Коррекционная функция

Отрицательные качества личности, формы поведения

и ведущие направления и виды деятельности, способствующие их преодолению

Отрицательные качества и формы поведения

Порядковые номера соответствующих направлений деятельности

Недостатки нравственного развития

Не доводит начатое дело до конца

Безразличен к коллективу

Равнодушен к людям

Замкнут, необщителен

Ленив

Недисциплинирован, неисполнителен

Зловреден, зол

Стремится к превосходству, лидерству, не считаясь с мнением других

Несамокритичен, самоуверен, заносчив

Груб

Циничен, развязен

Эгоистичен

Озлоблен

Жесток

Злопамятен

Небрежен, неопрятен

Обидчив, легкораним

Пассивен на уроках, не выполняет домашнего задания

4, 9, 11, 12, 17

1, 2, 9, 16, 18

2, 3, 15, 25, 17, 29

2, 3, 7, 9, 16, 18, 30, 17, 29

1, 2, 4, 11, 12, 25, 30, 17

1, 2, 4, 6, 9, 12, 15

7, 8, 14, 25, 28, 17

9, 12, 14, 15, 18, 17, 28

2, 6, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 17

10, 15, 28, 17

2, 6, 14, 18, 19, 20, 26, 28

2, 3, 9, 14, 16, 17, 18, 20, 28

3, 7, 8, 10, 15, 17, 25, 28

7, 10, 15, 17, 19, 28

7, 15, 17

11, 13, 17

1, 3, 4, 6, 8, 14, 13

1, 4, 5, 21, 22

Недостатки воли

Пассивен, застенчив

Безволен, робок, труслив, нерешителен

Не любит выполнять трудную работу

Уклоняется от ответственности, беспечен Упрям

2, 4, 5, 7, 9, 11, 15, 17

1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 15, 17, 28, 29

1, 2, 4, 5, 10, 12, 15, 17, 18, 25,28, 30

1, 2, 4, 6, 10, 12, 15, 17, 18, 28, 30

6, 10, 12, 14, 15, 17, 16

Недостатки эмоционального развития, патологические проявления

Нестойкие, беззлобные эффекты, раздражителен

Тревожен, боязлив, подавлен

Часто испытывает чувство страха

Ведущий мотив поведения — получение удовольствий, развлечении

Рассеян

Мнителен, подозрителен

Стойкие злобные аффекты

Склонен к бродяжничеству

Капризен, плаксив

4, 6. 7, 9, 15, 17, 18, 20, 25

1, 8, 17, 25, 29

1, 8, 17, 25

9, 12, 14, 15, 17, 19, 25, 26, 30

7, 17, 22, 23

3, 6, 8, 14, 15, 17

4, 6, 10, 15, 17, 18, 19, 20, 25, 28

7, 17, 21, 12, 25, 26, 30

3, 6, 8, 11, 12, 17, 28

ПЕРЕЧЕНЬ

наиболее эффективных направлений и видов деятельности с целью коррекции поведения трудных школьников

1. Выявление у подростка положительных качеств, способностей, умений с целью их развития и опоры на них в перевоспитании.

2. Привлечение учащегося к общественной работе, периодическая отчетность его перед коллективом и оценка его успехов коллективом.

3. Оказание помощи в организации дружеских связей в школе и вне ее (через подбор товарищей, КТД и т. д.).

4. Постепенное усложнение учебных и общественных заданий по содержанию и объему, оценка достигнутых успехов.

5. Систематическое поощрение за успехи.

6. Постепенное приучение к правильному отношению к критике,

7. Направление на психоневрологическое обследование, лечение нервных, психических и соматических заболеваний (с согласия родных).

8. При каких-то внешних физических недостатках учащихся проводить в коллективе разъяснительную работу о недопустимости насмешек или иных форм третирования, решительное пресечение подобных явлений.

9. Вовлечение учащихся в общественную жизнь коллектива, коллективную творческую деятельность.

10. Обязательное принятие справедливых мер после каждого проступка учащегося.

11. Частый тактичный контроль за соблюдением режима, выполнением требований педагога, общественных заданий с соответствующей оценкой.

12. Поручение учащемуся не всегда интересных для него, но нужных для коллектива дел при постепенном их усложнении.

13. Особое внимание к эстетике одежды и поведения.

14. Обучение правильной (адекватной) самооценке личности и поступков.

15. Использование учебных заданий и поручений, выполнение которых требует выдержки, самообладания, умения считаться с другими, подчиняться им, а также заданий, способствующих формированию гуманных качеств личности.

16; Постепенное приобщение учащихся к роли организатора в общественной работе (через КТД, сменяемость позиций «исполнитель» — «организатор»).

17. Оказание подростку конкретной помощи в самовоспитании воли. Разработка программы самовоспитания и помощь в ее реализации.

18. Организация систематических отчетов учащегося перед коллективом.

19. Осуществление мер нравственно-полового воспитания. Привлечение подростка к различным мероприятиям по нравственно-половому воспитанию и просвещению.

20. Привлечение подростка к активному участию в коллективной деятельности и выполнению поручений, способствующих преодолению заносчивости и эгоизма.

21. Вовлечение в кружки познавательного характера.

22. Систематическое оказание помощи в учебной работе, организация успеха в обучении.

23. Обучение приемам самостоятельной умственной деятельности.

24. Проведение специальной работы по развитию речи.

25. Помощь классного руководителя в налаживании взаимоотношений в семье подростка.

26. Нейтрализация отрицательного влияния ровесников или взрослых на подростка, разрушение нежелательных связей.

27. Организация индивидуального шефства со стороны членов родительского комитета, старших товарищей.

28. Привлечение к участию в добрых делах для ровесников, младших, больных, старших, в акциях милосердия (включение в ценностно — ориентационную деятельность).

29. Привлечение к занятиям в спортивных секциях.

30. Привлечение к участию в различных видах общественного труда, стимулирование его различными способами, в том числе материально.

Некоторые педагогические рекомендации по реализации индивидуального подхода с учетом преобладающего типа темперамента

ХОЛЕРИКИ

На что опереться в перевоспитании

Качества личности, формы поведения, нуждающиеся в коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Энергичность, увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность, возможность влиять на других, не выносят состояния бездействия,

не страшатся перегрузок.

Горячность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность,

затруднения в переключении внимания,

склонность к бурным эмоциональным вспышкам, смене настроения, демонстрирует свое отношение к антипатичным людям, вызывающе ведут себя, если что-то угрожает их независимости, занимают внутреннюю позицию превосходства, привычка упрямиться.

Удержание от чрезмерной траты энергии, повышенная требовательность и контроль выполнения заданий,

учет склонности к изменению своих решений и увлечений,

учет склонности к общению с новыми людьми,

требование сосредоточенности внимания на собственных действиях, поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в постановке целей,

обеспечение деятельности, которая поглощала бы избыток сил и создавала, бы обилие целей, подбор товарищей, логичное требование, частые беседы с целью дать возможность «выплеснуть» эмоции.

Холерики плохо «уживаются» с меланхоликами и холериками, группируются с флегматиками и сангвиниками.

САНГВИНИКИ

На что опереться в перевоспитании

Качества личности, формы поведения, нуждающиеся в коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

мобильность, оптимизм, трудоспособность, легко н устанавливают дедовой и эмоциональный контакт, не остаются без ближайшего друга, часто (мальчики) входят в состав нескольких групп одновременно, не прибегают к упрямству, приспособляемость в коллективе.

легкомыслие, поверхностность, внушаемы бола: чем остальные, бахвалятся приобщенностью к взрослой жизни, не переносят эмоциональных-перегрузок, случается в состоянии эмоционального дискомфорта обнаруживают аффективность, бравируют недостатками, изменчивость настроения.

учет легкости приспособления к изменяющимся условиям и обстоятельствам, опора на предрасположенность к высокой переключаемости внимания, использование расположенности к лидерству и руководству коллективными действиями, учет склонности к общению с новыми людьми.

Группируются при лидере-холерике с флегматиками, лидере меланхолике — с флегматиками, в отсутствии лидеров — с флегматиками и меланхоликами, не дружат с сангвиниками

МЕЛАНХОЛИКИ

На что опереться в перевоспитании

Качества личности, формы поведения, нуждающиеся в коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность (не всегда), склонность к самоанализу, уделяют много времени восприятию самих себя, не любят заискивания, авансирования успеха.

не в меру эмоционально ранимы, неуверенность в себе, мнительность, неустойчивость внимания заниженная самооценка, подозрительны, вследствие чего обрекают себя на психологическое одиночество, с трудом осваиваются в новых коллективах, в ситуации, чреватой утратой независимости, ведут себя открыто вызывающе, в противном случае маскируют стойкое упрямство (девочки), значительно раньше других обретают сексуальность, трусливы, не верят в свои силы.

мягкое, тактичное, чуткое отношение, поддержание бодрого настроения, внушение уверенности, помощь в принятии и исполнении ответственных решений, ободрение при неудачах, подбадривание, предпочтение воздействия похвалой, учет склонности к ограниченному общению с новыми людьми, включение в жизнь коллектива через подбор товарищей постепенно ставить легкопреодолимые барьеры, поручать временные дела, в которых могут проявить самостоятельность, включать в спортивную деятельность, что поможет победить нерешительность.

Группируются при отсутствии лидеров с флегматиками, сангвиниками, при лидере-сангвинике с флегматиками.

ФЛЕГМАТИКИ

На что опереться в перевоспитании

Качества личности, формы поведения, нуждающиеся в коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

не участвуют в конфликтах, уравновешены, в меру самолюбивы и самокритичны, с трудом заводят, но легко поддерживают знакомство, устойчивость, постоянство, надежность, терпеливость.

позже всех созревают физиологически, не берут на себя миссию лидера, медлительность, некоммуникабельность, соц. инфантилизм, попадает под влияние более инициативных людей, лень.

требовательность за выполнением заданий, поощрение активности и самостоятельности, опора на предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в «горячей» обстановке, воздействие не только похвалой, но и порицанием, дополнительное стимулирование, побуждение к предварительному планированию своих действий, не добиваться немедленного выполнения требований, дать время и возможность примириться с необходимостью выполнить действие, проведение занятий с высокой нагрузкой.

Группируются при лидере-холерике — с сангвиниками, при лидере — меланхолике — с сангвиниками, при лидере — сангвинике с меланхоликами.

5