Предметно-пространственная среда как педагогическое условие формирования ценностного отношения студентов к образованию

Оглавление

Введение

Глава 1. Ценностное отношение студентов к образованию как педагогическая проблема

1.1 Сущность и структура формирования ценностного отношения студентов к образованию

1.2 Теоретические аспекты педагогического условия формирования ценностного отношения у студентов к образованию

1.3 Предметно-пространственная среда, как педагогическое условие формирования у студентов ценностного отношения к образованию

Глава 2. Анализ результатов процесса формирования у студентов ценностного отношения к образованию

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Анализ и результаты исследования

2.3 Педагогические условия формирования ценностного отношения у студентов к образованию

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Актуальность. Проблема развития предметно-пространственной среды, социально-экономические изменения в обществе, постоянный рост научной информации, увеличение наукоемкости современного производства выдвигают новые требования к студентам.

Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладая большим потенциалом увеличивает сознание человека, создавая благоприятные условия для его творческого развития.

Проблема изучения предметно-пространственной среды, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет три подхода. С одной стороны, она служит основной детерминантой психического развития человека, с другой стороны, рассматривается в связи с развитием эстетических чувств, и с третьей как одна из аспектов человеческих отношений.

Одной из важнейшей тенденцией развития современного мира выступает значительное повышение роли образования, выдвижение его в качестве одного из главных социальных приоритетов.

Особый статус образования обусловливается тем, что оно выступает своеобразным фундаментом, без которого не может существовать здание современного цивилизованного общества. Уровень современного общества определяется уровнем развития человека, возможностями его самореализации. Поэтому на первый план выступает культурно-гуманистическая функция образования, заключающаяся в приобщении человека к социальным ценностям.

Следовательно, проблема ценностного отношения к образованию, ценностных ориентации личности в сфере образования в отечественной психологии и педагогике получила достаточное развитие. Однако формирование ценностного отношения к образованию в процессе обучения студентов в высшей школе не стало предметом специального исследования, в психолого-педагогической литературе отсутствует обоснование общепедагогических особенностей решения данной проблемы. Мало внимания уделяется стимулированию самореализации студентов в процессе обучения, раскрытию перед ними ценности образования, выявлению особенностей становления ценностного отношения человека к образованию, системному решению задачи формирования личности студента как субъекта образовательной деятельности.

6 стр., 2819 слов

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие

  И. И. Соколова (Санкт-Петербург) 5 марта 2008 года на базе Государственного научного учреждения «Институт профессионально-технического образования» Российской академии образования, основанного в 1963 году, Постановлением Президиума Российской академии образования было создано Учреждение РАО «Институт педагогического образования», переименованное в декабре 2011 года в Федеральное ...

Цель заключается в выявлении педагогических условий формирование ценностного отношения студентов к образованию посредством предметно — пространственной среды.

Объектом исследования является формирования ценностного отношения к образованию.

Предметом исследования выступает предметно — пространственная среда, как условие формирования у студентов ценностного отношения к образованию.

Гипотеза. Предметно — пространственная среда влияет на формирование у студентов ценностного отношения к образованию .

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Определить сущность и структуру ценностного отношения студентов к образованию.

Выявить педагогические условия формирования у студентов ценностного отношения к образованию в процессе обучения.

Предметно-пространственная среда, как педагогическое условие формирования у студентов ценностного отношения к образованию.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, опрос, анализ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Ценностное отношение студентов к образованию как педагогическая проблема

.1 Сущность и структура формирования ценностного отношения студентов к образованию

4 стр., 1910 слов

Темы ов для аспирантов по психологии высшей школы Требования к специалисту с высшим образованием и особенности развития личности студентов

... - М., 1976. Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. 1994. Т. 19. ... Журавлев ЕМ. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990. Загвязинсшй В.И. Дидактика высшей ... С. 104. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. № ... Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9. Мостовая Е.Б. Ценностное сознание ...

Формирование у студентов ценностного отношения к образованию является одной из важных задач любого вуза. Знание начального уровня сформированное у студентов ценностного отношения к образованию позволяет преподавателю планировать соответствующим образом как аудиторную, так и внеаудиторные работу, а для студентов оно может послужить индикатором изменения своего отношения к образованию, к процессу обучения.

