Культурология зачёт

  1. Культурология как наука: предмет, структура и функции. Культурология – наука о культуре. Философская дисциплина, формирующая представление о культуре, своеобразие культурно-исторического развития человека и общества. Статус самостоятельной науки получила в 20 веке. Относится к социо-гуманитарному знанию. Предмет культурологии — изучение содержания, структуры динамики и функционирования социокультурного опыта. Структура: 1. Теория культуры – изучает структуру, функции культуры, типологию, генезис, законы развития культуры; 2. Социология культуры – изучает функционирование культуры в разных социальных слоях; 3. История культурологии – изучает культуру в её конкретных содержаниях; 4. Психология культуры – конкретный психотип человека в определённом контексте культуры; 5. Антропология – изучает человека как создателя культуры. Функции: Объяснительная – сведение к понятному, дескриптивная – описательная функция, описание основных культурных элементов, прогностическая – определение перспектив и возможных путей развития, оценочная или аксологическая – сопоставление объектов и явлений в контексте культуры, герменевтическая – интерпретация, толкование языковых выражений, представленных языками, культурными текстами.

  1. Понятие культуры.

    Сущность и структура культуры.

Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Структура культуры: 1 – материальная – орудие труда, предметы быта, жилище, транспорт, коммуникации, еда. 2. духовная – философия, религия, мифология, искусство, наука, мораль, нравственность. 3. социальная – деятельность социальных институтов, нормы законодательства. Культура делится на: 1- Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества), 2- Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц. группе), 3- Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирующими ценностями, напр. – культура преступного мира).

  1. Развитие представлений о культуре в историческом процессе.

периоды развития культурологии:

4 стр., 1921 слов

Структура и функции общественного мнения

... ;       &nbsфункций общественного мнения. Задачи исследования: 1. Определить понятиеобщественного мнения. 2. Выделить структуру ифункции общественного ... мнения. Важнейшую содержательнуюхарактеристику общественного мнения составляют его функции. Функции общественногомнения: 1.     Аксиологическая, то есть оценочная; 2.     ...

1)    доклассический (Античность, Средневековье);

2)    классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);

3)    неклассический (конец XIX — первая половина XX вв.);

4)    постнеклассический (вторая половина XX в.).

  1. Функции культуры.

1.Гносеологическая (познавательная); 2. Аксиологическая (ценностная); 3. Креативная (преобразующая); 4. Информационная; 5. Аккумулятивная (накопительная); 6. Коммуникативная (связь или трансляция); 7. Социализирующая; 8. Нормативная или регулятивная; 9. Консолидирующая; 10. Адаптивная.

  1. Культура как информационный процесс. Язык, знак, символ, текст. Культуру можно рассматривать как совокупность внебиологической информации, накопленной человечеством на протяжении истории. Культура может рассматриваться как надбиологическая система хранения информации: 1. Летописи. 2. Произведения искусства. 3. Устное народное творчество. 4. Религиозное верование. Эта информация содержит программы и образцы поведения людей, отражающий опыт предков. Язык культуры – система знаком, с помощью которых совершается общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Знак – это носитель информации, заместитель материального объекта. Символ – это знак, не имеющий предметного значения. Текст – это любой объём информации, имеющий определённый смысл.

  1. Типология культуры — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. Типология культур по разным основаниям: по религиозному, по месту и времени, по историческому, по национальному, по отношению человека и общества, по социальному действию, по психологическому, по хозяйственному, по формационному, по классовому, по политическому, по социальному, по средствам передачи.
  2. Элитарная и массовая культура. Массовая культура – это культура, основным носителем и средством трансляции которой является СМИ. Культура, преобладающая и популярная среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения, СМИ, и т.п. Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех. Элитарная культура – это течение в культуре, создающее искусство для немногих и непонятное для широких масс.
  3. Молодёжная субкультура. – это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей информации. Её возникновение связано с неопределённостью социальных ролей молодёжи, неуверенностью в собственном социальном опыте.
  4. Восточный и западный тип культуры. Восточный тип культуры представлен широко и разнообразно, включает 3 основные традиции: арабо-исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская. Основные черты восточных культур: 1) Отношение ко времени. Представление о времени статично. Время делится на три ступени – прошлое, настоящее и будущее, но между ними нет особой разницы. Это обусловлено религиозными представлениями. 2) Сосредоточенность на духовном. Смысл жизни человека – постижение сакрального смысла бытия, а не реализация практических прагматических целей. 3) Принцип коллективизма. Личные интересы подчинены общественным, государственным интересам. Главным элементом общественного устройства является община, которая концентрировала жизнь человека и ограничивала его свободу. Поэтому личностное начало в человеке развито слабо. Данные особенности культуры определяет черты общественного устройства: вертикальный характер отношений между людьми (отношения с господином и подчиненным); деспотический характер власти, огромная роль государства, отсутствие прав и свобод. Западный тип культуры более молодой и распространенный. Особенности: 1) отношение ко времени. Представление о линейном, быстротекущем времени, представление о начале и конце истории. Время делится на 3 ступени, но отношение к ним не такое, как в восточной культуре. Прошлое уже свершилось, но из него можно извлекать уроки. Настоящее – это время, где человек является главным действующим лицом. Будущее неизвестно, но его можно подготовить. 2) Рационализм общественного сознания, свобода от религиозной догматики. 3) Индивидуализм. Признание авторитета личности, её свободы и автономии. Данные особенности культуры определяют черты общественного устройства: горизонтальный характер отношений в обществе; правовое демократическое государство; политический плюрализм; разделение властей: рынок как способ функционирования экономики. Главными проблемами западной культуры сегодня являются разрешение семьи, традиций, ценностей, норм, бездуховность, потребительство.
  5. Культура и цивилизация. Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой: 1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. 2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений ещё не возникло.

3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, т.е. цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества. 4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

7 стр., 3345 слов

Человек и общество

... традицияхопределённой совокупности людей. Характеристикиобщества: — общество состоит изотдельных людей, обладающих волей и сознанием; — определённоеколичество людей нельзя назвать обществом: для этого их ... отношения в современномобществе Этносы— большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознаниянерасторжимости исторической судьбы. Социальные общности,выделяемые по ...

  1. Культурогенез. Концепции происхождения культуры. 1) возникновение культуры как таковой; 2) процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему объясняет причины возникновения культуры у человека. 1.Креасцианистская. Культура рассматривается с точки зрения ее божественного происхождения. (примером могут служить мифы Др.Греции, боги обучали людей всему что они знают).

    12 стр., 5936 слов

    Институт дополнительного профессионального образования

    ... преподавателя становятся более творческими. Немаловажным в теоретической схеме механизма воспроизводства инновационной культуры педагогов в качестве заказчика педагогической деятельности выступает также Конституция РФ2 ... развития педагога как новатора необходимы по крайней мере следующие два основных фактора: 1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как ...

    2.Натуралистическая или эволюционная (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц).

    Основная мысль – культура как естественное выражение эволюции человеческого рода. 3.Орудийно-трудовая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс).

    Основная мысль – труд единственный первоисточник материальной и духовной культуры общества объяснение явлений культуры с помощью категорий трудовой деятельности. 4.Магическая (Дж.Фрейзер, Морган, Б.Малиновский).

    Основная мысль – специфика первобытного мышления – в неразвитости логических компонентов и доминировании магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире. Возникновение культуры – есть результат ритуальных религиозных действий. 5.Игровая (Й.Хейзинг).

    Основная мысль – культура возникает как реализация человека играющего. Возникновение культуры – это результат природной игры только человек придал ей интеллектуальную направленность. 6. Трансцендентальная (Бердяев, Соловьев).

    Основная мысль — Источник культуры – не в самой земной жизни, а привнесен в нее свыше. В данной теории человек в творении культуры выступает соавтором бога. 7.Космическая (космологическая) (Л.Гумилев, В.Вернадский).

    Основная мысль теории: Причина возникновения культуры – в действии особых космических факторов, благодаря которым складываются благоприятные условия для развития человека. Возникновение культуры – есть результат космических процессов. 8.Символическая теория, Э.Кассирер, К.Г.Юнг. Сознание связано с символами, через которые оно оформляет свой опыт общения с миром.

  2. Культурологическая концепция О. Шпенглера. Одним из мыслителей, который наиболее глубоко осознал тематику и симптомы кризиса Европы, был Освальд Шпенглер, книга которого «Закат Европы» стала сенсационной в год ее издания (1923) и остается таковой и сейчас. Уделяя основное внимание в ней переходу культуры в цивилизацию, Шпенглер утверждал, что этот переход отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью. Шпенглер отвергает рационалистические, панлогические построения истории культуры, основанные на ничем не подкрепляемом оптимизме. Всемирная история, содержащая традиционное членение на древний мир, средние века, Новое время и опирающаяся на понятия «человечество», «прогресс», «цель», существует лишь в головах философов. У истории нет ни единой цели, ни всеобщей логики — она характеризуется рождением и умиранием культурных организмов. Шпенглеру принадлежит идея культурно-исторического круговорота: каждый культурный организм рождается, проходит естественный путь, достигает своего расцвета и, истощаясь (в форме цивилизации), приходит к своему естественному концу. Цивилизация, достигшая расцвета в Европе, свидетельствует об истощении жизненного порыва, закате Европы. Зрелых культур, по Шпенглеру, 8: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная (греко-римская, «аполлоновская» по Шпенглеру), «магическая» (византийско-арабская), западноевропейская («фаустовская», которая в отличие от цельной и гармоничной «аполлоноаской» культуры проникнута скепсисом и рефлексией), южноамериканская культура майя.
  3. 13. Культурологическая концепция Н. Данилевского. Европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должны принять все народа. Идея полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития народов Земли. Жизненный цикл культурно-исторических типов – 4 этапа: подготовительный – смешение племён в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность; складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы; период расцвета – реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики; застой жизни – «апатия» культуры. Прогресс – движение человечества не в одном направлении, а вразных направлениях исторической деятельности. Способы взаимодействия культур: — «прополка» — насаждение чужой цивилизации и уничтожение существовавшей ранее культуры; — «прививка» — пересадка в культуру элементов чужой цивилизации; — «почвенное удобрение» — усвоение результатов более зрелой цивилизации.
  4. 14. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Тойнби — противник классического понимания истории как единого, линейного, непрерывного процесса ее движения расчленяет историю человечества на т.н. «локальные цивилизации», каждая из которых — это определенная веха времени, имеющая в пространстве протяженность большую, чем национальные государства, и замкнутая в независимый от других мир. Тезис о «единстве цивилизации», по Тойнби, — ложная концепция. Она имеет давнюю европейскую традицию и порождена христианством. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существуют 7: 1) западная; 2) православная; 3) индуистская; 4) китайская; 5) дальневосточная (Корея и Япония); 6) иранская; 7) арабская. Основными содержательными моментами в жизни цивилизации являются политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своем развитии проходит стадии: возникновения (генезиса), роста, надлома и распада. После гибели цивилизации ее место занимает другая. Т.е. происходит процесс своеобразного исторического круговорота цивилизаций. По Тойнби, определяющий фактор различия между примитивным обществом и цивилизацией — «социальное подражание», или мимесис (т.е. «приобщение через имитацию к социальным ценностям»).

    8 стр., 3606 слов

    Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

    ... здоровья. Глава I. Особенности психологии здоровья, понятия «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека. Понятие «психологическое здоровье». Как уже было сказано выше, понятие “здоровье” ... теме, дающей выход на возможности поддержания и восстановления душевного благополучия человека. Проблема нормы являлась и продолжает оставаться одним из самых актуальных, интригующих и ...

    В примитивном обществе, где мимесис направлен на прошлое, ориентирован на старшее поколение и на авторитет уже умерших предков, происходит социальная смерть, а затем распад и разложение. Развитие любой цивилизации (механизм, с помощью которого был осуществлен переход общества из статического состояния в динамическое движение, что, в свою очередь, способствовало рождению и функционированию цивилизаций) обусловливается действиями т.н. «вызова-и-ответа».

  5. 15. Теория «осевого времени» К. Ясперса. В концепции Ясперса культура и история — синонимы: «доистория» — это «немая культура», а история — «говорящая культура». Под культурой имелась в виду последняя. В этом контексте определялось осевое время, в котором выделялись следующие черты: универсализм, рефлективность, гуманистичность. Взятые вместе, они говорили об экзистенциальном характере содержания новой культуры. В осевое время, по Ясперсу, «полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру». К осевым народам Ясперс относит те народы, «которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории», а осевой эпохой называет эпоху «духовной основы нашего человеческого бытия». Т.о., в концепции Ясперса 3 формы культуры, обладающие исторической спецификой: архаическая культура (как культура «немоты», связанная с наличным бытием человека), культура цивилизаций доосевого периода («культура слова» или культура сознания) и универсалистская культура осевого времени («культура духа»).

    12 стр., 5956 слов

    Психологическая культура человека

    ... собственных переживаний и отношений с другими людьми. Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Андре Моруа писал «Люди так любят слушать, когда о ... исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в ...

    Единство культуры и истории Ясперс стремится найти во всех реальных, эмпирически фиксируемых сферах или кругах культуры. Он ищет выход к этому единству — на пути одухотворения культуры — во всех точках культуры, т.е. в культурном мире как целом. Это единство он находит в «философской вере», единой для человечества.

  6. Культура и природа. Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена: — непосредственное присвоение человеком объектов природы; — опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
  7. Культура и общество. Социальные институты культуры. Социальные институты – это организационные объединения людей, выполняющих определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами, образцами поведения. Социальные институты: 1. Экономическая – отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ).

    Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. 2. Социальная – отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, предприятия связи. 3. Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии. 4. Духовная – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распределения, потребления. Институты: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

  8. Культура и личность. Человек как объект и субъект культуры. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врождёнными качествами, способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врождённые внутренние черты и способности личности, считая что личность- это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Факторы, оказывающие влияние на формирование личности: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт. Субъект – в общих словах, творец культуры, т.к. он её создает. Объект – элементы, составляющие культуру, т.е. человек помимо того как сотворил культуру является её частью и следовательно является объектом.
  9. Этикет: понятие, сущность, виды, функции. Этикет, как элемент внешней культуры помогает решать в повседневной человеческой жизни множество проблем, регулирует ролевое поведение, вносит в обыденность элементы социальной игры. Различают несколько видов этикета: придворный, воинский, дипломатический, общегражданский.
  10. Социализация, её сущность и виды. Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы. Вторичная социализация — означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
  11. 21. Культурные ценности. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Типология ценностей, осуществляемая по разным основаниям: — по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические),
  12. — по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные – средства),
  13. — по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие),
  14. — по актуальным потребностям индивида.
  15. 22. Культурные нормы и традиции. Нормы – это правила поведения и жизнедеятельности людей и их принципы. Типология норм: Нормы-запреты (табу), нормы-рамки, нормы-идеалы. Нормы различаются по степени обязательности выполнения и степени свободы выбора. Наиболее жёсткий, принудительный характер имеют правовые нормы, технические, нарушение которых карается санкцией. Другие нормы носят менее жёсткий характер, допуская свободу выбора. Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которая передаётся из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.
  16. 23. Социодинамика культуры. Типы культурных изменений. Социодинамика – это те изменения, которые происходят в жизни общества под воздействием внешних и внутренних сил. Каждая культура проходит свой путь развития. Типы изменений: 1) Диффузия культуры (растворение); 2) трансформация форм культуры (модернизация); 3) синтез культуры (слияние, объединение).

    10 стр., 4554 слов

    Двигательная активность человека в различные периоды жизни

    ... заглушает «инстинкт свободы» и прививает человеку психологию подчинения. Грудной возраст (до одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех ... гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных ...

    8 стр., 3870 слов

    Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

    ... только культурное состояние, язык, мифологию, религию и нравы, но также искусство и науку, общее развитие культуры и ее разветвления, даже исторические судьбы и гибель отдельных народов, ... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, ...

    Причины культурных изменений: изменение внешних условий существования, внутренние противоречия, деятельность отдельных личностей (учёные, политические лидеры).

  17. 24. Модели культурно-исторического развития. Законы развития культуры. 1) Линейная (Тайлор, Морган, Спенсер).

    Суть: исходит из единства культурно-исторических процессов, рассматривает историю культуры как единый линейно-поступательный процесс развития человека; опирается на закон преемственности в развитии культуры. 2) Циклическая (Тойнби, Вико, Данилевский) – опирается на закон повторяемости – цикличности, существующий в мире природы и жизни человека; с этих позиций теория стремится объединить развитие культурных процессов. 3) Волновая (Маслов, Кондратьев) – обосновывает периодичность изменений – спадов и подъёмов в экономической, политической и социальной жизни общества. Законы развития культуры: закон единства и многообразия культуры, закон преемственности в развитии культуры, закон прерывности и непрерывности (новаторства и традиции), закон взаимодействия культур.

  18. 25. Миф как феномен культуры. Особенности мифологического сознания. Миф – это вымысел, принимаемый за правду. Характерные черты мифа: 1) отожествление фантазии с реальностью, 2) объяснение действительности в наглядно-образной форме, 3) эмоциональная насыщенность, 4) связь с магией. Особенности мифологического сознания: — принцип сопричастности – мистическое единство вещей, обусловленное «общностью душ». Всё, что происходит с одной вещью, воздействует на другие, сопричастные ей вещи. В каждой культуре есть своя мифология. – принцип антропоморфизма – всё в мире уподобляется человеку.
  19. 26. Наука как феномен культуры. Наука – 1) особая совокупность знаний; 2) особый вид деятельности; 3) особая отрасль общественного труда. Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об окружающем мире. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Выделяют несколько принципов: принцип объективности, принцип причинности, принцип рациональности, принцип воспроизводимости, принцип теоретичности, принцип системности, принцип критичности.
  1. Религия как феномен культуры. Религия – это вера в сверхъестественное, признание высших внеземных и надсоциальных сил, создающих и поддерживающих потусторонний и запредельный миры. Вера в сверхъестественное сопровождается эмоциональных переживанием, чувством сопричастности человека, скрытому от непосвящённого, божеству, которое может быть явлено в чудесах, видениях, образах, символах, знаках и откровениях, посредством которых божество даёт о себе знать посвященному. Функции религии в системы культуры: 1. Мировоззренческая – религия выступает как способ познания и осмысления мира, 2. смыслополагающая – религия обеспечивает выявление смысла жизни человека, так же базирующееся на определённой картине мира. 3. регулятивная – религиозная картина мира служит основой для норм и ценностей, идеалов, определяющих отношение человека к миру.
  2. Мораль как феномен культуры. Мораль – один из основных способов поведения человека. Сферу морали образуют отношения между людьми, построенные по законам самой человеческой жизни. Мораль представляет собой систему ценностей, регуляторов человеческого поведения, возникших на основе представлений о добре и зле. В основе морали как явления культуры могут лежать различные начала: — религиозный подход – нормы морали – от Бога; — биологический подход – нормы морали выработаны в процессе эволюции и закреплены в генах; — исторический подход – моральные нормы устанавливаются в конкретных общественно-исторических условиях; — рационалистический подход – человек как разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу разумными нормами; — социокультурный подход – моральные принципы создают культурную среду, в которой возможно ведение человеческого образа жизни.
  3. Искусство как феномен культуры. Искусство – сфера художественной деятельности и её продуктов – художественных произведений. Функции: 1) рекреативная – искусство как средство развлечения, 2) воспитательная – средство нравственного совершенствования человека, 3) идеологическая — в художественном произведении находят выраженные определённые взгляды на жизнь, 4) познавательная – отражение исторических событий, описаний жизни разных эпох и народов, представлений об идеалах красоты, «духа эпохи», 5) эмотивная – искусство затрагивает наши чувства, заставляет сопереживать, вызывает интерес. Основные виды искусств: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, скульптура, театр, музыка, киноискусство и др.
  4. Техника как феномен культуры. Техника – любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Функции техники в культуре: 1) создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры, 2) средство приложения достижений культуры к решению практических задач, 3) создание инструментария культуры – средств и способов деятельности, 4) техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством её хранения и передачи. Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека.
  5. Политическая и правовая культура. Политическая культура— это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность. Отражает механизмы реализации власти и отношение к ней. Продуктом её является полит. система общества. ПК присуща система символов (флаг, герб, гимн страны).

    6 стр., 2745 слов

    Ценностные ориентации и самоактуализация человека в различные периоды жизни

    ... варианты проживания периода середины жизни Исследование посвящено изучению личностных особенностей людей среднего возраста в контексте проблемы кризиса середины жизни Обобщение работ по проблеме феноменологии проживания периода середины жизни позволяет выделить ...

    Важной функцией является упорядочение и регулирование полит отношений. Правовая культура — важная составляющая современной культуры. Фиксирует уровень правовых знаний людей, включает в себя систему правовых ценностей, норм, правотворческую и правоприменительную деятельность. Продукт — правовые документы, организации, вырабатывающие, контролирующие исполнение правовых норм. Основные элементы – право, правосознание, правовая деятельность.

  6. Народная культура. Народная культура — культура определённого социального слоя. Проявляется в обычаях, одежде, укладе жизни. Её особенности: традиционность (традиции определяют ценности, нормы и смысл народной жизни, в наше время непрофессиональный статус, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерства, в основе которого лежит свободное владение традицией. К элементам, ее составляющим относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни.
  7. Культура повседневности. – это культура, этикет, правила общения, поведение, которые мы должны соблюдать каждый день
  8. Профессиональная культура. Профессиональная культура — система, включающая профессиональные знания и ценности, которые регулируют профессиональную деятельность. Отличается от народной институциональной формой (институт).

    Кроме профессиональных знаний включает в себя ораторское искусство, навыки делового общения в соответствие со служебным этикетом, навыки по решения психологических коллизий в коллективе.

  9. Межкультурные коммуникации: понятие, уровни, формы. Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Уровни: — межэтническая коммуникация – это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы), — контркультурная коммуникация – происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской. Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую, косвенную, опосредованную и непосредственную. При прямой коммуникации информация адресована отправителем непосредственно получателю и может осуществляться как в устной форме, так и в письменной. При этом наибольший эффект достигается посредством устной речи, сочетающей вербальные и невербальные средства. В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения радио, телевизионные передачи, публикации в газетах и журналах и т.п. Опосредованная и непосредственная формы коммуникации различаются наличием или отсутствием промежуточного звена, выступающего в роли посредника между партнерами. В качестве посредника может выступать человек, техническое средство.
  10. Культура первобытности. Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Основные черты первобытной культуры:1)синкретизм (слитность).

    Его проявления: синкретизм человека и природы (первобытный человек ощущал родство со всеми живыми существами), синкретизм личного и общественного (отожествлялся с общиной), синкретизм различных сфер культуры (искусство, религия, медицина не были обособленны друг от друга); 2) фетишизм; 3) Магия – система обрядов, с помощью которых человек может сверхъестественно воздействовать на природу, людей. Пронизывала собой все сферы жизнедеятельности первобытного человека. Выделялось 3 типа: контактная, гомеопатическая (заместитель объекта), магия слова – заговоры; 4) Миф — служил основным способом организации и хранения культуры, в нем отражались все её особенности, не требовал доказательств.

  11. Культура древних цивилизаций. Древняя Индия. Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной из других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Характерной чертой культуры Индии является многочисленные религии, которые взаимодействуют между собой. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху «Ригведи» – большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен. Древний Китай. Длительное время живя в изоляции, китайцы создали оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений человека и природы, устойчивыми культурными традициями. У них уже во 2 тыс. до н.э существовала иероглифическая письменность, был изобретён календарь, не имеющий себе равных во всей Азии. Исключительную роль в истории кит.культуры сыграло 13-книжие, являвшееся основой обучения и воспитания на протяжении 2-х тысячелетий. В Китае было сделано едва ли не половина важнейших изобретений и открытий – компас, мачты, пушки, порох, бумага, шёлк. Китайская медицина на протяжении трёх тысячелетней истории достигла выдающихся результатов. В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств. Древняя Греция. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. В Древней Греции добывали ряд черных и цветных металлов. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику – в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Из наибольших приобретений культуры Древний Греции есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегреческий лекарь Гиппократ. Греческое искусство в классический период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Древний Рим. Древний Рим охватывает период с 8 в. до н. э. по 5 век н.э. древние римляне оставили после себя большое количество научных открытий, грандиозные архитектурные сооружения, высокие образцы монументальной живописи и произведения монументального искусства. Римляне первыми стали применять обожженный кирпич и изобрели бетон – строительный раствор из глины, песка, камней. Они стали использовать в строительстве арки, при помощи которых сооружали водопровод, — акведуки. Римляне первыми построили храм с огромным куполом, не поддерживаемым колоннами – Пантеон. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки.
  12. Основные черты культуры Средневековья. Средневековое мировоззрение обусловило специфические черты искусства этой эпохи: 1)обращённость к богу (искусство должно было сводить человека и Бога), 2)символизм (произведения искусства являлись знаком, образами сверхъестественной реальности), 3) умозрительность (живопись, литература, архитектура имели в средние века характер учительства и напоминания).

    Первые художественные стили: 1)романский (10-12 вв.) – особенности: приземлённость, незамысловатость, ясность объёмов в архитектуре. Сохраняются элементы «звериного стиля» и натурализация. Человек в этом стиле слаб и ничтожен. Особое внимание уделяли чудовищам и демоническим существам, которые в изобилии помещались в интерьере церквей, 2)готический (12в) — архитектура и скульптура связаны с городами, а не монастырём. Готика отрицает всякую идею тяжести, трактует детали тонко и мелко. Готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, выражает чувства, эмоции и переживания.

  13. Культура эпохи Возрождения. Возрождение – это исторический процесс, связываемый с коренными изменениями в мировоззрении людей, поворотом от религиозно-космических воззрений к гуманистическим, к самоутверждению, возрождению человеческой личности. Возрождение появилось и пробрело свои основные черты в Италии и затем распространилось по всей Европе. Экономический подъём городов был связан с расцветом ремесла и торговли ,накоплением в городах капитала и появлением условий для перехода от ремесленного производства к мануфактуре. Из феодального мира город выделяли: наличие специализированного производства; ориентированность городской экономики на денежный обмен; расширяющееся использование наёмного труда в городе. Вслед за экономическими отношениями трансформировалась и соц. среда. В ремесленных центрах помимо цеховых мастеров появляется новая общественная группировка – постоянный рабочий. Новой растущей соц. группой в городах становятся люди свободных профессий, специально занимающиеся науками, искусством, литературой — интеллектуалы. Специфической городской группировкой был городской патрициат. Особенности: важнейшей предпосылкой в становлении ренессансных представлений явилось стремление к опытному познанию природы, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. Отличительной чертой языка эпохи Возрождения является символизм. Важная идея эпохи Возрождения – идея божественного начала в человеке. Формирование принципа антропоцентризма (человек создан по образу и подобию Божьему).
  14. Культура Нового времени. На заключительной стадии развития феодализма в Европе в период Нового времени выделяют две культурные эпохи: культуру Абсолютизма (XVII в.) и культуру Просвещения (XVIII в.).

    Абсолютизм — это период перехода от культуры Возрождения к культуре Просвещения.Феодализм, устояв политически, экономически и морально деградирует, приходит в упадок, из сословия бюргеров, горожан, формируются два класса — буржуазии и пролетариата. Уходит в прошлое феодальная ограниченность, замкнутость, корпоративность. Экономическая и политическая раздробленность отступает под влиянием интересов прибыли и складывающихся единых рынков. Единый рынок, единый экономический интерес заставляют народности перерастать в нации. Начинает складываться единая национальная жизнь и национальная культура. XVIII век вошёл в историю культуры как век Просвещения. Это период промышленного переворота и перехода политической власти в руки нового класса — буржуазии. Заканчивается длительная полоса господства традиционной аграрной культуры. В результате промышленной революции утверждается новая индустриальная культура. Но это и период политических революций в Европе, отдающих власть в руки промышленной буржуазии.Существенным содержанием промышленной культуры является трёхзвенная система машин и механизированные технологии. Они требуют технологического применения науки. Наука превращается объективно и субъективно в непосредственную производительную силу. Более того, вложения в науку стали приносить прибыль, стали экономически целесообразными. Отражением изменяющейся роли науки в производстве и в обществе и выступает культура Просвещения (переход от религии к науке).

  15. Модернизм и постмодернизм: тенденции культуры XX века. Модернизм обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты, элементы нестабильности переходной эпохи).

    Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин. Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден. Постмодернизм – широкое культурное течение, включающее в свою орбиту гуманитарные науки и искусство, философия. Характеризуется разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения. С их верой в торжество человеческого разума и его безграничных возможностей. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность. Тем не менее, модернизм и постмодернизм стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

  16. Своеобразие развития отечественной культуры. Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы. Первая фаза, охватывает почти три тысячи лет языческого до государственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного. Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода. Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IХ-ХVI вв.).

    Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство. Второй период связан с династией Романовых (1613-1917).

    Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период, выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство. Третий период начинается после Великой Октябрьской революции, царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство, внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

  17. Культура общества информационного типа. В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле — оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. Критерии информационной культуры человека: — умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; — перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию; способность к информационному общению и компьютерную грамотность. Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями. Уровни реализации информационной культуры: 1. когнитивный уровень — знания и умения; 2. эмоционально-ценностный — установки, оценки, отношения; 3. поведенческий — реальное и потенциальное поведение.

Культурология зачёт — Стр 2

  1. Глобализация в современной культуре: процессы, проблемы, тенденции. Под глобализацией понимается сложный, многоплановый, макромасштабный процесс, охватывающий все стороны жизни общества. Глобализация представляет собой всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему. Важным фактором глобализации является углубление международного разделения труда в результате постоянного снижения стоимости транспорта и связи. Особая роль принадлежит революции в области средств информации, которая оказывает колоссальное влияние на все стороны общественной жизни. Глобализация ведет к интенсификации взаимодействия государств, углублению их взаимосвязанности. Однако глобализация несет не только блага, но порождает и отрицательные тенденции. Глобальная интеграция, универсализм сопровождаются местничеством, национализмом, сепаратизмом. Глобальные вызовы представляют собой реальные и потенциальные угрозы свободному и безопасному развитию экономических, социальных, политических систем этносов, культур, государств, каждой конкретной личности.Среди основных движущих тенденций глобализации обычно выделяют устойчивый и уже достаточно длительный процесс интеграции мировой экономической жизни, выражающийся прежде всего в увеличении мощи и роли транснациональных корпораций, объединенных ныне в единую систему под патронажем мировых финансовых институтов. Меньшее внимание обращается на то, что расширение рынков, наращивание объемов производства и соответственно масштабов его стандартизации способствует снижению производственных и эксплуатационных расходов.Глобализационные процессы в целом, включая, в частности, такое их ключевое звено, как глобальное преобразование информационно-коммуникационных взаимодействий, ведут к существенному изменению видов реализации властных отношений и технологий социального управления. Многие теоретики и публицисты отмечают наглядные признаки перераспределения властной мощи между такими ее классическими субъектами, как государство, политические партии, и новыми ее носителями — международными организациями и движениями.Тенденции глобализации с большой степенью вероятности несут в себе зародыши новых видов социальных отношений, социальных структур, новых способов освоения действительности, новых систем ценностей. В ходе их взаимодействия, как на национальном уровне, так и в наднациональном масштабе, исторически формируются новые цивилизационные проекты.