ИЗУЧЕНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………..3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………….5

1.1 Характеристика общего недоразвития речи………………..…………………………………………………..……………5

1.2 Особенности речевой системы дошкольников с общим недоразвитием речи….…………………………………………………………..9

ГЛАВА 2. К ВОПРОСУ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………………..………………………………………12

2.1 Структура и функции развития просодической стороны речи у детей с ринолалией 5">просодической стороны речи……………………………………………………………..………………..12

2.2 Особенности просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи………………….……………………….…………………15

Заключение………………………………………………………………..19

Библиографический список…………………………….………………….21

ВВЕДЕНИЕ

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой воспитания детей. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... . Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-М.: Просвещение,- 2003. – 159с.(гл.2-28) 25. Развитие общения дошкольников со сверстниками (Текст) / Под ... сообщить, и характера самого общения. Ситуативной речью ребенок пользуется в разговоре с собеседником, находящимся с говорящим в общей ситуации. Контекстной речью, понятной вне зависимости от ...

Проблемой исследования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались Р.И. Лалаева [12], Н.В. Серебрякова[12], Г.Б. Филичева [18], Г.В. Чиркина [19], Г.Г. Голубева [6], Н.С. Жукова [9], [10], Е.М. Мастюкова [15]. Что же касается изучения просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи, в литературе есть только упоминания об особенностях всех компонентов просодики, а также о нарушениях лексического и грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова [12] раскрывают содержание и методы логопедической работы по развитию лексики, формированию словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова [2] указывают на то, какое значение имеет просодическая сторона речи. В исследованиях Л.С. Волковой [14] даётся характеристика некоторым компонентам просодики.

Значение просодической стороны и недостаточная изученность данного компонента речи обуславливает актуальность данной работы и определяет ее цель.

Цель работы — изучить особенности просодической стороны речи дошкольника с общим недоразвитием речи.

Данная цель требовала решения следующих задач:

1) Изучить научно-теоретические основы формирования просодической стороны речи;

2) Выявить особенности детей дошкольного возраста с различной степенью общего недоразвития речи;

3) Рассмотреть особенности просодической стороны речи детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются просодическая сторона речи детей дошкольного возраста с различной степенью общего недоразвития речи.

11 стр., 5477 слов

Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина» Институт психологии, педагогики и социальной работы Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики «Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи» ...

Объект — особенности просодической стороны речи у дошкольников с различной степенью общего недоразвития речи.

Метод исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Характеристика детей с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития логопедии, как области специальной педагогики, накоплен достаточный запас научно-теоретических и практических сведений о детях с тяжелыми нарушениями речи, методах и приемах коррекционно-логопедической работы с ними. Одним с из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР).

Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах 20 в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решён вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Общее недоразвитие речи — это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [21, с. 64].

Вопросами изучения детей с ОНР занимались Р.Е. Левина [13], Т.Б. Филичева [19], Н.С. Жукова [10], Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [12] и т.д.

Как отмечала Р.Е. Левина [13, с. 67], при общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Характер проявления речевой недостаточности не однороден: от полного отсутствия речи до развёрнутой фразовой, с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы [9, с. 15].

У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса.

11 стр., 5395 слов

Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Череповецкий государственный университет Институт педагогики и психологии КАФЕДРА коррекционной педагогики и специальной психологии Курсовая работа по дисциплине «Воспитание и обучение детей с речевыми нарушениями» на тему: Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи ...

Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР.

У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:

— гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);

— церебрастенический синдром (повышенная нервно-психическая истощаемость)

— синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.

У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех стор……..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — Москва: АСТ: Астрель, 2008. — 254 с.

2 стр., 657 слов

УСЛОВИЯ НАБОРА В УЧЕБНУЮ ГРУППУ

УЧИТЕСЬ У ЛУЧШИХ! Обучение проходит в атмосфере полного доверия и принятия, где можно пробовать и ошибаться. Учебные группы до 18 человек, предполагают глубокую личную проработку и внимание каждому участнику. Преподаватели школы – профессионалы с большой буквы и многолетним практическим опытом, постоянно практикующие психотерапевты, подход которых отличается глубиной и новаторством. В ходе занятий ...

2. Белякова Л.И. Заикание: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»/ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — Москва: В. Секачев, 1998. — 304 с.

3. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / Г.А. Волкова. — Москва: Просвещение, 1985. — 191 с.

4. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьёва. — Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.

5. Гаранина, Л.А. Произносительная сторона речи: практический курс / Л.А. Гаранина, Е.Н. Российская. — Москва: АРКТИ, 2003. — 104 с.

6. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие / Г.Г. Голубева. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, «Союз», 2000. — 64 с.

7. Джанджакова, Е.В. Русское словесное ударение: справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию < rosenthal/alpha/r240.htm> / Н.П. Кабанова, Д.Е. Розенталь. — Москва: ЧеРо, 1999.

8. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — Москва: Просвещение, 2005. — 272 с.

9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Г.Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

10. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. — Москва: Социально-политический журнал, 1994. — 96 с.

11. Колесников, Н.П. Культура речи, 2001.

12. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — Санкт-Петербург: «Союз», 1999. — 160 с.

13. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — Москва: Просвещение, 1967. — 368 с.

14. Логопедия: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой. — Москва: Просвещение, 1989. — 528 с.

12 стр., 5506 слов

Психологические особенности учебного стресса студентов

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет Институт дополнительных творческих педагогических профессий КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по специальности ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ на тему: "Психологические особенности учебного стресса студентов" Выполнила : Согрина Маргарита ...

15. Мастюкова, Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. — Москва: Просвещение, 1992. — 95 с.

16. Москвин, А.Ю. Большой словарь иностранных слов / А.Ю. Москвин, 2003.

17. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 448 с.

18. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е.Ф. Соботович. — Москва: Классикс стиль, 2003. — 160 с.

19. Филичева, Г.Б. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ: в 3 ч. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; под общ. ред. д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. — Москва: АРКТИ, 2002. — Ч. 2: Основные формы и виды речевых нарушений. — 112 с.

20. Флёрова, Ж.М. Логопедия / Ж.М. Флёрова. — 3-е изд. — Ростов на Дону: Феникс, 2006. — 318 с. — (Мир вашего ребёнка).

21. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений: в 2 тт. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. -1 т. — 560 с.

22. Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков: пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ 5 вида. 2 класс / Г.В. Чиркина. — Москва: АРКТИ, 2003. — 96 с.

23. Чудинов, А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / А.Н. Чудинов, 1910.

24. Щепилова, Е.А. Формирование самоконтроля произношения у младших школьников с нарушенным слуховым восприятием / Е.А. Щепилова // Научно-методический журнал «Логопед». — 2005. — № 1.

25. Щербакова И.Ю. Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие двигательной сферы / И.Ю. Щербакова // Работа с дошкольниками: материалы фестиваля «Открытый урок». — Москва: Изд. Дом «Первое сентября», 2003-2009.