Детский праздник как средство воспитание

ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства»

Институт экономики культуры, менеджмента и продюсирования

Кафедра Социально-культурной деятельности

Тувинский филиал

Курсовая работа

Детский праздник как средство воспитание

Выполнила: Бак-Лама Тайгана

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения детского праздника

1.1 Понятие «Детский праздник»

1.2 Особенности детского праздника

Глава 2. Детский праздник в условиях Дошкольном учреждении

2.1 Виды детских праздников в Дошкольном учреждении

2.2 Воспитательный потенциал детского праздника в Дошкольном учреждении

Заключение

Список литературы

Глоссарий

Приложения

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что она рассказывает о значимости правильной организации и осуществлении культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.

Проблема приобщения детей к народному художественному творчеству приобретает все большее значение в настоящее время. усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач: формирование гармонически развитой личности. Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности.

Знакомство не только с народным художественным творчеством, но и с произведениями искусства, занятиями различными видами художественной деятельности создают для развития творчества, любознательности, активности, инициативы детей особенно благоприятные условия.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие — исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...

... охарактеризовать пути совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения. Задачи исследования: - обеспечить качество условий образовательного процесса в ДОУ. - создать условия для профессионального совершенствования педагогов детского сада. - совершенствовать процесс взаимодействия ...

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы воспитания.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…».

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября — это день рождения нашей Родины, праздник 1 Мая — день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.

Объект нашего исследования. — Понятия детского праздника в дошкольном учреждении.

Предмет — Социально-культурная деятельность.

Гипотеза: Предполагали, что праздники и досуги будут эффективной формой работы детского сада.

Цель -Воспитать ребенка через какого то праздника.

Следующие задачи: поставленные для достижения цели:

— дать представление о видах культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении;

— познакомить с целями, задачами и содержанием праздников и досугов.

— рассказать об организации и планировании праздника, варианты его проведения.

Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, естественный эксперимент.

Методологической основой исследования явились: системно-структурный и системно-функциональный подход к изучению воспитательных аспектов процесса организации детского праздника.

Научная новизна исследования состоит:

— в выявлении сущности и функций детского праздника;

9 стр., 4173 слов

Адаптация ребенка к детскому саду

... если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то ... эмоциональный профиль или, поэтичнее, портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он? I. Отрицательные эмоции ...

— в комплексном изучении его влияния на развитие социальной активности,

— в разработке концепции открытой комплексной программы «Праздники Детства».

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, Глоссарий.

Положение выносимое на защиту:

-Праздник — это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник — это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

— Особенности детским праздником относится время, место, безопасность, гости, ведущий.

-Видом детского праздника относится Календарные и тематические.

-Все вышесказанное приводит к убеждению: детский праздник является одной из постоянных сторон жизни Дошкольных учреждений. Детский праздник — уникальный педагогический феномен, важнейший элемент системы воспитания нового поколения, часть целостного учебно-воспитательного процесса, форма коллективного единения (педагогов, детей и их родителей).

Такие важные компоненты: «педагогика — праздник — дети — творчество» существуют в едином комплексе. В празднике слиты воедино все виды деятельности и познания, где личность ребенка имеет возможность проявить отношение к себе и действительности.

Глава I. Теоретические основы изучения детского праздника

1.1 Понятие «Детский праздник»

Праздник — это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник — это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

Праздники — это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь — зрелищность, яркость и веселость.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

12 стр., 5948 слов

Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр ...

... курсовой работы: «Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик»». Предметом исследования является мотивация, и ее значение в ... деятельности организации. Объектом исследования выступает МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик», находящийся по адресу: 673400, Забайкальский край, г. Нерчинск, ...

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).

1.2 Особенности детского праздника

ВРЕМЯ. Праздник детям организовывается приблизительно за неделю (иногда за несколько дней, и очень редко за месяц).

Это способствует быстрому принятию решения — где, как и с кем проводить мероприятие. При отсутствии нужной информации в короткие сроки обзваниваются знакомые и друзья, судорожно вспоминаем места и координаты артистов и ведущих. В итоге через 33 знакомых находим ведущего клоуна. При этом мы не знаем, как он выглядит, у кого, где и как он уже провел праздник, умеет ли он проводить праздники именно для нужного нам возраста. Но времени уже нет, быстро покупает торт, свечи и «Але-оп» — праздник готов. О качестве речь идет уже второстепенно — в крайнем случае в следующем году все сделаем по-другому — не беда. Однако так рассуждать удобно с «высоты» своего возраста. Вспомните, как важен был Вам в детстве каждый праздник. И испортить День Рождение — это целый год не самых лучших воспоминаний и пережитых эмоций! Помните: для ребенка каждый день, каждая минута дорога и интересна. Очень важно грамотно организовать такой незабываемый день, который запомнится на год.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и ... осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других ...

Время же проведения всего праздника зависит от возраста именинника и его друзей и выбранной программы. Обратите внимание, что для малышей даже часовой насыщенный праздник — это уже тяжело. Можно устроить веселье на 45-50 мин, а оставшиеся 10-15 мин потратить на поздравления, вручения подарков, проведение каравая и торжественного выноса торта. Для подростков обязательно наличие хорошей аппаратуры. Тогда праздник детям можно организовать на 3-4 часа, совместно с диско блоками.

Время начала и окончания праздника сообщите всем заранее, особенно родителям гостей.

2. Место для детского праздника подбор помещения — это 30% успеха. Но и найти такое помещение намного труднее. Проводить дома праздник детям можно для самых маленьких — это удобно, не надо никуда везти и все необходимое есть под рукой. Однако проводить праздник детям школьного возраста в домашних условиях не рекомендуется. Для интереса вы можете пролистать журналы, и обнаружите, что большая часть заведений предоставляет свои помещения для банкетов, и буквально единицы для детских праздников. Для помещения под праздник детям есть несколько условий:

-Хорошо освещенное, проветренное помещение (отсутствие запаха сигарет и табачного дыма)

-Возможность составить столы в нужном порядке и оставить достаточную игровую площадь.

Было бы идеально добавить:

· Наличие детского меню

· Небольшое помещение или место, где могут расположиться родители (во время детского праздника можно выпить чай или кофе, поговорить об интересах детей, о школьных новостях и пр.)

· Наличие аппаратуры, доступной для управления ведущему (пусть даже небольшие колонки помогут создать праздничное настроение).

3. БЕЗОПАСНОСТЬ

Организация праздника детям — это, в определенной мере, кропотливая и тщательно продуманная подготовка. Существует принцип, который очевиден всем, однако перед праздником о нем абсолютно забывают. Это принцип безопасности.

Итак, специалисты дают следующие советы по безопасности:

· Забудьте про скатерти! Бегающие и играющие вокруг стола дети могут запросто потянуть за край, и все содержимой стола окажется на полу (и это в лучше случае — главное, чтобы не на самих детях).

Скатерти можно заменить салфетками под тарелочки (но и они не должны свисать по краям).

· Посуда — желательно небьющаяся и легкая, отличный вариант в этом случае — одноразовая пластмассовая или бумажная (кстати, сейчас на рынке появились даже специальные детские наборы с веселыми картинками и героями),

· Если обед и игры будут проходить в одном помещении, то стол нужно ставить не по центру, а ближе к стене — чтобы освободить площадку для игр,

· Обязательно о безопасности все розетки, закройте доступ к проводам, уберите не слишком устойчивую и подвижную мебель, позаботьтесь о заглушках на двери и т.д.

· Для обеспечения безопасности праздника, прежде всего, для собственного ребенка уберите из помещения игрушки и предметы, которыми он особенно дорожит — чтобы при их случайной поломке праздник не закончился личной драмой,

· Продумывая меню, обязательно узнайте у родителей гостей, нет ли у их детей аллергии на какие-то продукты — подстраховаться в этом случае крайне важно. Ну а дальше включайте фантазию, запасайтесь играми, развлечениями и сюрпризами — и успех вашему детскому празднику обеспечен! 4. ГОСТИ «Больше — лучше» — не наш случай. Не только для упрощения жизни родителей, но и для действительно успешного праздника, стоит приглашать немного гостей и желательно примерно одного возраста.

Количество гостей на празднике детям опять же зависит от возраста. В один-два года рано ждать от ребенка, что он поймет, что такое этот его день рождения и примет активное участие в совместных играх. А потому самыми желанными гостями на его 1-м или 2-м дне рождения будут бабушки и дедушки. Возраст трех-четырех лет считается самым сложным для коллективных праздников, а потому — если уж вы решили устроить своему чаду вечеринку — то приглашайте «самых проверенных» детей, т.е. тех, которых хорошо знаете и вы, и ваш ребенок. Ну а в возрасте от 5-7 лет ребенок уже, как правило, сам в состоянии решить, кого позвать на свой праздник.

Западные специалисты вообще придерживают в данном случае чистой математики: количество гостей равно возрасту ребенка (+/-1).

Но лучше все-таки подходить к этому вопросу более индивидуально.

5 Ведущий. Подбор ведущего — это один из сложнейших аспектов. Вспомните, как идет подготовка к свадьбе: кафе или ресторан могут искать мамы, цветы и торт — свидетели, но ведущего всегда лично выбирают молодожены. Они досконально изучают творческие труды, опыт, рекомендации и пр. Этому никто не удивляется и считают абсолютно нормальным. Почему же ведущего на праздник детям выбирают родители.

Организовали социологический опрос, в котором приняли участие 70 детей и их родители (сентябрь — ноябрь 2008 года).

На вопрос «Какой Ваш любимый сказочный персонаж?» было получено 0% совпадений. Родители в основном давали следующие ответы: «вини-пух, карлсон, Мери Поппинс, Домовенок Кузя» и др. Дети же перечисляли современных сказочных героев: «Человек — паук, Винкс, Трансформеры, Братц» и др.

В итоге при выборе ведущего для праздника детям родители ориентируются на свои предпочтения и представления о сказке и его героях. Конечно, определенный контроль со стороны взрослых необходим. Поэтому мы рекомендуем выбрать несколько персонажей и героев (3-4 чел) и показать или рассказать о них ребенку. Пусть он сам выберет понравившийся персонаж. Во — первых праздник намного больше запомнится с любимым героем, а во-вторых — ребенок научится брать на себя ответственность и увидит доверие со стороны родителей.

Итак, отметили основные особенности организации праздника детям. В каждом отдельном случае можно добавить оформление зала, необычные номера (фокусы, трюки, дрессированные животные), выбор меню детского стола и пр.

Но не забудьте самого главного — праздник детям — это всегда индивидуальное и незабываемое мероприятие. К нему надо подходить так же ответственно и внимательно, не забывая про интересы и пожелания самых главных участников — детей

Глава 2. Детский праздник в условиях дошкольном учреждении

2.1 Виды детских праздников в Дошкольном учреждении

1. День рождения — праздник, который ребенок любого возраста начинает ждать задолго до даты проведения. Это личный праздник, где малыш главное действующее лицо. Становясь старше на один год, он испытывает радость и удовлетворение. Обычно на торжество приглашаются самые близкие друзья. Чтобы этот день запомнился надолго, нужно красиво и ярко оформить помещение, придумать оригинальные и красочные приглашения для гостей и т. д.

2. Новый год — этот праздник ассоциируется у ребенка, прежде всего, со сказкой, главные герои которой Дед Мороз, Снегурочка, елка и, конечно, подарки. По значимости этот праздник стоит на втором месте. Стоит отметить, что этот праздник обычно проходит в кругу семьи, а главное событие — подарки под елкой.

3. Детский праздник, приуроченный к какому-то событию, чаще всего это праздник, устроенного для детей сотрудников фирмы. Для организации такого торжества обычно снимают помещение, приглашают аниматоров, которые развлекают детей играми, викторинами, спектаклем и т. д.

4. Утренник в детском саду отличается тем, что дети, для которых организуется праздник, еще довольно маленькие и их сложно заинтересовать и не напугать своими действиями и костюмами. Основная задача такого мероприятия — заставить ребенка иначе посмотреть на садик, где он проводит много времени. Многие дети, которые не любят ходить в садик, после праздника, как правило, меняют свое отношение, понимая, что это место может быть очень интересным.

5. Праздничное мероприятие в школе имеет ряд особенностей, связанных с тем, для детей какого возраста он проводится. Так, для детей младшего школьного возраста обычно устраивают спектакли, игры и конкурсы, а для детей постарше — дискотеки, различные вечеринки, посвященные тому или иному празднику.

Важно помнить

Любой взрослый, даже не имеющий отношения к педагогике, знает, что интересы детей разных возрастных групп значительно отличаются друг от друга. Дети 2 лет вряд ли поймут и заинтересуются играми для детей 7 лет, а детям постарше, конечно, не будут интересны игры для малышей. Поэтому организация детского праздника для каждой возрастной группы будет иметь свою специфику. Так, при организации праздника для малышей, нужно помнить, что дети 3-4 лет еще не в полной мере осознают смысл происходящего, а потому заострять внимание на поздравлениях и играх смысла нет. Праздник должен представлять собой скорее красочное действие, чем мероприятие, которое требует непосредственного участия виновника торжества и его гостей.

Для детей 5-6 лет можно придумать несложные игры. Ребенка в этом возрасте уже вполне можно вовлекать в ход мероприятия. Для детей школьного возраста праздник может представлять собой занимательное сюжетное действо с любимыми персонажами сказок, мультфильмов.

Детский праздник, организованный с учетом возрастных особенностей, принесет радость и ребенку, и вам.

За дело берутся специалисты Каждым родителям хочется, чтобы праздник, устроенный для их ребенка, запомнился на всю жизнь. Ведь детство проходит быстро, а воспоминания о нем остаются навсегда.

Устроить запоминающийся праздник можно, пригласив специалистов по праздникам, или аниматоров. Сейчас это понятие все больше и больше входит в наш обиход, а профессия аниматора является достаточно востребованной

В детских садах для детей проводятся следующие праздники:

— Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год — самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.

Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам.

“До свиданья, детский сад”. Этот праздник проводится для детей подготовительной группы в конце учебного года. Дети прощаются со своим детским садом, благодарят воспитателей. Как правило, в этом празднике широко представлена тема школы.

Эти праздники можно условно разделить на два типа:

календарные тематические

Восьмое Марта Праздник осени

Новый Год До свиданья, детский сад

Основные цели праздников

Тип

Название праздника

Цели

КАЛЕНДАРНЫЕ

Восьмое Марта

воспитание чувства уважения и благодарности к маме

Новый Год

формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Праздник осени

воспитание умения видеть прекрасное в природе

До свиданья, детский сад

формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к воспитателям детского сада; развитие эмоциональности

Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие нашу страну и общество в последние десятилетия, коренным образом изменили социальную направленность обучения. К сожалению, из детского сада ушли такие понятия как патриотизм, любовь к Родине. И вместе с этим перестали отмечаться все советские праздники. Среди них оказались День Победы и 23 февраля — День армии и флота. Но в то же время в детских садах появляются и новые праздники. Существует опыт проведения народного праздника “Масленица”.

2.2 Воспитательный потенциал детского праздника в Дошкольном учреждении

В современных условиях досуг детей и подростков носит сложный и противоречивый характер. В свободное от учебы время они выбирают себе занятия по собственному усмотрению. Охотно принимают участие в тех видах деятельности, которые не всегда позитивно влияют на их физическое и духовно-нравственное развитие. Засилье массовой культуры чревато большой опасностью, а именно, формированием примитивного кругозора детей, мысли о том, что это и есть настоящее искусство, потерей оптимальных ценностно-художественных ориентиров.

В настоящее время художественно-педагогическое значение детского праздника характеризуется достаточно определенными признаками: абсолютно добровольным участием и согласием со всеми правилами досуговой деятельности. В большинстве случаев воспитание личности школьника строится на эмоционально-образной основе детского праздника. Детский праздник отвечает потребностям формирования социально-значимых качеств личности.

В организации и проведении детских праздников, следовательно, и в становлении личности, ее разностороннем развитии, самосовершенствовании играют педагоги, работающие не только в системе базового, но и дополнительного образования. В современных условиях особенно актуальным является исследование воспитательного потенциала детских праздников. Назначение преподавателя дополнительного образования — организовать процесс формирования личности так, чтобы в ходе организации и проведения детского праздника протекало максимальное ее развитие.

Творческая работа «начинается с режиссерского замысла, определяющего образно-постановочное решение, ход будущего представления, то есть его сквозное действие, форму, атмосферу» (5, С. 10).

Воспитательная значимость детского праздника всецело зависит от качества его содержания. А также от уровня его организации и проведения. Преподавателю необходимо знать особенности детского возраста и интересы развивающейся личности, определить форму проведения праздника (утренник, фестиваль, конкурс, вечер, концерт, спектакль, театрализованное представление и др.).

«Сценарий праздника и театрализованного представления — подробная программа художественно-педагогического воздействия, построенная с помощью специфической обработки документального и художественной информации с целью реализации праздничных потребностей людей и их психо-эмоционального и действенного единения в гражданских и мировоззренческих позициях» (1, С. 10).

Основой детского праздника в школе в большинстве случаев является событие, которое творчески осмысливается преподавателем и подростками. Оно тесно связано с трудовой деятельностью учителей, жизнью образовательного учреждения, города или страны. Детский праздник — это «сплав» различных видов искусства (музыки, живого и поэтического слова, слайдов, кинороликов, хореографии, пластики и др.), на использование которых в сценарии влияет идейно-тематический и режиссерский замысел. Важным для нас является тип монтажного соединения «кусков» (эпизодов), обогащение содержания сценария выразительными средствами, поиск драматургического хода, мизансцен.

Важнейшими составляющими детского праздника являются: зрелищность, динамичность действия, эмоционально-образная природа. Аллегоричность, пластические метафоры. Определяющим приемом активизации детей является театрализация, насыщенность содержания праздника художественным, документальным, публицистическим и игровым материалом.

Как известно, в подростковом возрасте ведущее место занимает игровая деятельность. Праздник и игра тесно связаны друг с другом. Зрелищно-игровые формы проведения досуга детей направлены на формирование их адекватной самооценки, самореализацию. Удовлетворение потребности в общении, коллективных взаимоотношениях. Игра — важная форма креативной деятельности детей и подростков. В игре подросток является и зрителем, и организатором, и исполнителем. В игровой деятельности детей становится очевидной «разумная снисходительность». Никто не смеет критиковать подростка за недостаток необходимых сил, а создается поле взаимного понимания и поддержки. В игре дети учатся быть честными, терпеливыми, волевыми.

Как педагогическое явление детский праздник многовариативен и многозначен. Среди разнообразных функций праздника ученые выделяют: компенсаторную, регулятивную, коммуникативную, воспитательную и др. функции.

Детский праздник — самый яркий момент в жизни детей и подростков. Он выступает важным социально-культурным фактором, сильным средством педагогического воздействия, духовного обогащения детей. На основе добровольности и инициативности детей проявляется их творческая самостоятельность и самореализация в сфере свободного времени. Детский праздник дает шанс всем детям для простора их индивидуального творчества.

В условиях детского праздника дети и подростки могут развлечься, снять психическое и физическое напряжение. (По мнению Песталоцци, педагогическое творчество невозможно в состоянии беспокойства ребенка, его страха или иного неудобства в его жизнедеятельности.) Детский праздник является существенной защитой от стресса (4, С. 42-43).

В восстановлении психофизических сил проявляется рекреационная функция праздника (2, С. 28).

Праздник дает возможность всем детям пережить радость общения, самовыражения, раскрепощения, заслужить признание и одобрение сверстников, родителей, учителей, испытать собственную значимость.

Многолетний опыт организации и проведения детских праздников свидетельствует о том, что участие в них детей и подростков является важным фактором «вхождения» в социум, особой формой социализации детей.

Знания, воплощенные в содержании сценария праздника, осваиваются и с помощью коммуникативной функции. В процессе его подготовки и проведения дети много общаются друг с другом, родителями, учителями. Суть праздника состоит в том, что он обращен ко всем детям и к каждому ребенку в отдельности. Праздник «рождает» чувство общности, сопричастности к отмечаемому событию, межличностное общение.

Очевидна в детских праздниках функция распространения знаний, формирования гражданских качеств, нравственных норм и ценностей (2, С. 28).

Детские праздники расширяют кругозор личности, ее знания о нравственной культуре, способствуют выработке у подростков адекватной самооценки, «нового видения» объектов «идеальных действительностей» (Г.П. Щедровицкий), содействуют формированию эстетического вкуса и идеалов прекрасного. Наблюдения показывают, что в процессе организации и проведения детских праздников многие подростки получают эстетическое наслаждение и развиваются духовно. Участие детей в праздниках необходимо, так как они дают богатейшие возможности для развития их речи, приобретения опыта публичного выступления, который может пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

Невозможно выделить какие из функций праздника являются главными, какие второстепенными. Все они реализуются в целостности и диалектическом единстве. Праздники воспитывают, развлекают, обучают и социализируют детей.

Собственный опыт организации и проведения детских праздников показывает, что преподавателю дополнительного образования нужна особая профессиональная подготовка. О должен иметь специальные знания, постоянно расширять знания в этой области, быть в курсе инновационных достижений, «видеть» проблемы в воспитании детей.

Все вышесказанное приводит к убеждению: детский праздник является одной из постоянных сторон жизни Дошкольных учреждений. Детский праздник — уникальный педагогический феномен, важнейший элемент системы воспитания нового поколения, часть целостного учебно-воспитательного процесса, форма коллективного единения (педагогов, детей и их родителей).

Такие важные компоненты: «педагогика — праздник — дети — творчество» существуют в едином комплексе. В празднике слиты воедино все виды деятельности и познания, где личность ребенка имеет возможность проявить отношение к себе и действительности.

детский праздник досуговый воспитательный

Заключение

Праздник в детском саду — важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых — порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову. Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.

Список литературы

1. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб.-метод. пос.Ч.2:Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П.-М.:ВЛАДОС, 2000.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М, 1983.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

4. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет: Практикум для педагогов/Зимина А.Н.-М.:Гном-Пресс,1998.

5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-метод. пос./Колодницкий Г.А.-М.:Гном-Пресс,2000.

6. Коренева Татьяна Фёдоровна Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. В 2-х частях.Ч.2.-М.: ВЛАДОС,2001.

7. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. СИ.Бекина и др. — М, 1981.

8. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. — М., 1983.

9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции.- М.:Линка-Пресс,2000.

10. Петрова В. Музыкальные упражнения //Дошк. воспитание. — 2001. — №4.

11. Русский фольклор: Хрестоматия исследований для высших учеб. зав./Сост. Т.В.Зуева, Б.П. Кирдан.-М.: Флинта, Наука,1998.-

12. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 2002.

13. Ходаковская Зинаида Васильевна. Музыкальные праздники для детей раннего возраста: Сб. сценариев/З.В. Ходаковская.-М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Глоссарий

Воспитание- Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Праздник — День торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь.

Кругозор- Объем интересов, знаний.

Потенциал- Величина, характеризующая запас энергии тела, находящегося в данной точке поля.

Реализация- (фр., realisation, от ново лат. realis действительный).

Сплав- Однородная смесь, образовавшаяся вследствие затвердения расплава двух или нескольких отдельных веществ.

Эстетика- (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию

Приложения

Приложение 1

Наш веселый теремок — Утренник 8 Марта для детей младшей группы детского сада

Действующие лица:

Дети:

Мышка

Лягушка

Зайка

Лиса

Медведь

Взрослый: Петрушка.

Зал оформлен как русская горница. Дети под веселую музыку входят в зал, встают полукругом.

Ведущий.

Дорогие гости — мамы, бабушки! Поздравляем вас с наступлением весны, с первым весенним праздником! А что это за праздник, нам сейчас расскажут дети.

С праздником веселым

И с концом зимы

Дорогую маму

Поздравляем мы.

Никогда не будем

Маму огорчать,

По хозяйству маме

Станем помогать.

Чтобы наша мама,

Кончив все дела,

Вечером весенним

Отдохнуть могла.

Мы для мамы спляшем,

Песенку споем,

Мы поздравим маму нашу

С женским днем.

Песня «Маму поздравляют малыши», стихи Л. Мирновой, музыка Т.Попатенко. Ведущий.

Мы здесь собрались неспроста.

Сюда вы гляньте — красота!

Обращаются к гостям.

Дети для вас сами горницу убрали.

Дорогие мамы и бабушки, будьте сегодня не только нашими гостями, но и хозяевами вместе со своими ребятишками в нашей горнице. Ведь ничто так не сближает, как хлебосольный стол и задушевный разговор.

Под русскую народную мелодию «Калинка» дети подходят к своим мамам, бабушкам, проводят их на приготовленные места в горнице. Дети встают каждый напротив своей мамы, бабушки и исполняют песню. Песня «Мама в день 8-го Марта», стихи М. Ивенсен, музыка Е. Тиличеевой.

Милые мамы и бабушки, очень часто, начиная с пеленок, вы рассказываете своим малышам сказки. Но ведь сегодня ваш праздник, и поэтому сегодня ваши ребятишки для вас расскажут и покажут их любимую сказку «Теремок».

За ступенькою ступенька — станет лесенка.

Слово к слову ставь складненько — будет песенка.

А колечко на колечко — будет вязочка,

Сядь со мною на крылечко — будет сказочка.

Все дети.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит.

Мышка.

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

Ведущий.

Тишина.

Будешь жить ты здесь одна.

Но чтобы жить здесь, поживать,

Стишок для мамы нужно рассказать.

Мышка рассказывает стихотворение про маму (по выбору воспитателя).

Все.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Лягушка.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка.

Я — мышка-норушка.

А ты кто?

Лягушка.

А я — лягушка-квакушка.

Пусти меня к себе жить.

Ведущий.

Чтобы в теремок войти,

Маме поздравленье прочти.

Лягушка читает стихотворение по выбору воспитателя, заходит в теремок.

Мышка.

Будем жить да поживать и ребяток приглашаем вместе с нами поиграть.

Игра «Мамины помощники». На одном конце зала — 2 обруча на некотором расстоянии друг от друга, в них по 5—6 одинаковых предметов (мамины покупки).

Вызывают 2 детей. Каждый должен сложить «покупки» из своего обруча в корзинку, перенести и разложить их на столе, который стоит на другом конце зала, напротив обруча. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее. Все.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю зайчик бежит,

У дверей остановился и стучит.

Заяц.

— Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка.

Я мышка-норушка.

Лягушка.

Я лягушка-квакушка.

Мышка и Лягушка.

А ты кто?

Зайчик.

Я зайчик-побегайчик.

Пустите меня в теремок жить.

Ведущий.

Чтоб в теремочке нашем поживать,

Стихи о бабушке надо рассказать.

Заяц рассказывает стихотворение о бабушке (по выбору воспитателя).

Все дети поют песню. Песня «Вот какая бабушка», стихи Ю. Островского, музыка Е.Тиличеевой. Заяц заходит в теремок. Все.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю лисонька бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Лиса.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка.

Я мышка-норушка.

Лягушка.

Я лягушка-квакушка.

Заяц.

Я зайка-побегайка.

Мышка, Лягушка, Заяц.

А ты кто?

Лиса.

А я лиса — всему лесу краса.

Пустите меня в теремок жить.

Ведущий.

Ты стишок к 8 Марта Нам скорее расскажи,

Чтобы было всем приятно! И с зверюшками дружи.

Лиса рассказывает стихотворение о 8 Марта (по выбору воспитателя), поселяется в теремке. Ведущий.

Стали жить уж вчетвером

В теремочке небольшом.

Пляшут, песенки поют

И гостей, конечно, ждут.

Пусть наш праздник станет краше,

Вместе с мамами попляшем.

Песня-пляска «Калинка», обработка Т.Ломовой, слова и движения В.Петровой. Исполняется вместе с мамами и бабушками. Все.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мишка бежит,

У дверей остановился и стучит.

Медведь.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка.

Я мышка-норушка.

Лягушка.

Я лягушка-квакушка.

Заяц.

Я зайчик-побегайчик.

Лиса.

Я лиса — всему лесу краса.

Все (вместе).

А ты кто?

Медведь.

А я мишка-шалунишка.

Пустите меня в теремок жить.

Ведущий.

В теремок ты не спеши,

Гостей поздравь ты от души.

Медведь читает праздничное стихотворение по выбору воспитателя.

Ведущий.

Мишка, тебя ребята знают,

Но в дом не приглашают.

Теремок ты им сломаешь,

Разве сам не понимаешь?

Теремок наш очень мал,

Ну а ты большим уж стал.

Никого не обижай,

Лучше с нами поиграй.

Проводится игра «Кто быстрее наденет юбочку и косыночку». Играют одновременно 2—3 ребенка. Ведущий.

Все зверята подружились.

Вот как в сказке получилось.

Тут и сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

Под русскую народную мелодию «Из-под дуба» вбегает Петрушка с бубном в руках.

Петрушка. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Как у вас красиво и уютно! Какие все нарядные и веселые. Сразу видно — праздник сегодня. А я Петрушка —развеселая игрушка, тоже люблю веселиться, играть, танцевать. И принес вам разноцветные платочки.

Вы скорей ко мне бегите

И платочки получите.

Мы платочками помашем,

С ними весело попляшем.

Исполняется песня «Платочек» (украинская народная песня в обработке Л. Ревуцкого).

Петрушка.

Я веселый озорник,

Я проказник и шутник.

Рассмешить я всех хочу

И игре вас научу.

Игра с сосками. Желающие встают у черты и по очереди выплевывают соску — кто дальше. Потом могут посоревноваться мамы. Петрушка.

Вы Петрушку поддержите И со мною попляшите.

Свободная пляска детей, гостей под любую задорную русскую народную мелодию.

Петрушка.

Повеселились от души!

Ну что ж, прощайте малыши.

Прощается, уходит.

Ведущий.

Какой же праздник без подарков и угощения? Дорогие гости, ваши малыши очень старались, трудились и приготовили для вас маленькие сувениры.

Дети дарят мамам и бабушкам сувениры, сделанные своими руками. Ведущий.

А теперь милости просим к нашему самовару да сладкому угощению.

Приложение 2

Сценарий на праздник осени для старшей группы детского сада — Если б Осень потерялась.

Дети и ведущая под музыку заходят в зал.

Дети рассказывают перекличку.

1. Вдаль убежало горячее лето,

Тёплые дни растворяются где-то,

Где-то остались лучи золотые,

Тёплые волны остались морские!

2. Где-то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь — только листья желтеют

И опадают, как только умеют!

3. Дождь золотой по аллее гуляет,

Дождь голубой мне в окно ударяет —

Осень струится по лужам и стёклам,

Улица наша уже вся промокла!

4. Мокнут деревья, и мокнут машины,

И светофоры, и магазины!

Дождь напевает нам песню свою,

Я вам тихонько её пропою!

Дети поют песню «Осень» /доп. 1/, потом садятся на места.

Ребёнок:

Если б Осень потерялась,

Чтобы лето нам осталось,

Чтобы сразу в зиму — прыг

За один могли б мы миг!

Под музыку появляется Злой Волшебник (переодетый взрослый).

Волшебник:

Я — Волшебник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень, дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам — зима!

Холод, лёд и снега — тьма!

Волшебник под музыку и свист исчезает.

Дети поют и танцуют Осенний хоровод /доп. 2/, садятся на места.

Выходит Белочка.

Белочка:

Как из лета в зиму сразу?

Не успела я запасы

Так в дупло себе собрать!

Что, придётся голодать?

Белочка уходит. Выходит Зайчик.

Зайчик: Пред зимою я линяю —

Шубку серую меняю,

А теперь меня Лисица

Быстро словит! Не годится!

Зайчик уходит. Выходит Медведь.

Медведь: Время спать, а мне не спится!

Это просто не годится!

Не готов ко сну Медведь…

Хоть бы лечь и захрапеть!

Медведь уходит. Выходит Свинья.

Свинья: Не собрали урожай,

И теперь — Свинью давай!

Что, съедят меня, раз пусто,

Ни картошки, ни капусты!

Свинья, плача, уходит. Вылетает Сорока.

Сорока: Хоть спешит к нам Дед Мороз,

Опечален он до слёз:

Не успел найти подарки,

Хоть подарков и не жалко,

Но мешок он не собрал,

А спешит уже на бал!

Сорока улетает. Выходят Мальчик и Девочка.

Девочка: Да и мы ведь не готовы,

Танцев мы не знаем новых,

Нам без Осени нельзя!

Что подскажете, друзья?

Мальчик: Осень ждём, вернись скорей,

В тёплый круг своих друзей!

Ну-ка, песенка, звучи!

Ну-ка, Осень, приходи!

Дети поют песню «Золотая корона» /доп. 3/.

Интересный нам стишок?

Дети по очереди рассказывают стихи про Осень. Под музыку входит Осень, поёт «Песню Осени» /доп. 4/. Песня Осени

Если кто меня спросит,

Я — тихая Осень,

В листопаде я таю

И дождём поливаю.

Я хожу за туманом

По полям и дубравам,

И краснеет калина

На кустах и рябина.

Я плодами богата,

Я пришла к вам, ребята,

Чтоб вы знали — кто осень,

Если вдруг кто-то спросит!

Осень: Вы меня освободили

И на место возвратили:

Между летом и зимой

Вновь вернулась я домой,

В настроении чудесном

От друзей своих прелестных!

Будем дружно поживать,

Будем весело играть!

Осень играет с детьми в игру «Кто быстрей?». Для этой игры нужно иметь музыкальный молоточек или погремушку. Ставится стульчик, выбирается два ребёнка. На стульчике — муз. молоточек (или погремушка).

По сигналу дети под музыку должны оббежать круг (дети бегут в разные стороны) и тот, кто первый прибежит, ударяет музыкальным молоточком по стульчику. Если кто-то толкается и срезает круг, победе достаётся противнику. Ребёнок:

В пары станем мы легко

Да подпрыгнем высоко,

Да станцуем веселей,

Становись-ка, поживей!

Дети танцуют «Польку» /доп. 5/, садятся на места.

Осень: Будет дождик тихо капать,

Будут листья сверху падать,

Только грусти — не бывать,

Нам пора уже играть!

Дети играют в игру-эстафету «Сварим суп и компот». Участвуют две команды.

Каждая команда получает по набору игрушечных овощей и фруктов и две кастрюли.

Необходимо распределить овощи в одну кастрюлю (для супа), а фрукты — в другу (для компота).

Главное в этой игре — не скорость, а внимание. Осень:

Ухожу, но я вернусь,

Ведь друзьям я пригожусь!

Урожаем награжу,

Щедро всех я угощу!

Размещено на