Особенности профориентационной работы с подростками

Введение

Глава 1. Проблема профессионального выбора подростков в свете психологии

1. Психофизиологические особенности подросткового возраста

2. Развитие профессиональных интересов подростков

Глава 2. Профориентационная работа с подростками

1. Понятие профориентации

2. Проблемы профессионального самоопределения учащихся

3. Профессиональная ориентация и консультирование подростков

Заключение.

Литература.

Введение

Актуальность работы

Подростки, как и родители, часто не осведомлены о тех су-щественных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека.

В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. Возникают субъективно обусловленные предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения информации, различным способам ее предъявления, а также различным аспектам ее содержания. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его микросоциальная ситуация определяют его отношение, степень доверия к различным каналам получения информации, его интерес к тому или иному ее содержанию.

Объект исследования: 24 подростка (13 мальчиков, 11 девочек) в возрасте 12-16 лет.

Предмет исследования: влияние возрастных особенностей личности подростка на процесс профориентации.

Цель: выявить особенности профориентационной работы с подростками.

Задачи:

1) выявить основные психофизиологические особенности, характерные для школьников подросткового возраста,

2) выявить оптимальные направления профессиональной ориентации и консультирования подростков,

3) сделать выводы по результатам исследования.

Глава 1. Проблема профессионального выбора подростков в свете психологии

1. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития – юность.

4 стр., 1586 слов

Особенности профессионального самоопределения личности в старшем ...

... профессионального психологического отбора.// Психологический журнал. 1985. №2. С85-94. 8. Большая советская энциклопедия, 1975 9. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. ... две главы, выводы по главам, ... Выявить основу профнамерений и профпланов (личностный выбор, выбор под влиянием внешних факторов). 3. Определить уровень сформированности мотивационной сферы. 4. Определить профессиональные ...

Что это значит применительно к психологии переходного возраста? Прежде всего – что натуральный ряд развития, физическое созревание нельзя рассматривать изолированно от социального ряда, то есть процессов социализации, и обратно……

Заключение.

Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Управление профориентацией только тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на знании динамической функциональной структуры личности.

Современному выпускнику школы нужна характеристика, в которой оценки личностных качеств должны быть полными и точными. В характеристике необходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать ее будущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на его дисциплину, учебные оценки и общую активность.

Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю.

Изучение психологических особенностей подростка – одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.

Литература.

1. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности со-циализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. №4. С.31.

2. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности/Т.М. Буякас//Воросы психологии.-2002.-№ 2.-С,28-40

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. М., 1983.

4. Гаврилова Т. П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование. – 1997.- №1.

5. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-тех училищ. М., 1986г

6. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2003.

7. Душкова Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М.: Академический проект, 2003.

8. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы/В.Г. Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999.

10 стр., 4652 слов

По психологии проблемы неуспеваемости школьников

... единственным гарантом объективности оценивания результатов учебной деятельности школьников. Несмотря на общую положительную оценку балльного учета успеваемости учащихся, необходимо отметить и отдельные недостатки данной системы. ... одно десятилетие. Тем не менее, вопрос о приемлемости использования в школе баллов как количественного измерителя уровня знаний и умений учащихся на всем протяжении имел ...

9. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: ВЛАДОС, 2004.

10. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988.

11. Иванова Н.Е. «Взаимосвязь интересов и когнитивных стилей в профессиональном самоопределении старших школьников» Л 1987

12. Йовайша Л.А.Проблемы профориентации школьников.М., Педагогика, 1983.

13. Карпов А.В. Психология труда. – М.: Владос, 2004.

14. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996г.

16. Колденкова А.Т. «Педагогические факторы формирования профессиональной направленности» Л 1987

17. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков/ И.Н. Кондаков// Вопросы психологии.-1997.-№ 2.-С.122-130.

18. Крылов Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору рабочей профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 5.

19. Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2001.-№ 1.-С.57-66.

20. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2004.

21. Опыт профориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и производство № 1,1991.

22. Павлютенкова Е. Профориентация учащихся .К., Рад.школа, 1983.

23. Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И. Руденко//Семья и школа.-2001.-№ 11-12.-С.19-21

24. Поливанова К. М. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1996.- №1.

25. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов; Под ред. А. Д. Сазонова.—М.: Просвящение, 1988.

26. Прощинская Е. Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для старших классов. М., 1996.

27. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» Москва-Воронеж 1996

28. Пряжникова, Н. Пряжников//Школьный психолог-2002.-№ 2.-С.2-3.

29. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М, Митиной.-М.,1998

30. Психология подростка / Под ред. А.А. Реан. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004

31. Рескина С.Е. «Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения» Л !986

32. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – ВЛАДОС, 2003

33. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/Л.Д. Столяренко.-Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 1999.-383с.

34. Стратегия жизни в современных условиях (Образование, профессия, карьера): Для 10-11 классов средней школы / Под ред. Михайлов И.П. – М.: Союз, 2004.

35. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Институт психотерапии, 2004.

36. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – ВЛАДОС, 2004.

37. Шалионов Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат. С-Пб. 1997.

19 стр., 9231 слов

Клиническая психология вопросы для подготовки к зачету

... болезни 25. Психосоматические заболевания КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1.Объект, предмет клинической психологии Предметом общей клинической психологии являются: 1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности ...