Курсовая работа
по дисциплине ___Информатика и ЭВМ в психологии.________
Тема: ___Связь информатики с педагогикой и психологией.____
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Выполнил студентка: _Черная Арина Валерьевна____
Фамилия, имя, отчество
№ контракта __9 000 090 702 017__
Направление __Психология___
№ группы __ОП-909____
Подпись студента __________ Дата сдачи работы «» __________ 2012_ г.
Нормоконтролер _______________-_______ _______________
Ф.И.О. подпись
" «_________ 2011_ г.
Работа принята для передачи на аттестацию _________________ _________________ Ф.И.О. ответственного лица, должность подпись
«___» __________ 200__ г.
Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ _______________ ______________
Ф.И.О. подпись
«___» __________ 200__ г.
Содержание.
Введение
1. Информатика
2. Психология
3. Педагогика
4. Взаимосвязь психологии и информатики
5. Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики
Заключение
Глоссарий.
Список использованной литературы
Введение
Понятие информатики является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики. Это и наука, и область прикладных исследований, и область междисциплинарных исследований, и учебная дисциплина (в школе и в вузе).
Несмотря на то, что информатика как наука появилась относительно недавно, её происхождение следует связывать с работами Лейбница по построению первой вычислительной машины и разработке универсального (философского) исчисления.
Ее происхождение так же нужно связывать не только с работами Лейбница, но и как связь между другими науками.
В данном случае, информатику связали с психологией и педагогикой. Что между ними общего и какая связь между ними, вот та цель работы, которая представлена здесь.
Информатика
Информамтика (ср. нем. Informatik, фр. Informatique, англ. computer science — компьютерная наука — в США, англ. computing science — вычислительная наука — в Великобритании) — наука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.
2 стр., 988 слов
Психология, как наука. Введение в психологию
... : возрастная психология, социальная психология, психология религии, нейропсихология, семейная психология, психология спорт и т.д. Связь психологии с другими науками. Рассмотрим положение психологии в системе других наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную ...
Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний).
Определения
В разное время различными авторами давались разные определения того, что называется информатикой.
История информатики
Термин «информатика» был впервые введён в Германии Карлом Штейнбухом в 1957 году ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 — cite_note-0. В 1962 году этот термин был введён во французский язык Ф. Дрейфусом, который также предложил и переводы на ряд других европейских языков. В советской научно-технической литературе термин «информатика» был введён А. И. Михайловым, А. И. Черным и Р. С. Гиляревским в 1968 годуhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 — cite_note-1.
Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию.
Золотой фонд психологии эксперименты до 1925 года
... Эйхмана) — классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в ... нескольких своих коллег (студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йельском университете, где проводился эксперимент) ознакомиться ... ЗОЛОТОЙ ФОНД ПСИХОЛОГИИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДО 1925 ГОДА ЭКСПЕРИМЕНТ "МАЛЕНЬКИЙ АЛЬБЕРТ" Эксперимент c ...
Первый факультет информатики был основан в 1962 году в университете Пёрдью (Purdue University).
Сегодня факультеты и кафедры информатики имеются в большинстве университетов мира.
В школах СССР учебная дисциплина «Информатика» появилась в 1985 году одновременно с первым учебником А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники».
Психология
Психология (греч. шхчЮ — душа; греч. льгпт — мысль, причина) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного.
Определения
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Объект психологии
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований
... .Работоспособность на 4-6% 31.Педагогика: предмет, методы, место педагогики в системе наук. Педагогика — наука о воспитании и обучении человека. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития ...
Разделы психологии
Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета. Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:
1. Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология.
2. Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология, психология аномального развития, специальная психология, психология творчества, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие.
Место психологии в системе наук
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б.Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.
Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки
... этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим ... и опыт и ассоциации. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт (1832-1920). Существуют разные ... XIX в. 1 2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2 2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920 ...
Психологи
Психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.
Педагогика
Педагогика (греч. рбйдбгпгйб) — наука о воспитании, обучении и образовании человека.
Историческая справка
Слово «педагогика» происходит от греческого рбйдбгщгйкЮ, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции некоторые рабы должны были отводить детей своего хозяина в школу. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Педагогика в ряду других наук об образовании и воспитании. Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б.М. Бим-Бад).
Педагогика- единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский, А.В. Хуторской).
Педагогика- одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность — существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.
Методология педагогики — система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Объект и предмет педагогики
Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Взаимосвязь психологии и информатики
Принцип взаимосвязи психики и деятельности констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность — продукт психологии человека. Психическая деятельность — внутренний план, детерминанта внешней активности. Через деятельность, при оперировании с объектами и действуя, человек не только обнаруживает свою внутреннюю сущность, раскрывает их свойства, недоступные нередко пассивному созерцанию. Например, свойства горючести, хрупкости объектов обнаруживаются только когда их поджигают и разбивают. Важно, что в деятельности психология человек только проявляется, но и изменяется. Сознание, особенности психики чело: проявляясь и реализуясь в деятельности, испытывают обратное влияние со стороны ее характеристик и слагаемых: объектов, условий, целей, мотивов, способов и др. Поучителен «эффект подмоченных штанов»: человек, уважая себя, лая выглядеть достойно и быть оцененным другими, выходит на улицу, одевшись, нагладившись и начистив обувь. Но на не заасфальтированной у: после дождя — грязь, лужи. Человек, тщательно выбирая места, прыгая с мешка на камешек, пытается не замараться. Но вдруг неудача — нога соскальзывает и он по колено в грязи. Раздосадованный, махнув на все рукой, он, не разбирая уже дороги, начинает топать по лужам. Так нередко происходят серьез перемены в людях, часто в связи с неудачным соприкосновением с теми иными элементами и представителями правовой сферы.
Согласно этим принципам проводить психологическое исследование и утверждать, что получены психологические данные, говорить, что выработаны психологические рекомендации — значит не сужать, не допускать методологических и теоретических извращений, а подходить к юридико-психологической реальности во всей ее полноте, системно, изучать в личностной, социально-психологической, юридической, деятельностной обусловленности. При раскрытии «психологической составляющей», как показывает опыт, реализуются разные подходы.
Принцип психологической целостности, развивая первый и второй принципы, выражает необходимость полного исследования мира как индивидуально-психологических, так и групповых явлений практически при изучении почти каждого юридико-психологического вопроса, аспекта или проблемы. Так, если изучается личность и делаются заключения о причинах ее поведения или о пригодности к работе и пр., то никакие заключения не могут быть признаны достоверными, пока не будут изучены и оценены все свойства личности (например, направленность, характер, способности, темперамент), пока не будет проведено сопоставление их роли и значения. Психологически абсолютно ненаучно, изучив, например, только характерологические и только психофизиологические особенности, давать общие оценки личности. Или, изучая поступки, ограничиваться только изучением качеств личности, игнорируя ее психические состояния, социально-психологическую обстановку, в которой она находилась, и взаимодействия с ней. Подобного рода методологические упущения, к сожалению, нередки.
Принцип конструктивности предостерегает от сведения исследования, представления его результатов к констатации фактов, к описательности, и предписывает искать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенствования правовой реальности, практики деятельности правоохранительных органов. Сила юридической психологии, потенции роста ее авторитета и значимости в правоохранительных органах связаны с полезностью и эффективностью помощи практики. Принцип гуманности и законности определяется самой сущностью права, правовой системы, задачами создания правового государства, необходимостью их совершенствования в соответствии с желательными для будущего чертами и преодолением отживающих, противоречащих им. Все психологические исследования ведутся конструктивно, если предмет их познается и оценивается с этих позиций, а разработка психологических усовершенствований направлена на их упрочение.
Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики информатика психология педагогика
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.
По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная отрасль знания, которая «заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений».
В связи с такой «пограничностью» педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи между этими двумя науками. Психология органично связана с педагогикой, между ними существует несколько «узлов» связи
Главный узел связи — предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности).
Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.
Второй узел связи двух наук — показатели и критерии обучения и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации
Третий узел связи — это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты).
Заключение
Науки педагогика, психология и информатика существуют, как отдельные самостоятельные предметы изучения. Но между этими науками существует взаимосвязь и между ними есть взаимопроникновение. Их нельзя отделить друг от друга.
Если попытаться не связывать психологию с информатикой или педагогикой, то получится, что психология — это абстрактное понятие. Психология не будет зависеть ни отчего. Будет болтаться среди прочих незамысловатых наук.
Но когда психология будет взаимодействовать с педагогикой или информатикой, то все будет взаимосвязано. И на те вопросы на которые не может ответить педагогика или психология, то ответ можно найти в информатике.
Вывод: все науки меж собой взаимосвязаны!
Глоссарий.
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
Понятие информатики | является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики. | |
Информатика | (ср. нем. Informatik, фр. Informatique, англ. computer science — компьютерная наука — в США, англ. computing science — вычислительная наука — в Великобритании) — наука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании информации. | |
Психология | (греч. шхчЮ — душа; греч. льгпт — мысль, причина) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного. | |
Научная психология | система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. | |
Психология | это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных. | |
Психолог | человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований. | |
Педагогика | (греч. рбйдбгпгйб) — наука о воспитании, обучении и образовании человека. | |
Педагогика | единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский, А.В. Хуторской). | |
Педагогика — | одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность — существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. | |
Методология педагогики | система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы. |
Список использованной литературы.
1. Дж. Гленн Брукшир Введение в компьютерные науки = Computer Science: An Overview. — 6-е изд. — М.: «Вильямс»
2. Глушков В.М. Безбумажная информатика. — М.: Наука
3. Лурия, Александр Романович. Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003.
4. Первушина, Ольга Николаевна. Общая психология: Методические указания. — Научно-учебный центр психологии НГУ
5. Гальперин, Пётр Яковлевич. Введение в психологию. — Москва: Книжный дом «Университет», 2007.
6. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К., Есипов Б.П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.
7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: