Отношение к смерти

Оглавление

  • Введение
  • 1. Психологические теории умирания и смерти
  • 1.1 Психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Фромм)
  • 1.2 Экзистенциальный подход ( И. Ялом, В. Франкл)
  • 1.3 Гуманистический подход (А. Маслоу)
  • 1.4 Теория (Г. Фехнер)
  • 2. Стадии умирания
  • 3. Психологическое отношение к смерти
  • 3.1. Страх смерти
  • 4. Проблематика смерти и умирания
  • 4.1 Смерть как источник человеческой нравственности
  • 4.2 Социально-психологические проблемы смерти
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

В нынешнее время существует огромное множество различных социально-значимых тем для изучения в области психологии, потому что абсолютно всё, что окружает нас так или иначе связанно с ней. Не буду скрывать, что при выборе темы я опиралась не на социальную значимость, а в большей степени на личные интересы. Я не боюсь признаться, что я очень боюсь смерти и мне кажется, что если я попробую разобраться с этой темой и разложить всё по полочкам, то быть может, я перестану так страшиться смерти. Я считаю, что нет лучшей мотивации для изучения темы и написания курсовой работы, как личный интерес.

Трудно найти в жизни человека хотя бы ещё несколько таких же огромных по своему значению событий, как процесс умирания и смерть, разве что рождение. Многие ли из вас готовы умереть прямо сейчас, расширяясь за собственные пределы, ничего не изменяя и не предпринимая, просто взять и с радостью уйти, не держась ни за что и ни за кого?

Каждому приходится переживать смерть близких родственников и, наконец, столкнуться с фактом собственной биологической смертности. Учитывая естественность смерти, просто поразительно стремление человека избежать проблем и уклониться от вопросов, связанных с ней. Старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности наших возможностей управлять природой. С точки зрения присущей нам философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Отношение современной медицины к пожилым и умирающим заключается в непоколебимом стремлениии всеми возможными средствами побороть смерть и отсрочить ее пришествие. В данной борьбе за механическое продление жизни любой ценой очень мало внимания обращается на то, каковы заключительные дни умирающего. Почти всех из них окружают капельницы, кислородные подушки, электронные устройства для работы сердца, искусственного происхождения почки, приборы контролирования важнейшими функциями организма. Нередко, пытаясь скрыть от больного настоящее положение дел, мед персонал и члены семьи разыгрывают трудоемкие спектакли, отвлекающие от проблем, конкретно связанных с ситуацией, обольщая больного несбыточными надеждами. Это все еще более увеличивает чувство изоляции и уныния, испытываемые умирающими, многие из которых подсознательно чувствуют находящуюся вокруг них ложь. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, увеличивает тяжесть положения умирающего. Так как, согласно этому раскладу, за пределами вещественного мира ничего не существует. Принимать действительность могут только живые организмы с функционирующими органами чувств.

Понимание же рассматривается как продукт работы мозга и, следовательно, стопроцентно находится в зависимости от его целостности и нормальной работы.

16 стр., 7513 слов

Теории личности и их значение в жизни человека

... образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти. Первая ... личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому ...

Физическое ликвидирование тела и мозга есть необратимый конец человеческой жизни. На данный момент наша соц структура, точно также как и философия, религия и медицина практически ничего не в состоянии предложить для облегчения душевных мук умирающего. Поэтому почти все, находясь в подобном положении, переживают глубочайший и всеохватывающий упадок, касающийся сразу биологических, эмоциональных, философских и духовных сторон жизни. Но психиатры, психологи и лица смежных специальностей, разрабатывают системы вмешательства в случае появления упадка в разных тяжелых жизненных положениях, как ни удивительно, до недавнего времени не называли эту область в числе остро нуждающихся в квалифицированной помощи.

На основании вышесказанного возможно судить о актуальности избранной темы, представляется интересным и важным рассмотреть психические трудности умирания и смерти, так как лишь поняв характер данных проблем возможно понять потребность и методы помощи человеку в серьезнейшем жизненном кризисе.

Целью данной курсовой работы является исследование психологических проблем умирания и смерти. В соответствии с целью сформулирована задача исследования: описать теоретические трактовки понятия смерти с позиции различных концептических подходов в психологии.

