Моделирование процесса замедленного коксования

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

.1 Определение сущности и содержания социально — культурной реабилитации

.2 Нормативно-правовая база социально-культурной реабилитации

Глава 2. Практический аспект социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

.1 Деятельность учреждений и организаций по реабилитации лиц с ограниченными возможностями

.2 Опыт реабилитационной практики в Орловском регионе

Заключение

Литература

Введение

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практике СКД. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальной и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Развитие традиционных и нетрадиционных инструментов милосердия, социальной поддержки и благотворительности всегда имела место в социокультурной сфере в России. Для более глубокого понимания и осмысления сути и содержания этого вида социально-культурной практики необходимо ознакомиться с его ключевыми понятиями.

Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.

Значительную часть этих людей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально- культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально- культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик.

25 стр., 12263 слов

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без ...

... связанном с практическими вопросами социально-психологической реабилитации детей. Почти все из этих критериев являются детерминантами (основополагающими факторами) не только психического здоровья, но и социальной реабилитации. Социальная реабилитация идёт в ...

Сегодня значительная часть населения (как взрослых, так и детей и подростков) испытывает различного рода социальные и физические трудности — экономические проблемы, падение интереса к учебе, саморазвитию и самосовершенствованию, отставание в психическом и физическом развитии, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Наличие различного рода ограничений и проблем, связанных со старением и инвалидностью, нередко сопровождаются снижением уровня культурной активности человека.

В широком смысле социальная реабилитация представляет собой систему юридических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего, по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различных сферах своей жизнедеятельности.

Целью социальной реабилитации является социальная интеграция — процесс, который характеризует меру достижения личностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия ив конкретном социально-культурном пространстве и социальном времени. Соответственно под реинтеграцией следует понимать процесс и характеристику меры восстановления ранее присущих инвалиду, но вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых функций в адекватном для него социально-культурном пространстве.

Процесс социальной реабилитации и содействие интеграции обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества. Таким образом, социальная реабилитация инвалидов — это система и процесс восстановления способностей человека к самостоятельной деятельности во всех сферах общественной жизни.

Объект исследования: деятельность учреждений и организаций социально-культурной сферы по реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: региональный аспект деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы по реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Цель исследования: теоретическое обоснование реабилитационных возможностей деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы.

Задачи:

Выявить сущность и содержание социально-культурной реабилитации.

Изучить нормативно-правовую базу социально-культурной реабилитации.

19 стр., 9189 слов

Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов ...

... цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате: - создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды); - организация жизнедеятельности инвалидов; - социальная адаптация и реабилитация инвалидов, ... производственных возможностей и способностей. В настоящее время процесс социальной реабилитации инвалидов является предметом исследовании в трудах Н.Ф. ...

Охарактеризовать деятельность учреждений и организаций социально-культурной сферы по реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Выявить опыт реабилитационной практики в Орловском регионе.

Методы исследования:

Изучение теоритических источников по проблеме курсовой работы.

Изучение нормативно-правовой базы по проблеме исследования.

Анализ практики реабилитации в учреждениях и организациях социально-культурной сферы.

Глава 1. Теоритические основы социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

.1 Определение сущности и содержания социально — культурной реабилитации

Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Нарушение здоровья — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры или функции организма.

Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомпонентный процесс включает в себя:

. социальную адаптацию — процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия;

. социально-бытовую адаптацию — процесс оптимизации режимов общественной и семейно-бытовой деятельности человека в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним индивида;

. социально-средовую ориентацию — процесс структуризации наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функции индивида с целью последующего подбора на этой основе общественной и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям;

. социально-психологическую и социально-культурную адаптацию — процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, то есть способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально — психологическом взаимодействии (характеризуются по ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в малых и / или больших группах);

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... Это стимулирование социальной активности, духовной реабилитации, адаптации личности. Основные функции социально-культурной деятельности носят социально-защитный ... социально-культурная деятельность имеет культурные цели. Таким образом, социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. ...

. оказание комплекса самых различных социальных услуг: социально- экономических, социально — трудовых, социально- бытовых. Медико-социальных, коррекционных, социально — педагогических, социально — культурных и других.

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни людей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, — такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих людей с ограниченными возможностями.

На многочисленные социально ослабленные и социально не защищенные категории населения, включая в первую очередь детей — сирот и воспитанников детских домов, материально не обеспеченные и многодетные семьи, детей и взрослых с ограниченными возможностями (инвалидов), лиц пожилого и престарелого возраста и других, распространяется и их социально — культурная поддержка и реабилитация.

Это исключительно важная сфера повседневной практической деятельности государственных и негосударственных (общественных, коммерческих, частных) организаций. В данном случае речь идет о практическом решении на уровне каждого социума множества проблем, связанных с отчуждением этой части населения от культурных, духовных благ, созданием полноценной среды для их творческого самоутверждения и саморазвития.

Когда говорят о социально ослабленных или незащищенных слоях населения, имеются в виду не только ограничения, по разным причинам, трудоспособности этих людей, но и ограничения или отклонения от норм их доступа к духовным благам, их социально — культурного функционирования, постоянная или временная утрата ими возможности или способностей к к активному участию в многообразных видах социально культурной деятельности. Следовательно, в основе социально — культурной деятельности общества должна постоянно находиться забота о реабилитации и поддержке этой внушительной массы людей, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений и отклонений.

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями (детей и взрослых — инвалидов, пожилых людей и других) — это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно — досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.

В более узком смысле под социально-культурной реабилитацией человека с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощи этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей, в конечном счете помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве.

23 стр., 11130 слов

Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

... детьми с ограниченными возможностями» рассматриваются проблемы семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями и трудности социально-психологической реабилитации, описываются методы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями ... в работе с детьми с ограниченными возможностями; - рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов; - изучить практический ...

В отличие от процесса первоначального формирования социально-культурных умений и навыков у людей с ограниченными возможностями, который называют абилитацией, социально — культурная реабилитация означает восстановление, возмещение утраченных ими способностей и возможностей самоутверждения и самореализации в различных видах досуга и творчества.

Социальная защита и социально — культурная реабилитация лиц пожилого возраста

Государственная система социальной защиты и реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста предусматривает совместную деятельность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления и учреждений различного уровня по реализации мероприятий в области медицинской, психологической, профессиональной и социальной, в том числе социально-культурной, реабилитации. Одним из наиболее эффективно действующих механизмов этой системы следует считать разработку и проведение в жизнь на федеральном, региональном и местном уровнях проектов и программ, в том числе индивидуальных программ, социально-культурной реабилитации для отдельных категорий инвалидов, пожилых и престарелых граждан.

Содержание социально-культурной реабилитации составляет целый ряд компонентов, имеющих важное значение для преодоления социальной недостаточности инвалидов и людей пожилого возраста.

Информационно-познавательную, просветительную составляющую характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни. Одновременно это означает и устранение недостатков как существующего отношения общества к инвалидам и лицам пожилого возраста, так и их отношения к обществу, изменение нравов, политики, быта, менталитета в сфере межличностных и социальных отношений.

Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечение их книгами, журналами, газетами, социальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещение театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

В зависимости от индивидуальных возможностей целесообразно создать все необходимые условия для творческой самореализации и самоутверждения лиц пожилого возраста, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, амнестико-интеллектуальными нарушениями, людей с выраженным и полным физическим бессилием.

10 стр., 4652 слов

Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями

... центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные ...

Коррекционная составляющая предполагает полное или частичное устранение или компенсацию с помощью социально-культурных занятий ограничений жизнедеятельности и развития личности, преодоление возможных педагогических, воспитательных упущений.

Здесь речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижения соответствующих благоприятных Медико-социальных показателей его здоровья.

Эмоционально-эстетическая составляющая включает эстетическое освоение человеком с ограниченными возможностями окружающего мира, формирование у него способности творить по законам красоты, положительное эмоциональное воздействие среды и занятий на его чувства и переживания, что приносит ему большое удовлетворение и существенно изменяет образ его жизни.

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц пожилого возраста и инвалидов опирается на нормативно-правовые основы. В широком контексте эта деятельность нуждается в надежной законодательной базе. Социально-культурная поддержка незащищенных категорий населения предусматривает осуществление гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих этим категориям защиту их прав и свобод в сфере культуры в соответствии с действующим законодательством, а также создание равных с другими гражданами условий и возможностей их участия в социально-культурной деятельности, различных видах досуга и творчества.

Социально — культурная реабилитация детей-инвалидов

Характерным признаком детей-инвалидов является ограничение жизнедеятельности в период становления личности и формирования высших психических функций. При работе с такими детьми следует учитывать параметры физического развития и биологического возраста ребенка, условий развития, различных патологий и характеристик эмоционально-волевой сферы. Специфика социальной ситуации развития детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в негативном влиянии на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией.

Среди особенностей психической организации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья можно отметить негативное влияние на эмоционально-личностную сферу травмирующей ситуации, дисгармоничного стиля семейного воспитания и неадекватных установок родителей, длительных госпитализаций, что, в конечном счете, откладывает свой отпечаток и проявляется у большинства детей в повышенной раздражительности, тревожности, неуверенности в себе, подавленности, наличии страхов. Также у таких детей наблюдается ограниченный запас знаний и представлений, недоразвитие интеллектуальной сферы. Все это свидетельствует о необходимости психологической поддержки и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое ... восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития ...

Основные направления деятельности социального педагога в работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья являются социокультурная реабилитация и психологическая реабилитация и коррекция.

Социокультурная реабилитация инвалидов — комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации инвалидов в стандартных социокультурных ситуациях. Социокультурная реабилитация может осуществляться в виде мероприятий по арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, проводимых для детей.

Арт-терапия — это лечение прикладным художественным творчеством. Главная цель этой методики — убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное, художественно-прикладное. Это способствует укреплению уверенности в себе, позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха и тревоги. Арт-терапия — это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование).

Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает детей выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, а особенно ценна для тех детей, которые недостаточно хорошо владеют речью. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется изотерапия (рисование).

Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества, так как детям-инвалидам необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята. Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, травмы, постстрессовые расстройства, развитие креативности. Арт-терапия снимает у ребенка самые разные проявления неустойчивости настроения и ситуативной тревоги.

Сказкотерапия — один из способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность ребенка-инвалида. Сказкотерапия — это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия позволяет психологу установить контакт с ребенком. Данный метод основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя определенную роль, проигрывая жизненные ситуации.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные противоречия ... слушательскую, творческую деятельность, и представляет ни с чем не сравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников. Музыкально-творческая способность является универсальной, ...

Выделяют несколько видов сказок для работы с детьми-инвалидами:

дидактические сказки создают положительную мотивацию к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. Преимущество дидактических сказок еще и в том, что ребенок на бессознательно-символическом уровне может находить выход из тревожащих его ситуаций.

психокоррекционные сказки. В них метафорически отражаются эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр. В качестве героя психокоррекционной сказки выступает близкий пациенту по полу, возрасту, характеру, интересам и поведению персонаж. Он может быть как человеческим (мальчик, девочка, принц, принцесса, танцовщица, воин), так и животным, растением и пр., в зависимости от индивидуального предпочтения образа. Психолог, описывая в сказке жизнь героя, метафорически передает реальную жизнь пациента. Герой психокоррекционной сказки оказывается перед лицом ситуации, похожей на реальную проблему пациента. Психолог описывает мысли и чувства, которые овладевают героем, фактически вербализируя эмоциональное состояние пациента. Далее герой психокоррекционной сказки ищет способы выхода из проблемной ситуации. Таким образом, психокоррекционные сказки расширяют спектр моделей поведения и подсказывают альтернативы решения сложных ситуаций.

· медитативные сказки — это сказки, способствующие процессу погружения, медитации. Для медитативных сказок важно отсутствие явного конфликта и отрицательных героев. Ведь задача этих сказок — снятие напряжения, невротических симптомов. В тексте медитативной сказки могут присутствовать образы всех 5 модальностей восприятия: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной).

Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению.

Выделяется несколько направлений, актуальных в реабилитационной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья с помощью сказкотерапии:

психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

преодоление чувства страха и неуверенности посредством сочинения сказочных сюжетов и их проигрывания;

обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у детей-инвалидов с трудностями общения;

формирование творческого потенциала ребенка-инвалида через сказки.

Игротерапия — направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. Необходимо предложить большое разнообразие специально подобранных игрушек для преодоления имеющихся у ребенка ограничений, а также для того, чтобы стимулировать его развитие. Игра помогает детям преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогая приобрести необходимые навыки.

7 стр., 3121 слов

Реабилитация инвалидов: общие положения

... в трудоустройстве, производственную адаптацию; - социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; - физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств ...

Одним из основных направлений в работе с детьми является психологическая реабилитация и коррекция. Выделяют следующие принципы психологической коррекции и работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:

системность, учет в коррекционной работе различных аспектов психического функционирования ребенка;

опора на ведущую деятельность ребенка, т.е. разработка конкретной коррекционной программы с учетом вида деятельности, преобладающей на данном этапе развития;

опора на сохранные звенья психики ребенка;

учет запросов родителей при разработке коррекционной программы, а также учет временного периода нахождения ребенка в стационаре организации;

постепенное увеличение нагрузки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, а также учет его физического состояния и здоровья.

Реабилитационная работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит из нескольких этапов:

. Диагностический этап включает в себя предварительную беседу с родителем (или другим, замещающим его лицом).

Беседа с родителем перед началом работы с ребенком является важным и необходимым этапом, который позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, собирается вся необходимая информация о развитии, социальном статусе, особенностях здоровья ребенка, в частности, выясняются особенности пренатального и раннего развития, эмоционального развития, сферы общения со взрослыми и сверстниками, основные проблемы в воспитании, обучении, а также интересы и увлечения ребенка. Во-вторых, беседа с родителем выявляет основные жалобы со стороны родителя, помогает учесть его пожелания при формулировании цели реабилитационных программ. Именно на основе запроса родителей чаще всего идет постановка задач как диагностического, так и коррекционного этапов.

. Коррекционный этап. При разработке коррекционной или развивающей программы следует ориентироваться на запросы со стороны родителя и/или ребенка, а также на данные, полученные в ходе диагностического этапа. В реабилитации происходит коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью. Тем не менее, условно, коррекционную работу можно подразделить на два направления — реабилитация когнитивных и эмоциональных нарушений.

Негативное влияние на эмоциональную сферу ребенка-инвалида оказывает длительная психотравмирующая ситуация, связанная с пребыванием в стационаре и необходимостью проходить большое количество медицинских процедур, зачастую очень болезненных. Ребенок в ситуации стационара — это особый ребенок, так как он лишен полноценного общения со сверстниками, ограничен в возможности активно двигаться, находится в состоянии информационной депривации, т.е. не может посещать школу, развивающие занятия, кружки и т.д. Перечисленные особенности могут являться фактором, предрасполагающим ребенка к эмоциональному неблагополучию, а именно, возникновению раздражительности, тревожности, негативизма.

Таким образом, возникает необходимость работы с эмоциональной сферой: коррекция негативных функциональных состояний, проработка и проигрывание значимых для ребенка тем (например, темы здоровья болезни), обучение здоровому проявлению негативных эмоций, а также предоставление возможности выражения сильных эмоций и релаксации.

При работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать некоторые особенности: ограничения по времени нахождения на лечении, зачастую невысокую мотивацию родителей, так как они приехали получать комплекс медицинских услуг, но изначально не нацелены на получение психологической помощи. Поэтому психолог также должен проводить разъяснительную работу с родителями и врачами, работающими с ребенком.

Таким образом, несмотря на особенности и ограничения психологической и социокультурной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационара, это направление представляется необходимым и чрезвычайно важным, так как позволяет в краткие сроки решать актуальные задачи и удовлетворять актуальные психологические потребности детей и запросы родителей.

1.2 Нормативно-правовая база социально-культурной реабилитации

Методическую базу социокультурной реабилитации и адаптации детей и взрослых — инвалидов составляют одобренные и провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Фундаментальные положения стандартных правил и изложенные в них принципы взаимодействия общества и инвалидов касаются предоставления этой категории граждан прав и свобод не только в таких сферах общественной жизни, как здравоохранение, образования, социальное обеспечение, профессиональная занятость, но и в области культуры.

Требования международного сообщества нашли свое отражение в целом ряде важнейших законодательных документов Российской Федерации: Конституции РФ (статьи 7, 15, 17, 44 и др.), Основах законодательства РФ о культуре (статьи 3-7), федеральном законе «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» и других законодательных и нормативных правовых актах по проблемам инвалидности и инвалидов, обеспечение их беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Проблемы социальной защиты населения, социально-культурной реабилитации и поддержки отдельных групп находятся в центре внимания целого ряда законодательных актов Российской Федерации.

Среди них граждански кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и др. На последовательную реализацию прав и свобод граждан с ограниченными возможностями направлено законодательство и субъектов РФ

Основами законодательства РФ о культуре (№ 3612-1 от 9 октября 1992 года, в ред. Федерального закона от 23.06.99 № 115 — ФЗ) провозглашена неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность (ст. 8), приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организации и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой деятельности, свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов в соответствии с законодательством РФ об образовании (ст. 10, 11, 12, 13, 14).

В соответствии со статьей 8 данного законодательного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от национального и социального происхождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др. обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и др.

Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст. 35 федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» музейные предметы и музейные коллекции.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ». Пожилые люди, как и все граждане РФ, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных или иных целях.

Лицам старшего возраста, согласно Федеральному закону «О библиотечном деле», доступны фонды библиотек, что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. В арсенале норм данного закона есть наиболее важная для социальной поддержки пожилых людей ст. 8. Она установила существенную привилегию для пожилых людей: «Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестандарционные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».

Как подчеркивается в целом ряде законодательных актов, принципиально важно отказаться от бытующих в теории и практике взглядов и утверждений о якобы консерватизме, однозначности и структурной незыблемости реабилитационных процессов. Нынешние социальные условия жизни большинства инвалидов и пожилых людей, практика многочисленных социально-культурных центров и учреждений убедительно свидетельствуют о несостоятельности подобных стереотипов. Они дают основания говорить о социально- культурной реабилитации как о процессе далеко не однородном, максимально динамичном, гибком и подвижном по своему содержанию и технологиям.

Глава 2. Практический аспект социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

.1 Деятельность учреждений и организаций по реабилитации лиц с ограниченными возможностями

социальный реабилитация центр орел

В стране функционирует разветвленная инфраструктура учреждений и организаций, предназначенная для социальной, и в частности социально — культурной, реабилитации людей с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Она включает в себя службы социальной защиты и социального обеспечения, входящие в систему муниципальных органов власти, центры социального обслуживания и социальной, в том числе экстренной психологической, помощи, реабилитационные центры, центры восстановительного лечения и творчества, специализированные учреждения интернатного типа — интернаты и пансионаты, детские дома и специализированные школы; советы ветеранов и общественные объединения и организации инвалидов (общества инвалидов, ВОС, ВОГ и другие; общественные фонды и ассоциации социальной поддержки; клубы, Дома культуры и библиотеки.

Первоначальные идеи и организационная практика по интеграции процесса медицинской реабилитации инвалидов были разработаны в России ещё в XIX веке хирургом Н.И. Пироговым, затем эти идеи развивались организатором социальной психиатрии П.П. Кащенко, а в общественной мысли В.П. Вахтеровым, В.И. Водовозовым и др.

Процесс развития творческих способностей детей, в том числе инвалидов, изучали известные российский ученые А.А. Адлер, П.П. Блонский, JI.C. Выготский, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский и др.

Проблема общей реабилитации людей с ограниченными возможностями решается отечественными учеными Е.Д. Агеевым, С.Н. Ваньшиным, Г.П. Диянской, A.M. Кондратовым, А.Е. Шапошниковым, Ф.И. Шоевым. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами в различных условиях.

Организация обучения детей с нарушениями развития без снижения интеллекта, но с нарушенными познавательными процессами, как в условиях общеобразовательных школ, так и в реабилитационных учреждениях достаточно широко представлена в отечественной и зарубежной литературе последнего десятилетия: Е.Н. Григорьева, Н.Н. Гурова, М.М. Поташкин, М.Е. Шакина, E.R. Keisler, С. Stern

Вопросы дифференцированного обучения с учетом состояния здоровья ребенка в условиях общеобразовательной школы, организация классов выравнивания, классов коррекционно-развивающего обучения — в работах В.А. Родионова, JI.M. Шипицыной, Е.А. Стребелевой.

Как один из вариантов образования детей с нарушениями разрабатываются технологии индивидуального обучения в общеобразовательной школе в работе В.В. Полищук.

Социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями рассматривали в своих работах М.А. Беляева, Н.С. Морова.

Организацией комплексной помощи по ранней диагностике и коррекции нарушений физического и психического развития у детей первых лет жизни занимаются Е.А. Стребелева, с медицинской точки зрения — Г.В. Яцык.

Разработку педагогических технологий как процесса интеграции дошкольников рассматривают: И.Г. Вечканова, Н.В. Антакова, Н.И. Кинстлер, С.В. Кудрина, Т.В. Андрюхина, М.И. Васильева.

Социокультурные технологии в реабилитации детей с ограниченным возможностями изучали как развитие сообщества глухих — А. Свердлов, художественный коллектив для слепых и глухих детей — Т.Н. Исаева, формирование игры — М.И. Васильева, реабилитация средствами социокультурной деятельности — Ю.С. Моздокова, М.Н. Гуслова.

Проблемы семей детей-инвалидов представлены в работах М.М. Семаго, М.Н. Школьниковой, Е.А. Игнатьева.

2.2 Опыт реабилитационной практики в Орловском регионе

В Орловской области зарегистрировано около 73 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в регионе реализуется долгосрочная областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012-2014 годы», в рамках которой планируется сформировать к 2015 году условия для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в жизненно важных сферах для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также создать равные возможности для инвалидов во всех сферах жизни.

Одним из важных мероприятий целевой программы стало проведение мониторинга состояния доступности более 500 общественных зданий и сооружений социально-культурного и бытового назначения на территории города Орла и Орловской области. По итогам обследования на каждый объект составлен паспорт на предмет соответствия предъявляемым к зданию требованиям доступности.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Орле

Блог о культурной жизни города Орла — STUDIO57.RU провел беседу с заместителем руководителя Светланой Петровной СИДЕЛЬНИКОВОЙ.: Какая помощь оказывается ребятам, попавшим сюда?

С.П.: В центре несколько отделений. Например, в отделении социальной диагностики мы проводим работу, связанную с выявлением физических и психологических отклонений у ребёнка. Отделение социальной реабилитации направлено на восстановительную работу общего состояния ребёнка. Внутренний медико-психолого-педагогический консилиум рассматривает ситуацию каждого ребёнка индивидуально, преследуя цель найти оптимальный путь для работы с ребёнком, составить ему лечебную программу. Так, в течении двух недель выявляется проблема. Далее с ребёнком работают социальные педагоги, воспитатели. Ребёнок должен получить гарантию того, что он в безопасности. Отделение социально-правовой помощи проводит юридические консультации с детьми и их родителями, помогает составлять документы и ходатайства. S57: Часто ли ребята не понимают где они оказываются и что с ними происходит?

С.П.: Да, такое бывает. Детям, как правило, оказывают социально-психологическую помощь в нашем центре вовремя. Кроме того, с детьми заключается соглашение, в котором указаны права ребёнка, что он ознакомлен с правилами учреждения. В процессе нахождения здесь психологи наблюдают за периодом адаптации каждого ребёнка. S57: Нетрудно предположить, что дети имеют некие отклонения, связанные со здоровьем.

С.П.: Да, к сожалению. У 60% детей, попавших к нам в центр, наблюдается дисгармоничное физическое развитие. Грубо говоря, они «недокормлены». Известны случаи, когда ребёнок не знает на вид и на вкус каких-либо отдельных продуктов или блюд по той простой причине, что в его семье этого не было. 34% — дети с нервными расстройствами; 27% — с нарушением опорно-двигательного аппарата (костные заболевания).: Ведутся ли работы с семьями детей?

С.П.: Безусловно. После того, как ребёнок попадает к нам, социальные работники нашего центра в течении трёх дней изучают атмосферу семьи, составляют индивидуальную программу, рекомендации родителям. Всё делается в интересах детей и для детей.: Каждый ребёнок требует к себе внимания и нуждается в развивающей деятельности. Что Вы для этого предпринимаете?

С.П.: Мы стараемся помогать развиваться ребятам культурно, духовно, физически. У нас есть свой тренажёрный зал, конечно, небольшой, но всё-таки он есть. С ребятами занимается инструктор. Кроме того, социально-культурные мероприятия, проводимые благодаря музыкальному руководителю центра, помогают выявить творческие способности у каждого из ребят. На одном мероприятии присутствовали гости из администрации города. Татьяна ВОРОБЬЁВА, начальник управления социальной защиты населения, сказала: «Хочется встать перед вами на колени! Вы помогаете ребятам открывать в себе способности к творчеству!». К слову сказать, родители не всегда знают, насколько могут быть талантливы их дети. Нашему центру помогает Иверская церковь вместе с отцом Романом. Различные поездки по Святым местам обогащают ребят духовно. Кстати, все дети, несмотря на конфликты в семье, молятся за своих родителей, какими бы мама и папа не были. Радует, что Центр получает спонсорскую помощь от властей города и от тех, кто имеет возможность, а главное — желание помочь. Но, всё же такой поддержки не бывает слишком много. Она нужна всегда. Не будьте безразличными, если у вас такая возможность есть. Адрес центра: город Орёл, улица Елецкая, 84. Тел. 55-80-13.: Как долго дети могут оставаться в Центре? И все ли возвращаются в семьи?

С.П.: Детишки находятся здесь от трёх до шести месяцев. Родители имеют свободный допуск к нам и в любое время могут навестить своего ребёнка. В результате проводимых работ, связанных с ребёнком и в особенности с его семьёй, подводится заключение — вернётся ли ребёнок в семью, или же, увы, он будет отдан в интернат. В 2009 году из 145 наших воспитанников 57 возвращены в семьи, в 2010 году — из 137 — 50 детей вернулись в родной дом. Главная цель нашего центра — вернуть ребёнка домой. Здесь мы стараемся помочь ему в том, чтобы он не ощущал себя одиноким.: Процесс реабилитации позволяет детям иначе взглянуть на свою жизнь. Все ли переступают через порог для новой, более спокойной жизни? Или тут срабатывает генетика?

С.П.: Конечно, хотелось бы, чтобы все дети устроились в этой жизни. За каждого из них мы переживаем, как за своих собственных. Но, наверно, генетика играет свою роль. И многие из воспитанников «срываются» и выбирают путь, по которому когда-то пошли их родители.

От себя хочется добавить, что люди, работающие в центре за мизерные зарплаты, с каким-то особым трепетом относятся к этим детям, переживая и волнуясь за каждого ребёнка без исключения. Просто потому, что это дети. А детей нужно либо любить, либо любить. Альтернативы в таких вопросах быть не может.

Заключение

Для развития механизмов социальной реабилитации и интеграции инвалидов средствами культуры и искусства необходимо обеспечить решение следующих приоритетных проблем:

продолжение формирования правового поля для социально-культурной деятельности в интересах инвалидов в комплексную систему их реабилитации;

разработки и последовательного осуществления политики социально-культурной реабилитации, в том числе научно-информационное, правовое, кадровое и организационное обеспечение процесса;

использование программно-целевого метода управления в решении проблем социально-культурной реабилитации инвалидов, в том числе в аспекте формирования индивидуальных и целевых социальных программ реабилитации;

формирование инфраструктуры для улучшения качества жизни инвалидов, включая доступность учреждений культуры и искусства;

обеспечение инвалидам доступности различных видов социально-культурной информации;

активизации разработки технологий и расширения практики социально-культурной реабилитации инвалидов, включая формы социализации, профессиональной реабилитации, культурно-образовательной, рекреативно-досуговой деятельности;

формирования благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов, расширяющего возможности и повышающего эффективность процесса их социально-культурной реабилитации.

1.Абрамкина С.Г. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / С.Г. Абрамкина, И.Я. Браницкая, Л.Г. Коростенева и др. // Социальная работа. -1995. -Вып.5. С.146,160,173-184.

2.Беляева М.А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: Автореф. Дис. канд. пед. наук. / М.А. Беляева. — Екатеринбург, 1997.

.Большой энциклопедический словарь, 2002.

.Василенко Л.B. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации: Автореф. дис. канд. социолог.наук. / Л.В. Василенко. — М., 1992. -С.151.

.Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. / И.Г. Вечканова — СПб., 2000.

.Гурова Н.Н. О коррекционно-развивающем образовании детей с трудностями в обучении// Дефектология. / Н.Н. Гуровва. -1996. — №5. — С.30-33.

.Гурьянова М.П. Образовательная программа курсовой подготовки социальных работников. Теория и методика социальной работы в сфере надомного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов / М.П. Гурьянова, Р. Вебер. — М.: АСОПиР, 1997. — 59с.

.Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. / А.А. Дыскин. — М.: Логос. — 1996.

.Исаева Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью: Дис. канд. пед. наук. / Т.Н. Исаева. — М., 2001.

.Козловская Л.И. Оптимизация игровой деятельности в молодежных культурно-досуговых программах: Дис. канд. пед. наук. / Л.И. Козловская. — М.: МГИК, 1991. 177с.

.Комплексная программа подготовки специалистов по реабилитации инвалидов в системе вузов культуры и искусства. 4.1 / МГУКИ; ред. кол.: Киселева Т.Г. и др. М., 1999. — 96с.

.Кинстлер Н.И. Психолого-педагогическая коррекция отношений в процессах восприятия и понимания состояний другого человека у детей с нарушениями интеллектуального развития: Дис. канд. пед. наук. / Н.И. Кинстлер. — Бийск, 2000;

.Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. — М., 1997.

.Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации субъекта, ресурсы, технологии: Программа / Ю.Д. Красильников. — МГУК. М., 2001. — 136с.

.Красильников Ю.Д., Моздокова Ю.С. Методика проведения досуговых программ для детей с заболеваниями церебральным параличом // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей. / Ю.Д. Красильников. — М., 2002. — С.86-97.

.Кузнецова Т.В. Социокультурная среда как благоприятный фактор формирования личности ребенка // Новые пути наук о культуре: Тез. межд. научн.-практ. конф. 4.1. / Т.В. Кузнецова. — М., 1995. — С.82-84.

.Культура и досуг в семьях с детьми-инвалидами: Сб. ст. по материалам социологического обследования регионов России / МГУКИ; Под общ. ред. Киселевой Т.Г. М., 2001. — 84с. — Прил. С.66-84.

.Моздокова Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей в процессе досуговой деятельности: Дис. канд. пед. наук / Ю.С. Моздокова. — МГУКИ. М., 1996. — С.189.

.Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. Дис. докт. пед. наук. / Н.С. Морова — М., 1998. — 39 с.

.Полищук В.В. Надомное обучение: организация, содержание, перспективы развития: практические рекомендации по организации индивидуального надомного обучения больных детей в общеобразовательных школах. / В.В. Полищук. — Барнаул: Б.И., 1996.

.Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста с отклонениями в развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой // Дефектология. — 1996. — №4.

.Родионов В.А. Психолого-педагогическая работа в классах коррекционно-развивающего обучения// Частная школа. / В.А. Родинов. — 1996. — №5. — С. 11 -15.

.Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства: Автореф. дис. канд. психол. наук. / М.М. Семаго — М., 1992.

.Стребелева Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у умственно отсталых дошкольников: Дис. докт. мед. наук. / Е.А. Стребелева. — М., 1992.

.Шипицына Л.М. Старое и новое: социальная защита в России: Уч.-метод, пособие. / Л.М. Шипицына. — СПб., 1997.