Введение термина «отношения» в научный оборот связано с именем Ф. Гегеля. «Все, что существует, — писал он, — находится в отношениях, и эти отношения есть сущность всякого существования» [11, с. 301].

Понятие «отношения» выступает в качестве интегративной характеристики личности, ее воспитанности, механизмов взаимодействия с окружающей действительностью и собственной деятельностью.

Процесс становления в индивиде новых отношений к действительности определяет его внешнюю социальную активность, его жизненную позицию. Наиболее глубоко и разностороннее проблема отношений была разработана в работах В.Н. Мясищева. Он считал, что основными элементами, из которых «складывается» личность, являются отношения человека. Система отношений человека к действительности и составляет его личность. В.Н. Мясищев подчеркивал, что «отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [6, с.16]. Ученым показаны пути использования понятия «отношения» для изучения и формирования личности, для объяснения таких сложных образований, как потребности, интересы, мотивы. В.Н. Мясищев не только глубоко изучил проблему отношений, но и связал ее с деятельностью личности. Именно отношениями, по его мнению, определяются действия и поступки людей. Они лучше всего объясняют те или иные процессы, состояния, потому что, во-первых, все виды психической деятельности человека могут быть представлены как некая форма отношений, во-вторых, имеется в виду сознательная, активная, избирательная связь человека со значимым для него объектом, которая обусловлена индивидуальным сознанием и общественно-историческими условиями его жизни и деятельности. Отношения человека представляют собой субъективный, внутренний индивидуально-избирательный аспект его многосторонних связей с различными проявлениями действительности и со всей действительностью в целом [6, с. 16].

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества. ...

Иначе рассматривает проблему отношений К.К. Платонов. Он определяет отношения как активный компонент сознания, как обратную субъективную связь с миром, который отражается [17, с. 158].

В нашем исследовании акцентируется внимание на ценностном отношении личности к образованию. Важно определить, при каких условиях знания, получаемые человеком в том или ином заведении, становятся для него личностно значимыми, т.е. выступают ценностями. Видимо, этого можно достичь, когда человек соответствующим образом относится к получаемым знаниям, умениям и навыкам. А.Н. Леонтьев, говоря об усвоении учащимися знаний, подчеркивал, что «…недостаточно, чтобы ребенок усвоил значение данного предмета…, но нужно, чтобы он соответственно отнесся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретаемые знания будут для него живыми знаниями, …определят его отношение к миру» [8, с. 214]. С полным правом можно сказать, что именно в этом случае знание может стать ценностью для личности.

Для нашего исследования важно не только уточнение понятия «отношение», но и всесторонний анализ понятия «ценность». Понятие «ценность» введено в научный оборот И. Кантом. Впоследствии антропологи, философы, социологи, педагоги неоднократно обращались к уточнению сущности понятия «ценность».

В отечественной науке данную категорию обосновали А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов. А.Г. Здравомыслов отмечает, что «главной характеристикой ценности является значение и смысл, которые придаются тем или иным объектам природы, материальным и духовным благам». С педагогической точки зрения интересное определение ценности содержится в работах А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна: «Ценность — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные).

Так что в широком смысле слова ценностями называются обобщенные устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)». Мир ценностей — это «сфера духовной деятельности человека, его направленного сознания, его привязанностей — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности».

14 стр., 6598 слов

Эмпирическое исследование эмпатийных тенденций личности будущего педагога

... тип отношения к личности ученика закладывается на вузовской стадии профессионализации, благоприятной для формирования системы отношений студентов. Одним из личностно-профессиональных значимых свойств педагога, ... будущей педагогической деятельности). Это становится реальностью, если осваиваемые студентами ценности придают ценностную ориентацию познанию, сотрудничеству, творчеству и самореализации в ...

Е.А. Климов, разъясняя субъективность представлений человека о ценности, подчеркивает, что «ценностные представления надо активно и искусно культивировать в сознании подрастающего поколения как потенциального субъекта труда, а не рассчитывать, что они сами «произрастут» в порядке вольного самоопределения» [19, с. 46].

Ценность — это по существу то, что человек считает значимым лично для себя, это момент диалектического единства субъекта и объекта, момент значимости одного явления, события, факта для другого. По справедливому замечанию Н.О. Лосского, ценность есть то, что определяет смысл всего: личности, общества, поступка, события [14, с. 7]. Сегодня под ценностями понимают не только «мир должного», нравственные и этические идеалы, но и любые феномены сознания, даже объекты «из мира сущего», имеющие ту или иную мировоззренчески-нормативную значимость для субъекта и общества в целом.

Ценность есть то, что мы оцениваем как явление значимое для себя. Ориентация на ценности — это формирование у личности отношений и позиции к установившимся нормам, обычаям, идеалам, порядкам в обществе, социуме, коллективе. Если эти ценности усваиваются личностью и неоднократно повторяются, то они выполняют функцию мотивов поведения.

В философии и аксиологии классический ряд ценностей включает истины, которые являются основополагающими компонентами общественного сознания и критериями деятельности и поступков человека.

Отдельные отечественные и зарубежные исследователи (К.А. Абульхано-ва-Славская, А.Г. Асмолов, Б.П. Битинас, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В. Франкл и др.) ценность связывают с личностным смыслом жизни человека. Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусь определяют ценность как «осознанный и принятый человеком смысл жизни» А.Г. Асмолов не беспочвенно считает, что «личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающееся в отношении личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение» [14, с.63]. В своей работе «Человек в поисках смысла» В. Франкл доказывает, что «стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной мотивацией, присущей всем людям и является двигателем поведения и развития личности».

3 стр., 1244 слов

Раздел 1. Система « человек — среда обитания»

Тема 1. Надежность человека и комфортные условия жизнедеятельности Понятия: среда обитания, труд, здоровье, система безопасности труда, опасность, риск, условия труда (организационные, технические, санитарно-гигиенические, правовые) классификация сред обитания (производственная, городская, бытовая, природная). Виды деятельности человека. Энергетические затраты человека при различных видах ...

Форма проявления отношений между объектом и субъектом — ценность. Именно отношение между субъектом и окружающим миром как универсальный момент взаимосвязи всех явлений может принимать особую ценностную характеристику. То или иное конкретное значение предмета, явления (или какого — нибудь их свойства) возникает в тот момент, когда предмет вступает с действующим субъектом в какую-либо связь, отношение в любой области материально-духовного производства, когда предмет вовлекается в человеческую деятельность для удовлетворения какой — нибудь потребности субъекта. Связь между предметом и субъектом деятельности, характеризующаяся с точки зрения значения первого для второго есть ценностное отношение.

Ценность выступает мировоззренческой ориентацией личности, сформировавшимся представлением об идеалах и нравственных эталонах поведения в повседневной жизни и деятельности. Воспринимаемые человеком знания, факты, события и явления пропускаются им через призму своего личного отношения к ним. Именно осознание личностной значимости приобретаемых знаний, полученных представлений, тех или иных фактов и явлений делает их для студента ценностями. Следовательно, значение того или иного объекта, факта, явления проявляется через отношение человека к ним.

1.2 Теоретические аспекты педагогического условия формирования ценностного отношения у студентов к образованию

Педагогические условия формирования ценностных отношений подразумевают, прежде всего, социальную составляющую, в которой отражается та социальная среда, где осуществляется воспитательный процесс и развитие личности студента.

Каждый педагог несет в себе определенное мировосприятие, воздействующее непосредственно на личность студента и оказывающее благоприятное либо неблагоприятное воздействие на процесс становления каждой отдельно взятой личности. Педагоги, имеющие ясное представление о социальной среде, в которой происходит развитие личности студента, имеют ряд педагогических преимуществ, позволяющих оказывать психологическое воздействие в ходе воспитательного процесса.

5 стр., 2048 слов

Развитие творческого мышления у студентов — будущих педагогов

... средства развития творческого мышления будущих педагогов. Объект исследования: личность студентов – будущих педагогов. Предмет исследования: творческое мышление будущих педагогов. Гипотеза: тренинговые занятия являются ... способствует появлению нового современного педагога, способного преобразовывать среду, а не пассивно к ней приспосабливаться, толерантного по отношению к неопределенности, умеющего ...

Особенно эффективным является такое психологическое воздействие, когда обучение происходит на основе собственного примера педагога. Опыт выживания и благоприятной адаптации в существующей социальной среде помогает своевременно и правильно сориентировать ценностную систему студентов для достижения наиболее благоприятного результата психологического воздействия в рамках воспитательного процесса. Неблагоприятное воздействие может иметь место и наблюдаться в тех случаях, когда личность педагога воспринимается учащимися на недостаточно авторитетном уровне, что, в свою очередь, создает недостаточные педагогические условия, необходимые для формирования ценностных отношений, которые во многом определяют не только мировоззрение личности, но и ее социальные качества.

Один из важных процессов — процесс межличностной аккультурации: здесь происходит взаимодействие двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна. Межличностная аккультурация включает в себя не только социальные исследования таких элементов культуры, как нормы, стереотипы, стандарты, но и принятие убеждений и установок, идеалов личности педагогов. Особую роль в данном процессе играет явление синкретизации — связи новых культурных ценностей во внутреннем мире студента по внешним ярким для восприятия признакам. В результате на первое место выходит восприятие студентом личности педагога, которое образуется в процессе социального взаимодействия при определенных условиях.

Изучения основных закономерностей формирования ценностных отношений позволяет четко проследить роль личности педагога и его влияние на воспитательный процесс, которое осуществляется не только целенаправленно, с помощью определенных социально-педагогических методов, но и косвенно, — путем создания благоприятных условий, формирующих положительный фон взаимодействия «педагог-студент», в основе создания которого лежит, безусловно, авторитет личности педагога и его оптимальная социальная адаптация в обществе и рабочем коллективе.

Следует отметить, что профессионально-личностные качества педагога — это совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат педагогической деятельности. При всей их индивидуальности и неповторимости эти образования представляют собой определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогической значимости. Центральным здесь становится отношение к студенту как к личности, которая нуждается в развитии и раскрытии всех потенциальных способностей и талантов, заложенных природой и ждущих своей реализации. Провозглашение гуманистического отношения к студенту как к личности, яркой индивидуальности ставит акцент на взаимоотношениях «человек — человек», отодвинув на второй план отношения «педагог — студент» [5].

Формирование ответственного отношения педагога к своей профессиональной деятельности напрямую зависит от его отношения к себе как к личности, избравшей ответственную профессию, которая предполагает участие не только в воспитательном процессе, но и в духовном развитии молодежи. В случае осознания высокой меры личной ответственности за продуктивное влияние на развитие не только профессиональных навыков, но и личности студента у педагога формируется такое важное личностное качество, как педагогическое достоинство, осознание значимости своей профессиональной компетенции, уважительное отношение к студентам и к своей профессии, которая становится делом его жизни.

Обеспечение высокого уровня ответственности педагога к собственному профессиональному труду — главная цель саморазвития и самосовершенствования личности преподавателя. Для достижения высокого уровня педагогической ответственности необходимо, прежде всего, добросовестно исполнять профессиональные обязанности, творчески подходить к поиску новых методик и технологий, ориентированных на личностное развитие студентов и их благоприятную социально-психологическую адаптацию. Данные характеристики гарантируют высокий профессионализм педагогической деятельности и определяют стороны педагогических воздействий, что, в свою очередь, отражается на повышении организационного уровня методологии педагогического труда. Достоинство педагога — главная составляющая системы профессионально значимых качеств, так как это качество личности лежит в основе складывающихся взаимоотношений с молодыми людьми, являя студентам наглядный пример отношения человека к самому себе, формируя, тем самым, жизненный опыт реальных взаимоотношений людей в социальной группе, поощряющей свободное проявление личности, собственного Я.

Формирование ценностных отношений — это подвижный динамичный процесс, протекающий внутри социальной и культурной жизни молодежи. Ценностные отношения развиваются, обретают новые модификации, формируют новые взаимосвязи между причинами и следствиями явлений, происходящих внутри воспитательного процесса.

Влияние личности на личность происходит в момент реализации определенного актуального отношения к рассматриваемой ситуации, во время конкретного взаимодействия с окружающим миром. Поэтому на практике необходимо обеспечить не только качественный контакт личностей, но и объективную целевую направленность воспитательного процесса, ставя во главу угла, прежде всего, ценностные отношения в социуме, а также вечные жизненные основополагающие категории, такие как «Добро», «Справедливость» и другие.

Внешние проявления сущностных личностных отношений педагога, которые вызывают соответствующие поведенческие реакции на ситуационные обстоятельства, воспринимаются студентами, влияют на педагогические ситуации и, соответственно, на общий воспитательный процесс. Результатом таких отношений становится либо повышение качества личностной системы ценностей студента, либо, в случае недостаточно позитивного педагогического воздействия, сохранение в неизменном виде имеющихся установок и ценностных отношений, заложенных в семье.

Потенциальная возможность влиять на ценностные отношения через формы внешних проявлений открывает возможность для коррекции и развития внутреннего отношения, что, в свою очередь, представляет собой путь воспитательного влияния на личность педагога — профессионала через конкретные поведенческие модели. Такой путь взаимодействия на практике оказывается наиболее продуктивным и способствует максимальному раскрытию индивидуальных личностных характеристик студентов.

1.3 Предметно-пространственная среда, как педагогическое условие формирования у студентов ценностного отношения к образованию

Предметно-пространственная среда (mаnmаde envirоnment — англ.) — непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. Тем самым с позиции средового подхода предметно-пространственная среда фактически включает в число своих компонентов процессы и обстоятельства жизнедеятельности, и обитания использующего среду человека.

Среда понимается как окружающее человека пространство, как сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека. Являясь активным существом, человек в процессе открытого динамичного и диалогичного взаимодействия преобразует среду.

В последнее время наукоемкие проекты такой среды (включая ее конкретные модули) разработаны коллективами психологов и педагогов под руководством С. Л. Новоселовой и В. А. Петровского. Психолого-педагогическая мысль пришла к ясному осознанию важности средового окружения для физического и психического развития людей. Результаты исследований о роли среды в формировании человека, в процессе воспитания получают сегодня реализацию в образовательных учреждениях. Ученые изучают не только влияние среды на формирование у студента каких-то качеств личности, но и изучают ее структурирование для обшеразвивающего воздействия, призванного стимулировать разнохарактерную активность.

Так, В.В. Давыдов и Л.Б. Переверзев определили требования, которым должна отвечать среда учебно-воспитательного учреждения:

. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразия элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности студентов. Гетерогенность и сложность среды позволит отыскивать, выбирать, а затем и самостоятельно создавать (монтировать) предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно — познавательной, художественной активности.

. Среда должна быть достаточно связной, позволяя студенту свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Благодаря связности среды студент будет воспринимать различные виды своей деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга. Эту цель можно достичь за счет многофункциональности элементов предметной и природной среды и включения их в различные функциональные структуры.

. Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны педагога, так и студента. Гибкость и управляемость средой позволит максимально широко проявить свою активность и стремление к преобразованию мира, воспитателю — видоизменять структуру и функции различных объектов и предметов в соответствии с различными педагогическими задачами. В этом случае педагог получит возможность корректировать деятельность, не вмешиваясь в нее прямо с вербальными указаниями и инструкциями.

Авторский коллектив под руководством В.А. Петровского сформулировал принципы построения предметной среды. Принципы направлены на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия педагога и студента: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности-динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости.

Автор концепции обращает внимание на то, что социокультурное окружение и предметная среда являются мощным обогащающим фактором развития личности. В концепции указываются требования к предметной среде. Во-первых, для обеспечения подлинно творческого развития необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения. Во-вторых, обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности человека. В третьих, все компоненты предметной среды должны соотноситься между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и объектов деятельности в условиях учреждений образования создают возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.

Исходное требование к предметной среде, как отмечает С. Л. Новоселова, — ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Таким образом, в теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания, обучения и развития человека. При этом особое внимание уделяется характеру структурирования, организации среды, потенциал которой необходимо «запустить».

Предметно — пространственная среда — непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. Тем самым с позиции средового подхода предметно-пространственная среда фактически включает в число своих компонентов процессы и обстоятельства жизнедеятельности, и обитания использующего среду человека.

В теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания, обучения и развития человека. При этом особое внимание уделяется характеру структурирования, организации среды.

Формирование у студентов ценностного отношения к образованию является одной из важных задач любого вуза. Знание начального уровня сформированное у студентов ценностного отношения к образованию позволяет преподавателю планировать соответствующим образом как аудиторную, так и внеаудиторные работу, а для студентов оно может послужить индикатором изменения своего отношения к образованию, к процессу обучения.

Глава 2. Анализ результатов процесса формирования у студентов ценностного отношения к образованию

.1 Организация и проведение исследования

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании внешних и внутренних факторов ценностного отношения студентов к образованию; выявлении тенденций становления и развития категорий «ценность», ценностное отношение к образованию»; обосновании сущностных характеристики ценностного отношения студентов к образованию; обосновании продуктивного взаимодействия преподавателей и студентов как фактора создания эмоционально — положительного фона обучения.

Цель заключается в выявлении педагогических условий формирование ценностного отношения студентов к образованию посредством предметно — пространственной среды.

Объектом исследования является формирования ценностного отношения к образованию.

Предметом исследования выступает предметно — пространственная среда, как условие формирования у студентов ценностного отношения к образованию.

Гипотеза. Предметно — пространственная среда влияет на формирование у студентов ценностного отношения к образованию .

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Определить сущность и структуру ценностного отношения студентов к образованию.

Выявить педагогические условия формирования у студентов ценностного отношения к образованию в процессе обучения.

Предметно — пространственная среда, как педагогическое условие формирования у студентов ценностного отношения к образованию.

Исследование проводилось в Елабужском институте Казанского федерального университета в сентябре 2014 года. В исследованиях приняли участие студенты 3 и 4 курса факультета психологии и педагогики заочного отделения в количестве 30 человек в возрасте 20-32 лет. Для студентов была составлена анкета, которая включала в себя 15 вопросов. Испытуемому предлагалось дать развернутый ответ в письменной форме.

.2 Анализ и результаты исследования

Вопросы анкеты мы разделили на 3 части:

В первую часть были включены вопросы касающиеся предметно-пространственной среды, на которые большинство студентов дали хороший развернутый ответ.

Таблица 2.1 — Результаты ответа на вопросы по предметно-пространственную среду

№ вопросаХороший, развернутый ответНеполный ответЗатруднились ответить121632300032073

Рис. 2.1 — Предметно-пространственная среда как условие формирования ценностного отношения студентов

Во вторую часть включили вопросы про отношения между педагогом и студентом. Данный часть для опрашиваемых оказалась наиболее интересной. К этой части студенты подошли творчески.

Таблица 2.2 — Результаты ответов на вопросы про отношения между педагогом и студентом

№ вопросаХороший, развернутый ответНеполный ответЗатруднились ответить423705227162730726408208292361102280

Рис. 2.2 — Отношение между педагогом и студентом как условие формирования ценностного отношения студентов к образованию

В третью часть вошли вопросы про личностные отношения студента к образованию. Вопросы на тему как личность педагога влияет на отношение студента к образованию.

Таблица 2.3 — Результаты ответов на вопросы по влиянию личности педагога на отношение студента к образованию

№ вопросаХороший, развернутый ответНеполный ответЗатруднились ответить11151051218102132820142361152271

Рис. 2.3 — Влияние личности педагога на отношение студента к образованию

Проанализировав ответы студентов, сделали выводы, что большинство вопросов не вызвали никаких затруднений у испытуемых, но и были вопросы на которые многие затруднялись ответить.

Проведя анализ всех ответов стало интересно какую из частей студенты считают главной для формирования ценностного отношения к образованию. Провели дополнительный опрос, который состоял из одного вопроса. В этом вопросе предлагалось расположить по мере убывания компоненты, которые наиболее влияют на формирование ценностного отношения у студентов к образование. Предлагалось три варианта ответа:

Окружающая среда студента.

Взаимоотношения студента с педагогом.

Личностное отношение студента к образованию.

Рис. 2.4 — Главные условия на формирования ценностного отношения к образованию, по мнению студентов

Проведя анализ опроса, получили следующие результаты. По мнению студентов на формированного ценностного отношения к образованию на первом месте стоит взаимоотношения студента с педагогом, на второе место они поставили личностные отношение студента к образованию, на третье место — окружающую среду.

студент образование педагог личность

2.3 Педагогические условия формирования ценностного отношения у студентов к образованию

Безусловно взаимоотношение педагога и студента играет большую роль, но все же оно может быть как положительное, так и отрицательное. Поэтому на практике необходимо обеспечить не только качественный контакт личностей, но и объективную целевую направленность воспитательного процесса, ставя во главу угла, прежде всего, ценностные отношения в социуме, а также вечные жизненные основополагающие категории, такие как «Добро», «Справедливость» и другие.

Внешние проявления сущностных личностных отношений педагога, воспринимаются студентами, влияют на педагогические ситуации и, соответственно, на общий воспитательный процесс. Результатом таких отношений становится либо повышение качества личностной системы1 ценностей студента, либо, в случае недостаточно позитивного педагогического воздействия, сохранение в неизменном виде имеющихся установок и ценностных отношений, заложенных в семье.

Конечно, стоит отметить, что и большую роль играет окружающая среда студента. Окружение и предметная среда являются мощным обогащающим фактором развития личности. Во-первых, для обеспечения подлинно творческого развития необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения. Во-вторых, обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности человека. В третьих, все компоненты предметной среды должны соотноситься между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Вывод по главе 2

Для выявления педагогических условий формирование ценностного отношения студентов к образованию посредством предметно -пространственной среды было проведено исследования. Для студентов была составлена анкета, где предлагалось дать развернутый ответ в письменной форме.

В первую часть были включены вопросы касающиеся предметно-пространственной среды, на которые большинство студентов дали хороший развернутый ответ.

Во вторую часть включили вопросы про отношения между педагогом и студентом. Данный часть для опрашиваемых оказалась наиболее интересной. К этой части студенты подошли творчески.

В третью часть вошли вопросы про личностные отношения студента к образованию. Вопросы на тему как личность педагога влияет на отношение студента к образованию.

Провели дополнительный опрос, где предлагалось расположить по мере убывания компоненты что наиболее влияет на формирование ценностного отношения у студентов к образование.

Проведя анализ опроса, получили следующие результаты. По мнению студентов на формированного ценностного отношения к образованию на первом месте стоит взаимоотношения студента с педагогом, на второе место они поставили личностные отношение студента к образованию, на третье место — окружающую среду.

Заключение

Обоснована сущность ценностного отношение к образованию как внутренняя позиция личности, характеризующаяся мировоззренческой ориентацией студента, способствующая построению жизнедеятельности в соответствии со сложившимися идеалами и нормами поведения.

Источником ценностного отношения к образованию выступают сложные виды деятельности: материальная, социальная, духовная. К материальной относится среда окружающая студента, а именно предметно-пространственная среда. Одним из компонентов развивающей предметно-пространственной среды является общение между педагогом и студентом. Общение, в отличие от предметного воздействия, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических.

Отметим, что продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

Цель педагога в предметной среде содействовать развитию студента. Поэтому направление деятельности и развитие студента во многом зависит от педагога — от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает студента, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно педагоги берут на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития студента.

Предметно-пространственная среда влияет на эмоциональную насыщенность познавательной деятельности; эстетизация среды вызывает желание более глубоко проникать в её сущность, обогащая имманентные потенциалы развития студента и является универсальным средством саморазвития личности.

Ценностное отношение является сложным системным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных компонентов. Ценностное отношение как процесс состоит в организованности и взаимодействии всех его компонентов: потребностно-мотивационного, дающего возможность студентам осознать потребность в получении знаний; содержательно-операционального, позволяющего овладеть обучающимся социальным опытом; организационно-планирующего, призванного научить студентов планировать и ценить время; рефлексивно-оценочного, позволяющего оглядываться назад и оценивать результаты своей учебной деятельности; эмоционально-волевого, побуждающего добиваться поставленной цели.

Завершая наше исследование, посвященное влиянию предметно-пространственной среды на формирования у студентов ценностного отношения к образованию, хотелось бы отметить, что в формировании ценностного отношения к образования большую роль играет личностное отношение студента к образованию. Ведь именно ценностное отношение к собственному образованию, его качеству и уровню способствует наиболее полному развитию и реализации студентами своих потенциальных возможностей, позволяет приобрести мобильность в профессиональной сфере, увеличивает шансы получения более интересной и престижной работы.

Список использованной литературы

1.Багдасарова С. К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С. К. Багдасарова, С. Н. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. — 315 с.

2.Бетина О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. — СПб.: Вектор, 2006. — 252 с.

.Денисова О. П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. П. Денисова: РАО; МПСИ. — М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 235 с.

.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2007.

.Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 2009.

.Новая философская энциклопедия: В 4х т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместители преде.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч.секр. А.П. Огурцов. М.: Мысль, 2000-2001.-Т. 1. — (А — Д), 2000.-721 с.

.Лыкова В.Я. Ценностные ориентиры в современном воспитании // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования / В.Я. Лыкова: Материалы международной науч.-практ.конф.: В 2 ч. Смоленск: СГПУ, 2004. -Ч. 1. — С. 75 -82.

.Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. — М.: Академия, 2009. — 208 с.

.Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.

.Богуславский М.Б. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике / М.Б. Богуславский // Педагогика. 2000. — № 4. -С. 63 — 70.

.Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.

.Горбылева Е.В. Аксиологичексие аспекты воспитания в отечественной педагогической мысли / Е.В. Горбылева //Аксиологические проблемы педагогики: Сборник научных трудов. Смоленск: СГПУ, 2003. — С.5 — 19.

.Гусинский Н.Э., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования / Н.Э. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. -М.: Логос, 2003. 248 с.

.Зинченко В.П. Психогические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова): Учеб. пособие /В.П. Зинченко. — М.: Гардарика, 2002. — 431 с.

.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М., 2007.

.Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик.- М.: «Академия», 2006.- 304с.

.Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с

Приложение 1

Что вы понимаете под предметно-пространственной средой?

Влияет ли предметно-пространственная среда на эмоциональное состояние человека?

Как влияет предметно-пространственная среда на желание учиться?

Как влияет благоприятные и неблагоприятные воздействия педагога на формирование ценностного отношения у студентов к образованию?

Как влияет авторитет личности педагога и его оптимальная социальная адаптация в обществе и рабочем коллективе на отношение студентов к учебе?

Какую роль играет восприятие студентами личности педагога?

Какова роль личности педагога и его влияние на воспитательный процесс?

Что Вы понимаете под профессионально-личностными качествами педагога?

Как зависит формирование ответственного отношения педагога к своей профессиональной деятельности, от его отношения к себе как к личности?

Что необходимо для достижения высокого уровня педагогической ответственности?

Какой путь взаимодействия на практике оказывается наиболее продуктивным и способствует максимальному раскрытию индивидуальных личностных характеристик студентов?

Как вы понимаете словосочетание «ценностное отношение студентов к образованию»?

Как влияет взаимоотношения студентов между собой на отношение к образованию?

Чем определяется уровень современного общества?

Какие функции выполняет образование в современном обществе?

Приложение 2

Расположить по мере убывания компоненты, которые наиболее влияют на формирование ценностного отношения у студентов к образованию.

Три варианта ответа:

Окружающая среда студента.

Взаимоотношения студента с педагогом.

Личностное отношение студента к образованию.