1. Перспективы развития общества

Жизнь общества — упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития. Однако, законы общественного развития осуществляются посредство32м людей. Но хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то над личностному. Законы развития общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека. Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны. 2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним.

На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве. Концепции будущего развития:

1)»постиндустриального» общества(Д.Белл) — обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры.

2)технофобии — то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества

2. Глобальные проблемы человечеcтва в XX веке. Проблема а) экологии и жизненного пространства; б) формирования мировых политических процессов; в) выживаемости человека; г) войны и мира

31.Философия

Фил. — это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом,фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология… Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру. Ф. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

... развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки зависит развитие ... направлено внимание ученого; 3) цель научной деятельности — получение объективных знаний об ... о, именауки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. ...

Ф. — это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств. Имеется ли внутреннее деление ф. проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий чел. с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структкрой ф. знания, и прежде всего потому, что ант. ф. включала в себя тот состав знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о ОНТОЛОГИИ — учении о бытии и о ГНОСЕОЛОГИИ или ЭПИСТЕМОЛОГИ — учении о познании, и о ЛОГИКЕ — учении о формах мышления.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онто­логии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полу­ченные результаты — истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразо­вать мир; где границы допустимого вмешательства в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности .

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

31. Философия и мировоззрение

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. — это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. — личность, соц. группа и общество в целом. Основа М. — знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. — это теорет. ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в М. в виде убеждений. У. — это та призма через кот. видится действительность.

2 стр., 909 слов

Научно исследовательская практика на базе МДОУ Детский сад №8 ...

Предмет - коррекция эмоциональных комплексов у детей. Задачи: -провести констатирующий эксперимент в детском саду для выявления детей с эмоциональными комплексами ( тревога и страх) -провести формирующий эксперимент с целью коррекции данных комплексов -провести контрольный эксперимент с целью выявления динамики в эмоциональной сфере детей. -провести статистическую обработку экспериментальных ...

У. — не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека. В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. — основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем — создали в воображении — иной, лучший” — Горький.

13. Практика – критерий истины. Мет. Научного познания.

Крит истины закл в практике.В практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.

Логика — это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

46.Субъективный идеализм дж.Беркли и д.Юма

Беркли отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Б. пытается всеми доступными средствами доказать , что ум чел. не способен к образованию описан. Л абстракции. Общая абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Его главная цель- борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”. “мы видим отдельные цвета, а не окрашеную материю”…

6 стр., 2634 слов

Субъективное и объективное знание в теориях познания

... включения человека в сам процесс научных исследований.   Субъективное и объективное знание в теориях познания Субъективное знание — это система представлений субъекта о непосредственно знаемом, т. е. получаемом ... в новейшее время его критиковал К. Поппер, отстаивавший возможность построения объективного знания. Опираясь на идеи. Дж. Локка и Дж. Беркли, Юм пытался встать над борьбой материализма ...

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи — это воспринимаемые нами субъект качества. Души — воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух. деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращ. восприятие.

Давид Юм. — скептик, агностик. Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта. Опыт однако понимается идеалистически. Действительность — поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления — непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления. Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а послед. — следствие. Но так это или не так — установить невозможно. Прич. связь если и сущ — непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем. Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. — скептицизм.

Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.

14. Теории истины. Истина и заблуждение

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина — это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Человечество достигает истины через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации. Истины: 1)Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. 2) К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина — это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Конкретность — это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития.

12 стр., 5522 слов

Классическая концепция истины и ее альтернативы

... нет, поскольку не может иначе обеспечить возможность своего существования. Рабочий в процессе труда остается подконтрольным и ... обнаружения истины. Этот диалектический способ мышления, распространенный впоследствии на явления природы. превратился в диалектический метод познания ... от работника отчуждается его труд, его родовая сущность; - идея революционного освобождения пролетариев, трудящихся от ...

15.Познание и его виды.

Чувственное – начальный этап познания. Восприятие

целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Воспр не есть механ сумма ощущений. более сложная форма чувств познания — представление. Эмоции — комплексная форма челов чувственности. При чувственном восприятии большое знач. имеет субъективное мнение. Рациональное Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и необходимость — логические признаки всеобщего знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. Интерпретация— превоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция — объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и значений; Дивергенция — разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия — качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур, обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию. Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Эмпирический и теоретический уровни исследования различ.:

  1. 1. — методом познав активности;2. — характером достигаемых результатов. К эмпирическим методам относятся:
  2. наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности;
  3. описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах;
  4. измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;
  5. эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
  6. К теоретическим методам относятся:
  7. формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;
  8. аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется);
  9. гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Этапы: 1) Постановка проблемы и иследов программа 2) Наблюдеие и эксперимент

28 стр., 13906 слов

Физиологические основы психической деятельности

... того или иного участка мозга. Глубокая тайна психологических процессов, лежащих в основе человеческого сознания и поведения, еще только начинает раскрываться. Психофизиология как ... высокая степень дифференциации его строения и функций. Александр Романович Лурия на основе нейропсихологических исследований предложил структурно-функциональную модель мозга как органа психической деятельности. ...

3) Описание, и объяснение Факт — это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения Гипотеза есть предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира.

Теория — это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,

35. Первые др. Греч. Философы

Мифы перестали удовлетворять людей, след. появ философы которые стремились понять сущность природы, космоса, мира в целом. Они ищут некое первоначало, из которого все произошло. Само же первоначало представляло не просто вещество, как понимает его современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. В своих исслед пытаются использ рационализм, но совсем не могут оторваться от мифологии.

Первым был Фалес – был деятель соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом о

строении мироздания. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал,

что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Примером и доказательством Фалес приводит янтарь и магнит: они способны приводить тела в движение, следовательно — имеют душу. Анаксимандр – все появл и исчезает из первоначала. Анаксимен – воздух основа.

10. Историческая необходимость и свобода личности.

Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические).

В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Свободно-волевая деятельность и закономерности в обществе : 1)М.Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции, то невозможно прогнозирование событий, а стало быть теряет смысл и цели социальное бытие.

2)Марксизм : в обществе имеют место объективная необходимость, причинная обусловленность и повторяемость (т.е. общественная жизнь детерминирована).

но существуют особенности общественных законов. Человечество всегда должно будет корректировать линию своего поведения,

7 стр., 3089 слов

Проблема человека в философии 4

... существования - социум. Философия ХХ ст. Экзистенциально-феноменологический подход, представленный в постклассической философии экзистенциализмом, персонализмом и феноменологией, подчеркивает неповторимость, уникальность бытия человека, ... на объективных и безличностных основах человека - сфере бессознательного, неосознанного, биологического, что делает человека неполноценным, а эта неполноценность ...

считаясь с законами живой и неживой природы. Маркс : «люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности». Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, разнообразного, новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода отражает будущее — каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу. Гегель : мировая история — процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна — наличие разнообразных возможностей, следовательно она — наибольшая ценность. Маркс : лишь при условии обретении социальной свободы начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью.

12. Человеk — индивид, личноcть, индивидyaльноcть

Человек — это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Биологическая сторона в чел.-ке присутствует в снятом виде. Индивид — отдельный представитель чел-го рода. Личность — это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий себя в соц-ой деятельности. Индивидуальность — это конкретная личность в её неповторимом сочетании социальных и психофизиологических особенностей. Положение о том, что человек существо биосоциальное, при сохранение биол-го в нем существенно меняет его и позволяет перейти к качественно новому бытию. Общество как система человеческих отношений для каждого индивида одновременно выступает и внешней соц-ой средой и внутренним условиям его жизнедеятельности. Сущность человека, как совокупности общественных отношений, реализуется для каждого индивида только в процессе его деятельности (это труд, общение, творчество, познание).

Человек реализует себя в труде, в процессе преобразования природы, общества. Преобразуя мир, человек тем самым преобразует себя, условия своего существования. Преобразованная объективная реальность становится чел-ой реальностью, 2-ой природой; человек – это субъект исторического развития, творец истории.

16. Бытие Гл онтол категории.

