Особенности субкультуры студентов на современном этапе

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы субкультуры как фактора социализации…………………………………………………………………………………………….6

1.1 Понятие социализации………………………………………………………..6

1.2 Понятие, признаки и функции субкультуры……………………….11

1.3 Субкультура и стихийная социализация……………………………..19

1.4 Студенчество, как особая субкультура………….……………25

Выводы по первой главе…………………….……………………..31

Глава 2. Практическое изучение студенческой субкультуры на современном этапе………………………………………………………………32

2.1.Выявление особенностей компонентов студенческой субкультуры……………………………………………………………….32

2.2 Выявление отношения к студенчеству среди старших школьников……………………………………………………………………………………..42

Выводы по второй главе …………………………………………..46

Заключение ……………………………………………………………….47

Список литературы……………………………………………………….49

Приложения……………………………………………………………….50

Введение.

Студе?нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России все учащиеся учреждений профессионального образования. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся. [3]

Молодежь и студенчество- часть общества, отличающаяся тем, что: — занимается развитием своего собственного интеллекта; — готовится к будущей деятельности в обществе; — пробует себя в отдельных видах деятельности; — еще мало знает, но уже не плохо владеет аппаратом «разум»; — меняет собственное качество, переходя из режима «изучения мира» в режим «преобразования мира». [4]

7 стр., 3444 слов

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», на основании Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета ...

Актуальность. Показатели, представленные в мониторинговом (аналитическом) отчете Национального аккредитационного агентства в сфере образования за 2009 год говорят о том, что в государственных и негосударственных вузах и их филиалах Российской Федерации обучалось 7млн 546тыс 559 студентов. Из них большинство (4млн 982тыс 895 чел- 66%) в государственных вузах.

Рисунок 1

Но кроме них есть ещё и студенты училищ, академий, колледжей… Всего в РФ, по данным на 2006/07 учебный год, около 2,5 миллиона человек получали среднее специальное образование. [13] По большому счёту, это почти вся молодёжь страны от 18 до 23 лет.

Студенчество — это период становления социально зрелой личности, вхождения в профессионально-трудовую деятельность. Это происходит по средствам одного из механизмов социализации- стилизованного, который действует в рамках определенной субкультуры. Эффективность такого механизма проявляется следующим образом: Субкультура это-

— способ перехода нового поколения во взрослый мир, своеобразный полигон, на котором отрабатываются приемы, которые молодым людям придется применять в будущей взрослой жизни, шлифуя адаптивный механизм.

— оппозиция к взрослому миру

— сочетание противоречивых, но взаимообуславливающих тенденции, которые воспроизводят те функциональные структуры социокультурного целого, напряженные борьба и единство которых составляют культурную жизнь общества.

Освещенность. В настоящее время определение студенчества варьируется, и у разных авторов можно увидеть разные трактовки данного понятия. Л. Я. Рубина определяет студенчество как мобильную социальную группу, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том, что студенчество является составной частью такой социально-демографической общности, как молодежь. Студенчество — особая группа общества, резерв интеллигенции — объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня — представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Следующая точка зрения принадлежит А.С. Власенко: «Студенчество — это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием». Именно поэтому изучение студенческой субкультуры совершенно необходимо для нашего общества.[8]

3 стр., 1397 слов

Влияние образования и социализации личности на общество

Содержание Введение 1. Социализация как социокультурное явление 2. Связь образования и культуры общества 3. Концепция «значимый другой» в процессе социализации Заключение Список литературы Введение Далеко не все, что связано с развитием, может быть названо обучением.В него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и ...

Непосредственно изучению студенчества как специфической социокультурной группы молодежи посвящены исследования Ж. Атаянц, О. Василенко, Д. Константиновского, А. Котовой, А. Кущак, В. Лисовского, Т. Скворцовой, Г. Умаширской и др.

Проблематика непосредственно студенческой субкультуры разработана фрагментарно и представлена в работах отдельных авторов (Ю. Колесникова, В. Передерий, А. Петрова, Б. Рубина, М. Шульга и др.) [7]

Цель исследовательской работы: Изучение студенческой субкультуры на современном этапе, выявление ее особенностей.

Задачи работы:

* Рассмотреть понятие студенческой субкультуры(в контексте социализации)

* Охарактеризовать основные компоненты и особенности студенческой субкультуры

* Выявить проявления субкультуры студентов на современном этапе

* Сделать выводы на основе изученного материала .

Объект исследования: процесс социализации личности.

Предмет исследования: студенческая субкультура.

Используемые методы: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, анализ, синтез.

Глава 1. Теоретические основы субкультуры как фактора социализации.

1.1 Понятие социализации

Рассмотрим несколько понятий социализации. С точки зрения социальной психологии, социализация (от лат. socialis — общественный) это:

а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. [1]

3 стр., 1332 слов

Социализация как социально-педагогическое явление.

... опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.   Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры ... и какими средствами они оказывают свое влияние.   Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или ...

Другим определением данного понятия можно считать следующее: Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

Различные аспекты социализации изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов С. в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение С. в разных обществах и культурах) и педагогикой (воспитание).

[2]

При более широком истолковании (Ильясов Ф.Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов: а) интернализации социальных норм; б) усвоения социальных функций; в) вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

Факторы социализации А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.), по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

Содержание Введение 3 Глава I. Теоретический анализ психолого – педагогической категории девиантного поведения 6 1.1. История исследования 6 1.2. Содержание понятия «девиантное поведение» 7 1.3. Причины девиации 10 1.4. Особенности исследования отдельных форм отклоняющегося поведения 13 1.4.1. Преступность 13 1.4.2. Алкоголизм 15 1.4.3. Наркомания 19 1.4.4. Суицид 21 1.4.5. Проституция 24 1.5. ...

Агенты социализации Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Механизмы социализации Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1).

Социально-психологические механизмы 2).

Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

7 стр., 3230 слов

Результатом социализации человека является

... социализации человека является A) социальная активность B) становление личности C) приобретение социально ... системой образования в РК происходит на основе A) концепции ... для формирования личности ребенка, поведением и собственным стилем родителей C ... значимых качеств D) воспитание и развитие личности E) формирование личности. Что следует понимать под воспитательно-образовательными механизмами ...

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с кото……..

4 стр., 1921 слов

Социальные технологии реабилитации и механизмы социально-психологического воздействия.

Решение задач лечения и реабилитации наркологических больных всегда зависит от использования различных видов технологий, не только сугубо медицинских или психологических, но и социальных. В существующей классификации реабилитационных технологий, обеспечивающих функционирование ЛРП, особое место отведено социальной диагностике, психокоррекции социальной дезадаптации, терапии занятостью, организации ...

Источники:

1. Азбука социального психолога-практика

2. Большая советская энциклопедия

3. Википедия — свободная энциклопедия

4. Национальная философская энциклопедия.

5. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру

6. Сотников И.М., Шульга М.М. «Образовательные траектории как фактор формирования студенческих субкультур», (Смелзер Н. Социология.- М., 1994, стр. 446-447., Шульга М.М. Социализация в образовательном пространстве высшей школы современной России: дисс…. д.соц.н. — Ставрополь, 2006, стр. 216.)

7. Сотников И. М. «Дифференциация студенческой субкультуры в современном российском обществе» Диссертация кандидата социологических наук — Ставрополь, 2009

8. «Студенчество, как особая субкультура» дипломная работа, 2010

9. Косарецкий С.Г., Егорышева С.В., < >10. < >11. 11= < >12. 4- < >13. 18,22 < >