Педагогическая запущенность младших школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………..

Глава ?. Социально-педагогическая запущенность детей младшего школьного возраста: ее проявления и необходимость преодоления……………………………………..

1.1. Сущность и особенности педагогической запущенности детей…….

1.2. Специфика и причины формирования социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста…….…………….

1.3. Характерные проявления социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста…………………………

Глава 2. Пути преодоления социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста

2.1. Педагогические возможности преодоления запущенности детей младшего школьного возраста…………………………

2.2. Технологии преодоления социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста………

Заключение…………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………….

Введение

В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. Ежедневно средства массовой информации сообщают нам о преступлениях, совершенных молодежью. Эта проблема не нова для школы. Имея определенный опыт работы в начальной школе, хочу отметить, что в каждом классе попадаются несколько детей, приводящих в отчаяние учителя своими выходками, своим отношением к товарищам, тем, что житейская практика метко окрестила именем «тихих успехов и громкого поведения». Проблема педагогически запущенных детей младшего школьного возраста актуальна не только потому, что их армия постоянно пополняется, принимает тяжёлые формы, но и ещё потому, что эта проблема ложится на плечи тех, кто с ней самостоятельно не справится.

Асоциальное поведение школьников, детская преступность, девиантное, или даже делинквентное, поведение детей и подростков — проблемы, ставшие в последнее время одними из главных объектов обсуждения и дискуссий специалистов и средств массовой информации. Выводы многих известных педагогов и психологов свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушении несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств (главным образом, аномалии семейного воспитания) приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, а затем к различным формам антиобщественного поведения. Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (например, игровой) со временем вырастают в нежелании считаться с общественными нормами.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... не показы­вать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от ... происходит благодаря изменению со­циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это необычайно ...

Вопрос о педагогически запущенных детях не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению «трудных детей», написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский. «Трудные» школьники». М., 1930; В. П. Кащенко и Г.В. Мурашев. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929; Л.С. Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, М., 1936; В. Н. Мясинцев. «Трудные» дети в массовой школе, Л., 1933 и другие).

Они делили «трудных детей» на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных. В период педологии «трудных детей» рассматривали как нравственно и умственно дефективных. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения «трудных» детей. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П. Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.).

В последнее время о педагогически запущенных детях пишется, и говориться очень много. Но наряду с этим данная тема является не достаточно разработанной на теоретическом и практическом уровнях.

Таким образом, очевидна актуальность исследования возможностей преодоления социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста.

Исходя из вышеизложенного, выявлены следующие противоречия:

– между необходимостью преодоления социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста и недостаточной эффективностью данного процесса в школе;

– между необходимостью использования в преодолении социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста …… и недостаточным (незначительным, частичным) внедрением этого.

Таким образом, проблема исследования состоит в том: каковы содержание и технология преодоления социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста?

Объектом исследования является процесс преодоления социально-педагогической запущенности школьников.

Предмет исследования – процесс преодоления социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста.

Цель: разработать и экспериментально проверить технологию преодоления педагогической запущенности детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения ... позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ...

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, уточнить понимание, сущность педагогической запущенности, а также социально-педагогической запущенности младших школьников, особенности ее проявления и негативные последствия у детей.

2. Определить основные возможности преодоления социально-педагогической запущенности в условиях средней общеобразовательной школы.

Глава ?. Социально-педагогическая запущенность детей младшего школьного возраста: ее проявления и необходимость преодоления

1.1. Педагогическая запущенность детей: сущность, особенности

Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует значительное количество работ по данной проблеме. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность».

Само понятие «педагогически запущенные» в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию «трудные» дети. Однако, следует согласиться и с мнением Л.М. Зюбина , что между указанными понятиями есть также различия. Понятие «педагогическая запущенность» характеризует историю воспитания ребенка, а «трудный» — свидетельствует о результатах такого воспитания. «Педагогически запущенный» рано или поздно становится «трудным».

В Российской педагогической энциклопедии? понятие «педагогическая запущенность» рассматривается как «устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания».

Педагогический словарь?, под редакцией И.А. Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность. С.С. Гиль дает следующее определение – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами.

Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие и различные черты, на которые указывают авторы, целесообразно определить педагогическую запущенность так: это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

То есть, эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами знаний, слабое овладение способами и приемами их приобретения и неразвитости учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, в обученности, необразованность, в том числе не владение знаниями социально – этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор­ ...

§ 2. Социально-педагогическая запущенность детей младшего школьного возраста: специфика, причины формирования

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте» . Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка – начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

– качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

– рефлексия, анализ, внутренний план действий;

– развитие нового познавательного отношения к действительности;

– ориентация на группу сверстников.

Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6–12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

5 стр., 2094 слов

Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников ...

... 3. Рассмотреть социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте. 4. Проанализировать особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста. 5. Эмпирически изучить проблему влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе. Методы исследования: ...

Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода – выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила. Я.Л. Коломенский считает, что если у ребенка к 9–10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные …

**************************************************************