Программа психологической коррекции нарушений адаптации детей к ДОУ

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Психолого-педагогические аспекты и проблемы адаптации 6

1.1 Сущность понятия адаптации 6

1.2. Взаимодействие педагога с детьми в адаптационный период 14

2. Экспериментальное исследование особенностей психологической адаптации детей дошкольного возраста к ДОУ 22

2.1. Описание выборки и методов исследования 22

2.2. Описание полученных результатов (первичное исследование) 23

2.3. Программа психологической коррекции нарушений адаптации детей к ДОУ 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

ПРИЛОЖЕНИЯ 60

ВВЕДЕНИЕ

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит не всегда на благополучном фоне, так например, повышенная ранимость психики ребенка, низкая сопротивляемость организма к заболеваниям у детей, отрицательно сказывается на общем развитие ребенка. Поэтому так важно, в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду, создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в ДОУ.

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму дня, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Ватутина Н.Д. в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Костяк Т.В. рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

15 стр., 7118 слов

Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений ...

... голода, общее беспокойство и беспричинный плач. В раннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не ... саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации ... повреждений мозга в период беременности, при родах или в постнатальном периоде развития ребенка. Причины могут быть ...

Вышеуказанные авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Противоречия: несмотря на исследование данной проблемы, существует на практике масса противоречивых мнений относительно адаптации ребенка в младшем дошкольном возрасте к условиям ДОУ. К примеру, некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления в детский сад – это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается, от того к которому он привык дома. Более того, они советуют родителям обращаться с ребенком соответствующим образом. Есть и такие воспитатели, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации. Некоторые дошкольные работники трудности адаптации объясняют возрастом и рекомендуют в раннем и младшем возрасте воспитывать ребенка только в семье.

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям общественного воспитания.

Проблема заключается в поисках механизмов и наиболее эффективных условий, облегчающих адаптацию при поступлении детей в детское учреждение. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

В соответствии с вышеперечисленными проблемами, нами была сформирована тема данной работы.

Объект исследования: процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Предмет исследование: психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.

Цель исследования: теоретически выявить особенности процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста, разработать и практически опробировать комплекс мероприятий, обеспечивающих адаптацию детей к условиям ДОУ.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогическую, психологическую, социально- педагогическую методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности поведения детей в период их адаптации.

3. Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста

22 стр., 10952 слов

Выявление и решение проблем адаптации у детей дошкольного возраста ...

... А.А. Налчаджян (2002), А.А. Реана (2005); проблема адаптации ребенка дошкольного возраста раскрыта в исследованиях Н.М. Аксариной (1977), Л.Н. ... адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения .1 Диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ .2 Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста ...

4. Разработать комплекс социально-педагогических мероприятий, обеспечивающую быструю и безболезненную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

5. Провести мониторинг, как повлиял комплекс мероприятий направленный на быструю и безболезненную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

1. Психолого-педагогические аспекты и проблемы адаптации

1.1 Сущность понятия адаптации

В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [20]. При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления адаптации в отличие от приспособления животных [30], преодоления трудностей [16] или формирования определенных свойств личности, например, профессиональных качеств [29].

В рамках социологического подхода адаптация рассматривается как момент взаимодействия личности и социальной среды. Субъективная сторона этого процесса понимается как усвоение личностью основных норм и ценностей общества. Представителями такого подхода нередко отождествляются понятия «адаптация» и «социализация», поэтому решающее значение приобретает проблема соответствия форм поведения, индивидуальных способов деятельности личности основным правилам, требованиям и нормам выполнения общественных функций [13, 22] и другие).

Социологический подход трактует адаптацию как процесс «вхождения» личности в новые социальные роли, причем сущность данного процесса заключается в содержательном, творческом приспособлении индивида к условиям жизнедеятельности.

В трудах отечественных исследователей, занимающихся социальной психологией, социологией труда, психологией управления, мы можем выделить два базовых варианта понимания сущности явления адаптации, в основу которых положены различия по признаку отношений субъекта и объекта адаптации: среды и адаптанта.

Научные взгляды приверженцев первого направления базируются на теории эволюционного — развития живых существ и обосновании физиологической адаптации. И.П. Павловым было отмечено, что психологическое состояние человека, его «тяжёлые чувства», возникающие в ходе разнообразных адаптационных процессов при изменении обычного образа жизни, при прекращении обычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют своё физиологическое основание [18].

