История психологии 10

41

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. Зарождение психологии как науки6
    • 2. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин

2.1 Учение о душе (5 в. до н. э. — начало 17 в. н. э.)

2.2 Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина 17 в. — середина 19 в.)

  • 3. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в.-настоящее время)
    • 4. Характеристика этапов становления предмета психологии с античности до периода открытого кризиса
    • 5. Общая характеристика научных психологических школ в 20 столетии
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Издревле благодаря общественным потребностям человеку приходилось различать и учитывать индивидуальные психические особенности людей. Уже тогда люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведения человека, для этого привлекали внешние факторы, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Они считали, что душа едина с телом и контролирует мысли и чувства, а те, в свою очередь, опираются на опыт всей жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Психология (от греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической).

С середины 16 в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии.

10 стр., 4846 слов

Презентация на тему: ТЕМА: ПЕРИОД «ОТКРЫТОГО КРИЗИСА» В ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛА ХХ в

... проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. В начале 10-хгг. XX в. психология вступила вовторой период кризиса - собственно период ... ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛА ХХ в. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся "выражением того факта, что психология как наука ...

Психология, как особая научная дисциплина, зародилась в недрах философии, и поэтому находится с ней в родственных отношениях. Психологическое «измерение» личности очень сложно выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

Становление психологии как науки имеет длительный период, но достаточно короткую историю. С Древней Греции идут попытки объяснения психических явлений. Психика и душа рассматривались как непременный атрибут природы: все имеет душу, а она, в свою очередь, является источником движения и развития. Душа — это независимая от физического тела субстанция, которая оказывает влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Такой подход получил название анимизма (от лат. anima — душа, дух).

В дальнейшем представления о природе психики развивали Демокрит и Платон. Демокрит — родоначальник материалистических взглядов на психику. Он считал, что душа состоит из атомов. Дал объяснение явлению причинности и показал, что не бывает беспричинных явлений. Платон, напротив, говорил о первичность идей и вторичности материального мира. Он считал, что любое познание — это процесс воспоминания души. От Платона берет начало философия идеализма. Великие умы античности предполагали, что существует связь психики и мозга. Они считали, что психика зависит от окружающей среды, и различали устойчивые индивидуальные признаки психики человека.

В средние века, в условиях тотального господства религии, был запрет на изучение человека. И все же, начиная с 15 в., продолжилось развитие психологической мысли, и было оно связано с расцветшей механикой. Первым законы механики применить к психике пытался Декарт. Он сравнил работу организма с техническими устройствами. А также полагал, что животное бездушно, а его поведение — это реакция на внешнее воздействие. Декарт ввел понятия рефлекса и сознания, но «разорвал» их. Спиноза предпринял попытку преодолеть дуализм Декарта. Он хотел создать учение о человеке как целостном существе. Он выделял 3 основных мотива деятельности человека: влечение, радость, печаль. На основе этих мотивов проявляются разнообразные эмоциональные состояния. Локк развил идеи чувственных источников познания мира. Его учение называется сенсуализм, поскольку он утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств.

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

... происходят во время Первой мировой и Гражданской войн. Психология человека на войне раскрывается в каждом из этих произведений. Прежде ... , но нет и чудо-богатырей, а показана психика рядового человека в нечеловеческой ситуации убийства себе подобных. Убийство и ... что сострадание и милосердие помогут человеку и в огне спасти живую душу. Верой в человека, способного вынести любые испытания, проникнуты ...

В 18 в. французские философы Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк впервые выдвинули идеи о социальной детерминации психики человека. Эти идеи легли в основу части положений современной психологии.

В начале 19 в. появились новые подходы к психике. Наметился посыл для формирования психологии как науки. В числе предпосылок можно выделить развитие анатомии и физиологии нервной системы. Во второй половине 19 в. знания из области биологии, физиологии, медицины стали основой для создания научной психологии.

1. Зарождение психологии как науки

В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась «анатомическим началом». Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия между чувствительными и двигательными волокнами периферической нервной системы, описана рефлекторная дуга. Позже был сформулирован закон «специфической энергии органов чувств», согласно которому никакой другой энергией, кроме известной в физике, нервная ткань не обладает. Австрийский анатом Ф. Галь, изучавший зависимость ощущений от нервного субстрата, указал на извилины коры больших полушарий головного мозга как место, где локализованы «умственные силы» (до него было принято считать, что они — в мозговых желудочках).

Прежде чем были найдены объективные методы изучения целостного поведения, в экспериментальном анализе деятельности органов чувств были достигнуты крупные успехи в связи с открытием закономерной, математически исчисляемой зависимости между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами — ощущениями. Это сыграло решающую роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку.

3 стр., 1478 слов

Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита

... 3. Психология межличностных отношений.     Социально- психологическая организация социальных групп Психика и организм, сознание и подсознание. ... субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними ... начало внутренним процессам, а затем и видимым внешним проявлениям, является воображаемый чувственный образ, который должен ...

Физиолог Эрнст Вебер (1795−1878гг.) исследовал зависимость континиума ощущений от континиума вызывающих их внешних физических стимулов. Его опыты и математические выкладки стали истоками психофизики. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, поведению субъекта. Прорыв от психофизиологии к психофизике разделил принцип причинности и принцип закономерности. Психофизика доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть открыты строго эмпирически законы, которым подвластны её явления.

Одновременно англичанин Джон Миль (1806−1873гг.) заговорил о ментальной химии.

В создании основ, на которых строилась психология как наука, велика роль Германа Гельмгольца (1821−1894гг.).

Гениальному мыслителю принадлежат многие открытия, в том числе — о природе психического. Им были открыты скорость прохождения импульса по нерву, закон сохранения энергии. «Мы все дети солнца, — говорил он, — ибо живой организм, с позиции физика, — это система, в которой нет ничего, кроме преобразований различных видов энергии». Его опыты указывали, что возникающий в сознании образ внешнего предмета порождается независимым от сознания телесным механизмом. Так намечалось разделение психики и сознания.

Голландский физиолог Ф. Дондерс (1818−1898гг.) посвятил свои исследования измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Вскоре И.М. Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как процесса, требующего целостности головного мозга, подчёркивал: «Психическая деятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве».

Положение о том, что психический фактор — регулятор поведения организма, нашло признание и в работах физиолога Э. Пфлюгера. Учёный подверг критике схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы, благодаря переключению на центробежные, производят одну и ту же стандартную мышечную реакцию. Обезглавив лягушку, он помещал её в различные условия. Оказывалось, что её нервно-мышечные реакции изменялись при изменении внешней среды (на столе она ползала, в воде плавала).

6 стр., 2638 слов

Психика и организм

... совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. 1. Психика и организм– две взаимозависимые субстанции. Они не ... заложен принцип единства сознания и деятельности. Деятельность не может осуществляться вне контроля сознания, сознание же формируется и ... действующего лица. Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности – целостный мотивированный акт поведения. ...

Э. Пфлюгер сделал вывод, что причиной её приспособительных действий служит не сама по себе нервно-мышечная связь, а сенсорная функция, позволяющая различать условия и, в соответствии с ними, изменять поведение.

Опыты Э. Пфлюгера открывали особую причинность — психическую. Чувствование (то, что Э. Пфлюгер называл «сенсорной функцией») — это, считал он, не физиологическая, а психологическая сущность; «сенсорная функция» заключается в различении условий, в которых находится организм, и в регуляции, в соответствии с ними, ответных действий. В различении того, что происходит во внешней среде, и реагировании на происходящее в ней, и состоит фундаментальное предназначение психики, её главный жизненный смысл. Опыты исследователя подрывали принятое мнение о том, что психика и сознание — одно и то же (о каком сознании может идти речь у обезглавленной лягушки!).

Наряду с сознанием имеется огромная область неосознаваемой психики (бессознательного), которая не сводится ни к нервной системе, ни к системе сознания.

Революцию в психологическом мышлении произвело учение Чарльза Дарвина (1809−1882гг.), из которого следовало, что человек является выходцем из обезьяньего стада. Дарвиновское учение ознаменовало крутой поворот от механодетерминизма к биодетерминизму. Прежде всего, Ч. Дарвин указывал на естественный отбор как фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию внешней среде. Отмечал, что в ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству. Поскольку естественный отбор отсекает всё ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению. Это побуждает рассматривать психику как элемент адаптации организма к внешней среде.

7 стр., 3054 слов

Нетрадиционные аномальные воздействия различной природы, влияющие на функциональную целостность организма и психики человека

... энергоинформационных факторов (например, от состояния организма и психики людей, проводящих эксперимент, геофакторов, космических ... , 23]. Результаты исследований биоэнергетической природы экстрасенсорного восприятия человека [17, 21 - 23, 32 ... организации целенаправленной деятельности в измененных состояниях сознания [40, 42] для оценки " ... реакция на НАВ может снова стать другой. Известно, что БЭС ...

Психика не могла более представляться изолированным «островом духа». В психологии фундаментальным становится соотношение «организм-среда», вместо отдельного организма. Это порождает новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привёл к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, а его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) его психический склад.

Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью эволюционной теории Ч. Дарвина. Стало быть, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Позже оно превратилось в разветвлённую ветвь дифференциальной психологии.

Кроме того, дарвинизм стимулировал изучение психики в животном мире, и стал основанием зоопсихологии, широкого изучения (с помощью объективных экспериментальных методов) механизмов психической регуляции поведения животных.

Ч. Дарвин, анализируя инстинкты как побудительные силы поведения, подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем им было подчёркнуто, что корни инстинктов уходят в историю вида, без них живой организм не может выжить; инстинкты тесно связаны с эмоциями. К их изучению Ч. Дарвин подошёл не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на наблюдения за выразительными движениями, которые ранее имели практический смысл (например, сжатие кулаков и оскал зубов при аффекте гнева, что когда-то эти агрессивные реакции означали готовность к борьбе).

Естествоиспытатели додарвинистического периода считали чувства элементами сознания. По Дарвину, эмоции, захватывающие индивида, выступают в качестве феноменов, которые, хотя и являются психическими, однако первичны по отношению к его сознанию. Наибольший интерес вызывает книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор», изданная в 1872 г.

5 стр., 2115 слов

Психология ощущения и восприятия

... вести у вас семинары по курсу «Психологии ощущения и восприятия». Семинары проходили довольно интересно. Светлана Анатольевна ... Алексей Николаевич – автор вашего главного учебника по психологии ощущения и восприятия, потрясающий лектор, очень интересный человек. Несмотря ... физический факультет МГУ, заведующая лаборатории “Восприятие”. Предмет “Ощущение и восприятие” является одним из самых трудных во ...

Одновременно с Ч. Дарвином идеи эволюционной психологии развивал английский философ Герберт Спенсер (1820−1903гг.).

В своём труде «Основы психологии» (1855г.) он определил жизнь как непрерывное приспособление «внутренних отношений к внешним». Основные положения его работы следующие. Происходящее внутри организма (стало быть, и сознание) может быть понято только в системе его отношений (адаптации) к внешней среде. Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет «про запас», на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. Адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (как, например, изменяется чувствительность глаза в темноте).

Существует особый вид ассоциаций — между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями. Так свершился крутой поворот в движении психологической мысли. Из «поля сознания» она устремилась в «поле поведения».

В разграничении психики и сознания большое значение имели исследования гипноза. Основателем научной гипнологии следует считать португальского аббата Фариа, который впервые использовал методику словесного погружения в гипноз. Гипнотические сеансы приобрели в Европе большую популярность благодаря деятельности австрийского врача Франца Антона Месмера (1734−1815).

Согласно его мистической теории, мир пронизан особой жидкостью — магнетическим флюидом (от лат. fluidus — текучий), обладающим целебной силой. Накапливаясь как в резервуарах у особенно одарённых для его восприятия личностях, магнетический флюид, по воззрениям Ф.А. Месмера, может передаваться больным через прикосновения и излечивать их. Позже английский врач Брэйд придал решающую роль в гипнозе психологическому фактору. С конца 70-х годов XIX века начинает изучать явления гипноза французский невропатолог Жан Мартен Шарко (1825−1893), учитель и наставник молодого австрийского врача З. Фрейда.

Гипноз (от греч. hypnos — сон) не только демонстрировал факты психически регулируемого поведения с выключенным сознанием (поддерживая тем самым представление о бессознательной психике).

Чтобы вызвать гипнотическое состояние, требовался «раппорт» — создание ситуации взаимодействия между врачом и пациентом. Обнаруженная при этом бессознательная психика, стало быть, социально-бессознательная, потому что она инициируется и контролируется человеком, который проводит гипноз.

Применяя методы гипноза в повседневной работе педагог создаёт атмосферу доверия, повышает степень воздействия на обучаемого, его восприимчивость, вызывает состояние повышенного функционирования мнестических функций (память, внимание).

Это достигается за счёт подстраивания к языку и ходу мысли собеседника. Подобно хамелеону необходимо подражать интонации, ритму, степени громкости и скорости речи, имитировать манеру держаться, мимику, жесты и настроение, перенимает характерные обороты речи.

К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832−1920гг.) и Ф. Брентано (1838−1917гг.).

В. Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт (1875г.).

В связи с этим очень важным был выход в свет его труда «Основы физиологической психологии». В нём предметом психологии был признан «непосредственный опыт» — содержание сознания; главным методом — интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки).

Одновременно с В. Вундтом философ Ф. Брентано изложил программу изучения психологии в работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874г.).

Согласно Ф. Брентано, область психологии — это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Например, одно явление свет, другое — акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть уникальная сфера психологии.

В научных разработках уровень теоретических представлений о предмете психологии отличался от уровня конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений.

Методы экспериментальной психологии начал разрабатывать немецкий психолог Г. Эббингауз (1850−1909гг.).

Он экспериментировал мнемонические процессы, более сложные, чем сенсорные. В книге «О памяти» (1885г.) учёный изложил результаты проведённых на себе опытов с целью вывести законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. При решении проблемы он составил 2300 бессмысленных слов, состоящий из трёх звуков — согласный + гласный + согласный (например, «мон», «пит» и т. п.).

Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты, касающиеся времени и объёма их заучивания, динамики их забывания (репутацию «классической» приобрела «кривая забывания», показывающая, что примерно половина забытого падает на первые полчаса после заучивания), последующего воспроизведения материала различного объёма, различных фрагментов этого материала (начала списка слогов и его конца).

Психологическая практика требовала информации о высших психических функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности. Первый вариант решения этой задачи представил французский психолог Анри Бине (1857−1911гг.).

В поисках психологических средств, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врождёнными интеллектуальными дефектами, экспериментальные задания по изучению внимания, памяти, мышления А. Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой соответствовало заданиям, выполнимым нормальными детьми определённого возраста.

Позже германский учёный В. Штерн ввёл понятие «коэффициент интеллекта» (по-английски — Ай-Кью).

По нему соотносился «умственный» возраст (определяемый по шкале А. Бине) с хронологическим («паспортным»).

Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости.

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства стали трактоваться как своего «инструменты» организма, работающие над решением задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

В начале XX века возникает несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США — функционализм, бихейвиоризм и школа Курта Левина.

В 1912 году во Франкфурте-на-майне под руководством М. Вертгеймера (1880−1943гг.) возникла новая психологическая школа — гештальпсихология (от нем. «gestalt» — форма, структура).

В неё входили известные психологи В. Келер (1887−1967гг.) и К. Коффка (1886−1941гг.).

В опытах М. Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т. е. психические образы — это не комплексы ощущений.

Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии — представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур. М. Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры — гештальты.

В исследованиях гештальпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия: апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека), взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия), константность восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия), феномен «близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве), феномен «замыкания» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).

Адаптивные формы поведения объяснялись универсальным понятием «инсайта» (от англ. «insight» — озарение) — внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач. Но, к сожалению, гештальтисты пытались объяснить сознание, исходя из него самого.

В это время в американской психологии возникает её ведущее направление — бихейвиоризм (от англ. «behavior» — поведение).

Бихейвиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихейвиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение. Это хорошо увязывалось с прагматическим направлением всей американской науки того времени. Одним из основателем бихейвиоризма был Э. Торндайк (1874−1949гг.), изложивший обширный обширный экспериментальный материал в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов».

Он изучал на животных законы интеллекта как научения. Для этого использовал так называемые «проблемные» ящики. Помещённое в ящик животное могло выйти из него, или получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув петлю и т. п. Первоначально животное совершало множество движений, бросалось в разные стороны, царапало ящик и т. п., пока одно из движений случайно не оказывалось для него удачным. «Пробы, ошибки и случайный успех» — таково было заключение, принятое учёным для всех типов поведения как животных, так и человека. Открытия Э. Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом «формулы» реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией. Вводился в обиход «вероятностный стиль мышления»: в органическом мире выживает лишь тот, кому удаётся, «пробуя и ошибаясь», отобрать наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду.

Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций ® в ответ на внешние воздействия — стимулы (S).

S->R — такова формула бихевиоризма. Достижением бихевиоризма стала разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакции организма на эти воздействия. Согласно бихевиоризму человек при рождении имеет определённое количество врождённых схем поведения, над которыми надстраиваются более сложные формы — «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и в будующем имеют тенденцию к воспроизведению. Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» — в результате многократного повторения они автоматизируются. Американские бихейвиористы проводят параллель между периодами развития ребёнка и предполагаемыми эпохами развития первобытного общества.

В рамках бихейвиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия — мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологи полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как «чёрный ящик».

Такое понимание открывало широкие перспективы для внедрения в психологию статистических методов. Многие из них связаны с разработкой Ф. Гальтона (племянника Ч. Дарвина) проблем генетики поведения, индивидуальных различий. Ф. Гальтон применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти и других чувствительно-двигательных функций. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату определить свои физические и психические возможности. Свои испытания он обозначил словом «тест», которое широко вошло впоследствии в психологический лексикон. В своей книге «Наследственный гений» (1869г.) исследователь доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству.

Функционализм расширял предметную область психологии, охватывал психические функции как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удолетворить его потребность в приспособлении к среде.

В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд (1856−1939), работая над «Проектом программы научной психологии», пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на все современные психологические теории.

Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т. е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессов. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т. е. поиск конкретного «полома», соответствующего любому болезненному явлению. Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационнстского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов становится предметом пристального внимания исследователей различных специальностей.

И. Кант говорил о бессознательном в психике человека, описывая «смутные» представления, которыми рассудок пытается овладеть, т.к. он не способен «избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих представлений…». Гегель рассматривает бессознательный тайник, в котором «сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании». А. Шопенгауэр продвигается несколько дальше, формулируя вывод о примате бессознательного над сознанием в своем произведении «Мир как воля и представление». Ф. Ницше уже пытается наполнить бессознательное определенными сюжетными механизмами, такими как «бессознательная воля к власти». К концу XIX века проблемой бессознательного занимаются не только философы, но и представители экспериментального направления в науке. В 1868 году английский физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным бессознательной мозговой деятельности человека. Доклад, прослушанный в Лондонском королевском институте вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году Майерс высказывает мысль о существовании «подкоркового сознания», функционирующего во многих актах жизнедеятельности человека. Эти факты и послужили объективным фоном для создания 3. Фрейдом знаменитой психоаналитической теории.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в г. Фрайбурге (бывшая Моравия), входившим в состав Австро-Венгрии (ныне — Чехословакия).

Рос в буржуазной семье среднего достатка. В автобиографии (1925) он писал: «Мои родители были евреями, и я остался евреем». В 1873 году поступает на медицинский факультет Венского университета, где проявляет интерес к таким наукам, как сравнительная анатомия, гистология, физиология. Будучи студентом, под руководством Брюкке, выполняет ряд вполне самостоятельных исследований по перечисленным дисциплинам. С 1882 года работает врачом в отделении внутренних болезней Венской общей клиники, далее — в психиатрической клинике под руководством Мейнерта.

1885 году уезжает на годичную стажировку к Шарко в клинику «Сальпетриер» (Париж).

Там же овладевает методом гипнотерапии. По возвращении прослушал курс лекций по психологии философа Франца Брентано, после чего отмечает возникновение интереса к психической жизни человека и ее законам. До этого совместно с Карлом Колером открывает местноанестезирующее действие кокаина. Начинает заниматься вопросами патогенеза истерии, публикует первые клинические статьи, работает вместе с Брейером, в основном используя гипнотерапию. Параллельно продолжает исследования чисто неврологического характера (проблемы детского паралича, афазий, локализации мозговых функций).

К 1895 г., совместно с Брейером, разработал метод гипнокатарсиса. После ряда клинических публикаций в 1895 году пишет монографию «Проект», в которой совершается первая попытка умозрительно разработать закономерности деятельности мозга человека.

В 1886 году женится на Марте Бернэй. К 1901 году (год публикации монографии «Толкование сновидений») полностью отказывается от метода гипноза и разрабатывает оригинальную методику свободных ассоциаций. В 1904—1905 годах публикует «Психопатологию обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка в теории сексуальности» и другие известные монографии. К моменту I Мировой войны 3. Фрейд сосредотачивается на разработке философских и историко-социологических аспектов жизни общества, т. е. начинает создавать «метапсихологическую» теорию. В 1908 г. проходит I Международный психоаналитический конгресс в г. Зальцбурге. В 1909 г. выходит в свет первый 1 международный психоаналитический журнал. В 1909 г. совместно с К. Юнгом посещает США, читает курс из 5 лекций в Массачусетском университете, по окончании курса получает степень почетного доктора права. В 1910 году создается международная психоаналитическая ассоциация. В 1920 году открывается первый психоаналитический институт в Берлине. В 1930 году 3. Фрейд получает международную премию им. Гете. В 1936 году становится почетным иностранным членом Королевского научного общества Англии. В 1939 году публикует последний крупный труд «Моисей и единобожие», в котором продолжает развитие своих культурно-исторических концепций.

После оккупации нацистами Австрии подвергается преследованиям, домашнему аресту. По ходатайству ряда коронованных особ и крупному выкупу, заплаченному нацистам Международным союзом психоаналитических обществ, смог выехать в Лондон, где и скончался 23 сентября 1939 года. Не сумел вызволить из Австрии сестер, которые погибли в газовых камерах. В последние годы жизни страдал из-за мучительных болей (рак нижней челюсти).

Смерть основоположника психоанализа ни в коей мере не повлекла за собой забвение созданного им направления.

2. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин

С позиции методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе и объяснительных принципах в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии как единой самостоятельной научной дисциплины.

В истории психологии есть период, когда она формировалась в недрах других научных дисциплин, и период, когда происходило ее становление как самостоятельной научной дисциплины.

Для периода формирования психологии в рамках других научных дисциплин характерно:

1. несамостоятельность психологического знания. Это знание представлялось как одна из частей философских и медицинских учений. Сначала оно было в виде учения о душе, затем — философской теории познания, учений об опыте и сознании;

2. отсутствие сообществ, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения;

3. умозрительный характер исследований. В этот период совершенно отсутствовал экспериментальный подход к исследованиям.

Этому периоду предшествовало возникновение и развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных обществ. Представления о душе давали объяснения таким явлениям, как сон, сновидения, состояния транса, действия запретов (табу), овладение магическими умениями, смерть и т. д. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в неизменном придании им таинственности, сакральности. Другая важнейшая характеристика этих взглядов — анимизм — вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа [4, с.28−29].

2.1 Учение о душе (5 в. до н. э.-начало 17 в. н. э.)

Учение о душе имеет свою основу в рамках древнегреческой философии и медицины. Наука в Древней Греции зародилась в связи с двумя обстоятельствами:

1. наука является особой областью человеческой деятельности. Образовалась она в независимости от религии и существовала отдельно от нее;

2. упорядоченность космоса (всего сущего) считалась основанной не на власти сверхсущества, а на законе. Греки чрезвычайно почитали закон, и даже верховные боги были подчинены ему.

Новые представления о душе не являлись религиозными, не было основаны на традициях. Эти представления были полностью светскими, открытыми для всех и доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования, т. е. учение о душе имело отчетливый номотетический характер.

Другим событием, которое оказало влияние на развитие учения о душе, был переход от стихийного и иррационального анимизма, согласно которому все события совершаются под влиянием душ природных объектов, к гилозоизму — философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи. Это учение ввело исходное положение о целостности наблюдаемого мира. Хотя эта точка зрения, разделяемая, в частности, Декартом, ведет к панпсихизму (представление об одушевленности объектов и живой, и неживой природы), гилозоизм включает душу в сферу действия естественных законов, делает доступным ее изучение. Таковы были начальные условия формирования учения о душе и его исходные положения. Развитие именно этих положений надолго определило историю становления психологического знания.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427 — 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.).

Платон разделил материальное смертное тело и нематериальную бессмертную душу. Индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой универсальной мировой души. Каждая из душ обладает частью универсального духовного опыта, который она припоминает, и в этом заключается суть индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Принципиально иное представление о душе было дано Аристотелем в его психологическом трактате «О душе». По Аристотелю, душа есть не что иное, как форма живого органического тела. Душа обеспечивает предназначение. Она является основой всех жизненных проявлений и неотделима от тела. Такое положение полностью противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Зато оба философа согласны, что душа определяет цель активности живого тела. Понятие цели, конечной причины введено Аристотелем для объяснения детерминированности поведения живых организмов. Такое объяснение было телеологично, приводило к парадоксу влияния будущего на прошлое, но позволяло ввести в круг объяснимых феноменов активность живых организмов. Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительных принципов психологии — развития, детерминизма, целостности, активности.

Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (372 — 287 гг. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая аристотелевское представление об этом свойстве человека. Его работа положила начало отдельной линии в популярной психологии, которую продолжили в эпоху Возрождения Монтень, в эпоху Просвещения — Лабрюйер, Ларошфуко, затем фон Книге, а в наше время — Карнеги.

Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душепослужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов. В 3 — 4 вв. н.э. в работах Плотина (205 — 270), Аврелия Августина (354 — 430) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания, например его направленность на предмет, выделенная Фомой Аквинским (1226 — 1274).

С 5 по 14 в. в работах Боэция (480 — 524), Фомы Аквинского, Дунса Скота (1256 — 1308) складывается представление о личности. Важно заметить, что мощное влияние христианской теологии, основы которой включали философию неоплатонизма, придавало этим работам этико-теологический характер, приближая его к линии, заложенной учением Платона.

Вершиной и завершением этапа развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626).

Исследования души составляли часть единой науки о человеке, построение которой планировал Бэкон. Новизна подхода Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению ее особенностей. Однако это намерение не могло быть реализовано, потому что в то время еще не были сформированы представления ни об общенаучном методе, ни о предмете исследования. Бэкон в соответствии с традицией отделил науку о теле от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Учение Бэкона возродило идею гилозоизма: способностью выбора обладают и живые, и мертвые тела (например, магнит).

Важные новые составляющие учения о душе, введенные Бэконом, — представление о роли общества и орудий в процессах познания.

2.2 Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина 17 в. — середина 19 в.)

Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт (1596 — 1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, настолько очевидна, что была применена им для неоспоримого доказательства самого существования субъекта, сформулированного в виде афоризма «мыслю, следовательно, существую». Согласно критерию интроспекции, душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и у человека Декарт ввел представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к движению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. Учение Декарта составило основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:

— о доступности внутреннего мира через интроспекцию;

— о рефлексе как механизме поведения;

— о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию;

— о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Эти нововведения надолго определили ход развития философского учения о познании, а затем послужили важным фактором при образовании и развитии научных парадигм в психологии.

К середине 17 в. опыт был принят как предмет философской теории познания. Понятие опыта включало идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось и стало доминировать представление, что знание основывается на опыте, а идем, которые составляют содержание сознания, появляются на основе опыта. Эта точка зрения восходит к сенсуализму, учению, сложившемуся еще в античности, согласно которому нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве. Именно важнейшая роль представления об опыте определила название целого направления исследований в рамках философии познания — эмпирическая психология. Этот термин, введенный Христианом Вольфом (1679 — 1754), подчеркивал задачу изучения конкретных явлений психической жизни, используя самонаблюдение, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, неизменной, бессмертной душой. Учение о сознании формировалось в рамках философии, и, даже используя результаты естественнонаучных работ, оно не имело опытного характера в современном смысле этого слова.

Основой изучения сознания как у предшественников Вольфа-Гоббса (1588−1679) и Локка (1632−1704), так и у мыслителей, развивавших это учение до второй половины 19 в.-Кондильяка (1715−1780), Гербарта (1776−1841), Лотце (1817−1881), был именно прием интроспекции, их объединяла идея об особой сущности изучаемых явлений, постигаемых исключительно самонаблюдением. И внешний, и внутренний опыт доступны только самонаблюдению.

Лейбниц (1646−1716) ввел в дополнение к понятию «перцепция» термин «апперцепция», трактуя его как психическую силу, детерминирующую целенаправленность действий, их активный, осознаваемый, произвольный характер. Таким образом, если картезианские и локковские представления о сознании исчерпывали всю феноменологию состояний духа, то Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений.

Ассоциативная и эмпирическая психология в этот период выступали как отрасли философской теории познания и уже поэтому не могли находиться в противоречии.

Именно с развитием эмпиризма в философском учении о познании связано возникновение названия новой дисциплины — психологии. Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами деятеля Реформации Филиппа Меланхтона (1497−1560), либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в 16 в. философами Гоклениусом и Кассманом. Лейбниц предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология», но его ученик Вольф ввел в широкое употребление термин «психология».

В конце 18 — начале 19 вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии — в языкознание, в этнографию, в биологию и медицину. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Дарвин наметил нетелеологическое объяснение целенаправленности поведения, изучил инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека, Гальтон поставил вопрос о наследственности психологических характеристик, английский невролог Джексон успешно изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга. Плодотворный контакт с физиологией и анатомией был развит при разработке идей Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное представление приобрело конкретное анатомо-физиологическое выражение в работах Прохазки, Белла и Мажанди как рефлекторная дуга, по которой нервной возбуждение распространялось от рецептора к эффектору так, что сенсорный стимул вызывал двигательную реакцию. Сеченов на основе представления о рефлексе сформулировал одну из основных программ превращения психологии в научную дисциплину.

В этот период важнейшей проблемой становилась выработка отношения психологии к таким общенаучным ценностям, сформировавшимся к тому времени в естественнонаучных дисциплинах, как приемы экспериментального исследования, требования к его обобщенности, объективности, количественному характеру знания.

Таким образом, в период, когда психологические знания формировались в недрах других наук, произошел отказ от донаучного представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции. Сознание и опыт человека стали изучаться на основе самонаблюдения. Сформировалась необходимость перехода от философских исследований теоретико-познавательного типа к конкретно-научным методам. Период этот можно назвать допарадигмальным. Для него характерны следующие явлениия:

1. накопилось множество наблюдений, которые были легко доступны для исследователя (через самонаблюдение);

2. была затруднена оценка логических противоречий и степени важности наблюдений. Как следствие, любые полученные результаты считались одинаково ценными и уместными;

3. научные парадигмы задавались школами, в которых авторитет руководителя (основателя) перебивал необходимость строгого соответствия результатов основным требованиям к научному знанию;

4. в допарадигмальный период доминирующие взгляды менялись очень редко. Даже учитывая тот факт, что они уже были не достаточно жизнеспособны.

В период развития психологического знания в недрах других наук не произошло становления необходимых составляющих структуры научного знания — собственного предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечивающие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества профессиональных психологов.

3. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60 гг. 19 в. — настоящее время)

В 60-х гг. 19 в. начинается новый период развития психологической науки. Для него характерны следующие черты:

1. появляются новые научные парадигмы, институты и психологические профессиональные сообщества;

2. внутри парадигм формируются представления о предмете и методе исследования;

3. согласовываются предмет и метод психологии с общенаучными нормами и ценностями;

4. развиваются контакты с другими науками, в результате чего возникают новые парадигмы и отрасли психологии;

5. появляется большое разнообразие и конкуренция парадигм.

Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных Вундтом и Сеченовым. Программа Вундта ориентировалась на общенаучный экспериментальный метод. Но единственным прямым методом психологии Вундт называл самонаблюдение, так как предмет психологии — это непосредственный опыт самого человека. Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности. Важнейшая роль Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге, а в 1881 г. — научный журнал «Философские исследования». Вундт также учредил фиксированное членство в научном психологическом сообществе, благодаря проведению в Париже в 1889 г. Первого международного психологического конгресса. Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии, которую основал Титченер (1867−1927), продолжатель идей Вундта в США.

К концу 19 в. проявилось осознание, что интроспекция не раскрывает основных сторон психики. И изначально потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. А также интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих предмету психологии.

Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены З. Фрейдом (1856−1939), который основал парадигму психоанализа. До того, как психоанализ превратился в версию популярной психологии, он был направлен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта. Психоанализ отказался от интроспекции как метода исследования.

Серьезнейший переворот в представлениях о предмете и методе психологии совершил Уотсон (1878−1958).

Датой рождения бихевиоризма считают публикацию в 1913 г. статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Согласно этому направлению, психология является объективной экспериментальной отраслью естественных наук. Предметом психологии называется поведение, которое понимается как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций на внешние стимулы. Метод исследований — поведенческий эксперимент.

В период с 1910 по 1930-е гг. в психологии сформировалось множество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Вот неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Толмена; психоанализ; учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология Левина; описательная психология Дильтея и Шпрангера; генетическая психология Пиаже; культурно-историческая теория Выготского; различные версии теории деятельности: Басова, Рубинштейна; реактология в версиях Корнилова и Бехтерева; психология установки Узнадзе. Состояние психологии в 1910—1930-е гг. представляло собой стадию открытого кризиса. Этот период продолжается вплоть до настоящего времени, для него характерно разнообразие и конкуренция парадигм. Благодаря множеству конкурирующих парадигм мы имеем наиболее полное представление о предмете и методе в психологии. Чтобы продуктивно выйти из кризиса, необходима выработка психологическим сообществом общего мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.

4. Характеристика этапов становления предмета психологии с античности до периода открытого кризиса

В рамках античной философии были впервые сформулированы представления о предмете психологии — она тогда была наукой о душе. Согласно Демокриту, мир есть движущаяся материя, бесчисленное множество движущихся в пустоте атомов, и все вещи состоят из них. Позиция Платона противоположна. Если для Демокрита бытие — это атомы, для Платона истинным бытием обладают идеи. При этом материя является функцией идеи. У Платона душа — некая особая, не выводимая из материального сущность, невидимая часть некой мировой души. Платон говорит о бессмертии индивидуальной души в отличие от Демокрита, который это бессмертие отрицал. Аристотель написал первую специальную работу, посвященную психологии. Она называется «О душе». В этой работе он дал свое понимание души, которое не сводилось ни к определению души Демокритом, ни к определению души Платоном и, в принципе, смягчало крайности обоих подходов. Аристотеля не устраивает точка зрения Демокрита о том, что душа — это тело, но не устраивает его и мнение Платона о душе как особой бестелесной сущности, которая находится в постоянном круговороте вселений в новое тело и отлетов от него после смерти. Душа и тело вообще неотделимы друг от друга, как материя (вещество), из чего сделана вещь, и форма этой вещи. Душа, по Аристотелю, есть тоже своего рода форма тела. Душа — это словно форма отпечатка на воске, который неотделим от самого воска. Аристотель определяет душу и как сущность живого тела. Если бы какое-то неодушевленное тело (типа топора) было бы живым, то его душой была бы его сущность, а именно то, что он есть орудие для раскалывания. Точнее, здесь следует говорить о наиболее существенных функциях тела, которое, по Аристотелю, и есть его душа. В утверждениях Декарта содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в., — постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. Прежде всего психологи того времени стали описывать свойства сознания. «Поле сознания» разнообразно по своему содержанию, неоднородно: в нем выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая; это «поле внимания», или фокус сознания; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены; это «периферия сознания». Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии «поток сознания». Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Ритмичность сознания обнаружил В. Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Но ими и их комбинациями не исчерпываются содержания сознания. Есть еще субъективные элементы, или чувства. Психологии сознания не удалось собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу первой четверти нашего столетия эта психология практически перестала развиваться по следующим причинам: 1) далее нельзя было ограничиваться таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была сложной; 3) очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным — метод интроспекции. В психологии сознания метод интроспекции был признан не только главным, но и единственным методом психологии. Все рассуждение заключено в немногих коротких предложениях: предмет психологии — факты сознания; последние непосредственно открыты мне и никому больше; следовательно, изучать их можно методом интроспекции и никак иначе. Психологи того времени отмечали важные дополнительные преимущества метода интроспекции. В психологии XIX в. начался грандиозный эксперимент по проверке возможностей метода интроспекции. Эксперименты наиболее строгих интроспекционистов (Э. Титченера и его учеников) дополнялись еще двумя требованиями. Во-первых, интроспекция должна была направляться на выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств. Во-вторых, испытуемые должны были избегать в своих ответах терминов, описывающих внешние объекты, а говорить только о своих ощущениях, которые вызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений. Например, испытуемый не мог сказать: «Мне было предъявлено большое красное яблоко». А должен был сообщить примерно следующее: «Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого, одновременно с которым возникло легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения. Появилось также быстро проходящее мускульное ощущение в правой руке…». Ответ в терминах внешних объектов был назван Э. Титченером «ошибкой стимула» — известный термин интроспективной психологии, отражающий ее атомистическую направленность на элементы сознания. По мере расширения этого рода исследований стали обнаруживаться крупные проблемы и трудности. Во-первых, становилась все более очевидной бессмысленность такой «экспериментальной психологии». Другим неприятным следствием были накапливающиеся противоречия в результатах. Результаты не совпадали не только у различных авторов, но даже иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми. Более того, некоторые явления никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их сумм. Возьмите мелодию и перенесите ее в другую тональность; в ней изменится каждый звук, однако мелодия при этом сохранится. Значит, не отдельные звуки определяют мелодию, не простая их совокупность, а какое-то особое качество, которое связано с отношениями между звуками, — это качество целостной структуры (по-немецки — «гештальта»), а не суммы элементов.

Далее, систематическое применение интроспекции стало обнаруживать внечувственные, или безобразные элементы сознания. Среди них, например, «чистые» движения мысли, без которых, как оказалось, невозможно достоверно описать процесс мышления. Наконец, стали выявляться неосознаваемые причины некоторых явлений сознания.

Таким образом, в психологии стала назревать ситуация кризиса. Дело было в том, что доводы, выдвигаемые в защиту метода интроспекции, не были строго проверены.

Во втором десятилетии нашего века, т. е. спустя немногим более тридцати лет после основания научной психологии, в ней произошла революция: смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Однако изучение сознания в психологии на этом не закончилось. Современные исследования сознания в принципе отличаются от экспериментов интроспекционистов.

психология душа сознание познание

5. Общая характеристика научных психологических школ в 20 столетии

Бихевиоризм — одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул — реакция». Выделение поведения в качестве основного предмета изучения в бихевиоризме призвано было преодолеть ограниченность круга изучаемых психологией явлений «внутренними рамками» сознания. Поведение рассматривалось как совокупность реакций на внешние и внутренние стимулы, а развитие человека сводилось к образованию условных реакций. Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир.

На эту противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления — психоанализа — австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Богатая медицинская практика позволила ему сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы. На этом основании З. Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах «Исследования истерии» и «Толкование сновидений» он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, 3. Фрейд, тем не менее, склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное — бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и его влияние на человека представлялось в значительной мере негативно окрашенным. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов индивида.

Такая трактовка вызывает оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников 3. Фрейда. Фрейдизм — общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения 3. Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений.

Наиболее выраженной оппозицией признанию зависимой от различных факторов природы человека (от внешних стимулов — в бихевиоризме; от вытесненных из сознания травмирующих переживаний — в психоанализе) явились идеи гуманистической психологии. Реализуя гуманитарную парадигму в психологической науке, ее представители признавали за человеком право на его уникальность, способность к управлению собственным развитием и творческую самореализацию. Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенционализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.

Еще одним направлением, характеризующим социальную ориентированность психологии, стало использование в отечественной психологии в качестве системообразующей такой интегральной категории, как предметная деятельность. Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ. В продукте деятельности оказывается воплощенным тот «идеальный образ», который существует в сознании человека. Таким образом, деятельность способна выступить в качестве того объективного фактора, с помощью которого возможно воссоздание «идеального план» человеческого сознания.

Реализуя преобразующие действия с предметным миром, осуществляя сознательную регуляцию своим поведением и действиями, человек изменяет и свою психическую природу. Посредством деятельности он включается в систему общественных связей и отношений. При этом усвоение общественного опыта в ходе совместной деятельности приводит к «перенесению внутрь» (интериоризации) внешних действий и реализуемых ими социальных отношений. А это в конечном итоге приводит к формированию социально обусловленных качеств человека, к развитию высших психических функций, характеризующихся произвольностью и осознанностью.

Представленные основные точки зрения на объект и предмет психологической науки показывают, что реально существующие на сегодняшний день школы и учения свидетельствуют о многоплановости и неоднородности психологической науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура современной психологии представляет собой все этапы ее становления. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Мы можем выделить некоторые основные направления развития психологической науки:

1. развитие уже существующих парадигм. Например, на основе теории деятельности Леонтьева появилась психосемантика. Предметом ее исследования является генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании. Она использует современные методики и не нуждается в методе интроспекции;

2. появление новых парадигм. Например, в 1950 — 1960-е гг. появилась гуманистическая психология. Предметом ее изучения является целостная личность человека;

3. формирование различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. В 1960 — 1980-е гг. на основе принципа целостности был сформулирован принцип системности. В различных парадигмах прорабатываются различные аспекты этого принципа;

4. появление новых объяснительных принципов. К примеру, принцип субъективности наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, и сейчас он проходит стадию интенсивного развития;

5. экспансия наиболее развитых парадигм на другие отрасли психологии. Например, значительно расширилась сфера исследований в когнитивной психологии. Это направление стало развиваться в 1950-е гг. в противовес доминированию бихевиоризма;

6. развитие связей психологии с другими науками. Этот процесс приводит к зарождению новых отраслей психологии. Так, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией — нейропсихология, с популяционной генетикой — генетическая психофизиология [4, с. 43−44].

Можно ли считать развитие психологических знаний процессом, определяемым лишь собственной логикой познания в соответствии с природой изучаемого объекта — психики? Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые находятся под господствующим влиянием экономического развития. Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С. Выготский: «Закономерность в смене и развитии; идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т. п. — может быть объяснено на почве связи данной науки с общей социально-культурной подпочвой данной эпохи, с общими условиями и законами научного познания, с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования».

Анализ развития психологических знаний требует изучения исторического фона. Однако простой синхронизации их с показателями уровня социально-экономического развития недостаточно: социальные условия в значительной степени влияют на выбор проблемы, а также на характер ее решения. История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях. Во-вторых, в психологии испоользовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что будущее психологии — это прежде всего ее собственное развитие. Здесь нет противоречия: связь с другими науками не должна превратиться в редукционизм, т. е. сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

2. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002. — 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).

3. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2002. — 672 с.: илл. — (Серия «Учебник нового века»).

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: илл. — (Серия «Учебник нового века»).

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 672 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector