2) Критика потребительской идиологии

1) Реклама как идеология потребления. Исследователи выделяют в рекламной коммуникациидва типа дискурса:«первичный дискурс»рекламы дан как система представления объектов, программирующая потребителя на приобретение того или иного товара или услуги;«вторичный дискурс»– это своеобразный идеологический конструкт, выстраивающий систему символических ценностей, систему существующих общественных, социальных, политических и др. стереотипов.

В первичном дискурсе речь может идти, например, о том, насколько чисто стирает тот или иной порошок, как прекрасно работает новая кухонная техника, как компьютер помогает принимать правильные решения, какой незабываемый запах у этих духов и т. д. А вторичный дискурс информирует о том, кто стирает (должен стирать) порошком, кто готовит (должен готовить) пищу, кто принимает (должен принимать) решения с помощью компьютера и кому следует быть сексуально привлекательным, чтобы преуспеть в жизни

Этот вторичный дискурс в рекламе и призван сформировать позитивный образ производителя или товара и / или выработать потребительские мотивы. Это своеобразный идеологический текст, который создается с целью пропаганды (формирования, поддержания или коррекции) определённой идеологии – идеологии бесконечного потребления. В связи с этим можно утверждать, что в современном пространстве медиа-рекламной картины мира внедряется главная «маркетингово-рекламная» мысль о том, что надо жить, чтобы потреблять, а не потреблять, чтобы жить.

В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, при которой товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни. В современном российском обществе «выхолащивание национально-духовного содержания личности, социума в целом закрепляется переориентированием их на борьбу с перхотью и потом, кариесом и дурным запахом изо рта, на чёткое знание сигаретно-пивных и прокладочно-памперсовых различий-достоинств, на всяческое куражирование потребительских инстинктов, на растрату социальной энергии в психозе вещизма и удовольствия» [3].

21 стр., 10171 слов

Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии

... в насто­ящее время основное направление в решении дифференцированного обучения в школах для слепых и слабовидящих. В современных условиях для этого предоставляются широкие воз­можности. ... осуществления. Специальные часы коррекции, содержа­ние которых направлено на индивидуальную работу с вторичными от­клонениями (пространственная ориентировка, развитие осязания и т.д.) и индивидуальными нарушениями, ...

Потребительство притендует за духовное содержание.

— критикуют за бездуховность

— за то что нет цели в жизни

— за безнравственность(интимные вещи)

— цинизм

— омасобление – привращение в массовость

— ценности сходятся к потребительству

— уничтожаются национальные отличия

Реклама создаёт антигероев ( мистер пропер)

3) Реклама как философия культуры

Философия культуры- 2-я природа. Всё что создано человеком. Материальная культура,духовная культура.

Реклама находится на стыке материальной и духовной культур. Сущность рекламы- привнесение культуры материальной в духовную. 4)

5) Мифологические элементы в рекламе

Реклама мифологична насквозь . ( золушка. Супергерой.красная шапочка – приодоление опасности и победа ни смотря ни на что(актимель. Утёнок) волшебный помошник. Параллельный мир)

Секс связан с мифами.

Секс- желание. Отношение между полами.

Современная реклама в отличии от прошлой – удовольствие для самого себя.

7. Психология потребителя

Существует два осн. аспекта поведения потребителя: удовлетворение потребностей и исполнение желаний.

Чтобы глубже проникнуть в П. п., нужно учитывать ряд факторов:

Принцип гештальта. Приобретение конкретного вида товара должно рассматриваться по возможности в самом широком культурном контексте. Если мы хотим понять, почему человек купил именно эту марку мыла, продуктивным путем может стать изучение более общего гештальта поведения, связанного с мытьем и купанием. Так, мн. исслед. в области П. п. начинаются с анализа фундаментальных вопросов.

Принцип «айсберга».Принцип «айсберга» подразумевает, что не вся необходимая информ. всегда лежит «на поверхности». Если принимать этот принцип во внимание, то оказывается, что большая часть поведения покупателя (а тж соц. поведения, включая такие действия как участие в выборах или отказ от курения) обусловливается глубоко скрытыми причинами. Признающие этот принцип исследователи избегают прямых вопросов «почему» при изучении мотивации потребительского поведения. При использовании вопросов «почему» респондента склоняют дать объяснение собственной мотивации, что часто оказывается невозможным.

Динамический принцип.Челов. мотивация не статична. Соц., экономические и психол. тенденции влияют на все формы поведения. Опросные методики, сконцентрированные на получении данных о поведении на момент опроса, часто оставляют без внимания всю важную информ. Спрашивая чел., сколько он зарабатывает, мы не получим сведений о том, стабильно ли его финансовое состояние или оно изменяется в сторону улучшения/ ухудшения, что гораздо полезнее знать, нежели доход на момент опроса. С психол. т. зр., люди, экономическое положение к-рых улучшается, неизменно или ухудшается, в действительности принадлежат к трем совершенно разным категориям, даже если они зарабатывают в данное время абсолютно одинаково.

Образ и символика.За каждым товаром стоит идея. То, что остается в представлении потребителя после массированного воздействия рекламы конкретной марки товара, — это образ товара: мелодия, ритм, общая конфигурация, фон, кандидат или страна. Это более чем расплывчатый феномен. Мн. научные исслед. показали, что мы склонны мгновенно менять свое мнение и интерпретацию нейтрального утверждения, когда узнаем, что с ним ассоциируется чел., к-рый нам нравится или не нравится. Мы реагируем скорее на сигнатуру (идентификационную характеристику) сообщения, чем на его содержание.

9 стр., 4082 слов

Анализ покупательского поведения деловых потребителей

1 Факторы, влияющие на поведение потребителей 2.2 Типы поведения потребителей при принятии решения о покупке Заключение Приложения Введение Специфика рынка потребительских товаров состоит в том, что эти ... и лучшей информированности при помощи рекламы, средств массовой информации, сети Интернет. Исследователи рынка изучают влияние многочисленных факторов на поведение покупателя при принятии им ...

Метод, применяемый в совр. исслед. П. п., заключается в том, чтобы позволить респондентам как можно подробнее описать свое поведение, избегая при этом «самодиагностики». Вместо того чтобы спрашивать чел., почему он купил именно этот автомобиль, исследователь побуждает его рассказать как можно подробнее об этом периоде своей жизни, начиная с первого момента принятия решения о приобретении нового автомобиля и до заключения договора о покупке; это позволяет исследователю проанализировать действительную мотивацию потребительского поведения.

Строгие исслед. П. п. начинаются с выдвижения четких конструктивных гипотез относительно потребительского поведения. Эти гипотезы могут брать начало в культурологии, глубинной психологии, футурологии или символизме. Вопрос «почему потребитель покупает ту или иную марку мыла?» может стать вполне правомерным аспектом изучения П. п. Мы применяем первый принцип, начиная с анализа привычек и ритуалов поведения, связанного с мытьем и купанием. Мыло может вызывать у потребителей не просто ощущение физ. чистоты. Купание при крещении или ритуальное омовение очищает чел. от грехов и вины (принцип «айсберга»).

Символизм — важная часть коммуникации. Часто потребитель воспринимает невербальные образы лучше, чем конкретную информ. Потребитель часто приобретает образ товара, а не его реальные преимущества, или голосует не за политические обещания кандидата, а за его имидж.

Экономисты, по-видимому, склонны руководствоваться умозрительной моделью потребностей и желаний потребителя, напоминающей пирог. Чем больше кусков от этого пирога отрезается, тем меньше его остается. Они считают, что чел. ограничен в своих потребностях и желаниях. Совр. исслед. П. п., однако, показывают, что было бы более верным рассматривать эти желания и потребности как постоянно растущие. Развитие индустрии звукозаписи началось сразу после возникновения радио. Появление возможности воспользоваться услугами множества каналов при помощи простого нажатия кнопки должно было бы, по идее, значительно сократить размеры этого «пирога». Но оказалось, что нужды потребителя регулируются законами психологии иного свойства: чем больше музыкальных и др. развлечений открывают для себя потребители, тем больше они хотят иметь.

Считается, что во время экономического упадка объемы продаж предметов роскоши должны сокращаться, тогда как фактически они, наоборот, возрастают. Чисто логического объяснения здесь недостаточно. В периоды, когда чел. чувствует себя незащищенным, он нуждается в символах качества и постоянства, а потому — может он это себе позволить или нет — он все равно покупает более дорогие товары, напр., «Мерседес-Бенц», драгоценности, круизы. В будущем, возможно, придется все чаще говорить о психол. экономике как о новой научной дисциплине.

8) Профессиограмма рекламиста

В Профессиограмма отражаются профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих специалистов. Специалист по PR должен быть эрудированным человеком иметь глубокие и всесторонние познания в таких областях, как политика, история, социология, психология, литература, экономика, владеть иностранными языками, иметь хороший стиль письменного изложения. специалисты должны обладать порядочностью и этикой. Немаловажную роль играет хороший вкус и культура. PR-специалисту необходимо умение работать в коллективе, понимать образ мыслей других людей чуткость и толерантность, быть открытым и честным, навыки участия в дискуссии, говорить по существу. специалисту PR необходимым реальный опыт работ для развития всех необходимых качеств и навыков. 9) политическая реклама

13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

... понятие общества как социальной системы; исследовать тенденции развития социальных систем; выявить особенности стратификации российского общества. 1. Общество как социальная система 1.1 Понятие социальной ... образом, в главе охарактеризовали общество как социальную общность и социальную систему. Общество было определено как взаимосвязь различных социальных общностей, взаимодействующих с природой ...

политическая (в том числе, предвыборная), направленная на увеличение популярности того или иного кандидата в выборные органы государственного управления, привлечение внимания граждан к определённым явлениям общественной жизнью, попытка управления общественным мнением и т.д.; Политическая реклама – это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в тех или иных политических процессах, включая делегирование различных полномочий, в том числе путем выборов. Предмет политической рекламы – партия, кандидат, их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и т.д. Политическая реклама пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, ориентирующимися как на осознаваемые, так и на неосознаваемые реакции реципиентов. Политическая реклама использует вербальные, изобразительные и звуковые средства. Одно из центральных понятий политической рекламы – образ, или имидж кандидата. Политическая реклама играет существенную роль в предвыборной ситуации.

10)

Социальная реклама

Социальная реклама — вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества. Ее предназначение — гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей. Профессионалы создают ее бесплатно, место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе. Информация, содержащаяся в социальной, не является новой. Социальная реклама возникает внутри общества и является отображением тех процессов, которые происходят внутри него. В социальной рекламе можно выделить следующие темы: 1. Борьба с пороками и угрозами, предупреждение катастроф или нежелательных последствий. 2. Декларация ценностей. Здоровье, семья, личное счастье.3. Призывы к созиданию. достижения социальных и индивидуальных идеалов.

4. Социальная психотерапия. (состояние повышенной тревожности, страх; неуверенность в себе)

Социальная реклама использует тот же набор средств, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели. цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению

Мотивы, используемые в обращениях социальной рекламы, можно объединить в две группы:1)эмоциональные мотивы(играют на желании получателей избавиться от отрицательных и добиться положительных эмоций) 2) нравственные мотивы(апеллируют к чувству справедливости и порядочности)

11. Финансовая реклама

В общем, финансовая реклама обслуживает банки, сбережения, ипотеки, страхование и капиталовложения. Помимо рекламы для заказчиков или клиентов она также содержит отчеты компаний, проспекты выпуска акций, сведения об оборонных рас­ходах и другие финансовые объявления.

Сообщения по поводу строительства или национальных сбе­регательных программ могут быть адресованы широкой публике, а другие — появляться только в изданиях для финансистов и биз­несменов, например Financial Times, The Economist илиInvestor Chronicle. Интересно, что если торговые или технические журналы редко встречаются в развивающихся странах, то финансово-предпринимательские издания («розовые листки») могут появ­ляться еженедельно. Наиболее известна в этом отношении бри­танскаяFinancial Times.

Цель

Финансовая реклама необходима для того же типа услуг при получении или предоставлении ссуд, при всех видах страхова­ния, продаже акций, для работы инвестиционных фондов, пуб­ликации сведений об облигациях, пенсионных фондах или фи­нансовых отчетов.

.Виды финансовой рекламы

Укажем на основные типы финансовой рекламы.

(а) Банки рекламируют свои услуги, которые не ограничи­ваются традиционным ведением счетов, а включают депозиты, ссуды, страхование, приобретение домов, работу с завещаниями и консультирование по поводу инвестиций. Одни банки специа­лизируются в финансовой сфере, другие — — в бизнесе. Банки могут предоставлять кредиты и обеспечивать новые выпуски ак­ций, заниматься поиском и привлечением студентов или спе­циализироваться в обслуживании фермерских объединений. Ряд банков рекламирует обслуживание кредитных и расчетных карт.

(b)Общества взаимопомощи и частные медицинские орга­низации могут разрабатывать схемы страхования на время бо­лезни.

(c)Строительные общества привлекают средства банковских вкладчиков и выдают их в качестве ссуд покупателям домов. Большая часть подобной рекламы имеет целью не только созда­ние фондов, но и поддержание их на уровне, достаточном для кредитования. Существует конкуренция между банками, и сего­дня в Британии отмечается соперничество между строительными обществами, банками и страховыми компаниями за один и тот же вид бизнеса. В эту борьбу также начали вступать некоторые сети супермаркетов. Закон о строительных обществах 1986 г. (BuildingSocietyAct) разрешает им расширять свою финансовую базу за счет частных субсидий, страховых услуг, услуг агентств, работающих с недвижимостью, и кредитов, что дает строителям возможность конкурировать с банками. Строительное обществоAbbeyNationalBuildingSocietyвнесено в список держателей ак­цийPLC; оно является одним из крупнейших британских банков.

(d)Страховые компании существуют для страхования по по­воду различных рисков, начиная от многомиллионных убытков в связи с морскими или авиационными катастрофами и кончая засухами. Некоторые страховые компании не только осуществ­ляют выплаты в случае несчастий, но и обеспечивают прибыль вкладчикам, пенсии престарелым и оплачивают похоронные расходы. На случай пожара или ограбления страховые компании гарантируют душевное спокойствие относительно возможных разрушений или убытков.

(e)Финансовая реклама содействует не только распростра­нению акций, но и созданию инвестиционных траст-фондов, а также другим формам акционирования, доступным мелким вкладчикам.

(f)Воспользоваться банковскими услугами можно в почто­вых отделениях, в которых продаются национальные сберега­тельные сертификаты и различные облигации. Через почтовые отделения работают банк безналичных расчетов и почтовый банк.

(g)Брокеры и финансовые консультанты, занимающиеся страхованием, субсидиями и инвестициями, дают клиентам со­веты относительно их финансовых обязательств. Автомобильная ассоциация (AutomobileAssociation) выступает брокером при страховании автомобилей.

(h) Компании, работающие с кредитными и расчетными картами, такие, какMastercard,Barclaycard,AmericanExpressиDiners’Club, развивают услуги, предоставляемые пластиковыми деньгами, часто по международной шкале.

(i) С помощью финансовой рекламы местные власти могут обращаться к населению по поводу краткосрочных займов.

(j) Компании могут публиковать сведения о своих планах или получаемых дивидендах, предоставлять сводки по годовым отчетам, а также предлагать их распечатки.

Особенности

Финансовая реклама в прессе, особенно в деловой, как прави­ло, занимает много места и содержит подробные сведения, необ­ходимые для уяснения сути и обоснованности проекта. Акцент делается на прибыль, представляемую в таких показателях, как процентные ставки и дивиденды. Кроме того, публикуются пре­дупреждения о том, что объем капиталовложений может коле­баться. Закон также требует, чтобы подобные предупреждения со­держались в теле- и радиорекламе. Прибыль, доход, безопасность, конфиденциальность, надежность и репутация — вот ключевые моменты любого рекламного объявления. Это работа на доверие.

12) Фирменный стиль как элемент бренда

Понятие

Фирменный стиль ― это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от компании информации, её внутреннего и внешнего оформления.

Основные цели

  • идентификация изделий компании между собой и указание на связь их с компанией;
  • во-вторых, выделение товаров компании из общей массы аналогичных товаров ее конкурентов.

Наличие фирменного стиля свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя. Одной из задач использования фирменного стиля является напоминание покупателю о тех положительных эмоциях, которые доставили ему уже ранее покупавшиеся товары данной компании. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг.

Фирменный стиль приносит его владельцу следующие преимущества:

  • помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно найти товар компании, которая уже завоевала его предпочтение;
  • позволяет компании с меньшими затратами выводить на рынок новые товары;
  • повышает эффективность рекламы;
  • снижает расходы на формирование коммуникаций;
  • помогает достичь единства не только рекламы, но и других средств маркетинговых коммуникаций компании (например, паблик рилейшнз: проведение пресс-конференций, выпуск престижных проспектов и т.п.);
  • способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу, «фирменный патриотизм»;
  • положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду компании.

Фирменный стиль — одно из главных средств формирования благоприятного имиджа компании, образа его марки.

Основные элементы фирменного стиля:

  • товарный знак;
  • фирменная шрифтовая надпись (логотип);
  • фирменный блок;
  • фирменный лозунг (слоган);
  • фирменный цвет (цвета);
  • фирменный комплект шрифтов;
  • корпоративный герой;
  • постоянный коммуникант (лицо фирмы);
  • другие фирменные константы.

Товарный знак(другие используемые названия: знак обслуживания, торговая марка, фирменный знак, англ. — trade mark) является центральным элементом фирменного стиля.

Товарный знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объёмные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем товарного знака для идентификации своих товаров. Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства.

Фирменная шрифтовая надпись (логотип)― оригинальное начертание или сокращенного наименования компании, товарной группы, производимой данной компанией, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из каждых пяти регистрируются именно в форме логотипа.

Фирменный блокпредставляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего ― это изобразительный товарный знак (товарная эмблема) и логотип. Иногда фирменный блок включает и фирменный лозунг.

Фирменный лозунг (слоган)представляет собой постоянно используемый фирменный оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки.

слоган должен

  • органично вписываться в фирменный стиль его владельца и вносить вклад в формирование его имиджа;
  • обязательно учитывать особенности целевой аудитории, быть понятным и близким этой аудитории;
  • краткость: слоган должен хорошо запоминаться;
  • оригинальность;
  • соответствовать системе ценностей, сложившимся на момент времени его использования.

Фирменный цвет (цвета)также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако необходимо учесть, что если товарный знак заявлен в цветном исполнении, то только в этом цвете товарный знак будет защищен. При регистрации же его в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.

Фирменный комплект шрифтовможет подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля. Шрифт может восприниматьс я как «мужественный» или «женственный», «легкий» и «тяжёлый», «элегантный» или «грубый», «прочный», «деловой» и т.п.

Корпоративный герой (фирменный персонаж)― важная часть формируемого имиджа компании.

Коммуникатор как бы персонифицирует сам себя, разрабатывая постоянный, устойчивый образ своего представителя, посредника (коммуниканта) в коммуникациях с целевой аудиторией.

Очень часто корпоративный герой наделяется некоторыми чертами, которые коммуникатор стремится включить в свой имидж.

Корпоративный герой может также олицетворять фантазийно-идеальный образ потребителя.

Постоянный коммуникант, в отличие от корпоративного героя, является реальным лицом. Это конкретный человек, который избран фирмой в качестве посредника в её коммуникациях с адресатом.

Более распространены такие определения этого понятия, как «лицо фирмы», «икона фирмы», «бренд-имидж». Причём привлечение постоянного коммуниканта к процессу коммуникаций носит неэпизодический характер. В качестве коммуниканта он выступает достаточно продолжительный период времени.

Иногда компания использует внешнюю привлекательность, красоту посредника. В некоторых случаях компанию-коммуникатора могут привлечь профессиональные качества человека, его компетентность. В этом случае его черты проецируются на образ владельца фирменного стиля.

Другие фирменные константы.Их перечень постоянно растёт, включая такие элементы, как фирменное знамя, фирменный гимн, корпоративная легенда (фирменная байка) и др.

13. Нестандартная реклама

Этот способ продвижения предполагает необычное креативное решение или нестандартное размещение. Либо и то, и другое вместе. Эпатирующая реклама тоже является нестандартной. Нестандартную рекламу применяют давно, более 100 лет. Использование необычных способов продвижения может дать колоссальный эффект даже при очень скорПлюсы и минусы нестандартной рекламы

Преимущества нестандартной рекламы заключаются в более эффективном воздействии на потребителей. Она выделяется и привлекает внимание. Зачастую потребитель не воспринимает нестандартную рекламу как рекламу, поэтому доверие к такой информации повышается. Например, в США для рекламы нового телефона Sony Ericsson T68i производитель применил необычный ход. Были наняты актеры, которые специально посещали достопримечательности крупнейших городов Америки и просили туристов сфотографировать их помощью камеры, встроенной в Sony Ericsson T68i. Кампания дала эффект и продажи выросли. Но впоследствии общественность узнала, каким образом рекламировали новую модель. Многие американцам не понравился данный способ продвижения – они посчитали себя «обманутыми» рекламой.

Поэтому один из недостатков нестандартной рекламы – необходимость тщательно планировать и готовить будущую кампанию. Требуется детально прорабатывать сценарий и его реализацию. Часто нестандартная реклама связана с риском. Ведь в отличие от традиционных способов продвижения, новые рекламные ходы применяются впервые. И оценить реакцию потребителей на них сложно.

В то же время нестандартная реклама позволяет добиться значительных результатов при работе с небольшими бюджетами. Вспомним рекламу компании «Евросеть», когда с помощью эпатирующих акций (разденься, чтобы получить телефон) были достигнуты блестящие результаты. С помощью нестандартной рекламы можно охватить узкую аудиторию, полезную для нишевого продукта. Например, богатых людей, которые редко смотрят телевизор и читают прессу. Зато их можно «поймать» с помощью рекламы в аэропортах. Ведь обеспеченные люди часто летают на самолетах: в командировки, на отдых за границу.омном бюджете.

14.Исторические закономерности развития рекламы

Простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. Одним из первых дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Современные исследователи также считают одним из древнейших рекламных текстов высеченную на камне надпись, найденную в развалинах древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».

Наиболее распространенными были надписи, нацарапанные или начертанные краской на стенах. В древней Греции и Риме рекламные объявления писали на досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях и других местах скопления народа.

Уже на ранних этапах развития культуры реклама начинает выступать в форме письменного текста. Конечно, это происходило по мере изобретения самого письма, которое в различных регионах датируется 6-8 тысячелетиями до н. э.

Реклама появилась потому, что появилась конкуренция и частная собственность. Одна форма рекламы переходит в другую, т.к. появился массовый потребитель.

Развитие рекламы также связано с техническим развитием.