Культурология зачёт

  1. Культурология как наука: предмет, структура и функции. Культурология — наука о культуре. Философская дисциплина, формирующая представление о культуре, своеобразие культурно-исторического развития человека и общества. Статус самостоятельной науки получила в 20 веке. Относится к социо-гуманитарному знанию. Предмет культурологии — изучение содержания, структуры динамики и функционирования социокультурного опыта. Структура: 1. Теория культуры — изучает структуру, функции культуры, типологию, генезис, законы развития культуры; 2. Социология культуры — изучает функционирование культуры в разных социальных слоях; 3. История культурологии — изучает культуру в её конкретных содержаниях; 4. Психология культуры — конкретный психотип человека в определённом контексте культуры; 5. Антропология — изучает человека как создателя культуры. Функции: Объяснительная — сведение к понятному, дескриптивная — описательная функция, описание основных культурных элементов, прогностическая — определение перспектив и возможных путей развития, оценочная или аксологическая — сопоставление объектов и явлений в контексте культуры, герменевтическая — интерпретация, толкование языковых выражений, представленных языками, культурными текстами.

  1. Понятие культуры.

    Сущность и структура культуры.

Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Структура культуры: 1 — материальная — орудие труда, предметы быта, жилище, транспорт, коммуникации, еда. 2. духовная — философия, религия, мифология, искусство, наука, мораль, нравственность. 3. социальная — деятельность социальных институтов, нормы законодательства. Культура делится на: 1- Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества), 2- Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц. группе), 3- Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирующими ценностями, напр. — культура преступного мира).

8 стр., 3583 слов

Ценностная структура в развитии человека

Содержание Введение Ценностная структура в развитии человека Заключение Литература Введение В психологии исходными и базовыми являются понятия "ценностное отношение" и «ценность» (благо). Что касается ценностного отношения, то оно представляет собой особого рода связь (взаимодействие) субъекта и объекта, в рамках которого происходит выявление, переживание и осмысление социокультурного значения ...

  1. Развитие представлений о культуре в историческом процессе.

периоды развития культурологии:

1) доклассический (Античность, Средневековье);

2) классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);

3) неклассический (конец XIX — первая половина XX вв.);

4) постнеклассический (вторая половина XX в.).

  1. Функции культуры.

1.Гносеологическая (познавательная); 2. Аксиологическая (ценностная); 3. Креативная (преобразующая); 4. Информационная; 5. Аккумулятивная (накопительная); 6. Коммуникативная (связь или трансляция); 7. Социализирующая; 8. Нормативная или регулятивная; 9. Консолидирующая; 10. Адаптивная.

  1. Культура как информационный процесс. Язык, знак, символ, текст. Культуру можно рассматривать как совокупность внебиологической информации, накопленной человечеством на протяжении истории. Культура может рассматриваться как надбиологическая система хранения информации: 1. Летописи. 2. Произведения искусства. 3. Устное народное творчество. 4. Религиозное верование. Эта информация содержит программы и образцы поведения людей, отражающий опыт предков. Язык культуры — система знаком, с помощью которых совершается общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Знак — это носитель информации, заместитель материального объекта. Символ — это знак, не имеющий предметного значения. Текст — это любой объём информации, имеющий определённый смысл.

  1. Типология культуры — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа.

    4 стр., 1607 слов

    Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности

    ... культуры личности, формирование физической культуры личности Содержание воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ... педагогической науки   5.Воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его ... образования. Метод   Обучаемый получает информацию на занятии через слово учителя, книгу или ...

    Типология культур по разным основаниям: по религиозному, по месту и времени, по историческому, по национальному, по отношению человека и общества, по социальному действию, по психологическому, по хозяйственному, по формационному, по классовому, по политическому, по социальному, по средствам передачи.

  2. Элитарная и массовая культура. Массовая культура — это культура, основным носителем и средством трансляции которой является СМИ. Культура, преобладающая и популярная среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения, СМИ, и т. п. Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех. Элитарная культура — это течение в культуре, создающее искусство для немногих и непонятное для широких масс.
  3. Молодёжная субкультура. — это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей информации.

    Её возникновение связано с неопределённостью социальных ролей молодёжи, неуверенностью в собственном социальном опыте.

  4. Восточный и западный тип культуры. Восточный тип культуры представлен широко и разнообразно, включает 3 основные традиции: арабо-исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская. Основные черты восточных культур: 1) Отношение ко времени. Представление о времени статично. Время делится на три ступени — прошлое, настоящее и будущее, но между ними нет особой разницы. Это обусловлено религиозными представлениями. 2) Сосредоточенность на духовном. Смысл жизни человека — постижение сакрального смысла бытия, а не реализация практических прагматических целей. 3) Принцип коллективизма. Личные интересы подчинены общественным, государственным интересам. Главным элементом общественного устройства является община, которая концентрировала жизнь человека и ограничивала его свободу. Поэтому личностное начало в человеке развито слабо. Данные особенности культуры определяет черты общественного устройства: вертикальный характер отношений между людьми (отношения с господином и подчиненным); деспотический характер власти, огромная роль государства, отсутствие прав и свобод.

    9 стр., 4337 слов

    Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек — общество — природа»

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ Контрольная работа По дисциплине: Экология На тему: Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек – общество - природа». Выполнил: студент Iкурса Анисимова Ольга Григорьевна Сыктывкар 2008 Введение Человек – часть природы, высшая ...

    Западный тип культуры более молодой и распространенный. Особенности: 1) отношение ко времени. Представление о линейном, быстротекущем времени, представление о начале и конце истории. Время делится на 3 ступени, но отношение к ним не такое, как в восточной культуре. Прошлое уже свершилось, но из него можно извлекать уроки. Настоящее — это время, где человек является главным действующим лицом. Будущее неизвестно, но его можно подготовить. 2) Рационализм общественного сознания, свобода от религиозной догматики. 3) Индивидуализм. Признание авторитета личности, её свободы и автономии. Данные особенности культуры определяют черты общественного устройства: горизонтальный характер отношений в обществе; правовое демократическое государство; политический плюрализм; разделение властей: рынок как способ функционирования экономики. Главными проблемами западной культуры сегодня являются разрешение семьи, традиций, ценностей, норм, бездуховность, потребительство.

  5. Культура и цивилизация. Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой: 1. Первобытнообщинное общество — средние века.

    Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. 2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация — с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений ещё не возникло.

3. Просвещение — новое время. Культура — индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, т. е. цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества. 4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

19 стр., 9294 слов

Методические указания к спецкурсу «Экспрессия человека» «Основные понятия психологии невербального общения»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к спецкурсу «Экспрессия человека» «Основные понятия психологии невербального общения» (Часть 2) Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению методической комиссии ...

  1. Культурогенез. Концепции происхождения культуры. 1) возникновение культуры как таковой; 2) процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему объясняет причины возникновения культуры у человека. 1.Креасцианистская. Культура рассматривается с точки зрения ее божественного происхождения. (примером могут служить мифы Др. Греции, боги обучали людей всему что они знают).

    2. Натуралистическая или эволюционная (Ч.Дарвин, Г. Спенсер, К. Лоренц).

    Основная мысль — культура как естественное выражение эволюции человеческого рода. 3. Орудийно-трудовая теория (К.Маркс, Ф. Энгельс).

    Основная мысль — труд единственный первоисточник материальной и духовной культуры общества объяснение явлений культуры с помощью категорий трудовой деятельности. 4. Магическая (Дж.Фрейзер, Морган, Б. Малиновский).

    Основная мысль — специфика первобытного мышления — в неразвитости логических компонентов и доминировании магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире. Возникновение культуры — есть результат ритуальных религиозных действий. 5. Игровая (Й.Хейзинг).

    11 стр., 5327 слов

    Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

    1.Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности. Психика – свойство живых, высокоорганизованных организмов, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность. Психика, обеспечивая взаимодействие человека с окружающей миром, представляет собой отражение объективной реальности. Содержанием психики ...

    Основная мысль — культура возникает как реализация человека играющего. Возникновение культуры — это результат природной игры только человек придал ей интеллектуальную направленность. 6. Трансцендентальная (Бердяев, Соловьев).

    Основная мысль — Источник культуры — не в самой земной жизни, а привнесен в нее свыше. В данной теории человек в творении культуры выступает соавтором бога. 7. Космическая (космологическая) (Л.Гумилев, В. Вернадский).

    Основная мысль теории: Причина возникновения культуры — в действии особых космических факторов, благодаря которым складываются благоприятные условия для развития человека. Возникновение культуры — есть результат космических процессов. 8. Символическая теория, Э. Кассирер, К.Г.Юнг. Сознание связано с символами, через которые оно оформляет свой опыт общения с миром.

  2. Культурологическая концепция О. Шпенглера. Одним из мыслителей, который наиболее глубоко осознал тематику и симптомы кризиса Европы, был Освальд Шпенглер, книга которого «Закат Европы» стала сенсационной в год ее издания (1923) и остается таковой и сейчас. Уделяя основное внимание в ней переходу культуры в цивилизацию, Шпенглер утверждал, что этот переход отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью. Шпенглер отвергает рационалистические, панлогические построения истории культуры, основанные на ничем не подкрепляемом оптимизме. Всемирная история, содержащая традиционное членение на древний мир, средние века, Новое время и опирающаяся на понятия «человечество», «прогресс», «цель», существует лишь в головах философов.

    У истории нет ни единой цели, ни всеобщей логики — она характеризуется рождением и умиранием культурных организмов. Шпенглеру принадлежит идея культурно-исторического круговорота: каждый культурный организм рождается, проходит естественный путь, достигает своего расцвета и, истощаясь (в форме цивилизации), приходит к своему естественному концу. Цивилизация, достигшая расцвета в Европе, свидетельствует об истощении жизненного порыва, закате Европы. Зрелых культур, по Шпенглеру, 8: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная (греко-римская, «аполлоновская» по Шпенглеру), «магическая» (византийско-арабская), западноевропейская («фаустовская», которая в отличие от цельной и гармоничной «аполлоноаской» культуры проникнута скепсисом и рефлексией), южноамериканская культура майя.

  3. 13. Культурологическая концепция Н. Данилевского. Европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должны принять все народа. Идея полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития народов Земли.

    8 стр., 3606 слов

    Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека…4

    ... культуру сохранения здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек ... D1_2_2001.htm. Коломинский Я. Л. Психологическая культура или психологическая цивилизация / http://charko.narod.ru/tekst/alm4 ... ; Устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования; информация о путях или способах ...

    Жизненный цикл культурно-исторических типов — 4 этапа: подготовительный — смешение племён в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность; складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы; период расцвета — реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики; застой жизни — «апатия» культуры. Прогресс — движение человечества не в одном направлении, а вразных направлениях исторической деятельности. Способы взаимодействия культур: — «прополка» — насаждение чужой цивилизации и уничтожение существовавшей ранее культуры; - «прививка» — пересадка в культуру элементов чужой цивилизации; - «почвенное удобрение» — усвоение результатов более зрелой цивилизации.

  4. 14. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Тойнби — противник классического понимания истории как единого, линейного, непрерывного процесса ее движения расчленяет историю человечества на т.н.

    «локальные цивилизации», каждая из которых — это определенная веха времени, имеющая в пространстве протяженность большую, чем национальные государства, и замкнутая в независимый от других мир. Тезис о «единстве цивилизации», по Тойнби, — ложная концепция. Она имеет давнюю европейскую традицию и порождена христианством. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существуют 7: 1) западная; 2) православная; 3) индуистская; 4) китайская; 5) дальневосточная (Корея и Япония); 6) иранская; 7) арабская. Основными содержательными моментами в жизни цивилизации являются политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своем развитии проходит стадии: возникновения (генезиса), роста, надлома и распада. После гибели цивилизации ее место занимает другая. Т. е. происходит процесс своеобразного исторического круговорота цивилизаций. По Тойнби, определяющий фактор различия между примитивным обществом и цивилизацией — «социальное подражание», или мимесис (т.е. «приобщение через имитацию к социальным ценностям»).

    В примитивном обществе, где мимесис направлен на прошлое, ориентирован на старшее поколение и на авторитет уже умерших предков, происходит социальная смерть, а затем распад и разложение. Развитие любой цивилизации (механизм, с помощью которого был осуществлен переход общества из статического состояния в динамическое движение, что, в свою очередь, способствовало рождению и функционированию цивилизаций) обусловливается действиями т.н. «вызова-и-ответа».

  5. 15. Теория «осевого времени» К. Ясперса. В концепции Ясперса культура и история — синонимы: «доистория» — это «немая культура», а история — «говорящая культура». Под культурой имелась в виду последняя. В этом контексте определялось осевое время, в котором выделялись следующие черты: универсализм, рефлективность, гуманистичность. Взятые вместе, они говорили об экзистенциальном характере содержания новой культуры. В осевое время, по Ясперсу, «полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру». К осевым народам Ясперс относит те народы, «которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории», а осевой эпохой называет эпоху «духовной основы нашего человеческого бытия». Т.о., в концепции Ясперса 3 формы культуры, обладающие исторической спецификой: архаическая культура (как культура «немоты», связанная с наличным бытием человека), культура цивилизаций доосевого периода («культура слова» или культура сознания) и универсалистская культура осевого времени («культура духа»).

    Единство культуры и истории Ясперс стремится найти во всех реальных, эмпирически фиксируемых сферах или кругах культуры. Он ищет выход к этому единству — на пути одухотворения культуры — во всех точках культуры, т. е. в культурном мире как целом. Это единство он находит в «философской вере», единой для человечества.

  6. Культура и природа. Культура — это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа — это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура — это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена: — непосредственное присвоение человеком объектов природы; - опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
  7. Культура и общество. Социальные институты культуры. Социальные институты — это организационные объединения людей, выполняющих определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами, образцами поведения. Социальные институты: 1. Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ).

    Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. 2. Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, предприятия связи. 3. Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии. 4. Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распределения, потребления. Институты: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

  8. Культура и личность. Человек как объект и субъект культуры. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врождёнными качествами, способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врождённые внутренние черты и способности личности, считая что личность- это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Факторы, оказывающие влияние на формирование личности: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт. Субъект — в общих словах, творец культуры, т.к. он её создает. Объект — элементы, составляющие культуру, т. е. человек помимо того как сотворил культуру является её частью и следовательно является объектом.
  9. Этикет: понятие, сущность, виды, функции. Этикет, как элемент внешней культуры помогает решать в повседневной человеческой жизни множество проблем, регулирует ролевое поведение, вносит в обыденность элементы социальной игры. Различают несколько видов этикета: придворный, воинский, дипломатический, общегражданский.
  10. Социализация, её сущность и виды. Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы. Вторичная социализация — означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
  11. 21. Культурные ценности. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Типология ценностей, осуществляемая по разным основаниям: — по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические),
  12. — по роли в жизни человека (терминальные — цели, инструментальные — средства),
  13. — по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие),
  14. — по актуальным потребностям индивида.
  15. 22. Культурные нормы и традиции. Нормы — это правила поведения и жизнедеятельности людей и их принципы. Типология норм: Нормы-запреты (табу), нормы-рамки, нормы-идеалы. Нормы различаются по степени обязательности выполнения и степени свободы выбора. Наиболее жёсткий, принудительный характер имеют правовые нормы, технические, нарушение которых карается санкцией. Другие нормы носят менее жёсткий характер, допуская свободу выбора. Традиции — это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которая передаётся из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.
  16. 23. Социодинамика культуры. Типы культурных изменений. Социодинамика — это те изменения, которые происходят в жизни общества под воздействием внешних и внутренних сил. Каждая культура проходит свой путь развития. Типы изменений: 1) Диффузия культуры (растворение); 2) трансформация форм культуры (модернизация); 3) синтез культуры (слияние, объединение).

    Причины культурных изменений: изменение внешних условий существования, внутренние противоречия, деятельность отдельных личностей (учёные, политические лидеры).

  17. 24. Модели культурно-исторического развития. Законы развития культуры. 1) Линейная (Тайлор, Морган, Спенсер).

    Суть: исходит из единства культурно-исторических процессов, рассматривает историю культуры как единый линейно-поступательный процесс развития человека; опирается на закон преемственности в развитии культуры. 2) Циклическая (Тойнби, Вико, Данилевский) — опирается на закон повторяемости — цикличности, существующий в мире природы и жизни человека; с этих позиций теория стремится объединить развитие культурных процессов. 3) Волновая (Маслов, Кондратьев) — обосновывает периодичность изменений — спадов и подъёмов в экономической, политической и социальной жизни общества. Законы развития культуры: закон единства и многообразия культуры, закон преемственности в развитии культуры, закон прерывности и непрерывности (новаторства и традиции), закон взаимодействия культур.

  18. 25. Миф как феномен культуры. Особенности мифологического сознания. Миф — это вымысел, принимаемый за правду. Характерные черты мифа: 1) отожествление фантазии с реальностью, 2) объяснение действительности в наглядно-образной форме, 3) эмоциональная насыщенность, 4) связь с магией. Особенности мифологического сознания: — принцип сопричастности — мистическое единство вещей, обусловленное «общностью душ». Всё, что происходит с одной вещью, воздействует на другие, сопричастные ей вещи. В каждой культуре есть своя мифология. — принцип антропоморфизма — всё в мире уподобляется человеку.
  19. 26. Наука как феномен культуры. Наука — 1) особая совокупность знаний; 2) особый вид деятельности; 3) особая отрасль общественного труда. Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об окружающем мире. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Выделяют несколько принципов: принцип объективности, принцип причинности, принцип рациональности, принцип воспроизводимости, принцип теоретичности, принцип системности, принцип критичности.
  1. Религия как феномен культуры. Религия — это вера в сверхъестественное, признание высших внеземных и надсоциальных сил, создающих и поддерживающих потусторонний и запредельный миры. Вера в сверхъестественное сопровождается эмоциональных переживанием, чувством сопричастности человека, скрытому от непосвящённого, божеству, которое может быть явлено в чудесах, видениях, образах, символах, знаках и откровениях, посредством которых божество даёт о себе знать посвященному. Функции религии в системы культуры: 1. Мировоззренческая — религия выступает как способ познания и осмысления мира, 2. смыслополагающая — религия обеспечивает выявление смысла жизни человека, так же базирующееся на определённой картине мира. 3. регулятивная — религиозная картина мира служит основой для норм и ценностей, идеалов, определяющих отношение человека к миру.
  2. Мораль как феномен культуры. Мораль — один из основных способов поведения человека. Сферу морали образуют отношения между людьми, построенные по законам самой человеческой жизни. Мораль представляет собой систему ценностей, регуляторов человеческого поведения, возникших на основе представлений о добре и зле. В основе морали как явления культуры могут лежать различные начала: — религиозный подход — нормы морали — от Бога; - биологический подход — нормы морали выработаны в процессе эволюции и закреплены в генах; - исторический подход — моральные нормы устанавливаются в конкретных общественно-исторических условиях; - рационалистический подход — человек как разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу разумными нормами; - социокультурный подход — моральные принципы создают культурную среду, в которой возможно ведение человеческого образа жизни.
  3. Искусство как феномен культуры. Искусство — сфера художественной деятельности и её продуктов — художественных произведений. Функции: 1) рекреативная — искусство как средство развлечения, 2) воспитательная — средство нравственного совершенствования человека, 3) идеологическая — в художественном произведении находят выраженные определённые взгляды на жизнь, 4) познавательная — отражение исторических событий, описаний жизни разных эпох и народов, представлений об идеалах красоты, «духа эпохи», 5) эмотивная — искусство затрагивает наши чувства, заставляет сопереживать, вызывает интерес. Основные виды искусств: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, скульптура, театр, музыка, киноискусство и др.
  4. Техника как феномен культуры. Техника — любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Функции техники в культуре: 1) создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры, 2) средство приложения достижений культуры к решению практических задач, 3) создание инструментария культуры — средств и способов деятельности, 4) техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством её хранения и передачи. Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека.
  5. Политическая и правовая культура. Политическая культура— это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность. Отражает механизмы реализации власти и отношение к ней. Продуктом её является полит. система общества. ПК присуща система символов (флаг, герб, гимн страны).

    Важной функцией является упорядочение и регулирование полит отношений. Правовая культура — важная составляющая современной культуры. Фиксирует уровень правовых знаний людей, включает в себя систему правовых ценностей, норм, правотворческую и правоприменительную деятельность. Продукт — правовые документы, организации, вырабатывающие, контролирующие исполнение правовых норм. Основные элементы — право, правосознание, правовая деятельность.

  6. Народная культура. Народная культура — культура определённого социального слоя. Проявляется в обычаях, одежде, укладе жизни. Её особенности: традиционность (традиции определяют ценности, нормы и смысл народной жизни, в наше время непрофессиональный статус, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерства, в основе которого лежит свободное владение традицией. К элементам, ее составляющим относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни.
  7. Культура повседневности. — это культура, этикет, правила общения, поведение, которые мы должны соблюдать каждый день
  8. Профессиональная культура. Профессиональная культура — система, включающая профессиональные знания и ценности, которые регулируют профессиональную деятельность. Отличается от народной институциональной формой (институт).

    Кроме профессиональных знаний включает в себя ораторское искусство, навыки делового общения в соответствие со служебным этикетом, навыки по решения психологических коллизий в коллективе.

  9. Межкультурные коммуникации: понятие, уровни, формы. Межкультурная коммуникация — это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Уровни: — межэтническая коммуникация — это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы), — контркультурная коммуникация — происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской. Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую, косвенную, опосредованную и непосредственную. При прямой коммуникации информация адресована отправителем непосредственно получателю и может осуществляться как в устной форме, так и в письменной. При этом наибольший эффект достигается посредством устной речи, сочетающей вербальные и невербальные средства. В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения радио, телевизионные передачи, публикации в газетах и журналах и т. п. Опосредованная и непосредственная формы коммуникации различаются наличием или отсутствием промежуточного звена, выступающего в роли посредника между партнерами. В качестве посредника может выступать человек, техническое средство.
  10. Культура первобытности. Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Основные черты первобытной культуры:1)синкретизм (слитность).

    Его проявления: синкретизм человека и природы (первобытный человек ощущал родство со всеми живыми существами), синкретизм личного и общественного (отожествлялся с общиной), синкретизм различных сфер культуры (искусство, религия, медицина не были обособленны друг от друга); 2) фетишизм; 3) Магия — система обрядов, с помощью которых человек может сверхъестественно воздействовать на природу, людей. Пронизывала собой все сферы жизнедеятельности первобытного человека. Выделялось 3 типа: контактная, гомеопатическая (заместитель объекта), магия слова — заговоры; 4) Миф — служил основным способом организации и хранения культуры, в нем отражались все её особенности, не требовал доказательств.

  11. Культура древних цивилизаций. Древняя Индия. Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной из других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Характерной чертой культуры Индии является многочисленные религии, которые взаимодействуют между собой. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху «Ригведи» — большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен. Древний Китай. Длительное время живя в изоляции, китайцы создали оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений человека и природы, устойчивыми культурными традициями. У них уже во 2 тыс. до н. э существовала иероглифическая письменность, был изобретён календарь, не имеющий себе равных во всей Азии. Исключительную роль в истории кит. культуры сыграло 13-книжие, являвшееся основой обучения и воспитания на протяжении 2-х тысячелетий. В Китае было сделано едва ли не половина важнейших изобретений и открытий — компас, мачты, пушки, порох, бумага, шёлк. Китайская медицина на протяжении трёх тысячелетней истории достигла выдающихся результатов. В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств. Древняя Греция. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. В Древней Греции добывали ряд черных и цветных металлов. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику — в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Из наибольших приобретений культуры Древний Греции есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегреческий лекарь Гиппократ. Греческое искусство в классический период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Древний Рим. Древний Рим охватывает период с 8 в. до н. э. по 5 век н.э. древние римляне оставили после себя большое количество научных открытий, грандиозные архитектурные сооружения, высокие образцы монументальной живописи и произведения монументального искусства. Римляне первыми стали применять обожженный кирпич и изобрели бетон — строительный раствор из глины, песка, камней. Они стали использовать в строительстве арки, при помощи которых сооружали водопровод, — акведуки. Римляне первыми построили храм с огромным куполом, не поддерживаемым колоннами — Пантеон. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки.
  12. Основные черты культуры Средневековья. Средневековое мировоззрение обусловило специфические черты искусства этой эпохи: 1) обращённость к богу (искусство должно было сводить человека и Бога), 2) символизм (произведения искусства являлись знаком, образами сверхъестественной реальности), 3) умозрительность (живопись, литература, архитектура имели в средние века характер учительства и напоминания).

    Первые художественные стили: 1) романский (10−12 вв.) — особенности: приземлённость, незамысловатость, ясность объёмов в архитектуре. Сохраняются элементы «звериного стиля» и натурализация. Человек в этом стиле слаб и ничтожен. Особое внимание уделяли чудовищам и демоническим существам, которые в изобилии помещались в интерьере церквей, 2) готический (12в) — архитектура и скульптура связаны с городами, а не монастырём. Готика отрицает всякую идею тяжести, трактует детали тонко и мелко. Готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, выражает чувства, эмоции и переживания.

  13. Культура эпохи Возрождения. Возрождение — это исторический процесс, связываемый с коренными изменениями в мировоззрении людей, поворотом от религиозно-космических воззрений к гуманистическим, к самоутверждению, возрождению человеческой личности. Возрождение появилось и пробрело свои основные черты в Италии и затем распространилось по всей Европе. Экономический подъём городов был связан с расцветом ремесла и торговли, накоплением в городах капитала и появлением условий для перехода от ремесленного производства к мануфактуре. Из феодального мира город выделяли: наличие специализированного производства; ориентированность городской экономики на денежный обмен; расширяющееся использование наёмного труда в городе. Вслед за экономическими отношениями трансформировалась и соц. среда. В ремесленных центрах помимо цеховых мастеров появляется новая общественная группировка — постоянный рабочий. Новой растущей соц. группой в городах становятся люди свободных профессий, специально занимающиеся науками, искусством, литературой — интеллектуалы. Специфической городской группировкой был городской патрициат. Особенности: важнейшей предпосылкой в становлении ренессансных представлений явилось стремление к опытному познанию природы, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. Отличительной чертой языка эпохи Возрождения является символизм. Важная идея эпохи Возрождения — идея божественного начала в человеке. Формирование принципа антропоцентризма (человек создан по образу и подобию Божьему).
  14. Культура Нового времени. На заключительной стадии развития феодализма в Европе в период Нового времени выделяют две культурные эпохи: культуру Абсолютизма (XVII в.) и культуру Просвещения (XVIII в.).

    Абсолютизм — это период перехода от культуры Возрождения к культуре Просвещения. Феодализм, устояв политически, экономически и морально деградирует, приходит в упадок, из сословия бюргеров, горожан, формируются два класса — буржуазии и пролетариата. Уходит в прошлое феодальная ограниченность, замкнутость, корпоративность. Экономическая и политическая раздробленность отступает под влиянием интересов прибыли и складывающихся единых рынков. Единый рынок, единый экономический интерес заставляют народности перерастать в нации. Начинает складываться единая национальная жизнь и национальная культура. XVIII век вошёл в историю культуры как век Просвещения. Это период промышленного переворота и перехода политической власти в руки нового класса — буржуазии. Заканчивается длительная полоса господства традиционной аграрной культуры. В результате промышленной революции утверждается новая индустриальная культура. Но это и период политических революций в Европе, отдающих власть в руки промышленной буржуазии. Существенным содержанием промышленной культуры является трёхзвенная система машин и механизированные технологии. Они требуют технологического применения науки. Наука превращается объективно и субъективно в непосредственную производительную силу. Более того, вложения в науку стали приносить прибыль, стали экономически целесообразными. Отражением изменяющейся роли науки в производстве и в обществе и выступает культура Просвещения (переход от религии к науке).

  15. Модернизм и постмодернизм: тенденции культуры XX века. Модернизм обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX—XX вв.еков (мировые войны, революции, этнические конфликты, элементы нестабильности переходной эпохи).

    Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин. Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден. Постмодернизм — широкое культурное течение, включающее в свою орбиту гуманитарные науки и искусство, философия. Характеризуется разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения. С их верой в торжество человеческого разума и его безграничных возможностей. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность. Тем не менее, модернизм и постмодернизм стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

  16. Своеобразие развития отечественной культуры. Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы. Первая фаза, охватывает почти три тысячи лет языческого до государственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного. Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода. Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IХ-ХVI вв.).

    Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство. Второй период связан с династией Романовых (1613−1917).

    Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период, выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство. Третий период начинается после Великой Октябрьской революции, царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство, внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

  17. Культура общества информационного типа. В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле — оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. Критерии информационной культуры человека: — умение адекватно формулировать свою потребность в информации; - эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; - перерабатывать информацию и создавать качественно новую; - вести индивидуальные информационно-поисковые системы; - адекватно отбирать и оценивать информацию; - способность к информационному общению и компьютерную грамотность. Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями. Уровни реализации информационной культуры: 1. когнитивный уровень — знания и умения; 2. эмоционально-ценностный — установки, оценки, отношения; 3. поведенческий — реальное и потенциальное поведение.

Культурология зачёт — Стр 2

  1. Глобализация в современной культуре: процессы, проблемы, тенденции. Под глобализацией понимается сложный, многоплановый, макромасштабный процесс, охватывающий все стороны жизни общества. Глобализация представляет собой всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему. Важным фактором глобализации является углубление международного разделения труда в результате постоянного снижения стоимости транспорта и связи. Особая роль принадлежит революции в области средств информации, которая оказывает колоссальное влияние на все стороны общественной жизни. Глобализация ведет к интенсификации взаимодействия государств, углублению их взаимосвязанности. Однако глобализация несет не только блага, но порождает и отрицательные тенденции. Глобальная интеграция, универсализм сопровождаются местничеством, национализмом, сепаратизмом. Глобальные вызовы представляют собой реальные и потенциальные угрозы свободному и безопасному развитию экономических, социальных, политических систем этносов, культур, государств, каждой конкретной личности. Среди основных движущих тенденций глобализации обычно выделяют устойчивый и уже достаточно длительный процесс интеграции мировой экономической жизни, выражающийся прежде всего в увеличении мощи и роли транснациональных корпораций, объединенных ныне в единую систему под патронажем мировых финансовых институтов. Меньшее внимание обращается на то, что расширение рынков, наращивание объемов производства и соответственно масштабов его стандартизации способствует снижению производственных и эксплуатационных расходов. Глобализационные процессы в целом, включая, в частности, такое их ключевое звено, как глобальное преобразование информационно-коммуникационных взаимодействий, ведут к существенному изменению видов реализации властных отношений и технологий социального управления. Многие теоретики и публицисты отмечают наглядные признаки перераспределения властной мощи между такими ее классическими субъектами, как государство, политические партии, и новыми ее носителями — международными организациями и движениями. Тенденции глобализации с большой степенью вероятности несут в себе зародыши новых видов социальных отношений, социальных структур, новых способов освоения действительности, новых систем ценностей. В ходе их взаимодействия, как на национальном уровне, так и в наднациональном масштабе, исторически формируются новые цивилизационные проекты.