение человека всегда направлено на его практическую деятельность. То есть при создании чего-то человек мысленно воссоздаёт образ того, что желает получить в итоге. Таким образом, человек уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность – заранее представлять конечный результат (продукт) своей деятельности и отличает человека от животного.

Наша повседневная деятельность ставит перед нами массу задач. Однако для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение создаёт новое сочетание уже имеющихся сведений. Оно позволяет расширить процесс познания, играя значимую роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Если бы человек утратил способность к воображению, то человечество лишилось бы способности доводить до конца колоссальные и утомительные работы в области науки, искусства и практической жизни, а всё из-за того, что мы просто не могли бы представить конечный продукт нашей деятельности. Так же не смогли бы мы и рассказать детям сказки или придумать игры, чтобы развлечь их. Иначе говоря – лишая человека воображения мы увидим личностный регресс.

Таким образом, актуальность проблемы заключается в потребности общества в творческой, креативной, способной нестандартно подходить к решению задач личности.

Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников.

Предмет исследования: развитие воображения младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.

Цель работы: рассмотреть проблему развития воображения в начальном образование и подобрать систему творческих заданий, ориентированную на повышение уровня развития творческого воображения младших школьников.

Цель обусловила решение следующих задач:

— изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития воображения младших школьников;

3 стр., 1173 слов

Наглядные методы обучения и их влияние не развитие воображения ...

... развитие воображения младших школьников. Объект исследования: • воображение младших школьников. Предмет исследования: • наглядные методы обучения и их влияние на развитие воображе-ния младших школьников. Гипотеза: Наглядные методы обучения являются средством развития воображения младших школьников ... и их влияние на развитие воображения младших школьников» в современной психологической и ...

— проанализировать особенности воображения младших школьников;

— рассмотреть педагогический опыт, развития воображения на уроке технологии;

— подобрать комплекс игр и заданий по развитию воображения у младших школьников на уроках технологии.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта.

Методологической основой исследования являются работы ведущих психологов и педагогов, связанные с проблемой развития воображения в младшем школьном возрасте: Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна других.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игр и заданий по формированию воображения может использоваться в работе учителей начальных классов.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, выводами к каждой главе, заключением, списком литературы, состоящем из 30 источников, а также из четырех приложений.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ТЕОРИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1 Понятие и виды воображения в психолого-педагогической литературе

«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»

А. Эйнштейн.

Сегодня миру и обществу требуются инициативные, творческого склада ума, люди, которые способны неординарно мыслить и решать нестандартные ситуации. Сегодня главное внимательно следить и направлять ребёнка, обеспечивать ему продвижение в своём развитии, чтобы «заложить фундамент», включающий в себя открытость опыту, чувствительности ко всему неизведанному, импровизации, новым знаниям, желанию создать свой творческий продукт [4, с.18]. Чтобы вырастить личность, которая будет способна создать этот ценный продукт, стоит работать над творческими способностями и воображением с самого раннего возраста, а также создавать оптимальные условия для развития гармоничной личности. Только комплексный подход способен обеспечить общество людьми – нестандартно и иннoвaциoнно мыслящими.

Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения [20, с.688].

Благодаря воображению, которое имеет значимое место в жизни человечества, мы способны воображать и мечтать, способны «выходить» за границы своего «существования сейчас» и окунаться в прошлое или видеть частички будущего. Советский психолог Л.С. Выгoтский отмечал: «Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежних наколенных впечатлений. Таким образом, привнесение чего-то нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую называют воображением [11, с 145]. То есть воображение позволяет реконструировать картины далекого прошлого или будущего.

Изучением проблемы воображения занимались А.В. Запарожец, К. Коффка, М. Вертгеймер, В. Кёлер, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Г.В. Гальперин, Ф. Гегель, Р. Штайнер, Т. Рибо, Г. Айзенк, А.В. Петровский, Дж. Гилфорд, Ж. Пиаже, В.Г. Бехтерев, А.И. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский, О.М. Дьяченко, Р. С Немов и многие другие.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... видов музыкальной деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих ... музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир ...

Ученые писали, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека [3, с. 63].

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчёркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представление вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессе памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Воображение, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчётливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу [1, с.159]….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы развития воображения у младших школьников обусловлена потребностью общества в творчески развитой личности, способной решать проблемы неординарно. Миру нужны люди, способные нестандартно подходить к решениям задач.

В первой главе «Развития воображения в теории начального образования» мы изучили понятие «воображения» в психолого-педагогической литературе у различных деятелей науки; проанализировали особенности проявления воображения у детей младшего школьного возраста.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что достаточно развитое воображение является необходимым условием успешного обучения школьников и играет большую роль в жизнедеятельности человека во все последующие годы жизни. Таким образом, воображение – это универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывая при этом старую информацию, представляя своё будущее, места, в которых он никогда не бывал, а также решать мысленно задачи. Развитие воображения тесно связано с развитием всей личности, в процессе воспитания и обучения, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

В своей работе мы придерживаемся основных положений Л.С. Выготского:

— зависимость от жизненного опыта, потребностей и интересов;

— способность комбинировать элементы воображения и упражнения в этой деятельности;

— воплощение продуктов воображения в материальную форму;

-зависимость от технического умения и традиций (образцов творчества, которые влияют на человека);

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... 39 страницах, включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка относится к глубокой древности ... психологии, специальной педагогики к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей с умственной отсталостью. Этот интерес непосредственно связан с поздним началом речевой деятельности, ...

— эмоциональная зависимость.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость младшего школьного возраста как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно в школе начинается активно развиваться воображение, а значит, любому педагогу необходимо знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития.

Во второй главе «Развития воображения на уроке технологии в практике начального образования» мы рассмотрели педагогический опыт развития воображения и подобрали комплекс творческих заданий по развитию воображения у младших школьников.

Выяснили что, педагог должен придерживаться следующих принципов, развивая воображение:

1. Создавать проблемные ситуации, требующие творческого решения

2. Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать прямых инструкций, помогать действовать независимо.

3. На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.

4. Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

5. Не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

6. Предлагать детям решить свои проблемы творчески. Пробовать разные варианты решения творческих задач.

Также, по ходу работы, мы выясняли, что воображение формируется только в творческой деятельности. Следовательно, необходимо так выстраивать занятия, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать воображение.

В качестве такой творческой деятельности мы выбрали уроки технологии, так как в младшем школьном возрасте они существенно влияют на их развитие, доступны и очень увлекательны для детей в данный возрастной период. Уроки технологии не только расширяет кругозор детей, знакомит их с навыками работы с различными материалами и прививает определенный круг умений, но и активно способствует развитию у них воображения и нестандартному решению поставленных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать: кн. для учителя / Ю.П. Азаров. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – 448 с.

2. Астахов, А.И. Воспитание творчеством / А.И. Астахов. – М. : 1986. – 159 с.

3. Ахметжанова, Г.В. Бакалаврская работа по педагогике : учеб.-метод. Пособие / Г.В. Ахметжанова, И.В. Руденко, И.В. Груздова. – Тольятти : ТГУ, 2011. – 63 с.

4. Белоцерковец, Н.И. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / Н.И. Белоцерковец, Л.С. Кириллова // Журн. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2015. — №4. — С. 18-22.

5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский // Собр. соч. : в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. — М. : Педагогика, 1979. – Т. 2. – 400 с. 59

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого ...

... период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все ... воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О.М., Выготский Л.С., Немов Р.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер. В современной психологии существует представление о воображении, ...

6. Веккер, Л.М. Психика и реальность единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. — М. : Смысл, 1998. — 685 с.

7. Величко Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю. В. Величко // Журн. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – т. 16. — №2-3. – с. 629-631.

8. Выготский // Собр. соч.: в 6 т.— М. : Просвещение, 1982. – Т.2. – С. 436— 454.

9. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. / под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. – Т.6.— 400 с.

11. Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский. — М. : Искусство, 1965. — 145 с.

12. Гилфорд, Дж. Психодиагностика / Дж. Гилфорд. — СПб. : Питер, 2011 – 384 с.

13. Гоноболин, Ф. Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. / под ред. Н. Ф. Добрынина. – М. : Просвещение, 1973. — 240 с. 60

14. Гончарова, О. Л. Работа классного руководителя с подростками и их родителями: методические материалы для классных руководителей / О. Л. Гончарова. – М. : PRONDO, 2013. – 136 с.

15. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. — М.: Знание, 1986. – 96 с.

16. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е. В. Заика // Вопросы психологии. – 1993. – №2. – с. 54-62.

17. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. — 1971. – Вып. 2. — С. 41

18. Коршунова, Л. C. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. М., 1979.- 145 с. 61

19. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова. – М. : ФОРУМ, 2009. – 384 с.

20. Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. — М. : Гуманит, 2003. – 688 с.

21. Николаенко, Н. Н. Психология творчества / Н. Н. Николаенко. – СПб. : Речь, 2007. – 288 с.

22. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин [и др.]. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

23. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. Пособие / Д, Я. Райгородский [и др.]. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2015. – 672 с.

24. Психология детства : учеб. пособие / А. А. Реана. – СПб. : «прайм-ЕВРО- ЗНАК», 2003. –– 368 с.

25. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо : пер. Е. Предтеченский, В. Ранцева. – СПб. : Тип, 1901. – 318 с.

26. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо : пер. Е. Предтеченский, В. Ранцева. – СПб. : Тип, 1901. – 318 с.

27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с. 63 65. Теплов. Б. М. Психология / Б. М. Теплов. – М. : Учпедгиз, 1953. – 121 с.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: офиц. Текст. м-во образования и науки Рос. Федерации.– М. : Просвещение, 2014. – 41 с.

10 стр., 4720 слов

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО

... в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.   КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО Ни для кого не новость, что исследовательские методы, методики, научные споры имеют ... в выпускных классах гомельских школ в 1923 г.". В гомельский период Выготскому представлялось, что будущее психологии - в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, ...

29. Федорова, Т. В. Взаимосвязь мышления и воображения в процессе познавательной деятельности младших школьников / Т. В. Федорова // Журн. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. — № 4-5. – С. 1232-1238.

30. Шинкарева Н. А. Особенности развития творческого воображения детей шестого года жизни / Н.А. Шинкарева, А. В. Карманова // Журн. Проблемы педагогики. – 2015. — №7. – С. 1-3.