1. Психологические теории умирания и смерти

В конце XIX — начале XX века вера в научное познание мира достигла апофеоза. Новейший рационализм попытался разложить наши фобии, мотивации, эмоции и т. п. чуть ли не на атомы. Однако первоначальная эйфория постепенно сменялась разочарованием — оказалось, что смерть не так сложна, как о ней говорят, — она гораздо сложнее. Кроме того, большое количество школ и течений в психологии сделали невозможной единую трактовку понятия смерти с позиций этой науки.

1.1 Психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Фромм)

Задолго до Фрейда многие философы задумывались над тем, что именно определяет жизнедеятельность человека и какую роль в ней играют влечения. Фрейд также поставил задачей определиться в отношении того, что он назвал «первичными влечениями». В первых публикациях в качестве «первичных» он рассматривал лишь сексуальные влечения. Далее он приходит к выводу, что «первичные влечения» составляют полярную пару созидательной любви и влечения к деструкции. Эти размышления приводят к созданию концепции о том, что деятельность человека обусловлена переплетением сил «инстинкта жизни» (Эрос) и «инстинкта смерти» (Танатос).

13 стр., 6106 слов

Философия о жизни смерти и смысле жизни

... нуждах умерших в загробной жизни. С течением времени вера в выживание человека после его смерти становилась вс сильнее. Стихийные и хаотичные представления о существовании Души в загробном мире ... второй Ченид Бардо - состояние сразу после смерти и так называемые кармические видения в третьей части Сидна Бардо - возникновение инстинкта рождения и явления, предшествующие новому рождению. Книга ...

Эти противоположные силы являются основными бессознательными влечениями, предопределяющими всю жизнедеятельность человека. И, если «инстинкт жизни» (Эрос) более ясен, в качестве животворящей силы, то в отношении «инстинкта смерти» (Танатос) требуются дополнительные разъяснения.

Предположение о существовании в человеке этого инстинкта Фрейд выводит из эволюции всего живого. Достигнув максимума органического бытия, со временем начинает обратный путь и в результате смерти возвращается к неорганическому состоянию. В рамках этой гипотезы влечение к сохранению жизни лишь обеспечивает живому организму собственный путь к смерти. Это было сформулировано Фрейдом в виде положения «целью всякой жизни является смерть», причем жизненный путь является ареной борьбы между Эросом и Танатосом. Понимая относительность аргументации в пользу этого положения, сам Фрейд подчеркивал, что эти мысли являются только лишь гипотезой. Бедствия, принесенные человечеству первой мировой войной, натолкнули Фрейда на размышления о склонности индивида к агрессии и деструктивности. Социальные институты, пытаясь регулировать отношения в обществе в целях самого общества, противостоят индивиду как чуждая и сдерживающая сила. Развитие культуры рассматривается с этого периода Фрейдом как борьба общества с разрушительными тенденциями индивида и непрерывно протекающее противоборство «инстинкта жизни» (Эрос) и «инстинкта смерти» (Танатос).

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991

С точки зрения Фромма избавиться от страха перед смертью — все равно что избавиться от собственного разума. В книге «Человек для себя» он пишет: «Сознание, разум и воображение нарушили «гармонию» животного существования. Их появление превратило человека в аномалию. Человек — часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы… Брошенный в этот мир в определенное место и время, он таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец — смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего существования: он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, пока жив, и тело заставляет его желать жизни». Не только желать жизни, но бояться смерти.

1.2 Экзистенциальный подход ( И. Ялом, В. Франкл)

Виктор Франкл считает, что вопрос о смысле жизни в явном или неявном виде волнует каждого человека. О нём свидетельствует напряжение между тем, что «я есть» и тем, «кем я должен стать», между реальностью и идеалом, между бытием и призванием. Духовные поиски человека отражают уровень его осмысленности по отношению к жизни.

12 стр., 5805 слов

Потребности и условия жизни людей

... Неравенство благосостояния 3. Зависимость потребностей от уровня жизни людей Заключение Список литературы Приложения Введение В настоящее ... они не всегда совпадают с жизненной необходимостью существования человеческой личности. Желать можно выиграть миллион, не ... витальные (жизненные) потребности, это может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, ...

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден к жизни. Если человек не может придумать доводы в пользу жизни, то рано или поздно у него возникают мысли о самоубийстве. Задайте человеку вопрос о том, почему он не думает о самоубийстве, и вы услышите ответ о смысле его существования. Доктор Франкл пишет «Страдание, вина и смерть — названные мною трагическим триединством человеческого существования — ни в коей мере не умаляют смысла жизни, но, наоборот, в принципе всегда могут трансформироваться во что-то положительное… смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам». Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. — ISBN 5-01-001606-0.

Каждому времени требуется своя психотерапия. Классический вопрос — «В чём смысл жизни» — обычно ставит современного человека в тупик. А когда поиски смысла становятся самоцелью, заканчиваются они подчас тупиковыми жизненными ситуациями: депрессиями, страхами, одиночеством, зависимостями, навязчивыми мыслями и действиями, опустошенностью и переживанием утрат и конечности существования.

Помочь справиться с подобными циклическими проблемами и призвана Экзистенциальная психотерапия, целостный подход к которой — от теоретической структуры до технических приемов — и рассматривает в своей книге известный американский психотерапевт с огромным стажем Ирвин Д. Ялом. Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т. е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность. Простыми и ясными словами доктор Ялом помогает по-новому взглянуть на собственное существование в этом мире, самому определить свой смысл жизни. По версии Ирвина Ялома, основными вопросами человеческого бытия являются: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. В основе проблемы — экзистенциальный динамический конфликт, порождаемый конфронтацией личности с любым из этих жизненных фактов. Упор делается не на смысл жизни как таковой, и даже не поиск его, а на лечение отсутствия смысла в определённый период жизни. 1980 Ирвин Ялом Existential Psychotherapy ISBN 0-465-02147-6 Экзистенциальная психотерапия. — 2000.

1.3 Гуманистический подход (А. Маслоу)

Страх смерти является проблемой по Маслоу. Каждый из нас пытался справиться с проблемой страха. Примерно с 7 лет, преобладают взрослые виды страхов — страх смерти, болезни и т.п. Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу рассматривает кризис в таком аспекте, что необходимо понять, что маленькие смерти необходимы, являются неотъемлемой частью жизни. Страх собственной старости может присутствовать даже у очень молодых людей. Абрахам Маслоу ввел такое понятие, как комплекс Ионы. Иона — это пророк, которому Бог дал задание проповедовать в Ниневии. Иона испугался этого опасного задания, потому что жители Ниневии казались ему чрезвычайно опасными, а он не верил в то, что он сможет своей проповедью отвратить их от греха, в котором те погрязли.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

И Иона попытался скрыться, бежать подальше от этого города, чтобы не выполнять возложенную на него миссию. Он претерпел немало мытарств на путях своего бегства — был даже проглочен китом. Однако мит изверг Иону из соего чрева прямо у берегов Ниневии. Так что Ионе не оставалось ничего другого, кроме как выполнить поручение Господа.

Маслоу использовал образ Ионы, чтобы наглядно показать, что рост и самоактуализация являются как бы заданием, миссией человека в его жизни. Импульсы к реализации собственных задатков никогда не оставляют человека в покое, толкая его к вершинам его возможностей.

Самостановление как проявление свободы требует от человека ответственности за каждый свой выбор. В конце концов, человек в своем свободном выборе отвечает за собственную судьбу.

В этой связи Маслоу подчеркивает, что процесс самоактуализации и становления — весьма болезненный. Он требует от человека постоянный готовности рисковать, ошибаться, отказывается от старых привычек. Процесс роста всегда сопряжен с неопределенностью и неизвестностью, потому и воспринимается людьми зачастую как небезопасный, порождающий тревогу. По мнению Маслоу именно страх смерти является источником многих беспокойств и стрессов. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. — 4000 экз. — ISBN 5-80710016-6.

1.4 Теория (Г. Фехнер)

Основатель экспериментальной психологии Г. Фехнер говорил, что человек живет вовсе не один раз, а три раза. Первый раз он живет 9 месяцев в утробе матери, он в одиночестве, и он спит. И в это время создаются органы его тела, которые принадлежат еще биосфере. Потом он рождается, он переживает свое рождение, как смерть, вы понимаете, почему. Ребенок задыхается, он отрывается от матери и, пока у него не раскрылись легкие, с ним происходит нечто подобное агонии. Лунев Д.Н. По эту сторону смерти — , Центр Психологической Поддержки «Круг»

И вот наступает вторая жизнь. Здесь уже сон чередуется с бодрствованием, здесь уже не одиночество, а общение с определенным кругом людей. Здесь физический биосферный элемент человека расцветает до конца и довольно быстро начинает увядать. Но здесь же развивается, раскрывается, обогащается и растет, или, точнее, может расти его духовное начало.