Отечественные учёные С.Д. Артемов и А.Н. Розенберг были одними из первых современных представителей рассматриваемого направления, изучавших процесс адаптации человека в условиях производства с философских и социологических позиций. С.Д. Артемов рассматривал социальную адаптацию как «…процесс активного усвоения молодой сменой рабочего класса исторически сложившихся материальных и духовных условий деятельности производственных коллективов» [2].

А.М. Розенберг трактовал социальную адаптацию отчасти иначе, определив ее как «сложный и внутренне противоречивый процесс приспособления личности к социальной среде предприятия, к различным структурным элементам производственной среды для выполнения определенных социальных функций в данном производственном коллективе» [25].

24 стр., 11512 слов

Социальная адаптация детей к ДОУ

... - психологическая адаптация детей к дошкольному учреждению. Предмет: особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка ... Голубева, А.И. Захаров. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся ...

В процессе адаптации личность приспосабливается к среде, и в ходе активного взаимодействия со средой изменяет свои свойства, характеристики, «…что может выражаться в изменении его самоидентификации, ценностных ориентаций, ролевого поведения» [17.С.27]. Такое понимание процесса адаптации, на наш взгляд, позволяет понять различия психологической и социально-психологической адаптации. Будучи частью человеческой деятельности, под которой в психологии понимают динамическую систему «взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности» [23. С.101], социально-психологическая адаптация является нетождественным «приспособлению» понятием. Тем не менее, принцип гомеостаза, лежащий в основе рассмотрения приспособления живых организмов к изменениям окружающей среды, необходимо учитывать для полноценного изучения процесса социально-психологической адаптации.

Социально-психологический анализ адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни предполагает всестороннее изучение взаимодействия субъекта и объекта адаптации, механизма этого явления. Только в этом случае правомерно говорить о возможности прогнозирования данного процесса и путей повышения его успешности.

Отметим существование особой позиции в оценке сущности социально-психологической адаптации, под которой понимается взаимный, двухсторонний процесс [6. С.53]. Придерживаясь данной точки зрения, М.И. Скубием дана такая характеристика сущности адаптации, которая «состоит в диалектическом взаимодействии противоположных сторон: приспособления индивида к среде и активного изменения им данной среды» [28. С.44]. Именно поэтому степень проявления активности используется в качестве основания для классификации типов адаптации или одного из критериев адаптации.

В.В. Селивановым были выделены четыре формы социально-психологической адаптации. В.В. Селиванов высказывает мнение о том, что «поведение человека в новых условиях может характеризовать пассивная позиция внешней согласованности своих действий с другими; активная позиция, когда личность стремится понять людей и завоевать доверие окружающих, чтобы затем в соответствии со своими устремлениями, влиять на них; осторожная установка на «изучение» людей и обстановки; простое приспособление, заискивание перед сильными с целью добиться их покровительства» [27. С. 283]………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении сделаем выводы по всему содержанию работы.

Проанализировав теоретические вопросы адаптации детей к условиям детского образовательного учреждения, мы выявили, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты. До трех лет у детей, подверженных невротическим расстройствам, при помещении в ясли, скорее будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность); длящиеся, по крайней мере, несколько месяцев, особенно у детей повышенно эмоционально зависимых от родителей. В таких случаях процесс адаптации растягивается на год и более.

Мы сделали вывод о том, что характер и длительность привыкания зависят от ряда условий:

1. Прежде всего, течение периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям жизни дети от 12 до 19 — 20 месяцев.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... будет обнаружена главная причина недовольства и найден возможный выход. Физиологическая адаптация Людям пожилого возраста присущи различные психофизиологические изменения. Снижение функциональных возможностей при старении ... сотрудников); с выросшими детьми, так как взрослым детям родители становятся не нужны; с изменением общего состояния здоровья. Типы социальной адаптации к старости Адаптивные ...

2. По-разному привыкают дети разного возраста в зависимости от того, что именно меняется у ребенка в связи с переходом в новые условия. Дети трудно привыкают, если меняется их кормление и привычная для них температура помещения. Так же дети обычно тяжело реагируют, если меняются приемы проведения кормления, укладывания, бодрствования.

3. Различна длительность и тяжесть привыкания к изменившимся условиям в зависимости от предшествующих условий воспитания детей в семье.

Таким образом, нарушения в поведении детей при переходе в новые условии жизни объясняются резкой переменой привычных для детей приемов воспитания и недостаточным развитием у них адаптационных механизмов.

4. По-разному привыкают дети одного и того же возраста в зависимости от индивидуально — типологических особенностей их нервной деятельности.

5. Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям.

6. На течение адаптационного периода оказывает влияние также уровень психического развития. Дети с более высоким уровнем развития привыкают, как правило, легче.

7. Дети с тяжелым анамнезом (с отягощенной наследственностью, патологией беременности и родов), длительно и часто болеющие до поступления в ясли, часто дают тяжелую адаптацию (Л. Г. Голубева).

Поэтому персоналу группы следует знать прошлое поступающего ребенка и уделять таким детям особенное внимание.

Итак, длительность периода адаптации зависит от многих причин. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Для эмоционально чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей, особенно тех, кто в последствии заболевают неврозом, ДОУ выступает в качестве декомпенсирующего фактора их психического развития.

В настоящее время разрабатывается система медицинской и педагогической помощи детям, поступающим в ясли. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат.

Ведь от того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и его привыкание к яслям (которое может продолжаться в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / Приложение к журналу «Управление ДОУ».- М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.

2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2003.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник [Текст] / Г.М. Андреева. — М., 2007.

4. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина и др. – Ярославль: Академия, 2002.

5. Божович, Л.И. Личность ребенка, и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 2008.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... библиографического списка, приложения. Основной текст изложен на 39 страницах, включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение ... возрос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей с умственной отсталостью. Этот ...

6. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н.Д. Ватутина. — М.: Просвещение, 2003.

7. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / Под ред. Павловой Л.Н. — М.: Просвещение, 2006.

8. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. — М.: Просвещение: учебная литература, 2006.- 158 с.

9. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. — М., 2005.

10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2006.

11. Гаврилова, Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей [Текст] // Вопросы психологии. — 2004. — № 1.

12. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: Интор, 2006.

13. Гуров, В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей [Текст] / В.Н. Гуров. — М., 2003.

14. Дробинская, А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.О. Дробинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

15. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2002.

16. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. — М.: Просвещение, 2009.

17. Задровская И.А. Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду [Текст] // Научно-практический журнал «Управление ДОУ»- 2005. — №8. – с.46-49.

18. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие [Текст] / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.

19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2002.

20. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. В книге «Психология дошкольника. Хрестоматия» [Текст] / М.И. Лисина. — М., Академия, 2002.

22. Лурия, А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов: Психологическая наука в СССР. [Текст] / А.Р. Лурия. Т.1. – М., 2009.

23. Люблинская, А.Л. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.Л. Люблинская. — 2 изд. — М.: Просвещение, 2002.

24. Лямина, Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателей дет. садов [Текст] / Г.М. Лямина. — М.: Просвещение, 2002.

25. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] / А.С. Макаренко. — М.: Просвещение, 2009.

26. Мельникова, Н. Адаптация малышей к детскому саду [Текст] // Дошкольное образование. – 2002. — № 5 (77).

11 стр., 5416 слов

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО

... от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие ... с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и ...

27. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2006.

28. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений [Текст] / И.П. Павлов. — Т. 3, кн.2. – М., 2002.

29. Психолог в детском саду [Текст] / Под ред. П.Д. Романенко. – М., 2005.

30. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова и др. — М., 2003.

31. Психология: Словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. — М., 2002.

32. Смирнова, Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. — 2004. — № 6.

33. Семейное воспитание: Краткий словарь [Текст] / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. — М., 2002.

34. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы российской научно-практической конф. [Текст] / (Москва, 26-28 ноября 1996 г.).

— М., 2006.

35. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 2002.

36. Стребелева, Е.А. Ранняя диагностика умственного развития [Текст] / Е.А. Стребелева. — М.: компания Петит, 2004.

37. Функциональные системы организма [Текст] / Под ред. К.В. Судакова. — М., 2007.

38. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст] / В.М. Целуйко. – Ростов н/Д, 2004.

39. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 2003.

40. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Лист наблюдений за ребенком в период адаптации

Лист должен быть оформлен на каждого ребенка, заполняется в период адаптации.

………..