4.Культурно-историческая концепция л.С. Выготского

  1. Понятие психики. Основные функции и формы. Причины сложности изучения психики.

Психика – (от греч. психос — душа) – это отражение субъектов объективной реальности, отношение субъектов с окружающей природой и регуляцией на основе этого своего поведения.

Структура психики:

  1. Когнитивный блок: мышление, представление, восприятие, ощущение.
  2. Эмоциональный блок: социальные, дифференцированные, базовые, глобальные.
  3. Психомоторный блок: деятельность, поведение, действие, движение.
  4. Интегративные блок: время, речь, сознание, память, внимание (ОБЪЕДИНЯЕТ 3 ПРЕДЫДУЩИХ).

Функции психики:

  1. Отражение – отражение элементов одного множества к свойствам другого
  2. Интерактивная – получение информации об окружающем мире
  3. Интегративная – регуляция своего поведения

Формы психики:

  1. Элементарные психические процессы – все психические процессы, которые есть и у человека, и у животных, контролирующие процессы (ощущения, восприятия, движения, действия, простейшие эмоции, нелогические формы мышления (животные)).
  2. Высшие психические функции (имеются только у человека) – сознание, абстрактно-логическое мышление, высшие чувства, сложная деятельность, речь, произвольная память, внимание, сила воли.

Причины сложности изучения психики:

  1. Биосоциальная детерминация
  2. Полифакторность
  3. Психика – объект и инструмент познания.

Критерии наличия психики:способность отличать субъекты объективной реальности, отношение субъектов с окружающей средой и регуляцией поведения.

  1. Определение психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии

Сам термин «психология» введен Аристотелем. Трактат о душе.

Психология имеет 2 смысла:

  1. Наука о закономерностях возникновения, развития, функционирования и исчезновения психики.
  2. Комплекс индивидуальных свойств человека

Объект науки – явление, которое изучается

Объект психологии – системы, в которых существенную роль играет психика.

К объектам относится человек, животное, социальная группа.

Предмет психологии – это функции и свойства систем , обеспечиваемые психической деятельностью.

Методы психологии используются, как в естественных науках, так и в гуманитарных.

Место психологии в системе наук

Объекты изучения – неорганическая, органическая природа, человек, общество.

3 стр., 1422 слов

Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений ...

... стимулирование учебной деятельности; воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства. Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на ...

Наука – естественные – физические, химические, биологические, социальные, философские, математические, психологические.

Отрасли психологии — фундаментальные – наиболее общие закономерности (общая психология, социальная психология); Прикладные – применимы к конкретным областям (юридическая психология, политическая психология, психология семьи, психология рекламы и т.д.)

Высшие психические функции формируются только во взаимодействии себе подобными. Высшие психические функции – это сложные социально-обусловленные, произвольные психические процессы.

Научные пути решения проблемы происхождения психики человека, впоследствии ее стали называть культурно-исторической концепции Л.С.Выгодского. Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Выделяются два подхода: биологический и идеальный.

Идеальный подход – человек имеет божественное происхождение.

Биологический подход – человек имеет естественное происхождение, является частью природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. Павлов придерживался этой теории.

Л.С. Выготский – человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных.

Высшие психические функции, составляют высший уровень психики человека. Выгодский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Под высшими психическими функциями понимаются – произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

Три составные части концепции Выгодского:

  1. Человек и природа – 2 тезиса – 1 тезис – при переходе от животного к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. С появление человека – человек взаимодействует на природу и видоизменяет ее. – 2 тезис – существование механизмов изменения природы со стороны человека, заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.
  2. Человек и его собственная психика – 2 положения – 1 положение – человек научился овладевать своей собственной психикой, появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. (Высшие психические функции – способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность).

    Человек овладел своим поведением, как и природой с помощью психологических орудий – знаки. Знак – искусственное средство, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами.

  3. Генетические аспекты – Откуда берутся средства – знаки? – труд создал человек, для труда нужно было общение, люди общались с помощью знаков и вероятнее всего первыми словами были слова-приказы. Так, услышав особое сочетание звуков человек понимал, что от него требуется. Он научился управлять своим поведением, следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Интериаризация – процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические.

Вывод: человек отличается от животного, тем что человек овладел природой с помощью орудий. Высшие психические функции человека отличаются от психический функции животных по свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны. Сознание невозможно вне общества.

5 стр., 2425 слов

Высшие психические функции 2

... ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память и высшие психические функции - культурные - абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. ...

  1. Понятие, виды ощущений. Характеристики видов ощущений. Классификация Б.А. Ананьева. Основные свойства ощущений. Сенсорная адаптация и свойства ощущений.

Ощущение – отдельные свойства среды (форма, цвет и т.д.)

Воздействие предметов на оруганы чувств

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из 3 частей: периферический отдел – рецептор (-воспринимающая часть анализатора, основная функция – трансформация внешней энергии и нервный процесс), проводящих нервных путей, корковых отделов анализатора (центральные отделы анализатора)

Анализатор – активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты.

Рационализм– сознание и разум – это первичное, далее не объяснимое свойство человеческого духа.

Мюллер сформулировал теорию«специфической энергии органов чувств»- каждый из органов чувств не отражает воздействия внешнего мира, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы.

Солипсизм – человек может познать только себя и не имеет никаких доказательств существования чего-то иного, кроме него самого.

Виды ощущений:обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Б.А.Ананьев выделял 11 видов ощущений.

I группа – Дистантные ощущения:зрение, слух, обоняние.

IIгруппа – Контактные ощущения: тактильные, температурные, вкусовые, вибрационные, болевые.

III группа – относящиеся к самому телу:вестибулярные, мышечные, интроцепивные.

Основные свойства ощущений:качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество = модальность– свойство характеризующие основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений.

Интенсивность– количественная характеристика и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.

Длительность– временная характеристика возникшего ощущения.

Положительный и последовательный образ – состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ – возникновение качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя

Чувствительность – абсолютная чувствительность (способность ощущать слабые раздражители) и чувствительность к различию (способность ощущать слабые различия между раздражителями).

Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Сенсорная адаптация– изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителем.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Виды: 1.Взаимодействия между ощущениями одного вида.2.Взаимодействие между ощущениями различных видов.

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение ... жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, выразительные глаза. ... ответы неверны. 3. О каком свойстве внимания (устойчивость, распределение, концентрация, ... и представляем необходимые образы в памяти. Удивление перед тайной является само ...

  1. Определение восприятия, физиологические основы восприятия. Виды и свойства.

Восприятие – целостные свойства (предмет в общем)

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органы чувств.

Отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем, а также предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается. В процессе восприятия всегда включены двигательные компоненты.

Физиологической основой восприятияявляются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, контрастность, осмысленность, апперципация, активность.

Предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством восприятия.

Целостность –складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

Структурность –восприятие, в большинстве случаев, не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой.

Контрастность –относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Осмысленность – в значительной степени интеллектуальный процесс.

Активность –в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия т.е. не отражаются в нашем сознании.

Восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов.

Классификация основных видов восприятия:

По основной модальности – зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, слуховое.

По форме существования материи – восприятие пространства, времени, движения.

  1. Эмоции. Виды, функции. Структура эмоциональной сферы.

Функции – энергетическая (эмоции страха, гнева и т.д.)

Эмоции – отражение значимости объекта или явления в форме непосредственного переживания.

Эмоции: положительные и отрицательные.

К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические (стимулируют деятельность, увеличивают энергию…) и астенические(скованность, пассивность).

Фундаментальные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Амбивалентность – двойственность чувств.

Эмоции контролируют тонус человека. Обусловлены и внешними и внутренними факторами.

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию ... 14 1.8. Исследования мозга…………………………………………………..16 Глава 2: «Память человека»…………………………………………………19 2.1. Два вида памяти: кратковременная и долговременная……………….19 2.2. Эффективность синапсов……………………………………………….20 ...

Свойства эмоций: качество (модальность), динамические свойства эмоций.

Структура: бессознательный характер, функциональная ступень.

Теория Джеимса – Ланге: сначала под действием внешних стимулов происходят изменения в организме и лишь затем возникает соответствующая эмоция (радуется потому что смеется, плачет потому что печалится).

Альтернативная теория была предложена У.Кеноном, затем эти теории исследовались и в результате электрофизиологических исследований головного мозга возникла теория Линдса – Хебба.

В результате, эмоциональные проявления есть ничто иное, как изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель.

  1. Определение и общая характеристика памяти. Основные виды памяти. Основные процессы и механизмы памяти.

Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Память помогает накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы впоследствии, названные принципами ассоциации (в пер. связь, соединение).

Принципы:

  1. Ассоциация по смежности – образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
  2. Ассоциация по сходству – образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.
  3. Ассоциация по контрасту – образы восприятии или определенные представления вызывают в нашем сознании представления о каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ним.

Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого (Выгодский – показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению).

Основные виды памяти:

  • По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно – логическая.
  • По характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная.
  • По продолжительности закрепления и сохранения материала: кратковременная, долговременная, оперативная.

Основные процессы и механизмы памяти.

Основные характеристики памяти: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию.

Объем памяти– характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения – характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Точность воспроизведения – отражает способность человека точно сохранять и воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

Длительность – способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

4 стр., 1910 слов

Речь человека

... силу звучания голоса должен определить собеседник 4. Гладкость (плавность, непрерывность) речи Человек произносит речь плавно, не прерываясь, не делая ненужных пауз, порождающих излишнее ожидание и ... компонентами Оценка по пятибалльной шкале: 1 - слишком невыразительная, неэмоциональная речь; 5 - чрезмерно эмоциональная речь Люди, общаясь друг с другом, как правило, стараются, чтобы их общение ...

Готовность к использованию – когда вспоминается через какое-либо время.

Запоминание– процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Произвольное и непроизвольное.

Механическое запоминание – без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала (ассоциации по смежности).

Сохранение, воспроизведение, узнавание.

Сохранение может быть динамическим (оперативная память, материал изменяется мало) и статическим (долговременная память, материал подвергается переработке).

Извлечение информации: воспроизведение (-процесс воссоздания образа предмета) и узнавание.

Забывание – невозможно припомнить или узнать; неверное припоминание или узнавание.

Уровни памяти: воспроизводящая память, опознающая память, облегчающая память.

Общая (в основном интеллект), специальная (отдельные познания).

  1. Определение, характеристика, виды внимания.

Внимание – направленность и сосредоточенность на чем-либо.

Характеристика: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость, объем внимания.

Устойчивость – способность в определенное время сосредоточиться на одном и том же предмете.

Концентрация – степень сосредоточенности внимания.

Распределение – способность выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключаемость – сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Объем – количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно.

Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Виды внимания:

Произвольное непроизвольное.

Непроизвольное – пассивное или вынужденное. Различные причины – внешний раздражитель, внутренний раздражитель и внутреннее состояние, общая направленность личности.

Произвольное – управляется сознательной целью. Тесно связано с волей человека. Основная функция – активное регулирование протекания психических процессов. Возникло в процессе сознательной деятельности.

Послепроизвольное – носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.

  1. Развитие внимания и памяти.

Память – первоначальным проявлением памяти можно условно считать рефлексы, наблюдаемые в первые месяцы рождения ребенка, например при входе мамы в комнату ребенок перестает плакать. К концу второго года жизни ребенок может узнать, то что видел несколько дней назад. К концу третьего года – то что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого – то, что было примерно год назад. Прежде всего проявляется узнавание, воспроизведение обнаруживается значительно позже (на2 году жизни).

Первоначально память носит непроизвольный характер. Произвольное развитие памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и процессах воспитания. Дети запоминают лучше то, что вызывает у них интерес. Бурное развитие происходит в школьные годы, связанно с процессом обучения. Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти.

2 стр., 975 слов

Психические познавательные процессы и их развития у военнослужащих.

... никакая психическая деятельность. Мышление - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека существенных связей и отношений между предметами, процессами и явлениями. Речь- процесс отражения объективной ... и воспитания воинов к условиям боевой действительности. Особенно внимание уделяется развитию у воинов морально-боевых качеств, укреплению порядка и воинской дисциплины, ...

Внимание – в первые месяцы жизни у ребенка отмечается только наличие непроизвольного внимания. Реагирует только на внешние раздражители. Начиная с третьего месяца все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью. В 5-7 месяцев – в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Зачатки произвольного внимания появляются к концу 1- началу 2 ого года жизни. Связанно с процессом воспитания. Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво; непроизвольное внимание – устойчиво. Школа – формирует развитие произвольное внимание. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать внимание. В старших классах достигает более высокого уровня.

  1. Общая характеристика речи. Физиологические основы речи. Основные виды речи.

Коммуникативная, сигнификационная (употребление знаков общения, придание им определенного значения и символы).

Речь – это процесс общения людей по средствам языка.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Речевое общение – сложный и многосторонний процесс. Леонтьев пишет – всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств». В полнее естественно, что то же самое относится и к пониманию речи.

Речь – это специфически человеческая деятельность.

Системы, обеспечивающие речь можно разделить на две группы: периферические и центральные.

Центральные – определенные структуры головного мозга.

Периферические – голосовой аппарат и органы слуха.

Голосовой аппарат состоит из трех основных систем: органы дыхания, гортань, полости рта и носа. Нервные пути, связывающие с мозгом находящийся на барабанной перепонке кортиев орган, заканчиваются в извилинах Гешля. Если произойдет нарушение функции того или иного участка этих извилин, то у человека происходит выпадение соответствующего слухового ощущения.

В левом полушарии локализуется специфический слуховой центр речи – центр Вернике. При нарушении деятельности этого центра человек лишается способности различать слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Такое явление получило название сенсорной афазии.

Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры – центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи (нарушение нормального функционирования данного центра выражается в том, что человек теряет способность произносить слова) – моторная афазия.

6 стр., 2517 слов

Интеллект это мышление, высший познавательный процесс. 

... (от 8 до 11 лет) различные типы мыслительной деятельности, возникшие во время предшествующего периода, наконец, достигают состояния ... группировок и групп мышления требует инверсии, но пути движения в этой области бесконечно сложнее. Речь идет о децентрации ... основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и ...

Виды речи: устная и письменная.

Устная – разговорная или диалогическая (диалоговая), монологическая (монолог) –активная и пассивная.

Письменная –изображается графически, слова строго следуют одно за другим, можно стоить более произвольно, чем устную, является более сложной формой речи.

Кинетическая речь –сохранился у человека с давних времен; жесты.

Внутренняя речь – связана с обеспечением процесса мышления.

Внешняя речь – связана с процессом общения, обмена информацией.

Функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

  1. Теоретические проблемы возникновения речи. Формирование письменной речи.

Суть проблемы: является ли речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. Существует целый ряд теорий, пытающихся объяснить процесс формирования речи. Среди наиболее известных из них находится теория научения– ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать.

Следующая теория – специфических задатков – Хомский утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов.

Когнитивная теория – Пиаже; развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Выгодский внес огромный вклад в развитие проблемы взаимосвязи речи и мышления – согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно – образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета.

Речь и мышление не являются одинаковыми процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Мышление и речь имеют разные генетические корни.

Симпрактическая речь – общение в конкретной ситуации.

Речь и мышление составляют между собой сложное единство.

Письменная речь,как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, передают звуковой состав слов. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед глазами, поэтому ее легче понимать, чем устную. Но с другой стороны она является более сложной, так как требует более продуманного построения фраз. Также мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее жестами.

  1. Волевые процессы.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умение преодолевать внутренние и внешние трудности, при совершении целенаправленных действий и поступков.

Существуют произвольные действия которые развиваются на основе непроизвольных движений и действий (мигание, глотание, чихание и т.д.)

Поведение, как и действие может быть произвольным и непроизвольным.

Волевые действия различаются не только по степени сложности, но и по степени осознанности.

Когда человек осознает, но не может объяснить – импульсивное действие.

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Проявление мышления выражается в выборе цели и средств.

При ясном осознании мотива, вызывающего ее стремление к цели принято называть желанием. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно ... о способности регулировать внутренние, психические состояния человека путем воздействия на его поведение. Идея взаимосвязи ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности ...

3. Антропогенез. Социогенез и культурогенез

Антропогенез — это часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Социогенез— процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Социогенез— происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

Социогенез— учение о происхождении общества.

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

5. Психогенез. Критерий наличия психики. Стадии развития психики

Психогенез- Происхождение и, в более широком смысле, развитие -психики. В этом смысле термин используется в общем плане, по существу, для обозначения любого аспекта психологического функционирования. 2. происхождение и развитие определенного психологического события внутри определенного организма.

Чувствительность – это способность отражать абиотические свойства среды.

Критерии психики- чувствительность

Психика – это свойство высокоразвитой живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика – это свойство только живой материи. Главная особенность психики в способности отражать объективный мир. Живая материя способна реагировать на изменения внешней среды.

Раздражимость отличает живую материю от неживой.

Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства ( 3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

6. Понятие возрастного кризиса. Кризисные периоды. Механизмы научения.

Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11-12 лет).

возрастной кризис в пору юности — примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым.

возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни.

озрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

9. Предмет и фон. Восприятие пространства и времени

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. , целостное отображение предмета. Это единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Восприятие включает ощущение и основывается на нём. В процесс восприятия включаются память и мышление. В-е называют перцептивной системой человека. В процесс в-я всегда включены двигательные компоненты.

Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов. Предметность не является врождённым свойством восприятия.

Фигурой принято называть замкнутую, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а всё, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Предмет или объект восприятия то, над чем сосредоточено в данный момент восприятие., фон- задний план.

Предмет и фон явление динамическое, то что было фоном может стать предметом и наоборот.

Все предметы находятся в пространстве и существуют во времени.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение.

Чем больше изображение на сетчатке, тем больше нам кажется предмет.

Воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения.

Воспринимаемый размер = зрительный угол × расстояние.

Контрастность предметов (особенность).

10. Представление

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Представления памяти – представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом к.л. предмета или явления.

Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и её творческой переработки.

Представления характеризуются на: наглядность, фрагментарностью, неустойчивость, непостоянство.

Функции п-я: сигнальная, регулирующая, настроечная.

Классификация основных видов пре-й: по видам анализаторов (зрительные , слуховые, обонятельные, осязательные), по степени обобщённости(единичные, общие), по степени волевых усилий(непроизвольные. произвольные).

11. Мышление. Понятие, виды. Операции мышления.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом.

ОБОБЩЕННОЕ, ОПОСРЕДОВАННОЕ, ОПОРА НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

Мышление: особенности протекания (обобщённое, отражённое и опосредованное познание действительности, решение конкретной задачи, связь с речью)., формы мышления (понятие, суждение, умозаключение)., мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация).

Виды мышления: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), по характеру (теоретическое, практическое), по степени развёрнутости (дискурсивное, интуитивное), по степени новизны (репродуктивное, продуктивное).

12. Онтогенез и филогенез мышления

Генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.

Онтогенез – индивидуальное развитие

Филогенез – историческое развитие организмов.

13. Патология мышления

Есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизма.

Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины.

Однако аутизм, считал Блейлер, имеет определенную ценность. Он снимает излишнюю напряженность у человека, успокаивает его, иногда усиливает стремление к позитивной цели. «Нужно представлять себе цель более желанной, чем она есть на самом деле, чтобы повысить свое устремление к ней; не нужно детально представлять себе все трудности и их преодоление, в противном случае человек не сможет приступить к действию… и его энергия ослабеет».

Расстройство формы ассоциативного процесса: нарушения темпа мышления, нарушение подвижности мышления , нарушение целенаправленности мышления, нарушение грамматического строя речи.

Расстройство содержания мышления: навязчивые идеи, свехценные идеи, бред.

14. Фагм

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений.

Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т.е. типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному.

“Левополушарное” мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, к-рую можно закрепить и однозначно выразить в словах или дpyгиx условных знаках, что является обязательным условием социального общения.

“Правополушарное” — пространственно-образное — мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.

(Ретикулярная формация — это формация, идущая от спинного мозга к таламусу в ростральном (к коре) направлении. Кроме участия в обработке сенсорной информации, ретикулярная формация оказывает активизирующее воздействие на кору головного мозга, контролируя таким образом деятельность спинного мозга.)

15. Воображение

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную деятельность, и создание на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы.

Воображение может различаться по степени произвольности и преднамеренности. Сновидения считаются непроизвольным в. Произвольные: воссоздающие мечту, воображение и творчество.

Пространственное в.- способность воссоздать образ в 3мерном пространстве.

16. Понятие психомоторики. Физиология движений и физиология активности

Движение – изменение положения органа в пространстве.

Действие – целенаправленное изменение положения органа в пространстве.

Психомоторика – это совокупность сознательно управляемых двигательных действий.

Физиология активности — концепция Н. А. Бернштейна, согласно которой активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии не только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Принцип физиологической и биологической активности альтернативен концепциям, которые имеют в основе представление о рефлекторной дуге . Однако стимул, являясь бесспорной причиной появления самого феномена рефлекса, ничего не говорит о генезе и значении этого рефлекса — о том, почему на этот стимул организм отвечает именно так, а не иначе. Физиология активности стремится ответить на вопрос, для чего совершается реакция организма, какой потребности организма она соответствует. Активность организма строится в соответствии с вероятностным прогнозированием дальнейшего развития событий в среде и положения в ней организма.

17. Теория деятельности

Выгодский, Леонтьев и др.

Действие – сознательное проявление действие человека.

Основная суть деятельности человека определяет его сознание.

Основные действия: акт сознания, акт поведения, принцип активности, социальный характер действия человека.

Способы выполнения действия – операция.

Общая психологическая характеристика деятельности:

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром.

Цель – осознаннее образ предвосхищенного результата на достижение которого направлено действие человека.

Задача – заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуры.

Игра – особый вид деятельности результатом которого не становится производство какого-либо материала или идеального продукта.

19. Физиологические основы эмоций

Эмоции – это очень сложные психические явления, чувства, настроения, эмоциональный стресс, аффекты.

Аффекты – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

Физиологические механизмы эмоций состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних. Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

20. Онтогенез и филогенез эмоций

26. Развитие речи у ребенка

Выделяют 4 периода развития:

  1. Подготовление словесной речи (до конца 1г.) Услышав голос 3м. ребёнок начинает искать взрослого, это считается зачатками речевого общения.
  2. Первоначальное овладение языком и формирование расчленённой звуковой речи (до 3).
  3. Развитие языка ребёнка и в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (3-7) .
  4. Овладение ребёнком письменной речью и систематическое обучение языку в школе.

28. Понятие сознания и самосознания

Сознание – это высшая форма интеграции всех видов психической деятельности человека, связанная со знаково-символической, речевой деятельностью и возникающая в процессе общественного развития человечества. Стадия сознания имеется только у человека. Критерии наличия сознания: время, место, идентификация.

Пример: после аварии спрашиваю «кто ты?», «где ты?» и т.д., для проверки сознания человека.

  1. Понятие темперамента. Гуморальные теории темперамента. Конституционные теории темперамента. Теория темперамента школы Теплова-Небылицына.

Темперамент биологически обусловлен, определяет свойства нервной системы, говорит о психо-динамических свойствах человека.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью.

Для объяснения отличий в психическом составе индивидов Гиппократ исходил из того, что проявление психики в поведении зависит от смеси «соков» в организме человека. Основными «соками», от которых зависит состав темперамента, Гиппократ считал: желчь; кровь; черная желчь; холодная скользкая жидкость (лимфа).

люди с определенным типом строения тела имеют соответствующие психические особенности и склонность к соответствующим психическим заболеваниям. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

Лептосоматик (лептос — хрупкий, тонкий, сома — тело)

Пикник (толстый).

Атлетик (борьба).

Диспластик (дис — плохо, пластик — сформированный).

С которыми он соотносит след типы характера: шизотимик, иксотимик, циклотимик. Шизотимик характеризуется замкнутостью, склонностью к абстрактным рассуждениям, плохим приспособлением к социальному окружению. Циклотимик — эмоц. человек, умеющий устанавливать контакты и склонный к практич. деятельности. Иксотимик описывается как сдержанный, ригидный, мелочный.

В школе Б.М. Теплова— В.Д. Небылицына было выделено 12 таких свойств (четыре свойства возбуждения и торможения — сила, подвижность, динамичность и лабильность; и уравновешенность по этим свойствам).

В соответствии с этим В.Д. Небылицын предложил различать парциальные свойства нервной системы, соотносимые с особенностями протекания условных рефлексов, и общие свойства, которые представляют собой сверханализаторные характеристики работы мозга и служат нейрофизиологической основой целостных особенностей индивидуального поведения. Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Динамичность – лёгкость и быстрота образования тормозных и положительных условных рефлексов.

30. Понятие характера. Классификация а.Е. Личко

Характер- это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в способах действия и формах поведения.

Черты характера – это психические свойства чеовека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Классификация акцентуаций у подростков по Личко:

Гипертимный тип- подвижность, активность, склонность к озорству. Хорошие настроение, неконфликтные, самоуверенные.

Циклоидный тип- повышенная раздражительность, склонность к апатии, необщительны, тяжело переживают неприятности.

Лабильный тип – крайняя изменчивость настроения, хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих.

Астеноневротический тип – мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность.

Сензитивный тип — повышенная чувствительность ко всему, застенчивые, робкие, общению со сверстниками предпочитают взрослых и детей, повышенное усердие и разборчивость в выборе друзей.

Психастенический тип – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, самоуверенность сочетается с неуверенностью.

Эпилептоидный тип – часто плачут, жестокость, властность, себялюбие.

Истероидный тип – эгоцентризм, жажда внимания, неспособность стать настоящим лидером.

Неустойчивый тип — это слабовольный, плывущий по течению человек. Любят бездельничать и праздность, отсутсвуют серьёзные интересы. Не думают о будущем.

Конформный тип – бездумное подчинение авторитетам. Склонны к морализаторству и консерватизму.

31.Понятие личности. Концепции личности в трудах зарубежных и отечественных авторов.

Индивид – это человек в его биологических свойствах.

Структура:индивидуальный уровень, темперамент, характер, личность.

Личность – это конкретный человек взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связяхи отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Биологизаторская к-я — все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. (Павлов) Закон рекапитуляции- в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида.

Социологизаторская к-я – психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развитие его духовной жизни, культуры. (Штерн) По его мнению, рекапитуляция охватывает эволюцию психики животных и историю духовного развития общества.

«Коллекционерский» — личность как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. (Петровский)

Личность – биосоциальная иерархическая структура : направленность, опыт, индивидуальные особенности различных форм отражения и объединённые свойства темперамента.(Павлов)

Личность — психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

К этому понятию не относится физическая конституция: нервная система, темперамент, био потребности. (Леонтьев)

Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.(Ананьев)

Исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Понятие личности сформировалось в рамках биологических и социальных наук. Личность-это социальное качество индивида.(Ломов)

32. Развитие и формирование личности

Концепция Эриксона – эпигенетический принцип – 8 жизненных психологических кризисов:

1. Кризис доверия- недоверия (1г.)

2. Автономия -сомнениям и стыду (2-3)

3. Появление инициативности — чувство вины (3-6)

4. Трудолюбие — комплекс неполноценности (7-12)

5. Личностное самоопределение – индивидуальная серость и конформизм.(12-18)

6. Интимность и общительность – личностная психологическая изолированность.(около 20)

7. Забота о воспитании нового поколения – погружение в себя (30-60)

8. Удовлетворённость прожитой жизнью- отчаяние. (старше 60)

Социализация – это активное воспроизводство индивидом социального опыта.

Индивидуализация — это разное восприятие ситуаций и вынос соц. опыта.

Инкультурация – это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действия, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.

33. Общая характеристика способностей. Виды, природы и формирование

Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют лишь те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Понятие способность не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у человека. Способности разделяют на: природные и специфические.

Природные являются общими для человека и животных, эти способности связаны с врождёнными задатками.

Специфические СП. Делятся на: общие и специальные высшие интеллектуальными.

К общим СП. принято относить те, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности. (мыслительные с., точность ручных движений, память, речь)

34. Специальные способности

Те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. (СП: музыкальные, математические, лингвистические).

Высокий уровень развития общих способностей может выступать в роле специфических

35. Понятие интеллекта. Структура интеллекта

Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление.

36. Одаренность и гениальность

Одаренность- своеобразное сочетание способностей. Которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения к.л. деятельности.

Гениальность- высший уровень развития способностей. О гениальности говорят. Когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.