Диагностика нарушений в семейном воспитании

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. А. ШОЛОХОЛВА

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

Курсовая работа по дисциплине «Психодиагностика»

ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Исполнитель: студентка заочного отделения Куликова О.Ю.

Курс:4/3,группа 4,внебюджет.

Научный руководитель:

кандидат психологических наук О.А. Тырнова

Москва, 2010 г.

Содержание

Введение 4

Глава 1. Семейное воспитание и нарушения данного процесса 6

1.1. Семейное воспитание как объект психологического изучения 6

1.2. Основные нарушения семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка 10

Выводы по Главе 1 16

Глава 2. Диагностическое исследование особенностей и нарушений семейного воспитания 18

2.1. База и методы исследования 18

2.2. Анализ результатов исследования 24

Выводы по Главе 2 33

Заключение 35

Список использованной литературы 38

3 стр., 1416 слов

Презентация на тему: Семейная психология

... к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника. 3 стадия. Стабилизация или воспитание детей. Задача супругов - воспитание детей дошкольного и ... на основе неудовлетворенности потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, ...

Введение

Актуальность. Данная работа посвящена изучению особенностей семейного воспитания под углом типичных нарушений данного важного процесса. Нет необходимости подробно обосновывать актуальность выбранной тематики, так как важность детского возраста, его роль в дальнейшем процессе формирования личности признается разными психологическими направлениями и школами, начиная с психоанализа, в рамках которого впервые и была поставлена данная проблематика, закачивая современными исследованиями в области перинатальной и постперинатальной психологии.

К сожалению, несмотря на важность данного вопроса, можно говорить о том, что те или иные нарушения семейного воспитания имеют место практически в каждой семье, приводя в дальнейшем к определенным психологическим затруднениям уже во взрослом возрасте. В современной психологии имеется достаточно убедительных доказательств того, что большинство семейных проблем и нарушений имеют тенденцию «передаваться по наследству», то есть, говоря более научным языком, воспроизводиться из поколения в поколении.

Целью нашей работы, таким образом, является изучение нарушений в семенном воспитании.

Объектом исследования являются особенности детско-родительских отношений, семейные воспитательные установки, стили семейного воспитания, а так же вся совокупность прочих факторов и характеристик, определяющих особенности семейного воспитания.

Предметом — типичные нарушения в семейном воспитании.

В соответствии с целью работы определяются следующие задачи исследования:

  • провести теоретический анализ основных понятий исследования:
    • показать основные подходы к изучению семейного воспитания;
    • раскрыть содержание основных нарушений семейного воспитания.
  • провести эмпирическое исследование восприятия особенностей семейного воспитания родителями и их детьми.

Гипотеза исследования: нарушения семейного воспитания носят двусторонний характер и всегда сказываются на обеих сторонах данного процесса — родителях и детях.

В процессе исследования были использованы следующие методики:

Выборка исследования. Всего в исследовании приняло участие 28 родителей и их 19 детей, представляющие 15 семей.

10 стр., 4873 слов

Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме

... соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду. Социальный аспект. Коллектив развивает в ... можно заключить, что в коллективе есть своя специфическая «психология», проявляющаяся в особенностях коллективного мышления и коллективном мнении; в общности оценок, норм отношений, поведения; в ...

Глава 1. Семейное воспитание и нарушения данного процесса

1.1. Семейное воспитание как объект психологического изучения

Процесс развития ребенка является достаточно сложным и многоаспектным. Главным фактором, влияющим на воспитание ребенка , является семья, а также ближайшее социальное окружение. В семье закладываются основные модели воспитания, а так же приобретается наиболее значимый для ребенка социальный опыт. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни.

В то же время каждый ребенок является уникальным и неповторимым, что приводит нас к необходимости изучения не только наиболее типичных подходов к воспитанию детей в семье, но и к исследованию того уникального и неповторимого, что есть в каждом ребенке, а так же пониманию важности учета именно этих индивидуальных особенностей в процессе воспитания ребенка [19, с. 70–84].

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в процессе воспитания.

Перечислим ниже основные пункты, по которым особенно важно придерживаться принципа учета индивидуальных особенностей в воспитании ребенка.

1. Особенности физического строения и состояния здоровья. Данный пункт является особенно важным для молодого и быстро развивающегося организма, так как от этого зависит работоспособность ребенка, его состояние здоровья, уровень оптимальных физических и интеллектуальных нагрузок. Следует знать и учитывать перенесенные ранее заболевания, состояние зрения и ряд других подобных факторов.

2. Особенности познавательной деятельности. Здесь имеется в виду склонность к тому или ному виду интеллектуальной деятельности, уровень и особенность развития тех или иных задатков и способностей. Это особенно важно ,так как учебная деятельность является одним из важнейших условий развития гармоничной личности.

Сильные качества ребенка следует развивать, однако в то же время даже более важным условием гармоничного развития является развитие также слабых качеств ребенка.

3. Эмоциональная сфера. Следует внимательно относиться к особенностями проявления эмоций ребенка, к преобладающему способу реагирования последнего на определенные ситуации. Некоторые дети склоны к самозамыканию, кто-то отличается повышенной эмоциональностью восприятия тех или иных событий, для кого-то характерна повышенная раздражительность.

4. Близко с предыдущим пунктом находится знание особенностей характера и темперамента ребенка.

Потребности ребенка и необходимость их удовлетворения в семье.

Рассмотрим ниже основные потребности, реализуемые ребенком в процессе воспитания в семье.

Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. Потребность в эмоциональных контактах является одной из базовых социальных потребностей любого человека. Для ребенка, особенно на ранних стадиях его развития эта потребность является особенно важной, так как первые контакты ребенка со взрослыми носят по преимуществу эмоциональный характер [11, с. 125–134].

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... воспитанием или с воспитанием,  подавляющим  ребенка,  или  с оранпирен- ными  условиями и т.д.  Порой неполная семья более полезна для ребенка, ...          Психологические особенности детей: Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в ... особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, ...

Воспитание и потребность достижения.

В каком-то смысле все становление ребенка можно рассматривать как процесс постоянного развития тех или иных его задатков. Однако степень этого развития зависит от того, в какой степени политика родителей будет способствовать реализации этого потенциала. Другим не мене важным аспектом семейного воспитания является воспитание в ребенке определенного уровня притязаний, определенной «планки», по которой будущий взрослый будет измерять те или иные свои достижения.

Изменение воспитания в связи с возрастом.

Среди большого количества теорий и периодизаций возрастного развития остановимся подробнее на одной из наиболее популярной — эпигенетической теории возрастного развития Эрика Эриксона. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий, которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов (кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. [3, с. 214–225].

Так же теория Эриксона выделяет и более поздние этапы развития, однако мы остановим свое изложение только этими, так как на более старших возрастных этапах проблема воспитания становится все менее и менее актуальной.

Понятно, что учет возрастных особенностей развития ребенка обязательно должен дополняться учетом его индивидуальных особенностей, о чем мы говорили выше ,так как возрастные особенности характеризуют только наиболее общие закономерности, присущие большинству детей данного возраста и не могут всесторонне охарактеризовать данного конкретного ребенка.

Подход к ребенку как к свободной личности.

В настоящее время все без исключения руководства по педагогике подчеркивают необходимость личностного подхода в процессе воспитания ребенка. В наиболее общем смысле этот подход можно раскрыть как понимание ребенка как субъективно воспринимающего и реагирующего на те или иные события. Этот принцип дополняет раскрытые выше принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, так как, несмотря на всю полезность последних, они имеют несколько механистический характер, так как рассматривают ребенка как своего рода некое сложное «устройство», так или иначе реагирующее на те или иные воздействия извне. В этом смысле именно учет внутренней субъективной активность позволит придать воспитательному процессу целостность и завершенность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет уп­рощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

8 стр., 3889 слов

Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная ...

... детских домах». Идеи, на которых она строила свою систему воспитания детей и их развития, просты и известны. В теории И. Г. Песталоцци, в школах Л. Н. ... для ловушки считался неслыханно дерзким. В конце концов М. Монтессори добилась согласия родителей и блестяще окончила университет, получив звание доктора медицины. Это была первая женщина ...

При личностном подходе учет возрастных и индивидуаль­ных особенностей приобретает новую направленность. Диаг­ностируются потенциальные возможности и ближайшие перспективы.

Меж тем понимание глубоких личностных смыслов ребенка требует от родителей особенно доверительного контакта с ребенком, особенного такта и собственной жизненной зрелости.

1.2. Основные нарушения семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Стили семейного воспитания, неоптимальные воспитательные стили как форма нарушений семейного воспитания.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения: типы отношений «мать — ребенок»: типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе [11, с. 85–95].

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения, симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я.Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н.Дружинин) [13], сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество, авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С.Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»: расчетливый «компьютер»: сбитый с толку, «отвлекающийся».

В. Сатир определяет позитивную модель поведения как гибкую, или уравновешенную, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последних своих действий [4, с. 96–98]. Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и, прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения [7, с. 55–59]. Роль — это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

30 стр., 14954 слов

Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку

... недостаточной изученностью зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя. Исходя из вышеизложенного, определена цель исследования изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка. В качестве объекта исследования ...

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» — это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполнят эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

В.Н. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок — обуза», «ребенок — раб», «ребенок — любовник», «ребенок как оружие», ребенок — «заместитель мужа» [13, с. 124–135].

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению З. Матейчека, человеческих потребностей — в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности [20, с. 31–39]. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

  1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
  2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
  3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперакивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
  4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... 2–3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, ... и подростковой агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой ...

Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль — это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку [14, с. 127–134].

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев).

Г. Крайг выделяет четыре типа воспитания [19, с. 87–88].

  • авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  • авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  • либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  • индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; А.И. Захаров определяет ряд параметров воспитательного процесса [16, с. 114–127].

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
  2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
  3. Последовательность — непоследовательность.
  4. Аффективная устойчивость — неустойчивость.
  5. Тревожность — нетревожность.

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция. [17, с. 259].

Типичные ошибки родителей в воспитании детей.

Зигмунд Фрейд охарактеризовал психическое здоровье или болезнь как субъективный феномен, который не может рас­сматриваться вне зависимости от социальных условий. Душев­ное состояние индивида зависит от двух факторов: представле­нии субъекта о моральных ценностях и общественных нормах и, с другой, от его отношений с близкими и, в первую очередь, с членами его семьи.

Современная семья представляет собой сложную устойчи­вую систему, которая создает специфическую атмосферу жиз­недеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Создавая определенный соци­ально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка как в настоящем, так и в будущем.

Семья — это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личнос­ти ее членов, и в первую очередь детей. Сущест­вует и ряд объективных социальных факторов, которые так или иначе сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить разрыв соседских, а нередко и род­ственных связей, все большая включенность женщины в про­изводственную деятельность и ее двойная нагрузка — на работе и в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения. Все это в той или иной степени обусловливает трудности в осуществ­лении семьей ее воспитательных функций. Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решаю­щую роль в возникновении отклонений в развитии личности ребенка, отчуждения родителей и детей. Наибольшую опас­ность представляют те ошибки, которые (вольно или неволь­но) допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывая о том, что эти взаимоотноше­ния всегда имеют воспитательный характер.

Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

  • неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;
  • недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах вос­питательного воздействия;
  • недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку.

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и неже­лание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви.

Выводы по Главе 1

В первой главе мы рассмотрели основные теоретические положения работы.

Процесс развития ребенка является достаточно сложным и многоаспектным. Главным фактором, влияющим на воспитание ребенка является семья, а так же ближайшее социальное окружение. В семье закладываются основные модели воспитания, а так же приобретается наиболее значимый для ребенка социальный опыт.

Причины неправильного родительского воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. Поэтому овладение знаниями возрастных психологических особенностей и типов акцентуации характера подростков; методов положительного воздействия на акцентуированных детей предопределяют гармоничное развитие личности подростков, они позволяют избежать возникновения трудностей в их поведении.

Кроме того, то же время каждый ребенок представляет является уникальным и неповторимым, что приводит нас к необходимости изучения не только наиболее типичных подходов к воспитанию детей в семье, но и к исследования того уникального и неповторимого, что есть в каждом ребенке, а так же понимания важности учета именно этих индивидуальных особенностей в процессе воспитания ребенка. 

Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

  • неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;
  • недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах вос­питательного воздействия;
  • недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку.

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и неже­лание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что причины неправильного родительского воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. Поэтому овладение знаниями возрастных психологических особенностей и типов акцентуации характера подростков; методов положительного воздействия на акцентуированных детей предопределяют гармоничное развитие личности подростков, они позволяют избежать возникновения трудностей в их поведении.

Глава 2. Диагностическое исследование особенностей и нарушений семейного воспитания

2.1. База и методы исследования

Во второй главе представлено обоснование плана и процедуры эмпирического исследования, методов сбора данных и выборки, а также способов обработки и анализа данных.

Исследование проводилось в городе Вышний Волочёк Тверской области на базе гимназии № 15. Для проведения исследования нами были отобраны 15 семей.

14 из 15 семей имеет полный состав. 1 семья формально полная. В этой семье отец практически не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

По количеству детей: одна семья имеет 3 детей, 2 семьи — 2 детей, остальные семьи имеют по одному ребенку.

Всего, таким образом, в исследовании приняло участие 28 родителей и их 19 детей. Дети в изучаемой выборки представлены младшим школьным средним школьным и подростковым возрастом (10–16 лет).

Проведенное нами исследование включала в себя следующие направления.

I. Обследование стиля воспитания в изучаемых семьях

Исследование особенностей семейного воспитания и родительских установок проводилось с помощью двух тестовых методик.

Первая методика — тест–опросник родительского отношения (ОРО). Авторами данной методики являются Варга А.Я. и Столин В.В.

Целью опросника является выявление особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребенку. Он включает в себя утверждения типа: «Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка» или «Я часто ловлю себя на враждебном отношении к моему ребенку» и т.д. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребенка.

Ход работы: родителю предлагается оценить все утверждения, используя ответы «верно» и «неверно».

Тест содержит 61 утверждение. При подсчете тестовых баллов учитывается ответ «верно». Тестовые баллы переводятся в тестовые нормы по соответствующим шкалам при помощи таблиц процентильных рангов.

Опросник состоит из 5 шкал, каждая из которых отражает определенную сторону в отношениях между родителями и ребенком.

В случае работы с полной семьей итоговая оценка представляет собой усредненные показатели обоих родителей.

Первая шкала называется «принятие — отвержение». Она отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неудачливым, неприспособленным. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Вторая шкала звучит как «кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Третья шкала — «симбиоз». Она отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Четвертая шкала называется «авторитарная гиперсоциализация». Она отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка строго наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Пятая шкала — «маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими и несерьезными, Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для внешних дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Вторая методика, которая применялась для выявления особенностей семейного воспитания, называется «Измерение родительских установок и реакций» (PARY).

Автором ее является Е. Шефер.

Целью данной методики является изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Она не связана с установками на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще.

Ход работы: родителю предлагается оценить все утверждения опросника, используя предлагаемую систему ответов:

С — полностью согласен (2 стена при подсчете результатов).

с — почти согласен (1 стен).

н — скорее не согласен (–1 стен).

Н — полностью не согласен (–2 стена).

PARY является многомерным опросником, поэтому в ходе выявления связей между первичными шкалами с помощью факторного анализа было получено три основных фактора.

Фактор 1. Гиперопека — отсутствие родительской опеки.

Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность факторов свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, стремятся ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить сына или дочь. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль.

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком — демократичность.

Один полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от демократичности и равенства в общении с сыном или дочерью. И, наоборот, противоположный полюс — о преимущественных установках родителей на демократичность. Родители предоставляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, общаются с ним на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

Фактор 3. Диктат в воспитании — отказ то авторитарности.

Выраженность этого фактора говорит о наличии у ребенка установки на авторитарность в воспитании ребенка. Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка, они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности.

II. Второе направление исследования посвящено оценке детьми особенностей воспитательного стиля родителей.

Данное направление реализовалось нами при помощи опросника ADOR, сокращено «Подростки о родителях».

Методика ADOR основывается на положении Шафера о тройственной характеристике воспитательного воздействия родителей с точки зрения подростков. Это три факторные переменные: приятие — эмоциональное отвержение, психологическое давление — психологическая автономия, скрытый контроль — открытый контроль.

Закономерно, что больше всего старшеклассники хотели бы видеть в своих родителях друзей и советчиков в одном лице. Поскольку подростковому возрасту характерно притяжение дружеского круга сверстников и одновременно остаётся потребность поддержки и помощи. Кроме того, многие вопросы они пока не могут формулировать и обсуждать в кругу друзей, полагая свои волнения сугубо индивидуальными.

Принятие предполагает положительное взаимодействие подростка с родителями, доверие и открытость. Эмоциональное отвержение полюсно отображает отрицательное отношение к ребёнку, язвительность, отстранённость и враждебность.

Психологическое давление самое опасное, поскольку подросток с его неоформленной жизненной позицией легко может быть переориентирован пусть и в благородную сторону, но без выраженного самосознания и самоопределения подростка не может не нанести вред его формирующейся структуре личности. Психологическая же автономия в нормальном развитии предполагает свободное формирование самосознания подростка

Скрытый контроль предполагает декларирование демократии и независимости и труднее может быть отслежен, тем и опасен — в то время как открытый контроль при своей необходимости тоже не терпит перегибов.

В начале эксперимента подростка информируют о целях и задачах исследования и инструктируют относительно выполнения теста. Если подросток, прочитав утверждение, в большей степени соотносит его с поведением отца или матери, он обводит «2», если частично — «1», если не соответствует — «0».

Бланки выдаются отдельно на отца и мать. (Приложение 1).

Процесс обработки включает в себя заполнение таблиц по каждому параметру:

POZ — позитивный интерес,

DIR — директивность,

HOS — враждебность,

AUT — автономность,

NED — непоследовательность.

Показатель 1–2 балла говорит о слабой выраженности параметра, 4–5 подразумевает отчётливую выраженность характеристики.

Результаты обоих данных направлений исследования приведены в следующем разделе работы.

2.2. Анализ результатов исследования

Приведем ниже анализ результатов описанных в предыдущем разделе работы направлений исследования.

I. Обследование стиля воспитания в семьях со слабовидящими детьми.

Следуя этическому кодексу психолога, фамилии и имена испытуемых не указываются. Ниже представлены данные по методике «Опросник родительского отношения».

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствуют о том, что:

  1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр — авторитарная гиперсоциализация.
  2. В семье 02 — V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.
  3. В семье 03 — II параметр, кооперация, социальная желательность.
  4. В семье 04 — III параметр, симбиоз.
  5. В семье 05 — III параметр, симбиоз.
  6. В семье 06 — II параметр, кооперация, социальная желательность.
  7. В семье 07 — II параметр, кооперация, социальная желательность
  8. В семье 08 — III параметр, симбиоз.
  9. В семье 09 — V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.
  10. В семье 10 — IV параметр, гиперсоциализация.
  11. В семье 11 — III параметр, симбиоз.
  12. В семье 12 — III параметр, симбиоз.
  13. В семье 13 — IV параметр, гиперсоциализация.
  14. В семье 14 — I, принятие ребенка.
  15. В семье 15 — I, принятие ребенка.

Далее приведем общий результат по данной методике.

Таблица 2.

Распределение обследуемых семей (родителей)

по преобладающему параметру методики ОРО

Параметр

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Гипер

социализация

Маленький

неудачник

Кол-во

2

3

5

3

2

%

13,3%

20,0%

33,3%

20,0%

13,3%

Приведем полученные данные ниже наглядно.

Рисунок 1. Распределение обследуемых семей (родителей) по преобладающему параметру методики ОРО

Таким образом, в большинстве исследованных нами семьях родители в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям, которое соответствует первому либо второму параметру методики.

Преобладающим стилем родительского воспитания является симбиоз. Так же нами не было выявлено ни одной семьи с преобладанием отрицательного варианта параметра I (отвержение) и II (социальная желательность).

Далее проанализируем результаты по методике «Измерение родительских установок и реакций». Данные по каждому родителю первоначально представлены по трем факторам в виде тестовых баллов и стеновых оценок, максимальная оценка по каждому фактору могла бать равна 30 (или –30) стенов.

Таблица 3.

Первичные индивидуальные результаты по методике

«Измерение родительских установок и реакций»

Семья

Гиперопека —отсутствие связи

Отсутствие демократичности — демократичность

Диктат — отказ от диктата

1

4

–14

–5

2

5

2

18

3

12

8

3

4

2

5

14

5

–4

–12

8

6

–3

8

18

7

8

7

12

8

15

5

17

9

–4

12

2

10

3

–18

–2

11

4

9

13

12

12

10

4

13

13

5

7

14

3

–20

–4

15

17

4

5

По результатам исследования родителей можно условно разделить на три группы родителей.

Первая группа (4 семьи или 26,7%) — родители, которые придерживаются принципа демократичности в отношениях с детьми. Они уважают своих детей, принимают их такими, какие они есть, включая и физический дефект ребенка, адекватно оценивают их интеллектуальные и творческие способности. Родители не стремятся ограждать ребенка от жизненных сложностей, но и не отрицают собственного влияния на него. Т. е. им не свойственна ни гиперопека и ни гипоопека. Отношения с детьми строятся на взаимной любви и уважении.

Вторая группа (5 семей или 33,4%) — родители, которые придерживаются в основном правильных точек зрения на воспитание детей, но у них существует проблема с принятием собственного ребенка. Причем пятеро родителей из них (не путать с семьями) предпочитают гиперопекающий способ воздействия на ребенка, который проявляется в стремлении оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами, постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо. Эти родители стремятся к демократичным отношениям с ребенком, но опять же возникают проблемы из-за сильного влияния родителей на сына или дочь, стремление ограждать ребенка от жизненных сложностей, что проявляется в излишней концентрации на проблемах ребенка.

А пятеро выбрали гипоопекающий способ, для которого характерны: пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной личностной несостоятельности матери; проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели.

Третья группа (6 семей или 40%) — родители, которые опираются на авторитарную установку в воспитании детей. Родители не признают его таким, какой он есть, они не доверяют ребенку и поэтому стараются всячески воздействовать на него.

Этих родителей отличает активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов), стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. Часто проявляется неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта; неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно частое использование жестких форм наказания (окрик, подавление личности, избиение).

Восемь человек из этой группы выбрали гиперопекающий способ воздействия на ребенка, при котором дети характеризуются пассивностью, зависимостью, неадекватной самооценкой; эгоцентризмом, инфантилизмом, усилением астенических черт. В отношении этих родителей к детям четко просматривается желание инфантилизировать ребенка.

Следует так же отметить, что использованные нами методики показали достаточно высокую степень взаимной согласованности; так, только две из выбранных 10 семей получили неблагоприятный тип стиля воспитания по одной из данных методик.

Далее приведем результаты второго направления исследования.

II. Оценка детьми особенностей воспитательного стиля родителей.

Приведем результаты обследования испытуемых по методике ADOR, «Подростки о родителях».

Как было указано в описании методики, опросник предусматривает отдельную оценку испытуемыми обоих родителей, соответственно, приведем эти среднегрупповые данные так же отдельно.

Рисунок 3.2. Среднегрупповые данные оценки испытуемыми воспитательных стилей родителей по методике ADOR

POZ — позитивный интерес,

DIR — директивность,

HOS — враждебность,

AUT — автономность,

NED — непоследовательность.

Ниже приведем интерпретацию полученных данных. При составлении интерпретационного описания помимо общей картины так же были учтены частные линии сын—отец, сын—мать, дочь—отец и дочь—мать. Кроме того, помимо общей оценки ситуации нами был так же проведен обобщенный качественный анализ ответов на конкретные вопросы методики, что позволило дополнить общую картину исследования предположениями о дополнительных обстоятельствах того или иного отношения подростков к воспитательной политике своих родителей.

Интерпретируя оценочные шкалы отношения подростка к родителям, наблюдаем следующую картину: мальчики подростки видят психологическое принятие в некотором критическом отношении матери к ним. Их (подростков) раздражает по большей части абсолютные материнские восторги и всегдашняя готовность поддержать и прийти на помощь. Испытывая необходимость материнской поддержки и одобрения, они склонны соглашаться с материнской позицией, отвергая при этом мнительность и подозрительность, попустительство и властность, подозрительность и слепое доверие. Отвергая крайности, они требуют тем самым внимания конкретно к своей персоне. Это так называемый «нормальный» показатель эгоцентризма. Тем не менее, при простом компетентном поведении, профессиональной состоятельности, дружеском общении подросток ещё не видит оснований для утверждения или наблюдения материнской любви, стремясь к вниманию сильного и независимого человека, в подростковом возрасте выражающегося как тяга к материнской сверхопёке. Девочкам же более свойственна тяга к привлечению внимания отца, его руководство при материнской поддержке и совете. В этом выражен их «нормальный» эгоцентризм подросткового возраста. Однако при повышенной директивности, склонности к руководству и контролю поведением, девочки скорее избегают отца, проявляя в недостаточной степени защитную функцию эгоцентризма.

В среднем же уровень принятия матерей существенно больше, чем отцовский (3,8 и 2,7), однако и тот и другой показатель можно считать высоким.

По шкале директивности подростки видят в матери навязывание чувства вины, постоянное упоминание о материнской жертвенности, повышенной ответственности за судьбу и поведение подростка. Простые формы проявления внимания: отзывчивость, симпатия, положительные эмоции отрицательно взаимодействуют с директивностью матери или отца по отношению к подростку и «сбивают с толку», вызывая противоречивые положения в психике подростка.

По отношению к отцу подростки склонны видеть позитивный интерес в отсутствии грубости, но и в некотором руководстве их действиями. Причём каждый отдельно взятый подросток рассматривается разный уровень этого руководства. Но в любом случае для нормального процесса преодоления эгоцентризма необходимо доверительное отношение отца к подростку. Вообще, по шкале «Директивность» оценка отцовского воспитания набрала наибольшее значение по всей методике, 3,9 балла.

Враждебность в родителях подростки видят, прежде всего, в раздражительности, которая может явиться следствием осложнений на работе, общей усталости — эгоцентрически настроенные дети не склонны принимать во внимание родительские условности. Чрезмерная подозрительность и непомерная критика в адрес подростка тоже воспринимается им не как заинтересованность, а как враждебность. В среднем оценки родителей по данному фактору достаточно умеренные.

Автономность матери сын видит в директивности и властности, тогда как дочь — в эмоциональной отстранённости и невнимательности к мелочам. В любом случае мать не видит в ребёнке личности при своей автономности и «независимости». В любом случае эмоциональная привязанность и симпатия не могут быть связаны с отстранённостью и директивностью материнского поведения. Отец же в своей автономности видится погружённым в работу и увлечённым футболом, рыбалкой, охотой, друзьями. Подростки сложно переживают как автономность матери, так и автономность отца. Более того, даже при очень хороших отношениях между родителями, автономность их от подросткового мира воспринимается детьми как незаинтересованность и эмоциональная отстранённость. То есть психологическую независимость родителям необходимо очень осторожно проявлять в отношении их детей подростков.

Там не менее, можно так же говорить об умеренно выраженных показателях данной методики.

Непоследовательный стиль воспитания прослеживается подростками как резкая и неоправданная смена действий родителей по отношению к детям. Резкие перепады настроения, чередующиеся всплески альтруизма и подозрительности, неоправданное проявление силы в чередовании с покорностью и согласием, вызывая недоумение, перерастают в равнодушное наблюдение и вызывают желание в подростках проявлением неадекватного поведения — в этом им (подросткам) видится возможность сменить позицию родителя по отношению к себе и желание выработать в родителях и их отношении стабильность и спокойное адекватное восприятие. Сухие показатели выявляют довольно высокий уровень непоследовательности при одновременной директивности родительского поведения.

Таким образом, характеризуя оценку воспитательного стиля родителей подростками, можно говорить об умеренном выраженности большинства факторов методики. В среднем, дети оценивают своих матерей как принимающих, но в то же время непоследовательных, в то время как оценку отцовского воспитательного стиля можно охарактеризовать как авторитарную и последовательную с умеренной выраженностью принятия.

Подводя итоги исследования можно говорить, что оценка детьми в достаточной степени совпадает с результатами диагностического обследования родителей, что позволяет сформулировать вывод о достаточно объективном характере выявленных особенностей семейного воспитания изучаемых семей.

Выводы по Главе 2

Исследование проводилось в городе Вышний Волочёк Тверской области на базе гимназии № 15.

Всего в исследовании приняло участие 15 семей, представленные 28-ю родителями и их 19-ю детьми.

Проведенное нами исследование включала в себя следующие направления.

1. Обследование стиля воспитания в изучаемых семьях

2. Оценка детьми особенностей воспитательного стиля родителей.

По результатам исследования родителей можно условно разделить на три группы родителей.

Первая группа (4 семьи или 26,7%) — родители, которые придерживаются принципа демократичности в отношениях с детьми. Они уважают своих детей, принимают их такими, какие они есть, включая и физический дефект ребенка, адекватно оценивают их интеллектуальные и творческие способности.

Вторая группа (5 семей или 33,4%) — родители, которые придерживаются в основном правильных точек зрения на воспитание детей, но у них существует проблема с принятием собственного ребенка.

Третья группа (6 семей или 40%) — родители, которые опираются на авторитарную установку в воспитании детей. Родители не признают его таким, какой он есть, они не доверяют ребенку и поэтому стараются всячески воздействовать на него.

Характеризуя оценку воспитательного стиля родителей подростками, можно говорить об умеренном выраженности большинства факторов методики ADOR. В среднем, дети оценивают своих матерей как принимающих, но в то же время непоследовательных, в то время как оценку отцовского воспитательного стиля можно охарактеризовать как авторитарную и последовательную с умеренной выраженностью принятия.

Можно говорить, что оценка детьми в достаточной степени совпадает с результатами диагностического обследования родителей, что позволяет сформулировать вывод о достаточно объективном характере выявленных особенностей семейного воспитания изучаемых семей.

По итогам проведенного исследования можно говорить о достижении поставленной цели, подтверждении выдвинутой гипотезы и решении всех задач.

Заключение

В заключение работы поведем ее основные итоги.

В первой главе мы рассмотрели основные теоретические положения работы.

Процесс развития ребенка является достаточно сложным и многоаспектным. Главным фактором, влияющим на воспитание ребенка является семья, а так же ближайшее социальное окружение. В семье закладываются основные модели воспитания, а так же приобретается наиболее значимый для ребенка социальный опыт.

Причины неправильного родительского воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. Поэтому овладение знаниями возрастных психологических особенностей и типов акцентуации характера подростков; методов положительного воздействия на акцентуированных детей предопределяют гармоничное развитие личности подростков, они позволяют избежать возникновения трудностей в их поведении.

Кроме того, то же время каждый ребенок представляет является уникальным и неповторимым, что приводит нас к необходимости изучения не только наиболее типичных подходов к воспитанию детей в семье, но и к исследования того уникального и неповторимого, что есть в каждом ребенке, а так же понимания важности учета именно этих индивидуальных особенностей в процессе воспитания ребенка. 

К сожалению, несмотря на важность данного вопроса можно говорить о том, что те или иные нарушения семейного воспитания имеют место практически в каждой семье, приводя в дальнейшем к определенным психологическим затруднениям уже во взрослом возрасте. В современной психологии имеются достаточно убедительных доказательств того, что большинство семейных проблем и нарушений имеют тенденцию «передаваться по наследству», то есть, говоря более научным языком, воспроизводиться из поколения в поколении.

Проведенное нами исследование включала в себя следующие направления.

1. Обследование стиля воспитания в изучаемых семьях

2. Оценка детьми особенностей воспитательного стиля родителей.

По результатам исследования родителей можно условно разделить на три группы родителей.

Первая группа (4 семьи или 26,7%) — родители, которые придерживаются принципа демократичности в отношениях с детьми. Они уважают своих детей, принимают их такими, какие они есть, включая и физический дефект ребенка, адекватно оценивают их интеллектуальные и творческие способности.

Вторая группа (5 семей или 33,4%) — родители, которые придерживаются в основном правильных точек зрения на воспитание детей, но у них существует проблема с принятием собственного ребенка.

Третья группа (6 семей или 40%) — родители, которые опираются на авторитарную установку в воспитании детей. Родители не признают его таким, какой он есть, они не доверяют ребенку и поэтому стараются всячески воздействовать на него.

Характеризуя оценку воспитательного стиля родителей подростками, можно говорить об умеренном выраженности большинства факторов методики ADOR. В среднем, дети оценивают своих матерей как принимающих, но в то же время непоследовательных, в то время как оценку отцовского воспитательного стиля можно охарактеризовать как авторитарную и последовательную с умеренной выраженностью принятия.

Можно говорить, что оценка детьми в достаточной степени совпадает с результатами диагностического обследования родителей, что позволяет сформулировать вывод о достаточно объективном характере выявленных особенностей семейного воспитания изучаемых семей.

По итогам проведенного исследования можно говорить о достижении поставленной цели, подтверждении выдвинутой гипотезы и решении всех задач.

Список использованной литературы

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. — Киев: Здоровье, 1989.
  2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов. — М.: Академия, 1998.
  3. Вагнер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии / А.Л. Вагнер, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1988. — № 3. — С. 14–18.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком… Как? — М., 1995
  5. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1996
  6. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982
  7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2005.
  8. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1988
  9. Колесникова Г.И. Социология и психология семьи / Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  10. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000
  11. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. / А.Н. Личко. — М.: Медицина, 1983..
  12. Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. — Л., 1984.
  13. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. — М., Гардарики, 2001.
  14. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1997.
  15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М.: 1995.
  16. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «академия», 2002.
  17. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. — М., 2000
  18. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. — М., 1988.
  19. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  20. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М., 1996