Особенности межличностных отношений младшего школьника

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1 6

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6

1.1. Сущность понятия «межличностные отношения» 6

1.2. Виды межличностных отношений в коллективе 13

Выводы по первому разделу 21

РАЗДЕЛ 2 23

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23

2.1. Особенности взаимоотношений младших школьников в коллективе 23

2.2. Роль учителя в становлении межличностных отношений в младшем школьном возрасте 33

Выводы по второму разделу 40

ВЫВОДЫ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

ВВЕДЕНИЕ

Развитие России, кардинальные преобразования в социально — экономической сфере, изменение образовательных приоритетов требуют обоснования и реализации новых методологических основ воспитания подрастающего поколения. Усилилось внимание к проблеме воспитания человека как патриота, гражданина, активного участника развития всех сторон жизни общества.

С учетом Государственного стандарта важной целью в учебно-воспитательном процессе является развитие навыков взаимодействия в семье, коллективе, обществе путем активного общения с социальным окружением, накопления опыта коммуникативной деятельности, соблюдение правил толерантного поведения, сопереживания и солидарности с другими людьми в различных жизненных ситуациях.

Важным аспектом решения данной проблемы является особенности формирования в учебных коллективах межличностных отношений как фактора успешности обучения, воспитания, образования.

Межличностные отношения возникают в процессе общения. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества приводит к утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. В процессе общения на основе соответствующих контактов, взаимодействий возникают представления о членах коллектива, складываются определенные межличностные отношения.

Ребенок является личностью, которая вступает в межличностные отношения. После поступления ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. Способность строить отношения со сверстниками является важным показателем развития личности. Сформированные способы поведения помогают ребенку активно осваивать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений, осознавая себя и свое место в ней.

6 стр., 2912 слов

Функции Общения. Межличностные взаимоотношения

... подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется ... Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или ...

Сущность понятия «межличностные отношения» в определенной степени изучена. В настоящее время актуальной проблемой является изучение межличностных отношений учащихся в коллективе, так как коллектив имеет существенное место в процессе развития личности.

Над проблемой взаимных влияний детей друг на друга работали многие психологи и педагоги, такие как В.П. Вахтеров, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, И.В Дубровина, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан. Названные авторы изучали межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности младших школьников, а также влияние общения на социальное и личностное развитие детей.

Влияние межличностных отношений на развитие ребенка, на формирование его личности в целом рассматривали В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, А.А. Рояк.

Активный интерес к вопросам общения и межличностным отношениям Г.С. Костюк, С.Д. Максименко, Р.В. Павелко, Т.А. Пироженко.

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности взаимоотношений младших школьников в коллективе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) на основе анализа литературы рассмотреть понятие «межличностные отношения»;

2) рассмотреть классификацию межличностных отношений в коллективе;

3) выделить характерные черты взаимоотношений младших школьников в коллективе;

4) проанализировать роль учителя в формировании межличностных отношений в коллективе младших школьников.

Методы исследования: анализ научной литературы; классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к ним, общих выводов, списка использованных источников (количество источников – 40).

Общее количество страниц – 43 до списка литературы.

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии /А.Д. Алферов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 384 с.

2. Андреева Г.М. Соц. психология: Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. – 5-е издание – М. : Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе /Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 1989. – 224 с.

4. Богословский В.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 383 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.

6. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие /Б.С. Волков. – 3-е издание – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

4 стр., 1752 слов

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

... это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. Таким образом, целью профессиональной ... вносит значительные изменения в форму властных отношений современного общества и специализирована для снижения ... коллектива. 3.1. Понятие трудового коллектива………………………………………............25стр. 3.2. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива ...

7. Горностай П.П. Психологія особистості: Словник-довідник /За редакцією П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. – К. : Рута, 2001. – 320 с.

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. – М. : ИНТОР, 2001 – 245 с.

9. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – М. : Питер, 2001. – 656 с.

10. Дубровина И.В. Практическая психология образования /под ред. Дубровиной И.В. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2004 – 592 с.

11. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под. ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

12. Зинченко В.П. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е издание – М. : Педагогика – Пресс, 1998. – 440 с.

13. Златин П.А. Социальная психология: Учебное пособие /Под ред. П.А. Златина. – М. : МГИУ, 2006. – 392 с.

14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений /Е.П. Ильин. – М. : Питер, 2009. – 576 с.

15. Карпенко А.А. Краткий психологический словарь /А.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 431 с.

16. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высших учебных заведений /под ред. Н.В. Клюевой. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

17. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

18. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов /Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.

19. Кулешов Н.А. Диагностические методы выявления негативных лидеров в кл. колл. /Н.А. Кулешов // Педагогическая диагностика. – 2005. – №6. – С. 97–109.

20. Куницына В.Н. Межличностное общение: уч. для вузов /В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – М. : Питер, 2003. – 544 с.

21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка /М.И. Лисина. – Москва-Воронеж, 2004 – 321 с.

22. Мухина B.C. Шестилетний ребёнок в школе /В.С. Мухина. – М. : Книга, 2003 – 267 с.

23. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды /В.Н. Мясищев, Под ред. А.А. Бодалева – М. : Модэк МПСИ, 2004. – 398 с.

24. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования /Р.С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 400 с.

25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. /Р.С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.

26. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива /Л. И. Новикова. – М. : Педагогика, 1978. – 144 с.

27. Обозов Н.Н. Межличностные отношения /Н.Н. Обозов. – Л. : ЛГУ, 1979. – 160 с.

28. Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов /Л.А. Першина. – 2-е изд. – М. : Академический Проэкт: Альма Матер, 2005. – 256 с.

29. Петровский А.В. Развитие личности /А.В. Петровский. – М. : Просвещение, 1977 – 300 с.

30. Раттер М. Помощь трудным детям / Раттер Р. – М. : Просве

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных ...

... науки (2 ч.). Предмет и объект психологии человека Отрасли психологии Категории психологии. Классификация методов психологии и их характеристика. Литература Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – ... М.: Академия, 2002 Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. ...