Public Relations как наука 2

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Паблик Рилейшнз»

на тему: «ПР как наука»

Выполнила: студентка

5 курса, группы 257, зачетнаякнижка №204154 Князева А.В.

Проверил:

к. ф. н. Ерохина Т.Б.

Работа допущена к защите «____»_________________г.

Работа защищена с оценкой________________ «_____»_________________г.

г. Ростов-на-Дону 2008г.


Содержание

Введение

1. Ранние формы ПР коммуникаций

1.1 История появления и развития ПР как науки

1.2 Паблик рилейшнз: определение, сущность, подходы иосновные задачи

1.3 Основные направления формирования общественного мнения

2 Анализ PR-кампании на примере Томилинской птицефабрики

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Необходимость существования PR-службы в том или ином видесегодня становится все более очевидной для многих российских коммерческих фирм.В первую очередь это обусловлено пониманием того, что любая компанияфункционирует не в вакууме, а в рамках сложной и многосоставной окружающейсреды. В эту среду могут быть включены рынок определенных товаров и услуг,конкуренты, партнеры, инвесторы, все общество и определенные целевые аудитории,СМИ, государственные и общественные органы в масштабах конкретной местности,всей страны и даже мира. Кроме названных внешних субъектов, на деятельностьорганизации большое влияние оказывают и внутренние — а именно, ее сотрудники. Такимобразом, для того, чтобы извлекать пользу и минимизировать ущерб отвсевозможных связей и зависимостей, в условиях которых существует ифункционирует компания, необходимо эффективное управление ими. Посколькууправление представляет собой сложный комплекс мер, то им должна заниматьсякоманда специалистов, будь то отдельное подразделение компании, внешнееагентство или комбинация этих вариантов. В данной работе будут рассмотреныразличные аспекты: зарождение ПР как науки, его сущность, определения, подходы,основные задачи как с теоретической стороны, так и на примере Томилинскойптицефабрики.

Цель курсовой работы:

1) теоретической части: Описать основныетеоретико-методологические аспекты ПР как науки.

2) практической части: Проанализировать влияние иэффективность хорошо разработанных ПР-кампаний на развитие предприятия иописать на примере Томилинской птицефабрики.

23 стр., 11361 слов

Особенности психологии как науки и ее задачи

... являются отражением отдельных свойств предметов. 5 Основные отрасли психологической науки Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей. Общая психология ... особенность психологии как науки заключается в том, что задачи психологии являются наиболее сложными, если их сравнивать с другими науками. Только в этой науке мысль человека, которая ...

Задачи курсовой работы:

1) теоретической части:

Описать, что представляет собой ПР, его историю зарождения. составляющейи их представление в рекламном тексте.

Рассмотреть формы и методы ПР коммуникаций.

Написать заключение по исследуемой теме.

2) практической части:

Описать в общем особенности ПР-кампаний.

Проанализировать особенности восприятия ПР-кампаний напримере Томилинской птицефабрики.

Актуальность курсовой работы:

Деятельность по Паблик Рилейшнз ведется сегодня во всехсферах общественной жизни. Ее ведут политические лидеры и движения, стремящиесязавоевать голоса избирателей. Правительства всех стран мира стремятсяобеспечить поддержку граждан и крупного бизнеса, иметь прочный международныйавторитет. Кризисные и средние компании ведут систематическую работу поподдержанию собственной репутации. Малый бизнес тоже хочет быть известным иуважаемым среди партнеров и потребителей. Неприбыльные организации и фондызанимаются сбором средств на решение проблем занятости, культуры, образования инауки. Можно смело утверждать, что каждый из участников общественной жизни, такили иначе, строит свои отношения с общественностью. Знание Паблик Рилейшнзсегодня необходимы менеджеру любой организации.

Рост актуальности Паблик Рилейшнз, как области знаний исферы практической деятельности, как во всем мире так и в России вызван рядомфакторов.

Рост динамичности, изменчивости, а значит нестабильности инеопределенности деловой среды, связанный с ростом скорости информационныхпроцессов, и соответственно принятия решений. Рост непредсказуемости действийпартнеров, конкурентов, потребителей ими вызывает необходимость для менеджеровуправлять поведением своего окружения посредством установления и поддержаниякоммуникаций со всеми участниками этой среды.

Усложнение социально-политико-психологической средыорганизации обусловлено ростом числа ее участников и ростом их образованности. Сегодняважно управлять не только тем, что люди делают, нужно управлять ими, что онидумают и чувствуют. Имидж компании — образ ее в глазах общественности — имеетреальную стоимость.

Усиление зависимости успеха деятельности организации отсостояния внешней среды. Обмен ресурсами между организацией и внешней средойсегодня интенсифицировался и даже небольшие сбои, несогласованность такоговзаимодействия могут нанести серьезный ущерб организации.

Глобализация, то есть обретение общемировых масштабов рынковтруда и капитала. Информация и деньги стали глобальными. Это значит бытьконкурентоспособным сегодня — значит быть конкурентоспособным на мировом рынке.Поэтому без Паблик Рилейшнз отечественные фирмы не конкурентны иностранным.

Интенсивное, подчас неуправляемое развитие технологий,нивелирование факторов, пространства и времени во взаимодействии отдельныхстран в условиях неравномерного распределения ресурсов обусловили ростзначимости социальных факторов в управлении всеми сторонами жизни человеческогообщества. Поддержание баланса интересов, предотвращение ошибок и конфликтовобусловили необходимость постоянного диалога сторон, необходимость ведениякоммуникаций, а значит и управления ими.

12 стр., 5874 слов

Теоретико — методологические основы исследования паблик рилейшнз

... интерпретаций большинство авторов сходятся в следующем: - Паблик рилейшнз - одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию взаимопонимания и сотрудничества между организациями и общественностью. Это особая управленческая функция, ...

Предмет и объект исследования:

Предметом данного изучения является своеобразие иособенности ПР коммуникаций как в ранних формах выражения, так и в наше время.

Объектом исследования выступила ПР-кампания Томилинскойптицефабрики.


1. Ранние формы ПР коммуникаций

История происхождения и развития науки ПР (паблик рилейшнз) ведетсвое начало с древнейших времен, так как всегда в человеческом обществевозникали проблемы социального регулирования и установления норм социальногосогласия. В некоторых исследованиях говорится даже о том, что первым примеромустановления связей с общественностью является библия, а бог, создав человека,тем самым сотворил своего первого имиджмейкера.

Человечество всегда пыталось общаться и добиваться понимания.Еще до того как появились алфавиты, буквы и цифры, люди пользовалисьпиктограммами (примерами которых до сих пор являются китайские иероглифы).

Впещерах первобытных людей, которыми они пользовались тысячи лет назад, можноувидеть настенные рисунки. Сообщения в виде картин располагаются и на таких древнихстроениях, как пирамиды, первые храмовые сооружения и пещеры в Зимбабве. Людиписали на глиняных табличках или на коже, пергаменте или папирусе.

Также можно утверждать, что священные книги основных мировыхрелигий содержат в той или иной форме паблик рилейшнз, так как древние писцыименно с его помощью старались добиться понимания своих верований. Этот типкоммуникаций еще более древен, чем самые первые греческие или римские рекламныеобъявления, которые до нас дошли в виде обрывков, сообщавшихся о продаже рабовили представлениях в Колизее.

Таким образом, у некоторых приемов паблик рилейшнзмноговековая история. Сегодня в аэропортах мы можем различить авиакомпании пофирменной одежде их сотрудников и логотипам, а также униформе членов экипажа (пилотов,стюардов и стюардесс).

Фирменный стиль каждой авиакомпании является четковыраженным и легко воспринимаемым. Мы можем отнести это еще и к брендингу. Онобъединяет такие элементы, как логотип, схема используемых цветов и ихрасположение относительно друг друга.

Такой и должна быть коммуникация, поскольку позволяет намвидеть и сразу понимать, с кем мы имеем дело. Таким образом, паблик рилейшнз — такое же старое явление, как и сама цивилизация.

1.1 История появления и развития ПР как науки

Более современное понятие о науке ПР связано с программнымзаявлением третьего президента США Т.Д. Жефферсона, который еще в 1807 г. настаивална создании общественно-политических организаций, которые могли бы решатьзадачи распространения доверительной информации, управлять коммуникационнымиструктурами и тем самым создавать особый климат всеобщего согласия в стране. Однакотолько более чем через 100 лет идеи, высказанные Т. Джефферсоном, получили своеформальное закрепление. В 1883г. в США появилась новая профессияпресс-секретарь, он организовывал работу с прессой. В 1900 году в Бостоне годуоткрылась первая самостоятельная американская фирма по оказанию специальныхуслуг клиентам под названием «Паблисити-бюро». Организованная бывшимижурналистами и возглавляемая Дж. Михаэлсом, она имела целью «оказыватьпресс-агентские услуги как можно большему числу клиентов за соответствующеевознаграждение». В 1904 году была создана самостоятельная фирма «Паркерэнд Ли», возглавляемая независимым экспертом по коммуникациям АйвиЛедбеттером Ли. Несмотря на короткое время существования (до 1908 года), фирмастала своеобразной вехой в истории развития паблик рилейшнз.

6 стр., 2707 слов

Развитие науки управления

... год. В этом году вышла книга Ф.У.Тейлора "Основы научного менеджмента". Эта дата является точкой отсчета, с которой стала развиваться наука управления. Однако в развитии ... отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и ... пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников. ...

Айви Ли занимался PR-вопросами в угольной отрасли (добычаантрацита) и в железнодорожной компании Pennsylvania Railroad. В 1914 г. онстал советником нефтяного магната Джона Рокфеллера. Благодаря его работе образциничного и жестокого эксплуататора трансформировался в образ патрона,обеспечивающего американских рабочих работой и ведущего всю нацию по путиразвития техники и цивилизации в целом. Айвен Ли настаивал на необходимостиопубликования полной и открытой информации в прессе, включая сведения озарплате, расходах верхних этажей власти, налогах. Правильно поняв, что толькопостоянные связи с прессой могут принести крупному бизнесу желаемые результаты,в 1906 году Айви Ли от имени созданной фирмы сформулировал свои убеждения вобращении к издателям газет, назвав их «Декларацией принципов». Тутон писал: «Это не секретное пресс-бюро. Всю нашу работу мы выполняемгласно. Наша задача — предоставлять новости. Это и не рекламное агентство. Есливы считаете, что какой-либо ваш материал более подошел бы вашему отделурекламы, не обращайтесь к нам. Наше дело — точность. Мы оперативно и с радостьюпредоставим дополнительную информацию по любому освещаемому нами вопросу, мы срадостью поможем каждому редактору лично проверить любой упомянутый факт. Говорякратко, наша цель заключается в том, чтобы искренне и откровенно от имениделовых кругов и общественных организаций давать прессе и общественности СШАсвоевременную и точную информацию по вопросам, представляющим дляобщественности ценность и интерес» (цит. по: Seitel Fraser P. The Practiceof Public Relations: 6th ed. — NJ., 1995. — P.33).

В начале 30-х годов 20-го века в демократической партии СШАпоявляется должность советника по PR. Аналогичная должность в республиканскойпартии появляется в 1936 году. В этот период PR выделяется в самостоятельнуюфункцию менеджмента, которая начинает пользоваться спросом в крупнейшихкомпаниях США.

Также можно выделить, что в это же время появляются первыеспециалисты по проведению политических кампаний.

1945 — 1965 года — бум Public Relations в Соединенных ШтатахАмерики.  PR окончательно выделяется в самостоятельное направление вменеджменте и продолжает бурно развиваться.

Знаменательно, что 1948 г. стал историческим годом для американскогопаблик рилейшнз. В этот год в США был основано Общество паблик рилейшнз Америки(Public Relations Society of America).

Важным этапом формирования ПР стали Первая Вторая мировыевойны, когда широко использовались СМИ. Бунд формирования как науки пришелся насередину 60г. Университеты начинают выпускать бакалавров по PR. К 1965-му годучисло работников, занятый в сфере PR, превысило 100 тысяч человек.

ПР в американском варианте конечной целью имеет демонстрациюдостижений капиталистического производства и в этом смысле несет очень сильныйполитический оттенок. Есть даже мнение, согласно которому что американскиеПР-мены продают гражданам то общественное мнение, которое им заказываютмонополии.

В Европейских странах развитие ПР проходило под влияниемамериканских подходов. Деятельность ПР развивалась по двум направлениям: промышленныекомпании и органы государственной власти создали центральные и местные органы,включающие в себя департаменты по общественным связям; другие использоваликонсультантов по ПР. Они не носят столь прагматического характера и построеныскорее на достижении гармонии между ожиданиями индивидуума, деятельностьюорганизации и ценностями общества. Все они рассматриваются как равные партнерыв системе ПР, в результате чего общество в целом и его производственныеотношения будут развиваться в сторону гуманизации, где ключевые позиции займутпредприятия-граждане.

23 стр., 11371 слов

25.Профессиональная ориентация: понятие, цель, виды. Профессиональное ...

... своим подчиненным. Ориентирующие условия — т.е. цели организации и ее миссия. Каждый сотрудник должен знать эти цели поскольку, удовлетворяя личные потребности, он ... государственными органами для обязательного выполнения. Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри организации. Дисциплинарные методы ...

В Великобритании зарождение основ ПР произошло лишь в началеХХв. Когда под руководством Лойд Джорджа (Lloyd George), тогдашний канцлерказначейства, была организована группа лекторов для объяснения первой схемыпенсионного обслуживания по старости. В период 1926-1933 гг. одной из самыхкрупных PR-акций в Великобритании стали действия сэра Стефана Таллентса (StephenTallents), которые он предпринял по поручению Имперского совета по маркетингу. Используякинофильмы, плакаты, организуя выставки, он истратил 1 млн. фунт стерлингов нато, чтобы фрукты и другие продукты империи стали лучше известны жителямВеликобритании. В 1948 г. Таллентс стал первым президентом Института пабликрилейшнз (IPR).

В наши дни медалью сэра Стефана Таллентса ежегодно награждаютсялюди, добившиеся особых успехов в сфере паблик рилейшнз. Ее вручает действующийпрезидент IPR.

В 50-е годы во Франции состоялось первое заседание деловогоклуба «Стеклянный дом», на котором присутствовали представители рядакрупных компаний и министерств. Основной задачей этого объединения быловоплощение в практику методов улучшения человеческих отношений внутри групп и вмасштабах страны в целом. Идею этой неформальной организации отражаетанглийская пословица: «Людям, живущим в стеклянных домах, не следуетбросаться камнями».

Во Франции в 60-е годы на этих принципах было открыто первоевысшее учебное заведение коммуникативного типа СЕЛСА при Сорбоннскомуниверситете — Высшая школа информационных и коммуникационных наук. В программудисциплин включаются не только ПР, но и реклама, маркетинг, коммерческая иполитическая коммуникация. Французские исследователи в своих конкретных исследованияхявно стремились очеловечить деловые структуры. Так, одна из популярных книг оПР начиналась словами «Есть ли у организации душа?».

В послевоенной Германии службы ПР практически обязательныдля крупных предприятий и правительственных и государственных учреждений, встране работает около 100 агентств. Обязательным образованием по менеджментуобладают все ПР-мены, их средний возраст — около 40 лет, среди них много женщин.

Россия обладает своей историей развития ПР как науки обустановлении значимых социальных связей. Типично русской специфической чертойявляется активное использование таких способов создания положительногообщественного мнения, как благотворительность и меценатство. Пожалуй, ни однастрана в мире не может похвастаться такими крупными историческими деятелями,как купец Павел Третьяков, создавший всемирно известную картинную галерею,промышленник Савва Мамонтов, стоявший у истоков русского оперного искусства иматериально поддержавший многих бедствовавших артистов и художников, княгиняТенишева, прославившая русское народное творчество за рубежом, княгиня фонМекк, благодаря материальной поддержке которой мог расцвести гений Чайковского,и многие другие. Очень активную позицию занимали и отдельные представителицарского двора. Некоторые историки считают, например, что первым ПР-меном вРоссии была супруга Александра III Мария Федоровна, которая считала своимпрямым долгом информировать прессу и общественность о различных мероприятиях. Онаустраивала встречи, проводила беседы, собирала информацию из разных источников,т.е. фактически применяла на практике технологию ПР-служб.

12 стр., 5880 слов

Паблик рилейшнз в современном обществе как средство формирования ...

... общественное мнение и паблик рилэйшнз, как элементы коммуникационной среды организаций. Предмет исследования -- экономические и социальные условия формирования общественного мнения в ходе реализации "паблик рилейшнз", с ... этом смысле общественное мнение выступает особым выражением умов и настроений людей и оказывает безраздельное эмоционально-волевое и интеллектуальное воздействие на весь комплекс ...

В социалистическую эпоху паблик рилейшнз как отношенияпродолжали существовать под жестким контролем партийной цензуры и навязаннойгосударственными органами идеологии. Их естественное проявление оказывалосьвозможным не благодаря государственной политике, а вопреки ей. Возникали как быскрытые формы паблик рилейшнз типа устных рекомендаций, закрытых и полузакрытыхсобраний и обсуждений (типа «только для членов КПСС», грифов «Дляслужебного пользования»).

Информация, тем не менее, распространялась восновном по неформальным каналам и зачастую создавала в силу своей закрытостинапряженность в обществе. Следует отметить, что, несмотря на Длинную и богатуюисторию общественных связей в России, они, конечно, изучены явно недостаточно,это еще предстоит сделать нашим современникам.


/>1.2 Паблик рилейшнз: определение,сущность, подходы и основные задачи

Любая организация стремится занять на рынке определеннуюнишу, должна позаботится о собственной индивидуальности. Именно этомуспособствует комплекс коммуникационных элементов среди которых немаловажноезначение имеет Паблик Рилейшнз.

Сейчас существует достаточно много определений сущностинауки ПР. Один из ведущих исследователей американец Сэм Блэк определяет ПР как«искусство и науку достижения гармонии посредством взаимопонимания,основанного на правде и полной информированности». Очень жесткое ипо-американски прагматическое определение ПР приводится в книге «Коммуникационныйменеджмент»: «ПР — это деятельность по переводу прагматических целейорганизации в приемлемую для общества политику». В более развернутыхопределениях паблик рилейшнз — наука о коммуникациях, имеющая целью созданиеатмосферы доверия между индивидуумом и группой, группой и обществом в целом иоказывающая информационное влияние на общественное мнение. ПР — этопланируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержаниедоброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией иобщественностью.

Основные задачи ПР лежат в области усовершенствованиявнешних и внутренних коммуникаций. Внешние коммуникации, занимающие до 80%времени, лежат в области коммуникаций со средствами массовой информации — СМИ.

Внутренние коммуникации имеют своей целью создание атмосферывзаимопонимания и сотрудничества внутри организации.

Паблик Рилейшнз сегодня включает в себя следующиеструктурные составляющие внешней и внутренней среды организации:

Акционеры;

Инвесторы;

Кредиторы;

Финансовые учреждения и организации;

Клиенты;

Партнеры;

Конкуренты;

Собственный персонал фирмы;

Правительственные и законодательные органы;

Муниципальные органы;

СМИ;

Профессиональные ассоциации;

Учебные заведения;

Общественные организации и т.п.

Паблик Рилейшнз составной элемент корпорационной стратегиикомпании стремящейся обеспечить свои лидирующие позиции на рынке.

11 стр., 5476 слов

Создание имиджа фирмы средствами паблик рилейшнз

... организации. Имидж значим и в финансовом менеджменте, так как представляет собой неявный (нематериальный) актив. По мнению одного из специалистов по паблик рилейшнз ... показать, чем она уже известна Необходимо распространять новую информацию о корпорации и, безусловно, учитывать то, что люди ... своей сути корпорация должна создавать не сама, поскольку если она будет делать это собственноручно, скажем, ...

Паблик Рилейшнз — это, прежде всего, формирование имиджаорганизации и нужного ей общественного мнения путем точечных методов, прикоторых определенной группе предлагается именно та информация, которая ейинтересна.

Очень важный и злободневный круг вопросов ПР сосредоточенвокруг обеспечения имиджа организации, персонально ее руководителей исотрудников, а также возвышения имиджа, его стабилизации и принятия срочных мерв случае снижения.

Паблик Рилейшнз состоит из следующих областей:

Корпоративные и финансовые связи с общественностью — создаютимидж организации и способствуют усилению ее позиций на рынке.

Информированность (паблисити) о компании и ее положениивоздействуют на сбыт продукции.

Муниципальные отношения — вопросы охраны среды, созданиеновых рабочих мест, участие в жизни города и т.п. Ими воздействуют на отношенияобщества к компании и к ее товарам.

Производственные отношения — информированность опроизводственных отношениях воздействует на отношения к качеству изделий.

Отношения с лидерами, воздействующими на общественное мнение- на отношение широкой публики к компании и ее товарам воздействует мнениелидеров — политиков, журналистов, руководителей общественных объединений и т.п.

Итак, предметом Паблик Рилейшнз являются коммуникации, какобмен информацией. Целью деятельности Паблик Рилейшнз организации являетсяобеспечение благоприятного поведения общественности по отношению к ней.

Общественность — это группа людей, во-первых, оказывающихсяв аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность ипроблематичность этой ситуации, в третьих, реагирующих определенным образом насоздавшуюся ситуацию.

Используя стратегический подход в Паблик Рилейшнз средуактивности ПР можно разделить на три части:

Мезосреда, или операционная среда организации — ближайшийслой внешней среды, в которой организация ведет свои повседневные операции — покупатели, поставщики, партнеры, конкуренты.

Микросреда — внутренняя среда организации.

Макросреда — отдаленный слой внешней среды — государственныеи общественные организации и т.п.

Основными составляющими Паблик Рилейшнз имеет смыслрассматривать следующие структурные элементы:

Пропаганда (паблисити);

Спонсорство (спонсоринг);

Фирменный стиль.

1. Пропаганда занимает, пожалуй, самое значительное место всистеме Паблик Рилейшнз. По существу — это неоплачиваемое стимулирование спросана товары или услуги организации или саму организацию с помощью распространенияо них важных сведений во всех средствах распространения информации доступныхдля чтения, просмотра, прослушивания актуальными и потенциальными клиентамифирмы. При этом следует учитывать, что содержание и время появления такойинформации не могут контролироваться организацией.

2. Спонсорство — деятельность по представлению фирмойфинансовых средств определенным лицам или организациям, занятым в сфере спорта,культуры, здравоохранения, образования и т.п. для достижения ею поставленныхцелей в области менеджмента и маркетинга.

3. Создание фирменного стиля — важный компонент ПабликРилейшнз. Понятие фирменного стиля, как правило, включает:

Товарный знак, то есть обозначение, отличающее товары фирмыот изделий других фирм;

18 стр., 8517 слов

Информация. Управление информацией. Управление знаниями

... искусстве). (*) 2. Макиавелли Николло. Государь. (многочисленные издания) (*) Информация. Управление информацией. Управление знаниями 1. Айламазян А. К. Информация и информационные системы. — М.: Радио и связь, 1982. 2. ... В.В., Дудихина О.В. Конкурентная разведка в Internet. Все необходимое для поиска любой информации. Издание второе, исправленное дополненное. – М. : NT Press, 2004. – 229 с. (*) 7. ...

Логотип — начертание полного или сокращенного наименованияфирмы или группы товаров фирмы;

Фирменный блок;

Фирменный лозунг — то, что определяет кредо фирмы;

Фирменный цвет;

Фирменный комплект шрифтов и т.д.

Следует отметить, что иногда фирменный стиль имеетсоставляющие, воздействующие на различные органы чувств: радиопозывные, гимн,одежда, ароматы и т.п.

Вышеперечисленные структурные компоненты добавляютсякомплектом мероприятий по формированию общественного мнения, которые будутрассмотрены ниже.


1.3 Основные направления формирования общественногомнения

Большое место в практике работы ПР-служб занимают вопросыспонсорства и меценатства, поскольку общественная значимость таких акций вомногом способствует созданию позитивного общественного мнения. Направленность,систематичность, масштабность, социальная значимость акций формируют имиджорганизации, включают ее в более широкий социальный контекст, создают атмосферуоткрытости и социальной приемлемости. Естественно, все акции находят своеотражение в прессе, иногда даже неоднократно, и это усиливает коммуникативныйэффект.

В современной литературе паблик рилейшнз соотносится стакими коммуникационными дисциплинами, как реклама, агитация и пропаганда,журналистика и паблисити, политика и лоббирование. Поскольку в основе всехдисциплин лежит коммуникация, ее структура и составляющие, было бы неправомерноочень далеко разводить их друг от друга. Основные этапы коммуникации, ее звеньяот источника до получателя, докоммуникативные и посткоммуникативные эффекты,интеркоммуникативные влияния, перевод информации в сообщения включаются вобсуждение фактически везде, но с разными целями и способами анализа. Областьпаблик рилейшнз выделяется как сфера некоммерческих внешних и внутренних связей,направленных на создание благоприятного общественного мнения. Основнаястратегия паблик рилейшнз — стратегия доверия.

Рекламные коммуникации по сравнению с акциями PR — этоорудие маркетинга. В основе эффективности рекламных коммуникаций лежит идеяускорения движения товара на рынке. Основная стратегия рекламы — стратегиянахождения, удовлетворения и формирования желания потребителя в нужномнаправлении. Все виды рекламы, за исключением социальных, преследуют чистокоммерческие цели, и благоприятное общественное мнение для рекламныхкоммуникаций может остаться желаемым, но не обязательным условием (как,например, в случае проведения алкогольных рекламных кампаний).

Безусловно, в каких-то вопросах идеи ПР и рекламыоказываются так близки друг другу, что четко развести их просто невозможно. Например,престижная реклама способствует созданию положительного имиджа фирмы, товара,персонально ее работников. Но одновременно с этим ПР подспудно подготавливаютпотребителей к положительной оценке товара и быстрейшему его приобретению, престижнаяфункция рекламы переходит в ведущую функцию — товарную. С другой стороны, невсегда выдерживается принцип бесплатности, ведущий для акций ПР, и зачастуюпрезентации и приемы, являющиеся типичными для ПР, требуют расходов, не меньших,чем рекламные. Однако в главных своих направлениях ПР и реклама различаютсядруг от друга целями, стратегиями и способами представления прежде всего в СМИ.ПР — это система мер воздействия на очень широкую аудиторию, по идее — на всеобщество в целом. Реклама всегда работает с узкими сегментами аудитории, имеетчеткую адресную направленность.

9 стр., 4474 слов

Методы оценки имиджа компании

... понятие имиджа компании; - оценить воздействие внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие имиджа компании; - изучить методы оценки имиджа компании как ... текущий, корпоративный и составной. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз. Гл. 2, С.9. 1. Желательный Это тот ... которые находятся за пределами компании, в основе которого может лежать опыт или недостоверная информация и непонимание. Так же ...

Агитация и пропаганда как средства воздействия на аудиториюотносятся к числу политических. В тоталитарных государствах они являютсярычагами управления обществом, обеспечивая безальтернативное господство наэкономическом и политическом фронтах. В развитых демократических государствахони приобретают множественный характер, соответствующий стоящим за нимиполитическим и экономическим группировкам. Агитация и пропаганда, в отличие отмероприятий ПР, носят жесткий целенаправленный характер. Если стратегии ПРведут к установлению доверия с добровольной ориентацией на предлагаемыеценности, то агитация и пропаганда действуют как система принудительных мер,позволяющих манипулировать людьми и целыми общественными группами. МероприятияПР профессионалы нередко называют «окучиванием», что равносильноподготовке почвы для благоприятного сотрудничества. Для агитации и пропагандыхарактерны постоянное противопоставление, поиски и нахождение врагов, сплошь ирядом появляется неполная информация, дезинформация, а нередко и клевета иоскорбления оппонентов.

Американские исследователи полагают, что агитация ипропаганда гораздо ближе к рекламе, поскольку механизмы воздействия напотребителей в обоих случаях одни и те же. Американские исследователи считаютдаже, что агитация за представителя той или иной политической группировкипрактически не отличается от рекламы зубной пасты. Сложность состоит водушевленности рекламируемого объекта, который в силу этого может ухудшитьвпечатление, открыв рот и отвечая на вопросы. Поскольку это неминуемо,предполагается создание более широкой и гибкой системы мер воздействия нааудиторию, включая работу над имиджем кандидата, выбором политических иэкономических программ и обещаний, созданием групп поддержки, сравнением своихпрограмм с имеющимися конкурентными. Поэтому все-таки более логично помещатьагитацию и пропаганду в группу социально-политических и социально-экономическихметодов воздействия на массовую аудиторию.

При слиянии экономических и управленческих структур или,мягче говоря, их зависимости друг от друга возникает очень мало исследованное, но,тем не менее, очень важное социально-политическое явление лоббизма,представляющего собой механизм воздействия на властные структуры с цельюизменения общественно-экономической панорамы в пользу тех или иных предприятий,например, изменения налоговой системы.

Эксперты выделяют в лоббизме два этапа. Первый, которыйявляется вполне нормальным явлением для демократического открытого общества,сводится к информированию властных структур и клиентов о проектах законов,постановлений и регламентирующих документов. Это — естественныйкоммуникационный мониторинг, и он больше всего вписывается в практикуПР-мероприятий. Его называют также мягким лоббированием. На втором этапевозникает опасность использования тех же коммуникационных структур для созданияболее привилегированного положения каким-либо определенным предприятиям. Злоупотреблениепривилегированными отношениями благодаря хорошим отношениям создаеткоррумпированный капитал, представляющий собой разновидность мафиозногоповедения. На современном этапе лоббизм перешагнул национальные рамки и сталсредством достижений в международном масштабе. Эксперты предлагают такжевыделить два направления лоббирования — вертикальное и горизонтальное. Вертикальноеобращено к самым высоким должностным уровням вплоть до президента. Горизонтальноелоббирование рассчитано на широкий круг лидеров общественного мнения. Для негохарактерно использование петиций, писем и других форм общественного воздействия.В лоббировании могут участвовать профсоюзы, ассоциации, отдельные авторитетныеличности.

Отношения между властью и капиталом носят замкнутый, ноподвижный характер. Меняется экономическая ситуация, изменяются верхние эшелонывласти и возникают новые и новые претенденты на доминирование вкоммуникационном пространстве. Интерес к СМИ объясняется возможностью узаконитьи сделать престижным и социально значимым свое пребывание на общем рынке, атакже усилить свои позиции.

Наиболее тесной оказывается связь ПР с журналистикой,поскольку внешние коммуникации большей своей частью приходятся именно на нее. Междужурналистикой и паблик рилейшнз так много внутренне и внешне идентичного, чтоих стали называть братьями-близнецами. Появился термин, имеющий прямоеотношение к ПР — паблисити (англ. «публичность», «гласность»),означающий получение благоприятных презентаций на радио, телевидении, в прессе,которые не оплачиваются спонсорами. Паблисити — это любая информация илидействия, с помощью которых событие или сам человек становятся известнымиширокой общественности после сообщения в СМИ. Следует отметить, что СМИпередают не только объективную, но и субъективную информацию, так как еесодержание — это уже субъективный процесс выбора, осмысливания, эмоциональнойинтерпретации. Одно и то же содержание может быть передано в разных СМИиронично, с оттенком сочувствия, с пафосом первооткрывателя, дружелюбно. Сравните,например, одну и ту же транспортную информацию о временных изменениях движения:официальное уведомление или заголовок «Все не своим путем». Крометого, одно и то же совершенно идентичное сообщение может вызвать разныекоммуникационные эффекты при передаче его по каналам радио, газеты, телевидения.

По отношению к СМИ правомерно объединение двух подходов: медиаориентированногои медиацентристского. В первом случае человек является объектом для приложенияк нему сил воздействия массовых коммуникаций, в результате чего происходитизменение его поведения, взглядов, ценностей. Историческая реальность показаладейственность этого подхода, когда люди под влиянием полученной информациименяют свой образ жизни. Именно поэтому столь большое внимание уделяли иуделяют СМИ в тоталитарных обществах, пытаясь удержать свои позиции

Медиацентристский подход исходит, напротив, из того, чтолюди сами выбирают нужные им СМИ, ориентируясь на свои потребности, исамостоятельно интерпретируют полученную информацию. В соответствии с этимподходом СМИ пытаются угадать потребности и желания аудитории, чтобыудовлетворить их и тем самым обеспечить свое существование. Здесь есть логика,так как материальная поддержка СМИ во время проведения подписки, покупкителевизионного или радио эфира, приобретение акций дают возможность изменятьориентацию, проводить организованный сбор информации, расширять производство.

Вопросы о соотношении медиаориентированного имедиацентристского подходов достаточно дискуссионные, и, очевидно, необходимоучитывать рациональные зерна в каждом из них. Удобнее и конструктивнееоказывается поэлементный анализ всей коммуникационной цепи с выделениемнаиболее значимых показателей.

Еще в 1947 г. американский исследователь СМИ Г. Лассуэлпредложил формулу воздействия СМИ на аудиторию: кто говорит, что говорит, спомощью каких средств, к кому обращается, с каким результатом. Немецкиеспециалисты по ПР увеличили длину этой формулы до семи элементов: кто, что,кому, когда, где, как, почему. И журналисты, и ПР-мены работают в рамках этойформулы, обеспечивая аудиторию информацией и формируя отношение к ней.

Журналисты гораздо более свободны в выборе, как самойинформации, так и элементов коммуникационной сети. ПР-мены заботятся опозитивном воздействии информации и не могут свободно обращаться с нею. Журналистыосновное внимание уделяют источнику информации — кто говорит. ПР-меныпредпочитают использовать в качестве ключевого слово «кому»: сообщениедолжно нравиться не отправителю, а целевой группе воздействия. По этому поводуу них есть даже пословица: «Наживка должна быть вложена рыбе». Оченьважным элементом в коммуникационной цепи, по мнению ПР-менов, являются и срокикогда давать информацию. Журналисты тоже озабочены этим этапом, и не толькосвоевременность, но и опережение других, а иногда и преждевременность являютсяочень частыми показателями их профессионализма. ПР-мен не может рисковать, ондолжен выбрать наиболее подходящий момент с тем, чтобы вызвать социальнопозитивный эффект. Журналисты стремятся к получению информации, особенно сенсационной,любым путем, включая и недозволенный, например, прослушивание телефонныхразговоров, перлюстрация корреспонденции, анонимное фотографирование,использование сомнительных источников. Зачастую их упрекают в этом, считая дажепредставителями второй древнейшей профессии. ПР-мены не могут в силу своейпрофессии пользоваться такими приемами. Их кредо — респектабельность илегитимность.

Подготавливая материалы к опубликованию в СМИ, ПР-меныобладают правом осознанного выбора. Прежде всего, это касается «геометрической»классификации — вертикальной и горизонтальной. Горизонтальные СМИ можноиспользовать для паблисити (часто используется как аналог паблик рилейшнз) втом случае, если ваши материалы имеют достаточно широкий универсальныйхарактер, представляют интерес для самых широких слоев населения. Обычно этоиздания с большим тиражом и большой областью распространения (так называемаякатегория «А»).

Вертикальные СМИ предназначены для аудитории, котораяпроявляет интерес к отдельным темам, варьирующим от спорта и искусства допрофессиональных вопросов. В этом случае работа ведется в достаточно узкомдиапазоне интересов людей и потому более прицелена. Обычно эти СМИ обладаютменьшим тиражом и относятся к категории «Б». Существуют еще изданиятипа еженедельников (категория «С»), которые также могут представлятьинтерес для опубликования пресс-релиза.

Оптимальная стратегия паблик-рилейшнз компании будетсостоять в правильном рассредоточивании сил и средств как по горизонтальному,так и по вертикальному уровням. Не исключено при этом приспособление к стилю ихарактеру предъявления информации в тех или иных СМИ в целях сохранения общейтональности. Особенно это касается профессиональных специализированных изданий,где есть свои требования к профессиональной лексике. Сейчас их очень много, иодна и та же информация должна быть преподнесена с учетом профессиональныхинтересов. Кто-то из журналистов сказал по этому поводу: «Игроки в хоккейпрактически не пересекаются с теми, кто любит шахматы».

Поскольку общей осью для журналистики и паблик рилейшнзявляется информация, предъявляемая через СМИ, следует подчеркнуть общуюхарактерную особенность обеих коммуникационных наук: передачу новостей. Журналистовпри этом интересуют абсолютно все новости, включая и эмоциональноотрицательные, например, скандальные. ПР-менов интересует конечный позитивныйэффект от новостей. Для ПР-мена очень важно, чтобы новость была значимой иполезной не только для вас, но и для других лиц и организаций. Поэтому новостьследует преподносить не как голый факт, а с указанием на ее практическоеиспользование. Увеличение оттенков в одной и той же информации-новости,особенно необычной, вызывает дополнительный интерес к ней и способствуетлучшему запоминанию. Сравните три варианта:

1)«На факультете психологии открылась новая кафедра»;

2)«Новую кафедру на факультете психологии возглавилпрошедший стажировку в Америке профессор Н. »;

3)«Новую кафедру на факультете психологии возглавилпрошедший стажировку в Америке профессор Н., известный своими публикациями попроблемам психоанализа».

Новости становятся более убедительными, если онисопровождаются документальными фотосъемками, которые также не могут бытьслучайными для ПР. К ним надо готовиться с целью создания положительноговпечатления на аудиторию. В этом плане у журналистов нет ограничений, и онимогут позволить себе снимать даже компрометирующие ситуации. Появилась даженовая специализация у фотографов — папарацци, хотя этически это не приемлемо.

Особенно актуальными способами быстрого контакта с аудиториейявляются репортажи с места событий. Как и во всех других случаях, службы пабликрилейшнз должны использовать эту экстремальную ситуацию для полученияпозитивного демонстрационного эффекта, в отличие от журналистов, которым важналюбая деталь.

В наши дни самыми мощными средствами массовой коммуникациистановятся радио и телевидение, поскольку они, особенно телевидение, даютвозможность слушателям и зрителям включиться в мир других людей как бы изнутрии вместе с ними пережить события любого времени в любом пространстве. Использованиеэтих коммуникационных каналов усложняется необходимостью работы над такимикачествами ПР-мена, как личная привлекательность, энергичность,интеллигентность, речевые и поведенческие особенности.

 


2 Анализ PR-кампании на примере Томилинскойптицефабрики

PR-кампания рассчитана на два месяца: ноябрь — декабрь 2006года.

Ключевое послание: СВОЁ, ДЕШЕВОЕ, КАЧЕСТВЕННОЕ

Цель PR — кампании — довести до сведения покупателей, что Томилинскаяптицефабрика начинает производство и продажу мясных птицепродуктов. (Ранее вкомпании развивалось только направление, связанное с производством и продажейяиц).

Данное событие используется так же как информационный повод, к которомубудет приурочено крупномасштабное мероприятие: 20 ноября в центре Москвы будетпроведена праздничная ярмарка — выставка, с участием звезд Российской эстрады икультовых личностей Российской элиты (таким образом, произойдет усилениезначимости новости — за счет присутствия влиятельных людей).

На ярмарке продукты Томилинской птицефабрики будутпродаваться по распродажным ценам, в связи с открытием нового направления вработе предприятия. Помимо различных вышеперечисленных факторов усиленияновости, данная сфера промышленности неразрывно связана с общественно-значимойпроблемой распространения «птичьего гриппа». Это так же послужитодним из приемов усиления новости. PR-кампания будет направлена на убеждение вкачестве предлагаемого товара:

Во-первых, как ранее проверенного (яйца марки Томилинскойптицефабрики пользуются огромным спросом на рынке потребления продуктов питанияи зарекомендовали себя, как надежный и качественный продукт)

Во-вторых, продукт Томилинской птицефабрики по определениюне может быть плохим, так как фабрика занимает прочный сегмент рынкапроизводимой продукции, с 1996года работает только на современном европейскомоборудовании, регулярно вводя усовершенствования и обновления (так, в 2004 годуна фабрика начала пользоваться новыми сушильными установками — последнимдостижением техники в данной области)

В-третьих, Томилинская птицефабрика проводит сертификациюпродукции как по ГОСТу 30363-96, так и по международной системе качества постандарту DIN ISO 9001: 2000

В-четвертых, на птицефабрике выведена новая порода кур,которая по утверждению зоологов не подвержена заражению «птичьим гриппом»,а, следовательно, является безопасным сырьем для производимой продукции (в чемявное преимущество данной птицефабрики перед другими, а для ПР-кампании являетсянеоспоримой интригой, усиливающей выигрышность предпринимаемых усилий)

Соответственно, для проведения PR-кампании будет использованцелый ряд приемов усиления новости.

Для привлечения не только будущих покупателей, но испонсоров проводимого мероприятия будет выпущен тираж листовок (пресс-релизов) сперечислением преимуществ и перспектив новой разработки Томилинскойптицефабрики:

За полтора года отечественная птицефабрика полностьюобеспечит внутренний рынок

В свете последних событий (принятие новых законов, которыестимулируют вложение инвестиций в новое производство) становится очевиднойконкурентоспособность российского продовольственного рынка

Свое

Дешевое — ключевое послание

Качественное

Томилинская птицефабрика уже имеет выходы на внешний зарубежныйрынок

Импортные продукты — это не всегда качество и надежность (информационныйповод, направленный на вред и непроверенность импортного продовольственногосырья)

Отечественная экология позволяет выращивать здоровые породыкур, более того выведен уникальный новый вид, не подверженный поражению «чумой21 века» — «птичьим гриппом». (Снимается страх перед основнойпреградой, препятствующей подсознательно свободному доступу потребителей нарынок мясной птицепродукции).

Данные тезисы будут использованы в листовках (пресс-релизах),предварительно растиражированных в начале PR-кампании за две недели до открытияярмарки — выставки Томилинской птицефабрики.

Помимо вышеперечисленного будут использованы такие средстваPR, как:

Связи с прессой

Лоббирование

Прямая рассылка

Они, в свою очередь удовлетворяют целому ряду факторов,положительно влияющих на исход PR-кампании. Например, Direct mail (прямаярассылка) — это:

Адресность

Возможность текстового убеждения

Корпоративная идентичность

Призыв к диалогу

Опять же, нельзя забывать, что реклама, в отличии от PR — прямой призыв к схеме «продажа-покупка», не зависимо от того скрытаяэто реклама ли прямая.

С помощью прямой рассылки будет проведена акция компьютернойвыборки. Еще один способ усиления новости. Среди подписчиков издания «Лучшиерецепты» компьютерная программа выберет 100 человек, которым вместе сновым номером журнала придет конверт — приглашение на ярмарку — выставкуТомилинской птицефабрики. В конверте так же будет купон на участие в розыгрышесуперприза (домашний кинотеатр), который будет проводиться во время проведенияпраздничного мероприятия.

Помимо вышеперечисленных приемов в PR-кампании будет так жеиспользоваться традиционный и один из самых действенных путей — распространениеслухов. Это — самая транслируемая информация, которая запускаетсяцеленаправленно и циркулирует параллельно с официальной информацией. Слухихорошо заполняют так называемые «белые пятна» в информационном поле. Оникурируют тот сегмент информации, о котором нет стопроцентно достоверногоподтверждения.

В данной ПР-кампании функции слухов будут направлены на:

1) Усиление:

Позитивной информации о Томилинской птицефабрике и продукциипредприятия

Негативной информации о конкурентах

2) Нейтрализацию:

Позитивной информации о конкурентах

Негативной информации о Томилинской птицефабрике и продукциипредприятия

Источником распространения слухов будут:

каналы СМИ

Интернет канала

устная передача слухов

Не только как канал для распространения слухов будет служитьИнтернет. Это — идеальное средство PR, так как через сайт можно формироватьимидж и поддерживать узнаваемость компании. Помимо легитимизации информации посхеме «слухи», на сайтах можно публиковать огромные отчеты одеятельности компании, все то, что не вошло в рубрики СМИ. Информация можетраспространяться через форумы. Можно использовать различные скрытые эффектыпопуляризации, как то:

обсуждение тем, запрещаемых в СМИ

создание информационных поводов (имитация закрытия сайтаиз-за, например, «нашествия хакеров»)

«эффект пинг-понга» (взаимодействие Интернета иСМИ, которые друг за другом будут раскручивать новость развития новогонаправления Томилинской птицефабрики в условиях российской действительности) и т.д.

По завершении проведения ярмарки — выставки акцииPR-кампании не будут прекращены. PR будет продолжаться еще в течение месяца,чтобы избежать эффекта «мгновенного исчезновения» — о компанииТомилинская птицефабрика не должны забыть через неделю после проведениямероприятия. Ее бренд не должен ассоциироваться только с проведением ярмарки-выставки,новость о развитии нового направления в компании должна быть узнаваема:

В магазине покупатель: «О! Это же новая разработкаТомилина — куры, которые не могут заболеть птичьим гриппом. Недорого. Не то,что „окорочка Буша“. Беру!» — цель, достигаемая в процессе ПР: СВОЕ,ДЕШЕВОЕ, КАЧЕСТВЕННОЕ.

Данная PR-кампания Томилинской птицефабрики достигнетвысокого эффекта узнаваемости рекламируемого продукта, т.е. цель PR-кампаниибудет достигнута.

Период PR-кампании — ноябрь — декабрь выбран не случайно. Каки все промтовары массового потребления, птица пользуется особым спросом в канунНового года (массовые застолья и праздники).

Наиболее остро сейчас всталапроблема заражения «птичьим гриппом» в России, в связи с выявлениеминфекции в районе Тамбовской области (город Моршанск) в октябре 2006 года. ПродукцияМосковской птицефабрики, разводящей кур, устойчивых к данному виду заболевания,будет, безусловно, пользоваться хорошим спросом, как в канун праздников, так ив течение всего остального времени, т.к. речь идет о продукте питания. Именноэтот факт был одним из определяющих при выборе компании. Достаточно простопровести ПР пищевой продукции. В данном случае цель усложнилась в связи страхомнаселения перед «птичьим гриппом», что в свою очередь оказалось интереснымдля исследования именно компании данной направленности. НепосредственноТомилинская птицефабрика была выбрана, поскольку является одной из известнейшихв Москве. Как показал пример предложенной PR — кампании, работать с нейдостаточно интересно и перспективно.


Заключение

Целью данной работы было изучение планирования Томилинскойптицефабрики Паблик Рилейшнз менеджментом компании и определение основныхнаправлений совершенствования системы ПР компании.

В ходе работы было выявлено:

Актуальность Паблик Рилейшнз как области знаний и сферыпрактической деятельности.

Знание Паблик Рилейшнз сегодня необходимо менеджменту любойорганизации прежде всего по следующим причинам:

А)«неопределенность» деловой сферы, динамика ееизменений в последние годы резко возросла;

Б) возросло значение социально-психологического фактора,обуславливающего поведение всех участников рыночного процесса;

В) роль информационных технологий стала глобальной иприоритетной, то есть коммуникационный процесс становится решающим фактором,обеспечивающим достижение целей организации и успех в конкурентной борьбе.

Паблик Рилейшнз — это продуманные, спланированные ипостоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания междуорганизацией и ее публикой.

Реализация Паблик Рилейшнз — сложный многообразный процесс,требующий высокого профессионализма и эрудиции от специалистов и,соответственно, определения организационного «статуса» ПабликРилейшнз в компаниях.

Паблик Рилейшнз не рассматривается менеджментом компании какфункционирование. Паблик Рилейшнз рассматривается как элемент маркетинговыхкоммуникаций, в то же время маркетинг является системой управления фирмы и, какследствие, цели Паблик Рилейшнз по формированию деловой репутации компаниивозможно рассматривать как цели по реализации управленческой функции ПабликРилейшнз.

Менеджмент обладает определенными теоретическими знаниямиПаблик Рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций и реализуют их.

Формальный «организационный статус Паблик Рилейшнз»не определен и как следствие Паблик Рилейшнз реализуется в системемаркетинговых коммуникаций, которые входят в функционал коммерческого директора.

9. Одной из важных проблем следует рассматривать отсутствиесистемы контроля как составного элемента планирования организации ПабликРилейшнз и как следствие — незнание менеджментом результатов использованияименно системы Паблик Рилейшнз.

Таким образом, произведенный анализ позволил выявить системуПаблик Рилейшнз кампании, определить вопросы использования Паблик Рилейшнз, ихэффективность. Система Паблик Рилейшнз позволяет решать задачи маркетинга всистеме маркетинговый коммуникаций на уровне микро — и мезосреды. Однако, вусловиях острой конкурентной борьбы, роста компании Паблик Рилейшнз в системемаркетинговых коммуникаций недостаточно. Паблик Рилейшнз должны рассматриватьсяменеджментом как основополагающая функция менеджмента, то есть обеспечениекоммуникации компании со всей внешней и внутренней средой. Компания, используяПаблик Рилейшнз, должна достигать целей как социально-логическая организация,действующая в системе рыночных отношений в условиях гражданского общества.


Список использованной литературы

1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. — М., 1997.

2. Алешина И.М. Паблик Рилейшнз в менеджменте и маркетинге // Маркетинг. — 1997. — № 5. — С.108 — 111.

3. Андреева О.Д. Технология бизнеса. — М.: Экономика, 1998. — 262 с.

4. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations, Триз-шанс, 1996г

5. Витин Ю. Управление сбытом. — М.: Инфра-М, 1998. — 110 с.

6. Виханский О.Д., Наумов А.В. Менеджмент. — М.: Геральдика, 2001. — 582 с.

7. Грачев М.А. Капиталистическое управление. Уроки 80-х. — М.: Экономика,1991. — 125 с.

8. Груниг Дж.Е., Хант Е. Управляя паблик рилейшнз. — М., Прогресс, 2000.

9. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. — М., 1996.

10. Дурович А.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности. — М.: Высшаяшкола, 1995.

11. Как добиться успеха / Под ред. Хрупкого В.Е. — М.: Республика, 1992. — 509 с.

12. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ МЕ и М, 1997. — 175 с.

13. Коломещев О.С. Формирование общественного мнения // Маркетинг. — 1996. — № 6. — С.41 — 48.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1992. — 733 с.

15. Лаврухин О.В. О связях с общественностью — Паблик Рилейшнз // Гайд-парк.- 1997. — № 1,2.

16. Макгалли М. Основы эффективных продаж. — М.: Союз, 1997. — 276 с.

17. Меллер К. Человек прежде всего. — М.: ТМИ, 1996. — 150 с.

18. Митчел Р. Профиль корпорации // Бизнес уик. — 1994. — № 8. — С.60

19. Орлова Т.М. Паблик Рилейшнз и реклама в маркетинге // Маркетинговыеисследования в России. — 1996. — № 5. — С.20 — 28.

20. С. Блэк » Введение в паблик рилейшнз» Ростов-на-Дону «Феникс»1998г.

21. С. Блэк. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990г.

22. Уткин Э.М., Кочеткова А. Рекламное дело. — М.: Экономика, 1997.

23. Уткин Э.М. Управление компанией. — М., 1996. — 151 с.

24. Честара Д. Деловой этикет. Паблик рилейшнз. — М., 1997.