Профориентация старшеклассников

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уральский государственный педагогический университет

Институт фундаментального социально-гуманитарного образования

Факультет социологии

Кафедра теоретической и прикладной социологии

Курсовая работа

Профориентация старшеклассников

Исполнитель: студентка группы 203

Смолина Екатерина Сергеевна

Научный руководитель:

К. ф. н., доцент

Арапова Марина Андреевна

Екатеринбург, 2011

Содержание

Введение

1. Теория профориентации

1.1 Объект и принципы профориентационной деятельности

1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии

2. Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников

3. Научная литература о профориентации

Заключение

Использованная литература

Введение

Каждый год огромное число юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования и последующим трудоустройством. Причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.

10 стр., 4990 слов

Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании

... деятельность практического психолога и священнослужителя? Для того чтобы сделать сравнительный анализ работы психолога и священника, необходимо понимать особенности их профессионального труда ... мой собеседник. 1. Чем профессия психолога отличается от профессии священника? Психология и церковь, священник ... взаимосвязи между ними Заключение Список литературы Введение На первый взгляд, функции священника ...

Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда.

Процесс профессионального самоопределения в свою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Цель курсовой работы — изучить особенности профориентационной работы.

Задачи:

— рассмотреть профессиональное определение школьников в зависимости от возрастных особенностей;

— определить содержание, формы. методы профессиональной ориентации старшеклассников;

— ознакомиться с основной литературой профоориентационной деятельности.

Поскольку я когда-то сама была абитуриентом, мне довольно таки близка проблема с определением будущей профессии. Данная курсовая преследует такую цель, как начало пути к решению данной проблемы среди старшеклассников посредством теоретического, а в дальнейшем и практического материала.

1. Теория профориентации

Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

«Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии», — таково определение, данное нам в свободной энциклопедии «Википедия».

Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недалеком прошлом в профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.

Теорию профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.

Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом.

22 стр., 10681 слов

1,Профессия “психолог”, определения, место профессии в обществе

... С. 78). Но если в качестве предмета профессиональной деятельности психолога все больше выделяется именно субъектность, то ... проявления психического (например, с уровнем личности) имеет дело психолог–профессионал, тем в ... профессиональная психогигиена труда 10. Осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам 3.Социальные стереотипы – мифы о профессии ...

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Таким образом, в общем виде профессиональная ориентация включает в себя:

Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

1.1 Объект и принципы профориентационной деятельности

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества — можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

4 стр., 1965 слов

Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы

... работы Кона, Бернса, Чесноковой и др. исследователей. Я — концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы формирования Проблематику самосознания исследовали многие отечественные и зарубежные ... аспектов становления самосознания в контексте более общей проблемы становления и развития личности; вторая – более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, ...

Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами:

— связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями хозяйства страны в квалифицированных кадрах;

— связь профориентации с трудовой подготовкой школьников — это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

— систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс;

— взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности. Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

— взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы — принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи;

— дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

— оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

— соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

27 стр., 13077 слов

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками

... противоречия определяет цель работы: изучение влияния профессионального консультирования на выбор подростками профессии. Объект -- процесс профориентационной работы с подростками. Предмет -- содержание, методы и условия профессионального консультирования, направленного на выбор профессии подростками. Гипотеза исследования. ...

1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии — важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.

Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ — «проб и ошибок». Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ — когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 1999. — 267 с.

Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей).

При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. — 119 с.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того — сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии — его главная и постоянная забота. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. — 301 с.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность — это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.

18 стр., 8757 слов

Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением

... есть, каков его потенциал. Современные школьники не имеют представления о том, что такое профессиональная пригодность. При выборе профессии они не учитывают своих ... (3 методики).Глава I. Профессиональное самоопределение учащихся в теории и практике образования 1.1 Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся Проблема профессионального самоопределения личности относится ...

По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии — мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план — это план потенциально возможных действий. В содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены.

При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

20 стр., 9834 слов

Психология профессионального развития проблема профориентации ...

... чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профессиональная ориентация (от фран. orientation ...

Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы, которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование).

Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Сафронова, Г.Я. Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. — 1991. — № 3 — С. 69—77.

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение — это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.

молодежь профессиональный самоопределение

2. Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников

В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии.

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

— индивидуальные

— групповые

21 стр., 10108 слов

Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения ...

... в изучении престижности профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников. Объект исследования: профессиональное самоопределение. Предмет исследования: престижность профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников. Цель курсовой работы: изучить влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Задачи ...

— массовые.

К методам профессиональной ориентации относятся:

— информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

— методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

— методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.

— методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора.

Составными компонентами профориентационной работы являются:

— профессиональное просвещение;

— изучение школьников в целях профориентации;

— профессиональная консультация;

— профессиональный отбор;

— социально-профессиональная адаптация молодежи.

Профессиональное просвещение.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение — сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. — 274 с.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя:

— профинформацию

— профпропаганду

— профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача — исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. — 143 с.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

— профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся об экономике страны, её отраслях, предприятиях, профессиях;

— в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

— профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

— ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения — встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях экономики, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Изучение школьников в целях профориентации.

7 стр., 3359 слов

Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределения

... и динамичный процесс, профессиональное самоопределение школьников характеризуется противоречием между потребностью личности в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении и недостаточным представлением о профессии, отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений ...

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная консультация учащихся.

В широком смысле слова профконсультация — это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. — М.: Владос-Пресс, 2001. — 96 с.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников.

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе — помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу. Дубровина, И.В.Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. — 169 с.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида — констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников. — М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.

Социально-профессиональная адаптация молодежи Профессиональная адаптация — важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. — М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.

Профессиональная адаптация — это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:

— ознакомление с новой ситуацией;

— стадия приспособления к этой ситуации — работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”

— стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. — М.: Просвещение, 1997. — 284 с.

3. Научная литература по профориентации

Профориентация как самопознание и обретение личных приемов самоанализа и саморефлексии. Это одна из первых и существенных задач при первом в жизни выборе профессии: научиться анализировать себя в контексте некоторой системы требований и условий, освоить и присвоить способы самоанализа и самоизучения, которые потом пригодятся в жизни в самых разных ситуациях.

Почти все книги по данной теме обращаются к самопознанию, рассматривая его для старшеклассников сквозь призму психологической диагностики особенностей, возможностей и способностей. И набор этих тестов удивительно устойчиво кочует из книги в книгу. В большинстве случаев речь идет о методиках изучения свойств нервной системы, когнитивных способностей и личностных свойств, с одной стороны, и набора специальных методик изучения профессиональных склонностей и интересов — с другой. Для организации занятий по самоанализу и самоизучению можно обратиться к книге Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия», которая среди прочего хороша тем, что выходит в комплекте с рабочей тетрадью для школьников Т.Л. Павловой. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2004.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. — М.: Генезис, 2005.

Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. — М: ТЦ «Сфера», 2005.

Непревзойденными мастерами игрового подхода в этой области были и остаются Н.С. и Е.Ю. Пряжниковы. Изучение способностей и интересов в профориентационных тестах непосредственно связано с другой задачей — познания мира современных профессий и предъявляемых ими требований к психологическим особенностям человека.

Методы и технологии самоопределения в проблемной жизненной ситуации — тоже задача профориентации. Выбор профессии — один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Их потенциальная взрослость значительно притормаживается в своем формировании существующей системой общего среднего образования, и к моменту профессионального самоопределения большинство из них еще не имеют осознанного опыта личных выборов.

Ситуация выбора профессии становится для них экспериментальной площадкой, школой осознанного целеполагания и выбора. Вернее, может стать и позволить обрести новый жизненный опыт и новые психологические способности — способность выбирать и достигать цели. О том, как методологически и методически верно организовать такую работу, к счастью, есть хорошие книжки. Из известных относятся работы А.П. Чернявской, В.Р. Шмидт, авторского коллектива под редакцией С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева. Жизненное и профессиональное самоопределение в ней рассматриваются сквозь призму собственно человеческих способностей и умений, которые взрослеющий человек должен в себе взрастить. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М.: Владос-пресс, 2004.

Книга Шмидт дорога тем, что, во-первых, предлагает решать задачи профориентации силами педагога и педагогическими методами — просто и умно составленными и проведенными диалогами, беседами. А во-вторых, «вспоминает» о родителях и дает понятные, но очень важные для этой категории «соучастников» профессионального самоопределения советы. Вообще в книге много современных и не банальных мыслей и идей. Например, серия диагностических бесед «Быть или не быть… журналистом, юристом, менеджером, психологом, педагогом». Учащимся предлагается на доступном им языке поразмышлять о требованиях и возможностях профессии, ее социальном статусе, видах профессиональной карьеры и о многом другом. Отличный материал собран под общим названием «Горячая десятка заблуждений в выборе профессий». Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. — М: ТЦ «Сфера», 2005.

В книге С.Н. Чистяковой и ее соавторов много важного рефлексивного материала. По сути, учащимся предлагаются различные технологии размышления о выборе профессии. Значительней всего, пожалуй, идея профессиональных проб на этапе самоопределения и выбора. В книге не только раскрыта идея таких проб, но и приведен интереснейший пример такого рода методики. Это новое важное направление в профориентационной работе. В книге даны ссылки на первоисточник идеи, что тоже вызывает уважение и доверие к авторам. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Новая школа, 2004.

Заключение

Выбор профессии сегодня — это не всегда и не обязательно выбор судьбы вообще. Это — нормальный процесс осмысления человеком себя в контексте культуры и ее ценностей, эпохи и ее социальных ожиданий и нахождения своего места в мире «здесь и сейчас». Будет меняться мир, буду меняться и я. И наоборот, я расту, меняются мои приоритеты. Если человек личностно свободен и оснащен необходимыми инструментами самоанализа, постановки целей и их достижения, если он умеет анализировать ситуацию и соотносить ее со своими интересами, если он умеет работать с информацией и превращать ее в знание и выбор — он прошел хороший курс профориентации в школе. В этом ему помогает специальная литература и практические занятия с людьми, занимающимися профориентацией школьников.

В данной курсовой изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, содержание, формы и методы профориентационной работы, а также научная литература, посвященная данной теме.

Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции». Самооценка старшеклассника — устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. Учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор. Поэтому необходимо изучить вплотную проблему оптимизации профориентационной деятельности в учебных заведениях.

В данной курсовой мы не только выполнили поставленные задачи, но и наметили ряд новых, существенно важных задач, которые будут освящены в дальнейших работах.

Использованная литература

1. Абрамова, Г.С. «Возрастная психология» / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 1999. — 267 с.

2. Кон, И.С. «Психология юношеского возраста» / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. — 119 с.

3. Максимов, В.Г. «Профессиональная ориентация школьников» / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. — 301 с.

4. Кулагина, И.Ю. «Возрастная психология» / И.Ю. Кулагина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.

5. Сафронова, Г.Я. «Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи» / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. — 1991. — № 3 — С. 69—77.

6. Пряжников, Н.С. «Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения» /Н.С. Пряжников. — М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.

7. Саруханов, Э.Р. «Проблемы управления профессиональной ориентацией» / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. — 274 с.

8. Павлютенков, Е.М. «Формирование мотивов выбора профессии» / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. — 143 с.

9. Чернявская, А.П. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации» / А.П. Чернявская. — М.: Владос-Пресс, 2001. — 96 с.

10. Дубровина, И.В. «Формирование личности старшеклассника» / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. — 169 с.

11. Пряжников, Н.С. «Игровые профориентационные упражнения» / Н.С. Пряжников. — М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.

12. Пряжников, Н.С. «Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения» /Н.С. Пряжников. — М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.- 80 с.

13. Чистякова, С.Н. «Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи» / С. Н. Чистякова. — М.: Просвещение, 1997. — 284 с.

14. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов»./ Г.В. Резапкина. — М.: Генезис, 2004.

15. Павлова Т.Л. «Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости». / Т.Л. Павлова. — М: ТЦ «Сфера», 2005.

Размещено на