(по дисциплине «Нормальная физиология»)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Медико-психолого-социальный институт

Кафедра фундаментальной медицины и гигиены

Половые особенности умственной работоспособности у студентов 1 курса

Курсовая работа

(по дисциплине «Нормальная физиология»)

Исполнитель: Алагашев Р.Д

студент группы ЛД-21______

Научный руководитель:

Чудинова О.В.к.б.н__________

Абакан

Введение 2

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 4

Глава 1. Умственная работоспособность как интегральный показатель функционального состояния центральной нервной системы 4

Введите название главы (уровень 3) 6

Введение Модернизация российского образования требует активного поиска новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики. В современных условиях учебно-воспитательный процесс студентов должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и здоровой личности. Одним из путей решения этой важной социальной задачи является изучение адаптации студентов к учебному процессу, что является реальной основой целенаправленной активизации резервных возможностей обучаемых в преодолении трудностей и психологических барьеров(Соловьев,2003).

Актуальным вопросом до настоящего времени проблема адаптации студентов к образовательному процессу в российских вузах полностью не решена. Студенты в особенности первокурсники испытывают сильное нервное напряжение что сказывается на продуктивности и качества работоспособности.

Таким образом актуальным вопросом данного исследования является оценка качества и продуктивность выполненной работы в начале и в конце семестра с дифференцировкой по половому признаку. Цель: исследовать половые особенности умственной работоспособности студентов 1 курса лечебного дела.

13 стр., 6468 слов

Психофизиологические особенности работоспособности

... Таких людей принято называть «совами», в отличие от «жаворонков» - людей, имеющих наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. «Жаворонки», как правило, просыпаются рано, чувствуют себя ... следовало бы самую трудную и ответственную работу выполнять в периоды естественного подъема работоспособности, оставляя для других, менее важных дел, остальное время относительно низкой ...

Задачи: 1.Определить умственную работоспособность девушек-студенток 1 курса в начале и в конце второго семестра.

2.Определить умственную работоспособность Юношей-студентов 1 курса в начале и в конце второго семестра.

3.Определить половые особенности умственной работоспособности студентов в течение семестра.

  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Глава 1. Умственная работоспособность как интегральный показатель функционального состояния центральной нервной системы

  1. Умственный труд как вид деятельности

Научно-техническая революция изменила технологию производства и характер выполняемых рабочими трудовых функций (Леонтьев и др., 1971 ) Рабочий в современном производстве все более освобождается от трудоемких энергетических, транспортных и других требующих физического напряжения обязанностей. Для рабочего основным становятся функции контроля за работой машин, программирования и управления, а это означает, что в деятельности человека начинает увеличиваться доля умственного труда. Это приводит к увеличению нагрузки на психику человека (1).

1.2 Реакция организма на умственный труд

Умственный работа связана с деятельностью центральной нервной системы которая сопровождается усилением расхода энергии. Но в отличие от физического труда, это не всегда отражается на энергетическом балансе организма человека. По данным Лемана (Lehmann , 1967 ) ,обмен энергии мозга в состоянии покоя (для мужчин весом 75 кг в возрасте 35 лет ) составляет 36 кал./мин., или всего 3% от общего обмена организма. Одна из первых экспериментальных работ ,посвященных изучению влияния умственного труда на газообмен ,была выполнена Г.О.Хлопиным (1923).Он изучал газообмен на трех испытуемых ,которые решали в уме арифметические задачи с максимальной интенсивностью .При этом их работа была лишена эмоций и мышечных напряжений . Было экспериментально установлено , что при умственной работе потребление кислорода увеличилось на 12.8-45.5% ; чем интенсивнее была умственная работа, тем в большей степени она усиливала потребление кислорода . Выделение углекислого газа увеличивалось на 4.7-46%, а легочная вентиляция изменялась в пределах от -6 до+40.9%.Кроме этого, нужно добавить, что всякая умственная деятельность, сопровождается нервно-психическим напряжением. Так как информация, которую воспринимает и перерабатывает человек в процессе интеллектуальной деятельности, несет не только осведомительную , так же эмоциональную нагрузку, которая является результатом отношения человека к данной работе. Исследования показали, что нервно-психическое напряжение сопровождается усилением сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, повышением тонуса мускулатуры и энергетического обмена. Выходит что, повышение суммарных энергетических затрат у человека при умственной работе определяется степенью нервно-психического напряжения. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал (Кекчеев, 1948).

При отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно . При чтении вслух сидя оно составляет 48%, при выступление с публичной лекцией стоя – 94, у операторов вычислительных машин -60-180%.

5 стр., 2044 слов

Опытно-педагогическая работа по умственному развитию детей в ...

... студенческой конференции на факультете психологии, педагогики и социальной работы (22 марта 2005 г.) на тему: «Умственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с растительным миром»; ... третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем ...

Следовательно, что последствия умственного труда сказываются на всех системах подвластных нервной регуляции. При умственном труде наблюдается повышение кровяного давления, но степень этого повышения ниже, чем при физических нагрузках (Кекчеев,1948).

При умственной работе увеличивается кровенаполнение головного мозга (Mosso, 1893, );Бехтерев, (1926) отмечали увеличение фосфатов и появление сахара в моче при напряженной умственной работе. При выполнении умственной работы усиливается электрическая активность мышц (электромиограмма ), отражающая напряжение скелетной мускулатуры . При это отмечалось, что, чем больше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено и генерализованное мышечное напряжение(Крауклис,1960).

Умственный труд влияет на все системы так же как и физический, но с меньшими энергетическими потребностями для своих процессов.

1.3Утомление как физиологический процесс

Утомление – это возникающие вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижение работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости(1).

Физическое утомление развивается вследствие изменение в скелетной мускулатуре при длительной работе и связано с исчерпанием запасов энергии и накопление молочной кислоты, приводящие к снижению работоспособности. Во время фазы восстановления, следующей за физической работой, запасы энергии восстанавливаются, а молочная кислота удаляется.

Нервно-психическое (центральное ) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди его типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение функций мышления и решение задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сопровождается отвращением к работе и снижением работоспособности, а иногда из-за него возникает склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раздражительность и неуравновешенность.

Психическое утомление вызывают :1)длительная умственная работа, требующая усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка ; 2)тяжелый физический труд ; 3)однообразная работа в монотоном ритме ; 4)шум, слабое освещение и температура воздуха ,неблагоприятная для труда ; 5)конфликты , озабоченность или отсутствие интереса к работе ; 6)заболевание , боль и недостаток питания .

Утомление центрального происхождения, в отличие от мышечного утомления может исчезать мгновенно при некоторых условия, как например: 1)одна утомительная деятельность сменяется другой; 2)изменение обстановки; 3)в состоянии опасности; 4)интерес к работе возобновляется благодаря новой информации; 5)изменение настроения Возможность внешнего исчезновения нервно-психического утомления указывает на то, что оно не связано ни с накоплением «вещества утомления », ни с исчерпанием энергетических ресурсов. Скорее нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией, активность которой изменяется при интенсивной умственной работе, но и под влиянием однообразной деятельности (2).

При умственномутомление отмечаются снижение функциональной подвижности нервных процессов и развития ожранительного торможения . Это выражается в дифиците внутреннего координационого тормажения в коре головного мозга , нарушении дифференцировок , в уменшении способности к образаванию сложных доминант Киряков (1964) .

При умственном утомление заметно понижается чувствительность глаза к световым сигналам (Макаров , 1934),снижается критическая частота слияния световых мельканий, увеличивается время простой реакций (Klonowicz, 1971).

При выраженном утомление наблюдается снижение памяти , внимания и качества ассоциаций (Бехтерев, 1926 ) .

Востановление функций организма и работоспособности после умственного утомления, как и после физического, носит фазный характер. Виленский (1971) установил гетерохронизм в востановление физической и умственной работоспособности, однако корреляции в восстановлении отдельных функций и работоспособности в конкретных видах деятельности не выявлено.

В том случае , когда продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма, возникает переутомление . Основной причиной переутомления является нарушение режима труда и отдыха , т. е. напряженная умственная деятельность при недостаточном или неполноценном отдыхе .

В развитии переутопления Платонов (1960) выделяет несколько степеней:начинающееся, легкое , и тяжелое переутомление (таб. 1) .

Таблица 1-Краткая характеристика степеней переутомление (Платонов ,1960)

Симптом

Степень переутомления

Начинающееся

Легкое

Выраженное

Тяжелое

Снижение дееспомобности

малое

Заметное

Выраженное

Резкое

Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузе

При усиленной нагрузке

При обычно нагрузке

При облегченной нагрузке

Без видимой нагрузки

Компенсация понижения дееспособности волевым усилием

Не требуется

Полностью

Не полностью

Незначительно

Эмоциональные сдвиги

Временное снижение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздрожительность

Угнетение, резкая раздражительность

Растройства сна

Трудно засыпать или просыпаться .

Многим труднее засыпать, просыпаться

Сонливость днем

Бессоница

Снижение умственной работоспособности

Нет

Трудно сосредоточиться

Временная забывчивость

Заметное ослабление внимания и памяти

Профилактические мероприятия

Упорядочение отдыха , физкультура , культурные развлечения

Очередной отпуск или отдых

Необходимо ускорение очередного отпуска и организованого отдыха

Лечени

Согласно данным Платонова (1960) при выраженных и тяжелых степенях переутомления наблюдается нарушение сна в 65%, быстрая утомляемость – в 40%, повышенная раздражительность –в 32%, понижение аппетита – в 27% и головные боли – в 26%. При переутомление отмечаются такие объективные признаки, как снижение веса тела, диспептического растройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердечных сокращений и кровяного давления, потливость, выраженный дермографизм и нарушение других вегетативных функций, снижение сопротивляемости организма к инфекциям ,заболеваниям и т. д. (1).

1.4 Изменение умственной работоспособности

Изменение умственной работоспособности можно охарактеризовать на основании исследования показателей умственной работоспособности человека ( продуктивность , точность , скорость работы или точность и скорость выполнение определенных операций в уме ) в процессе рабочего дня можно выделить периоды работы и построить кривую (рис.1)

Рис.1- Периоды кривой работы (разделены вертикальными линиями ) (1).

1-врабатываемость , 2-оптимальная работоспособность ,3-полная компенсация , 6 – прогрессивное снижение работоспособности , а- максимальные резервные возможности , б- эффективность работы , в – утомление .

  1. Период врабатываемости, может длиться от нескольких минут до часа. Выражается он в постепенном повышение работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы . Это колебание продуктивности работы обусловлено поисками адекватного способа действия. Психофизиологическое содержание периода врабатываемости сводится к формированию рабочей доминанты, которая характеризуется констелляцией (объединением в целостную функциональную систему) нервных центров, регулирующих те функции, которые обеспечивают выполнение работы, к выработке и усвоению оптимального ритма (темпа) работы. В связи с этим в период врабатываемости наблюдаются выраженные колебания (с заметным кратковременным снижением ) производительности или продуктивности, точности и качества работы , учащение пульса , повышение кровяного давление , учащение дыхания и т.д.
  2. Период оптимальной работоспособности характеризуется стабильной умственной работоспособностью. Функциональное состояние человека определяется как «устойчивое рабочее состояние ». Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке , которую испытывает человек, и лежат в пределах физиологических норм. Следует подчеркнуть, что для получение наиболее истинных данных о реакциях организма на конкретную умственную работу целесообразнее всего исследование проводить в этот период.
  3. Период полной компенсации. Период оптимальной работоспособности незаметно и постепенно переходит в период полной компенсации. Отличительной чертой периода полной компенсации является, во-первых, возникновение начальных признаков утомления, которое, однако, компенсируется волевым усилием человека и положительной мотивацией его к работе. Поэтому внешне не наблюдается снижение работоспособности ( продуктивности , качества и других показателей работы ), которое является главным признаком утомления. В этот период объективные признаки утомления маскируются и оно проявляется у работающего в виде субъективного чувства усталости. Во-вторых, волевое усилие, компенсирующее утомление, реализуется через физиологические механизмы усиления деятельности вегетативных функций и неспецифических сдвигов нейрогормональной системы, обеспечивающих умственную работу и активационные процессы человека. Это усиление функций организма при работе, направлено на компенсацию и предотвращение снижения работоспособности человека, связано также с нервно-психическим напряжением. Поэтому в этот период работы в отличие от предыдущего наблюдается большие сдвиги со стороны вегетативных функций. Но эти реакции отражают не столько интенсивность умственной работы, сколько нервно-психическое напряжение, которым она сопровождается.

Следует подчеркнуть, что продолжительность периода оптимальной работоспособности и полной компенсации небольшая по сравнению с другими периодами кривой работы. Она определяется интенсивностью и нервно-психической напряженностью умственной работы, гигиеническими условиями окружающей обстановки, в которой она осуществляется, и объемом компенсаторных реакций, резервных возможностей организма.

  1. Период неустойчивой компенсации характеризуется нарастающим утомлением, т.е. снижение работоспособности. Правда, волевым усилием человек какое-то время еще может поддержать умственную работоспособность на заданном необходимом уровне. Степень снижение работоспособности и способность компенсации ее в период кривой работы в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей и от типа нервной системы человека, от тренированности, физического состояния и диапазона компенсаторных возможностей его. В этот период наблюдаются выраженное чувство усталости, разнообразие в изменениях показателей функции различных систем.
  2. Период прогрессивного снижение работоспособности характеризуется быстрым нарастанием утомления, которое выражается в снижении продуктивности, эффективности умственной работы и в функциональных сдвигах, неадекватных выполняемой работе. В этот период человек обычно не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности во всех случаях должна быть прекращена .

Перед окончанием работы можно наблюдать так называемый конечный порыв, который выражается в кратковременном повышение эффективности работы. «Конечный порыв» есть мобилизация организма , осуществляемая по механизму сложнорефлекторных реакций на комплекс условных раздражителей, сигнализирующих предстоящее окончание работы.

Следует подчеркнуть, что исследование динамики работоспособности имеет, как указывалось выше , исключительно большое значение для разработки режимов деятельности, для оценки эфективности и надежности человека в системе человек-машина (1).

1.5 Особенности труда студента

Исследовали особенности умственной работоспособности у студентов разных специальностей: технических (27 мужчин и 35 женщин), естественных (32 мужчины и 30 женщин) и гуманитарных (20 мужчины и 26 женщин) специальностей. Изучали показатели: восприятия, внимания, памяти, мышления и умственную работоспособность. На основании этих показателей умственной работоспособности можно заключить, что формирование психофизиологической организации системы переработки информации у студентов высших учебных заведений разных специальностей происходит гетерохронно, в зависимости от направленности специальной подготовки. Выявлено, что обучение техническим специальностям приводит к развитию способности к установлению новых ассоциативных связей и формированию абстрактных понятий на основе анализа конкретных объектов. Обучение естественным специальностям способствует, наряду с развитием когнитивных функций, формированию восприятия временных интервалов. Гуманитарные специальности характеризуются развитием функций внимания и ассоциативного мышления.

Для успешного формирования культуры умственного труда студентов необходимо создание ряда условий: формирование устойчивых мотивов учения, познавательных интересов; акцентирование внимания на использовании продуктивных приемов и навыков учебной работы; раскрытие индивидуальных особенностей и способностей студентов; совершенствование навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; коррекция самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим (3).

Глава 2.Материалы и методы исследований

2.1. Объект исследования

Исследование проводилось на базе Медико-Психилого-Социального института ХГУ им. Н. Ф. Катанова в феврале-апреле 2013 года. Исследовали студентов 1 курса специальности «Лечебное дело» в возрасте от 19 до 28 лет. Всего было обследовано 30 человек, из них 15 девушки, средний возраст 18.87 лет, 15 юношей, средний возраст 20.3 год.

2.2. Методы исследования и способ обработки полученных результатов

Для определения умственной работоспособности была взята методика корректурных проб .Участникам исследования раздали таблицы В.Я. Анфимова и дали инструкцию «Вы должны последовательно внимательно просматривать буквы. Когда вы увидите буквы «К» и «Н», то зачеркните их (показли на доске как нужно зачеркивать).

Работу начинаем по моей команде «Начали». Когда я скажу «Стоп», работу следует остановить и поставить вертикальную черту, где был закончен просмотр.».По команде «Начали» в течение 2 минут по секундомеру испытуемым следовало вычеркнуть буквы указанные при инструктаже, «К» и «Н».По команде «Стоп» нужно было отметить место, где был закончен просмотр.Затем задание усложнялось. Давали инструкцию «Теперь, когда вы встретите буку «К», то посмотрите какая перед ней стоит буква. Если это буква «И», то сочетание «ИК» подчеркните (показать на доске как нужно подчеркивать), если будет другая буква, то «К» зачеркните. Когда вы встретите буку «Н», то посмотрите какая перед ней стоит буква. Если это буква «Е», то сочетание «ЕН» подчеркните (показать на доске), если будет другая буква, то «Н» зачеркните. Работу начинаем по моей команде «Начали» с того места, где вы остановились. Когда я скажу «Стоп», работу следует остановить и поставить вертикальную черту, где был закончен просмотр.»В течение последующих 2 минут испытуемым следует продолжать вычеркивать буквы «К» и «Н», но определенные сочетания этих букв с другими только подчеркнуть, допустим буквосочетания «ИК» и «ЕН». Задание с дифференцировкой (усложненное задание) в отдельных случаях может опускаться. Подсчитали количество просмотренных знаков и допущенных ошибок по всей работе и отдельно в каждой части. Под ошибкой понимали не зачеркнутые заданные буквы, а также не подчеркнутые заданные буквосочетания или подчеркнутые буквосочетания.Для каждой пробы подсчитывали коэффициент подвижности нервных процессов (К).

Чем больше К, тем больше подвижность нервных процессов.

Рассчитывали коэффициент продуктивности работы (Q) для каждой пробы.

,

Где Х – количество всех просмотренных знаков в обоих заданиях (простом и с дифференцировкой);

Y – количество всех просмотренных знаков в задании с дифференцировкой;

Х1 – количество ошибок в обоих заданиях (простом и с дифференцировкой);

Y1 – количество ошибок в задании с дифференцировкой;

Х(500) – частота ошибок в обоих заданиях при пересчете на 500 знаков;

Y(200) – частота ошибок в задании с дифференцировкой в пересчете на 200 знаков.

10. Оценить результаты полученные в ряде проб с помощью оценочной таблицы:

Коэффициент

продуктивности

Объем выполненной

работы

Число

ошибок

Изменение

работоспособности

Увеличивается

Увеличивается

Увеличивается

Без изменений

Снижается

Без изменений

Снижается

Постепенное повышение умственной работоспособности (врабатывание)

Незначительно

снижается

Уменьшается

Без изменений

Уменьшается

Уменьшается

Увеличивается

Без изменений

Постепенное снижение умственной работоспособности

Снижается

Увеличивается

Увеличивается

1 фаза утомления

(за счет преобладания процессов возбуждения)

Снижается

Уменьшается

Увеличивается

2 фаза утомления (за счет охранительного торможения)

Глава 3. Результаты исследований

3.1 Умственная работоспособность девушек-студенток 1 курса в начале и в конце второго семестра.

Таблица 2

Рис.2. –Среднее количество знаков просмотренных в задание девушками в начале и в конце семестра

Рис.3.-среднее количество ошибок допущенных девушками

Рис.4.-Срение показатели работоспособности

Оценивая результаты выполнения корректурных проб по таблице в начале второго семестра и в конце (Таблицы 2. 3) можно увидеть, что коэффициент продуктивности увеличивается и объем выполненной работы, а число ошибок снизилось. Это указывает на повышение умственной работоспособности у девушек-студенток 1курса лечебного дела

3.2 Умственная работоспособность юнешей-студентов 1 курса в начале и в конце второго семестра.

Таблица.3

Рис.5.-Среднее количество знаков просмотренных в задание парнями в начале и в конце семестра

Рис.6.-среднее количество ошибок допущенных парнями

Рис.7.-Срение показатели работоспособности

Полученные данные по корректурным пробам в начале второго семестра и в конце свидетельствуют о повышение работоспособности. Так как по оценочной таблице

3.3 Половые особенности умственной работоспособности студентов 1 курса в течение семестра.

Список использованной литературы

1.Егоров ,А.С. Психофизиология умственного труда /А.С.Егоров,В.П,Загрядский 1973. «Наука»,Ленинград.отд.,Л.,1-132.

2. «наука»,Ленинград . отд.,Л.,1-132.(Физиология человека. В 3-х томах.Т.3.Пер.с .англ. /Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса .-М.: Мир, 1996.-198 с.,ил. 3.Коробейников,Г.В. Умственная работоспособность у студентов высшего учебного заведения /Г.В.Коробейнико//ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА.-2010.-№4.-с.68-72.- ISSN: 1818-91724.Байгужин П.А.ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ТЕСТИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ /П.А.Байгужин//ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА .-2011.-№ 39 (256).-с.16-18. ISSN: 1991-9786-5.Хлопин Г.В.1923.Влияние умственного труда на главные физиологические функции организма, и в частности на газообмен. – Гигиена труда, 3-4. 6.Кекчеев К. 1948. Гигиена умственного труда.М. 7.Бехтерев В. М.,Л.Л. Васильев, А. Ф. Вербова. 1926,Рефлексология труда.Л.

8. Крауклис А. А. 1960. Условнорефлекторная регуляция нервной деятельности. Рига.

9.Киряков К. 1964. Некоторые электроэнцефалографические критерии утомления при умственном труде.- журн. высш. Нерв. Деят., 14, 3.

10.Макаров П.О. 1934. Влияние нервно-мозгового утомления на возбудимость зрительных нервных центров человека. – Сов. Невропатол.,психиатр. И психогигиена.

11.Виленский М. Я. 1971. Сравнительная характеристика восстановительного периода после напряженной физической и умственной работы. – Теория и практика физ. Культуры, 5.

12.Платонов К. К. 1960 Психология летнего труда. М.

13. (Lehmann G.) Леман Г. 1967.Практическая физиология труда. Пер . снем. М.

14.(Mosso A.) Mocco A. 1893, Усталость, Пер. с итал.СПб.

15.(Klonowicz S.) Клонович С. 1971. Избранные проблемы физиологии труда. – В кн.: Эргономика.Пер. с польск.М.