«Московский педагогический государственный университет

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

(МПГУ)

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

НА ТЕМУ

«РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Выполнила студентка

Педагогического факультета

Профиль: Начальное образование

Верстеева Ирина Игоревна

Научный руководитель

Фарниева Марианна Герсановна

Москва

2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании младших школьников………4-12

1.1. Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание»,

«семейное воспитание» ………………………………………………………………………….4-6

1.2. Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.……………………………7-12

Глава 2. Экспериментальная часть……………………………………………………………..13-16

2.1. Методика исследования……………………………………………………………………13

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………………………13-16

Заключение………………………………………………………………………………………17-18

Список используемой литературы………………………………………………………………19

Введение.

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших подростков. Трудности, отличительные черты воспитания детей этого возраста приобретают особую значимость и обращают на себя внимание. Проблемы в обучении, причины неудачи в воспитании побуждают нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только лишь школе (учителям, психологам), но и, конечно, отводится семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в ходе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка..

9 стр., 4045 слов

РАЗДЕЛ I1. Теория и методика воспитания младших школьников.

... СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ   РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.   Тема 1 Философские, психолого-педагогические основы теории ... технология проведения //Директор школы. – 1998, №3. Тема 6. Контроль и оценка знаний младших школьников Вопросы для обсуждения: Цели и функции контроля в обучении. Педагогические требования ...

Младший школьный возраст – это такой период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для предстоящего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда надлежит отнести самореализацию ребёнком собственных способностей и возможностей, развитие которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, как и раньше роль семьи считается важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная — самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, — это творение человека.

Данной проблематикой занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Д. Локк и др.

Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1) исследование научной литературы;

2) теоретическое представление проблематики роли семьи в воспитании ребенка 7-11 лет;

3) использование методики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитания младшего школьника в семье.

Объект — семья.

Предмет — обсуждение роли семьи и выполнения ею функций в воспитании детей младшего школьного возраста.

Гипотеза — процесс развития ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье.

Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация.

Глава 1 . Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании младших школьников

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В.А. Сухомлинский.

1.1. Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание».

Для того чтобы понять, что такое роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны знать, что обозначает каждое из этих понятий.Одно из первых понятий, которое мы раскроем- «роль».

11 стр., 5020 слов

Роль семьи в жизни ребенка

... физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Пообщавшись с ребенком, можно установить в ...

Роль — способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие «роль» в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном. [1]

Роль (в социальной психологии) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид. [2]

Следующее понятие- «семья».

Семья — малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. [3]

Ученые Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Д. Локк, определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.

Говоря о воспитании, необходимо знать, что существует большое количество определений этого понятия.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие «воспитание» в узком значении равняется понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…». [6.]

По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той дали самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле». [15]

Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией очень широко трактовал воспитание ,как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности».

Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». [8]

В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека». [9]

3 стр., 1057 слов

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии ...

... эмоций и основных подходах к этому понятию. 3. Определить значение эмоций в жизни человека. 4. Изучить особенности эмоционального развития младших школьников. 5. Выделить критерии качественной оценки ... эмоций. Путем внешних выразительных движений достигается значительное воздействие субъекта на окружающих его людей, "заразительность" эмоций. Не случайно этими приемом умело пользуются и актеры и ...

Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. [10]

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. [13]

В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». [5]

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который должен доставлять удовольствие, обеим сторонам, каждый ребенок неосознанно повторяет своих родителей, подражая им.

Таким образом, мы познакомились с краткой характеристикой понятий, которые дали нам общее представление о себе.

1.2. Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста

Для начала вспомним, какую роль в истории играла семья в воспитании ребёнка, как относились разные учёные к данному вопросу.

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях.

Французские просветители считали, что семья должна быть свободна от тяжелого домашнего хозяйства и соответственно от владения движимой и недвижимой собственностью, которые порождают и нездоровые инстинкты, требуют усиленной конкретной борьбы, разрушающей непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отношений. В распоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить предметы личного пользования: белье, одежду, самую необходимую утварь. Все остальное должно принадлежать обществу.

Гармоническое развитие личности не может существовать без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться обществом.

«Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с самого рождения направляет сознание, волю, чувства детей». Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

8 стр., 3789 слов

Психотерапевтическая работа с аутичным ребенком и его семьей

... организовать взаимодействие для пользы ребенка и счастья их семьи. Рождение ребенка — главное событие в семейной жизни. В детях родители видят продолжение себя, ... родителей, ухудшает взаимоотношения матери и ребенка, нанося вред его воспитанию и способствуя его дезадаптации.(3,с.104) Существуют и другие, неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые, обеспечив ребенка ...

Так же роль семьи играет большую значимость в формировании мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главной особенностью семейного воспитания является то, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашней атмосферы , комфортность состояния в доме стимулируют ребенка к воспитанию существующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Семейная атмосфера-это такая атмосфера, где каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей.

Условиями правильного семейного воспитания являются рационально организованная жизнь и режим жизни в семье.

Одним из недостатков семейного воспитания является в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей. Распространенной ошибкой семейного воспитания так же является внимание родителей только к учебе детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.

Любовь родителей – это источник благополучия ребенка в семье, условие его правильного воспитания и счастливого детства . Дети очень эмоционально реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Однако родительская любовь может быть разной — от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.

Одним из главных условий воспитания ребенка в семье является авторитет родителей. Авторитетом является влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Однако любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета могут не всегда совпадать.

Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Довольно важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Общие слаженные требования семьи и школы — одно из критериев правильного воспитания детей в семье. Там, где преподаватель и родитель действует слаженно, гораздо лучше проводить учебно-воспитательную работу.

Разрушает авторитет в большинстве случаев использование родителями двойной морали: одной — для людей вокруг, другой — для «ежедневного пользования» в быту, в домашней жизни. Но ребенок чаще видит родителей именно в повседневной жизни и замечает то, что родители позволяют себе ,но за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и убежденность, что дети не должны критиковать их поступки, их указания не обсуждаются и должны безоговорочно выполняться, что детей они наказывают только справедливо. На самом же деле авторитет отца и матери только возрастет , если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте.

Необходимыми критериями воспитания младшего школьника считаются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители считают , что с приходом ребенка в школу понижается роль семьи в его воспитании, так как основное время теперь дети проводят в стенах учебного заведения. Однако заметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Особого к себе внимания требуют эмоционально-чувствительные, ранимые и застенчивые дети, которые негативно реагируют на замечания учителя, насмешки ровесников, глубоко переживают личные беды и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей необходимо побеседовать с учителем об индивидуальности ребенка, помочь ему в налаживании взаимоотношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, неназойливо вдохновлять рассказывать о своих взаимоотношениях с друзьями и взрослыми не в семье.

Постепенно у младшего школьника формируется потребность делиться с близкими собственными переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть доброжелательными. Какие бы негативные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбираться в ситуации. Если родители начнут укорять и обвинять ребенка, то они могут больше не надеяться на его откровенность. В то же время нельзя постоянно останавливать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не принимают во внимание индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или иного поступка. Часто они наказывают детей в пылу раздражения, субъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, что приводит к смещению в худшую сторону отношений между родителями и детьми.

Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.

Потребность в общении — первая социальная потребность ребенка. Общение взрослых и детей постоянно происходит на эмоциональной основе, для него типично сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более проницательным к переживаниям других людей, наиболее чувствительным к влиянию взрослых. Чем дольше по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность.

К сожалению, современный и напряженный темп жизни, перемена критериев быта повлияли на характер общения: оно становится очень редким, наиболее формальным не только лишь между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи. Организация содержательного и довольно длительного общения с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте.

Младший школьник не только хочет удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и желает получить оценку своей личности, самоутвердиться, понять себя.

Стремление родителей поддерживать диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет содействовать созданию демократического стиля отношений в семье. Такой стиль, признающий ребенка полноправным членом домашнего коллектива воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает верно оценить собственные действия и поступки других с точки зрения их гуманности.

Представление о себе, уважение или неуважение себя, другими словами самооценка, складывается у детей в ходе общения с окружающими, которые расценивают их положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности увеличивается. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, убежденности в собственных силах, ответственности, организованности и множества иных качеств, влияют на уровень требований школьников в учебе.

Родители, расценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, часто допускают ошибки— злоупотребляют или похвалой, или порицанием. Часто ошибочно полагают, что негативная оценка стимулирует ребенка. На самом же деле, часто применяемая, она отрицательно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, тушит инициативу. Сопоставление неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в нем закомплексованность, зависть, недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность.

Наиболее важной для ребенка считается оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он опасается обмануть их доверие, утратить уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе. Напротив, при часто повторяемых негативных характеристиках — «недотепа», «бестолковый» и т.п. — ребенок утрачивает чувствительность к ним: затронуть его сердце и вызвать угрызения совести становится все сложнее. Оценка должна быть справедливой и ни при каких обстоятельствах не унижать ребенка.

Часто происходит так, что взрослые пытаются учить детей грубостью. В разговоре с детьми доминируют приказной тон, замечания, порицания, негативные характеристики и т.д.

Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и очень редко употребляются шутки, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в забавном свете. Конечно же , бывают ситуации, когда нужно категорически, резко, немедленно прекратить непозволительное поведение ребенка. Но это случается не очень часто.

В каких-то семьях не принято показывать нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может осознать и ощутить малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в дальнейшем трудности в отношениях с отцом и матерью.

Важными эталонами, на которые равняется ребёнок, выступают родители. Дети полагают, что должны быть послушными, умными, сильными и ответственными. Родители дороги ребенку. Он сильно переживает, когда родным плохо, кто-то болеет или ругается. В основном все дети, отвечая на вопрос, что бы они хотели, если бы все могли, отвечали, чтобы папа и мама были здоровы, жили всегда.

Позиция взрослых относительно ребенка младшего школьного возраста часто выражается в пренебрежительных высказываниях и плохих оценках. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден покоряться. Вырастая, у него есть возможность остаться на попечении родителей, их мнений, требований. Но есть и другая возможность: постепенное отторжение от семьи, высказывание собственной точки зрения, отличающейся от родительской.

Дружба родителей и детей — это особенные отношения, требующие, вначале, обоюдного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в разговоре с ним. Наилучший путь — попытаться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции нынешнего опыта дать совет.

Важно еще показывать свое доверие к детям. Нельзя обвинять ребенка в плохом поступке, унижать, если нет уверенности, что он его совершил. Такая оплошность может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «выкрутится», говоря неправду. Если возникнет такая проблема , когда нужно оценить сомнительный поступок ребенка, не следует делать поспешных выводов. Лучше спросить, что случилось, как ребенок сам оценивает свое поведение. При этом он должен понять , что родители ему сопереживают, пытаются разобраться во всем по справедливости, помочь.

Общение со сверстниками, улица могут оказывать на ребенка отрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица. [4].

Таким образом, подводя итоги по I главе, мы можем смело говорить о многообразии функций семьи. Еще стоит отметить наличие широкого спектра ролей, которые выполняет семья в воспитании ребёнка. Семья является главной опорой для своего ребенка.

Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка.

Глава 2 . Экспериментальная часть

2.1. Методика исследования.

По данным исследования, которое проводилось 12.03.08. в 4 «Б» классе школы № 4 был использован опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис), направленный на выявление роли семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. В исследовании принимало участие 10 человек – 5 мужчин и 5 женщин. Испытуемыми выступают родители.

2.2. Анализ результатов исследования.

Был использован опросник «Анализ семейного воспитания» по Э. Г. Эйдемиллеру и В. Юстицкис. Для того чтобы было понятно, по каким критериям нам определять особенности воспитания младшего школьника, легче всего разграничивать семьи на стили воспитания, то есть на какой системе воспитания строится семья.

Установив стиль семейного воспитания данной семьи, мы сможем утверждать об особенностях воспитания, посредством которых возможно определить качества личности младшего школьника. В опроснике были взяты одиннадцать шкал.

2 из 10 семей, имеющие следующие результаты по опроснику «Анализ семейного воспитания»:

Шкалы

Кол-во баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

3

4

7

3

4

8

1

3

9

3

4

10

2

4

11

5

5

Из таблицы видно, что 2 семьи (5 баллов) испытывают сложности, как правильно воспитывать младшего школьника. Эта шкала позволяет говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания, свидетельствует о «шараханьях» родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.

Либеральная семья (3 семьи) не требует особого приклада сил на то, чтобы воспитывать своего ребёнка. Конечно, ребёнок в этом семье предоставлен самому себе и ему « все можно».

Авторитарная семья (3 семьи) не связывает акцент на «правильное» воспитание, грамотное наблюдение за развитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. 3 из 10 семей (5 баллов) превышают седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов. 2 из этих 3 семей имеют количество баллов (4 балла), которое достигло показатель диагностического значения четвёртой шкалы (4 балла).

Результаты приведены ниже в таблице:

Шкалы

Кол-во баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

4

4

5

2

4

6

3

4

7

5

4

8

2

3

9

3

4

10

3

4

11

4

5

По седьмой шкале ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество обязанностей, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

По четвертой шкале воспитание представляет собой не в полной мере стремление родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Довольно часто ущемляются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с семьёй, в её любви.

1 из этих 3 семей (5 баллов) превышает седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов и имеет показатель (5 баллов), превышающая диагностическое значение по 9 шкале (4 балла).

Результаты показаны ниже в таблице:

Шкалы

Кол-во баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

3

4

7

5

4

8

2

3

9

5

4

10

3

4

11

4

5

По девятой шкале характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.

Видно, что 2 семьи относят себя к демократическому стилю воспитания. Известно будет предположить, что дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого у младшего школьника формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее воспитание ребёнка. Результаты приведены ниже в таблице:

Шкалы

Кол-во баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

3

4

7

3

4

8

1

3

9

3

4

10

4

4

11

4

5

По десятой шкале родители склонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко. Они уповают на поощрение.

Можно сделать вывод, что вершину берут авторитарные и либеральные семьи, нежели демократические семьи. Согласно гипотезе, видно, что развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье. Наиболее приемлемой считается семья, в которой родители и дети совместно взаимосотрудничают друг с другом. Отсюда, участие семьи является важнейшим и необходимым основанием в структуре воспитания младшего школьника.

Заключение.

Подводя итоги выполненной нами работы, выяснилось, что семья играет решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Об этом говорит и экспериментальная часть исследования, где видно, что особенности воспитания определяются в семье. Выдвинутая гипотеза, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Противоречием сказанному, как ни выглядело бы это, выступают результаты нашего исследования, в котором можно проследить и отрицательные моменты, в данном случае результаты диагностики, наглядно показывающие неосознанность некоторых родителей в выполнении своих наставнических функций, неполное соблюдение всего спектра обязанностей, имеющих место, роль в воспитании и право на их осуществление совместно с детьми.

Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.

Всё это наталкивает нас на то, что роль семьи и есть главный компонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига по восходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего школьника. Мы можем утверждать, что процесс воспитания ребёнка данного возраста не будет происходить без этой категории.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми).

Итак, семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

Список литературы.

1. Азбука социального психолога.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология.

3. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964.

4. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.

5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.

6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989.

7. Немов Р.С.. Психология. — М. 1995.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

9. Педагогика. Под редакцией П. И. Пидкасистого.- М., 1996.

10. Подласый И.П. Педагогика.

11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993.

12. Сатир В. «Как строить себя и свою семью.» М.: «Педагогика — Пресс», 1992 г.

13. Сластёнин В. А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

14. Словарь русского языка XI—XVII вв.- М., 1976.

15. Энциклопедический словарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб., 1892.

19