Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочное время

17

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме: « Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочное время »

г. Черняховск, 2012

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

1.1 Основные подходы к сущности понятий «Проектная задача », «Творчество», «Творческая деятельность», «Способности»

1.2 Формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

1.3 Проектные задачи в начальной школе и их классификация

Глава II. Практическая часть работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

2.1 Изучение опыта работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки. Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.

Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для общества, так и для самой личности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Основные положения теории творчества, изложены в трудах М.М. Бахтина, доработаны В.С. Библером и С.Ю. Кургановым. Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и других показано, что различные характеристики мышления младших школьников непосредственно зависят от организации учебного процесса, от содержания обучения.

При всем многообразии исследований, необходимо отметить их теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо выявить комплекс психолого-педагогических условий, разработать технологическое обеспечение его реализации.

Проблема исследования: каковы возможности проектной задачи как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочное время объект исследования: развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочное время.

предмет исследования: возможности проектной задачи в развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочное время.

цель исследования: изучить возможности проектной задачи в развитии творческих способностей у младших школьников во внеурочное время.

Задачи курсовой работы:

1.Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования и сформулировать методологический аппарат исследования.

2.Теоретически выявить и изучить возможности творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.

3.Обобщить результаты, сделать выводы по исследуемой проблеме.

4. Изучить опыт работы учителей начальных классов по данной проблеме.

Глава 1. Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности

1.1 Основные подходы к сущности понятий «Проектная задача », «Творчество», «Творческая деятельность», «Способности»

С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

23 стр., 11371 слов

Дидактические игры, способствующие развитию изобразительной деятельности умственно отсталых школьников

... изобразительной деятельности позволяет школьникам закреплять полученные раннее навыки и знания о свойствах предметов, корректировать восприятие предметов в пространстве, а также развивать свои творческие способности ... ограничены. Также стоит отметить, что на своеобразие изобразительной деятельности умственно отсталых школьников младших классов влияет также и двигательные нарушения этих детей. Для ...

Для раскрытия понятия «творческие способности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности», а так же тесно связанные с ними такие понятия как «творческое мышление», «креативность», «фантазия», «воображение».

В.А. Сухомлинский — создатель концепции гуманистического воспитания, выдающийся педагог XX века считал проблему творчества «одним из участков педагогической целины». [12]

По его мнению, творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные и добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием».

«Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью».[10]

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Способности это свойства личности, которые определяют динамику, глубину и прочность приобретения знаний, умений и навыков и обеспечивают результативность и успешность деятельности. Основу этих способностей составляют задатки, которые понимаются как врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые способствуют более динамичному приобретению знаний, умений и навыков и составляют основу развития способностей.

В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4-6 лет

... мышления детей. Первый путь заключается в том, что предметное действие выступает как средство формирования и развития мыслительной деятельности детей ... — его инвариантность, которая обнаруживает­ся в способности ребенка опознать разнообразные объек­ты, относящиеся к какому- ... типах ориен­тировки составляет центральное звено этого метода. Как известно, любое человеческое действие представляет сложную ...

По видам деятельности выделяют:

· Репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности, Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

· Творческий — обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

По мнению Р.С. Немова творческое мышление — это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Творческое мышление характеризует особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы — это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.

Один из непременных компонентов творческого мышления — это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений. При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. В начальных классах реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника — это переход к все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний. [13]

6 стр., 2546 слов

Психологические свойства личности (темперамент, характер, способности) в профессиональной деятельности менеджера

Департамент образования. Пермской области. ПЛ N42. Курсовая работа Предмет: Управленческая психология.  Ф.И.О. студента: Шеина  гуппа 8 ”в” Татьяна  Михайловна    Ф.И.О. Малкова  преподователя:Любовь  Николаевна  Оценка:    Подпись преподователя:       г. Березники. 2000-2001г. План 1.     Темпераментличности. ·& ...

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления. Младший школьный возраст — период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6—7 до 9—10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7 лет. В этот период происходят существенные изменения всего психического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять прежде, чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения результата. К 8-10 годам поведение становится менее импульсивным, чем в дошкольном возрасте, появляется его произвольность, управляемость. [6]

Ребенок в младшем школьном возрасте начинает осознавать свое место в мире общественных отношений, происходит открытие социальной позиции школьника (внутренняя позиция) и изменение самосознания (рождение социального «Я»)

Перед каждым педагогом стоит важная задача развития на каждом возрастном этапе памяти как непроизвольного процесса, исключения самой необходимости использования так называемых мнемотехнических приемов.

Для развития ребенка очень важно формирование разнообразных интересов. Для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

5 стр., 2167 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ К ШКОЛЕ . 6 1.1.Понятие способностей у дошкольников 6 1.2. Природа и фактор развития способностей 12 1.3. Понятие творчество и творческих способностей.............................................18 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ...

Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др. [1]

Существует два основных типа методов диагностики творческих способностей:

· Малоформализованные методы изучения и диагностики такие как — наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности и подобные.

· Строгоформализованные методы — тесты. По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Цели диагностики творческих способностей:

· Определение исходного уровня творческих способностей

· Коррекция проводимых занятий

· Выявление наиболее одаренных детей;

· Определение структуры способностей.

Технология диагностики должна включать:

Методики, позволяющие оценить уровень сформированности определенных качеств мышления у целой группы людей в ограниченные сроки (определение исходного уровня способностей, коррекция проводимых курсов) — стандартизированные количественные тесты.

Индивидуализированные качественные методы, позволяющие определить структуру способностей конкретного человека, выделить группу одаренных детей.

Для 1-й группы методов существуют определенные параметры, которым должны соответствовать разработанные тесты. Это валидность (соответствие теста измеряемому признаку), надежность (защита от случайности), репрезентативность (то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции).

13 стр., 6266 слов

Методы развития инновационного мышления

Методы развития инновационного мышления Эдвард де Боно и его "Шесть шляп мышления" Автор предлагает разделить мышление на несколько категорий. Я этим способом структурирую переговоры с партнером и навожу порядок в своих мыслях. “Мышление делится на шесть разных режимов”. Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности: Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще ...

Для 2-й группы методов необходимо определить условия, в которых можно обеспечить максимально индивидуальный подход в исследовании развития творческих способностей. Это такие условия, как:

· неограниченное время выполнения заданий;

· индивидуальный подход в оценке результатов;

· минимальное влияние соревновательности при проведении диагностики;

Желательно, чтобы исследования творческих способностей проводилось в обычной жизненной ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету заданий. Методы диагностики творческих способностей должны учитывать возрастные особенности испытуемых.

Вопросами диагностики творческих способностей занимались и занимаются как зарубежные так и отечественные ученые. Долгие годы изучались, создавались и совершенствовались методики позволяющие выявлять и изучать как творческие, так и умственные способности. Выделились два основных направления — исследование творческих способностей с помощью проблемных задач.

Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых — тесты Гилфорда, Торранса, Медника и их модификации.

Началом разработки строго формализованных методов диагностики креативности, основанных на использовании стандартизованных тестов для изучения творческого потенциала человека принято считать работы Дж. Гилфорда, который, в начале 50-х годов разработал категории конвергентного и дивергентного мышления и выделил 16 познавательных характеристик креативности. Внимание к тем качествам человека, которые не оцениваются с помощью интеллектуальных тестов:

· Быстрота — способность высказывать максимальное количество идеи в определенный отрезок времени. Причем, в данном случае, важно не их качество, а их количество.

· Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

· Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи. Она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми.

· Точность — законченность, способность совершенствовать или придавать, завершенный вид своим мыслям.

Богоявленская Д.Б. выделив «единицу анализа творчества», разработала экспериментальный диагностический метод — «Креативное поле» [3] , позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм «спонтанных» открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций.

Шкала “Фантазия”, разработанная Г.С. Альтшуллером [7] для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения, принципиально отличается от многих других теорий и технологий развития творческих способностей тем, что содержит инструменты для формирования управляемого воображения, творческого, «ТРИЗовского» мышления.

1.2 Формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Одним из основных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования, является, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Главное на пути создания такой атмосферы — развитие чувства психологической защищенности у детей. Критические высказывания в адрес детей и создания у них ощущения того, что их предложения неприемлемы или глупы, приводят к подавлению их творческих способностей. К мыслям, которые высказывают дети, следует относиться с уважением. Учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.[2]

Так же особое значение в развитии творческих способностей детей имеет обстановка и среда. Помещение, где проходят занятия детей, должны быть устроены так, чтобы в соответствии с выбранной темой и типом проведения занятия дети имели возможность свободно перемещаться по классу, который должен быть снабжен всевозможными материалами и оборудованием, предоставляемыми в полное распоряжение детей. А педагог должен стать консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функцию контроля за происходящим, педагог дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Задача педагога — помочь ребенку встать на этот путь.

Существуют различные специальные методы, направленные на развитие творческих способностей.

Методы — это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Существуют методы: практические, наглядные, словесные.

К практическим методам относятся упражнения, игры.

Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми желательно сочетать все эти методы друг с другом.

В процессе организации обучения направленного на развитие творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

· перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

· самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

· комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно, а иногда и объективно новое” Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

· сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

· сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

· формы представления противоречий (явные, скрытые).

Многие занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. [4]

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию творческих способностей.

6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

· развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

· задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

· творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.[5] Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей детей 4-6 лет, Развитие ребенка 2-3 лет">развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него).

У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. [23]

Развитие творческих способностей должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности, способствующих развитию креативных качеств личности в комплексе с другими психическими процессами, и развивать познавательную активность в целом.

Необходимо организовать учебно-воспитательный (творческий) процесс таким образом, чтобы ученик чувствовал себя первооткрывателем, исследователем, аналитиком. Преподаватель должен обеспечить условия для реализации процесса творчества, использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интерактивные методы развития творческих способностей. [21]

1.3 Проектные задачи в начальной школе и их классификация

творческий способность школьный проектный задача

Проект — самостоятельная творческая работа учащихся. Проект — это групповая или индивидуальная творческая работа учащихся. Защита проекта — урок-презентация проходит как обобщающий заключительный этап по пройденной теме. В зависимости от темы выбранного проекта учащиеся работают или в группах (2-4 чел.) или индивидуально. Таким образом, при совместной работе в рамках проекта можно наблюдать заинтересованность даже у слабых учащихся, желание высказаться по интересующей их теме, красиво и оригинально оформить свою творческую работу, более увлекательно провести презентацию проекта. Эти умения в соединении с интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями являются социально-значимыми для достижения успешной социализации учащихся.

Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащихся. Учитель организует самостоятельную, учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются ее реперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения.

Итак, проектная задача — это система (для 4 — 5 классов — набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».[5]

Проектная задача — это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения, результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования, с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Почему задачи такого типа получили название «проектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится и того, что в результате получается.[5]

Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или сиситемы) заданий и требуемых для их выполения данных. [16]

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также содержаться в текстах других заданий или в их результатах. Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа (способов) описания и представления результатов работы.

Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся — работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).

При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль и т.п.

Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и те истинные предметные знания, коммуникативные навыки, в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций. Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило, включает в качестве основных этапов анализ, моделирование, синтез.

Проектные задачи могут быть предметными, межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, — это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений), новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе.

Рассмотрим основные этапы проектной задачи.

— наличие значимой задачи;

— определение возможных путей её преодоления;

— формулирование целей каждого пути;

— планирование действий по разрешению задачи, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта;

— поиск средств, возможных путей решения задачи (задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации);

— выбор средств решения проблемы (что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче — это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена);

— решение проблемы (реальное продуктивное действие).

Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить;

— анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата);

— представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа. [5]

Глава 2. Практическая часть по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

2.1 Изучение опыта работы учителя начальных классов по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

Цель: изучить передовой педагогический опыт учителя по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

Задачи:

1) проанализировать опыт работы учителя начальных классов

2) выявить активные формы и методы педагога

Для подтверждения теоретических положений, рассмотренных в первой главе исследования, мы изучили передовой педагогический опыт учителя начальных классов по данной проблеме.

Тема: «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

Автор опыта: Василовская Любовь Анатольевна. г. Заводоуковск МАОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 1» учитель начальных классов, первой квалификационной категории.

Сущность опыта: Процесс решения проектной задачи детьми — процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом — ещё более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию Василовская Любовь Анатольевна использует в своей практике второй год. Проектную задачу использует в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. И нужно отметить, что применение проектной задачи во внеурочное время вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи Василовская Любовь Анатольевна берет уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако всегда что-то меняет в структуре этих задач, подстраиваясь под уровень своих воспитанников и общеобразовательную программу в данном классе. Но ей самой очень нравится составлять такие задачи. Чем в основном она и занимается . Это как вдохновение, идея приходит неожиданно, и начинается детальная проработка сюжета с включением разнообразных заданий.

Продуктивность:

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать

свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Трудоемкость: Динамична и для учителя и для учеников.

Доступность: Доступен всем учителям начальных классов.

Внедрение данного опыта:

Проектные задачи, которые решает Любовь Анатольевна с детьми на внеурочных занятий обучают взаимодействию в группе и групповой деятельности. Построенные на принципах проблемного обучения, они готовят почву для того, чтобы дети в дальнейшем могли самостоятельно заниматься проектной деятельностью.

Тема “Интерьер кукольного домика”.

Класс: 1, четверть 1

Тип проектной задачи: творческая

Форма работы: в парах.

Актуальность: Первоклассники еще не умеют работать в группе, распределять обязанности, относиться ответственно к своей части работы. Переходным этапом является работа в парах, где возможен только общий а не персональный результат.

Проблема: К нам на урок пришла куколка, какая она? (Грустная, плачет).

Она принесла письмо, в котором говорится, что ее домик сломали ребята из детского садика. Она на них совсем не сердится, ведь они еще маленькие, но нас с вами просит о помощи. Поможем? (Поможем!).

Куколка предлагает слепить из пластилина для нее интерьер, то есть внутреннее пространство домика из пластилина. Жилище должно быть удобным и красивым. Но куколка поставила еще одно условие: ребята должны работать в паре и результат оценивается только общий. Что должно быть в вашем интерьере? Мебель, бытовая техника, стены (высотой не более 2-х сантиметров).

Цель: Работая в паре слепить из цветного пластилина интерьер кукольно домика.

Задачи:

Формирование элементов сотрудничества при работе в паре, (решить, какие будут комнаты, какая в них подойдет мебель и бытовая техника и т.д., тактично прислушиваться к мнению соседа, находить общее решение).

Используя иллюстрации и фотографии мебели и бытовой техники слепить их из пластилина и “удобно” расположить на листе картона все элементы интерьера.

Закрепление приемов лепки из пластилина при выполнении практической работы

Анализ имеющейся информации, материалов и инструментов.

Фотографии, иллюстрации образцов мебели и бытовой техники

Письмо от куколки

Пластилин, стеки, картон, ножницы

Обсуждение оптимального способа достижения цели, план выполнения практической работы.

Подготовка рабочих мест.

Обсуждение того, как должен выглядеть домик внутри (наличие санузлов, кухни, гостиной, спальни, стилевое единство и т.д.).

Распределение обязанностей (либо картон режется на две части, каждый выполняет свою работу на отдельном куске, а потом соединяется; либо ребята сразу работают на одном листе, соотнося свои действия с соседом).

Осуществление практической деятельности.

Лепка в паре интерьера кукольного домика.

Текущий контроль, внесение изменений, корректировка (обращение — Ребята вы хорошо обсудили, какие комнаты у вас будут, чтобы не получилось, что у вас есть два санузла и ни одной кухни? и т.д.).

Результат своей практической работы ребята выставляют на столике в углу кабинета, рассматривают и обсуждают с позиции “нравится” (почему?), “не нравится” (почему?)

Обобщение учителем всего того, что ребята узнали, сделали на практической работе, соотнося выполненное с проблемой, целью, задачами:

— трудно ли было работать в паре (почему)?

— вы сразу пришли к единому мнению, или было трудно договориться?

— что из предложенного на доске вам пригодилось, а какие иллюстрации и фотографии оказались бесполезными?

— у вас в работе оказались лишние, или недостающие комнаты?

— размер, цвет мебели вы соотносили с соседним вариантом?

— куколка будет рада вашему домику и почему?

Тема “Пейзаж-настроение”.

Класс: 2.

Тип проектной задачи: творческая.

Форма работы: совместно-взаимодействующая.

Актуальность: Часто дети способны услышать друг друга при помощи слов, увидеть настроение и переживание через эмоции, но не умеют это сделать при помощи изобразительных и выразительных средств живописи.

Проблема:

Возможно ли второклассникам будущего без слов рассказать о том, что вы услышали в музыке.

Что делать, если вы не взяли с собой кисти, а только краски.

У вас только два больших листа, резать которые нельзя.

Цель: Передать свои переживания после прослушивания музыки К. Дебюсси “Море” и В. Мей “Шторм” в коллективной живописной работе “Море”.

Задачи:

Используя знания о выразительных и изобразительных средствах живописи нарисовать два морских пейзажа, соответствующих характеру музыки в тактильной технике.

Формирование элементов сотрудничества в коллективной работе.

Формирование ориентации во времени, соотнося события с цепочкой: прошлое — настоящее — будущее.

Аналитический этап:

Анализ имеющейся информации (репродукции картин художников, рисунки второклассников прошлого года).

Обсуждение оптимального способа достижения цели.

План работы.

— разделение детей на две группы;

— подготовка рабочих мест;

— распределение обязанностей;

— подготовка к восприятию музыкального произведения;

— восприятие музыкального произведения с показом его характера через движения руками и всем телом;

— выполнение коллективной работы “Море в ясную (ненастную) погоду” в тактильной технике

— обсуждение качества выполненной работы с точки зрения выразительности используемых живописных средств;

— обсуждение способов взаимодействия в группе и его влияние на качество выполняемой работы.

Выполнение плана работы.

Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.

Публичное представление, демонстрация “продукта”.

Обсуждение качества выполнения “продукта” (итоговый контроль).

Обсуждение результата — качественное изменение в группе детей.

Тема “Макет города будущего”

Класс: 3

Тип проектной задачи: творческая

Форма работы: совместно-взаимодействующая.

Актуальность: У каждого ребенка есть мечта жить в сказочно красивом городе, но окружающие улицы и дома далеки от совершенства. В макете мы можем воплотить свои взгляды на красивый город будущего.

Проблема. Вы — архитекторы будущего и только от вас зависит облик городов через 100 лет. Нас окружают однообразные, или некрасивые дома, зачастую уродливые улицы. Если вы не придумаете ничего нового, красивого, функционального, они останутся такими, как сегодня навсегда.

Цель: В смешанной технике придумать и создать макет города Будущего.

Задачи:

Используя знания о единстве красоты и функциональности в архитектурных сооружениях придумать фрагмент (четверть) города будущего.

Формирование умения собирать и сортировать информацию из различных источников, использовать ее для решения практических задач (создать макет города будущего).

Формирование элементов сотрудничества в коллективной работе, ее совместно-взаимодействующей форме, усилием воли контролировать свою деятельность, чтобы не получить штрафы, оговоренные в трудовом договоре.

1-й час работы

Анализ имеющейся информации, материалов и инструментов (все средства, материалы и инструменты представлены в начале работы на одном столике).

Фотографии, иллюстрации городов прошлого и современных

Энциклопедии

Технологическая карта “ Изготовление макета здания”

Трудовой договор, где оговариваются условия выполняемой работы, размер вознаграждения, система штрафов.

Материалы и инструменты

Обсуждение оптимального способа достижения цели, план выполнения практической работы.

Разделение детей на четыре группы, каждая из которых выполняют четверть макета города будущего.

Подготовка рабочих мест

Распределение обязанностей, выделение одного человека из команды, который будет играть роль эксперта Осуществление практической деятельности.

Четыре группы выполняют свой фрагмент макета, соблюдая несколько условий. Во-первых, все фрагменты должны сочетаться между собой, с этой целью детям необходимо совершать визиты в соседнее архитектурное бюро для согласований. Во-вторых, оговаривается время выполнения своей части работы для того, чтобы осталось время на соединение всего “архитектурного ансамбля”.

Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.

Эксперты в листах отвечают на вопросы:

— какие задачи вы ставили перед собой;

— какие возникали идеи;

— какие были отвергнуты (приняты);

— какие трудности возникли во время работы, а что прошло легко;

— как велось обсуждение, как преодолевались трудности;

— какие источники информации оказались полезными (бесполезными) и в чем.

2-й час работы.

Соединение четырех частей города в единый ансамбль. Публичное представление, демонстрация “продукта”. Выступление экспертов, которые оглашают результаты работы.

Обобщение учителем всего того, что ребята узнали, сделали на практической работе, соотнося выполненное с проблемой, целью, задачами.

В данных проектных задачах учитель готовит ребят к самостоятельной работе над проектом непосредственно во внеурочное время , в коллективной деятельности.

На основе изучения представленного опыта учителем начальных классов Любови Анатольевны и рядом проектных задач других учителей сделала для себя вывод, что не стоит проектную деятельность превращать в массовое паломничество, ведь реальных проблем, детских противоречий, которые требуют разрешения в форме проекта не так много. А проектные задачи позволяют проблему придумать, представить парадоксальную ситуацию и коллективно, в короткий промежуток времени (часть урока, или серия уроков) разрешить ее.

Заключение

Курсовая работа по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочное время» состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой главе мы рассмотрели понятия «творческие способности», «творчество», «способности», «творческое мышление», а также психологические, педагогические и возрастные особенности младшего школьного возраста.

Учет психологических и возрастных особенностей играют огромную роль в развитии младших школьников и в процессе обучения.

Учет психологических и педагогических особенностей младших школьников играет огромную роль в деятельности учителя начальных классов, направленной на развитие творческих способностей.

Учителю начальных классов необходимо использовать разнообразные формы внеклассной работы, для того, чтобы преодолеть некоторые трудности и заинтересовать ребенка учебным процессом, и развивать творческие способности. Нами было изучено, что младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать систематическое обучение. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности, а успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста, приобретают новые ценности.

Младший школьник может проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д.

В первой главе мы рассмотрели также роль проектных задач. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащихся. Учитель организует самостоятельную, учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.

Во второй главе нашего исследования мы описали передовой педагогический опыт по теме «Проектные задачи как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочное время»

Учитель: Василовская Любовь Анатольевна

Область педагогического творчества: Учитель начальных классов

Сущность опыта: применение проектной задачи во внеурочное время вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости.

Детский возраст имеет возможности для развития творческих возможностей с течением времени необратимо утрачивается, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте . Успешное развитие творческих способностей так же возможно после проведения проектных задач во внеурочное время. У детей формируется такие качества как : быстрота, гибкость ,оригинальность, точность, креативность, с главное самостоятельность в принятии решений, что очень важно для развития личности.

Список использованной литературы

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей/ Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- 2-е изд..-М.: : Моск. психол.-соц. ин-т, 2011.

2. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. — 2008. — №11.

3. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. — 2009. — № 2.

4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2009.

5. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учите-ля/А.Б. Воронцов [и др.]; под редакцией А.Б.Воронцова.-2-е издание.-М.:Просвещение,2010.-С.172.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 2007.

7. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопр. психологии. 2010. N 1.

8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2011.

9. Захарова Е.И. Ролевая игра как средство диагностики психологической готовности к школьному обучению // Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А.И. Подольского, Я.Я. Ф. тер Лаака, П.Г. Хейманса. М.: ЕАВ, 2008.

10. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. / Пер. с нем. А.П. Голубева. — М., 2009.

11. Левин В.А. Воспитание творчества. — Томск: Пеленг, 2008. — С. 83.

12. Марков А.П. Основы социо-культурного проектирования СПб.; Алекс, 2008.

13. Миронов Н.В. О трудах Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям». Ростов на Дону: Феникс, 2009.

14. Мирошникова Г. Н. Диагностика и развитие творческой одаренности ребенка в учреждениях дополнительного образования // Одаренный ребенок. — 2009. — №1.

15. Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. 2008.

16. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя/ К.Н. Поливанова.- М., 2008.- С. 25.

17. Психология и педагогика одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. — М., 2010.

18. Петрова И.А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4-й классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний». М. 2009.

19. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. — М., 2009.

20. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Питер. Спб. 2009.

21. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 2007.

22. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 2008.

23. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопр. психологии. 2008. N 5.

24. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 2007.

25. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 2007.

Размещено на