Портретное творчество И.Е. Репина и других передвижников в 1870-1890-х годах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Камская государственная инженерно-экономическая академия»

(ИНЭКА)

Курсовая работа

по истории культуры и искусства

Портретное творчество И.Е. Репина и других передвижников в 1870-1890-х годах

студента 4 курса специальности

070601 «Дизайн» группы 2429

Полянцева Евгения Викторовна

Руководитель: доцент, к.п.н.

Арефьева С.М.

г. Набережные Челны, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ведение

Глава. I. Русский портрет 1870-1890-х годов

1.1 Социально-критическая направленность творчества передвижников

1.2 Психологизм образов современников на полотнах И.Н. Крамского, Н.А. Ярошенко и Н.П. Ге

Глава II. Творчество И.Е. Репина как новый этап в развитии русского портрета

2.1 Жанровое и тематическое многообразие портретов мастера

2.2 Антиномия психологического портрета И.Е. Репина

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

портрет репин передвижник

XIX век в России в целом, и особенно вторую половину столетия, не случайно называют золотым веком русского искусства. Это была одна из самых интересных эпох в истории русской художественной культуры.

Расцвет науки и искусства был обусловлен общественным подъемом, порожденным своеобразием исторического развития России в эпоху подготовки и вызревания буржуазно-демократической революции. В сложном поиске истины, который происходил в искусстве второй половины XIX века, портретной живописи принадлежит одно из самых достойных мест. Противоречивые, а порою трагические связи человека с окружающим миром глубже всего раскрыла русская литература. Вслед за ней и рядом с нею живописцы писали портреты своих современников, создав таким образом замечательную портретную галерею, которая стала неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. Значительный вклад в развитие русского реалистической живописи внесли художники Товарищества передвижных художественных выставок и в особенности Илья Ефимович Репин — художник, поднявший портретное искусство на новый уровень.

13 стр., 6075 слов

Психологизм портретных образов В. Серова

... Репина, он во многом унаследовал и развил присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты Серова – важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты ... образом замечательную портретную галерею, которая стала неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. Именно в портрете новая проблематика в искусстве 80-х ...

Темой курсовой работы является портретное творчество И. Е. Репина и других передвижников в 1870-1890-х годах. Эта тема особенно актуальна для студентов художественных специальностей, так как знание приемов и особенностей в создании портрета великих заслуженных мастеров этого жанра во многом может помочь определить слабые места и усовершенствовать навыки в рисунке и живописи учащегося.

Портрет — один из труднейших видов изобразительного искусства. Его задача не только в передаче физического облика человека, но и в раскрытии характера изображаемого лица, в раскрытии его индивидуальности и в то же время в выявлении его социально-типических признаков. Специфическая трудность портрета и заключается именно в том. чтобы в одном мгновении, в позе, в жесте, в выражении лица передать то, что присуще человеку постоянно, что является его характерными чертами. Психологизм и обращение к сложнейшим философским и морально-нравственным проблемам — это отличительная черта русской портретной живописи

Предметом анализа курсовой работы являются черты нового в русском портретном жанре, которые внесли передвижники, — острота социальных характеристик, психологическая заостренность и эмоциональность произведений.

Цель данной курсовой работы — определить роль, которую отводили жанру портрета передвижники и их идейные вдохновители, раскрыть психологизм портретных образов в творчестве Ильи Репина, Крамского, Ярошенко и Ге.

Задачи:

-изучить литературу по теме исследования;

-охарактеризовать тот период времени, когда творили члены ТПХВ;

— проанализировав творчество И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко, Н. П. Ге и в особенности И.Е. Репина, раскрыть развитие портретного жанра. Охарактеризовать вклад Репина в искусство русского портрета.

Структура работы — курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

ГЛАВА I. РУССКИЙ ПОРТРЕТ 1870-1890-Х ГОДОВ

1.1 Социально-критическая направленность творчества передвижников

Конец 50-х и 60-е годы XIX века явились переломным моментом в истории России. Нарождающиеся капиталистические отношения расшатывали основы феодально-абсолютистского строя. К кризису приходит крепостная система, окончательно ставшая тормозом на пути развития производственных сил страны. Под давлением нарастающих недовольств и революционных выступлений народа царское самодержавие было вынуждено провести отмену крепостного права, открывшую пути для капиталистического развития страны.

Демократическим, социально заострённым содержанием в это время наполняется изобразительное искусство, в котором широкое отражение получают тёмные стороны русской жизни. Рождение нового явления в изобразительном искусстве произошло в 1863 г., когда группа выпускников Академии художеств, допущенных к конкурсу на золотые медали, потребовала свободного выбора сюжетов своих картин, вместо заданных сюжетов из скандинавской мифологии. Администрация Академии настаивала на выполнении обязательной программы. Тогда 14 учеников отказались от участия в конкурсе, вышли из Академии и создали Артель петербургских художников.

5 стр., 2018 слов

33.Передвижники

... эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи. Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни ... Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, ... И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные ...

В 1870 г. на основе Артели в Москве было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Это товарищество ежегодно устраивало выставки произведений художников и перемещало их из города в город. Такая форма популяризации искусства была отражением идеологии просветительского «хождения в народ», характерного для разночинной интеллигенции. Именно в это время шёл процесс сложения национальной реалистичной школы.

Реализм в русской живописи раньше всего утвердился именно в портрете. Члены ТПХВ — Н. Н .Ге (1831 _ 1894), Н. А. Ярошенко (1846 — 1898), В. Г. Перов (1834 _ 1882), И. Н. Крамской (1837 _ 1887) и особенно И. Е. Репин (1903 _ 1976) — подняли искусство портрета на новую, непревзойденную высоту.

Общественно-политические и эстетические взгляды передвижников прошли сложный и противоречивый путь развития. Стремление овладеть передовой общественной и философской мыслью своей эпохи, выработать на её основе свои эстетические взгляды было искренним, глубоким и плодотворным. Решающее воздействие на формирование идейных и эстетических взглядов передвижников оказывали труды великих революционных демократов Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Вся деятельность их была пронизана мыслью об идейно-воспитательном назначении искусства, об ответственности художника, призванного ставить в своих произведениях важнейшие животрепещущие вопросы современной действительности.

Передвижники отнюдь не ограничивались изображением лишь одних отрицательных, драматических сторон жизни. Напротив, им был свойственен социальный оптимизм, вера в нравственные и духовные силы народа. Они создали целый ряд прекрасных по своей духовной проникновенности положительных типических образов — образов крестьян, трудового люда, революционной интеллигенции; портреты лучших деятелей науки, литературы и искусства; позже и образы революционных рабочих. Во многих картинах И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко, увековечены те, кто бесстрашно вставал на неравную борьбу с самодержавием, переданы решимость и высокий дух революционеров семидесятых-восьмидесятых годов.

Особенность русского портрета второй половины XIX века заключается в доминанте мысли в портретном образе. Если в романтическом портрете превалировало чувство, то теперь заглавная роль оказывается за мыслью. Правда, чрезвычайно трудно отделить одно от другого, ибо ни то, ни другое в изобразительном искусстве не подлежит прямому предметному воплощению. Чтобы раскрыть чувства и мысль модели, художник прибегает к тем или иным средствам: выискивает необходимую ситуацию, в которую «помещает» героя; выбирает позу, вглядывается в жизнь лица и по ней прочитывает внутреннее состояние модели; наконец, сгущает тени или высветляет краски, организует ритм линий и объемов с тем, чтобы подчеркнуть или умерить найденное. К восьмидесятым годам передвижники выработали богатый и гибкий художественный язык, характерный органическим единством рисунка и живописи; это позволило им создавать художественные образы огромной впечатляющей силы и убедительности. «Только сочетание идеи и формы переживает свое время», — справедливо утверждал Крамской. Цомакион А. И. Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. — СПб: Флорентия Павленкова, 1891. — 104 с.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Психологизм, интерес к внутреннему миру человека, к его сложнейшим душевным переживаниям — ценнейшая особенность портретной живописи передвижников. Жизненность их портретов и предельная убедительность характеристик основывались на пристальном изучении личности портретируемого и правильной оценке его общественной роли. Каждый портрет Репина, Крамского или Перова — это глубокая картина, раскрывающая образ не только данного человека, но и целой эпохи. Передать же в портрете общественное значение человека — важнейшая, но и исключительно трудная художественная задача. Вот эту-то социальную, общественную характеристику человека и удавалось блестяще раскрывать передвижникам в их лучших портретных работах.

1.2 Психологизм образов современников на полотнах И.Н. Крамского, Н.А. Ярошенко и Н.П. Ге

Глава и лидер передвижников Иван Николаевич Крамской (1831 _ 1894) вошел в историю русского искусства как непримиримей борец с академической схоластикой за содержательное разнообразие живописи. Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты мастера. Портретная живопись была истинным призванием Крамского как художника; он показал себя тонким знатоком человеческой души, бесподобным мастером психологического анализа. Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей.

Выдающимся является портрет Л.Н.Толстого (1873, ГТГ), на котором художник запечатлел сложность духовной жизни, глубину характера писателя ( см. приложение 1).

Крамскому пришлось долго уговаривать Л. Толстого, прежде чем тот согласился ему позировать. Молодому и еще малоизвестному тогда художнику предстояла трудная задача. Перед ним сидел автор „Войны и мира» в годы, когда он приступал к созданию „Анны Карениной» Работа над портретом длилась менее месяца. Изучая Друг друга во время сеансов, они словно обмениваются портретами — черты облика Крамского, и его характер послужили материалом для образа художника Михайлова в «Анне Карениной».

Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой — в своей просторной серовато-синей рубахе-блузе сидит на просторном стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного — выразительной головы Толстого. Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку. И сосредоточивает свое внимание на освещающих лицо глазах: внимательно, но не мелочно обозначает конструкцию глаза, чуть трогает красным и белым слезничок, сложно пишет радужку, высветляя пространство между темным, с острым бликом зрачком и синей каемкой. Создается впечатление острого, пронизывающего взора.

Крамской уже в начале 1870-х годов, закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, отлившимся в живописную форму, пишет Репину: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает». В то же время близкие говорили о том, как похож, до иллюзии, портрет: «Смотреть страшно даже», Репин также пишет: «Портрет его страшно похож». Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура: Изд. 3. — М, «Просвещение», 1969. — 543 с.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...

В этой работе Крамского — вся сущность реалистического социально-психологического портрета: такое отражение главного в характере, что, как говорил Белинский, «вам покажется, что зеркало далеко не так верно повторяет образ вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет уже не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала».

Один из наиболее ярких и своеобразных изобразителей городской жизни в ТПХВ — Николай Александрович Ярошенко (1846-1898).

Стремление к детально разработанному сюжету мало свойственно ему — художник был равнодушен к бытовым деталям обстановки. Характерной для Ярошенко была однофигурная картина-монолог. Он обогатил русское искусство новыми темами, новыми образами. Первым среди русских живописцев он воплотил образ индустриального рабочего; первым запечатлел образы студенческой молодежи 70-х — начала 80-х годов. Ярошенко называли «портретистом современного молодого поколения». Среди его работ особенно интересен портрет Стрепетовой (1884, ГТГ) выполненный в 1884 году ( см. приложение 2).

Любимые роли этой трагической актрисы — роли русских женщин, задавленных домостроевским укладом. Ее голос звучал с подмостков театра призывом к освобождению. В портрете Н. Ярошенко нет решительно ничего театрального, зрелищного, никакой патетики. Художник написал здесь не Стрепетову-актрису, а скорее Стрепетову-личность. Она представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. Одному из исследователей творчества Ярошенко золотые браслеты на ее руках напомнили кандалы. Большой мастер психологического анализа, Ярошенко использует минимум художественных средств, чтобы выявить и показать зрителю ее прекрасные человеческие качества: серьезность отношения к жизни, интеллигентность, душевную энергию.

Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. Худая, бледная девушка в черном платье с белым воротником и белыми манжетами стоит прямо перед нами, крепко сжав свои худые руки. Точно обвиняемая дает на суде показания, уверенно отстаивая правое дело. Собранность духовных сил человека, его готовность принять удары судьбы и вместе с тем решимость защищаться — такова основная тема этого портрета. Лицо ее озарено скорбью широко раскрытых глаз, в сжатых руках — непоколебимая твердость. Светлое лицо над белым кружевным воротником соответствует бледным рукам, обрамленным манжетами. Портрет написан суховато, он почти монохромен — преобладают серые и черные тона. Но зато мастер необычайно точно нашел характерные для актрисы позу и жест рук, передал многосложное выражение ее лица. Сама строгость живописи соответствует всей неброскости портретного образа. Простота композиции, почти математическая симметрия пятен повышают силу воздействия портрета. Крамской говорил про этот портрет: « но когда мы все сойдем со сцены портрет Стрепетовой будет останавливать всякого — какой глубокий трагизм выражен в глазах, какое безысходное страдание было в жизни этого человека ». Порудоминский В. Николай Ярошенко. — М.: Искусство, 1979. — 197 с

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

Те же большие морально-философские вопросы волновали и Николая Николаевича Ге (1831 — 1894).

Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человечества, характерная для шестидесятников вера в моральную, воспитательную силу искусства. Николай Николаевич был отличным портретистом, ему всегда сполна удавалось передать сложность и напряженность душевной жизни своих героев. Избегая ярких деталей и вычурных поз, он стремился показать внутренний мир портретируемого через выражение глаз, лицо, мимику. Портреты кисти Ге просты по композиционному построению, естественны и правдивы строгой цветовой лаконичностью. Они одушевленные и сосредотачивают внимание зрителей на лице человека, его глазах, выражающих характер, и точно переданном художником настроении.

Важным успехом Ге явился портрет А. И. Герцена (1867, ГТГ), «рембрандтовский» в своей драматической светотени, влекущий особой пытливой остротой герценовского взгляда (см. приложение 3) . Ге работал над портретом вдохновенно, видя в его создании свой гражданский, патриотический долг. Художник верно воспроизвел характерные внешние черты Герцена: небольшого роста, полный, плотный, с прекрасной головой, с красивыми рукам; огромный высокий лоб пересечен энергичной складкой;, волосы с проседью, закинутые назад без пробора; взгляд умных, немного грустных глаз сосредоточенный, пристальный; нос широкий русский с двумя резкими чертами по бокам; седоватая борода не скрывает твердой линии рта.

Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Герцен изображен на темно-коричневом фоне. Только лицо, словно выхваченное ярким лучом света, выделяется на нем. Художник в образе писателя подчеркивает духовную мощь, могучий интеллект. Темный костюм почти сливается с общим фоном портрета, и поэтому внимание зрителя концентрируется на лице, которое привлекает своим обаянием, душевной красотой, богатством внутренней жизни. Ге запечатлел в этом портрете не сиюминутное состояние модели, а духовную историю личности, воплотил опыт всей ее жизни, полной борьбы и тревог. Более того, в облике духовно близкого ему человека Ге воссоздал как бы собирательный тип лучших русских людей своего времени.

Образ революционера или демократически настроенного человека — один из ярчайших в русской реалистической живописи.

ГЛАВА II. ТВОРЧЕСТВО И. Е. РЕПИНА КАК НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОО ПОРТРЕТА

2.1 Жанровое и тематическое многообразие портретов мастера

Своеобразным итогом творческих устремлений передвижников было творчество И. Репина (24 июля 1844 — 29 сентября 1930).

Он обобщил усилия целого поколения выдающихся русских портретистов, выступавших под знаменем реалистического искусства. Его портрет вбирает и развивает наилучшие традиции российского портретного искусства ХІХ

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...

Илья Ефимович — русский художник, график, теоретик искусства. Родился в семье военного поселенца в городке Чугуеве, недалеко от Харькова, 5 августа 1844 года. С 10 лет он учился у местных иконописцев. В возрасте 20 лет он приехал в Петербург и поступил в Академию художеств, сначала вольнослушателем, а вскоре стал её учеником (с 1864 по 1871).

Репин без колебаний выбрал путь реалистического искусства и, освоив школьные навыки Академии. С 1878 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок.

Особенность произведений Репина — это необычайный размах, отзывчивость на самые разные явления жизни». Он выступал не только в роли художника, но и общественного деятеля, педагога, теоретика искусства, автора воспоминаний, владея, по всеобщему признанию, богатым, образным языком. После смерти он оставил огромное эпистолярное наследие, частично изданное в XX веке (порой с купюрами), но не утратившее до сих пор своего значения. Он бесстрашно испытывал свой талант в разных жанрах: бытовом и историческом, портрете и пейзаже, даже в натюрморте. В его творчестве невозможно проследить определенную смену стилевых или тематических периодов. Он пробовал свои силы в разных видах искусства. Увлеченно работал как иллюстратор Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Л.Толстого, Лескова, Чехова, Горького и др. Огромно его графическое наследие (уголь, пастель, акварель, карандаш).

Именно Репину обязано возрождение больших рисуночных портретов в 1890-1900-е годы, предвосхитившее новации искусства рубежа ХIХ-ХХ веков. Работая в скульптуре, он разрабатывал форму психологического портрета, расширяя возможности познания современного человека.

На протяжении всей жизни Репин обращался к портретному жанру. Лучшие портреты он создавал очень быстро, всего за несколько сеансов. Творческий диапазон Репина-портретиста громаден. В портрете П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) запечатлена замечательная русская актриса в порыве высокого творческого волнения. М. П. Мусоргский на репинском портрете (1881, ГТГ) — гениальный человек, чья судьба искалечена жестокой действительностью старой России; в его взгляде сквозь печать неизлечимой болезни светится живой огонь таланта, страстная жажда творчества. В портрете Льва Толстого (1887, ГТГ) — образ великого писателя земли русской, образ мудреца и философа, судьи человеческих душ. Особую группу составляют портреты членов семьи художника, написанные для себя, в которых он много экспериментирует. В портрете-картине «Отдых» (1882, ГТГ) задремала на миг жена художника. Портрет дочери художника, известный под названием «Стрекоза» (1884, ГТГ),— радостный образ шаловливого детства.

Вершиной портретного творчества Репина в 1890-1900-е годы стала серия этюдов, исполненных за один-три сеанса к большой парадной композиции, заказанной художнику царским правительством. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903, ГРМ) — произведение уникальное в русском искусстве, ценнейший исторический документ, представляющий собой групповой портрет, изображающий 81 человека. Художнику было разрешено присутствовать на заседании в Мариинском дворце. Он сделал эскиз маслом, наметив общую композицию и использовав фотоаппарат «кодак», снял отдельные группы. Этюды исполнены чрезвычайно легко и свободно, в трех преобладающих цветах — красном, золотом, черном. По живописности и полноте созданных образов, «откровенных до жути», по угадыванию характеров им нет равных в русском искусстве.

11 стр., 5171 слов

Винсент Ван Гог. Биография. Жизнь и творчество

... Неизвестно кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни. В этой жизни от родился 30 марта 1853 года в деревне ... фактор неожиданности, сделав чрезвычайно знаменитым и почитаемым автора, при жизни безвестного и презираемого, начинает проявляться, как кажется, уже в ... просто добиться добротного исполнения. К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Тео — единственный, кто от него не ...

Едва намечена фигура обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, но этого оказывается достаточно для его характеристики (см. приложение 4).

Обозначен лишь остов человека — его внутренний стержень, в котором проявлена решительность, собранность, несгибаемая воля. В намеренной прямоте его осанки просматривается жесткая, непреклонная натура политика, в том, как сложены пальцы, как руки аккуратно лежат на столе, — его осторожность и предусмотрительность.

Вдумчив и серьезен взгляд С. Ю. Витте, в то время министра финансов (см. приложении 5).

Внимательно всматривается в происходящее умудренный сединой и по-стариковски осторожный видный исследователь П. П. Семенов Тян-Шанский (см. приложение 6).

Чутко откликаясь на злободневные события, Репин написал несколько произведений на народническую, революционную тему. В «Аресте пропагандиста» (1880-82, ГТГ) звучит тема железной воли революционера-пропагандиста, его холодной отстранённости от окружающих. В «Не ждали» (1884-88, ГТГ) мирное течение семейной жизни нарушает человек, вернувшийся из ссылки. С помощью деталей обстановки, ярко очерченных характеров художник раскрывает сложное душевное состояние героев. Семейная драма показывается как часть драмы народа, всей страны. К работе над картиной «Не ждали» Репин приступил в начале 1880-х. Задуманная как небольшой психологический этюд, она скоро переросла в большое серьезное полотно. Нас интересует портрет ссыльного (см. приложение 7).

С картины смотрит человек немного потерянный и неуверенный в себе, в его облике отсутствует «сила и энергия», а в походке — твердость, как будто исчезла сама почва из-под ног. В нем чувствуется вопрошание и тревога, уязвимость позиции человека, вернувшегося в родной дом. Такой сложный образ немыслим без глубокого портретного опыта Репина, без тонкого знания внутреннего мира своего современника.

Самые бесспорные достижения И. Репина — это портреты людей из народа. Наблюдая жизнь «простоватого люда» он обрел несколько тем, которые решал на протяжении долгих лет. Главной картиной принято считать «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883, ГТГ).

Каждую фигуру в картине, всякое лицо хочется рассмотреть, потому что каждый по воле художника наделен характером — неповторимым, выразительным, запоминающимся. Картине предшествовало множество этюдов, в которых художник изучал жизнь провинциальной России. В Чугуеве он писал портреты крестьян, лишенные народнического умиления («Мужичок из робких» (1877 Горьковский Государственный художественный музей), «Мужик с дурным глазом» (1877, ГТГ), «Протодьякон» (1877, ГТГ)).

8 стр., 3602 слов

Творчество ИЕ Репина

... народным. С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877г. он написал два превосходных портрета своих земляков-крестьян («Мужик с дурным глазом» и «Му ... умерли идеалы Гоголя, Белинского, Турге­нева, Толстого..., окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возму­тительна, чтобы со спокойной ...

В окрестностях Абрамцева Репин встретил и героя своей картины — Горбуна. Наибольшее количество этюдов — графических, акварельных, живописных — было сделано с этого человека. Этюд горбуна (1881, ГТГ) был вписан в «Крестный ход», но и сам по себе — это вполне законченное прекрасное произведение, подкупающее неприкрашенной правдой, точностью и мягкостью характеристики и симпатией художника к своему предмету (см. приложение 8).

Изображенный на этом этюде человек выглядит весьма задумчивым. Его длинные русые волосы спадают на плечи. Помощь при ходьбе горбуну оказывает костыль. Он присутствует во всех картинах с горбуном. Часть этого костыля нашла место и в этом этюде. На портретах Репина всегда запечатлен человек таким, каким его сделала природа, с тем отпечатком, который на него наложила среда, со следами того, что совершил в жизни сам.

Репин работает и в историческом жанре. Целые поколения русских людей представляют героев отечественной истории именно по его произведениям. Самой популярной стала картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

Здесь совершено нечаянное убийство. Илья Ефимович Репин изобразил это событие как эмоциональную драму, трагедию не только государственную, но и личную. В сцеплении человеческих тел соединены два начала: нервно-судорожное биение жизни в движениях отцеубийцы и тихое предсмертное дыхание обессилевшего сына, мучительное и медленное исхождение жизни из тела. Царь находится в состоянии безумия, в крайнем эмоциональном напряжении, он только что осознал трагедию произошедшего (см. Приложение 9).

Его зрачки расширены и кажется, что слышен его страшный крик. Его образ в картине уподоблен ревущему животному. Репин ярко выявляет психологический контраст, драму противоположных характеров, трагедию того, что отец и сын смогли примириться только после смерти. Репин долго искал типажи для создания образов Иоанна Грозного и царевича Ивана. Образ царевича художник увидел в лице известного русского писателя Гаршина. Для Грозного позировал один из знакомых художника.

Портретные работы Репина весьма многочисленны и очень разнообразны по творческим приемам. Он умел увидать каждого человека во всей его особой сложности и найти средства художественного выражения его индивидуальных и социальных черт. Поэтому композиционное построение портретов, их колорит, технические приемы ,размер и формат холста- все обусловлено характером модели. Репин говорил: «Важно, как взять». И люди на его портретах живут и дышат.

2.2 Антиномия психологического портрета И.Е. Репина

XIX в. был эпохой «бури и натиска». От искусства требовали стать реальностью, ответить на ее вопросы, слиться с жизнью, но сами вопросы, стоящие за ними идеи были нерасторжимы с верой в реальную возможность идеала. В начале XIX в. декабрист А. Одоевский, выходя на площадь, где должно было произойти восстание, воскликнул: «Умрем, братцы, ах, как славно мы умрем!» Смерть привлекала романтика даже больше, чем победа. Последнее отдавало пошлостью. Поражение влекло за собой меньше горьких разочарований, чем победа. Развитие реалистического метода позволило художникам создать образы героев, чьи характеры сформировались под непосредственным влиянием среды и, как следствие этого, выразили свою эпоху. Буря, бушевавшая в жизни и умах, XIX в. отразилась как в зеркале в портретах Репина.

Сравним две работы Ильи Ефимовича, получившие свое развитие в «Крестном ходе» и других произведениях художника, — «Протодиакон» и «Мужичок из робких». В портрете Чугуевского протодьякона Ивана Уланова Репин сумел выявить социально-типические черты русского духовенства (см. приложение 10).

Репин писал об этом в письме Крамскому: «А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, по торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев… и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе, как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов…» Письмо И.Е. Репина И.Н. Крамскому от 13 января 1878 года // Репин И.Е. и Крамской И.Н. Переписка. — М.; Л., 1949. С. 126.. Так понимал своего протодьякона художник, и таким он изобразил его. В своем произведении Репин не отказывается от портретного сходства: «… весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных граждан. И манера, и жест руки, и глаза, — словом, весь тут, говорили они…».

Вот это замечательное умение превратить индивидуальное в типичное, в характерное социальное явление, вскрыть в Иване Уланове то, что составляет сущность, «экстракт» русских дьяконов, дало возможность Репину создать не портрет, а картину. Получился художественный образ чрезвычайной силы и мастерства. Широкий, выразительный, полноценный мазок, точно и мастерски лепящий форму, густая живопись, основанная на золотисто-коричневых, темно-желтых и черных тонах, простое и естественное композиционное построение, которое выделяет грузное, чувственное тело, жест руки, выражающий чревоугодие, грубое, страшное по отсутствию интеллектуальной жизни лицо, маленькая скуфейка, подчеркивающая слабо развитый череп, все это сливается в одно целое художественно-живописное произведение, достойное стать рядом с величайшими творениями мирового значения.

«Мужичок из робких», тоже не просто этюд, это картина русского пришибленного, загнанного крестьянства пореформенной России с ее гнетом двойной эксплуатации (см. приложение 11).

Репин дал почувствовать говорящую о тяжелой жизни согбенную спину крестьянина, передал робкий испуганный взгляд исподлобья, в то же время таящий в себе ненависть к угнетателям. Худое, истощенное лицо вечно полуголодного человека, всклокоченные волосы, в которых, кажется, застряла солома, на которой он спит, забитость и покорность, покорность безнадежности.

Взяв два совершенно различных социальных типа — протодьякона и крестьянина-бедняка, Репин для выражения их сущности применил и совершенно различные технические приемы. Различны не только композиция, колорит, но и характер наложения мазка. В первом случае цвет и широкий густой мазок создают впечатление раскормленного тела, в другом — желто-серо-коричневый тон и самая фактура подчеркивают худобу, загрубелость обветренного лица, бедность и грубость домотканых одежд.

Выбор таких моделей, как «Протодиакон» и «Мужичок из робких», конечно, не случаен. Это наблюдения жизни и творческие обобщения, являющиеся результатом сознательного, глубоко демократического взгляда на окружающую действительность.

Рассмотрим еще один психологический Портрет М. П. Мусоргского, написанного в 1881 году в Петербурге (см. приложение 12).

Перед нами в больничном халате с болезненно-распухшим лицом, с напряженно-воспаленными глазами и беспорядочно растрепанными волосами пожилой мужчина. Это композитор М. П. Мусоргский в последние дни своей жизни, которые он провел в военном госпитале.

Портрет написан Репиным в больничной палате и, по свидетельству Стасова, «сходство черт лица и выражение поразительны» Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура: Изд. 3. — М, «Просвещение», 1969. — 543 с.. В данном случае художник поставил себе сложную цель — выразить то, что сохранилось от замечательного музыканта и композитора — автора опер «Борис Годунов», «Хованщина», что жило еще в этом подкошенном неизлечимой, смертельной болезнью человеке. И как это сделано в портрете Мусоргского! Больной человек, переживающий страдания, переходящий от них к надежде на исцеление, к мечтам о новом творчестве, предстоит перед нами как трагическое лицо. Перед нами не просто больной, а большой и яркий интеллект, находящийся во власти недуга.

Перед Репиным стояла труднейшая задача: нужно было показать великого Мусоргского, а перед ним сидел человек, умиравший в больнице для алкоголиков, с помутневшим взором, больным лицом, отекшим телом. И Репин вышел из затруднения. Великий реалист, он не убрал с лица Мусоргского его болезненных черт, но, насколько можно было, заглушил их и выдвинул главное, дал силу напряжения мысли во взгляде, в взволнованно взлохмаченных волосах на темени.

Репин нашел такую живописную гамму, которая заглушала и черты алкоголизма в лице Мусоргского. Отворот халата брусничного цвета, красноватые тени на нем и даже розовый отблеск на фоне (комната, пронизанная лучами солнца) — все это смягчает и заглушает болезненную красноту носа. С присущей Репину уверенностью и способностью найти соответствующие средства выражения он создает этот прекрасный портрет, где нет ничего случайного, лишнего или нехарактерного.

Портрет Мусоргского сделан в иной манере, чем другие портреты. Здесь художник отказался от светотеневого изображения и ограничился исключительно тончайшими оттенками полутонов, рефлексов и цветовых сочетаний при отсутствии их резких соотношений и границ. Эти живописные приемы были им использованы не как новый формальный эксперимент, а вызваны необходимостью решить сложную задачу стоявшую перед ним, за обликом больного человека показать великого композитора.

Еще одна из лучших работ Репина — портрет артистки Стрепетовой (см. приложение 13).

Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. Темные, горящие, полные переживаний глаза, страстные, как бы трепещущие ноздри, красивый, тонко очерченный полуоткрытый рот, готовый заговорить горячо и убедительно глубоко проникновенным голосом, тонкий овал лица, подчеркнутый белой оторочкой платья на шее, распущенные, несколько растрепанные волосы, передающие нервозность и болезненность натуры, темное пятно платья в тон глаз, горячие краски фона все это раскрывает глубину переживаний, горение и трепет этой замечательной актрисы. Передача страстности артистической натуры Стрепетовой достигается Репиным и особой техникой: особым мазком — дробным, мелким, нервным, идущим в разные стороны, а также живописно контрастной светотенью, дающей изломанную нервную линию носа, разливом мерцающего света по лицу, бликами света на лбу, техникой, приближающейся к импрессионистическим приемам, но использованной в границах полного реализма, исключительно в целях полноты передачи образа. Характерна и трактовка фона резкими, напряженными цветовыми пятнами, увязанными с фигурой в цветовом и психологическом отношениях. Стрепетова, «некрасивая, невысокая, сутоловатая, захватывала не только стихийностью большого темперамента, но и мастерством художественного перевоплощения. К сильнейшим средствам ее принадлежал проникновенный голос. Репин тонко воплотил сложную, богатую и страстную натуру артистки.

В одной из статей Стасов пишет про Илью Ефимовича: «Репин принадлежит к той самой породе людей и художников, у которых главный герой их рассказов и изображений — правда, неподкупная, ничем не заласкиваемая, никакими сластями и полезными соображениями, правда, и в этом вся его сила и обаяние. Репин — большой и настоящий художник, а у большого и настоящего художника всегда раньше всего в душе дар схватывать и понимать самую сущность того, что он видит и понимает.» Арцибасова Е.Н. Влияние Л.Н. Толстого на творчество художников-передвижников в исторической ситуации конца XIX — начала XX в.: 2008. — 60 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С 70-х годов до конца века русское общество неустанно волновали художественные образы, создаваемые передвижниками. Они добились того, что новое искусство стало близко и дорого народу. Его сюжетное многообразие, острое видение жизни, раскрытие ее правды, новая оценка человека, глубокий психологизм образов, темы национальной истории все это возбуждало живой интерес и находило горячий отклик в широких слоях населения. Искусство передвижников учит тому, что жизнь народа — неиссякаемый животворный источник вдохновения. Рожденный мыслью лучших представителей народа, демократический реализм дал высочайший творческий взлет искусства второй половины XIX века, породил блестящую плеяду талантов.

Значение Ильи Ефимовича Репина в широком охвате жизненных явлений, в отражении в своем творчестве основного исторического процесса второй половины XIX века — борьбы народных масс и революционной демократии с буржуазно-крепостническим строем и возглавлявшим его самодержавием. Он создал бессмертные произведения, глубокие по содержанию и безукоризненные по форме, поднялся на вершину славы.

Он был убежденным шестидесятником и гордился этим в пору борьбы новых декадентских и формалистических направлений с идейным демократическим искусством. Репин не чуждался появления нового в искусстве, но когда он увидел, что это новое теряет содержание, извращает представление нормальных людей о действительности, о реальном мире, он отшатнулся от него и заклеймил его. Он не был реалистом узкого толка. Он понимал широчайшие возможности реализма и приветствовал все, что его обогащало.

Понимая и высоко ценя русскую культуру, он создал огромную галерею портретов ее деятелей во всех сферах: в литературе, музыке, изобразительном искусстве, в науке, медицине, театре. Одна только эта галерея портретов высочайшего качества делает имя его незабываемым. Обладая выдающимся живописным талантом, исключительным умением наблюдать и обобщать, он создал величайшие по экспрессии, глубине и силе мысли художественные образы. Имя Репина входит в блестящую плеяду имен великих людей, составляющих гордость и славу русской культуры.

В курсовой работе была рассмотрена тема искусства портрета второй именно с точки зрения психологизма данного жанра во второй половине 19_го века. Данное исследование помогло выявить приемы, которыми пользовались передвижники для «оживления», передачи характера, чувств, эмоций, переживаний моделей и своей эпохи на полотнах. Данная тема может быть рассмотрена более глубоко на примере других членов Товарищества передвижных художественных выставок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура: Изд. 3. — М, «Просвещение», 1969. — 543 с.

2. . Арцибасова Е.Н. Влияние Л.Н. Толстого на творчество художников-передвижников в исторической ситуации конца XIX — начала XX в.: 2008. — 60 с.

3. Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. — М.: Республика, 1995. — 448с.

4. Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII — начала XX века. — М.: Искусство, 1973. — 131с.

5. Горкин А.П. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.- М.: Росмэн; 2007.-1127 с.

6. Грабарь И.Э. И.Е.Репин, тт. 1-2. М., 1963-1964

7. Евстратова Е. Н. Репин. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 128 с. — (Галерея гениев)

8. Машковцев Н. Г. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века.. — М., 1963

9. Порудоминский В. Николай Ярошенко. — М.: Искусство, 1979. — 197 с

10. Репин И.Е. и Крамской И.Н. Переписка. — М.; Л., 1949. С. 126.

11. Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989. — 121 с.

12. Цомакион А. И. Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. — СПб: Флорентия Павленкова, 1891. — 104 с.

13. Щиряков Н.Н. Изобразительное искусство на уроках литературы. — Минск. 1968. — 170 с.

Приложения

И.Н. Крамской (1851 — 1894)

«Портрет Л. Н. Толстого» (1873)

холст, масло 98 х 79,5

Государственная Третьяковская галерея. Москва

Н.А Ярошенко.(1846 — 1898)

«Портрет актрисы П. Стрепетовой» (1884)

Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Н.Н. Ге (1831 — 1894)

«Портрет Герцена» (1867)

холст, масло

Третьяковская галерея, Москва

И.Е. Репин (1844-1930)

«Портрет К.П.Победоносцева» (1903)

Этюд к картине «Торжественное заседание Государственного Совета»

холст, масло. 68.5 x 53 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«И.Е. Репин (1844-1930)

Портрет С.Ю.Витте» (1903)

Этюд для картины «Торжественное заседание Государственного совета»

холст, масло. 81 x 81 см

Государственная Третьяковская галерея. Москва

И.Е. Репин (1844-1930)

«Портрет Семенова-Тян-Шанского .» (1901)

Этюд для картины «Торжественное заседание

Государственного совета»

Холст, масло. 97х62 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.Е. Репин (1844-1930)

«Не ждали» .Фрагмент (1888)

холст, масло. 160 х 167 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

И.Е. Репин (1844-1930)

«Горбун» (1881)

Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии»

Холст, масло. 64,5 x 53,5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

И.Е. Репин (1844-1930)

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)

Фрагмент

Холст, масло. 199 х 254

Государственная Третьяковская галерея, Москва

И.Е. Репин (1844-1930)

Мужичок из робких (1877) Холст, масло. Художественный музей, Нижний Новгород

И.Е. Репин (1844-1930)

Протодиакон. (1877)

холст, масло. 124 х 96

Государственная Третьяковская галерея, Москва

И.Е. Репин (1844-1930)

Портрет композитора М. Мусоргского (1881).

холст, масло. 69 х 57

Государственная Третьяковская галерея, Москва

И.Е. Репин (1844-1930)

Портрет П.А. Стрепетовой. (1882)

холст, масло. 61 х 50

Размещено на