Изучение рабочей документации педагога-психолога.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИ

Б2.У.2 Практика по получению первичных профессиональных

Умений и навыков (Учебно-методическая)

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность Психология в образовании

Курс – 2

Семестр – 4

Форма обучения – очная

Всего часов – 252 (7 зач.ед.)    

Форма контроля: зачет

 

 

Программа составлена на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 

 

Программу разработал

кандидат психол.наук, доцент Терещенко В.В.

 

 

Одобрена на заседании кафедры

«___» _______ 2017 г., протокол №

 

Смоленск

2017

  1. Планируемые  результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

ОПК-5 готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;

ОПК-6- способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

ОПК-9- способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;

ПК-26- способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей.

В результате освоения компетенций студент должен:

Знать: специфику психолого-педагогической деятельности образовательной организации, возможности эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Уметь: проводить индивидуальные и групповые психодиагностические исследования с решением комплекса теоретических и практических задач

Владеть: экспериментальными методиками психологической диагностики и составлением протоколов психодиагностических исследований, навыками разработки рекомендации участникам образовательного процесса о оптимизации обучения и социализации.

10 стр., 4570 слов

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения

... 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе .1 Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей Когда мы пытаемся понять и ... Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения[22]. Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной ...

Место проведения практики

По способу проведения – стационарная практика, проводится дискретно.

МБОУ СШ №3,14,25,34,17, МБОУ гимназия №4 г.Смоленска, социально-психологические центры города Смоленска

Содержание практики

1. Знакомство с организацией работы педагога-психолога социозащитного  учреждения и его профессиональной деятельностью .

· выявление типа образовательного учреждения, режима работы педагога-психолога, состава психолого-педагогических кадров; определение типичных затруднений обучающихся   в процессе межличностного взаимодействия и в учебной деятельности.

· изучение основных нормативно-правовых документов, приказов, которыми должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности педагог-психолог:

— Конвенция о правах ребенка;

— Конституция РФ;

— решения правительства РФ по вопросам образования;

— нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты;

— этический кодекс психолога;

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  вступивший в силу 1.09.2013 года;

— Локальные нормативные документы социозащитных учреждений.

 

Изучение рабочей документации педагога-психолога.

· ознакомление с различными видами документации педагога-психолога:

— план работы педагога-психолога на 1 год;

— программа коррекционно-развивающей работы;

— анализ проделанной работы за триместр, год;

— журналы психолого-коррекционной работы;

— журнал консультаций;

— журнал учета групповых форм работы;

— журнал учета индивидуальных и групповых психодиагностических исследований;

— самодиагностика педагога-психолога;

— индивидуальные карты воспитанников;

— заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования;

— анализ выполнения плана работы педагога-психолога социозащитного учреждения.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Отчетная документация по практике

1) Дневник практики (прил. 2);

2)Отчет по учебно-методической  практике (предполагает подробный анализ собственной деятельности студента в период практики; анализ необходимо структурировать по следующим параметрам: удовлетворенность практикой, характеристики видов профессиональной деятельности педагога-психолога, которые наиболее удались; перечень конкретных изданий, которые были полезны в период практики)

3)Оценочный лист (прил.3)

4) Протоколы и заключения по результатам психодиагностических исследований ребенка / группы (14 исследований) (прил.4,5)

5) программы индивидуальной и групповой работы и подробные конспекты занятий (2; один индивидуального и 1 группового занятия)

Письменный отзыв  руководителя базы практики  о работе студента.

 Вся отчетная документация представляется в электронном виде (на СD  диске).

 К электронной копии представляется в файле бумажный вариант:

А) титульный лист (прил.1)

Б) оценочный лист (прил.3)

В) письменный отзыв руководителя базы практики.

На оценочный лист и письменный отзыв руководителя базы практики ставится печать образовательного учреждения.

 


Компетенция Этапы формирования Дисциплина Критерии Показатели (по уровням)
ОПК-5- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;     2 курс, 4 семестр Учебно-методическая практика Знаниевый Деятельностный   Достаточный уровень (зачтено): знает специфику развития различных видов деятельности для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов; Недостаточный уровень (не зачтено): не знает специфику развития различных видов деятельности для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов; Достаточный уровень (зачтено): умеет организовать различные виды деятельности обучающихся начального и основного общего образования в соответствии со спецификой развития их возрастов; владеет  организацией различных видов деятельности; Недостаточный уровень (не зачтено): не умеет организовать различные виды деятельности обучающихся начального и основного общего образования в соответствии со спецификой развития их возрастов; не владеет организацией различных видов деятельности;
ОПК-6- способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;   2 курс, 4 семестр Учебно- методическая практика Знаниевый Деятельностный Достаточный уровень (зачтено): знает специфику организации совместной деятельности участников образовательного процесса; Недостаточный уровень (не зачтено): не знает специфику организации совместной деятельности участников образовательного процесса; Достаточный уровень (зачтено): умеет анализировать технологии подбора и использования возможностей совместной деятельности участников образовательного процесса;  владеет организацией межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды Недостаточный уровень (не зачтено): не умеет анализировать технологии подбора и использования возможностей совместной деятельности участников образовательного процесса;  не владеет организацией межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды
ОПК-9- способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;   2 курс, 4 семестр Учебно-методическая практика Знаниевый Деятельностный Достаточный уровень (зачтено): знает психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов и методы математико-статистической обработки данных, технологию интерпретации; Недостаточный уровень (не зачтено): не знает психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов и методы математико-статистической обработки данных, технологию интерпретации; Достаточный уровень (зачтено): умеет проводить библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлять научные статьи, отчеты, заключения; владеет организацией профессиональной деятельности в поликультурной среде; Недостаточный уровень (не зачтено): не умеет проводить библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлять научные статьи, отчеты, заключения; не владеет организацией профессиональной деятельности в поликультурной среде;
ПК-26- способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей.   2 курс, 4 семестр Учебно-методическая практика Знаниевый Деятельностный Достаточный уровень (зачтено): знает специфику взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах развития детей; Недостаточный уровень (не зачтено): не знает специфику взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах развития детей ; Достаточный уровень (зачтено): умеет реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах психолого-педагогической  деятельности; владеет организацией взаимодействия с педагогическими работниками и другими специалистами; Недостаточный уровень (не зачтено): не умеет реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах психолого-педагогической  деятельности; не владеет организацией взаимодействия с педагогическими работниками и другими специалистами;


 

 

Оценочные средства

5.2. Требования к отчету

Отчет по индивидуальным заданиям оформляется  по следующему плану:

1. Название

2. Цели и задачи.

3. Характеристика образовательной организации.

4. Материалы и методики исследований.

5. Результаты исследования.

6. Обсуждение результатов.

7. Выводы.

8. Приложение (таблицы, схемы, графики и рисунки).

5.3. Требования к оформлению и ведению  дневника

       Оформление и ведение  дневника практики  должно соответствовать следующим требованиям:

1. Дневник практики  должен содержать отчеты студента о проведенной работе

1.1. Код испытуемого

1.2. Возраст испытуемых.

1.3. Дата проведения.

1.4. Запрос (от кого исходит, причина обращения, заявленная проблема).

1.5. Цель исследования (исследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др.)

1.6. Методы исследования (методики, психодиагностический материал)

2. Описание хода психодиагностических исследований.

2.1.Представление и интерпретация полученных данных.

2.2. Заключение по результатам обследования.

2.3. Представление рекомендации по результатам исследований участникам образовательного процесса.

 

5.4. Требования к отчету по  практике

       Отчет по  практике должен содержать следующие разделы:

1. Место и время прохождения  практики.

2. Содержание практики (какие виды работ были сделаны во время  практики).

2. Название и краткое содержание выполненной индивидуальной работы.

Примерная схема отчета практиканта

ОТЧЕТ

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

по _______________________________(название) практике студента

______курса_____________________

 

_____________________ факультета в _________________________________

__________________________________________(учебное заведение) в период с

___________________ по ____________________ 20__ г.

(дата)                                                                                 (дата)

1. Выполнение плана практики. Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана, особенности практики.

2. Количество проведенных консультаций, диагностик, коррекционно-развивающих занятий. Какие виды профессиональной деятельности проходили наиболее удачно, какие вызывали затруднения, почему?

3. Какие основные задачи решались в период практики? Какие получены результаты?

4. Получили ли вы удовлетворение от этой работы, какие при этом встретили затруднения?

5. Содержание и форма помощи в ходе практики, которая была оказана. Чья помощь была особенно полезна, в каком отношении?

6. Как вы оцениваете свой опыт профессиональной деятельности во время практики?

7. Общие выводы о практике. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

5.5. Процедура выставления зачета по практике (методические рекомендации)

По окончании практики в установленный срок,  предусмотренный программой практики и учебным планом, студенты сдают на проверку отчетную документацию  руководителю практики, защищают отдельные аспекты практики на итоговой конференции в СмолГУ. Деятельность практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого подхода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества и своевременности сдачи отчетной документации, трудовой дисциплины, качества подготовки и участия в итоговой конференции.

Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет характер их отношения к будущей профессиональной деятельности.

Форма отчетности-  «Зачтено» выставляется студенту,который в срок, в полном объеме (в основном) и на высоком (достаточном) уровне выполнил программу практики, проявив при этом самостоятельность, инициативность, творческий подход. Отчетная документация представлена в срок в полном объеме, нет замечаний (без грубых замечаний) по ее оформлению и содержанию. Отзыв руководителя базы практики положительный, либо с незначительными замечаниями по оформлению и содержанию. «Не зачтено»  ставится студенту, который не выполнил программу практики. Отчетная документация не представлена.

 

Описание материально-технической базы для проведения практики

На психолого-педагогическом факультете  имеется один класс с интерактивной доской, два класс с мультимедийным оборудованием, компьютерный класс с богатым фондом психодиагностических методик, необходимых студентам для прохождения практики.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса представлено демонстрационными техническими средствами, аудио- и видеозаписывающей аппаратурой и др. С целью усиления информационной базы учебного процесса факультетом было приобретено современное компьютерное обеспечение: цикл специализированных компьютерных программ и видеоматериалов «Виды деятельности педагога-психолога» (1 экз.), «Теория и практика гештальттерапии» (в 2-х ч., 1 экз.), видеоматериал «Классический гипноз. Терапия зависимостей, заикания, энуреза» (1 экз.), видеоматериал «Организация и проведение психологического эксперимента» (1 экз.), аудиоматериал «Психологический эксперимент» (1 экз.), аудиоматериал «Возрастное индивидуальное психологическое консультирование» (1 экз.), ПМК «Компьютерная психолого-педагогическая диагностика развития познавательной сферы детей» (5 СD), видеоматериал «Арттерапия. Тренинг для работы с бессознательным» (в 3-х ч., 1 экз.), видеоматериал «Организация и проведение психологического эксперимента» (1 экз.), видеоматериал «Теория и практика гештальттерапии» (в 2-х ч., 1 экз.), видеоматериал «Танце-двигательная терапия» (1 экз.), видеоматериал «Техника психологического консультирования», аудиоматериал «Возрастное индивидуальное психологическое консультирование» (1 экз.), видеоматериал «Системная семейная терапия Б. Хеллингера»,

Практические материалы для психологической работы: психодиагностические методики, соответствующие возрасту испытуемых; набор канцтоваров (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ручки, белая и цветная бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

Титульный лист отчета по учебно-методической  практике (образец)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Смоленский государственный университет

Кафедра общей психологии

Отчет о учебно-методической  практике

 

Студента ___________________________________________________________

Курс ________

Направление подготовки (профиль) _____________________________________

____________________________________________________________________

 

 

Срок практики: с __________ по _____________

Место прохождения практики __________________________________________

Руководитель практики от университета _________________________________

Руководитель практики от организации __________________________________

 

 

Оценка за практику __________________

Руководитель практики от университета _____________            ____________

                                                                             (подпись)                       (дата)

Приложение 2

 

ДНЕВНИК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ  ПРАКТИКИ

 

студента(-ки) 2 курса очного, заочного отделения психолого-педагогического факультета СмолГУ

___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики ________________________________________

Сроки практики: с ______________ по ________________ 20__ г.

Психолог  базы практики _________________________________________________

(должность, фамилия, инициалы)

Дата (период) Содержание проведенной работы Отметка психолога-методиста о выполнении
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение 3

Оценочный лист

ФИО практиканта __________________________________________________

 

База практики_____________________________________________________________________

 

  №   Дата Наименование профессиональной деятельности Субъекты взаимодействия (дети, администрация, родители, педагоги, сотрудники учреждения и т. п.) Оценка (психолога-методиста)
         
         
         
         
         
         
         
         
    Итоговое оценивание

 

    Психолог базы практики:
    Руководитель практики:

 

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ПРАКТИКУ:

 

 

 

Приложение 4