Воспитательная работа в Сургутском государственном педагогическом университете

Воспитательная работа в Сургутском государственном педагогическом университете

Актуальность и необходимость разработки Концепции воспитательной работы в Сургутском государственном педагогическом университете (далее СурГПУ) обусловлены следующими факторами:

·глубиной, масштабностью и сложностью задач модернизации российского образования

·коренными изменениями во многих сферах духовной жизни российского общества;

·целесообразностью реализации новых концептуальных взглядов по проблемам воспитания гражданственности, патриотизма, гуманизма

·важностью обеспечения морально-психологической и социально-правовой поддержки каждого студента

·трансформацией российского социума, переходом к рыночным отношениям, процессом демократизации

·снижением воспитательного потенциала высшей школы в процессе реформирования общества

·гуманизацией и гуманитаризацией научно-педагогического процесса.

Среди проблем, имеющих место в организации воспитательной работы в вузе, можно выделить следующие:

·отставание методов обучения и воспитания от требований времени и запросов практики

·низкую заинтересованность преподавателей в организации внеучебной деятельности

·преобладание ситуативного подхода в организации воспитательной работы

·недостаточный уровень развития студенческого самоуправления

·отсутствие перспектив социально-профессионального самоопределения после окончания вуза.

Таким образом, наряду с совершенствованием образовательных технологий, способствующих подготовке конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов, в качестве приоритетной необходимо рассматривать задачу обновления содержания, форм и методов воспитательной работы, способствующих самореализации студенческой молодежи, развитию инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед вузом, городом, регионом, Россией.

24 стр., 11693 слов

Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по ...

... вопрос о роли заместителя командира роты по воспитательной работе в подготовке военнослужащих к боевым действиям. Для ... действий 2.3 Рекомендации заместителям командиров подразделений по организации и ведению морально-психологической подготовки военнослужащих к ... специальной подготовке офицер имеет возможность для патриотического воспитания воинов, воспитания у них интереса к своей специальности, ...

Теоретическое и нормативно-правовое обоснование воспитательной работы в вузе.

Феномен воспитания многогранен, многофункционален, поэтому в педагогической литературе можно встретить множество его определений. В широком смысле большинство ученых рассматривают его как воздействие на личность в целом, а в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у воспитуемых систему качеств личности, взглядов и убеждений. Современная педагогика воспитание рассматривает не как прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов — индивидуальных, групповых и условно-социальных институтов воспитания. При этом важнейшим результатом воспитания должна стать готовность и способность личности к самообразованию.

В психологическом словаре воспитание рассматривается как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций. Авторы типовой концепции воспитания студентов вузов РФ Лисовский В.Т. и Евдокимов А.Н. общую цель воспитания студентов видят во всестороннем развитии личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью и качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента, направленной на социализацию выпускника вуза. Воспитание студентов вуза рассматривается как вид целенаправленной, практической, совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию у вторых определенной системы взглядов и качеств личности для адаптации их к жизни в обществе.

Почетная миссия преподавателя высшей школы отмечена и в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996), в котором воспитание определяется как профессиональная обязанность каждого педагога.

В вузе становление студента как активного субъекта должно происходить в процессе взаимодействия с преподавателем, быть той компонентой, которую необходимо развивать и сохранять, обеспечивая переход от привычной ориентации на «воздействие» к «взаимодействию». Воспитательная работа не должна строиться как набор формальных мероприятий, а являться проявлением нравственно-профессиональной позиции, гражданской ответственности преподавателей при выполнении должностных обязанностей.

Согласно Закону РФ «Об образовании», основными целями воспитательного процесса в государственном вузе должно быть выполнение государственного заказа. Основной акцент делается на воспитании у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

7 стр., 3091 слов

Психологические аспекты патриотического воспитания молодежи в ...

... формировании качеств личности в патриотической работе 1.1. Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания. Известно, что ... дисциплины, проводятся тренировочные мероприятия - военные сборы студентов, функционируют клубы будущего воина. Многие юноши, получившие ... думать о службе в рядах Вооруженных сил России. Встает вопрос почему? Потому что сегодня вряд ...

Закон «О высшем и послевузовском образовании» определяет следующие воспитательные задачи вуза:

·удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования

·формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации

·сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

Стратегия молодежной политики в РФ (2006-2016 гг.) определяет три приоритетных направления:

·информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и вовлечение ее в социальную практику

·развитие инновационной активности молодежи

·интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

На федеральном уровне приняты программы «Молодежь России», «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации», Программа развития воспитания в системе образования России», «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и т.д.

Программа «Молодежь Югры на 2006-2008 годы» определяет в качестве приоритетных следующие задачи: формирование духовных и нравственных ценностей, обеспечивающих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию молодежи; поддержка профессионального становления и роста, деловой активности молодежи; создание условий формирования благоприятной социальной среды для социального и личностного развития молодежи. Таким образом, необходимость совершенствования форм и методов воспитательной работы со студентами подтверждается не только реалиями сегодняшнего дня, но и нормативно-правовыми документами федерального и окружного значения.

Принципы воспитательной работы в университете

Воспитательная работа в СурГПУ основывается на принципах, активно разрабатывающихся современной наукой:

. Аксиологический принцип, представляющий собой методологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.

. Культурологический принцип, без которого невозможно эффективное решение многих актуальных проблем воспитания, в том числе проблем творческого саморазвития личности.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... воспитания выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. В результате таких взглядов, в педагогике ... свои права в соответствии с законодательством, является полноправным участником воспитательного процесса. Признавая личность воспитанника субъектом воспитания, гуманистическая педагогика утверждает ...

. Антропологический принцип, означающий антропологический подход в педагогике, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем.

. Гуманистический принцип, означающий гуманизацию образования, т.е. развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и обучающегося, гармонизации их интересов взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.

. Синергетический принцип, означающий взаимодействие двух взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящее к новообразованиям, повышению энергетического и творческое потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающее их переход от развития к саморазвитию.

. Герменевтический принцип, наименование которого происходит от слов «разъясняю, истолковываю», означает философское осмысление и переосмысление как ранее наработанного педагогического опыта, так и приобщение молодого поколения педагогов к осмысленному овладению различными видами и формами педагогических инноваций.

С учетом специфики и сложности воспитательной работы в вузе, формирования ее цели и задач, оценки её результатов и управления её качеством возможно принятие следующих принципов управления и оценки воспитательной деятельности:

·воспитательная деятельность выделяется как автономная, но неразрывно связанная с другими видами деятельности (с учебной, научной и т.д.), подсистема со своими целями, принципами, факторами, методами управления и оценки качества (в связи с этим воспитательная деятельность должна иметь свою, специфическую подсистему управления в общей системе управления образованием и качеством образования);

·эффективность управления качеством воспитательной деятельности определяется ее целенаправленным характером — наличием конкретных целей, а оценка качества воспитательной деятельности есть оценка степени достижения ее конечных и промежуточных результатов;

·цели воспитательной деятельности формируются в результате достижения компромисса ее основных субъектов (как на уровне конкретного учебного заведения, так и на уровне всей системы образования);

·управление воспитательной деятельностью необходимо осуществлять преимущественно в виде вероятностного управления факторами, существенно влияющими на достижение ее целей, в связи с невозможностью «прямой» оценки результатов воспитательной деятельности конкретного выпускника (таких качеств личности, как, например, доброжелательность, честность, ответственность, патриотизм и т.д.);

7 стр., 3437 слов

Подготовка и проведение учебно-воспитательной работы студентов ...

... работ студентов, готовлю к выступлению на студенческой конференции и областной выставке студенческих работ. 8. Чему научились на практике? За время педагогической практики были выполнены следующие виды деятельности: - воспитательно ... своей педагогической деятельности; - воспитательная деятельность, заключается в умении выбирать цели и задачи воспитания и формы воспитательной работы в соответствии ...

·управление состоянием и динамикой минимально-необходимого набора факторов для каждого уровня управления обеспечивает эффективность управления качеством системы.

Цели, задачи и направления воспитательной работы в университете

Цель воспитательной работы заключается в социализации личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

Цель, таким образом, может быть представлена в виде выполнения социального заказа, включающего в себя набор качеств личности, которыми должен обладать студент по окончании высшего учебного заведения. К ним относятся:

·нравственность

·интеллигентность

·патриотизм

·стремление к здоровому образу жизни

·общая и профессиональная образованность

·социальная активность

·предприимчивость

·готовность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора

·способность к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

Приоритетной задачей воспитательной работы в СурГПУ является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.

На достижение цели направлены также задачи:

1.Сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета. Приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности.

13 стр., 6050 слов

Воспитательная работа по минимизации и нейтрализации влияния ...

... между самими заключенными. Вследствие чего не достигаются необходимых результатов воспитательной работы по нейтрализации влияния пенитенциарной субкультуры на осужденных. Объектом исследования ... пенитенциарной субкультуры; исследовать «законы» (нормы) пенитенциарной субкультуры; установить какие воспитательные методы будут наиболее эффективными по нейтрализации негативного влияния пенитенциарной ...

2.Расширение межвузовских коммуникаций в сфере воспитательной работы.

.Совершенствование системы демократического участия студентов в управлении вузом.

.Формирование у студентов навыков социальной деятельности через разработку и внедрение молодежных социальных проектов и программ.

.Внедрение разнообразных форм совершенствования кадровой политики

Основными направлениями реализации вышеобозначенных целей и задач являются:

·корпоративно — организационное

·информационно — аналитическое

·методическое

·творческое (интеллектуальное, спортивное, художественное)

·социально — психологическое. (Приложение 1)

Для реализации поставленной цели определены основные механизмы реализации Концепции:

Нормативно-правовой

Совершенствование нормативной и правовой базы, регламентирующей воспитательную работу в вузе, внесение изменений в документы, касающиеся учебного процесса в соответствии с принципом «обучающего эффекта воспитания и воспитывающего эффекта обучения».

Оценочно-диагностический

Мониторинг качества воспитательной работы, изучение и анализ доминирующих тенденций в студенческой среде, оперативная корректировка подходов к решению вновь возникающих проблем, оценка результатов и прогнозирование возможных изменений.

Организационно — содержательный

Реализация задач и направлений воспитательной работы осуществляется через внедрение целевых программ:

·Абитуриент

·Первокурсник

·Успешный студент

·Традиции университета

·Студенческое самоуправление

12 стр., 5553 слов

Структура личностной готовности студентов к профессиональной деятельности

... психологической готовности к профессиональной деятельности в период обучения студентов в вузе. Изучению психологической готовности к деятельности посвящено достаточное количество работ, но некоторые аспекты данной ... его профессиональной готовности. ПВК - это свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и ...

·Творческая мастерская

·Куратор +

·Здоровый студент — успешный студент

·Школа социального успеха

·МОСТ (международный обмен студентов)

·Социально-психологическое сопровождение студентов

Данные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

Совершенствование планирования воспитательной работы на всех уровнях ее реализации (университетском, факультетском, кафедральном, групповом, индивидуальном); модернизация системы воспитательной работы университета; совершенствование деятельности кураторов студенческих групп; разнообразие форм работы со студентами; переход от формально составленных планов работы с группой к проектам совместной деятельности, включающим в себя участие студентов в различных акциях, в работе клубов, студий, когда осуществляется реальный выход на будущую профессиональную деятельность (фирма, содружество, педагогический коллектив и т.д.), взаимодействие с психологической службой университета; использование в процессе воспитания традиций и опыта, накопленных коллективом образовательного учреждения, а также других вузов, их сочетание с новыми формами и направлениями; расширение информационно-правового поля через разработку и обновление нормативно-правовой, методической базы в части, касающейся воспитательной работы, обеспечение обратной связи при взаимодействии с руководством вуза, его выпускниками, специалистами в области юриспруденции и финансов и т.д.; развитие и популяризация различных форм студенческого самоуправления, создание позитивного имиджа социально активного студента.

Мотивационно-стимулирующий

Популяризация достижений коллектива университета, совершенствование механизмов морального и материального стимулирования преподавателей, студентов, наиболее активно участвующих во внеучебной деятельности; участие в общероссийских и международных молодежных программах.

Управление воспитательной работой в университете

Система управления воспитательной работой в университете строится на основе принятой в нём системы управления функционированием и развитием СурГПУ и регламентируется соответствующими положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и локальными актами.

Общее руководство и координацию воспитательной работы в университете осуществляет проректор по воспитательной работе и молодёжной политике. В составе управления имеется отдел по воспитательной работе, обеспечивающий научно-методическое и практическое развитие воспитательной деятельности в университете. Для решения тактических и оперативных задач создан постоянно действующий координационный совет по ВР. В 2004 году в вузе создан Центр дополнительного образования и воспитания студентов (ЦДО), получивший в 2008 году название Центра молодёжных инициатив. Деятельность центра направлена на создание условий для реализации молодежных инициатив студентов в период учебы в вузе и овладения ими умениями и навыками разработки и реализации социальных проектов и программ.

12 стр., 5737 слов

Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

... nbsp;      Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) Обучение и деятельность Форма развития          Приспособление Присвоение Ход развития ... Цели и задачи исследования. Обоснование метода………….21 Описание результатов работы…………………………………23 Интерпретация полученных данных………………………….23 Заключение…………………………………………………..26 Литература……………………………………………………27 ...

Решение воспитательных задач и раскрытие творческого потенциала студентов обеспечивается Центром студенческого творчества.

На уровне факультетов воспитательная работа осуществляется заместителями деканов по воспитательной работе, кураторами студенческих групп 1-3 курсов. В условиях усиления воспитательной функции в федеральных ГОС ВПО обязательным требованием является наличие программы воспитательной работы на цикл обучения.

Управление воспитательной работой в университете основано на системном сочетании административного управления и самоуправления студентов. В СурГПУ самоуправление представлено многовариантной системой, осуществляющейся на разных уровнях и в разных организационных формах. Это студенческие советы, старостаты, студенческие научные общества, спортивный совет, Центр студенческого консультирования, студенческие кафедры. Целью студенческого самоуправления является организация в университете пространства, максимально комфортного для студентов и способствующего их самореализации и саморазвитию, личностному росту. Перечень представленных форм самоуправления не статичен, т. к. в процессе деятельности возможны изменения форм самоорганизации студентов.

В структуре управления воспитательной работы функционирует Музей истории вуза, осуществляющий проведение экскурсионных, развивающих и обучающих программ и проектов. Психологическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса обеспечивается психологической службой, выполняющей исследовательскую, просветительскую, развивающее — консультационную работу со студентами и сотрудниками вуза.

Финансовое обеспечение воспитательной работы является многоканальным и осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных средств университета, а также участия в грантовых конкурсах и проектах.

Заключение

Данная концепция должна служить основой для создания комплексной Программы воспитательной деятельности в СурГПУ, целевых программ, отдельных планов воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в структурных подразделениях.

Реализация Концепции предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей, взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.

При разработке Концепции воспитательной работы в СурГПУ были исследованы, учтены и частично использованы принципиальные положения и подходы следующих научных источников и авторских работ:

10 стр., 4711 слов

Анализ программ, рекомендованных в работе по физическому воспитанию

... ребенка каждого возрастного периода, физическое воспитание предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические ... развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных ...

. Андреев В.И., Николаев М.В. и др. Модель системы воспитания Казанского государственного университета. #»justify»>. Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы. // Высшее образование сегодня. 2007 №5.

. Бордовский Г.А., Богданова Р.У. Концептуальные основы воспитания студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания /под. ред. И.А. Зимней. — М., 2003.

. Донченко А.П., Прокофьев Ю.А. и др. Концепция развития гуманитарного образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

. Зимняя И.А., Боденко Б.Н. и др. Воспитание — проблема современного образования в России. М., 1999.

. Лисовский В.Т. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. С.-Пб. 2000.

. Оценка качества воспитательной деятельности в системе управления качеством образования. / Сост. Б.К. Коломиец, О.А. Васильева — М., 2001.

. Рябов Л.П. Нравственно-гуманистические подходы к формированию личности специалиста, развитию у студенчества гражданственности и патриотизма. // Интеллигенция и нравственность. М.1993.

. Управление воспитательной работой в КГТУ им. А.Н. Туполева. www.kai.ru/ univer/uvr/plan.phtm.

воспитательный университет организация работа