Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи 2

Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

План работы

Введение

ГЛАВА 1. Цели задачи методики и организация исследования лексической стороны речи детей с ОНР

ГЛАВА 2 Характеристика исследуемых детей

ГЛАВА 3: Научно-теоретические основы, методики исследования лексики у детей с ОНР

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для того чтобы на практике проследить и изучить проблему формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи, следует уделить внимание изучению главных аспектов проблемы — характеристика исследуемых детей, и планирование методик исследования в дошкольном образовательном учреждении.

В данной работе будет проведен анализ диагностики детей с ОНР и логопедической работы с ними в возрасте 5 — 6 лет.

В начале следует дать определения логопедической диагностики и логопедической работы.

Логопедическая диагностика в течении продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям, как науки, так и практиков-логопедов.

Логопедические заключения по разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических заключений имеет место доминирование диагноза общее недоразвитие речи (ОНР).

На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные логопедические классификации, клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции нарушений речи.

Проблема диагностики речевых расстройств имеет больщое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушения речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи. Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике. / Сост Р. И. Лалаева // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного дошкольного учреждения. — С-Пб.: Детство-пресс., 2001. — стр. 6.

29 стр., 14039 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

... педагогической литературы. Наблюдение. Диагностика. Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 1.1 Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста Все ... вопрос, т.е. ситуативная форма, соответствует основному содержанию и назначению. Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в ...

Психолого-педагогическая классификация направлена, прежде всего на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т. д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада, или в школу определенного вида.

В процессе логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.

Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия

Логопедами Ссанкт-Петербурга разработаны варианты программ планирования логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Но данные программы не являются обязательными и логопеды могут использовать их как материалы для собственного планирования логопедической работы с детьми с о бщим недоразвитием речи. В данной работе будут рассмотрены не все возрастные группы, а только группа детей в возрасте 5 — 6 лет (старшая группа массового дошкольного образовательного учреждения. Планирование работы может быть осуществлено как для целой группы детей, так и для отдельного ребенка. Могут планироваться как отдельные занятия, так и комплексы занятий, рассчитанные на целый год или на более короткий — конкретный период работы — к примеру сентябрь — октябрь.

Разработкой и усовершенствованием различных аспектов логопедической деятельности занимаются многие ученые педагоги. В настоящее время в книжных магазинах города можно найти большое количество практических пособий по формированию речи у детей с общим недоразаитием речи. Но для того, чтобы воспользоваться каким-либо из предлагаемых пособий следует внимательно изучить и другие предлагаемые для работы материалы, сравнить их и выбрать наиболее подходящий вариант.

ГЛАВА 1 Цели задачи методики и организация исследования лексической стороны речи детей с ОНР

Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся детей с общим недоразвитием речи, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики и психотерапевты.

В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

5 стр., 2160 слов

Влияние речи на развитие познавательных процессов младшего и ...

... обучения и развития ребенка в младшем и среднем школьном возрасте. Одним из важнейших показателей уровня познавательных процессов человека, является его речь. Развивая речь ребенка, мы обогащаем, ... Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы: обучение и развитие младшего школьника / В.В.Андриевская. - СПб.: Питер, 2000. - 267 с. 3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание ...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Теоретическим фундаментом исследований являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М.Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях: Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие. — М., Изд-во НЦ ЭНАС. — 2003., стр. 6 — 9.

— речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

— язык и речь представляют собой своеобразный «узел»,в который «сплетаются» различные линии психического развития — развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;

— ведущим направлением в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

— ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов., К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи — решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка как нормального, так и ребенка с общим недоразвитием речи к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... развития речи детей с нарушения слуха. Задачи исследования: Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей; Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей; Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей ...

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

Речевое воспитание рассматривается в исследованиях как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект для правильного формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге — на развитие связной монологической речи в целом.

Обучение языку, развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми (как становление коммуникативных способностей).

Поэтому существенной задачей речевого воспитания является не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики.)

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Особенно это необходимо детям с сформировавшимся общим недоразвитием речи, ведь для них это намного сложнее чем для нормального ребенка.

Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т. е. с эстетическим воспитанием. Владение выразительными средствами языка формируется при ознакомлении с фольклорными и литературными произведениями.

Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка. Основным в этом усвоении является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей детей. В связи с этим повышается удельный вес работы над словом как основной единицы языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста. Так, словарная работа включает систематическое ознакомление детей с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, развитие точности при употреблении синонимов и антонимов. Такой подход обеспечивает раскрытие перед детьми достаточно сложных явлений языковой действительности: семантических связей и отношений в области лексики.

Соблюдение преемственности в развитии речи дошкольников должно обеспечивать логическую последовательность всех ступеней освоения родного языка, систематичность в овладении речевыми умениями и навыками.

Реализация принципа преемственности между детским садом и школой в развитии речи, обучении родному языку является важнейшей проблемой российского образования. Этот принцип опирается на теорию развивающего обучения Эльконина-Давыдова и на деятельностный подход к формированию и развитию способностей человека. По В.В. Давыдову, творческое созидание, творческое преобразующее начало должны обязательно присутствовать в учебной деятельности. Однако, чтобы она была более полноценной, необходима правильная организация.

Что касается обучения языку, то перспективность и преемственность во многом определяют эффективность его усвоения.

Важным звеном в проблеме исследования преемственных связей между школой и детским садом в области развития речи является изучение индивидуальных особенностей в овладении языком.

Занятия по подготовке и обучению грамоте в дошкольном возрасте во взаимосвязи с другими разделами речевой работы обеспечивают детям широкую ориентировку в языковых явлениях. Так, знакомство со звуковым и слоговым строением слова, словесным составом предложение, формирование звукового анализа слова параллельно развивают представления о словообразовательных и семантических отношениях, о структуре связного высказывания. Содержание работы, проводимой в этом направлении, соотносилось с требованиями, предъявляемыми к уровню речевого развития школьников. Совместные просмотры занятий по развитию речи в детском саду и уроков в начальной школе позволили наметить линии конкретной деятельности по осуществлению преемственности и уточнить содержание работы по развитию речи детей.

Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и строить обучение с широкой ориентировкой на будущее, последующее развитие речевых умений и навыков.

Успех в усвоении родного языка во многом зависит от того, насколько учитываются связи в овладении разными сторонами речи — фонетической, лексической, грамматической.

Разработанные методика обучения всем сторонам речи дошкольника (фонетической, лексической, грамматической) могут использоваться в начальной школе, где она углубит и расширит речевые умения детей.

Учитель или воспитатель в процессе обучения должен постоянно следить за качеством произношения звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения корректирующих звуков

Учитель должен привлекать внимание учащихся к механизму образования звуков, фиксировать их внимание на артикуляционных ощущениях при произношении.

Необходимо формировать навыки звукового анализа: умение узнавать звуки в разных положениях в слове, вычленять на слух, сравнивать данный звук с другими парными, упражняться в определении количества последовательности звуков в слове и тому подобное.

Воспитатель должен фиксировать внимание детей на уточнение смысла слов, на возможности смысловых связей между словами, своевременно предупреждать неправильное употребление какого-либо слова, реагировать на него: следует упражнять детей в использовании новой лексики в разнообразных контекстах, использовать предметные и сюжетные картинки, практическую деятельность.

Необходимо обращать внимание детей на смыслоразличительную функцию словообразования и словоизменения, сравнивать смысловую и морфологическую сторону слов, упражнять детей в моделировании слов с заданным смысловым признаком, построение предложений из заданного набора слов, по заданной схеме, по предметно-практической демонстрации и т.д.

ГЛАВА 2. Характеристики исследуемых детей с ОНР

Для того, чтобы выработать определенную программу логопедической работы с ребенком необходимо провести тщательное обследование ребенка и выявить все те элементы его развития, которые могли повлиять или повлияли на развитие его речи.

Речь детей развивается в основном с отставанием от возрастной группы и обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой в звуковой действительности речи; недостаточная произносимость свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования, приводящих к их неотчетливому звучанию, искажению, недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие — умственное действие по определению количества, последовательности, мест звуков.

Для некоторых детей характерна бедность, неточность недифференцированность словаря. Он представлен преимущественно бытовой обиходной лексикой.

Имеют место неверного понимания и неправильного употребления; смещения слов с разным лексическим значением, но близким по своему звуковому составу (пояс — поезд)

В словаре некоторых детей преобладают слова с конкретным, хорошо им знакомым значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. Из прилагательных употребляют только качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.

Для каждой возрастной группы существуют определенные модели обследования детей. В нашем случае для рассмотрения подходит программа, которую разработали логопеды Н. В. Серебрякова и Л. С. Соломаха. В своей программе они предлагаю обследовать ребенка в возрасте от 4 — до 7 лет, а следовательно исследуемая нами группа от 5 до 6 лет входит в предлагаемую возрастную группу и может быть обследована по данной программе.

На первом этапе обследования очень важно выявить те факторы, которые могли повлиять на формирование у ребенка общего недоразвития речи. Здесь важно учитывать возраст обоих родителей при рождении ребенка, наследственные заболевания, наличие у родителей нервно-психических, хронических, соматических заболеваний до рождения ребенка. Важны данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ребенка. От которой по счету беременности родился ребенок.

Важно выяснить у родителей и как проходила беременность: (токсикоз — 1-я половина беременности, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические и соматические заболевания, инфекции).

Важно также знать как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные и т. д.).

Применялась ли во время родов механическая, химическая, электростимуляция.

Далее проводится выявление данных о ребенке с момента рождения и до момента настоящего обследования, т. е в возрасте от 4 до 7 лет. Здесь по пунктам следует выделить основные моменты.

Когда закричал ребенок.

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместный).

Вес и рост при рождении.

Вскармливание.

Когда выписались из роддома.

Если задержались, то почему.

Раннее развитие:

Когда стал держать голову.

Когда стал сидеть.

Когда стал ходить.

Когда появились первые зубы.

Перенесенные заболевания (тяжелые соматические, ушибы травмы, судороги при высокой температуре) в возрасте до года, от года до трех лет и от трех лет до момента обследования.

В соответствии с данными медицинской карты следует выявить данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время.

Далее можно приступить уже к конкретному исследованию раннего речевого развития. Сюда могут быть включены следующие компоненты:

Гудение, лепет, характер лепета, первые слова, первые фразы грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 ле и т. д.

Должно быть проведено исследование неречевых психических функций.

Слуховое внимание. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха. // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного дошкольного учреждения. — С-Пб.: Детство-пресс., 2001. — стр. 50 — 51.

Восприятие и воспроизведение ритма (в нашем случае до пяти элементов: — — . . — )

Зрительное восприятие.

Зрительно-пространственный гнозис и праксис.

Состояние общей моторики.

Состояние ручной моторики.

Состояние звукопроизношения может быть исследовано в виде следующей таблицы :

Звуки

Характер произношения звуков Там же стр.

изолированно

В словах

Во фразах

(б)-(П)-(М)

(В)-(ф)

(Д)-(Г)-(Н)

Обязательно следует отметить характер нарушения, отсутствие, замена на другие звуки, искажения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата: отметить наличие и характер аномалий в строении (губы, зубы, челюсти, твердое небо, мягкое небо, язык) Далее следует переход к обследованию речевой моторики, сюда входят следующие элементы: Состояние мимической мускулатуры. Состояние артикуляторной моторики. Состояние дыхательной и голосовой функции.

Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха.

Характеристики голоса.

Особенности динамической стороны речи.

Темп (нормальный, быстрый, медленный).

Ритм.

Правильность употребления пауз.

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Далее уже можно переходить к исследованию именно лексической стороны речи у детей с ОНР.

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова.

Изолированные слова (с 5 лет) — Помидоры, милиционер, сквозняк, сковорода, аквариум, лекарство, температура, простокваша, свисток, скворечник, подснежник и т. д.

Предложения (с 5 лет) — Мальчики слепили неговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмаххерской. Милиционер ездит на мотоцикле. Регулировщик стоит на перекрестке. И т. д.

Далее проводится обследование Состояния фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи).

Повторение слогов с оппозиционными звуками (па-ба, та-на, га-да, ба-па-ба, за-са-за и т. д.)

Дифференциация оппозиционных звуков не смешиваемых в произношении: показать картинки (мишка — мышка, удочка — уточка, бочка — почка, трава — дрова).

Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении (миска — мишка, крыса — крыща, речка — редька, челка — щелка)

Состояние фонематического анализа и синтеза (в нашем случае с 5 до 6 лет).

Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

Исследование понимания речи (импрессивной речи).

Пассивный словарь 9отметить объем словаря. Точность понимания значений слов) — Покажи где кукла, стол, стул.

С 5 лет: Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами: в — из, на — с, под — из-под: Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.

Дифференциация форм словообразования. Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных. Покажи где: дом — домик, стул — стульчик, одеяло — одеяльце, замок — замочек, подушка — подушечка. Дифференциация существительных с суффиксом -инк: Покажи где виноград — виноградинка, бусы — бусинка, роса — росинка. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вышел, перешел, зашел, вошел, отошел.

Понимание словосочетаний и простых предложений. Словосочетания : Покажи ключом карандаш, карандашом ключ, где хозяин собаки, где собака хозяина, мама дочки, дочка мамы. Простые распространенные предложения. Покажи картинку: Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату. Вопросительные предложения: Кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку? Кто ловит бабочку?

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Активный словарь Конкретные существительные. Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. д. — в соответствии с программой детского сада.

Обобщающие понятия: назвать одним словом группу предметов

Назвать существительные обозначающие части тела, части предметов: С 5 лет (части тела — голова, руки, ноги, нос, рот, грудь, живот, шея и т д.; части одежды — рукав, воротник, пуговица и т. д; части автомобиля — дверца, колесо, руль, кабина; части предметов мебели — спинка, сиденье, ножка и т. д.)

Глагольный словарь: Употребление глаголов при ответах на вопросы ( с 5 лет): Что ты делаешь в течении дня?, Кто как передвигается?, Кто как кричит?

Прилагательные — название цветов ( с 5 лет): коричневый, розовый, голубой, оранжевый. Название формы ( с 5 лет): круглый, квадратный, треугольный, овальный.

Состояние словоизменения ( с 5 лет) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных: Много чего? — шаров, чашек, берез, столов, книг, домов, мячей, ключей и т. д. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами во, на, под, над, перед, около. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе: Назвать цвет предметов шар — …, дом — …, платье — … Употребление словосочетаний — числительных с существительными: два дома, пять карандашей и т. д.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (с 5 лет).

Как назвать маленький предмет? — Стол — столик, мяч — мячик, кукла — куколка…

Образование названий детенышей животных (с 5 лет): у зайца — …, у белки — …, у медведя — …, у волка — …,

Состояние связной речи. Предлагается пересказ для детей 4 — 5 лет, рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

Только после того, как проведено данное или подобное логопедическое исследование (диагностика) для ребенка можно выбирать или составлять, на основании сделанных выводов, конкретную программу, которая сможет помочь ему в формировании и развитии правильной речи. После диагностики можно будет определить способности и навыки испытуемого ребенка и определить его в более подходящий ему детский сад или конкретную подходящую для него по уровню состояния речи группу детей. При этом следует обязательно, — если есть отклонения в формировании речи, учитывать их с наибольшей точностью, иначе ошибки логопеда могут привести к ошибкам в дальнейшем формировании речи детей в старшей группе дошкольного образовательного учреждения.

ГЛАВА 3: Научно-теоретические основы методики исследования лексики у детей с ОНР

Исследование лексической стороны речи у детей с ОНР может быть организована различными способами, может иметь различные типы и формы. Логопед может заниматься с детьми как в группах, так и индивидуально с каждым отдельным ребенком. Упражнения по формированию и развитию речи могут выглядеть также совершенно по разному; это могут быть отдельные упражнения, комплексы упражнений, а также очень важную роль в данном случае выполняют игры.

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.Ребенок должен четко отличать звуки голоса от других, окружающих его звуков (пения птиц, шума автомобиля и т.д.) Для тренировки слухового восприятия ребенка можно предлагать хадания подобного рода: ребенку предлагают прослушать пленку с различными звуками, записанными на ней. При этом ребенок должен отождествить лежащие перед ним картинки, с теми шумами, которые будет слышать: плачь ребенка, шуршание газеты, звук капающей из крана воды, квакание лягушек и т.д.р чередникова Т. В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. — С-Пб., 1996. — стр. 9.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

Дети в данном случае должны четко понимать как выглядит тот или иной звук и произносить его также четко, как предлагает ему это сделать руководитель. Для примера можно привести таблицу «Исцеляющих звуков», которая может помочь ребенку в четком произношении отдельных звуков, а также тех же звуков, но уже входящих в слова.

Буква

Звук, слово

А

«а-а» — крик павлина

Б

Барабан

В

«в-в-в» (ветер)

Г

Гуси

Д

«Динь-дон» (колокольчик)

Е

«Бе-е» (овечка)

Ё

Ёж, Ёлка

Ж

Жук

З

«з-з» (комар)

И

«и-и-и» (лошадка)

Й

«и-йа-и-йа» (ослик)

К

«ко-ко-ко» (курочка)

Л

«Ля-ля»

М

Мама

Н

«н-н-н» (боль)

О

«Ой» (Зайчишка)

П

Папа

Р

«р-р-р» (лев)

С

«с-с-с» (песок)

Т

Тик-так (часы)

У

«у-у-у» (пароход)

Ф

«ф-ф-ф» (ежик)

Х

«ха-ха-ха2 (смех)

Ц

«ц-ц-ц» (кузнечик

Ч

«чух-чух» (поезд)

Ш

«Ш» (змея)

Щ

Щука

Ы

Сыр

Э

Эхо

Ю

Баю

Я

Я

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.

Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

В данном случае как пример, можно привести упражнение следующего характера: Ребенку дается определенная буква — звук (скажем гласная М) и предлагается придумать или вспомнить знакомые слова начинающиеся на этот звук (проводится на материале предлагаемых в данный период обучения тем 1) Односложные: «игрушки» — мяч; Двухсложные: «овощи» — морковь; трехсложные: «ягоды» — морошка и т.д. Перспективное планирование работы логопеда в старшей группе дошкольного образовательного учреждения (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение речи).

/ сост. Серебрякова Н. В. // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного дошкольного учреждения. — С-Пб.: Детство-пресс., 2001. — стр. 177 — 183.

Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с помощью различных приставок (например: ушёл, пришёл, зашёл, перешёл) или с помощью одной приставки от разных глагольных основ (например: пришёл, прилетел, прибежал).

Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Примером может служить корень «мороз» — морозный, морозит, морозец, морозко. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5.Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Пример: «Девочка сидит». 2Девочка сидит на стуле». «Девочка сидит на маленьком стуле»

6. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов. Для данного этапа работы могут быть использованы небольшие литературные произведения.

В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются пользоваться только хорошо знакомыми словами выражениями. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи. — М., 1994.с.67

Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок, обусловленных недостатками произношения и неумение анализировать звуковой состав слова — замены, пропуски, перестановки букв и слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного.

Поэтому в первую очередь ставится задача упорядочить фонетическую сторону речи. Развить произношение и звуковой анализ и синтез.

Помимо отдельных упражнений, которые можно использовать при проведении с детьми логопедической работы существуют комплексы занятий, рассчитанные на определенную возрастную группу и на определенный период обучения. Такие комплексы применяются в детских дошкольных образовательных учреждениях. В данной работе мы приведем один пример такого комплекса занятий.

Перспективное планирование работы логопеда в старшей группе дошкольного образовательного учреждения (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение речи0. Перспективное планирование работы логопеда в старшей группе дошкольного образовательного учреждения (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение речи).

/ сост. Серебрякова Н. В. // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного дошкольного учреждения. — С-Пб.: Детство-пресс., 2001. — стр. 177 — 183.

Обследование детей (сентябрь).

1.)Обследование состояния речи и неречевых психических функций.

2.)Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.

3.)Заполнение речевых карт на каждого ребенка. Подробнее о диагностике см. в главе « Логопедическая диагностика». Данной работы.

Первый период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь).

Развитие общих речевых навыков:

1).

Выработка четкого координированного движения органов речевого аппарата.

2).

Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3).

Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

4).

Работа над мягкой атакой голоса. Выработка умения у детей пользоваться тихим и громким голосом.

Звукопроизношение:

1).

Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков.

2).

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

3).

Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков ( индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1).

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол — мост).

2).

Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха , домик).

3).

Работа над трехсложными словами без стечения согласных ( малина, василек).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1).

Развитие неслухового внимания на материале неречевых звуков (звуковые игрушки, хлопки).

2).

Знакомство со звуками )М), (Б), (д), (г), (в), (н).

3).

Выделение ударного гласного в словах.

4).

Подбор слов на гласные звуки.

5).

Анализ звукосочетания (ау), (уа), (иа).

6).

Звуковой анализ слов: ам, му, ум, мы, да, он, на, но, ну.

7).

Определение наличия звука в слове («хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») — на материале изученных звуков.

Для тренировки фонетической стороны речи можно использовать следующие упражнения-фразы. Ребенок может повторять за логопедом или воспитателем детского сада к примеру следующие фразы:

Кукла плачет — а-а-а-а.

Ребенок плачет — уа-уа-уа.

Поезд гудит — у-у-уу.

Ослик кричит — иа.

Для исследования фонематической речи можно применять с трех лет упражнения: Показать на картинках предметы называемые логопедом.

Стол — стул.

Папа — баба.

Точка — дочка.

Косы — козы.

Корка — горка.

Миска — мишка.

Для исследования лексики и граматического строя импрессивной речи следует применять следующие упражнения:

Пассивный словарь

А).

Проверка понимания ребенком конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы), показать по инструкции логопеда: конкретные предметы, части тела и т. п.

Б) Понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы на картинках обобщенные по темам: посуда, игрушки, одежда и т. д.

В) Понимание действий: показать на картинках где девочка рисует, спит, ест и. Т. д.

Понимание форм единственного и множественного числа существительных: мяч — мячи, стол, столы, гриб — грибы и т. д.

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, над, под, за. (с 3 лет) Положи мячик в коробкую и т. п.

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: дом — домик и т. д.

Для исследования лексики и строя экспрессивной речи можно применять упражнения: Попросить проговаривать ребенка слова в именительном падеже, единственном и множественном числе

Стол — столы.

Мяч — мячи.

Кукла — куклы.

Рука — руки.

Шар — шары.

Глаз — глаза.

Также употребление детьми существительных в винительном и родительном падежах. Согласование имен прилагательных с существительными единственного и множественного числа, мужского и женского рода. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под. (последние два задания предлагаются детям с трех лет).

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник».

Грамматический строй речи. (по лексическим темам первого периода обучения).

1).

Отработка надежных окончаний имен существительных единственного числа.

2).

Преобразование имен существительных единственного числа во множественное число.

3).

Согласование глаголов и существительных единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).

4).

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

5).

Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, мое, моя, мои.

6).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам первого периода обучения.

7).

согласование числительных два и пять с существительными.

Развитие связной речи.

1).

Составление простых распространенных предложений.

2).

Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3).

Обучение детей составлению описательных рассказов по темам первого периода обучения.

4).

Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5).

Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Развитие мелкой моторики.

1).

Обводка закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам первого периода).

2).

Составление фигур, узоров и элементов (по образцу).

3).

Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

Для общего моторного развития ребенка можно использовать следующие игры-упражнения 1) «В гости к Мишке» — Дети идут в прямом направлении за педагогом. 2) «Вагончики и паровоз» — дети идут друг за другом в колонне по одному. На этом же этапе проводится обучение прыжкам на месте, ползание на четвереньках и . т д. При ходьбе под музыку необходимо вырабатывать чувство ритма, темпа, характера музыки, для этого можно хлопать в ладоши для выделения к примеру сильной доли. Для развития мелкой моторики могут быть использованы упражнения сжимание и разжимание пальцев рук, встряхивание и помахивание кистями. рук. иагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сб методических рекомендаций — С-Пб.: Детство-пресс. — 2002. (РГПУ им А. И. Герцена)стр. 123 — 172.

Вообще годовое обучение в данном перспективном плане распределено на три периода: Второй период — январь, февраль, март; третий период — апрель, май, июнь. Второй и третий период содержит те же разделы работы с дошкольниками, что и первый, только с разницей в материале.

Важную роль в обучении правильной речи детей с общими нарушениями речи играет постановка правильного дыхания для этого также разработано большое количество различных упражнений, как русскими, так и зарубежными логопедами.

Очень показательной для развития речи является игра «Поехали» из сборника Е. Л. Макшанцевой: Макшанцева Е. Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. — М.: АРКТИ., 1998. — стр. 104.

Цель игры: Развитие речевого дыхания; отработка изолированного произнесения звука «Ш».

В середине зала стоят по кругу 6 — 8 стульчиков спинками к центру круга — на спинках висят рули (небольшие обручи).

Педагог: сейчас дети покатаются на машинах. Только вот дела: спустили воздух колеса. Надо их накачать.

Дети подходят к «машинам» и по сигналу взрослого и показу начинают «накачивать шины», соразмеряя вдох-выдох (нагнулись — разогнулись) Вдох — «Ш-ш-ш» (выдох).

Педагог: Отлично накачали, можно ехать!

Дети садятся верхом на стульчики и взяв в руки «рули» медленно вращают их приговаривая:

За-ве-ли ма-ши-ну,

Ш-ш! Ш-ш! Ш-щ!

На-ка-ча-ли ши-ну,

Ш-ш! Ш-ш! Ш-щ! (2 раза)

Педагог: Улыбнулись веселей и поехали быстрей.

(взрослый показывает темп езды)

Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Ш!

Теперь дети не крутят руль, а притапывают поочередно то правой, то левой ного, издавая звук «Ш», постепенно замедляя «ход машины».

Педагог: Приехали1

Дети: При-е-ха-ли!

Данная игра кроме основной цели помогает детям развивать также и координацию движений, ритмичность и помогает развивать отдельные группы мышц обеих рук и ног.

Важным элементом работы с детьми является подготовка к самим речевым играм. Эта подготовка может включать в себя артикуляционную гимнастику и самомассаж. В блок артикуляционной гимнастики входит комплекс упражнений по подготовке речевого аппарата к дыхательным и звуковым играм и элементы не сложного самомассажа, которыми ребенок дошкольного возраста может овладеть и активно использовать. В области лица (лба, носа, языка, твердого неба, десен) находится множество нервных окончаний, участвующих в процессе голосообразования Артикуляционная гимнастика помогает настроить речевой аппарат на рабочий режим. Приведем пример упражнения для артикуляционной гимнастики: 1) Четыре раза прикусить зубами кончик языка. 2) Высовывать язык до отказа, последовательно прикусывая кончик языка и все более далеко стоящие поверхности и другие упражнения Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. — С-Пб.: лань., 1997. — стр. 192. .

Также как и артикуляционная гимнастика полезен и самомассаж, при подготовке к пению, речевым или дыхательным упражнениям и играм. При выполнении самомассажа сследует соблюдать следующие требования.

кожа массируемых частей тела и рук должна быть чистой.

Все движения должны быть медленными и плавными.

Взрослый должен внимательно следить за правильностью выполнения всех движений. Рекомендации даны по и. П. Козлянинова. Э. М. Чарели. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург.: Диамант., 1992. — 320 с.

Можно проводить два вида массажа: Гигиенический — поглаживающий и вибрационный — постукивающий.

Очень важна в подготовке детей к игровой деятельности дыхательная саморегуляция Она поможет прочувствовать ребенку не только сам процесс (вдох — выдох), но и научиться саморегуляции посредством контроля дыхания. По данному вопросу можно смотреть работы Лазарев М. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Академия здоровья., 1997. — 376 с. и работу Котляренко Н. Мировский А. Вдох, выдох, дух…// физкультура и спорт — 1991., №9 — 12.

Большое значение в развитии речи дошкольника имеют звуковые игры — это игры на развитие дыхания с участием голосового аппарата.

Приведем пример звуковой игры «Покорители космоса»: Дети садятся по-турецки, расслабляясь, готовятся к полету.

Полет на луну — на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны и медленно опускают.

Полет на солнце — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем солнца и возвращаемся.

Полет к инопланетянам — на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появление легкости, радости. (на выдохе достигаетсяя длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика у детей также происходит выплеск (освобождение) негативной энергии.

Гудок парохода.

Полет самолета.

Плакса.

Часики.

Трубач.

Петушок машет крыльями.

Каша кипит.

Паровозик.

На турнике.

Охотники.

Регулировщик.

Маятник.

Семафор.

Лев.

Кто быстрее.

16) Воздушный бой.

Также можно рекомендовать воспитателям проводить с детьми и другие звуковые игры: перечисслим некоторые из них:

К данным звуковым упражнениям следует учитывать следующие рекомендации. Более двух подобных упражнений в течении дня производить не целесообразно. Во время упражнения необходимо следить за детьми, после каждого упражнения следует с ними побеседовать о том, какие затруднения возникли у них при выполнении данного упражнения, что дети испытывали, хотели ли они эти упражнения выполнять. Ессли возникало нежелание, то необходимо узнать в чем причина этого нежелания. Если упражнения повторяются несколько раз в течении какого-то времени, то обязательно следует понаблюдать за детьми с целью выявления их желания (нежелания) выполнять это упражнение.

Возможно нежелание выполнять то или иное упражнение связано с тем, что у ребенка оно не получилось в первый раз. Именно поэтому каждое упражнение сначала как-бы репетируется и только потом выполняется всеми детьми.

Заключение

недоразвитие речь языковой навык

Исследовав основные аспекты практической работы с детьми с ОНР возрастной группы (5 — 6 лет) можно сделать некоторые выводы.

Исследование лексической стороны речи у детей с ОНР может проводиться только в сочетании с другими формами работы логопеда, воспитателя, педагога или родителя.

Работа может проводиться как с отдельными детьми — индивидуально, так и с группами детей. Группы должны строго соответствовать и формироваться с учетом категорий недоразвития речи (категории и уровни нарушений см. выше).

Работа должна проводиться с учетом всех результатов логопедической диагностики. Важно выработать определенный комплекс занятий рассчитанный на определенный период — один учебный квартал, полугодие или год. Программа должна содержать все аспекты, которые будут способствовать формированию правильной речи у ребенка.

1).

Развитие общих речевых навыков.

2).

Хвукопроизношение.

3).

Работа над слоговой структурой слова.

4).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

5).

Лексика.

6).

Грамматический строй речи.

7) Развитие связной речи.

8).

Развитие мелкой моторики.

Занятия проводимые логопедами и воспитателями не должны утомлять ребенка, должны чередоваться. Также очень важно, чтобы ребенок был подготовлен к определенному комплексу проводимых занятий.

Важно заниматься с детьми не только в виде конкретных упражнений, а постараться сделать так, чтобы эти занятия стали для ребенка интересными и увлекательными, а следовательно для этого можно использовать отдельные игры и даже целые игровые комплексы, которые в свою очередь будут соответствовать всем требованиям логопеда.

В заключении также следует сказать о том, что очень важно привести в соответствие терминологию, используемую в логопедической работе, Логопедические заключения, к примеру, по разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации.

Список использованной литературы

1. Агаркова Н. Г. , Бугрименко Е. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. — М., 1993.

2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. — М.: педагогика, 1982.

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития — М., 1982.

4. Алексеенко Е. А. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология., 1972., №1.

5. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М., 1975.

6. Бабак о. М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды 2-ой научной конференции по возрастной морфологии и физиологии. — М.: изд-во АПН РСФСР., 1955.

7. Бельтюков В. И. Механизм овладения произношением слышащими детьми // дефектология. — 1976., № 1.

8. Буре Р. С. Готовим детей к школе. — М., 1987.

9. Бутон Ш. Развитие речи // Психодиагностика. — М., 1984.

10. Варенцова Н. С. Старжинская Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. — Минск., 1992.

11. Возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.

12. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей — С-Пб., 1993.

13. Выготский Л. С. Предистория письменной речи // умственное развитие детей в процессе обучения. — М-Л., 1935.

14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

15. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: книга для работников дошкольных учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова, Л. Я. Каневская, В. И. Теленчи; сост В. И. Теленчи. — М.: Просвещение., 1987.

16. Гнездилова М. Ф. Методщика русского языка в вспомогательной школе. — М., 1965.

17. Дети и подростки в мире книжной культуры.- М.,1994.

18. Дети с отклонениями в развитии / под ред. М. С. Певзнер. — М., 1966.

19. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сб методических рекомендаций — С-Пб.: Детство-пресс. — 2002. (РГПУ им А. И. Герцена)

20. Добрынина Н.Е. Кто он, трехлетний читатель // Библотека, 1995, №6, с.26-28.

21. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. — С-Пб.: лань., 1997.

22. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.

23. Земская Е. А. Как делаются слова. — М., 1963.

24. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.

25. Ковмиков В. А. Экспрессивная аллалия. — М., 1985.

26. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. . — М.: Педагогика., 1973.

27. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.

28. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. — М., 1970.

29. Логинова В. И. Бабаева Т. И. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. — С-Пб., 1995.

30. Лурия А. Р. Очерки психологии письма. — М., 1950.

31. Макшанцева Е. Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. — М.: АРКТИ., 1998. — стр. 104.

32. Редозубов С. П. Обучение грамоте. — М.: учпедгиз., 1952.

33. Садовникова и. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.

34. Седж Н. В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. — Минск., 1985.

35. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.

36. Филипова С. О. Физические упражнения как средство подготовки дошкольников ковладению графикой письма.. — Л., 1992.

37. Фокина Э. Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательных учреждениях. — С-Пб., 1995.

38. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

39. Шмаков С. А. Игры-шутки. Игры-минутки. М., 1993.

40. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению: программа-конспект. — С-Пб.: Детство-пресс., 1999. — (из опыта Педагога).

Размещено на