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой, итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

6 стр., 2739 слов

Сознание как категория философии. Его сущность, структура, функции

... человека с психическими явлениями внесли русские физиологи И.М.Сеченов и И.П. Павлов. Они раскрыли рефлекторную природу психических процессов. . Сущность сознания Сознание - важнейшая категория философии, ... всех движений усматривал в мышечном движении, которое ... отдельного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, отношений, ... из неотъемлемых свойств материи. Психологизм, или ...

23.Пространство и время, движение и его формы

Свойства пространства и времени.

  1. Общие свойства:
    1. объективность;
    2. абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер;
    3. относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;
    4. бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.
  2. Специфические свойства:
  1. непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим;
  2. мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p.
  3. Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений.

Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

4 стр., 1603 слов

Понятие «идеального» в философии

... формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей. Идеальное, будучи миром образов и понятий, ... и сложных в мировой философии. Именно из противоположного ... соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая ...

Время – 1) длительность явления;

2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.

Время не обратимо. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Есть две теории относительности:

1.Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время.

2.Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется .

Существуют различные подходы к понятию движения.

Материализм: движение – это 1) изменение вообще;

2) способ существования материи.

Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании. Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение, прохождение, гибель и т.д.”

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Основные свойства движения: 1) объективность,

2)абсолютность, 3) относительность 4) противоречивость.,

Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:

  1. механическое – пространственное перемещение тел;
  2. физическое – перемещение атомов, молекул;
  3. химическое – различные химические реакции;
  4. биологическое – обмен веществ;
  5. социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:

  1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;
  2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).

3.Культура и цивилизация

Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в развитии культуры. Шпенглер говорил что развитие истории имеет циклический характер. Каждый цикл – это культура – выражение духа нации. Сначала нарастают духовные ценности, а затем они начинают костенеть, осуществляется переход к науке и технике – это есть цивилизация, затем происходит распад культуры и начинается новый цикл. У Шпенглера были основания говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент но нужна цель для использования этого инструмента, которая определяется культурой. Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на задний план, а наука и техника получает саморазвитие. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется: 1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества.

16. Стpyктypa cознaния

В структуре сознания выделяются осознание вещей, переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Сознания включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции суть компоненты сознания.

45. Французский материализм

Форма неотделима от материи и мат. связана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир. которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная спос к чувствительности или к ощущению.

Гольбах В основе мысль о сводимости всех явл. природы к разл формам движения материальных частиц. в своей совокупности образующих вечную несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы — явл. строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека.

Из действия и противод. всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс 2. внутренее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.

Г. доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в том чтобы действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких первотолчков), ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Движ. есть необход. способ сущ. материи

Над всеми связями причин в прир. господствует строжайшая необходимость. Случайность отрицается. Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро. Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Особое внимание Д. привлекала проблема мат. истолкования ощущений. 1.Ощущ появляется на опр. стадии развития мат как нечто качественно новое 2. способность, аналогичная ощущ. присуща всей материи. Д. был сторонником 2 мысли. Д. наметил теорию о псих функциях. Наши чувства – клавиши, человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе всей мат способность ощущения. Признание сущ. независимого от созн вн мира, а также призн способности ощущ. отражать свойства вн вещей не означает однако будто ощущ есь зерк копии предметов. По Д. между большинствое ощущ и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в вещах первичные качества (сущ в самих вещах и незав. от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к др вещам или к ним самим) Человек и общество. В учении о обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден от ответствености за все совершаемое им по отнош. к обществу. Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Чел движим стремлеием к удовольствию и отвращением к страданию.

В силу общественного договора мы должны делать то, что мы желаем, чтобы они для нас делали. При этом вытекающие из общ. договора имеют силу по отнош. ко всякому чел.

Не сущ такого образа правления, кот. вполне бы удовлетворял требованиям разума. Средство избавления от недостатков Просветители видят в просвещении. общества. Гельвеций считает целью воспит переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах — видит в человеке существо из кот воспитанием мжно сделать все, что угодно.

Движ сила челов действий — эгоизм, или личный интерес. Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не сущ. Когда кажется что люди стремятся к добру , в основе этого лежит прав понятый л. интерес.

Критерий нравственности и ума — польза. Это относится и к обществу в целом. Тот кто приносит пользу — честный смелый добродетельный.

30. Современный Иррационализм

Своей иррациональностью неклассическая философия чутко отреагировала на начинавшие распространяться в обществе настроения – разочарование разумом, неверие в его могущество, равно как и неверие в гуманистические потенции науки. Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом буржуазного общества и его культуры в конце 19 – начале 20 вв. представителями этого направления являются А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд и др. При этом Шопенгауэр и Ницше возводят в абсолют волю, объявляя ее основой мира, первичной по отношению разуму. Но Шопенгауэр во главу угла ставит «волю к жизни», а Ницше – «волю к власти». А. Бергсон, объявив мир и жизнь находящимися в процессе непрерывной «творческой эволюции», основное внимание уделил интуиции как способу постижения действительности. Фрейд путем психоанализа пытался объяснить все, что происходит с человеком (да и с обществом) действием инстинктов, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Человек, по Бергсону, существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного порыва» Способность к творчеству, по Бергсону, связана с иррациональной интуицией, которая как божественный дар дана лишь избранным. Бергсон утверждает, в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь. Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции.

28.Позитивизм

Основатель Конт. Позитивизм доказывает несостоятельность всей традиционной философии, бесплодность ее основной проблематики, ненужность таких ее базовых понятий, как «бытие», «материя», «сознание» и т.д. По мнению позитивистов, все это, скорее, надуманные понятия, т.к. не могут быть решены, поскольку опираются лишь на рассуждения, а не на научный эксперимент. А истинным является лишь то, что опирается на опыт, все остальное – ложно. Новая, позитивная, т.е. положительная философия станет близка к конкретным, математическим, естественным наукам. Только такая философия, выводы которой прочно опираются на данные науки, имеет право называться философией. Таким образом, в лице позитивизма в истории философии впервые предстало направление, отвергавшее все основное содержание старой философии и возможность познания мира методами отвлеченного мышления. В своем развитии П. прошел 3 этапа На первом этапе позитивизм оставался еще материалистическим учением, признававшим существование внешнего мира. На втором этапе позитивизм, принявший форму махизма, сводил всю философскую деятельность к психофизиологическим формам, чувственной основы человеческого опыта. Мир в философии махизма предстал в виде «комплексов ощущений». Это был полный разрыв с материализмом. Неопозитивизм, или третий позитивизм, предметом своей философской деятельности сделал методы установления правдоподобия научных теорий, считали понятия традиционной философии ненаучными, т.к. они не могут быть проверены опытами.

32. Возникновение Философии. Предметная область философии.

Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости» философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания.

Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего учения.

Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику.

Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления ф-кого атеизма. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей природы.

Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.

18.Проблема сознания в философии

  1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать, переживать и т. д.

Демокрит. Душа состоит из атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела. Душа – материальное образование. Она телесна

Платон. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность.

Дуализм. Декарт. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами.

Психофизический параллелизм. разновидность. Природа и дух выступают как два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а основным свойством духа – способность мыслить.

Идеализм + религия. одушевляют окружающих предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.

Пантеизм. тождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить матер с мировой духовной субстанцией.

Субъективный идеализм. тождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга человека.

позитивизм. Бертран Рассел пытался отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.

Диалектический материализм.

Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и форм отражения действительности.

17. Отражение как всеобщее св-во материи.

Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел.

Особенности отражения: 1Зависимость отражения от отображаемого объекта. 2Отражение вторично по отношению к отображаемому объекту. 3Момент подобия ли сходства отражения с отображаемым объектом. 4Географическая среда накладывает отпечаток на процесс отражения.

Для отражения необходимо взаимодействие, но не любое взаимодействие приводит к отражению, а лишь такое, результатами которого являются внутренние изменения. Отражение, присущее неживой природе, носит внешний механический характер. С возникновением жизни появляются более сложные формы отражения.

Различают несколько уровней отражения действительности:

Механический. Физический. Химическийт Биологический

Социальный. Биологический – растительный и животный мир.

У животного мира формы отражения действительности носят психический характер, потому что животные в отличие от растений обладают нервной системой.

19.Количественных и качественные изменений

Качествосвойство предмета — такие черты и особенности предмета, структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета — то из чего состоит предмет, из каких элементов).

функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера. Мера — переход от одного качественного состояния к другому или единство количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок. Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к другому. Скачки могут быть эволюционными и революционными.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

20. Принцип отрицания

Развитие — такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое включается в новое при том условии, если оно соответствует новым, изменившимся условиям. Новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является отрицанием отрицания.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

5. Философия эпохи Возрождения.

Хар-ка времени: 1) Возникновение, зарождение кап-их отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания. Кузанский — теолог и философ: бог не творит мир из ничего, а разворачивает мир из себя, раскрывает свою внутреннюю сущность – мист-ий пантеизм. Бруно: бог находится во всех матер-х вещах в виде закономер-ей, которые связывают вещи — натуралистический пантеизм. Чел-к должен прибл-ся к богу. Солн-ая система создана богом, в центре — Солнце, опр-ое место отведено чел-ку, созданному по образу и подобию бога. Изучение античной философии приводит к мысли о единстве мира. Изучая законы падения тел на земле, он считал, что изучает законы падения небесных тел. Коперник остановил Солнце и завертел Землю. Место человека — периферийное, т.к. Земля не первая планета. Человек — высшая ценность, центр мира. Книги понижали достоинство человека в мире, низводят человека с божественной высоты до земной. Гуманизм — человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага человека. Художники ЭВ : видят человека как самостоятельную эстетическую ценность, человек в центре внимания. Художники приближают человека к богу. Человек может творить подобно богу и даже лучше его. Человек поднялся из варварского состояния до цивилизационного с помощью своих действий, усилий и независимо от бога. Утопия справедливого общества: отсутствует частная собственность, общественный труд. Кампанелла: общество находится в неблагоприятной ситуации из-за частной собственности, следовательно выход: все трудятся, труд общественный, рабочий день — 4 часа. Создана община — все одновременно бедны (нет собственности) и богаты (у всех всё есть).

Ликвидирует институт семьи — все жены общие. В городе Солнца он оставляет церковь — т.к. не видит другой силы, которая способна держать в руках общество. Кампанелла: общество простоты + роль науки, следовательно просвещение, прекращение войны.

41.Августин, Аквинский

Основные создатели христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Августин резко противопоставлял церковь и государство. Но все формы правления должны уважать Бога и человека. Аквинат пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. В работе “Сумма теологии”, он рассматривает вечное, божественное, естественное и позитивное право. Вечное право — это мудрость Бога как правителя всех действий и движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права. Аквинат указывал, что естественное право присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Позитивное право необходимо, чтобы помешать людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха.

Идеальной формой правления считал смешанную при которой монарх олицетворяет единство, аристократия — преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантий мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано знатью и народом. Благодаря Христианству политическая мысль поднималась на новый уровень. Будучи прямым источником индивидуальной морали, христианство вносило в общение людей дух нового христианского правосознания. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало его самоценность. Наряду с этим христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть как великое бремя ответственности. Создание гос-ва = создание мира.

42. Средневековая схоластика.

Античное фил-ое наследие было утрачено до второй половины 12в. Фил-ия стала “слугой богословия”. Роль эту она исполняла уже в деятельности апологетов — защитников христианства против язычества, затем в соч. “отцов церкви”. Августин ввел в систему учений христианск.фил-ии ряд идей неоплатонизма приспособленного к задачам христианской идеологии, стали востреб. неоплатоники. Важную роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот. При объяснении догм веры перед средневек.фил-ми возникли сложные вопросы об отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от способа их решения школьная фил-ия, получившая название схоластики, выработала ряд точек зрения, осн.среди кот.стали вступившие в борьбу между собой учения реализма и номинализма. Реализм — направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Реализм служил философской базой католицизма. Виднейшими его представителями был Кентерберийский и Аквинский. Против реализма вели борьбу представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии — материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм).

Номинализм — направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия,создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистом был Скотт,

36. Атомизм Демокрита

Предпосылкой атомизма была потребность дать матер. объяснение наблюдаемыхсвойств вещей — их множества, движения и изменения. Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто. Основатель А Левкип продолжатель – Демокрит. Исходное положение а. системы — сущ. атомов и пустоты, образующих своиим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то , что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности. Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же — место, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия действительности Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. От вещей отделяются “видики” — материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чевств через поры. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, и это позн. также м.б. достоверным.