Культурно — историческая теория Л.С. Выготского

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I НАУЧНЫЕ ИСТОКИ КУЛЬТУРНО — ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Л. С. ВЫГОТСКОГО 5

1.1 Основные предпосылки возникновения концепции Л. С. Выготского

1.2 Особенности содержания и механизма культурно — исторической теории 8

Л. С. Выготского

II ОСНОВНЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО — ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Л. С. ВЫГОТСКОГО 17

2.1 Человек и природа

2.2 Человек и его собственная психика 18

2.3 Генетические аспекты психического развития 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении творческого и научного пути среди отечественных и зарубежных психологов Л. С. Выготский был прежде всего предтечей ряда ведущих концепций в современной отечественной психологии: теорий П.Л. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и Д.Б. Эльконина, был одним из основоположников отечественной психологии и родоначальником одной из наиболее блестящих школ в ней.

Выдающийся ученый Л.С. Выготский работал во многих областях психологии и создал несколько оригинальных научных теорий, одна из которых наиболее известна сейчас среди психологов и педагогов: это культурно-историческая теория психического развития человека.

В концепции культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского заложен целый ряд идей, которые стали в отечественной психологии исходными для развития новых исследований и построения оригинальных теоретических положений. Исследования Л. С. Выготского и его школы уже в тридцатые года оказывала заметное влияние на формирование и развитие молодой отечественной психологической науки, однако, идеи автора обрели жизнь лишь после смерти своего создателя. Несмотря на прошедшие с тех пор десятилетия, которые давно изменили облик мировой психологии, создав множество школ и концепций, культурно-историческая теория Л. С. Выготского сегодня прочно занимает место одной из наиболее сильных и перспективных глобальных программ развития психологии. Данная теория глубоко и необратимо вошла в самый фундамент современной психологической мысли, и поэтому, сегодня, меньше чем когда бы то ни было, нуждается в исследовании и разработке.

18 стр., 8567 слов

Тема 19. Развитие отечественной психологии в дореволюционный ...

... система монистической психологии». Подготовил книгу об объективном подходе к психоанализу, которая не издавалась. В 1924-1926 совместно с Выготским исследовал проблемы развития психики. В ... учения Фрейда. Л. принял активное участие в разработке теории культурно-исторического функционирования и развития человеческой психики: проблемы общественно-исторической и биологической (генетической) ...

Представляется важным проследить основные направления научных поисков Л. С. Выготского и, не выходя за рамки созданной им концепции, продолжить его исследования в их собственной логике.

На основе взглядов Л. С. Выготского базируется каждое направление психологической науки, а при изучении любой отрасли психологии в истории ее становления всегда можно отметить Л.С. Выготского. Поэтому, данная тема является весьма актуальной, так как показывает вклад Л.С. Выготского в психологическую науку, и нуждается в современном рассмотрении.

Целью работы является изучение культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

В соответствии с поставленной целью в исследовании определены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные предпосылки возникновения культурно — исторической теории Л.С. Выготского.

2. Раскрыть основные положения культурно — исторической концепции Л. С. Выготского.

3. Показать значение культурно — исторической теории для современной психологической науки.

Объект исследования: культурное наследие в психологической науке Л. С. Выготского.

Предмет исследования: культурно — историческая теория Л. С Выготского

I НАУЧНЫЕ ИСТОКИ КУЛЬТУРНО — ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Л. С. ВЫГОТСКОГО

1.1 Основные предпосылки возникновения концепции Л. С. Выготского.

В первые десятилетия ХХ в. психология в целом и ее составная часть — детская психология — переживала глубокий кризис. По словам В. Джемса, психология была не наукой, а всего лишь «надеждой на науку». Это был кризис предмета, метода и интерпретации фактов, вызванный противоречием между научными изысканиями и требованиями практики. Для выхода из этого кризиса требовалась разработка новой общей науки, соответствующей историческим условиям и логике развития самой науки психологии [13, с.6].

Л.С. Выготский почувствовал особенно остро, что возможность существования психологии как науки связана, прежде всего, с решением методологической проблемы. Исследуя причины кризиса в психологии, он обнаружил во всех современных ему концепциях развития психики ошибочный, по его мнению, подход, который он назвал «натуралистическим», «биологизаторским», пытающимся «выстроить в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка». Этому подходу он противопоставил свою культурно-историческую концепцию развития психики [3].

Л. С. Выготский был, прежде всего, специалистом в области общей психологии, методологом психологии. Свое научное призвание он видел в построении научной системы психологии, основой которой был диалектический и исторический материализм. Историзм и системность — вот главные принципы в его подходе к исследованию психологической действительности, и прежде всего сознания как специфически человеческой ее формы. Он овладевал марксизмом, его методом в ходе собственных теоретических и экспериментальных исследований, постоянно обращаясь к трудам классиков марксизма-ленинизма. Именно поэтому марксизм — исторический материализм и диалектика так органичны в работах автора.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности в ... Психоанализ во главе с З.Фрейдом обращался к бессознательному. Предмет психологии как науки в гештальт-психологии (Макс Вертгеймер) определяется как процессы обработки и переработки ...

Л. С. Выготский сделал только первые, самые трудные шаги в новом направлении, оставив будущим ученым интереснейшие гипотезы и, главное, историзм и системность в исследовании проблем психологии, по принципу которых построены почти все его теоретические и экспериментальные работы[25].

Научные взгляды Л.С. Выготского сформировались в результате активного противоборства в психологии идей американского бихевиоризма — учения о психике как поведении, совокупности биологических реакций организма на внешние раздражители, и европейской гештальт — психологии, базирующейся на представлении о психике, как о системе образов, субъективных представлений об окружающем мире и комбинируемых на их основе умозаключений и понятий. Решающее влияние на формирование Выготского как ученого оказал процесс утверждения в отечественной психологии вначале 20-х. гг. идей диалектического материализма, опиравшихся на учение о рефлексах И. М. Сеченова, а в дальнейшем и И.П. Павлова как экспериментальную основу [13, c. 13].

Уже для ранних работ Л.С. Выготского характерно стремление к преодолению чисто поведенческого изучения психики и идеализма гештальтпсихологии. Автор предлагает рассматривать психику не как трансцендентный или генетически обусловленный, а прежде всего как социальный феномен, формирующийся в процессе активного совместного освоения людьми внешней среды [17].

Вся научная деятельность Л.С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности». Он ввел новый — экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что «проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка»[19, с. 4,5].

В свете этих идей Л.С. Выготский пересматривал теоретические и методологические установки традиционной психологии. В качестве ее основной методологической ошибки он отмечает разрыв между биологическим и историческим ходом психического развития, между «телом» и «духом. Именно Л.С. Выготскому удалось наиболее адекватно реализовать в психологии положения диалектического и исторического материализма. При этом он не ограничился теоретическим анализом проблемы, он создал соответствующие ей экспериментальные модели. Автор не стихийно пришел к решению проблемы «двух психологий». Он искал причины наступившего в психологии кризиса и тщательно изучал все попытки его преодоления как в нашей, так и в зарубежной психологии. Некоторые важные позитивные положения в его концепции были сформулированы на основе критического анализа тех психологических направлений, в которых психологи также искали выход из создавшегося положения. Так, идею целостного структурного подхода, родившуюся в гештальтпсихологии, он не только считал существенной для построения единой психологической науки, он принял ее в качестве важнейшей для построения собственной теории. Однако приняв идею структуры, Л.С. Выготский отверг теоретическую концепцию гештальтпсихологии в целом. Его глубоко не устраивало объединение в одну категорию структур, относящихся к натуральным процессам, свойственным психике животных, и тех сложнейших социальных новообразований, которые специфичны только для человека [18, с. 241 — 245].

17 стр., 8087 слов

Теоретические и методологические проблемы психологической помощи ...

... создании концепции психического развития принадлежит С. Л. Рубинштейну, ... систем, а не развитие отдельных психических функций. Эти положения Л. С. Выготского легли в основу системного подхода изучения психики человека в отечественной психологии. Особая роль в ...

Идея целостного подхода привела Л.С. Выготского к введению понятия социальной ситуации развития. И ответ на вопрос о своеобразии психического развития и отличительных чертах каждого возраста он предлагал решать в ходе анализ……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абульханова — Славская, Брушлинский — Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. — 248 с.

2. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 3. С. 3 — 13.

3. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личност. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.

4. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6- М.: Педагогика, 1984.

5. Выготский Л. С., Лурия А. Р.. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 224с.

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. — М.: Педагогика, 1983.

7. Выготский Л. С. Психология. М: Изд — тво ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика — Прес, 1999. — 536 с.

9. В поисках Выготского (материалы обсуждения книги М.Г. Ярошевского «Л.С. Выготский: в поисках новой психологии») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 4. С. 51 — 63.

10. Вопросы психологии. Научный журнал. 1988 г. №5 с.160.

11. Вопросы психологии. Научный журнал 1998г. №1 — 160 с.

12. Вопросы психологии. Научный журнал 1998г. № 2- 160 с.

13. Вопросы психологии. Научный журнал. 2003г. № 4 — 160 с.

14. Глотова Г.А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. — Свердловск, 1990.

15. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1987. № 1.

16. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 5-20.

17. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

18. Линдквист Г. Теория творчества в работах Выготского // Журнал исследований креативности, выпуск 15, номер 2-3, 2003, стр. 241-245

19. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.

20. Пузырей А.А. Культурно — историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Издательство Московского университета, 1986.с 3, 104

21. Психологическая наука и образование. Научный журнал 2004г. №1 — 112 с.

22. Психологическая наука и образование. Научный журнал 2004г. №4 — 112 с.

23. Психология развития. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Кондратьева М. Ю., ПЕР СЭ, Москва, 2005

24. Роббинс Д. Неклассическая диалектическая метапсихология Выготского// Журнал теории социального бихевиаризма.33:3, 0021-8308

12 стр., 5633 слов

31. Структурализм э. Титченера. Психология акта ф. Брентано. ...

... исторического развития общества. Против сенсуализма и атомизма ассоцианистической психологии выступила целостная психология - обширное научное течение, имеющее ряд вариантов. Третий период кризиса ... бихевиоризме. Бихевиоризм «Отцом» бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона. Бихевиоризм называли «психологией без психики», т.е. психика идентична сознанию. Предметом - является поведение ...

25. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.