Обучение чтению на начальном этапе обучения

Курсовая работа

Обучение чтению на начальном этапе обучения

Введение

чтение школьный обучение упражнение

Каждый современный человек может читать и писать, так как этого требует и время и государство, при этом, важно отметить, что процесс обучения чтению и правописанию начинается задолго до того как ребенок идет учиться в школу. И что еще более интересно, часто родители не прилагают к этому ни малейших усилий — ребенок самостоятельно стремиться проявить заинтересованность и утолить тягу к знаниям.

Но не смотря на то, что такие случаи есть, они скорей оказывают негативное влияние на будущего школьника, чем положительное воздействие на его дальнейшее развитие. Дело в том, что многие родители не занимаются со своими детьми, рассуждая, так, что им не зачем сейчас заставлять детей учиться, ведь в скором времени их всему научат в школе. А те ученики, которые приходят с определенными знаниями очень быстро их теряют, так как у них складывается представление о том, что они это все знают, они лучше и умнее тех, кто не умеет читать, писать и считать. И конечно же данное явление негативно сказывается и на общей атмосфере в классе и на дальнейшем взаимодействии преподавателя и ученика.

С другой стороны, если правильно сформировать классы изначально, то таких проблем может и не возникнуть, так как учащиеся будут примерно на одном уровне развития.

Но еще лучшим решением создавшейся проблемы являются продленки и дошкольное образование, т. е. те услуги, которые школы оказывают для повышения уровня знаний учащихся. Если родителям некогда заниматься с детьми (а такое сегодня стало нормой), то эти обязанности может взять на себя школа.

Именно этим и обусловлена актуальность выбранной темы, так как знание о том, как и при помощи чего детей учат чтению в дошкольных классах или в классах продленки, необходимо знать, как начинающим преподавателям, так и родителям учащихся. Следовательно, тема «Обучение чтению на начальном этапе обучения» крайне актуальна сегодня, когда система образования претерпевает разнообразные преобразования направленные на оптимизацию системы обучения.

10 стр., 4675 слов

Сущность и содержание интегрированного подхода к обучению учащихся начальных классов

... тренировочных упражнений учащиеся пишут строчную букву х под счёт учителя. Закрепление и осмысление знаний учащихся. Работа с учеником, с.98 - 99. А) Чтение слогов ... ; дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего ...

Цель данной работы заключается в рассмотрении теоретической и практической основ обучения чтению.

Задачи работы:

рассмотреть чтение как вид речевой деятельности;

охарактеризовать необходимость учета психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении чтению;

перечислить основные методы, подходы к обучению чтению на начальном этапе;

раскрыть некоторые вопросы совершенствования умения чтения на иностранном языке на начальном этапе;

привести примеры системы упражнений для формирования умений читать.

Теоретическая основа работы — электронные ресурсы, а так же учебная литература.

1. Особенности обучения чтению, как неотъемлемой части человеческой деятельности

.1 Чтение как вид деятельности

Если говорить о деятельности, то необходимо разделить ее на виды: материальная, духовная, творчество, общение, игра и труд. По факту, говоря о чтении, естественно, что оно будет входить в подвид деятельности — общения, т. е. речевой деятельности (и в не зависимости от того, что общение бывает вербальным, невербальным и перцептивным, все эти явления, ряд исследователей классифицируют именно как речь, так как обмен информацией между участниками все равно происходит).

А потому, разбирая чтение как вид деятельности, необходимо разобраться с тем — с чего все начинается, т. е. с речи (и в данном контексте важно подчеркнуть и то, что речь не обязательно должна произносится вслух, так как про себя человек часто проговаривает то, что собирается сказать или обдумывает какие-либо поступки, анализируя ситуацию и конечно же человек читает про себя, что так же классифицируется, как внутренний монолог).

13 стр., 6064 слов

Развитие средств коммуникации сла-бовидящих глухих и слепоглухих детей и роль изобразительной деятельности и чтения в нем.

... коммуникативной направленности и поддержания высокого уровня мотивации речевой деятельности слепоглухих школьников. Условием повышения эффективности работы по ... книга и будем ли мы ее читать. Интересно, что после чтения текстов, рассматривания рисунков другого ребенка, ... собой. Разрабатывая систему обучения слепоглухих детей словесному языку, И.А.Соколянский выделил несколько последовательных этапов. ...

И естественным остается и то, что каждого из нас учат читать и разговаривать постепенно приводя к осознанию значимости данного явления.

В современном мире фактически невозможно встретить человека, который бы не умел читать. Мало того, все чаще встречаются люди, которые знают не один, а два или несколько языков, таких людей называют билингвами, как естественными (от рождения в межнациональных семьях), так и искусственными (выучившими второй язык).

Но как бы этих людей не называли, на сегодняшний день начиная с детского сада и заканчивая ВУЗами идет процесс обучения иностранным языкам, естественно, что в первоначальном виде, как и при изучении родного языка, идет процесс запоминания слов, отрабатывается их произношение и в некоторых дошкольных заведениях даже изучается алфавит. Но для того что бы научиться читать, как на родном, так и на иностранном языке необходима помощь специалистов более высокого уровня, чем родители или воспитатели в детских садах.

Важно то, что чтение, как вид речевой деятельности не только важную роль играет в жизни человека, но и позволяет сказать, что человек начал свой процесс формирования личности. Дело в том, что речевая активность не может обойтись без такого явления как чтение, если человек умеет читать и любит это делать, то это проявляется в правильности речи, в знании орфографии и пунктуации языка. Кроме того, любой язык — это код, доступный только носителям данного языка, как известно, в любом языке есть такие слова, которые в разных контекстах будут обозначать разные явления, что не всегда понятно тем, кто изучает язык не окунаясь в культуру его носителей. Потому еще одним важным аспектом изучения вопросов правильного чтения и познания языка, заключается в изучении культуры, которая и является своего рода передатчиком языковых основ. Зная культуру, историю, характер народа можно не только вникнуть в суть языкознания, но так же и оказаться в состоянии абсолютного понимания того что говоришь, пишешь и даже лишиться акцента, который часто выдает искусственного билингва.

2 стр., 797 слов

Тема: «Полустандартизированная беседа (на материале изучения самооценки взрослого человека).»

... исследований» Тема: «Полустандартизированная беседа (на материале изучения самооценки взрослого человека).» Выполнила: Кривольцевич Е.В. студентка 2 ... трудности выразить свои заботы и проблемы; · является человеком, занимающим более высокое положение. Рефлексивное слушание характеризуется активной ... субъектом своей ценности по сравнению с другими людьми. Предлагаемая в данном случае процедура позволяет ...

Безусловно, речевая деятельность — это начало для изучения языка, а потому и начальная стадия чтения, так как в процессе общения происходит познавательная деятельность человека, но во время чтения он узнает грамматику, орфографию и понимает лучше фонетику.

Сегодня для всех очевидным является то обстоятельство, что формированию речевой деятельности, для реализации техники чтения, необходимо уделять больше внимания в системе среднего образования, ведь она обусловливает, с одной стороны, личностное развитие выпускника, а с другой, уровень развития общества в целом, так как позволяет человеку в его дальнейшей деятельности опираться на твердое представление о том, что его знания не уступают другим.

Таким образом, можно отметить, что чтение, как вид речевой деятельности, это не просто результат изучения языка, но так же показатель уровень развития человека, так как позволяет определить его умение взаимодействовать с другими людьми, а так же позволяет отметить просвещенность человека и уровень его культуры. С другой стороны, необходимо отметить и психологическую составляющую данного процесса человеческой активности, которая показывает, что на первоначальном этапе, когда ребенок только идет в школу, его желание научиться читать довольно велико и это связано с множеством факторов, но самое главное в данный момент не «отбить» желания учиться, что вполне возможно если учащийся столкнется с некомпетентным педагогом или просто, последний не сможет подобрать подход к конкретному ребенку. Именно по этому на современном этапе развития образовательной системе предпочтение отдается личностному и компетентностному подходам, которые направлены на развитие у обучаемых навыков, умений, желаний и знаний. Но безусловно, это не возможно без правильного осознания психологической составляющей процесса обучения.

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

... в умения и навыки; выделяются новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности был описан А. Н. Леонтьевым и получил ... связаны привычки. Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, ... мысли, отношения и действия чело века в конкретный период времени). Страсть— это интенсивное, обобщенное и продолжительное ...

.2 Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении чтению на иностранном языке

Подходя к вопросу изучения психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении чтению на иностранном языке, необходимо отметить, что работ написанных на эту тему очень много. И отечественные и зарубежные авторы задаются вопросами о привлечении внимания учащихся к изучению языка с более глубоких позиций. Это естественно, ведь все последующие годы своего обучения они будут строить на двух моментах — чтение и письмо, а потому уже на ранних этапах начальной школы необходимо развить у ребенка интерес к языкознанию.

Такие авторы, как Егорова И.М., А.Н. Саржанова, Н.И. Пирогов, И. Унт, П. Серчем, А. Ферьер и многие другие считают, что ребенок, при поступлении в школу нуждается в участии и индивидуальном подходе к каждому. Что касается преподавателей, то они должны учитывать особенности психологического развития малолетних и конечно же вникать в историю семьи каждого. Возможно, благодаря разработкам этих авторов процесс обучения в мире основывается на разделении по возраста и самой учебной программы.

Так, если взять за пример Россию, то как известно, среднее образование разбивают на 3 ступени — начальная школа (1−4 класс), когда 1−3 преподавателя работают с учащимися, при этом в основными занятиями руководит один человек — классный руководитель, обучение проводится в одном кабинете (за исключением физической культуры) и смена преподавателей происходит не часто, так как классный руководитель должен быть в курсе всего того что происходит в семье ребенка, что бы оптимизировать процесс обучения. А если и происходит, то в ряде школ начиная с 1 класса идет обучение иностранному языку и учащиеся осваивают новый язык с самых азов — в не зависимости от того, учили ли они иностранный в детском саду или нет, так как в большинстве своем, перед подготовкой в школу упор родителями делался на родной язык и все знания, которые были получены в детском саду нуждаются в повторении и закреплении.

5 стр., 2424 слов

Анализ психологических особенностей учащихся школ в условиях пробной реализации профильного обучения

... диагностические мероприятия по анализу психологических особенностей учащихся старших классов школ в условиях пробной реализации профильного обучения. Создаются специальные организационные и методические ... картину мира /2/. Анализ психологических особенностей учащихся старших классов школ в условиях пробной реализации профильного обучения представляется нами как исследование позволяющее отследить ...

Все последующие стадии развития — не оконченное среднее — 5- 9 классы и среднее образование 10−11 классы являются непосредственным результатом того как были сформированы интересы учащихся в начальной школе (если в ребенке видели неуправляемого бездельника и даже хулигана, то таким он и будет дальше, а если выделили, как знающего и умного, то он вполне может закончить обучения с золотой медалью).

Важно так же и то, что в современных российских школах после 4 класса идет разделение на гуманитарный и технический профиль, а в ряде лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранного языка, так же выделяют и лингвистический профиль, где дети уже в 5 классе начинают учить второй язык, а в 7 — третий, при этом на факультативных занятиях им могут предложить изучать дополнительный язык (если несколько лет назад это была латынь, то теперь это китайский).

Но все эти нововведения и требования не решают проблему индивидуального подхода, которая крайне важна для изучения, особенно со стороны психологии человека. Важно отметить, что существует множество подходов к изучению детской психологии, ее периодизации и тонкостям развития, но основным, для изучения в педагогике является периодизация возрастной психологии по трудам Д.Б. Эльконина, который считает, что в основе изучения психологии ребенка должны лежать принципы изучения деятельности ребенка, его склонности к общению и различные новообразования в жизни ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконана включает следующие этапы:

Эпоха раннего детства (до 3 лет).

1.Младенчество (до 1 года).

9 стр., 4205 слов

Как увлечь ребенка чтением

... как вы! Как увлечь ребенка чтением Сегодня, когда на выбор родителям предлагается множество методик раннего обучения чтению - от кубиков Зайцева до ... важны сами по себе результаты творческой деятельности? Стоит ли перед нами задача научить ребенка рисовать, скажем, лошадку (по сути ... активно ее усваивает. Поэтому первые годы- самый подходящий период, чтобы культивировать в малыше тягу к познанию. Самый ...

2.Ранний возраст (собственно раннее детство) (1−3 года).

Эпоха детства (3−11 лет).

1.Дошкольное детство (3−7 лет).

Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Именно в это время ребенка можно учить и ему это будет нравится, но только если заниматься этим систематически, то все получится и не будет сложностей, а если не заниматься системно, то может оказаться, что за период игр в планшете или просмотр мультиков ребенок не просто забыл все то, чему его учили, но и осознал одну простую вещь — учиться — сложно, а главное, что ему это не нужно и не интересно. А потому, это очень важный период в жизни как ребенка, так и его родителей.

2.Младшее школьное детство (7−11 лет).

Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими — его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Это очень сложный период с точки зрения обучения, так как все склонности ребенка к той или иной области знания выявляются и становится ясна его дальнейшая учебная деятельность. Не зря на Западе, а теперь и в России по прошествии этого периода детей распределяют по направлениям в знании. Но с другой стороны в это же время развивается и отношение ребенка к учебе, так как он оказывается либо в ведомых, либо в лидерах, либо в аутсайдерах. И в данном ключе разделение детей на новые классы не поможет, точно так же как и в дальнейшем уже не получится привить ребенку любовь к знанию, чтению или письму, обычно, в таких детях нелюбовь к учебной деятельность сохраняется и они так и остаются в числе тех, кто плохо и медленно читает, пишет с ошибками, не понимает формулы и вообще смысл учебы видит только лишь в том, что бы на руках был какой-то аттестат, так как этого хотят родители. А потому, период 7−11 лет — это ключевой момент в процессе становления ребенка как школьника и как личности.

Эпоха подростничества (11−14 лет).

1.Младшее подростничество (11−14 лет).

2.Юность — старшее подростничество (14−17 лет).

Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии.

Содержательное раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике и поведении ребенка.

Естественным является и то, что каждый период жизни ребенка, который выделяет Эльконин Д.Б., характеризуется своими специфическими особенностями как личности, так и восприятия мира ребенком. Добавить можно и то, что переход от одной стадии к другой, как отмечают исследователи, характеризуется кризисами (3, 7, 11, 14 лет) и естественно эти кризисы не заканчиваются на детском — школьном возрасте, они сопровождают человека всю его жизнь, так как в определенный период своей жизни человек сталкивается с явными противоречиями того чего он хотел и что получил в результате.

Наиболее интересным, с точки зрения процессов познания и приобщения ребенка к чтению, является кризис 7 лет, который определяется поступлением в школу — к этому времени ребенок начинает осознавать место своей семьи в мире — на сколько она отличается от семей других детей и здесь идет своего рода перелом, так как в это время ребенок либо стыдится правды о совей семье, либо гордится своими родителями и окружением, что безусловно сказывается на его поведении в школе и среди сверстников. Важно отметить, что именно в это время ребенок начинает стыдится и себя, особенно это заметно в тех случаях, когда других детей родители готовили к школе, они учатся хорошо, так как понимают то, что хочет от них учитель, а он не может похвастаться такими знаниями и в результате оказывается в отстающих. последнее обстоятельство заставляете ребенка замкнуться и не реагировать на предложения учителя почитать или пересказать что-либо. А потому, кризис 7 лет можно рассматривать как основополагающий кризис, именно от того как ребенок выйдет из него будет завесить его дальнейшая жизнь и деятельность. В то же время, нельзя забывать и том, что в 7 лет идет развитие интеллектуальных операций: сравнения, обобщения ориентировки, классификации, кодирования, переход от наглядно-образного к словесному, критическому мышлению. Увеличивается доля продуктивных действий мышления. Мнемическая деятельность становится более совершенной. Увеличивается объем памяти. Формируется логическая память, продуктивные способы запоминания.

Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе:

1. Практическая направленность процесса обучения:

формулирование конкретных коммуникативно-мотивированных заданий, позволяющих не только освоить новые знания и навыки, но и понять содержание и смысл читаемого;

обязательное выделение громкоречевого (термин Эльконина Д.Б.) этапа чтения, способствующего закреплению навыков артикуляции и интонирования, фонетически правильной речи и «внутреннего слуха».

. Дифференцированный подход в обучении:

учет возрастных психологических особенностей учащихся;

использование аналитических и синтетических упражнений.

. Интегрированный и функциональный подход в обучении:

построение обучения чтению на основе устного опережения.

. Учет особенностей родного языка:

использование положительного переноса навыков чтения, формируемых или уже сформированных на родном языке учащихся;

максимальное снижение интерферирующего влияния навыков чтения родного языка, связанного с особенностями русского языка (фонематическое письмо и слоговое чтение), путем объяснения, сопоставления, демонстрации способов действия и обильной тренировки в чтении.

. Доступность, посильность и сознательность обучения.

. Комплексный подход к формированию мотивации:

уделение на уроке большого внимания выполнению игровых заданий, действию в проблемных ситуациях коммуникативного характера;

использование различных видов наглядности, стимулирующих осмысление нового материала, создание ассоциативных связей, опор, способствующих лучшему усвоению правил чтения, графических образов слов, интонационных моделей фраз.

Конечно, перечень кризисов на этом не заканчивается, особенно если учесть, что для некоторых людей, в зависимости от окружения, переходный период в жизни может не закончиться вплоть до 27 лет, но для определения заинтересованности ребенка в учебной деятельности можно ограничиться 14 годами, так как в 14−16 лет дети меняют учебное заведение или отношение к образованию коренным образом, что безусловно сказывается и на их будущем, но главное в их языковой культуре останутся те знания, которые были заложены задолго до наступления переходного возраста.

Таким образом, необходимо отметить, что психологическая составляющая развития ребенка является основной в процессе обучения и восприятия окружающего мира. Кроме того, на современном этапе очень важно для педагогов начальной школы опираться на индивидуальный подход в образовании учащихся, так как именно от того как педагог будет определять дальнейшую деятельность учащихся, будет зависеть и то, каким окажется будущее ученика — станет он троечником или отличником, будет прилежно заниматься или откажется от понимания значимости обучения. Последнее особенно важно в процессе начального образования, так как интерес к знаниям возникает далеко не у всех детей, которые пришли в школу и задача педагога этот интерес пробудить, найти варианты подхода к самым разным ученикам и объяснить зачем необходимо изучать тот или иной предмет. Особенно это актуально на данный момент развития общества, так как в последние несколько десятилетий школьники фактически отказываются от понимания важности получения образования, так как в их сознании крепко закрепляется идея о том, что главное в жизни — это деньги, а все остальное придет со временем. И задача преподавателя донести до сознания учеников, что если они не будут уметь читать, считать, писать и грамотно говорить, а так же знать свою культуру, историю, географию и другие предметы, то и получить хорошее место в мире они так же не смогут. Но это, безусловно будет зависеть от тех методов и подходов преподавателя, которыми он пользуется в процессе образовательной деятельности учащихся.

2. Преподавательский подход к вопросам обучения чтению

.1 Основные методы, подходы к обучению чтению на начальном этапе

Безусловно, все те, кто работают в детских садах, школах, средне специальных учебных заведениях и ВУЗах имеют педагогическое или профильное образование, что должно гарантировать умение работать с учащимися и подбирать подходящие методы и подходы к обучению. Однако, на практике это далеко не всегда реализовывается.

По факту, как часто и много бы не писали исследователи о необходимости индивидуальной работы с детьми и выбору оптимальных решений при проведении уроков, а так же подбору методов и приемов вовлечения ребенка в образовательный процесс, далеко не все зависит от самого учителя, так как чаще всего ребенок сам либо идет на контакт и начинает учиться либо отказывается от образовательной деятельности, в пользу игр и развлечений. И такой ребенок, чаще всего и делает атмосферу в классе, так как если не хочет и не учится один, то всегда найдутся и другие, которые тоже не будут делать то что говорит учитель. В такой обстановке, и в ограниченные временные рамки, крайне сложно бывает вложить все запланированные действия. Поэтому, сегодня школа начинает отказываться от воспитательных методов, перекладывая ответственность на родителей, которые по обычаю считают, что именно школа должна оказывать воспитательное влияние на ребенка. И в результате к моменту окончания обучения (в основном в 9 классе) из школы уходят те, кто ничему не научился и мало что знает, да и на хочет знать. С такими бывшими школьниками сталкиваются преподаватели средне специальных, а дальше и высших учебных заведений.

И получается, что-либо преподаватели были плохими, либо люди изменились. И если последнее, то и методы обучения так же должны меняться.

Одним из возможных эффективных путей повышения качества преподавания иностранного языка в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и познавательным интересам детей младшего возраста.

На первом году обучения предусматривается выявление и развитие тех способностей, без которых невозможно успешное овладение языком. После устного вводного курса учащиеся переходят к чтению, которое начинается с его громко-речевой формы — чтения вслух.

Существуют различные подходы к определению того, когда и как надо начинать обучение чтению на начальном этапе.

Традиционно в методике обучения иностранным языкам говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. В основе любого речевого умения лежат определенные навыки, т. е. те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.

А потому, изучение языка начинается с транскрипций, звуков и букв. При этом, ребенку будет легче, если буквы будут записаны строчками по той же логике, по которой они поются.Обычно алфавит делится в песенке на следующие части:

A B C D E F GI J K L M N O PR S T U V WY Z

Следить за тем, название какой буквы поется, гораздо удобнее, если зрительно алфавит разбит так же, как на слух.

Картонная или пластиковая азбука нравится детям и значительно расширяет возможности в придумывании различных упражнений и игр.

Опорными упражнениями являются следующие:

. Дети смотрят на написанный алфавит и, самостоятельно отыскивая нужные буквы, выкладывают их в алфавитном порядке или в порядке, обратном алфавитному. Важно, чтобы при этом они называли буквы вслух.

. Учитель выкладывает алфавит с небольшими ошибками, а учащиеся, называя буквы вслух, сравнивая тот порядок, который получился, с правильным, находят ошибки.

. Учитель называет строчку из песенки-алфавита, а учащиеся выкладывают эту строчку буквами картонной азбуки.

. Учитель пишет букву, учащиеся находят ее среди картонных букв.

. Учитель называет букву, учащиеся вычисляют ее по написанному алфавиту и находят соответствующую картонную букву.

. Учитель показывает букву, учащиеся вычисляют ее название по написанному алфавиту, называют и рисуют…

. Учитель просит назвать только согласные буквы.

. Учитель просит назвать только гласные буквы, их можно заучить как считалочку: OUY

На этапе повторения можно также использовать следующие упражнения:

подбор пары: к заглавной букве подобрать строчную и наоборот;

вписать в алфавит недостающие буквы;

соотнести звук с буквой, которая его обозначает:[k] P [z][f] V [l][n] H [p][t] Z [v][d] L [h]

На выработку автоматизма при чтении по изученным правилам можно предлагать учащимся столбики слов на определенное правило. Например:

[i:] [e]tenTedPegMegred

[ou] [o]notgotfrom

[ai] [i]hisTim

nice Liz

При этом можно включать в урок упражнения на повторение определенных правил и звуко — буквенных соответствий:

. звуко — буквенный анализ слова: сколько в слове букв, сколько звуков, какой буквой обозначен определенный звук.

. какой звук дает эта буква при чтении.

. назовите слова, в которых встречается данный звук.

Г. В. Рогова и И.Н. Верещагина указывают также на большую трудность чтения гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man-name, day-rain, this-think, pencil-cat, Geography-garden, window-down. Учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах и перед «г»; чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как — tion, — sion, — ous, — igh.

Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др.

Обучение чтению слов может осуществляться:

на основе слов с аналогичным звуком, читаемых по правилам. Слова, не поддающиеся этому правилу, но с тем же звуком, включаются в ряд этих слов, например duck, run, jump, son, mother;

с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук, например [u:]: too, school, fruit, ruler, blue, two, do;

с использованием полной транскрипции, например autumn ['o:tm], daughter ['do:ta];

по аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать новое слово light. (Для правила мало слов, а установить ассоциацию нужно).

Или brought-thought, ring-bring, drink-think. В этом случае можно использовать доску и осуществлять замену буквы, которая меняет значение слова: sing, меняется первая буква на r — ring, приписывается буква b — bring.

Во всех случаях желательно, чтобы первыми читали дети, чтобы учащиеся читали осознанно; на основе чтения за учителем или диктором слов. В этом случае овладение чтением таких слов происходит на основе имитации.

Далее учащиеся приступают к чтению словосочетаний и предложений и, следовательно, к правильному их оформлению.

После предтекстового этапа перед учащимися ставится задача прочитать текст, проверить свои первоначальные предположения и провести диалог с автором.

Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.

При повторном чтении текста учащиеся решают различные коммуникативные задачи:

выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);

делят текст на смысловые куски;

определяют основную мысль каждой части текста;

выделяют ключевые слова в каждой части текста;

отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов;

устанавливают связи между частями текста.

Далее следует беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение вслух.

В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагаются задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:

нарисуйте, начертите…

перескажите, расскажите, спишите, докажите…

напишите, продолжите, закончите, дополните…

Таким образом, в основе формирования техники чтения лежат следующие операции:

соотнесение зрительного / графического образа речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом;

соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением.

Задачи учителя при формировании техники чтения заключаются в том, чтобы:

как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образом речевой единицы и ее значением;

последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;

сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.

Таким образом, к основным методам и подходам к формированию навыков чтения и понимания у школьников на раннем этапе являются традиционные способы развития умений: чтение вслух, про себя, разработка зрительной и слуховой памяти, работа на внимательность и заинтересованность. Кроме того, основным подходом можно назвать развитие темпов чтения, грамотность и осознанность прочитанного, что так же подразумевает довольно обширные и систематизированные методы работы с детьми, особенно, если вопрос затрагивает изучение иностранного языка.

2.2 Некоторые вопросы совершенствования умения чтения на иностранном языке на начальном этапе

Процесс чтения сопровождается такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, умозаключение и др. Читатель получает в результате информацию, которая очень важна в процессе коммуникативно-общественной деятельности. Чтение способствует усвоению опыта всех тех богатств, которые выработало человечество в различных сферах жизни, оно развивает интеллект, обучает и воспитывает.

Как показали исследования последнего десятилетия, чтение дает возможность читателям мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречия, наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить верные решения.

Задачи, которые приходится читающему решать в процессе чтения, можно условно объединить по уровням переработки информации в три группы. Задачи первой связаны с процессами восприятия графических комплексов и их «перекодирования» в значимые единицы; второй — с извлечением фактической информации текста; третьей — с осмыслением уже извлеченной информации. Решение задач первых 2 групп основывается непосредственно на материале текста и находит свое выражение в полноте и точности понимания; решение задач третьей группы отчасти выходит за пределы текстового материала как такового и проявляется в такой характеристике понимания как его глубина. Различают умения, связанные с пониманием языкового материала (первая группа задач), и умения, связанные с пониманием содержания текста (задачи двух других групп).

Эти умения, в свою очередь, состоят из более элементарных, хотя они также очень сложны по своей структуре, соотносимых с задачами более частного порядка. Последние и являются объектами тренировки в упражнениях.

. Умения, связанные с пониманием языкового материала, обеспечивающие переработку информации на языковом уровне. Эта группа распадается на умения, связанные с восприятием и перекодированием: материала, известного студентам и ранее неизвестного (до момента чтения).

Упражнения, развивающие эти умения, подготавливают средства осуществления деятельности, т. е. обеспечивают специфическое для чтения владение языковым материалом (лексикой и грамматикой).

Выполнение этих упражнений связано с решением ряда задач. Первая задача — научить учащихся быстро узнавать изучаемые слова в любом контексте (так как слово имеет способность «теряться» среди других), а также соотносить его словарное значение с контекстом предложения, т. е. различать его лексико-семантические варианты.

Вторая задача — научить учащихся устанавливать смысловые отношения между словами предложения, а затем — между предложениями, а также между абзацами. Большую роль в формировании рассматриваемого умения играют задания, требующие объединения последовательно воспринимаемых слов в синтагмы (в смысловые куски разных уровней).

Сначала такие упражнения выполняются вслух, а затем необходимая быстрота достигается путем выполнения аналогичных упражнений и при чтении про себя. Особое внимание следует уделять языковым средствам, оформляющим смысловые связи между отдельными предложениями и абзацами (основные слова, наречия, фразы-клише и т. д.).

Третья задача — научить учащихся воспринимать предложение как смысловое целое. Для этого задания должны заставлять студента давать целостную оценку предложения:

определять отношение автора, найти среди ряда предложений пары предложений, выражающих одну и ту же мысль;

по предложению найти среди ряда слов то, которое оно определяет;

Четвертая задача — научить учащихся выделять в предложении главное и второстепенное. Процесс понимания текста связан с процессами отвлечения от несущественных деталей и обобщения центральных моментов. Для того чтобы учащийся мог справляться с этой задачей при чтении текста, чтобы он понимал, что уже в предложении разные слова несут различную информационную нагрузку. С этой целью используются различные упражнения, связанные с сокращением и расширением предложений, требующие выделения в предложениях так называемых ключевых слов и т. д. При оперировании неизвестным языковым материалом (лексикой) и при самостоятельном чтении на иностранном языке студенты неизбежно будут сталкиваться с незнакомыми словами. Поэтому за время обучения необходимо научить студента определять их значения так, чтобы это не нарушало процесса чтения как процесса получения информации.

. Умения, связанные с пониманием содержания текста.

Это требует от ученика, во-первых, умения выделять в тексте отдельные его элементы, смысловые вехи (опорные, ключевые слова) и наиболее существенные факты, во-вторых, он должен обобщать, синтезировать полученные факты в результате установления связи между ними — по формальным (языковым) признакам и на основе логики изложения — и определения «темы» отрывка. Наконец, студент должен соотносить отдельные части текста друг с другом: организовывать факты и события в логической, хронологической или какой-либо иной последовательности, группировать факты, определять связь между событиями и т. д.

Серия упражнений, операций, ведущих учащихся от исходного к целевому, ее эффективность определяют успешность той или иной методики преподавания иностранного языка. Иными словами, при обучении иностранному языку готовый жесткий текст разбивается на его составляющие, при этом, естественно, теряется его целостность. Конечно, в задачи методики не входит бережное обращение с текстом (как при переводе), скорее, наоборот, на основе исходного, предлагаемого обучаемому текста задачей ставится получить на выходе новый текст, текст, в котором автором был бы уже сам обучаемый (при говорении, письме, либо при чтении, аудировании).

В итоге ученик должен получить знание содержания текста.

Таким образом, можно заключить, что чтение — результат грамотного говорения, а последнее должно быть грамотно построенным, что определяется уровнем понимания текста и существующих в иностранном языке грамматических систем построения предложения. И естественно, что для правильного говорения крайне необходимо постоянно выполнять множество упражнений на развитие техники чтения.

3. Система упражнений для формирования умений читать

Процесс овладения языком — сложный, но необходимый и при правильной постановке порождает большой интерес в сознании учащегося. Именно это обстоятельство привело к тому, что сегодня все больше подростков стремится читать не переведенные книги, а оригинальные, многие методики преподавания порождают серьезный интерес к классическому иностранному кино, без перевода. а ряд школьников предпочитают смотреть мультфильмы без перевода, таким образом изучая и закрепляя знания по тому или иному языку.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Дотекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных позновательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;

вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих конкретному виду чтения навыков и умений.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

В заданиях к текстам про себя отражается также их языковая сложность. При обучении чтению учащимся предъявляются тексты, как со снятыми, так и с неснятыми трудностями, при этом главным остается решение смысловых задач. Задания, фиксирующие внимание на языковом материале и снимающие языковые трудности, выполняют роль, средства и носят подчиненный характер. Ниже предлагаются задания к текстам.

Задания, связанные с контролем понимания текста.

Прочитайте текст и покажите соответствующие предметы на картинке.

Прочитайте текст. Выберите из данных здесь картинок ту, которая соответствует содержанию текста; назовите ее номер (поднимите сигнальную карту с соответствующим номером).

Прочитайте текст и предложения под чертой. Укажите с помощью сигнальной карты номер предложения, которое не соответствует содержанию текста.

Прочитайте текст и предложения под чертой. На листке бумаги с номерами предложений поставьте знак +, если предложение соответствует содержанию текста, и знак — если не соответствует.

Прочитайте предложения и поставьте на листе рядом с номером предложения знак +, если то, о чем вы читаете, соответствует действительности, и вы можете это отнести к себе. Если нет, ставьте знак -.

Прочитайте текст и пронумеруйте картинки в соответствии с последовательностью разворачивающегося содержания.

Примыкают к этим так называемые «поступочные» упражнения, задания которых подсказывают конкретные действия:

Прочитайте текст и нарисуйте… (или вариант: подберите картинку, соответствующую содержанию).

Прочитайте текст и решите содержащиеся в нем арифметические задачи.

Прочитайте текст-инструкцию и сделайте сами это елочное украшение.

В настоящее время чаще при обучении чтению используются тестовые задания, в которых применяется символика, т. е. цифры и буквы для проявления понимания. Чаще всего в связи с чтением используются тесты множественного выбора и тесты на сопоставление.

Задания, предполагающие цитирование из текста. Точное цитирование — убедительное доказательство понимания без использования продуктивных форм работы; цитируя, читатель использует готовый материал текста, выбрав его в соответствии со смысловой задачей. При цитировании чтение про себя сочетается с чтением вслух (а иногда и с письмом).

Упражнения в цитировании занимают большое место в работе над чтением. Иногда цитирование служит только средством выявления, насколько внимательно был прочитан текст. В этом случае задание направлено на то, чтобы отыскать в тексте предложение, подсказанное русским эквивалентом. Например: «Найдите в тексте предложения, соответствующие следующим предложениям…». Цитаты могут приводиться для подтверждения / опровержения явлений фактического характера и для решения проблемных вопросов. Цитирование имеет место на всех этапах обучения.

Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями. Они занимают большое место среди упражнений, стимулирующих и контролирующих понимание текста.

Существует много разновидностей вопросов, направленных на выявление понимания. Возможны вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, т. е. готовый материал. Довольно типичны в этой связи задания: «Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы». Выполнение задания такого рода может достаточно надежно показать понимание.

Естественно, что помимо перечисленных, можно предложить еще множество других упражнении на развитии навыков чтения, но все они будут опираться на идею уже существующих у ученика определенных навыков и знаний, а главной задачей, которая будет стоять перед учителем будет заключаться в необходимости заложить основы и заинтересовать ученика, вовлечь его в процесс обучения.

Заключение

Подводя итог проделанной работе, необходимо еще раз подчеркнуть сделанные выводы: чтение, как вид речевой деятельности, это не просто результат изучения языка, но так же показатель уровень развития человека, так как позволяет определить его умение взаимодействовать с другими людьми, а так же позволяет отметить просвещенность человека и уровень его культуры. С другой стороны, необходимо отметить и психологическую составляющую данного процесса человеческой активности, которая показывает, что на первоначальном этапе, когда ребенок только идет в школу, его желание научиться читать довольно велико и это связано с множеством факторов, но самое главное в данный момент не «отбить» желания учиться, что вполне возможно если учащийся столкнется с некомпетентным педагогом или просто, последний не сможет подобрать подход к конкретному ребенку. Именно по этому на современном этапе развития образовательной системе предпочтение отдается личностному и компетентностному подходам, которые направлены на развитие у обучаемых навыков, умений, желаний и знаний. Но безусловно, это не возможно без правильного осознания психологической составляющей процесса обучения;

психологическая составляющая развития ребенка является основной в процессе обучения и восприятия окружающего мира. Кроме того, на современном этапе очень важно для педагогов начальной школы опираться на индивидуальный подход в образовании учащихся, так как именно от того как педагог будет определять дальнейшую деятельность учащихся, будет зависеть и то, каким окажется будущее ученика — станет он троечником или отличником, будет прилежно заниматься или откажется от понимания значимости обучения. Последнее особенно важно в процессе начального образования, так как интерес к знаниям возникает далеко не у всех детей, которые пришли в школу и задача педагога этот интерес пробудить, найти варианты подхода к самым разным ученикам и объяснить зачем необходимо изучать тот или иной предмет. Особенно это актуально на данный момент развития общества, так как в последние несколько десятилетий школьники фактически отказываются от понимания важности получения образования, так как в их сознании крепко закрепляется идея о том, что главное в жизни — это деньги, а все остальное придет со временем. И задача преподавателя донести до сознания учеников, что если они не будут уметь читать, считать, писать и грамотно говорить, а так же знать свою культуру, историю, географию и другие предметы, то и получить хорошее место в мире они так же не смогут. Но это, безусловно будет зависеть от тех методов и подходов преподавателя, которыми он пользуется в процессе образовательной деятельности учащихся;

к основным методам и подходам к формированию навыков чтения и понимания у школьников на раннем этапе являются традиционные способы развития умений: чтение вслух, про себя, разработка зрительной и слуховой памяти, работа на внимательность и заинтересованность. Кроме того, основным подходом можно назвать развитие темпов чтения, грамотность и осознанность прочитанного, что так же подразумевает довольно обширные и систематизированные методы работы с детьми, особенно, если вопрос затрагивает изучение иностранного языка;

чтение — результат грамотного говорения, а последнее должно быть грамотно построенным, что определяется уровнем понимания текста и существующих в иностранном языке грамматических систем построения предложения. И естественно, что для правильного говорения крайне необходимо постоянно выполнять множество упражнений на развитие техники чтения

Список использованной литературы

1.Гасанова П.М., Буйских Т.М. Обучение чтению как виду речевой деятельности // Научный стиль. 2012. № 2. Том 3. С. 372−380

2.Киселева Е.Ю., Горбунова Т.С. Фонетические игры и упражнения на начальном этапе обучения языку // Языкознание. 2014. № 3. С. 180−185

.Ламзин С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Языкознание. 2011. № 33. С. 81−93

.Лежава Л.В. Комплекс упражнений при обучении чтению // Педагогика. № 37. 2009. С. 78−84

5.Макарова Л.Н. Развитие стиля педагогической деятельности преподавателя // Педагогика. 2015. № 6. С. 72−80

6.Менаенко М.П. Речевая компетентность личности // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 10. Том9. С. 223−232

7.Мишина Е.Ю., Тартаковская Е.В. Обучение чтению как виду речевой деятельности // Педагогика. 2014. № 2 (20).

Том 5. С. 178−186

.Проблема возрастной периодизации в трудах Д.Б. Эльконина // #"justify">.Саржанова А.Н. Теоретические аспекты индивидуализации обучения чтению // Новая педагогика. 2012. № 1 (12).

С. 234−238

10.Саржанова А.Н., Квасных Г. С. Реализация индивидуально-дифференцированной системы обучения чтению первоклассников // Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 195−198

.Ткачева Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2).

С. 50−53

.Учебно-методическое пособие по обучению чтению на уроках английского языка на начальном этапе //#"justify">.Формирование навыков чтения на начальном этапе // #"justify">.Шихалеева Э.Е. Развитие критического мышления как средство формирования коммуникативных навыков на начальном этапе обучения иностранному языку // Педагогика. 2013. № 3. С. 22−27

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector