имени Зайнаб Биишевой»

/

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

имени Зайнаб Биишевой»

Институт психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики

ЗАВИСИМОСТЬ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ОТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Выполнил:

студент II курса

института педагогики и психологи

группы ПиП 22

Научный руководитель:

Ассистент кафедры педагогики и психологии

Мухаметшина Л.В.

Стерлитамак

2010г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАВИСИМОСТИ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ОТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

1.1 Общение: сущность, структура, виды, формы

1.2 Психологические особенности межличностного общения

1.3 Понятие темперамента

1.4 Темперамент в структуре личности

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ОТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

2.1 Описание исследования

2.2 Организация и проведение исследования

2.3 Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

2 стр., 764 слов

34. генотип и среда в развитии темперамента и личности

... стиль его поведения. В ходе индивидуального развития ребенка совершенствуются механизмы произвольной регуляции поведения, под влиянием обучения и воспитания формируются особенности характера и личности человека. В итоге свойства темперамента, ...

Потребности, интересы, идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его способности — что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть — каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент взрослого человека связан с типом нервной системы, последний хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»

Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей.

Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.

В отличие от делового такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм — альтруизм), к совместной деятельности (ответственность — безответственность), к себе (критическое — некритическое).

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу).

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... немало доказательств того, что по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная асимметрия мозга -- это характеристика ... он разделен на две половинки. Эти две части, два полушария плотно прилегают друг к другу и соединены каналами связи. В соответствии с общей симметрий человеческого тела ...

И межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Целью нашей работы является изучение зависимости стиля общения от свойств темперамента.

Объектом исследования является личность.

Предмет исследования — влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на выбор стиля общения.

Гипотеза: мы исходим из предположения, что стиль общения зависит от свойств темперамента человека.

Актуальность: Исследования, посвященные взрослости, уступают по объему исследованиям, посвященным дошкольному или подростковому возрасту. Недостаточно изученным является и влияние темперамента на стиль общения. Исследования в этой области в свете социально-экономических и политических событий в стране и в мире приобретают особую актуальность. Общение на уровне научного интернационального сообщества ставит перед его отдельными представителями не просто языковые, конфессиональные и культурные проблемы, но и проблемы организации непосредственного общения, в котором существенными для адекватного взаимодействия и понимания являются способности собеседников варьировать коммуникативные программы или общая психическая активность, их быстрая речь или природная экспрессивность.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:

1. Ознакомление с литературой по теме исследования.

2. Исследование психодинамических особенностей (темперамент) и стилей общения людей.

Практическая ценность работы состоит в том, что

1. результаты и материалы данной работы могут использоваться в практике практического психолога, работающего на предприятии, в организации; при подготовке к лекциям и практическим занятиям по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации.

2. данная работа расширяет и углубляет имеющееся представление о психодинамических особенностях (темперамента).

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1 теоретический анализ литературы по проблеме зависимости стиля общения от свойств темперамента

темперамент общение личность

1.1 Общение: сущность, структура, виды, формы

Общение — сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно и как информационный процесс, и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания.

Общение выступает также, как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Речь идет не просто о воздействии одного субъекта на другого, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект и это наглядно проявляется в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

... Исследования в этой области были сосредоточены на трёх основных процессах взаимодействия человека с машиной: · получение информации; · принятие решения; · выполнение действий. Исследования показывают, ... вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в ...

Предметом общения может быть все, что окружает людей, все. что они знают и чего не знают, все, что их волнует или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. Общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения.

Таким образом, предметная область общения является фундаментом, который объединяет людей, составляет содержание любых актов общения и, по существу, предопределяет вопросы, которые интересуют или могут интересовать партнеров общения.

Важность условий общения также не вызывает у автора сомнений. К условиям общения относятся все факторы окружающей среды: время, обстановка, освещенность, пространственное расположение партнеров общения, внешние помехи, которые прямо или косвенно влияют на содержание, направленность, процесс и результаты общения. В одних случаях эти условия могут стимулировать общение (вспомним, как легко завязывается разговор в купе поезда дальнего следования, среди отдыхающих в доме отдыха или санатория, незнакомых гостей за столом и т. п.), в других случаях — могут препятствовать этому разговору: беседа в переполненном троллейбусе, автобусе, в шуме, на значительном расстоянии, при сильном морозе, в духоте и т. п.

По мнению автора условия общения можно разделить на три группы:

1) благоприятные; 2) неблагоприятные и 3) нейтральные.

Благоприятные условия общения содержат минимум помех внешнего плана с точки зрения взаимного удобства партнеров. Так, разговор по душам предполагает хотя бы некоторый минимум удобств, в частности, пространственная близость беседующих, отсутствие других людей, резких колебаний температуры, значительных посторонних шумов и т. д. Неблагоприятные условия сами по себе объективно препятствуют нормальному протеканию акта общения. Например, сильный шум, крики, сильный холод, давка и толкотня.

Между этими «полюсами» находятся нейтральные условия общения, которые объективно не стимулируют общение, но и не препятствуют ему. Таких условий больше всего дома, на работе, на улице, на стадионе.

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...

... внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. «При общении вы, прежде всего, ищите и человеке душу, его внутренний мир», - рекомендовал К.С. ... и перцептивный аспекты. Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, ...

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Андреева Г. М. Социальная психология.

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник — подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

7 стр., 3277 слов

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

... я поставил перед собой цель ознакомить читателя с отношением людей к смерти в разные культурные эпохи, от архаических ... Эти ритуалы были составной частью общей стратегии человека в отношении к природе. Человек обычно заблаговременно чувствовал приближение конца и ... смерти. Затем постараюсь показать на литературных примерах отношение к смерти людей, живших в разные культурные эпохи: Древние времена ...

Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. Там же

«Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Формы общения классифицируются по различным признакам. Воспользуемся той классификацией, в основу которой положен организационный аспект взаимодействия. В соответствии с ней в форм общения относятся индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и др. Коротко Охарактеризуйте отдельные из них.

Беседа является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями, чувствами и др. Согласно цели общения различают беседы ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и пр.; люди, общаясь, придерживаются определенного речевой этикет), личностные (общение между близкими людьми — родными, друзьями, детьми и т.д.; считается, что именно в таких беседах проявляются основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности) и деловые (их предметом являются, как правило, конкретное дело. В зависимости от количества собеседников беседы делятся на индивидуальные и групповые. Поскольку каждая беседа — это акт творчества, проявления индивидуальности, то общих рецептов, которые бы способствовали ее эффективности нет. Между тем в практике общения, особенно делового, сложились определенные требования, рекомендации, принципы ее проведения. Именно об деловые беседы речь пойдет далее.

3 стр., 1272 слов

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

... качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько ... отношениях, но они, как и холерики любят жалеть себя. Поэтому печаль может продолжаться долгое время у этих типов темперамента. С холериками же наоборот, открыты для общения, ...

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой ситуации человек по-разному «подает» себя. А если самоподача не адекватна, это затрудняет общение.

Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль

Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный стиль

Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.

Манипулятивный стиль

Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стиль

К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.

6 стр., 2587 слов

Личностью является только человек?

... отношениями и проявляющихся в типичных для данной личности способах деятельности, изменяющихся в течение жизни – это: ® А) темперамент ® Б) характер ® В) интеллект ® Г) индивидуальность ® Д) способности 23. Оптимисты, люди ... человека ® Б) 1 человек ® В) 4-5 человек ® Г) 6-10 человек ® Д) 10 человек 50. Что из перечисленного можно отнести к экспрессивно –выразительному общению невербальному общению: ...

1.2 Психологические особенности межличностного общения

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

Когда человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с определенным человеком.

Одна из причин таких отношений заключается в следующем: у каждого человека есть система ценностей; одни из них для него всегда более субъективно значимы, другие менее. Кроме того, эти ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными и духовными потребностями, которые обычно актуализируются друг от друга по степени своей выраженности. Таким образом, если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям личности, отвечают ее потребностям, к этому человеку формируется общее положительное отношение. Но, может быть, и по-другому: одна из этих ценностей и стоящая за ней потребность имеют для личности наиглавнейшее значение. И если другой человек совершает поступок, отвечающий поддержанию этой ценности, к нему устанавливается положительное отношение, которое иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое он нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные реакции на проявление других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения.

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения).

Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев).

Межэтнические отношения — это не только отношения между народами и группами — соперничество или сотрудничество, но и отношения к группам, народам, которые проявляются в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков.

Межгрупповое восприятие — взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:

согласованность, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

унифицированность, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;

содержательную характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

Согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах, народах являются этнические стереотипы.

1.3 Понятие темперамента

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем состоянии) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые регулируют динамику психической деятельности в целом;

характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

1.4 Темперамент в структуре личности

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй- двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата).

Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера. способностей и др.

Глава 2 организация и методика исследования зависимости стиля общения от свойств темперамента

2.1 Описание исследования

Для установления влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения необходимо: провести исследование типов темперамента; определить стиль общения; выявить статистически значимые связи между показателями по результатам проведенных методик.

Для определения психодинамических особенностей личности и выявления стиля общения были использованы следующие методики:

  1. Методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента)
  2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента).

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно — деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.

ОСТ содержит следующие шкалы:

1. Предметная эргичность – включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9–12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3–4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.

2. Социальная эргичность – содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

3. Пластичность – содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. Социальная пластичность– содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5. Темп или Скорость – включает вопросы о быстротемоторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп – включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность – включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито — если по нему получено 4 и менее баллов. Если количество баллов от 5 до 8, то данное свойство темперамента считается среднеразвитым.

Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

Сангвиник — средне развитые показатели по всем свойствам.Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16).

Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

2.2 Организация и проведение исследования

Основной задачей нашего исследования являлась изучить зависимость стиля общения от свойств темперамента.

База проведения исследования: МОУ Нагадакская СОШ

Особенности выборки: общее число участников – 40 человек, из них из них: Юношей — 20, девушек – 20. Возрастной состав испытуемых – 15-17 лет.

Форма проведения исследования – индивидуальная.

Испытуемым были выданы:

— бланки ответов к методикам, используемые в исследовании;

— тексты методик В.М. Русалова, Т. Лири.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап – тестирование респондентов по методике Т. Лири.

2 этап – тестирование респондентов по методике В.М. Русалова

3 этап — обработка полученных результатов.

2.3. Анализ и интерпритация результатов

Произведя первичную обработку бланков ответов по методике В.М. Русалова, мы получили данные, позволяющие определить тип темперамента каждого испытуемого, а по методике Т. Лири – выявить преобладающий стиль общения.

Проведен анализ, позволяющий разделить всех испытуемых на условные группы с учетом выраженности психодинамических (темпераментальных) свойств.

В соответствии со значением показателей по шкалам активности и эмоциональности (по Русалову) можно выделить (таблица 1):

Таблица 1

испытуемые

С

Х

Ф

М

Н

ВА

НА

ВЭ

НЭ

ТС

ТХ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

25

+

26

+

27

+

28

+

29

+

30

+

31

+

32

+

33

+

34

+

35

+

36

+

37

+

38

+

39

+

40

+

Всего человек

7

3

3

6

8

2

1

5

2

2

1

Процентное соотношение

17,5%

7,5%

7,5%

15%

22,5%

5%

2,5%

12,5%

5%

5%

2,5%

1. «чистые» темпераменты (сангвиник – С, холерик – Х, меланхолик – М, флегматик – Ф).

2. неопределенные темпераменты (Н) (показатели по шкале активности и эмоциональность близки к нулевым значениям).

3. высоко- и низкоактивные (ВА, НА), высоко- и низкоэмоциональные (ВЭ, НЭ) темпераменты.

4. «средние», с тенденцией к одному из темпераментов (значения, которые «стремятся» к высоким) (ТС, ТХ, ТФ, ТМ).

Анализ результатов по методики Т. Лири позволил разделить испытуемых по группам с учетом выраженности того или иного стиля общения: средние значения (СП) и высокие значения (ВП).

Авторитарный

Эгоистичный

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруистический

ВП

5%

(2 чел)

2,5 %

(1 чел)

15 %

(6 чел)

20 %

(8 чел)

СП

15 %

(6 чел)

12,5 %

(5 чел)

10 %

(4 чел)

20 %

(8 чел)

15 %

(6 чел)

Для проведения сравнительного анализа данных по трем методикам мы разделили выборку испытуемых на две группы. В группу №1 вошли испытуемые, у которых был выявлен амбивертный тип темперамента (испытуемые, у которых значения обеих шкал оказались в пределах от 8 до 16 включительно, а также те испытуемые, у которых значение хотя бы одной из шкал оказалось равно 12), всего – 19 человек (таблица 3); в группу №2 вошли остальные испытуемые, у которых были выявлены различные типы темперамента, всего 21 человек

Проведенный анализ показал, что психодинамические особенности не оказывают влияние на стиль общения. Мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что возраст оказывает влияние на подозрительный тип отношения к окружающим .

Таким образом, мы не можем говорить об однозначной связи темперамента и стиля общения. Это подтверждается данными корреляционного анализа.

Кроме того, выявлены статистически значимые связи с некоторыми свойствами темперамента. Дружелюбие отрицательно связано с эргичностью предметной и предметной активностью.

Вывод: в данной главе мы постарались экспериментально доказать выдвинутую гипотезу. Для этого сначала определили тип темперамента при помощи следующих методик: «Методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента)», далее мы определили стиль общения с помощью «Методики диагностики межличностных отношений Т. Лири».

На основании полученного результата сделали вывод: свойства темперамента не влияют на стиль общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Темперамент неразрывно связан с психической деятельностью. Основное проявление темперамента часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

2. Стиль общения необходимо анализировать как целостное образование, в котором отчетливо выделяются две главные подструктуры — мотивационно-смысловая, выявляющаяся в форме направленности в общении (ценностей, мотивов, целей общения), и операциональная, представленная устойчивой системой приемов, способов, средств коммуникативного поведения. Стиль общения как единство указанных составляющих формируется в результате и процессе взаимодействия, взаимопознания, взаимоотношения участников общения. Ведущую роль играет направленность личности в общении, в содержании которой главенствующее значение необходимо придать ценностно — смысловым критериям общения. Направленность в общении есть выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как партнеру по общению и к самой себе; выявляется в мотивах, целях, средствах и способах общения.

Целью настоящей работы являлось изучение зависимости стиля общения от свойств темперамента.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы был выполнен теоретический анализ специальной психологической литературы, посвященной исследованиям зависимости стиля общения от свойств темперамента; выбраны методики для проведения экспериментального исследования зависимости стиля общения от свойств темперамента (Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента).

По результатам проведенного экспериментального исследования мы не можем говорить об однозначной связи темперамента и стиля общения. Это подтверждается данными анализа.

Факторный анализ не выявил значимых связей между факторами темперамента и стилями общения. Таким образом, темперамент не является основополагающим фактором, определяющим особенности общения.

Кроме того, по двум стилям общения (шкалы «агрессивность — дружелюбие», «подозрительность — альтруистичность») выявлены статистически значимые связи с некоторыми свойствами темперамента. Так, дружелюбие отрицательно связано с эргичностью предметной (по Русалову) и предметной активностью (по Русалову).

Также в рамках корреляционного анализа можно сказать, что были получены данные, которые свидетельствуют о том, что возраст оказывает влияние на подозрительный тип отношения к окружающим. Для нашего исследования это важно, так как границы зрелого возраста определяют достаточно широко. Полученные данные дополняют общую картину факторов, влияющих на выбор стиля общения.

На основе сделанных выводов можно утверждать, что цель исследования достигнута. Гипотеза не получила подтверждение.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 376 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

3. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 168 с.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М., 1999г.

5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В.Мещеряков, В.Зинченко. — СПб, 2004г. — 672 с.

6. Журавлев Д.В. Основы общей психологии. Часть 2. Курс лекций. — М., 2003г.

7. Ительсон В.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. — М. — 2000г. — 896 с.

8. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М.: Просвещение, 1970.

9. Кондратьева О.В., Кондратьев С.В. Социальная психология. — Волгоград, 2003.

10. Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. Учеб. пособие. — М.: изд. РУДН, 1992. — 80 с.

11. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь — справочник. — Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. — 688 с.

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт — М», 2001. — 464 с.

13. Макарова И.В. Психология: пособие для сдачи экзамена. — М., 2004г. — 237 с.

14. Москалюк В.Ю. Автореферат: Темпераментальные факторы выбора профессии. М. , 1999.

15. Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество. — М.: научно — издательский центр «Ладомир», 1996г. — 384 с.

16. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч — ся. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 320 с.

17. Немов Р.С. Психология, В 3 кн. — М., 2001, — Кн. 1. — 688с.

18. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995.

19. Общая психология: сборник текстов. Вып. 2. Субъект деятельности / Под ред. В.В. Петухова. — М.: МГУ, 1998. — 279 с.

20. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. — СПб. — 2003г. — 288 с.

21. Основы андрогогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; Под ред. И.А. Колесниковой. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 240 с.

22. Психология для всех и каждого / Сост. В.Б. Шапарь. — Ростов н/Д, 2001г.

23. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппнрейтер и В.Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000. — 776 с.,

24. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. — сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕРСЭ , 2005.

25. Психология развития: молодость, зрелость, старость». Автор О.В. Хулаева, М., 2005г.

26. Психологический словарь / Авт. — сост. В.Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред.. Ю.Л. Неймера. — Ростов — на — Дону, 2003г.

Приложение 1

Опросник структуры темперамента В.М. Русалов (ОСТ)

Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку).

Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.

Опросник ОСТ

  1. Подвижный ли Вы человек?
  2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
  3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
  4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
  5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
  6. Ранимый ли Вы человек?
  7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
  8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
  9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
  10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
  11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
  12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
  13. Нравится ли Вам быстро бегать?
  14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
  15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
  16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
  17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?
  18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
  19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
  20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
  21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
  22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?
  23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
  24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
  25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
  26. Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
  27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
  28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
  29. Любите ли Вы сидячую работу?
  30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
  31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
  32. Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
  33. Быстры ли у Вас движения рук?
  34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
  35. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
  36. Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
  37. Разговорчивый ли Вы человек?
  38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
  39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
  40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
  41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
  42. Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
  43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
  44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
  45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
  46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
  47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?
  48. Сосёт ли у Вас «под ложечкой» перед ответственным разговором?
  49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
  50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
  51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
  52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
  53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
  54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
  55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
  56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
  57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
  58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
  59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
  60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
  61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
  62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
  63. Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
  64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
  65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
  66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
  67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
  68. Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
  69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
  70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
  71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
  72. Быстро ли Вы читаете вслух?
  73. Вы иногда сплетничаете?
  74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
  75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
  76. Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
  77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
  78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
  79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
  80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
  81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
  82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
  83. Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
  84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
  85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
  86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
  87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
  88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
  89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
  90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
  91. Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
  92. Нравится ли Вам быстро говорить?
  93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
  94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
  95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
  96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
  97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
  98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
  99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
  100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
  101. Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
  102. Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
  103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
  104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
  105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

Приложение 2 Методика диагностики межличностных отношений т. Лири

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

I. 3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

II. 7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

III. 11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

IV. 15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

V. 19. Охотно подчиняется

20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

VI. 23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

VII. 27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

VIII. 31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

I. 35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

II. 39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный.

III. 43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

IV. 47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

V. 51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

VI. 55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

VII. 59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

VIII. 63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

I. 67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

II. 71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

III. 75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

IV. 79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

V. 83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

VI. 87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

VII. 91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

VIII. 95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

I. 99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

102. Тщеславный

II. 103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

III. 107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

IV. 111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

V. 115. Отличается чрезмерной готовностью

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

VI. 119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

VII. 123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

VIII. 127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой