Подготовка старшеклассников к семейной жизни

Подготовка старшеклассников к семейной жизни

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

1.1 Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты

1.2 Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни

Глава II. АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

2.1 Подготовка к семейной жизни по программе нравственно-полового воспитания «Семьеведение»

2.2 Анализ программ по подготовке старшеклассников к семейной жизни

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современные условия развития общества определяют новое видение роли подготовки к семейной жизни в становлении личности учащихся старших классов, в решении их профессиональных, социальных, экономических и личностных проблем, так как подготовка к семейной жизни — система, выполняющая адаптивную и воспитательную функции между социумом и человеком. Роль школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни приобретает особую значимость. Семья является уникальным носителем, транслятором политического, социального опыта и традиций народа, в которых заложен богатый нравственно-этический потенциал. В педагогической культуре всех народов подготовка подрастающего поколения к семейной жизни занимает ведущее место.

Семья является объектом исследования различных наук: философии, р социологии, психологии, педагогики, истории, этнографии и др.

В своем исследовании мы опирались на работу многих педагогов в области формирования личности старшеклассников. Ими исследуются различные аспекты формирования личности в подростковом и юношеском возрасте, воспитания общественной направленности школьников (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, И.С. Кон, И.С. Марьенко, Н.И. Монахов, Г.Н. Филонов и др.), проблемы формирования самостоятельности и потребности в общественно полезной деятельности (К.Д. Радина, Д.И. Фельдштейн ).

Социологи А.И. Антонов, Э.К. Васильева, СВ. Дармодёхин, А.Г. Харчев и др. выявили основные тенденции развития института семьи в современных условиях и определили перспективы его развития в будущем. В этом же направлении ведется разработка проблемы в трудах зарубежных исследователей Р. Зидера (Германия), Н. Смелзера (США) и др.

21 стр., 10314 слов

Особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни

... проблемы подготовки школьников к семейной жизни в аспекте выработки у них положительных брачно-семейных представлений. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение особенностей представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни. ...

На важность подготовки старшеклассников к семейной жизни указывали классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели, прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, в воспитании ответственного отношения к материнству и отцовству.

Этико-философское осмысление проблемы сущности нравственной культуры личности всегда находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, стремящихся выявить социокультурную специфику нового времени и пространственно-временные инварианты морали (Л.М. Архангельский, С.Ф. Анисимов, Л. Колберг, А.Н. Титаренко, М.С. Каган, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы содержатся также в работах И.В. Бестужева-Лады [30], И.В. Гребенникова [71], Т.А. Куликовой [128], С.Н. Токаревой [203] и др. Они определили содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни в современных условиях.

Психологические, медицинские, гигиенические вопросы воспитания семьянина отражены в работах М.С. Кагана, И.С. Кона, А.Г. Харчева, А.Г. Хрипковой и др. Важную роль в подготовке старшеклассников к семейной жизни имеют работы этнопсихологов С.Д. Дерябо, B.C. Кукушкина, B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой, В.А. Левина и др.

Подростковый период характеризуется активным становлением личности учащегося, его самоопределением и прогнозированием собственной социальной активности, планированием своего будущего, формированием собственных представлений о мире, семье и о себе самом.

Актуальность и востребованность данной проблемы определяются следующими противоречиями между:

— потребностью общества в социально компетентных молодых людях, готовых к семейной жизни и недостаточным уровнем их социально-психологической подготовки в системе школьного образования;

— объективными потребностями молодых людей в подготовке к семейной жизни и недостаточным уровнем их социально-психологической готовности в школе к проблеме создания благополучной собственной семьи;

уровнем развития теории и практики создания условий, обеспечивающих успешность подготовки к семейной жизни старшеклассников, и степенью освоенности данного направления в содержании предметной области знаний средствами этнопедагогики.

Для преодоления имеющихся противоречий и решения проблемы усиления социального образования предлагается средство в виде создания системы действенной подготовки к семейной жизни старшеклассников, которая будет способствовать формированию личности будущих родителей.

Вышесказанное определило тему исследования: «Проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни».

Объект исследования: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы подготовки старшеклассников к семейной жизни и обосновать педагогические условия ее осуществления.

В основу положена гипотеза: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни может быть наиболее эффективным, если:

— обосновать инновационные подходы к организации процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни: принципы, идеи, технологии;

9 стр., 4369 слов

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старшеклассников

... и укреплению их здоровья. Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у старшеклассников. Объект исследования: здоровый образ жизни у старшеклассников. Цель исследования: анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у подростков 15-17 ...

— реализовать педагогические условия, способствующие подготовке к семейной жизни (интеграция современных образовательных технологий с традициями, средствами, формами и методами народной педагогики; использование активных форм, методов обучения и воспитания (тренингов, групповых дискуссий, ролевых и имитационных игр, секретных почт и т.д.); взаимодействие школы, семьи и общественности, направленное на повышение этнопедагогической культуры родителей, укрепление семьи и родственных связей, пропаганду здорового образа жизни);

— осуществлять диагностику личностного продвижения в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи работы:

1) Обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни.

2) Выявить и экспериментальным путем проверить эффективные формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни.

3) Сконструировать модель подготовки старшеклассников к семейной жизни.

4) Определить критерии, показатели и уровни подготовленности старшеклассников к семейной жизни.

5) Разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Методологической основой являются положения материалистической философии о взаимообусловленности и взаимосвязи общественной и семейной жизни; гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о диалектическом единстве форм и содержания; теории и практики развития личности; современные философские, педагогические, психологические концепции образовательных систем.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через анкетирование, наблюдение, беседу, интервьюирование, тестирование; теоретическая, и методическая интерпретация педагогического эксперимента: анализ собственного опыта с учащимися: математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

1.1 Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты

Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского становления подростков и поднимает вопросы существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь. Базовой основой этой ориентации могу служить этнокультурное наследие каждого народа, ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают мировую педагогическую мысль.

Исследованию основных закономерностей процесса подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, определению его путей, методов и средств посвящены работы Б.П. Битинаса, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, А.В. Зосимовского, Т.Н.Мальковской, И.С. Марьенко, Н.И. Монахова, Л.И. Рувинского, Г.Н. Филонова, И.Ф. Харламова и др. Важность формирования самостоятельности и потребности старшеклассников в общественно полезной деятельности отмечали Т.К. Ахаян, Е.Е. Насиновская, К.Д. Радина, Д.И. Фельдштейн, А.С. Шаров и др. Наиболее значимыми являются идеи об учете самооценки подростков и особенностей социально-педагогической ситуации (А.В. Аверген, Б.Д. Парыши, С.Н. Токарева и др.).

3 стр., 1447 слов

Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников

... обоснование роли семьи в воспитании младших школьников 1.1. Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание» Для того ... Роль (в социальной психологии) - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости ... Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и ...

Этико-философское осмысление проблемы сущности нравственной культуры личности всегда находилось и сейчас находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, стремящихся выявить социокуль-турную специфику нового времени и пространственно-временные инварианты морали (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, П.С. Гуревич, ОГ. Дробницкий, М.С. Каган, Л. Колберг, А.И. Титаренко, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

В последние годы изучение этнопедагогических и поликультурных аспектов данной проблемы приобрело особую актуальность. Это связано как с ростом национально-этнического самосознания людей, активизацией процессов этнопедагогизации, обращением к этнопсихологии, вековым народным традициям и обычаям воспитания подрастающего поколения, так и с гуманизацией и гуманитаризацией образования и воспитания, разработкой регионального компонента содержания этих процессов (Т.В. Анисенкова, В.А. Бакаев, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Ш.А. Мирзоев, А.Х. Мухамбаева, А.П. Орлова, Ю.А. Рудь, СВ. Стручкова и др.).

В педагогической науке широко рассмотрены концептуальные основы этнопедагогики, проанализирована роль народных традиций в процессе формирования личности (А.А. Бугаева, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, А.Б. Григорян, Л.Н. Гумилев, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, АЛ. Оконешникова, И.С. Портнягин, Я.И. Ханбиков, В.Н. Черкасова и др.).

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н. Волков и его ученики. В своем труде «Этнопедагогика» он раскрыл сущность народной педагогики как науки, определил суть и ее предмет этнопедагогического подхода. Г.Н. Волков убедительно доказал, что народная культура и народная педагогика являются ценным источником для исследователей и содержат в себе богатейший опыт воспитания многих поколений. Он пишет: «Этнопедагогика является педагогикой национального спасения, любви, мудрости… без памяти (исторической) — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности. Без духовности — нет личности, без личности — нет народа» [9, 125].

Невозможно выделить особую сферу этнопедагогических знаний, поскольку они пронизывают практически все составные части духовной и материальной культуры народа: обычаи, традиции, обряды, верования, игры, игрушки, трудовые операции и т.д. Знания об этносе изучаются многими науками: этнографией, этнологией, этнопсихологией, этносоциологией и др.

Семья — один из наиболее древних социальных институтов, в котором заложено организующее начало воспитательной деятельности общества. В семье отражается социальный характер окружающей среды и реализуется задачи формирования гражданских качеств личности. Она является предметом исследования социологов, демографов, этнографов, философов, психологов, педагогов. В государственных документах о семье и семейной политике подчеркивается примат семьи, семейного социума как главной сферы всей социальной политики общества. В соответствии с этим вся социальная политика государства осуществляется на основе принципа первичности личности и семьи по отношению к другим общественным институтам и структурам [4, 52].

Семья — это экономическая, производящая и потребляющая единица, психологическая общность группы людей, где на первый план выступают взаимоотношения супругов между собой и со старшим поколением, а также цели и методы воспитания детей. В данном случае нас больше всего интересует нас социализирующее воздействие семьи на детей. Оно во многом зависит от материальных условий семьи, ее состава, образовательного ценза и профессиональной принадлежности родителей, детско-родительских отношений и особенностей взаимовлияния, культуры общения, гражданской позиции родителей и т.д. В региональном аспекте большую роль играют национальные традиции семейного воспитания (Р.Я. Антонова, А.А. Григорьева, А.Е. Сергучев, А.А. Пахомов, М.М. Прокопьева и др.).

Как показывают результаты ряда исследований (Н.В. Гребенников, М.Г. Колодезникова, И.С. Кон, Б.Н. Попов, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.), влияние семьи на формирование личности ребенка весьма специфично. Данное своеобразие характеризуется тем, что семейное воздействие представляет собой совокупность как организованного и стихийного педагогического явления. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что контакты между людьми, как подчеркивают специалисты, имеют биологическое и социальное начало [4, 53].

Социально-педагогический анализ сохранившихся этических традиций семейного воспитания народов показывает, что они, прежде всего, обеспечивают управляемость формированием личности старшеклассника.

Это происходит благодаря тому, что в семье:

— сохранены народные традиции, определяющие алгоритм поведения человека;

— воспитание детей осуществляется в органическом процессе жизнедеятельности семьи;

— отношение к детям исключает физическое наказание и жестокость при уважении к личности ребенка, его собственному мнению, праву на успех и ошибку, что сочетается с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей;

— обеспечивается усвоение ребенком общественной культуры, норм поведения, морали в нерегламентированных благоприятных условиях в соответствии с его индивидуальными возможностями;

— сохранены и являются неписаными законами нормы и правила, вытекающие из таких этических традиций, как культ предков, почитание старших, уважение личности детей, бережное отношение к окружающей природе, любовь к родным местам и др. [8, 63].

Семья, по признанию ученых, одна величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В позитивном развитии, сохранении и упрочении семьи заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста [8, 22].

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.).

Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической, малой социально-психологической группой, подчеркивая, тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями [8, 22].

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья — оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других — своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на Земле связывают, прежде всего, с семьей: счастливым человеком себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком [8, 23].

Брак — это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

По мнению А.Г. Харчева, что брак и семья возникли в разные исторические периоды; семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей [3, 49].

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее, эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Семья — продукт длительного исторического развития, форма совершенствования общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И.В. Бестужев-Лада), где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а она сохранялась, но единобрачие не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

1.2 Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни

старшеклассник семейный жизнь подготовка

Большой энциклопедический словарь дает определение понятия «форма» как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса.

П.И. Пидкасистый в своем учебнике «Педагогика» дает следующее определение формы воспитания — это варианты, способы организации воспитательного процесса. И.П. Подласый считает, что форма воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания людей. П.И. Пидкасистый относит к ним: массовые, групповые и индивидуальные. И.П. Подласый добавляет еще микрогрупповые формы. Существует классификация форм воспитания в зависимости от методов воспитания: словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.), практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.), наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).

Основываясь на первой классификации, можно отметить, что нами были использованы индивидуальные, микрогрупповые и групповые формы работы. Опираясь на вторую классификацию, необходимо уточнить, что приоритетными были словесные и практические формы: воспитательный час «Как сложится ваша супружеская жизнь» в форме тестирования с последующим обсуждением, воспитательный час «Тили — тили тесто, жених и невеста» в форме деловой игры, диспуты «О любви, браке и семье» и «Девичья гордость и мужское достоинство». Кроме того, практиковались индивидуальные беседы и встречи «при свечах» после уроков, куда приходили все желающие.

1. Воспитательные часы.

Результаты и итоги воспитательных часов были описаны выше, поэтому мы остановимся на методике их проведения.

Тема: «Как сложится ваша супружеская жизнь?».

Форма проведения: тестирование с последующим комментированием и обсуждением.

Воспитательные задачи:

1. Ознакомление учащихся с функциями современной семьи;

2. Выявить степень готовности к семейной жизни и на этой основе сделать прогноз благополучия супружества;

3. Выработать установку на создание прочного брака.

Подготовительный этап:

1.Распечатать тест — карту в нужном количестве экземпляров.

2.Изучить все ее основные позиции, условные обозначения, шкалу оценок вариантов, ключ к тест — карте.

3.Подготовить интересные примеры на тему супружества для повышения качества прогноза, ознакомления учащихся с функциями современной семьи.

Основной этап.

Чтобы определить готовность к семейной жизни, юношам и девушкам нужно выбрать в каждой из десяти предложенных ниже ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения («П»- правильное, «В»- возможное, «Н»- неверное)

Таблица №1 Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда).

Типичные ситуации, варианты поведения.

П

В

Н

I.У юноши (девушки) неприятности на работе:

недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы;

спокойно-дружеские отношения, иногда с утешением и разделением огорчения;

сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте.

II. Встреча гостей — родителей, родственников и друзей:

прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей;

прием без всякого энтузиазма, без проявлений признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство;

прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно — развлекательной программой

III. Совместные покупки, заготовка продуктов:

дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие;

единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их;

безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.

IV. «Мне некогда, я работаю»:

рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время — семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы;

отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии;

уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.

V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты одежды, белья; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различных вкусов:

рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме — моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»;

предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи;

рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме — хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, я была (был) бы очень рада (рад)».

VI. Сексуальные отношения:

сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения;

сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальное имеет соподчиненное значение;

половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.

VII. Забота о потомстве:

рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет»; «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».

Желание иметь как можно больше детей;

Желание иметь двоих-троих детей.

VIII. Забота о воспитании детей:

предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий;

стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка;

противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее развитие способностей.

IX. Самосовершенствование в рамках семьи:

забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции;

развитие в старринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности;

досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.

X. Выбор и развитие коммуникабельности:

импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции;

главным считается умение «не высовываться, быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома»;

стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.

Таблица №2Шкала оценок вариантов.

Типичные ситуации.

Выбранный вариант поведения, баллы.

П

В

Н

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

-5

5

10

-3

10

10

-5

-5

10

5

10

-3

5

5

15

5

15

15

5

-3

15

10

-3

10

-5

-3

10

10

-3

10

Ключ к тесту.

Сумма баллов от 70 до 120 свидетельствует о достаточной подготовленности к семейной жизни, 22-70 баллов — об удовлетворительной и ниже 22 баллов — о недостаточной подготовленности.

Положительные результаты отнюдь не являются абсолютными для прогноза семейного благополучия, но они в существенной мере отражают наличие основы для построения дружной, крепкой семьи.

Наиболее результативными являются инновационные формы воспитательной работы, среди которых — деловая игра.

Тема: «Тили-тили тесто, жених и невеста».

Форма проведения: деловая игра.

Воспитательные задачи:

1. Формирование готовности «осмысленно встретить трудности семейной жизни»;

2. Выработка умений принимать решения в многообразных ситуациях семейной жизни;

3. Стимулирование интереса к выработке элементарных умений культуры семейного общения.

Сформированные задачи в наибольшей степени могут быть достигнуты при использовании такой формы работы, как деловая игра. Она, как никакая другая форма, приближает условия занятия к реальным условиям. Деловая игра учит искать и принимать решения, а не получать готовые рецепты на все случаи жизни. Кроме того, с помощью деловой игры создается непринужденная, творческая атмосфера, где воспитывается товарищество, сотрудничество.

Организационный этап.

Этот этап состоит из четырех элементов.

Элемент 1: комплектование бригад. Ребята делятся на пары (у нас было 5 пар);

Элемент 2: избрание «судей». Игра невозможна без самоуправления. Одно дело, когда педагог один вершит и правит, а другое — когда это делают сами учащиеся. У нас было 3 «судей», в их числе был классный руководитель;

Элемент 3: ознакомление ребят с условиями игры. 1) задания выполняются с ограничением времени; 2) ответы оцениваются «судьями»: качество, этичность поведения, быстрота подготовки ответов;

Элемент 4: заявление ведущего игры — «Стоящих на пороге взросления нередко острые языки называют «женихами» и «невестами», т.е. людьми вплотную подошедшими к порогу семейной жизни. Но чтобы вступить в брак нужно быть не только молодым и влюбленным, но еще мудрым и умелым, рассудительным и ответственным. Каждая игровая пара выступает в роли молодой семьи и все задачи решает совместно, как водится в хорошей семье».

Игровой этап. Этот этап состоит из нескольких шагов — заданий.

Шаг 1: Опросник «Я и моя новая семья».

1. Кем является мать женатого мужчины по отношению к его жене?

2. Замужняя женщина по отношению к родным ее мужа?

3. Сестра женатого мужчины по отношению к его жене?

4. Женатый мужчина по отношению к своей жене?

5. Мать замужней женщины по отношению к ее мужу?

6. Отец замужней женщины по отношению к ее мужу?

7. Брат жены по отношению к ее мужу?

8. Брат женатого мужчины по отношению к его жене?

9. Отец женатого мужчины по отношению к его жене?

10. Женатый мужчина по отношению к родным его жены?

11. Отец замужней женщины по отношению к родным ее мужа?

12. Замужняя женщина по отношению к своему мужу?

Ответы: 1.Свекровь. 2. Невестка. 3. Золовка. 4. Муж. 5.Теща . 6. Тесть. 7. Свояк. 8. Деверь. 9.Свекор. 10.Зять. 11.Сват. 12. Жена.

Шаг 2. «Молодоженам бог послал тридцать тысяч рублей». Задание: «У вас тридцать тысяч рублей. Вам предстоит жить в однокомнатной квартире. Из приведенного ниже перечня товаров выберете самое необходимое». При оценивании ответов учитывалась экономичность (оставят ли хоть немного денег «на потом»), практичность, стремление к эстетичности в квартире. Время на подготовку ответа — 10 минут.

Перечень товаров

№ п/п

Наименование товаров

Стоимость

1.

Пылесос

1. 4000 грн.

2.

Кресло — кровать

2. 2800 грн.

3.

Будильник

3. 300 грн.

4.

Магнитофон

4. 3500 грн.

5.

Сковорода

5. 150 грн.

6.

Ковер

6. 1780 грн.

7.

Сервиз чайный

7. 520 грн.

8.

Веник

8. 50 грн.

9.

Телевизор

9. 6000 грн.

10

Набор ложек, вилок, ножей

10. 430 грн.

11.

Набор кастрюль

11. 1100 грн.

12.

Журнальный столик

12. 1750 грн.

13.

Чашка с блюдцем

13. 30 грн.

14.

Хрустальные бокалы

14. 470 грн.

15.

Ваза для цветов

15.180 грн.

16.

Компьютер

16. 25000 грн.

17.

Шкаф

17. 3200 грн.

18.

Видеомагнитофон

18.3200 грн.

19.

Диван

19.5100 грн.

20.

Чайник электрический

20. 1200 грн.

21.

Утюг

21. 1200 грн.

22.

Люстра

22. 800 грн.

24.

Стол обеденный

24. 1150 грн.

25.

Чайник метал.

25. 280 грн.

26.

Зеркало овальное

26. 350 грн.

27.

Стол кухонный с табуретками

27. 2400 грн.

28.

Холодильник

28. 8000 грн.

29.

Тарелка

29. 20 грн.

30.

Гладильная доска

30. 500 грн.

31.

Стул

31. 650 грн.

Шаг 3. «Нестандартная ситуация». Предложенные ниже ситуации были отпечатаны и спрятаны в конверты, которые вытягивали сами участники. «Семьи» рассматривали различные ситуации, это позволило охватить более широкий круг семейных проблем. Время на подготовку ответа — 5 минут. Прежде чем начать этот этап, нужно вспомнить наиболее эффективные способы поведения в конфликте: конструктивные переговоры, регулярное обсуждение накопившихся проблем, составление брачного договора в начале совместной жизни и т.д.

Ситуация 1. На субботу у супругов разные планы: муж приглашен на корпоративную вечеринку, а жена — к подруге на день рождение. Каждый хочет провести этот вечер вдвоем.

Ситуация 2. Вы решили сделать ремонт на кухне, но ваши вкусы не совпадают: он хочет видеть интерьер в зеленом цвете, она — в синем и т. д.

Ситуация 3. Скоро Новый Год и нужно дарить подарки родственникам. Предложите список подарков родителям вашей «половины».

Ситуация 4. Вам сегодня предстоит прибить над окнами карнизы, постирать белье, купить продукты и приготовить обед, помыть посуду и полы, отнести вещи в химчистку и забрать обувь из ремонта. Предложи-те порядок дружных и согласованных действий мужа и жены.

Ситуация 5. У вашей жены грустное настроение из-за неприятностей на работе, о которых она не хочет рассказывать. Разговорите ее и окажите моральную поддержку.

Г) «Кулинарный поединок». Вы можете предложить детям любые задания — от чистки и резки лука или моркови до намазывания бутербродов или оформления канапе. Главное, что здесь оценивается — это слаженность в действиях и, конечно, скорость и качество.

2. Диспуты.

Перед тем как начать обсуждение определенных вопросов, я познакомила старшеклассников с правилами диспута и советами участникам диспута.

Правила диспута:

Диспут не классное собрание, т.к. на нем не принимается решений и постановлений.

Диспут не конференция, т.к. здесь не произносят специально подготовленных речей.

Диспут не урок, т.к. здесь не выставляют оценки.

Советы участникам диспута:

Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь говорить, что доказывать.

Не искажай слов и мыслей своих товарищей.

Начиная спорить, ясно выскажи свои положения, которые будешь доказывать.

Помни, что лучшими способами доказательства являются точные факты, убедительные аргументы, ясная логика высказываний.

Не перебивай товарища, учись слушать.

Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту противника.

Заключая свое выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Воспитательные цели диспутов:

Обсуждение жизненно важных, спорных вопросов.

Выработка собственной четкой позиции по обсуждаемому вопросу.

Сопоставление различных мнений.

Отработка умения правильно говорить и слушать оппонента.

Тема: «О любви, семье и браке».

Вопросы, вынесенные на обсуждение:

Достаточно ли только любви для вступления в брак?

Что нужно для создания прочной семьи?

Тема: «Девичья гордость и мужское достоинство».

Вопросы, вынесенные на обсуждение:

В чем они заключаются и как должны проявляться?

Существует ли расхождения между вашим представлением об идеальном (ой) юноше (девушке) и тем, каков (а) он (а) в действительности.

Глава II. АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

2.1 Подготовка к семейной жизни по программе нравственно-полового воспитания «Семьеведение»

Актуальность проблемы нравственно-полового воспитания очевидна. Подростковая и юношеская сексуальность всегда была предметом беспокойства для взрослых, особенно родителей и педагогов. Кризис наблюдается и в самом институте семьи, о чем свидетельствуют данные статистики.

Причины данного явления сложны и неоднородны. Существует ряд причин объективного характера, воздействовать на которые можно только через глобальные изменения в экономике и социуме. С другой стороны, семья представляет собой сложную, изменчивую психологическую систему, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. К числу психологических причин кризиса семьи относится неподготовленность молодых людей к вступлению в брак: отсутствие знаний в области семейных отношений; неосвоенность половых, социальных и семейных ролей, давление негативных социальных стереотипов; недостаточный уровень культуры межличностных отношений. Большинство из существующих программ не учитывают в должной мере все три аспекта нравственно-полового воспитания. Часть из них просто устарела.

Программа рассчитана на 44 часа и предназначена для учащихся старших классов (14-17 лет).

Целью программы является формирование основ психологической и нравственной культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и родителями и детьми, с другой стороны.

Задачи программы:

1. Повышение степени информированности о правовых, физиологических, психологических, культурно-исторических основах семейных отношений.

2. Создание условий для понимания своей личности, осознания своих половых, социальных и семейных ролей, принятия себя и окружающих.

3. Овладение первичными навыками эффективного общения на разных уровнях.

Авторы программы попытались смоделировать в хронологической последовательности те зоны общения, освоить которые должна каждая гармонично развитая личность: кровная семья, общество сверстников своего пола, общество сверстников противоположного пола, будущая семья. В программе говорится о том, каким быть, чтобы создать счастливую семью, а, с другой стороны, создаются условия, при которых участники понимают, что делать, чтобы будущая семья стала счастливой.

Исследование эффективности программы, которое показало, что «Семьеведение» оценено педагогами, участниками методического тренинга, очень высоко: средняя оценка 9,5 по 10-ти балльной шкале. Особенно высоко программа оценена по показателям: актуальность, практическая польза, технологичность (достаточность для применения на практике), научная обоснованность.

Программа нравственно-полового воспитания проводилась с учащимися 10-11-х классов в 2003-2004 и 2004-2005 учебных годах. Занятия по программе показали:

— у учащихся значительно повышается уровень информированности по теме;

— ребята учатся эффективно общаться, разрешать конфликты, выражать собственные чувства, понимать и принимать иные точки зрения;

— осознают собственные семейные стереотипы и установки отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой и родителями и детьми.

Большой интерес у старшеклассников вызывают занятия о взаимоотношениях членах семьи, которые проводятся в блоке «Семья»: идет глубокая внутренняя работа по осознанию собственных семейных стереотипов и установок отношений между мужем и женой, детьми и родителями. Особый интерес, по вполне понятным причинам, у учащихся к разговору о сексуальных отношениях. По результатам наблюдений и отзывам учащихся после занятий по «Медицинскому блоку» у учащихся значительно повышается уровень информированности, снимается табу в отношении темы секса; старшеклассники начинают осознавать свою ответственность за начало сексуальных отношений; учащиеся выбирают ответственное поведение в отношении сексуальных отношений.

Наибольший эмоциональный отклик учащихся вызвало занятие «Главное чудо света», посвященное самому интимному в жизни человека — рождению ребенка. После этого занятия ребята осознают, насколько опыт рождения важен для человека, они понимают, что чувствует не только мама, но и сам ребенок.

После проведения программы был проведен анализ ее эффективности по предложенным в программе анкетам, методике исследования самооценки Дембо-Рубенштейн, методике «Кто Я?».

Сравнение по критериальному анализу Стьюдента показателей выявило, что с высокой степенью значимости изменилась оценка учащимися по показателям: «Отношения с окружающими», «Особенности своего поведения» (p<0,00), «Чувства, переживания, мотивы», «Жизненные планы, я в будущем (кем быть, каким быть)» (p<0,05).

Анализ эффективности показал, что программа помогла учащимся более адекватно оценивать свое отношение с окружающими, понимать свои чувства и переживания, отслеживать особенности своего поведения, иначе говоря, приобрести навыки рефлексии, расширяет жизненную перспективу и делает значительно богаче представление ребят о самих себе.

Факторный анализ показателей позволил выделить 5 факторов: до программы фактор 1А — «Характер — отношение к себе»; фактор 2А — «Отношение с окружающими — отношение к ранним бракам»; фактор 3А «Сила характера — отношения со сверстниками»; после программы фактор 1Б — «Отношения с окружающими — понимание других»; фактор 2Б — «Отношения с противоположным полом — уверенность в себе».

Вероятно, что до программы учащиеся, хотя и хорошо понимали свои личностные качества, но не достаточно хорошо умели отслеживать свое состояние, разрешать конфликты, и у них было более узкое представление о себе. Черты характера и личностные качества у учащихся были ведущими в оценке отношения к самому себе и взаимоотношений со сверстниками. После программы ребята стали понимать, что в отношениях с окружающими (родители, сверстники) важную роль играет собственное умение понимать других людей и наличие уверенности в себе.

Результаты открытых вопросов показали, что: изменяется отношение к дружбе, расширилось представление о любви, понимание назначения контрацепции стало более четкое, изменилось представление о семье, отношение к абортам.

В отзывах старшеклассники пишут: «Мне очень нравятся эти занятия. Они мне помогли понять, какой я представляю свою семейную жизнь, как я ее построю. Сейчас я более четко осознаю, что бывают разные случаи в семейной жизни, и нужно их решать. Я поняла, как чувствуют себя дети и родители, когда возникают разногласия и споры. Анализируя отношения в своей семье, я понимаю, что если бы и остальные члены семьи прослушали курс «Семьеведение», то многое изменилось бы». «Я стала по-другому относиться к окружающему миру, стала понимать своих родителей. У меня поменялось отношение к себе самой». «Эти три месяца как никогда мне жилось проще и легче. Я научилась слушать и понимать многих людей… Я начала видеть смысл жизни…»

2.2 Анализ программ по подготовке старшеклассников к семейной жизни

АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ «МАЛЕНЬКАЯ МАМА»

Анализ программы «Маленькая мама» позволяет выделить ряд противоречивых и спорных моментов. Среди авторов программ преимущественно педагоги, врачи, реже — психологи и методисты. Социологи, демографы, специалисты по социальной работе и специалисты по планированию семьи в разработке программы не принимали участия. Программа «Маленькая мама» предусматривает создание новой альтернативной формы социальной реабилитации и образования несовершеннолетних и их семей, создание эффективной системы профилактики «незрелости» материнства и социального сиротства. Для достижения целей программы предполагается проведение лекций, практических занятий, тренингов, консультаций с педагогом, психологом, юристом, врачом — педиатром, врачом — гинекологом, инструктором трудотерапии, организатором досуговой деятельности. Данная социальная школа предназначена для девочек от 12 до 17 лет и, по мнению авторов программы, необходима для «профилактики социального сиротства, беспризорности, правонарушений и других девиаций несовершеннолетних; охраны репродуктивного здоровья детей, в первую очередь — девочек; оказания социально-медико-психолого-педагогической и правовой помощи; повышения психолого-педагогической грамотности; понимания своих собственных чувств и поведения, а также других людей; подготовке к выполнению родительских обязанностей; получения знаний об основах здоровой семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья женщинам и детям, создания условий для рождения желанных и здоровых детей».

Несомненными достоинствами данной программы являются комплексный междисциплинарный и межведомственный подход; социальное партнёрство с учреждениями здравоохранения и образования; создание новой альтернативной формы социальной реабилитации и образования несовершеннолетних и их семей, попавших в социально опасные условия; создание эффективной системы профилактики «незрелости» материнства и социального сиротства; разработка индивидуальной программы для каждой девочки. В проекте заняты педагог-психолог, социальный педагог, инструктор трудотерапии, музыкальный руководитель и организатор досуга, врачи: психиатр, педиатр, нарколог, невропатолог, гинеколог. Программа включает пять этапов, продолжительность программы 1 год.

На наш взгляд, название программы не соответствует ее содержанию: при прочтении названия «Маленькая мама» логично предположить, что целевой группой являются несовершеннолетние матери, хотя предназначена она для девочек от 12 до 17 лет, независимо от того являются ли они матерями или нет.

Одной из основных целей заявлена «охрана репродуктивного здоровья детей, в первую очередь девочек», к сожалению, понятие репродуктивного здоровья мальчиков не упоминается. Таким образом, авторы программы основываются на распространенных в современном обществе гендерных стереотипах: «каждая женщина — потенциальная мать» и «основная функция женщины — репродуктивная, материнство — естественное предназначение женщины», поддерживаемых и транслируемых социальными институтами и общественным мнением. Таким образом, традиционно ответственность за предотвращение беременности возлагается, прежде всего, на женщин, но не в какой степени не относится к мужчинам. Это характерно как раз для тех обществ, где доминируют мужчины. Следовательно, одной из причин трудного отказа от существующих гендерных стереотипов является традиционное мужское доминирование. В настоящее время все западные общества, включая и наше, пытаются его ограничить. Таким образом, бросить вызов патриархатным взглядам — означает предоставить женщинам все права в сфере сексуальности, которыми мужчины пользовались в течение тысячелетий. Именно это вызывает сопротивление тех, кто утверждает традиционные роли как единственно верные способы жизни и тех, кто выступает противниками сексуального образования. На девочек возлагается ответственность за наступление беременности, деторождение и воспитание, обязанность «подготовки к выполнению родительских обязанностей, получения знаний об основах здоровой семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья женщин и детей, создания условий для рождения желанных и здоровых детей», так происходит закрепление гендерной асимметрии в репродуктивном поведении. Анализ содержания программы выявляет лежащие в её основе стереотипы, направленные на спекуляцию социальной ролью женщины как матери, ограничение сексуальной свободы женщины, несоответствующие современным установкам на принципы равноправия, достоинство личности, самоопределение и автономию индивида в сфере репродукции и сексуальности.

АНАЛИЗ ПРОГАММЫ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

По замыслу разработчиков, она является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, призвана «позитивно изменить сложившуюся негативную ситуацию поведенческого и ценностного характера» среди подростков и молодежи, так как позволяет «сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений». Содержание программы предусматривает «изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, правоведения, семьеведения, физиологии и т.п. в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни». Программа составлена «с учетом возрастных особенностей и проявлений сензитивности к усвоению определенных знаний на каждом уровне развития» и рассчитана на 14 лет обучения.

Анализ позволяет выделить ряд неоднозначных положений.

Так, в вопросе о половых особенностях проявления любви отмечается, что «любовь в жизни женщины выступает как главный смысл жизни», в то время как, «мужская любовь — это источник вдохновения и средство самоутверждения». Данная установка может выступать как гендерный стереотип с некоторым ущемлением прав женщины и дискриминации ее личности. Помимо этого считается, что ранние половые связи отрицательно воздействуют на развитие интеллекта, личности, на восприятие взаимоотношений полов и семейную жизнь. Данное утверждение мы расцениваем как некое запугивания молодых людей. Приводимые аргументы зачастую не имеют под собой научно обоснованной базы.

Фигурирует идеологическая установка, что на примере конкретных ситуаций необходимо подвести учащихся к пониманию возможности принятия решения об аборте только по медицинским показаниям. Кроме того, представление об аборте освещается с позиции не рожденного ребенка. Действительно, многие не выдерживают давления и соглашаются не прерывать беременность (в дальнейшем многие из них принимают другое «более правильное» решение — оставить ребенка в роддоме).

Таким образом, медики и представители православной церкви добиваются своих целей (отговорить от аборта, повысить уровень рождаемости), но в дальнейшем они не несут ответственность и не принимают участия в дальнейшей судьбе женщины и ее ребенка.

По нашему мнению, идеи такого рода не должны фиксироваться в данной программе, по многим причинам, одна из которых — дискриминация права выбора личности, а так же неуместно делать корреляции между абортом и всей дальнейшей судьбой человека. Авторы программы преследуют цель сокращения числа абортов посредством угроз, запугивания подрастающего поколения и привитие ужасающей информации о данной проблеме. Об этом могут свидетельствовать следующие высказывания: «Аборт — непрожитая человеческая жизнь», «Аборт- уничтожение жизни» и т.д. Негативным моментом здесь является непосредственно практический аспект использования этого пункта на занятиях со студентами и прочими слушателями программы.

При рассмотрении понятий об особенностях и различиях полового влечения юношей и девушек информацию рекомендуется преподносить в таком виде: «для юношей играет роль только физическая привлекательность партнерши, тогда как девушка акцентирует свое внимание на личностных качествах юноши», — очевидно, что такая типизация излишне стереотипна и категорична.

Важно и то, как содержание программы «Основы здорового образа жизни» будет преподнесено учащимся, кто будет проводить занятия. Преподавателем данной дисциплины видится специально подготовленный по проблемам планирования семьи специалист, чьи ценностные ориентации и установки адекватны современным социокультурным условиям, человек, имеющий навыки работы с данной возрастной категорией. Эффективность занятий зависит и от разнообразия используемых форм и методов, целесообразно применять нетрадиционные методические подходы. Специалисту необходимо отрабатывать терминологию с учетом возрастных особенностей слушателей, способы изложения и формы общения должны быть корректными, чтобы не вызвать у слушателей чувства смущения, стыда или отвращения, общение с учащимися не должно быть навязчивым, нельзя вторгаться в интимный мир подростка вопреки его желаниям.

АНАЛИЗ ПРОГАММЫ «ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ»

Целью программы является «формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни с установкой на нравственное поведение, ценность семьи, ответственное материнство и отцовство». Разработка программы основывалась на результатах анкетирования школьников по выявлению их базовых знаний. Проведенное исследование показало несоответствие между самооценкой учащихся и их представлением об изменениях, происходящих в подростковом периоде, анатомии и физиологии репродуктивной системы мужчины и женщины, гигиены пола, контрацепции и здорового образа жизни, психологии взаимоотношений полов. С учетом полученной информации в программу включены не только «элементарные медицинские и гигиенические сведения, но и исторические, психологические, религиозные и юридические аспекты семейно- брачных и половых взаимоотношений, а также сведения, расширяющие кругозор по вопросам здоровья и здорового образа жизни». В итоге школьники и студенты, прошедшие обучение, становятся волонтерами — носителями полученных специальных знаний в своей молодежной среде. Данная программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов) и предусматривает дублирование тем. Разбор одной и той же темы происходит по разному на 1-м и 2-м году обучения. Так, тема «Аборт» в 10 классе предусматривает обсуждение только «медицинских аспектов, влияние на здоровье, осложнения», а в 11 классе разбираются «вопросы законодательства, психологические проблемы, связанные с абортом, а так же аборт с позиции не рожденного ребенка». Например, при недостаточных знаниях по контрацепции можно увеличить время на обсуждение этой темы. Неизменным остается последовательность изложения тем, поскольку при переходе от одной темы к другой учащиеся усваивают терминологию и основные понятия, а также происходит постепенное осмысление обсуждаемых жизненных ситуаций. Занятия всех разделов предусматривают форму диалога, основанного на уважении к мнению подростков, на доверии, терпимости и заинтересованности. Теоретически авторитарный тон недопустим, хотя на практике нередко практикуется. Оценка знаний учащихся проводится по программированному контролю, самостоятельным работам. Данная программа имеет много общего с программой «Основы здорового образа жизни».

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО АНАЛИЗУ ПРОГРАММ

Анализ текстов программ «Основы здорового образа жизни», «Основы здоровья семьи» и «Маленькая мама» позволил выделить ряд утверждений, которые не вписываются в современный научный дискурс, выявляет лежащие в их основе стереотипы, направленные на спекуляцию социальной ролью женщины-матери, ограничение сексуальной свободы, противоречащие современным установкам на эгалитарные принципы, достоинство личности, самоопределение и автономию индивида в сфере репродукции и сексуальности. Таким образом, происходит трансляция и закрепление гендерной асимметрии как нормы.

Как мы видим, и в представленных программах применяются «запрещенные» педагогические и психологические методы, представленные в учебнике «Основы современной сексологии»: использование примитивных лозунгов и тактики запугивания; отсутствие информации о контрацепции и постоянные напоминания о невозможности обезопасить себя от нежелательной беременности; подчеркивание негативных последствий сексуальной активности и подмена фактов тенденциозными мнениями путем предоставления весьма односторонней информации о таких противоречивых проблемах как аборты, использование презервативов и обучение методам контрацепции; дезинформация и неточности в изложении медицинских аспектов абортов, венерических заболеваний и сексуальных реакций человека; отсутствие обсуждений гомогендерной сексуальной ориентации или осуждение подобной ориентации как «нездорового» выбора; сосредоточение внимания на традиционных стереотипных представлениях о мужских и женских половых ролях; игнорирование сексуальности инвалидов и людей с различными отклонениями, а также культурных и экономических различий между людьми; религиозная тенденциозность, которая выражается в пропаганде определенной системы ценностей, касающихся сексуальности; недостаток информации о различных вариантах структуры семей наряду с изображением нетрадиционной семьи как неблагополучной; воспитание без участия родителей и распространение воспитательных программ с указанием фальсифицированных данных с целью произвести впечатление высокой эффективности этих курсов.

ВЫВОДЫ

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.

В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Между тем исследования показали, что только у 55% учащихся старших классов сложилось положительное отношение к праву как к личной ценности. При этом у 61% из них оно носит устойчивый и сознательный характер, обеспечивающий регуляцию их поведения. У 39% этих учащихся положительное отношение к праву неустойчиво, ситуативно. Регулятивная функция права опосредуется у них сугубо эгоистической мотивацией, основанной на эмоциональном переживании конкретной ситуации.

У 45% старшеклассников положительное отношение к праву не сформировано. В том числе у 36% юношей и девушек обнаружено устойчиво отрицательное отношение к праву как необходимой ценности для личности. По мере взросления представление о праве как необходимой ценности для личности не только не увеличивается, а часто уменьшается.

83% учащихся получают информацию о праве от учителей, бесед, организуемых в школе, при чтении книг, просмотре телепередач и кинофильмов. При обсуждении правовых вопросов в семьях, в беседах с близкими они получают часто негативное отношение к праву в пользу других видов социальных норм.

Среди норм, противоречащих правовой регламентации, первое место занимают те, которые якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказываются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного товарищества.

При определенных условиях частные (по отношению к обществу) нормы микросоциальной среды осознаются индивидом как общепринятые нормами практической морали, подменяя нормы права и общественной морали.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. — М., 2002. — 365с.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984. — 145с.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990. — 232с.

4. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. — М.: Просвещение, 1986. — 178с.

5. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. — Новосибирск, 1989. — 125с.

6. Бабовал Т.І., Рядова С.І. Я і Україна. Уроки громадянської освіти. З клас: Навчальний посібник. -Тернопіль: Навчальна книга- Богдан, 2006. — 112с.

7. Баяновська М., Опаленик О. Понятійний аппарат «Концепції національного виховання». Проблеми післядипломної освіти.» — Ужг., 2003. — С. 42-44.

8. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения).

Кн. для учителя. — М., 1994. — 236с.

9. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. — 2005. — №2. — С. 18-21.

10. Богоявленская Б.Д. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2004. — 324с.

11. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995. — 319с.

12. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отно-шения к музыке у младших школьников. -М., 1980. — 341с.

13. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1965. — 347с.

14. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. В сб. Способности и интересы. М.; 1962. — С. 237.

15. Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. — М., 1964. — 382с.

16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 2002. — 291с.

17. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М., 1997. — 143с.

18. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя средней школы. Изд-во Ленинградского университета. Л.; 1974. — С.36.

19. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995. — 343с.

20. Концепція національного виховання / «Рідна школа», 1995, №6. — 263с.

21. Кравець В. Історія класичної зарубіжної педагогіки та шкільництва. Навчальний посібник. — Тернопіль, 1996. — 436с.

22. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976. — 198с.

23. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. метод. пособие. — М., 1999. — 326с.

24. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. — Л., 1967. — 293с.

25. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990. — 334с.

26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. — М., 2001. — 312с.

27. Кумекер Л., Шейн Дж.С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. — М., 1994. — 154с.

28. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. — М., 1990. — 412с.

29. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. — М.; Воронеж, 2001. — 231с.

30. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. — М., 1960. — 189с.

31. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 376с.

32. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5. — 97с.

33. Методика викладання іноземних мов у середніх навчальних закладах: Підручник / Під ред. С.Ю. Ніколаєвої. — К.: Ленвіт, 2006. — 328с.

34. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).

— М., 1994. — 291с.

35. Мойсеюк Н.Є. Педагогіка. Навч. посібник. 3-тє видання, доповнене. — К., 2001. — 608с.

36. Мотков О.И. Развитие творчества у детей // Журнал Дополнительное образование, 2000, — № 4. — С. 23 — 34.

37. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М., 2001. — 372с.

38. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.

39. Програми для середньої загальноосвітньої школи 3-4 класи. Я і Україна. — К.: Початкова школа, 2006. — С. 170-184.

40. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б.С. Мейлах и Н.А. Хренова. — Л., 1980. — 326с.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999. — 436с.

42. Савенков А.И. “Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха”. — “Вестник практической психологии образования”, № 1 (6), 2006. — 38с.

43. Сухомлинський В.О. і сучасність: Матеріали Четвертих Всеукр. пед. читань. — Вип. 4-1997. — 73с.

44. Сухомлинський В.О. Батьківська педагогіка. — К., 1978. — 391с.

45. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — М., 1985. — 421с.

46. Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования ХХІ века. — Харьков: Ун-т внутр. дел., 1999. — 326с.

47. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. — 442с.

48. Чайка В. Педагогіка. Навчальний посібник для студ. вищих пед. закладів освіти. — Тернопіль: ТДПУ, 2005. — 168с.

49. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1996. — 345с.

50. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М., 1995. — 289с.

51. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2007. — 274с.

52. Юркевич В. “Проблема эмоционального интеллекта”. — “Вестник практической психологии образования”. — № 3, 2005. — С.46-52.

Приложение№1

Методика «Неоконченное предложение»

Ф.И. ученика (цы)_____________________________класса__________

1.Думаю, что мой отец редко____________________________________

2.Будущее кажется мне _________________________________________

3.Идеалом женщины (мужчины) для меня является _________________

4.По сравнению с большинством других семей ____________________

5.Моя семья и я _______________________________________________

6.Если бы мой отец только захотел _______________________________

7.Надеюсь на _________________________________________________

8.Считаю, что большинство юношей и девушек ____________________

9.Супружеская жизнь кажется мне _______________________________

10.Моя семья обращается со мной как с ___________________________

11.Моя мать __________________________________________________

12.Я хотел бы, чтобы мой отец __________________________________

13.Наступит тот день, когда _____________________________________

14.Считаю, что большинство женщин(мужчин) ____________________

15.Большинство известных мне семей ____________________________

16.Считаю, что большинство матерей _____________________________

17.Думаю, что мой отец ________________________________________

18.Когда буду старым __________________________________________

19.Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) ______________

20.Когда я был ребенком, моя семья ______________________________

21.Я люблю свою мать, но ______________________________________

22.Когда наша семья собирается вместе ___________________________

Приложение№2

Опросник «Я и моя семья»

1. Какие наиболее яркие впечатления связаны с вашими родителями?

2. Какие выводы вы делаете сейчас о браке своих родителей?

3. Являются ли ваши родители утешителями для вас? Назовите важнейшие затруднения в своей жизни и расскажите как ваши родители помогали вам выйти из них.

4. Сделали ли вы выбор своей будущей профессии? Как вы считаете, ваши родители повлияли на ваш выбор? Если да, то каким образом?

5. Доверяете ли вы своим родителям самые сокровенные мысли? Почему?

6. Вы когда-нибудь обсуждали с родителями характер своих взаимоотношений?

7. Будете ли вы строить свою будущую семейную жизнь по образу жизни своих родителей? Почему?

8. Согласны ли вы с утверждением: «Дети должны быть точной копией своих родителей, они должны воплотить все их мечты и надежды»? Почему?

Размещено на