Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью

РГПУ им. А.И. Герцена

Факультет коррекционной педагогики

Курсовая работа

Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Выполнила:

студентка гр. ОЗО. Олиго. дошк.

Филиппова А.М.

Проверила: Войлокова Е.Ф.

Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема внимания в психолого-педагогической литературе

.1 История изучения внимания

.2 Современное представление о внимании

Глава 2. Развитие внимания в дошкольном возрасте

.1 Развитие внимания в онтогенезе

.2 Особенности развития внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Глава 3. Теоретическая основа развития внимания в дошкольном возрасте

.1 Современные методы изучения внимания

.2 Методики изучения внимания

.3 Современные методы развития внимания

Вывод

Заключение

Список литературы и источников

Приложения

Введение

Огромное значение в жизни человека играет внимание. Внимание- важнейший компонент в формировании эмоционально-волевой и познавательной деятельности ребенка, который обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием. Внимание учувствуют во всех психических процессах, а так же является важной характеристикой познавательной сферы.

Дети с интеллектуальной недостаточностью часто страдают от недостаточного развития внимания, малого объема памяти, рассеянности, что приводит к их дезадаптации в трудовой и учебной деятельности. С ранних лет развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и обучение письму, счету, чтению, что является главным условием осуществления познавательной деятельности ребенка. Именно поэтому данная проблема является актуальной в наше время.

9 стр., 4500 слов

Особенности трудовой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

... обратить внимание на развитие ребенка и суметь развить у него интеллектуальные способности, речь, познавательную активность, мелкую ... , элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под ... примерные тексты для инсценировок пальчикового театра Вторая глава посвящена трудовому воспитанию и ручному труду дошкольноков. ...

В отечественной психологии имеется ряд работ, посвященных изучению процессов внимания детей с интеллектуальной недостаточностью — Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, И.Л. Баскакова, Б.И. Айзенберг, С.В. Лиепинь, Н.С. Осипова, Г. М. Понорядова, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени, С.А. Сагдулаев, Н.П. Вайзман, Д.С. Гуровец. Исследования этих специалистов показывают, что при интеллектуальной недостаточности все свойства внимания нарушены, но, в то же время, выявлены возможности коррекции недостатков внимания. При интеллектуальной недостаточности ни одно из свойств внимания не остается не задетым патологическим отклонением в развитии психики, что приводит к тому, что учащиеся интеллектуальной недостаточности не в состоянии усваивать новые знания и навыки наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Интеллектуальная недостаточность затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. Эти дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой, низкая устойчивость трудности при распределении внимания, малый объем.

Изучением внимания детей с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных специалистов. Одним из них является Л.С. Выготский. Он критиковал тех ученых, которые пытались вывести умственную отсталость из дефекта какой- либо одной функции или способности. Солье, например, считал, что «…главной причиной умственной отсталости является недостаток произвольного внимания».

С точки зрения П.Я. Гальперина внимание является одним из феноменов ориентировочно — исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли и другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Он считал, что «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность, и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

12 стр., 5937 слов

Принятие управленческого решения как интеллектуальный процесс

... П. Друкера Глава 2. Современное состояние интеллектуального содержания управленческой деятельности .1 Взаимодействие интеллектуального капитала и интеллектуальных ... управленческих решений как интеллектуальный процесс .1 Современное состояние условий принятия управленческих решений .2 Управленческая деятельность как интеллектуальный процесс в теории ...

Ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из-за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании и неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только, в какие-то отрезки времени, то есть в моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности.

Если процессы внимания нарушены- это отрицательно влияет на всю познавательную деятельность ребенка в целом, а именно поэтому данная проблема является одной из самых актуальных проблем детской психологии и педагогики.

Глава 1. Проблема внимания в психолого-педагогической литературе

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

.1 История изучения внимания

Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии. Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего сознание к механическим связям ощущений и представлений. Однако при этом внимание преимущественно рассматривается как внешняя по отношению ко всему содержанию сознания сила, которая воздействует извне, создавая данный сознанию материал. Это идеалистическое понимание внимания. Оно вновь вызывает реакцию «обратной отмашки»: ряд психологов Фуко, Делевр и др. вновь отрицают правомерность этого понятия. Наиболее радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представители бихевиоризма и гештальтпсихологии. Первая, механистическая, попытка удалить внимание из поля зрения психологии была начата двигательной теорией внимания Т. Рибо, а затем развита у бихевиористов и рефлексологов. Они свели процесс внимания к рефлекторным установкам. Вторая попытка, принадлежащая представителям ге-штальтпсихологии, сводила явление внимания к структурности сенсорного поля.

16 стр., 7567 слов

Психофизилогическая характеристика процесса приема информации. Переработка и хранение информации. Индивидуальные особенности познавательной сферы личности.

... обнаружение информации является основной целью деятельности. Оператору должны быть известны возникающие в процессе обнаружения типовые задачи (объекты, ... предметы с различной яркостью, в инженерной психологии вводится понятие адаптирующей яркости - яркость, ... необходимости и возможности — воспроизводятся. Этипроцессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием ...

Сторонники волюнтаризма в психологии (В. Вундт, У. Джемс) усматривали сущность внимания исключительно в волевом процессе. Но при таком взгляде нельзя объяснить существование непроизвольного внимания. Ряд психологов высказывал противоположное мнение, сводя функцию внимания к фиксации образов исключительно посредством эмоций. Такое толкование отрицало наличие произвольного внимания — ведь оно может включаться и вопреки эмоциям.

Учение И.П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение А.А. Ухтомского о доминанте (очаге возбуждения в коре головного мозга, приводящего к торможению в соседних участках) положили начало новому взгляду на процесс внимания. Они дали физиологическое обоснование явлений внимания.

Когнитивная психология, сформировавшаяся в конце 1950 — начале 1960-х гг. дала следующее определение понятию внимания — это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях. В исследованиях внимания когнитивной психологией наметилось пять направлений: избирательность и пропускная способность внимания, процесс возбуждения коры головного мозга, управление вниманием, когнитивные нейроисследования, внимание в контексте сознания в целом.

Первое направление установило, что мы можем обращать внимание лишь на некоторые, но не на все сигналы из внешнего мира.

Второе направление привело к выводу, что мы имеем некоторый контроль над стимулами, на которые мы обращаем внимание.

Результатом исследований по третьему направлению стал вывод, что многие процессы деятельности становятся настолько привычными, что требуют совсем небольшого количества сознательного внимания и протекают автоматически (например, вождение автомобиля).

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном у

... - важное, не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с ... .Выевить природу и структуру детских игр. 2.Определить значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника. 3.На основе констатирующего эксперимента, разработать рекомендации ...

Исследования в области нейрокогнитологии показали, что наш мозг и ЦНС являются анатомической основой внимания, так же как всех когнитивных процессов. Наконец, пятое направление позволило представителям когнитивной психологии сделать вывод, что внимание привносит события в наше сознание.

1.2 Современное представление о внимании

Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

. устойчивость — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, не отвлекаясь и не ослабляя внимание;

. сосредоточенность — концентрированность внимания на одном объекте;

. переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой. Проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой как произвольно, так и непроизвольно;

. распределение — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий;

. объем внимания — количество информации, которое сохраняется в сознании человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5−7 единиц информации.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... основ материалистического направления в физиологии, прежде всего, связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807―1849 гг.) — ... (симптомами) был поставлен морфологический субстрат как этап развития болезненного процесса. Создал первую научно обоснованную классификацию болезней ... ребят, игравших вокруг бревен строительного леса. Одни дети прикладывали ухо к концу бревна, а другие ...

Функции внимания:

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

определяет точность и детализацию восприятия,

определяет прочность, и избирательность памяти,

определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

является своеобразным усилителем для персептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.

выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.

внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

5 стр., 2071 слов

Память и её развитие в учебной деятельности

... соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное ... роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо. 3. Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности В ...

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимания показал, что внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Так же внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Внимание является классической проблемой, в современном представлении это психофизический процесс, с помощью которого человек концентрируется на нужных ему объектах.

Внимание способствует отбору информации поступаемой из вне, что обеспечивает сосредоточенность на одном объекте долгое время.

Так же внимание — это важнейший фактор для человеческой памяти, что является не маловажным как для деятельности человека, так и в межличностных отношениях.

Глава 2. Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2−3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает как птичка клюет зерна или как собака играет с мячом.

Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4−7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

В 4−5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Ребенок говорит: «я сначала уберу игрушки, а затем пойду есть» Он намечает цель, а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

.1 Развитие внимания в онтогенезе

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие — внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально в роли указателя выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития.

Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:

. Первые недели-месяцы жизни — Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

. Конец первого года жизни — Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

. Начало второго года жизни — Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

. Второй-третий год жизни — Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

. Пять-шесть лет — Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

. Школьный возраст — Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т. е. к произвольному вниманию.

.2 Особенности развития внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов в сфере познавательной деятельности, в том числе и внимания. При этом проявляется не просто отставание от нормы, но и глубокое своеобразие развития.

С точки зрения общей психологии внимание есть направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других.

Существуют так называемые отрицательные стороны внимания или нарушения внимания — отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.

Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления, или при органических поражениях коры головного мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Проведенные исследования и психодиагностика свойств внимания А. А Осиповой и Л.И. Малашынской были направлены, на изучение особенностей нарушения внимания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Одним из важных условий получения достоверных результатов — это установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Работу с ребенком начинали с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию могли свести все усилия психолога на нет. С целью выявления нарушений внимания проводилась психодиагностика, наблюдения за учащимися вспомогательной школы. В процессе исследования свойств внимания были выявлены следующие нарушения: умственно отсталые учащиеся неспособны, сохранять внимание, они не могут выполнить задание до конца, не собраны при его выполнении; отмечается снижение избирательного внимания, рассеянность- неспособность сосредоточится на предмете; повышенная отвлекаемость, дети непроизвольно перемещают внимание с одного объекта на другой, при выполнении задания дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое; наблюдается снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно; а так же очень влияет на характер внимания темп учебной работы. Замедленный темп рассеивает внимание, снижает активность учащихся. Ускоренный темп также не благоприятен, учащиеся не успевают следить за мыслью учителя, быстро утомляются, расслабляются.

Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудной переключаемостью, нарушением концентрации, устойчивости, и распределения.

Таким образом, сравнив внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с нормой в развитии можно заметить отличия такие как: внимание у детей в дошкольном возрасте с интеллектуальной недостаточностью не произвольно. Ребенок с такими нарушениями не способен концентрировать свое внимание на нужных ему объектах, так же нарушается устойчивость. Ребенку трудно долгое время концентрировать внимание на определенных объектах при его деятельности. Существенно снижается и объем внимания, а соответственно и объем его памяти. В отличие от детей с интеллектуальной недостаточностью, у детей с нормой в развитии внимание формируется поэтапно. Так же присутствует послепроизводное внимание. Дети с нормой в развитии более устойчивы к длительной концентрации внимания, что увеличивает объем памяти и улучшает познавательные функции.

Глава 3. Теоретическая основа развития внимания в дошкольном возрасте

.1 Современные методы изучения внимания

Психологические исследования внимания, как правило, ставят своей задачей исследование произвольного внимания — его объема, устойчивости и распределения. Исследование наиболее сложных форм внимания представляет больший интерес, чем изучение непроизвольного внимания. Использование экспериментальных методов дает возможность повысить точность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверить полученные данные. Так, для диагностики аттенционных способностей может использоваться любой вербальный (словесный, знаковый) или образный материал, достаточно хорошо знакомый испытуемому.

Материал, как правило, предъявляется в виде таблиц или специальных бланков с цифрами, буквами, геометрическими изображениями. Время выполнения задания, как правило, ограничено. При изучении устойчивости внимания оно должно быть не менее 10 мин.

Показателями успешности выполнения заданий обычно служат следующие: время работы с тестовым материалом, количество и характер ошибок, объем выполненной работы.

Психологические исследования внимания, как правило, ставят своей задачей исследование произвольного внимания — его объема, устойчивости и распределения.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов, которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявлять определенное число раздражителей за такое короткое время, за которое испытуемый не может перевести глаза с одного объекта на другой, исключая движение глаз, а также измерить число единиц, доступных для одновременного (симультанного) восприятия.

Прибор, применяемый для этой цели, называется тахистоскопом (от греч. тахисто — быстрый, скопио — смотрю).

Он состоит обычно из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень короткий промежуток времени от 10 до 50−100 мсек.

Иногда для быстрой экспозиции объекта применяется вспышка, дающая возможность рассматривать объект в течение очень краткого времени (1−5 мсек).

Число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5−7 одновременно ясно воспринимаемых объектов.

Наряду с исследованием объема внимания большое значение имеет исследование устойчивости внимания

Понятие «объем внимания» очень близко к понятию «объем восприятия», и широко применяемые в литературе понятия «поле ясного внимания» и «поле неясного внимания» очень близки к понятиям «центр» и «периферия» зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно разработаны. Наряду с исследованием объема внимания большое значение имеет исследование устойчивости внимания, оно ставит перед собой задачу установить:

1. насколько прочно и устойчиво сохраняется внимание к определенной задаче в течение длительного времени;

. отмечаются ли при этом известные колебания в устойчивости внимания;

. когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.

Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной буквой).

Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число обнаруженных пропусков. Колебания внимания выражаются в уменьшении продуктивности работы и в увеличении числа пропусков.

Аналогичное значение имеют таблицы Е. Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Большое практическое значение имеет исследование распределения внимания в длительной работе; для этой цели используются так называемые «таблицы Шульте». На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке.

Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.

Как показали исследования, столь же отчетливо выступают индивидуальные различия у отдельных испытуемых; эти различия могут надежно отражать некоторые реакции в силе и подвижности нервных процессов и могут с успехом быть использованы в диагностических целях.

3.2 Методики изучения внимания

Диагностика нарушений некоторых свойств внимания позволяет, например, выявить снижение работоспособности, возникающее в результате заболеваний: соматических и психических. Для этого могут быть использованы следующие методики.

. Методика Корректурные таблицы (кольца Ландольта)

Применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков (см. приложение 1) содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса:

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

Оценка распределения внимания.

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Определение объема внимания.

Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста — подросткам и юношам.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница — 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, т.к. внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3−4-летних детей приблизительно составляет 3−4 единицы, а средний объем внимания 4−5-летних — 4−5 единиц, соответственно 5−6-летних — 5−6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к 3−4 классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8−9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3−4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.

Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4−7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0−3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

. Методика «найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок (этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трех-четырех летних детей) Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово „начинай“, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово „стоп“. В это время ты должен остановиться и показать мне-то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово „начинай“. После этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово „конец“. На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т. е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

= (0,5N — 2,8n) / t

где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;- количество изображений предметов на рис. 6 (7), просмотренных ребенком за время работы;- время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

-1 балл — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.(см. приложение 3)

-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2 (см. приложение 3)

-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3 (см. приложение 3)

-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4 (см. приложение 3)

балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5 (см. приложение 3)

На графике (приложение 3) представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

. Кривая, изображённая с помощью линии типа -.-.-. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

. Кривая, представленная линией типа — - - - - - Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.

. Кривая, изображаемая посредством линии типа — - - - - -. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

. Кривая, изображенная с помощью линии ----. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

. Кривая, изображенная линией — - - - - - -. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Выводы об уровне развития

баллов — продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

3. Методика «Классификация» (Шуберт А.М., Иванова А.Я.)

Техника проведения.

Для работы с детьми младшего возраста необходимы следующие карточки: 1 — женщина, 2 — стол, 3 — брюки, 4 — школьник, 5 — стул, 6 — пальто, 7 — кровать, 8 — мужчина, 9 — рукавицы, 10 — младенец, 11 — шапка, 12 — шкаф. Для работы с детьми среднего и старшего возраста необходимы следующие карточки: 1 — моряк, 2 — свинья, 3 — платье, 4 — ландыш, 5 — лиса, 6 — куртка, 7 — мак, 8 — уборщица, 9 — голубь, 10 — яблоко, 11 — книги, 12 — бабочка, 13 — ребенок, 14 — дерево, 15 — кастрюля.

Номера карточек соответствуют порядку их предъявления. Работа условно разделена на три этапа.

этап.

Перед ребенком на столе раскладываются первые четыре карточки. Затем следует инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая).

Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты должен будешь мне говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят.

Вот — лиса. Куда ее можно положить? К этой? К этой? Или этой?

а) если ребенок объединяет предметы по конкретно-ситуативному или случайному признаку, то ему дается ОБУЧАЮЩИЙ УРОК: экспериментатор сам укладывает карточку, объясняет, почему он туда ее положил и дает название собранной группе («животные»), в последующем требуй обобщенные названия других групп.

б) если ребенок собирает группу правильно, но объяснение опирается на несущественные признаки или не может дать название группе, то экспериментатор дает верное объяснение или название (либо то и другое).

в) возможны случаи, когда экспериментатор находит место карточке, а ребенок быстро улавливает верную связь и дает правильный ответ.

г) если при предъявлении следующей карточки (куртки) ребенок кладет ее не туда куда следует, целесообразна следующая помощь:

уточняющий вопрос: «Может быть лучше положить ее в другое место? Подумай, куда ее лучше положить?»

Если этот прием не помогает, то:

«Посмотри, мы положили вместе свинью и лису. Почему мы так сделали? Потому что они животные! А это что? (показывая на куртку и платье)».

В последующем можно обращаться к любой правильно собранной группе. Если помощь такого рода оказывается неэффективной, дается полный обучающий урок (группа, название, объяснение).

Все виды помощи, перечисленные выше, необходимо строго дозировать, дифференцировать и четко фиксировать в протоколе.

этап

Предъявляется карточка — яблоко. ребенка предупреждают, что названия уже собранных групп могут меняться из-за новых картинок. Поскольку методика построена по типу обучающего эксперимента, помимо дозированной помощи в ее структуру специально введена сложная группа, состоящая из разнородных предметов и в большинстве случаев собираемая экспериментатором. Цель — проверка усвоения ребенком более общего понятия и применения его на практике. Ребенку предъявляется картинка с книгами, которая должна быть сгруппированной вместе с прежде собранной группой «одежда» и названа «вещи». Экспериментатор вмешивается в работу испытуемого в указанном выше порядке (уточнение, организующая помощь, полный обучающий урок).

этап

Начинается с последних 4-х картинок (с 12 по 15).

На этом этапе допустима лишь «уточняющая» помощь (т.е. уточнение словесных формулировок), т.к. именно здесь и выявляются окончательные показатели обучаемости ребенка на материале данной методики.

Результаты.

Предлагаемый вариант предметной классификации находится в зоне трудности исследуемой возрастной группы, однако очевидна его доступность этой группе при условии оказания помощи, предусмотренной структурой данного эксперимента.

. Абсолютное большинство детей сразу понимают инструкцию, начинают верное объединение карточек в группы. На первом этапе они практически без затруднений собирают нужные группы (первые четыре), однако испытывают трудности в назывании собранных групп, а также нередко используют при объединении несущественные признаки.

. При усложнении уровня обобщения (т.е. при раскладке 9−15 карточек) возрастает число привлекаемых конкретно-ситуативных связей, учащаются случаи опоры на малосущественные признаки. В этом отношении наиболее показательными являются группы «растения» и «вещи». Таким образом, помощь здоровым детям ограничивается в основном подсказками в назывании собранных групп, легкой коррекцией ситуативных связей и полным обучающим уроком на группе «вещи».

. Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)

Цель: исследование логической памяти.

Стимульный материал: карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5×5 см):1 — столовый прибор, 2 — школьная доска, 3 — булочная, 4 — расческа, 5 — солнце, 6 — глобус, 7 — кувшин, 8 — петух, 9 — забор, 10 — детские штанишки, 11 — лошадь, 12 — уличный фонарь, 13 — ботинки, 14 — часы, 15 — заводские трубы, 16 — карандаш.

Проведение. При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово".

Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте).

«Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10−12 минут.

Оценка: а) понимание ребенком инструкции; б) способность к нахождению опосредующих символов; в) содержательность объяснения выбора; г) продуктивность опосредования в целях запоминания.

5. Методика «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т. е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку (см. приложение 4).

Проведение методики

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

внимание дошкольник интеллектуальный недостаточность

S=(0,5N — 2,8n)/120

где S — показатель переключения и распределения внимания;- количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут; n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т. е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов — показатель S больше чем 1,00. 8−9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

-7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75. 4−5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. 0−3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8−9 баллов — высокий. 6−7 баллов — средний. 4−5 баллов — низкий. 0−3 балла — очень низкий.

. Методика «запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Инструкция.

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1−2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

.методика «что здесь лишнее»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Инструкция.

На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним. На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием

Выводы об уровне развития

баллов — очень высокий.

-9 баллов — высокий.

-7 баллов — средний.

-3 балла — низкий.

-1 балл — очень низкий.

-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

баллов — очень высокий. 8−9 баллов — высокий. 6−7 баллов — средний. 4−5 баллов — низкий 0−3 балла — очень низкий.

. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, — и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3−5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5−6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

примеры-слова: Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8−9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).

Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

9. «Красно-черные таблицы»

Назначение теста

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель — время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание — на другом бланке.

Для взрослых: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1).

Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу». Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее. Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным — в другом (снизу), таким образом, получается два ряда букв».

Детский вариант: «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные — в убывающем одновременно, по очереди: 1 — черное, 24 — красное, 2 — черное, 23 — красное и так далее» (см. приложение 5).

Обработка результатов теста

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок:

пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой.

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания: при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается; при неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.

. Методика «Образец и правило»

Методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних авторов. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-летних детей.

Материалом служат книжечки с заданиями (см. приложение 6).

На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит: «У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй странице); их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника).

Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника-образца).

Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец).

Здесь есть лишние точки, вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?».

Образцы заданий к методике «Образец и правило»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу выполнения проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение очередное задачи, каждый ребенок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения).

По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом; единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»).

Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т. п.

Оценка результатов

За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.

В случае если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.

В случае если нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл.

В случае если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл.

В случае если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла.

Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, за эту задачу ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями).

В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается 0 баллов.

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) не снижают оценки.

Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все 6 задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено 2 балла).

.3 Современные методы развития внимания

Десять простых и успешных методик развития внимания и наблюдательности. Выполняя эти упражнения между делом, при перерывах в работе или во время отдыха, вы значительно разовьете устойчивость и объем вашего произвольного внимания. Автор: Олег Валерьевич Козловский, эксперт по современным методикам обучения.

Внимание — это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

У большинства людей объем внимания составляет 7±2 единицы.

Внимание характеризуется:

·во-первых: объемом, интенсивностью, устойчивостью;

·во-вторых: колебаниями, переключаемостью.

Внимание бывает:

·непроизвольным (пассивным, эмоциональным);

·произвольным (активным, волевым).

Условия, благоприятствующие развитию произвольного внимания:

.Нормальное физическое и психическое состояние.

.Планомерная организация работы (создание благоприятных внешних и внутренних условий)

.Четкая постановка цели.

.Сочетание умственных и физических действий (например, конспектирование при чтении).

.Чередование видов деятельности (например, попеременное чтение учебника и детектива).

Упражнение 1

Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3−4 сек.

Перечислите детали (предметы), которые запомнились.

Результаты:

Менее 5 — плохо

От 5 до 9 — хорошо

Больше 9 — отлично

Упражнение 2

Назовите количество групп из трех последовательных цифр, которые в сумме дают 15: 489 561 348 526 419 542 016

Упражнение 3

Сколько цифр одновременно делятся на 3 и на 2:

; 74; 56; 66; 18

Упражнение 4

.Поставьте будильник перед телевизором во время какой-либо интересной программы.

.В течение 2-х минут удерживайте внимание только на секундной стрелке, не отвлекаясь на ТВ-передачу.

Упражнение 5

. Возьмите два фломастера

. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой — круг, второй — треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов.

. А теперь попробуйте нарисовать за 1 мин. максимум кругов и треугольников.

Результаты:

до 5 — плохо

от 5 до 7 — средне

более 10 — отлично

Упражнение 6

. Нарисуйте одновременно круг и треугольник двумя разными пальцами одной руки.

. Придумайте, как закрепить фломастеры, потренируйтесь.

. Сколько вы нарисуете кругов и треугольников таким образом за 5 минут?

Оцените себя:

ни одного — плохо

более 5 — отлично

Упражнение 7

Теперь рисуйте так же, но разные цифры: 1 и 2, или 2 и 3, или 3 и 4 и т. д.

Упражнение 8

Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!

. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

. Ковал я железо ярким днем.

Упражнение 9.

. Перед собой поставьте какой-нибудь предмет.

. Спокойно и внимательно смотрите на него несколько минут.

. Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях.

. Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали.

. Закройте глаза.

. Повторяйте так до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти.

Упражнение 10

. Спрячьте использованную в предыдущем упражнении вещь.

. Нарисуйте ее во всех деталях.

. Сравните оригинал с рисунком.

Вывод

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Различают внимание: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнимических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида).

В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Исследование внимания имеет большое значение в работе школьных психологов, а также в профессиональной психодиагностике, особенно где требуется обрабатывать слишком много одномоментно поступающей информации (диспетчерская служба в аэропортах и т. п.).

Сбор информации об особенностях внимания основывается на методах, неэкспериментальных и экспериментальных. Основной неэкспериментальный метод изучение внимания — наблюдение. Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение:

объема — количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты за короткое время;

избирательность — скорость осуществления выбора стимула из множества других (количество), степень соответствия выбора (качеств.), например корректурные пробы (вычеркивание букв);

устойчивость — временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности без отклонения от исходного качественного уровня, например, корректурная проба Бурдона, фиксируется изменение скорости выбора;

концентрация — по интенсивности помех: (та же) с помехами / без помех;

распределение — временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими. Метод интеллектуальной пробы: экспериментатор читает ряд чисел, среди них надо выявить тройки простых и тройки четных чисел.

переключение — скорость перехода субъекта от одного вида деятельности к другому.

В настоящей работе мы познакомились с некоторыми из методик изучения отдельных свойств внимания и применили их на практике, чем подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что с помощью специальных методик можно выявить отдельные особенности свойств внимания.

Заключение

Анализ теоретических источников по проблеме внимания у детей с нормальным развитием и детей с интеллектуальной недостаточностью показал, что данная проблема в наше время актуальна.

Внимание в жизнедеятельности людей выполняет огромное количество различных функций. Оно способствует целенаправленному и организованному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его потребностями. Так же обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном и том же объекте или деятельности.

Специалисты доказали, что у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта снижен порог внимания. Страдают все функции внимания: объем, устойчивость и концентрация. Особенно следует отметить непреодолимые трудности переключения внимания с одного объекта на другой. Присущие детям с интеллектуальной недостаточностью грубые нарушения внимания препятствуют в формировании поведения, резко снижают работоспособность, и тем самым затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания детей с интеллектуальной недостаточностью.

Поэтому учитывая наличие данных недостатков внимания, был сделан вывод, что необходимо проводить коррекционно развивающую работу с учащимися с целью предупреждения и исправления имеющихся нарушений. При этом коррекция должна осуществляться с помощью определенных средств и методик.

Список литературы и источников

1. Ануфриев А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей, Психодиагностические таблицы, методы, коррекционные упражнения / А.Ф. Ауфриев. — М.: Ось, 1989. — 33 с.

. Власова Т.А., Певзнер М.С., Дети с отклонениями в развитии / - М., 1973.

. Гозова А.П., Кулагин Ю.А. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология, 1983, № 6, стр. 3−16.

. Григорьева Л.П., Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями. // Дефектология. — 2002. № 1. — с. 3.

. Ермолаева М.В., Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: 2002. — 65 с.

. Ермолаев О.Ю., Внимание школьника. — М.: Просвещение, 1987. — 25 с.

. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.

. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. С. 73

. Зайцев И.А., Коррекционная педагогика.- Ростов на Дону: Март, 2002. — 140 с.

. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.

. Лубовский В.И., Специальная психология. — М.: Академия, 2003. — 50 с.

. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика — М.: Комплекс-центр, 1993.

. Ульенкова У.В., Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся в младших классах. // Дефектология. — 2003. — № 2. — С. 18−25.

. Хомская Е.Д., Мозг и активация. — М.: 1979.

. Черемошкина Л.В., Развитие внимания детей. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 119 с.

. Лурия А.Р. Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций, 1982 год, 17 с.

Приложения

Приложение 1. Методика «Кольца Ландольта»

Приложение 2. Методика «Найди и вычеркни»

Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания у 3−4 летних детей

Приложение 3. «Графики устойчивости внимания»

Приложение 4. «Запомни и расставь точки»

Приложение 5. «Горбов. Красно-черные таблицы»

Таблица для взрослых:

Таблица для детей:

Приложение 6. «Образец и правило»

Приложение 7. Характеристика свойств внимания школьников с интеллектуальной недостаточностью


Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector