Психологические проблемы возрастов


Психология и воспитание

Психологические проблемы возрастов

Друга в горы возьми, рискни!

Наши дети такие разные. Одни уже в 12 лет мнят себя взрослыми, способными самостоятельно решать, что им делать и кто виноват. Другие, наоборот, замыкаются в себе, и родителям никак не удается вытащить их из ракушек. Третьи — вообще пока не способны ни следить за собой, ни отвечать за свои поступки. Но все дети упрямятся, дуются, капризничают и спорят. Ну просто не подступиться.

А ведь так хочется достучаться до них, уберечь от ошибок и научить самому главному: Справедливости и Честности, Смелости и Доброте. Хочется, чтобы они не путали упорство и упрямство, отвагу и лихачество, гордость и заносчивость. Только как это сделать? Ведь все эти громкие, пафосные слова, с помощью которых учили жизни нас, бывшую пионерию, нынешнее поколение на дух не переносит. А просто поговорить — некогда. Все заняты: родители — работой, дети — уроками, факультативами, репетиторами, тренировками. И часто бывает, что дни, недели, месяцы пролетают, а времени на душевный разговор с ребенком так и не находится. Все спешат. «Как дела?» — «Нормально». — «Уроки сделал?» — «Давно». — «Что в школе нового?» — «Все по-старому». А время идет, время уходит…
Но сейчас мы не будем говорить о том, сколько минут в день нужно уделять беседе с ребенком, как строить разговор, чтобы понять друг друга. Не будем касаться и прочих педагогически-психологических родительских тонкостей. Мы поговорим о… каникулах. О том страшном времени, когда свобода так притягательна и так опасна. О том добром времени, когда дети могут узнать самих себя, разобраться в себе.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... на 39 страницах, включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка относится к глубокой древности и связано с ... тем, что людям необходимо было общаться друг с другом в процессе совместной трудовой ...

Quot;Три кита» для подростка

Существует весьма необычная методика воспитания подростков. Она основана на трех китах: отрыв от знакомой обстановки, довольно серьезные физические нагрузки и полная ответственность самого ребенка за свои решения.
Новая обстановка побуждает подростка отказаться от прежних стереотипов и начать играть непривычную для него роль.
Физические нагрузки естественным образом реализуют избыток энергии, который толкает молодых людей на «подвиги». Кроме того, трудности быстро расставляют все по своим местам: они выявляют, кто может лишь болтать, а кто по-настоящему волевой человек и надежный товарищ.

Самостоятельно принимать решения — это то, к чему стремится каждый тинейджер. А вот что такое отвечать за это, наши дети пока знают только теоретически. Важно, чтобы они увидели результаты своего поведения, почувствовали, что такое взрослая жизнь, к которой все они считают себя готовыми.
Такие условия может создать турпоход с друзьями (и, конечно же, со взрослыми — руководителями группы), который даст ребятам то, к чему они так стремятся, — самостоятельность.
— Это возможность и необходимость принятия решений, обязанности и права, без которых не обойтись в кочевой жизни. Ведь это не пикник на обочине, а настоящий поход, когда надо рассчитать вес рюкзака, количество еды и питья, собственные силы и силы своих соратников. Например, с неправильно сложенным рюкзаком его хозяин будет плестись в «хвосте», задерживая всю группу. Если палатку поставить плохо, ее зальет первый же дождик. А чего стоят дежурства «по кухне», невзирая на свои умения и непогоду. Придется рубить дрова, поддерживать огонь, мыть котлы, чтобы было на чем и в чем приготовить чай и кашу. Если не справишься, все останутся голодными. Здесь нет мелочей, от которых можно отмахнуться: «Подумаешь, как-нибудь да будет».

Не в цене крутизна джинсов и навороченность новой мобилки. Тут важны сила духа и готовность прийти на помощь. Вот почему все больше вполне обеспеченных мам и пап, отправляясь отдыхать в Эмираты, «сдают» свое избалованное чадо педагогам-инструкторам.
— Это театр, где каждый ребенок может выразить свои чувства, победить страхи, и на премьере всем показать, на что он способен. Это спектакль, который готовят профессиональные режиссеры, а значит, он совершенно не похож на школьный капустник. Здесь есть пробы, утверждение на роль и ежедневные многочасовые репетиции. А в перерывах — специальные тренинги, которые помогают абстрагироваться от зала и не бояться быть самим собой, находясь в центре внимания. Если ты сыграл плохо, никто не будет лукавить и гладить по головке, а если забыл слова, то краснеть от стыда придется не только тебе, но и всей группе.
— Это горы, скальные восхождения. Именно они воспитывают в человеке чувство команды: один за всех, все за одного. Детей в возрасте от 7 до 16 лет на две недели отдают в полное распоряжение инструкторов по альпинизму. Никаких мам и пап, никаких бабушек и дедушек — только горы. Тут не какая-то виртуальная связь с туманным будущим: «Не будешь делать уроки — пойдешь на пирожковую фабрику!» Здесь вполне конкретная ответственность за жизнь напарника по связке во время покорения крымских вершин. Все просто: ты победишь себя и сделаешь это, или тебя «сделают». И никаких поблажек и ошибок. Ведь когда ты страхуешь товарища, от твоего внимания и собранности зависит все. В горах для ребенка (как и для любого человека) главными противниками становятся не учитель и родитель, а его, ребенка, собственные недостатки и слабости. Это они мешают победить, тянут вниз. И обвинять некого, кроме самого себя.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... этапе. Не случайно ее называют «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - ... условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения пению. Решение данной проблемы обусловило постановку ...

Самостоятельно принимать решения — это то, к чему стремится каждый тинейджер. А вот что такое отвечать за это, наши дети пока знают только…

Походная терапия

Моральные встряски для среднестатистического избалованного «телевизионного» и «компьютерного» чада не могут пройти бесследно. И не проходят. «Что вы сделали с моим сыном?! С ним ведь теперь можно разговаривать, как с человеком!» «Мой ребенок больше не боится отвечать у доски», «Дочь стала понимать, что я волнуюсь из-за ее поздних приходов домой», «Мы с сыном наконец нашли общий язык!» — удивляются родители.

История 1.

— С недавних пор наша 10-летняя Алинка похожа на ежика. Ей кажется, что ее не понимают, что за ее спиной над ней смеются. Девочка стала пугливой, необщительной — говорит, что с ней неинтересно общаться, дружить. Мы в отчаянии: что делать с дочкой? И убеждаем ее, и примеры из жизни приводим, и книжки правильные читаем. Но все без толку. Она просто патологически не уверена в себе. Как помочь ребенку?
Комментарий психолога. Скорее всего, в школе Алина пережила какую-то неприятную ситуацию, которая пошатнула ее веру в себя. В таком случае лучше всего полностью поменять обстановку. Тогда неприятное прошлое, грустные воспоминания не будут тяготить девочку. А новые впечатления, знакомства помогут ей стать более самостоятельной и независимой от чужого мнения. Алина отправилась в поход с туристической секцией, в которую ее записала мама.
Отзыв инструктора Ирины АНДРЕЕНКО. В первые дни девочка сторонилась детей, отмалчивалась, очень скучала по родителям. Но вот у нее первой получилось развести костер, она победила в конкурсе на самый красивый бутерброд, и Алина стала меняться! А после того, как ее утвердили на интересную роль в спектакле, ее комплексы растаяли. К концу второй недели Алину уже было не узнать: боевой «чертенок», заводила лагерных конкурсов, попрыгунья и хохотушка.

История 2.

— Моему сыну Саше12 лет. Я понимаю, у него переходный возраст, и мне нужно быть более терпимой, понимающей. Но я не могу. Мы с мужем зашиваемся на работе, чтобы у сына были приличные вещи. Покупаем все, что так ценит сегодняшняя молодежь. И Саша видит, как нам тяжело. Но ни о каком уважении, взаимовыручке, да хотя бы моральной поддержке и речи нет! Прошу встретить меня, чтобы помочь донести тяжелые сумки, а он делает вид, будто с телефоном неполадки и больше не берет трубку. Потом говорит, что не понял, что это я звонила. Казалось бы, мелочь, но так у нас все. А если мы пытаемся с сыном поговорить, он в ответ хмыкает: «Туфта» — и уходит к друзьям.
Комментарий психолога. Сейчас ответственность за свое поведение Саша возложил на родителей, которые хоть и пытаются как-то вразумить взрослеющего сына, но в то же время по-прежнему видят в нем маленького ребенка. В этом возрасте мальчику необходимо дать понять, что он в ответе за себя, за свои решения и поступки. Саша поехал в лагерь в горах для подростков.
Отзыв инструктора Сергея ЧУМАЧЕНКО. В первый же день Саша показал себя рубахой-парнем: шутник, знает много смешных историй, умеет необидно «подколоть» товарища. Но уже во время первого восхождения он не слушал команд руководителя группы, не принял всерьез инструктаж, из-за чего его напарник сорвался со скалы (естественно, тренеры держат вторую страховку — техника безопасности превыше всего).

1 стр., 326 слов

О психологе

... стоит сравнивать ее с астрологией или магией. Когда настоящий психолог пытается вам помочь, он опирается не на древние трактаты, ... остальных профессиях это не является большой проблемой, то для клиентов психолога это чревато серьезными последствиями. Но и это не самое ... страшное. Сейчас развелось очень много "лже-психологов", то есть людей, которые не имеют специального образования (а ...

Но это не произвело на Сашу никакого впечатления. Когда же дети отказались вообще работать с ним, а потом, отвечая в анкете на вопрос «С кем ты пойдешь на восхождение следующей ступени сложности?» — ни один не назвал Сашу, парень занервничал… Ни шутки, ни приколы ему уже не помогали. Он понял, что ошибался…

… На первый взгляд, шаги к изменениям, которые происходят с детьми, очень просты. Но для того, чтобы сделать их, нужно отказаться от изначально ошибочной, но очень живучей педагогической «истины»: воспитывать ребенка — значит, сражаться с его непослушанием. Если уж нам и приходится с чем-то сражаться, так это с трудностями и проблемами наших детей, а главное — с самим духом авторитарной педагогики.

Благодарим за помощь, оказанную при подготовке материала, заместителя начальника контрольно-спасательной службы туристско-спортивного союза Украины Сергея ЧУМАЧЕНКО и психолога Викторию Кириленко

… На первый взгляд, шаги к изменениям, которые происходят с детьми, очень просты. Но для того, чтобы сделать их, нужно отказаться от изначально… Благодарим за помощь, оказанную при подготовке материала, заместителя…

Шпаргалка для туриста

Наш консультант:
начальник 25-й самостоятельной государственной пожарной части Оболонского района г. Киева полковник внутренней службы Юрий ГУБА

Если вы собрались в поход, в горы или просто на пикник, помните о важных правилах.
— Сообщите родным свой маршрут, даты отправления и возвращения, количество людей, которые идут вместе с вами.
— Наденьте удобную одежду и обувь. Помните, что погода (особенно в горах) меняется очень быстро. А одежда детей должна быть еще и яркой.
— Просмотрите карту или план местности и постарайтесь запомнить ориентиры (без них человек начинает кружить по незнакомой территории).
— Убедитесь, что ваше снаряжение в хорошем рабочем состоянии.
— На всякий случай, чтобы не заблудиться, договоритесь о специальных сигналах (свист, крик).
— Избегайте встреч с животными, особенно в ночное время. Опасными могут быть и лоси, и олени, и лисицы — у людей и животных около 150 общих заболеваний.
— Не оставляйте «беспризорной» еду: запасы кладите повыше на дерево, а остатки закапывайте подальше от лагеря.
— Не пользуйтесь болотной водой, не пейте воду из речек и озер. А если вы заметите в них мертвую рыбу, то даже руки мыть нельзя. Наиболее надежные источники воды — ручейки.
— Употреблять в пищу можно только те грибы и ягоды, которые вы хорошо знаете. Ни в коем случае не собирайте их вблизи транспортных магистралей — при таком соседстве даже съедобное становится ядовитым.
— Дети должны знать, что их не накажут за то, что они заблудились (случалось, что ребята прятались от спасателей из-за боязни быть наказанными).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Подготовила Мария ГАЛЬЧЕНКО

 

 

Если вы собрались в поход, в горы или просто на пикник, помните о важных правилах. — Сообщите родным свой маршрут, даты отправления и возвращения,… Подготовила Мария ГАЛЬЧЕНКО