Компенсаторность как мотивация к власти

23

ФКДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А. М. Горького

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра социальной психологии

КОМПЕНСАТОРНОСТЬ КАК

МОТИВАЦИЯ К ВЛАСТИ

Курсовая работа

Студентки 4 курса

Заочного отделения

Лескиной А. В.

Научный руководитель:

Доцент, кандидат философских наук

Любякин Анатолий Александрович

Екатеринбург 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. А. Адлер и его теория компенсаторности…………………………..4

1.1 Концепция индивидуальной теории личности ………………………11

Глава 2. Стремление к власти на примере известных тиранов

2.1 Адольф Гитлер…………………………………………………………13

2 стр., 640 слов

Кандидат философских наук Максим Вячеславович Гуреев.

  4. К представителям какого культурологического подхода относится Джордж Фрэзер? а) семиотический, б) аксиологический, в) диффузионистский, г) эволюционный, д) психоаналитический.   5. Каким термином обозначается система общепринятых норм поведения, мышления и речи? а) культура, б) мораль, в) цивилизация, г) этика, д) эстетика.   6. Какая черта в наибольшей степени характеризует ...

2.2 Владимир Ильич Ленин……………………………………………….15

2.3 Иосиф Виссарионович Сталин………………………………………..18

2.4 Приведение к общему знаменателю – компенсации…………………20

Заключение …………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………….23

Введение

В настоящее время политическая психология заняла свое достойное место среди психологических и политологических наук. В данной дисциплине рассматриваются политические аспекты с психологической точки зрения. Одним из важных в этой междисциплинарной науке является понятие «власть». В толковом словаре Даля, власть – возможность одного человека заставить другого сделать то, что тот по своей воле не сделал бы.

Политическая власть желанная добыча для многих людей. Нас заинтересовало, какими мотивами руководствуются политики при стремлении к власти.

Американский ученый Б. Рассел отмечает, что у человека имеется две ненасыщаемые и бесконечные страсти – к славе и власти. Однако сама мотивация политической власти имеет достаточно широкий спектр потребностно — мотивационных образований, которые побуждают личность достигать власти и собственно властвовать. Так, некоторые американские исследователи считают, что имеется два фундаментально различных вида стремления к власти. Один называется «наступательным» или агрессивным, который происходит из чувства всемогущества и признанности, а другой – называется «защитным», корни которого находятся в чувстве слабости и неполноценности. 
  Первый вид – прямое стремление к власти, произрастает из опыта раннего детства, связанного с позитивным подкреплением самоутверждения и агрессивного поведения. Второй вид – косвенное стремление, как попытка преодолеть чувство слабости или низкую самооценку, корни которой скрыты в ранних переживаниях безвластия и опыта переживания на себе власти других. 
 И первый, и второй вид стремления человека к власти является не чем иным, как развитием концептуальных положений компенсаторской теории власти А. Адлера.

Глава 1. А. Адлер и его теория компенсаторности

Альфред Адлер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австрия — 28 мая 1937, Абердин, Великобритания)- австрийский психолог и психиатр один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности. Имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

          В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и начал работать в Венском госпитале врачом. Он интересуется влиянием органических недостатков и социального окружения на психическую жизнь пациентов.

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 г. примкнул к кружку, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа «Исследование неполноценности органов».
          Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда — по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром. Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детерминизм, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.
          Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

17 стр., 8051 слов

Чувство неполноценности и компенсация

... многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиционный финализм, 2) чувство неполноценности и компенсации 3) стремление к превосходству, 4) стиль жизни, 5) социальный интерес, 6) творческое «Я», 7) ... продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее ...

Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:

  • целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
  • признание изначально социальной природы человека;
  • стремление человека к совершенству
  • понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

В 1911 г. Адлер выступает перед членами кружка с сообщением «Критика фрейдовской теории сексуальности» и в этом же году покидает его. Одна за другой выходят его работы: «О нервическом характере» (1912), «Практика и теория индивидуальной психологии» (1920), «Социальный интерес: вызов человечеству» (1939).

Всего им написано свыше 300 книг и статей. Умер Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии.
          Индивидуальная психология — теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).

  • Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:
    • 1) чувство неполноценности и компенсация;
    • 2) стремление к превосходству;
    • 3) стиль жизни;
    • 4) творческое Я;
    • 5) порядок рождения;
    • 6) фикционный финализм.

Рассмотрим некоторые из этих принципов.
          Свои ранние работы Адлер посвятил проблеме неполноценности органов и их компенсации. Исходя из своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям.
          В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это — чувство неполноценности.
          Чувство неполноценности — ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми.
          Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов.
          Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха — развитию дара музыканта.
          «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни и преодолели свои трудности», — писал А. Адлер.
          При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности.
          Комплекс неполноценности — совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности.
          Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться.
          Неполноценные органы и их оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это — стремление к превосходству как стремление к совершенству. Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. В более ранних работах он полагал, что основным личностным свойством является агрессивность как сильная инициатива в преодолении переживаний. Эта идея возникла на основе представлений Ф. Ницше о «воле к власти». Позднее агрессию и волю к власти Адлер считает частным случаем стремления к превосходству.
          Стремление к превосходству является врожденным. Тем не менее существуют варианты его проявления. Критерием этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) — врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.
          Низкий социальный интерес указывает на невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех. Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству. Социальный интерес — по Адлеру — является показателем психического здоровья, «барометром нормальности» и критерием различения типов превосходства.
          Врожденность социального интереса не исключает возможности его развития, которое происходит за счет сотрудничества и кооперации.
          Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. С этим понятием связана концепция фикционного финализма, основанная на концепции Хакса Вайингера, изложенную в работе «Философия возможного». Он утверждал, что поведение людей находится под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний. Подобные ожидания похожи на идеалы, которые невозможно проверить на практике, соотнести с реальностью, но которые тем не менее позволяют наполнять все действия человека смыслом, задавать направление жизни. Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом.
          Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. «Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном — во всех выражениях его личности».
          Жизненный стиль — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.
          Признаками здоровой личности по Адлеру являются — движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:

  • физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;
  • избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;
  • отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.

Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса.
          Нередко индивидуальную психологию Адлера называют психологией «здравого смысла» или «психологией обыденности».
          Его оригинальные находки часто рассматривались как произвольное от психоанализа или что-то очевидное, тривиальное, узконаправленное. К. Юнг писал, что «оба исследователя (Фрейд и Адлер) рассматривают субъекта в отношении к объекту… Адлер делает акцент на субъекте, который охраняет себя и стремится добиться превосходства над объектом… Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты, которые в силу их определенного своеобразия либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению стремления субъекта к удовольствию». Юнг решил эту дилемму, как мы знаем, с помощью типологии, т.е. деления людей на заинтересованных в объекте (экстравертов) и заинтересованных в самом себе (интровертов).

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ, можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

1.1 Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»).

Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом).

Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Мы заинтересовались его выводами и хотим проверить их на примере А. Гитлера, В. И. Ленина, И. В. Сталина.

Глава 2. Стремление к власти на примере известных тиранов

Компенсаторное стремление к власти мы рассмотрим на примере А. Гитлера, И. Сталина и В. Ленина. Это известнейшие деспоты 20 века, виновники войн и перестроек. Время их правления окрасилось багровыми следами. Никто в мире не забудет их жестокости, бескомпромиссности, жадности к власти. Это те люди после правления которых хочется всеми силами начать контролировать политическую арену от нападения таких «лидеров».

  1. Адольф Гитлер

В жилах матери Гитлера Клары Петц, текла чешская кровь, не считая того факта, что она находилась в кровном родстве со своим мужем Алоисом Шикльгрубером, который признал Гитлера своим сыном задним числом. Отец Гитлера был на 23 года старше своей жены, и когда в 1889 году родился Адольф Гитлер, ему было 52 года. Все имеющиеся факты свидетельствуют о том, что этот брак был несчастливым. Единственный факт, который, судя по всему, только и проливает свет на это супружество, свидетельствует о том, что отец Гитлера был садистом…

Это был склонный к насилию человек, который обычно избивал свою собаку до тех пор, пока она не начинала мочиться на ковер. Отец Гитлера бил также своих детей, а при случае, когда был в плохом настроении, даже свою жену Клару. К этому времени молодой Адольф достиг половой зрелости, что по природе поставило его в положении оппозиции к своему отцу. Домашние неурядицы стали причиной появления у Гитлера черт нарциссизма (влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качестве сексуального объекта) в сочетании с эдиповским комплексом.

В период, когда Гитлеру было пятнадцать лет, и умер его отец Алоис, и почти вплоть до 20 лет громадное влияние на него оказывала его мать. О смерти своей матери Гитлер писал как о «самой большой утрате, какую он когда-либо переживал».

Гитлер тщательно заботится о своей внешности. На людях он никогда не снимает пальто, невзирая на то, жарко ему или нет. Гитлер не позволяет никому находиться вместе с ним в ванной комнате или видеть его голым. В одежде он непритязателен и следует советам своего портного. Гитлер надевает подготовленную ему одежду без всяких разговоров.

О хорошей физической выносливости Гитлера не может быть никакой речи самое позднее с 1945 года. Физическое состояние Гитлера до 1939-1940 годов было относительно стабильным, поэтому неудивительно, что это время совпало с периодом его успехов. Однако чисто субъективно ипохондрик был твердо убежден в том, что умрет он рано. Он боялся, что время его уходит. В 1939 году по случаю своего 50-летия он сказал: «Мне лучше начать войну в пятьдесят, чем когда мне будет пятьдесят пять или шестьдесят». В другом случае он высказал такое соображение: следующие поколения не смогут сделать этого. Начать войну может только он.

Таким образом, он связал судьбу целых народов со своими представлениями о собственной жизни. Летом 1939 года его больше всего беспокоило то, что «в последний момент какая-нибудь свинья сделает ему предложение о посредничестве». Одной из этих «свиней» оказался его собственный соратник Геринг, который робко предостерегал: «Мы же не собираемся идти ва-банк». На это Гитлер ответил: «В своей жизни я всегда шел ва-банк».

Пару лет везло. Однако после поражения под Москвой в декабре 1941 года у Гитлера появилось предчувствие, что его концепция азартного игрока потерпела крах. Показательно, что, начиная с 1942 года, состояние его здоровья сильно ухудшилось. Уже летом 1941 года был поставлен диагноз прогрессирующего склероза венечных сосудов сердца. Во время войны его личный врач доктор Морель выписывал ему в общей сложности 90 различных медикаментов, начиная от сильных снотворных средств и кончая возбуждающими наркотиками, чтобы снимать состояние хронической усталости. 28 различных таблеток, которые он принимал ежедневно, не могли сдерживать физическое разрушение. Более того, он принимал «пилюли доктора Кестерса против вспучивания» в связи с жалобами на желудочно-кишечный тракт, а также другие лекарства, которые содержали стрихнин и различные опийных средств.

Мечты о жизненном пространстве и искоренении евреев от этого не зависели — они были с самого начала результатом навязчивого представления психопата, за которым слишком многие, слишком долго и слишком послушно следовали.

В биографии А. Гитлера четко прослеживается зависимость его психологического состояния от событий происходящих с ним в детстве. Можно говорить о гиперкомпенсации, следствием которой была отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.

2.2. Владимир Ильич Ленин

Диктатор (то есть человек авторитарного склада) может выйти из вполне благополучной семьи, где главной фигурой был отец, который формировал в ней довольно жесткие установки. И если в детстве была поставлена такая высокая планка, что даже думать о том, чтобы взять ее, было бессмысленно.

Точно такая же проблема была у Володи Ульянова — ему легче было стать революционером и разрушить весь мир, чем добиться того же, что его отец, который собственными трудами заслужил дворянский титул. При этом описывать отношения с родителями такой человек может как бесконфликтные — это естественно, потому что любая идея конфликта против отца была явно провальной.

Мать Ленина усиленно взращивала и поддерживала «особенность» своих детей. Заместо колыбельной она им пела песню вот такую на ночь:

«…Ты, быть может, на природу
Прозорливый кинешь взор.
Человеческому роду
Разодвинешь кругозор.
Неизвестную от века
Тайну мира подглядишь,
Новой силой человека
Для боренья одаришь…»

Вроде бы хороший смысл – осчастливить людей. Благородная идея осчастливить, одарить род людской — при воспринятом ребенком сознании своей исключительности —не могла не привести в его голове к простой и крайне опасной картине мира: все человечество делится на две части — на меня, который знает, как осчастливить людей, и на всех остальных, кто должен быть мною осчастливлен.

Ну и естествен следующий шаг: убеждение, что ты выше всех, умнее всех. В блестящих характеристиках учебных успехов Володи Ульянова директор гимназии Федор Керенский все же вынужден был подчеркнуть: «Ни с кем не дружит». Даже с братьями и сестрами «невнимателен и груб», по свидетельству самих домочадцев. Они же сами признавали: «Володя захвален в гимназии, да и дома тоже». Но в семье ему все прощали, более того -преклонялись, он был их славой и гордостью.

В доме Ульяновых господствовала установка прежде всего на большие достижения в жизни. Ведь и сам отец, Илья Николаевич, совершил немыслимый взлет: простой мещанский сын стал дворянином, действительным статским советником, был обласкан царем, император Александр III пожаловал ему орден Святого Станислава второй степени. Илья Николаевич месяцами не бывал дома, разъезжая по делам народного образования Симбирской губернии. Мария Александровна была полновластной домоправительницей и прежде всего в воспитании детей. Отец лишь иногда играл с ними в шахматы.

Мария Александровна была очень волевой, чопорной, гордой и замкнутой дамой. Ее так воспитал отец (мать умерла, когда дочери было три года) — очень властный, даже деспотичный человек. Холодная и жестокая Маша, поздно (и явно не по большой любви) вышедшая замуж, она и на детей перенесла отцовские методы, воспитывая в них огромную волю и чувство превосходства над окружающими. Она ни с кем не поддерживала дружеских связей, Ульяновы жили очень изолированно, одиноко.

Володя же характером (это утверждали его соседи и братья) был гораздо более похож на мать, чем на отца. Кстати, и в отношении к Богу. Мать была атеисткой, отец — глубоко религиозным человеком.

И все же окончательно его сознание оформилось после покушения на императора и последовавшей казни старшего брата Александра. Саша ведь тоже жил с сознанием своей избранности, с идеей осчастливить человечество. Но в отличие от яркого, талантливого младшего брата невероятными успехами не блистал, гимназия давалась ему с трудом. А вот бросить бомбу в царя — это ему было вполне по силам. И главное — пожертвовать собственной жизнью. Саша жаждал торжественно войти в историю.

Мы все прекрасно знаем, чем закончилась эпоха правления В. И. Ленина. Засчет того, что в маленьком Володе воспитывали «собственную уникальность», его родители были для него очень высокой планкой для достижения, опять же можно говорить о гиперкомпенсации, о стремлении к власти по А. Адлеру. Избалованность, как результат гиперопеки , которая приводит к снижению социального интереса, умению сотрудничать. И как следствие чувство личного превосходства.

2.3. Иосиф Виссарионович Сталин

Иосиф Сталин (Сосо Джугашвили) родился в маленьком грузинском  городке Гори 21 декабря 1879 года. Его отец Виссарион Джугашвили был сапожником, а мать Екатерина  — служанкой. Семья жила в страшной нищете. Это объяснялось тем, что большую часть своих заработков отец Иосифа пропивал. И как и в любой семье алкоголика обстановка дома царила отнюдь не радужная. Отец часто избивал своего маленького сына, доставалось и матери.

Отец был человеком властным и суровом, он имел огромное влияние на сына (даже когда Иосиф уехал из дома в Тифлис, он всё равно тянулся к дому, чем отец и пользовался, убеждая сына пойти по его стопам и стать сапожником).

Мать же видела своего сына с духовным образованием, женщиной она была верующей. В отношении будущего своего сына родители никак не могли найти общих точек соприкосновения.

Отца Иосиф ненавидел. Эта ненависть разъедала его изнутри и, как это бывает в подобных ситуациях, ненависть свою он стал переносить на всех тех, кто, так или иначе, имел над ним власть. Друг семьи Иремашвили как-то сказал, что еще с  юности мщение стало для него целью, которой подчинялись все его усилия. К матери он так же не испытывал ни любви, ни нежности. За все годы самостоятельной жизни, Иосиф виделся с ней от силы 4 раза, умерла она в нищете.

В детстве Сталин не отличался ни высоким ростом, ни сильным телосложением. Изменениями в своей внешности Иосиф обязан оспе. И тут таится еще один фактор в формировании его жесткой и циничной личности. Дети из зажиточных семей унижали Сосо, показывая, что он им не ровня. Обида, гнев… Всё эти чувства смешались в его детстве.

Когда Иосифу было 11 лет, умер его отец. И это сняло с ребенка все преграды, выведя на первый план мстительную, холодную личность. Со смертью мужа Екатерина получила возможность дать сыну духовное образование, и она отправила Сосо в духовное училище. Образованию своему он уделял большое вниманием: много читал, был внимателен на уроках. В те годы сан священника стал для Иосифа верхом его честолюбия. Поэтому училище он окончил без особых проблем, получив похвальную грамоту, что было редкостью для людей его происхождения. Именно благодаря ней он смогу продолжить обучение в семинарии. Однако там его вера в Бога иссякла. Но он старался скрыть от всех свой внутренний конфликт — он не привык ни с кем делится.

Учеба повлияла на его мировоззрение, его чувства и психологию. Духовное образование сформировало у Сталина догматичное мышление. Ко всем ситуациям он был склонен применять старые подходы, был тверд и не приклонен, даже если приходил к ошибочным выводам. Не признавал своей неправоты. Всю свою жизнь, все события Иосиф пытался разложить по полочкам, систематизировать, что характеризовало его как человека организованного.

В возрасте 15 лет Сосо приняли в социалистический кружок. Там он был сторонником насилия. Там же у него появились первые друзья. Но друзьями он считал лишь тех, кто подчинялся его власти. «Страх перед его грубым гневом и злобным издевательством доставлял ему сторонников, бедных духовно и склонных к драке».  В этом кружке Иосиф смог реализовать себя, это место стало ареной для его гнева и жестокости. Уже тогда он смог стать лидером, безоговорочным, властным. Во всем он находил только отрицательные стороны. Именно эту черту характера Сталин пронесет через всю свою жизнь. Именно она станет основой его будущего.

Грузины созревают рано. В 20 лет молодой Сталин вышел из семинарии взрослым человеком, без диплома и профессии, но с ненавистью против всякой власти.

Сталин был низкого роста (169 см.).

Когда он стоял на Мавзолее, под ноги ему ставили маленькую скамеечку, и он оказывался вровень с соратниками. Невысокие люди часто страдают комплексом неполноценности и нуждаются в самоутверждении. Лицо было в оспинках (телохранители называли Сталина «Рябой»).

Верхняя губа — впалая, нижняя выдавалась вперед. В последние два года одна рука у него не действовала после инсульта.

Из – за чувства неуверенности в себе, которое провоцировал в маленьком Иосифе отец – алкоголик, Сталин стал тираном, который всю сознательную жизнь власть ненавидел и к ней стремился. Дополняется все это физической неполноценностью, которая ведет к изоляцию, развитию эгоизма, чувству центрированности на себе. Немалую роль играет и отсутствие какой либо близкой, родственной связи с матерью, тем более с отцом.

2.4. Приведение к общему знаменателю – компенсации

На приведенных примерах видно, что деформированная самооценка стала следствием стремления к власти. Всех троих и Сталина, И Гитлера, и Ленина объединяет желание править людьми для самореализации. Для того чтобы доказать себе, что Я достоин.

Будучи дистоническим, неприятным, чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов — реальных или мнимых. Так как комплекс неполноценности продолжает существовать, несмотря ни на какие достижения личности, он требует постоянной и все большей компенсации — гиперкомпенсации порождающей так называемый комплекс превосходства над другими — оборотную сторону комплекса неполноценности.

Нужно понимать, что в наше сложное время, есть большая вероятность того, что к власти будут приходить политики с заниженной самооценкой. Можно надеется на то, что в настоящее время, мы можем избежать последствий нахождения у штурвала человека с комплексом неполноценности. Но нам кажется, что наша задача, как психологов проводить исследования, выявлять процентное соотношение людей, которые идут в политику для того, чтобы реализовать свои потребности или по какой — то другой мотивации.

Заключение

В данной работе мы привели примеры последствий, которые случились на мировой политической арене не так давно. Заканчивая обзор, ставим своей целью провести исследования среди некоторого числа российских политиков для определения того, из каких побуждений люди стремятся к власти.

Тема на данный момент очень актуальная и важная. Мы люди, живущие в демократической стране должны иметь полное право знать, понимать мотивации людей, которые стоят над нами на политической арене. Не стоит думать что компенсация так уж плоха… В той или иной степени она присутствует у каждого из нас. Компенсация помогает нам приспосабливаться к жизни, к социальному обществу. Помогает нам развиваться, коммуницировать. Но гиперкомпенсация мешает человеку жить адекватно, общаться на равных с людьми. Любить и реализовываться в разумных предела.

Вот это то и настораживает. Хочется быть уверенным, что у власти находятся адекватные люди, понимающие последствия своих поступков.

Именно поэтому, наше исследование в стадии дальнейшей разработки. Запланировано проведение исследования на мотивации, ценностные ориентации, самооценку.

Также в планах присутствует создание и разработка собственной авторской методики.

Дальнейшее раскрытие темы считаем обязательной и очень важной частью нашей работы.

Список литературы

  1. Шестопал Е. Б. «Политическая психология»
  2. Ольшанский Д. В. «Основы политической психологии»
  3. www.antology.igrunov.ru
  4. www.politmnenie.ru
  5. www.ww2.kulichki.ru
  6. www.hrono.ru
  7. www.news.student.ru
  8. Юнг К. «Психология бессознательного»
  9. Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. «Краткий очерк истории философии»
  10. Райгородский Д. Я. «Психология и психоанализ власти», Т. 1