Профессиональная деятельность

Введение

Понятие «дефект» произошло от латинского слова defectus, что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово «дефектология» содержит в себе две части («дефект» и «логия») — это педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдо — педагогику и тифлопедагогику. Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина, педагогика и психология.

На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования. В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости.

Первыми корректировать речь пытались в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то такую дисфункцию исправить не пытались, по-видимому, считая это нормой. От нехватки знаний, дефекты речи считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами. Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях, как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педсодержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие. Особенностями развития, обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации — восстановления или замещения нарушенной у ребенка функции.

3 стр., 1350 слов

Развитие логопедии в 20 веке

... развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений ... открываются логопедические кабинеты, особое внимание обращено детям с ДЦП. Заключение. Таким образом, в 20 веке логопедия сделала огромный шаг вперед: были созданы ...

Профессиональная самоидентификация

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей. Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности.

Дефектолог – это врач и педагог одновременно. Без терпения, творческих задатков, любви к детям ничего не получится. Дефектология – гуманная, благородная профессия, требующая от человека милосердия, терпения, призвания к действенной доброте.

Профессиональная деятельность

Для работы дефектологом требуется высшее профессиональное образование в области дефектологии.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат. defektus — недостаток) — наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог — специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и прочих сферах.

Существует несколько дефектологических специальностей — сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия.

Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от совершенно глухих до слабослышащих.

Олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития.

Тифлопедагог — с недостатками зрения.

Логопед — специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.

· Дефектолог осуществляет работу направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздно ослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации ... и исследовательской активности детей и развитие их специальных способностей. Увлечённость одарённого ...

· осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития;

· комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;

· проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;

· работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки;

· консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию;

· способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ;

· изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

· участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

· составляет программа деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;

· способствует адаптации (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе; разрабатывает различные программы адаптации детей с отклонениями; подготавливает детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.

Особенности профессионалов

Люди часто стесняются своих недостатков — в общении с ними нужно быть максимально корректным, уметь их ободрить, поддержать.

Дефектология — это одна из тех профессий, где успех зависит от специалиста лишь частично. Ведь существует масса врождённых дефектов, которые невозможно устранить полностью, а значит, дефектолог ничем не поможет такому пациенту.

Педагог-дефектолог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.

Качества, способствующие успешности выполнения профессиональной деятельности

· Преподавательские способности;

· коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

· хорошее развитие памяти (слуховая память);

· психическая и эмоциональная уравновешенность;

· способность к сопереживанию;

· стремление помочь;

· выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата;

· хороший уровень концентрации и устойчивости внимания;

· спокойный тембр голоса;

· четкая артикуляция;

· умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);

20 стр., 9765 слов

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

... деятельности детей с ЗПР. Задачи: Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Рассмотреть когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием. Проанализировать познавательную деятельность детей ... не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется ...

· хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);

· хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;

· высокий уровень развития творческого мышления.

Личностные качества, интересы и склонности

· Любовь к детям;

· терпение;

· отзывчивость и доброжелательность;

· доброта, терпимость, чуткость;

· оптимизм;

· нацеленность на результат;

· самоконтроль и уравновешенность;

· интерес и уважение к другому человеку;

· тактичность и дипломатичность;

· целеустремленность и настойчивость;

· требовательность к себе и другим;

· умение слушать и понимать других людей;

· бескорыстность;

· наблюдательность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

· Неорганизованность;

· психическая и эмоциональная неуравновешенность;

· агрессивность;

· ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с

изменяющимися условиями среды);

· эгоистичность;

· отсутствие организаторских способностей.

Работа дефектолога не рекомендуется людям с заболеваниями

· Нервно-психическими;

· сердечно-сосудистыми;

· хроническими инфекционными;

· слухового и зрительного анализаторов;

· речеголосового аппарата;

· опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).

Рынок труда профессии

39. Профессия дефектолога одна из востребованных профессий в современном обществе. Логопеда можно встретить в любой детской поликлинике. По распространённости эта профессия такая же, как и детский психолог или окулист. Так как эти специалисты имеют дело с довольно распространённой проблемой, то успешный профессионал будет иметь множество клиентов, что положительно отразится на его материальном положении.

40. Дефектолог может работать в специальных дошкольных учреждениях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в учреждениях здравоохранения, медико-психологических центрах, заниматься частной практикой.

Где получить профессию

Актуальную информацию об обучении по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» вы можете найти на сайтах:

/specialty/327.html,

/specialty/219.html

/db/portal/index_org.htm

/abitur/act.20/index.php,

/abitur/act.6/index.php