И потом наступает третья жизнь. В ней нет сна, это вечное бодрствование. И она распахнута для бесчисленного количества духовных существ. Пророки, ясновидцы, мистики, да и каждый человек в особые моменты своей жизни может пережить на секунду такие мгновения, когда «внял я неба содроганье, и горный ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье». В такое мгновение кажется, что вся вселенная вмещается в тебя. Соприкосновение этому опыту будущего, космического сознания — это то, что ожидает человека. Но ожидает его не даром, а как результат его упорного труда.

2. Стадии умирания

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает определенные рубежи. Одной из первых, кто проследил путь умирающих с того этапа, как они узнали о скором конце, до заключительного вздоха, была Элизабет Кюблер-Росс. Она выяснила, что все умирающие проходят через 5 стадий.

1-ая стадия — стадия отрицания и неприятия того факта, что они скоро скончаются. Доминирующими в данный период считаются выражения: “Только не я”, “Не может быть”, “Это не рак” и так далее Иная часть больных, узнав о смертельном недуге проявляет себя по другому: они становятся флегмантичными и обреченными. Потом начинают говорить о собственном быстром выздоровлении. Но уже на 1 стадии психотерапевты сообщают о том, что в сновидениях данных больных приcутствует символика, указывающая на критичный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце).

11 стр., 5092 слов

Смысл жизни человека 2

Мыслители всех времен и народов пытались понять загадку жизни и смерти. Да и не только мыслители. Каждый думающий человек рано или поздно ставит эти вопросы перед собой, пытаясь ... предназначение человека; 3) что такое смерть. Об этом пойдет речь в данной работе. 1. Жизнь 1.1 История поисков смысла жизни Связанный с социальной и духовной сущностью человека, смысл жизни с ...

2-ая стадия — стадия протеста. Когда 1-ое потрясение проходит, многократные исследования признают присутствиефатального заболевания, появляется чувство протеста и возмущения. “Отчего именно я?”, “Почему другие будут жить, а яобязан умереть?”, “Отчего так быстро, ведь у меня еще так много дел?” и так далее Обычно, данная стадия неминуема, она чрезвычайно трудна для больного и его членов семьи. В данный период больной нередко обращается к доктору с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Обычно, у него прогрессируют признаки реактивной депрессии, вероятны суицидальные мысли и действия. На данном этапе больному нужна поддержка квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, чрезвычайно важна поддержка родственников .

3-я стадия — просьба о отсрочке. В данный период происходит принятие истины и того, что происходит, но “не сейчас, еще немного”. Почти все, в том числе и ранее не верующие больные, обращаются со своими мыслями и просьбами к Всевышнему.

Первые три стадии составляют период кризиса.

4-ая стадия — реактивная депрессия, которая, обычно, сочетается с ощущением вины и обиды, жалости и горя. Больной осознает, что он погибает. В данный период он скорбит о собственных дурных действиях, о причиненном другимогорчениях и зле. Но он готов принять смерть, он безмятежен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

5-ая стадия — принятие своей смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о ближайшей погибели больной утрачивает интерес к находящемуся вокруг, он морально сосредоточен и поглощен собственными мыслями, готовясь к неминуемому. Элизабет Кюблер-Росс О смерти и умирании = On death and dying. — Нью-Йорк: Scribner[en], 1969. — 260 p. — ISBN 0-02-605060-9.

3. Психологическое отношение к смерти

Одним из самых обычных проявлений активности нашего астрального тела является страх вообще, и страх смерти, как одно из многочисленных его частных проявлений. Страх — это самое сложное и самое опасное из всех человеческих ощущений. Он никогда не живёт в человеке в одиночку, а всегда окружён целым роем других опасных гадов, не менее разлагающих всё наиболее ценное в духовном мире человека.

Страх имеет способность очень быстро «заражать» всё вокруг, наполняя атмосферу своими «тончайшими вибрациями», каждая из которых по своей смертоносности не уступит яду гюрзы. Кто «заражён» этими ужасными вибрациями, тот уже подавлен как активное, разумное и свободно мыслящее существо. Страх вносит в Душу разлад и дисгармонию.

При анализе литературы, посвященной данной теме, меня более всех привлекла книга Ирвина Ялома «Мамочка и смысл жизни». Пожалуй, цитата из этой книги будет занимать достойное место в моей работе.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... ментального, какие – огненного. Что умирает при первой физической смерти человека, что умирает при сбрасывании астральной оболочки и как и ... являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет ... в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить ...

«Мы обсуждали другое: жизнь и смерть, мир, превосходство человека над другими людьми, духовность — это было то, что волновало Паулу. Мы встречались вчетвером каждую неделю. Именно вчетвером: она, я, ее смерть и моя. Она стала куртизанкой смерти: она рассказывала мне о ней, научила думать о смерти и не бояться ее. Она помогла мне понять, что наше представление о смерти неверное. Хотя это и небольшое удовольствие — находиться на краю жизни, — все же смерть не безобразное чудовище, уносящее нас в ужасное место. Паула научила меня воспринимать смерть как она есть, как определенное событие, часть жизни, завершение возможностей. “Это нейтральное событие, — говорила она, — которое мы привыкли окрашивать в цвета страха”.»Ирвин Ялом «Мамочка и смысл жизни».

Мало кто знает, что каждый раз, испытывая страх, мы, сами того не подозревая, провоцируем в своей Жизни такие предельные психические ситуации, которые впоследствии ещё больше усиливают в нас это чувство и, таким образом, создают истинную опасность для нашей Жизни. Френсис Бэкон как-то по этому поводу сказал: «Люди страшатся смерти, как малые дети — потёмок, и как у детей этот врождённый страх усиливается сказками, так же точно и страх смерти».

Причины страха Смерти:

Страх перед неизбежностью Смерти имеет многоступенчатое основание, но всё же основными его причинами являются:

1. ужас перед неизвестным и неопределённым;

2. ужас перед окончательным отторжением от Физического Плана;

3. сомнения насчёт своего бессмертия;

4. нежелание расставаться со всем, что было дорого сердцу и с теми, кого искренне любили или к кому были сильно привязаны;

5. отождествление себя со своим физическим телом и ужас перед возможностью потерять его.

3.1 Страх смерти

Есть основания утверждать, что все когда-либо выявленные у людей страхи есть не что иное как трансформированный скрытый и вытесненный из сознания тот самый страх смерти. Люди боятся прекращения своей жизнедеятельности, их невообразимо пугает перспектива быть поглощенным этим «ничто», откуда еще пока никто не возвращался.

К слову, все религии имеют в своей основе попытку утешить человека, страдающего от страха собственной смертности и объяснить великую загадку конца жизни. Отсюда возникают успокаивающие образы воскрешений, жизни после смерти, обещания лучшей доли в загробном мире или же заверения в том, что душа бессмертна и обязательно найдет своё воплощение в ином теле на этой Земле. Неудивительно, что приверженцы религиозного взгляда на вещи испытывают куда меньший сознательный страх вследствие веры в такие обещания. Но, однако, полностью еще ни один человек не смог справиться с осознанием перспективы собственной смерти. Если кто-то и утверждает, что спокоен за свою «жизнь после жизни», то этот человек всего-навсего разработал эффективную стратегию отрицания действительности, он успешно выдворил свой первичный ужас на задворки разума.

5 стр., 2038 слов

Взгляды на смерть человека. Клиническая и биологическая сметь.

... как человека. Человек гибнет как целостная биосоциальная сущность. Смерть – это естественное состояние, которым завершается жизнь человека.   Взгляды на смерть человека. Клиническая и биологическая сметь. Задачей биоэтики является рассмотрение феномена смерти человека как ...

Впервые этот страх проявляет себя еще в раннем детстве. Некоторые немногочисленные, но от этого не менее достоверные, исследования подтверждают, что со страхом смерти дети могут столкнуться еще в таком нежном возрасте, что даже не умеют выразить его словесно, тем не менее, они осознают конечность бытия всего живого: будь то упавший засохший листок, случайно увиденное мёртвое животное, смерть близких родственников. Если ребенок уже умеет говорить, то зачастую ставит взрослых в крайне затруднительное положение, требуя объяснить такую несправедливость как смерть. Родители же при этом, неявно испытывая тот же самый ужас перед смертью, впадают в замешательство, не могут найти подходящих категорий, чтобы объяснить маленькому человеку, что и его черёд когда-нибудь настанет. Здесь у подавляющего большинства возникает отчётливый соблазн «приукрасить» неумолимую действительность, особенно если ребенок демонстрирует крайнюю степень ужаса от возникшего осознания конечности бытия всего живого. Родители придумывают заверения в том, что мёртвые находятся на небе с ангелами и им там невообразимо хорошо, что их дорогое дитя никогда не умрёт, потому что является исключительным. И ребенок, безусловно доверяя им, успокаивается, но только на время. Придёт следующий период его жизни и вопрос смертности неизменно встанет вновь с удвоенной силой.

Следующий сложный отрезок с возобновлением страха смерти возникает в подростковом возрасте. Здесь на человека наваливается груз переходного периода от детства к взрослости, возникают доселе неизвестные проблемы, формируются новые категории мышления. Объяснения, данные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он остаётся один на один с перспективой рано или поздно умереть и никто не может дать ему обещания, что этого не произойдёт, потому что его теперь не так легко обмануть. Подросток обращается к наркотикам, попадает в руки «заботливых» сект, которые обещают ему ответы на все вопросы, он отдаляется от семьи, которая однажды уже обманула его, проводит всё свободное время за компьютерными играми, ведь они дают мнимую власть над смертью.

Есть и другой путь, избираемый под давлением общества, которое хочет, чтобы подросток стал его частью. И этот путь — отрицание смерти вообще. Действительно, если нет смерти, то нечего и бояться, можно наслаждаться жизнью, социализироваться, строить свою карьеру, карабкаться вверх. Кому нужно думать о смерти, когда вокруг кипит жизнь, мир предлагает множества удовольствий и каждое нужно испытать? Всё это займёт подростка на пару-тройку десятков лет.

Визит смерти. А вот тут уже человек стоит на вершине горы и оглядывается по сторонам. За спиной то, что ему удалось сделать, а впереди, что же впереди? Старение, одряхление, в перспективе одно лишь увядание и смерть. Человек бы и рад задержаться на этой вершине подольше, возможно навсегда, но рельсы времени уже уводят его вагончик к своей конечной остановке и ход его невозможно замедлить. Человек понимает, что не властен над своей смертью, что помимо его воли остановка рано или поздно произойдёт. И тут его годами выработанные механизмы защиты дают существенный сбой, он не может больше отрицать смерть, её перспектива начинает оказывать заметное влияние на всё, что он пытается делать, смертность переходит с периферии сознания, где она всегда была, на первый план, и ударяет со всей силой так называемый «кризис среднего возраста».

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Но так происходит не у всех, некоторым успешно удаётся убегать от собственной смерти до самого преклонного возраста, однако таким людям можно только посочувствовать. Потому что обычно они живут без осознания конечности бытия и в связи с этим растрачивают жизнь на пустяки, в погоне за сиюминутными удовольствиями они так и не успевают сделать главного. К сожалению, когда эта идея доходит до их осознания уже бывает слишком поздно что-либо менять, жизнь прожита, ничего не вернуть. У таких людей обычно и наблюдается в течение жизни повышенная склонность к неврозам, фобиям и компульсивным проявлениям невротических защит.

Результатами исследования психологического состояния больных раком, стали ошеломляющие сведения. Казалось бы, кому как не им бояться скорой смерти, они зачастую даже знают конкретные сроки, но подавляющее большинство респондентов отмечает, что после объявления диагноза у них настал «золотой период», они научились говорить «нет» тем делам, которые они посчитали неважными, их приоритеты, ценности и цели сдвинулись с материального накопительства и обустройства благосостояния к более высокодуховным материям, они стали ценить время, проведённое с семьёй, наконец занялись тем, чем так давно хотели заняться, стали более умиротворёнными и благожелательными по отношению к окружающим. Единственное о чём они в большинстве своём жалеют, так это о том, что не осознали этого раньше. Удивляются, что для того, чтобы почувствовать вкус жизни, им пришлось заболеть смертельной болезнью.

Так как же жить, не боясь неминуемого исхода и даже не вытесняя его на задворки сознания? Прежде всего нужно последовать примеру тех больных раком, обратить всю свою жизнь в «золотой период», ведь, в сущности, здоровый человек не отличается от больного в этом плане, разница только в сроках. Не лучше ли взять то, что даёт вам жизнь и использовать это во благо, ценить каждую секунду для осуществления своих самых смелых начинаний? Конечно, это совершенно необходимо делать. Единственное время, которое нам подвластно — это настоящее время, прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее ускользает с каждой прожитой секундой, превращаясь в прошлое.

Обратить свой страх смерти себе на пользу можно, постоянно помня о ней и используя этот рубеж как последнего в своей жизни судью. Ведь отмечается, что панически боятся умереть только те, кто определяет прожитую жизнь как пустую, а те, кто удовлетворены своей жизнью, и считают, что прожили её достойно, многое успели сделать из задуманного, те совершенно не страшатся умереть.

4. Проблематика смерти и умирания

Сегодня считается установленным, что смерть как биологический феномен представляет собой не одномоментный акт, а процесс, состоящий, из нескольких стадий или фаз. Современные психологи выделяют стадии так называемой психологической смерти, непосредственно предваряющие биологическую смерть и указывают на особое значение предсмертия для самого человека, оказавшегося перед лицом смертельной болезни. Результаты медико-психологических исследований психологии терминальных больных позволяют по-новому взглянуть на традиционные религиозные представления об умирании и смерти. Религия и медицина — те области, которые изначально занимали ведущее место в решении вопросов, связанных с умиранием и смертью. Однако последние достижения медицины и, в частности, биомедицины, наметили существенный разрыв между этими областями, обнажив те противоречия, которые призвана сгладить биоэтика.

Согласно К.Э. Циолковскому абсолютная смерть невозможна, так как:

1. В основе вселенной лежит живой чувствующий атом, который невозможно уничтожить силами вселенной

2. В математическом смысле согласно Циолковскому вся Вселенная жива.

Данный тезис разъясняется с той точки зрения, что вселенная существует бесконечное время и соответственно многое во вселенной может повторяться неограниченно количество раз. А если смотреть с этой позиции на жизнь, то жизнь любого живого существа, состоящего из живых атомов, также повторится неограниченное количество раз.

Таким образом Циолковский призывает нас не бояться смерти, так как в лбом случае жизнь во вселенной бесконечна, а абсолютной смерти во вселенной не существует.

Однако во вселенной возможна относительная смерть, которая заключается в следующем:

1. Переход атома в более простую систему. Если говорить о смерти целого существа, то в данном случае это будет касаться всех атомов организма сразу. То есть существо погибает тогда, когда утрачивается определенная организация данного существа и атомы этого существа переходят в хаотичное состояние.

2. Остановка субъективного времени.

В работах Циолковского можно выделить два типа времени — субъективное и объективное.

Объективное время измеряется естественными и искусственными хронометрами и едино для всех существ.

Субъективное время испытывают различные живые существа, оно соответствует скорости протекающих в этих существах процессов. Если существо имеет более быстрый организм, то оно соответственно имеет более быстрое субъективное время. Т.е. за отдельный промежуток объективного времени пройдет больший промежуток времени субъективного. Таким образом, чем активнее существо, тем быстрее его субъективное время в большинстве случаев. Со смертью же организма субъективное время организма замедляется до нуля и таким образом пока организм (или его атомы) не возродятся вновь, он не будет чего-либо испытывать ввиду того, что время остановилось и т.д.

4.1 Смерть как источник человеческой нравственности

Одна из многочисленных обязанностей, ложащихся на плечи врача и медицины в современном мире, — это констатация того момента, когда человеческая жизнь заканчивается и мы начинаем считать человека умершим. Заключение, которое дает по этому поводу врач, является не только признанием того, что родным и близким больше уже не на что надеяться. Вместе с тем оно выступает и как необходимый юридический документ, дающий начало, с одной стороны, тем траурным ритуалам и действиям, которые связаны с похоронами умершего, и, с другой стороны, новым правовым (включая, между прочим, и имущественные) отношениям, когда, скажем, дети становятся сиротами, супруг (супруга) — вдовцом (вдовой) и т.п. Смерть человека имеет не только социально-психологическую и социально-правовую, но и исключительную культурную значимость. Далеко не случайно культурологи рассматривают отношение к смерти как одну из определяющих характеристик любой культуры.

4.2 Социально-психологические проблемы смерти

Не зависимо от вероисповедания и мировоззрения, каждый человек находится по эту сторону смерти. Конечно если опустить метафорические высказывания и мысли. Этот факт не зависит от того, что ожидает человека после смерти: ад или рай, другая жизнь, пустота и неизвестность. Исходя из этого можно предположить, что смерть, когда мы о ней думаем или говорим, это понятие данное и присутствующее только при жизни.

Знание о вероятной близкой смерти любимого тобой человека формирует эмоциональное переживание на основе тех же позиций: любви к жизни и страхе перед смертью. В данном случае спектр как положительных, так и отрицательных установок сильно расширяется, за счет увеличения количества людей вовлеченных в процесс умирания.

В данном случае страхи перед смертью можно рассмотреть в двух ключах. Первое — проекция ситуации на себя. Воспринимая смерть близкого человека как неизбежность, начинаешь задумываться и о своей. В данном случае возможно переживание умирания другого человека, как свое собственное, с тремя типа реакции на это. Восприятие смерти близкого как внешнего фактора, тоже может переживаться достаточно тяжело. Здесь возникает и чувство вины, и угрызения совести, и тревога за свое будущее.

Можно выделить три основных типа культуры, по их отношению к смерти: К первой группе относится материалисты. Они считают жизнь кратковременным существованием белкового тела, и с разрушением этого белкового тела наступает неизбежная смерть. Другая группа культур проповедует, что после смерти душу человека определят либо в рай, либо в ад. Неизвестность своего положения после смерти, заставляет жить в напряжении. Третья культура утверждает, что человек живет не один раз. В этой культуре самое спокойное отношение к смерти.

Многие сталкиваясь со смертью, прячут свой страх очень глубоко, и всю жизнь тратят огромное количество сил, на то, чтобы не выпустить его наружу. Опыт проведения групп с людьми с близкой вероятной смертью, и с родственниками таких людей показал, что как правило наружу выпускаются социально-желаемые формы реакций на страх. А истинные чувства и эмоции переживаются глубоко внутри, и становятся чем-то запретным. Часто даже сам человек не признается себе в этих переживаниях, и в наличии этих чувств.

смерть умирающий психология страх

Заключение

Отслеживая в себе те или иные проявления чувства страха, чувства вины, беспомощности можно постепенно двигаться по пути трансформации позиции страха смерти в позицию любви к жизни.

Мы воспринимаем жизнь как целое, а не фрагментарно. Мы помним, что у нас всегда есть выбор: между миром и конфликтом, любовью и страхом.

Кроме моделей жизни предлагаемых человеку культурой, каждый человек строит свою собственную модель жизни. В данном случае не важно, на сколько эта модель близка к реальности, а важно то, насколько эта модель конструктивна и позитивна для самого человека, и для его окружения. Сам человек может это отследить чрезвычайно редко. Лишь иногда цепляет несоответствие собственного поведения и мыслей, мировоззрения и занимаемых позиций. Отношение к смерти, так или иначе входит в любую модель жизни, в систему верований. Описание взаимоотношения жизни и смерти присуще всем философским концепциям.

Смерть и умирание существует только в нашей жизни. Без жизни смерти нет. Все то, чего бояться люди, говоря о страхе смерти, тоже находиться только в этой жизни.

Список используемой литературы

1. Альмедер Р. Реинкарнация. Жизнь после смерти. — М.:, 1991. — С. 230-248.

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М., 1992. — 197с.

3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. — М.: МИР, 1997 — 368с.

4. Ваганов А.Г. Вечная память//Вопросы психологии. — № 1. — М., 2000.

5. Гаврилова Т.А. Экзистенциональный страх смерти и танатическая тревога.//Прикладная психология. — № 6. — 2001. — С.1-6.

6. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. — 246с.

7. Гуревич П.С. О жизни и смерти. Жизнь земная и последующая. Сборник. — М., 1991. — С. 401-412.

8. Демичев А.В. Фигуры танатоса. — СПб., 1991. — 213с.

9. Дубровина Н.И. «Посмертный опыт» или «вспышка пережитого»?//Человек. — 1991. — № 2.

10. Калиновский П.П. Последняя болезнь, смерть и после. — М., 1991.

11. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000. — 987с.

12. Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. — М., 1993 — 509с.

13. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. — М., 1995. — 510с.

14. Моуди Р. Дальнейшие размышления о жизни после жизни. — Киев, 199 — С. 25-61.

15. Моуди Р. Жизнь после жизни. По ту сторону смерти. — М., 1994. — С. 70-76.

16. Моуди Р. Жизнь после жизни. — Лениздат., 1991 — С. 90.

17. Психология среднего возраста, старения, смерти/Под. ред. А.А. Реана. — М., 2003. — 384с.

18. Райгородский Д.Я. Психология зрелости. Хрестоматия. — Самара, 2003.

19. Рассел Б. Есть ли жизнь после смерти.

20. Танатология (учение о смерти)/Под ред. Решетникова М.М., Белкина А.И. — СПб., 1994. — 380с.

21. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре//Человек. — № 5. — М., 1991.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

23. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999. — С. 34, 139.

Размещено на