Я — концепция личности

      Министерство Образования Московской Области

Московский Государственный Областной Университет
Кафедра психологического консультирования

Специальность: психология 5,5 лет обучения
Контрольная работа

По предмету:    Психология    личности

Тема:    «Я»      концепция     личности»
Выполнил: студентка 4 курса

Малаха О.А.

Проверил:               Шульга
Москва 2010

            План

Введение

1. Понятие «Я» — концепции

2. Составляющие «Я» — концепции

      2.1 Когнитивная составляющая «Я» — концепции

      2.2 Оценочная составляющая «Я» — концепции

      2.3  Поведенческая составляющая «Я» — концепции

3. «Я» — концепция в различных теориях личности

4. Развитие «Я» — концепции

       4.1  Факторы, влияющие на развитие Я — концепции

       4.2 Источники развития и формирования Я — концепции

Заключение

Список литературы
        

              Введение

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу  решения не только многих  важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

6 стр., 2832 слов

История и предыстория психологической науки, Основная психологическая ...

... очевидное знание. Во всяком случае это следовало из декартовской философии. ............................................. Развитие психологии в рамках философии. Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим ... и материю). Декарт вошел в историю философии и психологии как создатель дуалистической концепции, противопоставившей телесное и духовное. Именно декартовское противопоставление создало основу ...

Способность  к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому  себе.  Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая  термином    Я-концепция.   Личность становится для себя тем, что она есть в  себе через то, что она есть для других.

Человек все больше и больше контактирует с обществом, строит различные социальные связи, становится взаимозависимым с окружающими, и поэтому самоопределение и самореализация чрезвычайно важны в жизни каждого человека. Что личность из себя переставляет, какова она в восприятии окружающих, какой бы ей хотелось быть на самом деле? Эти и многие другие вопросы освещает «Я — концепция».

Я-концепция возникает у человека  в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.

Поэтому, целью данной работы является рассмотрение общего понятия, структуры, различных психологических теорий Я — концепции, факторов ее развития и значения, для чего стоит обратиться к научным трудам известных психологов.
1. Понятие «Я» — концепции.

              Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я»  субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты  этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет  единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится   самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

4 стр., 1722 слов

Концепция личности

... КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ Личность в социологии рассматривается как целостность социальных свойств человека. Она – продукт общественного развития и складывается в процессе включения индивида ... под влиянием общества происходит социализация человека. Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из ...

  В современной психологии  Я-концепция рассматривается как  один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие  «Я — концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

 Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три    психологические составляющие:

1.                Образ Я – представление индивида о самом себе.

2.                Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.                Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

   2. Составляющие «Я» — концепции (по Р.Бернсу).

Рассмотрим подробнее эти три основные составляющие Я-концепции:

2.1 Когнитивная составляющая «Я» — концепции.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся  любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

8 стр., 3665 слов

исследование взаимосвязи самооценки как одной из составляющей ...

... самооценкой личности. Работа включает в себя введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы. ГЛАВА 1. Я-концепция 1.1. Самосознание и его место в психической организации человека ... действует его самосознание. Человек одновременно является биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосознания обеспечивают активность человека на каждом уровне. ...

2.2          
 Оценочная составляющая «Я» — концепции.

  Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу  его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою   значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ  Я,  должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. 

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. 

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

14 стр., 6894 слов

Самооценка личности в юношеском возрасте

... и 15 юношей. Глава I. Самооценка личности в юношеском возрасте 1.1 Феномен самооценки в философии и психологии Обращение к самооценке человека как специальному предмету изучения диктуется ... он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Следовательно, «Я-концепция» формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе ...

2.3 Поведенческая  составляющая  «Я» — концепции.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

Мы рассмотрели понятие Я-концепции. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.  В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.  Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

   3.  «Я» — концепция в различных теориях личности.

Содержание  и  объем  понятия «Я-концепция»  до  настоящего  времени остается  дискуссионным.  Вклад  в  исследование  этого  феномена  внесло множество  различных  ученых,  так  или  иначе  касающихся  вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций,  таких, как: У. Джемс, Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон… 

Основоположником  изучения «Я-концепции»  принято  считать  У. Джемса,  который  в  своей модели  разделил  личность  на  две  составляющие: «Я» – познаваемое (эмпирическое) и «Я» – познающее (чистое), подчеркивая, однако,  что  такое  деление  условно  и  отделить  одну  сторону  от  другой возможно  лишь  в  чисто  теоретических  построениях.  В  структуре познаваемой  части  нашего «Я»  он  выделят  физическую,  социальную  и духовную  личности  с  компонентами  каждой  из  которой  мы  себя отождествляем. 

8 стр., 3751 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

... с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от ... является энергетической основой личности. «Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» ...

В  первых  десятилетиях  двадцатого  века «Я-концепцию»  начали изучать  с  позиций  социологии  такие  ученые,  как Ч. Кули  и Дж. Мид. Это направление  получило  название «Социальный  интеракционизм».  Однако, задолго  до  них,  в 1752  г.  А.  Смит –  представитель  шотландской  школы философии  морали –  писал  о  том,  что  отношение  человека  к  себе,  его самооценка  зависят  от  других  людей,  глядя  на  которых  и  опираясь  на  их отношение,  можно  как  в  зеркале  увидеть  собственные  достоинства  и недостатки.  И  мы  судим  о  себе  и  своем  поведении  во  многом  так же,  как думаем, что судят о нас. 

Позднее  Ч.  Кули  и  Дж.  Мид  развили  теорию «зеркального  Я»  и поставили  в  основу  своей  позиции  тезис  о  том,  что  именно  общество определяет  как  развитие,  так  и  содержание «Я-концепции».  В  дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М.Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь как авторы  индивидуального  подхода  сделали  противоположный  акцент – поставили  в  основу  своей  теории  внутренние  факторы  становления «Я-концепции». 

11 стр., 5039 слов

Концепция развития личности: сущность и специфика

... формируемый аналогичным типом личности. 1. Предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности Зарубежные и отечественные теории, характеризующие самооценки и ценностные ориентации личности Исследования самооценки, а ...

Другой  подход  к  изучению «Я»  предлагается  психоаналитической школой. В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает «Я-концепцию» сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида  культурной  среды  и  его  возможностями.  В  его  теории  описаны восемь  стадий развития  личности, напрямую  связанные  с изменениями  эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов,  характерных  для  различных  возрастных  этапов  развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В  отличие  от  символического  интерракционизма  он  пишет  о  механизме формирования «Я-концепции» как о бессознательном процессе. 

В  клиент-центрированной  терапии  К.  Роджерса  делается  упор  на конфликт  между  установками  личностного «Я»,  возникшими  под воздействием  окружающих  и  непосредственным  опытом индивида. Именно это, по его мнению, лежит в основе дезадаптации. Одним из положений его теории  является  взгляд  на  глубинные  слои  человеческой  психики  как  на социализированные и позитивные по своей направленности. Автор различает понятия «Я» и «Я-концепция». Здесь «Я» – это результат непосредственного переживания  своего  реального  опыта,  а «Я-концепция»  устойчивое образование, которое складывается на протяжении всей жизни, и на которое оказывают влияние такие факторы, как социальные нормы и реакции других людей на поведение человека.

С  исследованием «Я»  как  системы  опыта  связана  теория  личностных конструктов  Дж.  Келли.  В  ее  основе  лежит  понятие  конструкта,  который является единицей опыта. Конструкт представляет собой способ толкования реальности,  изобретенный  человеком.  Человеческий  опыт,  таким  образом, формируется системой личных конструктов. 

2 стр., 501 слов

№17 Концепция когнитивного развития Ж.Пиаже

... Дооперациональная (0,5 – 7 лет): • Символически – предпонятийная ( до 4 лет). Развитие представлений, подражаний, символическая игра, речь, формирование предпонятий, эгоцентризм. • Интуитивно – наглядного мышления ( ... нового опыта (врожденный рефлекс сосания). Для того, чтобы происходило развитие, необходимо нарушение между ассимиляцией и аккомодацией. Пиаже выделял следующие стадии когнитивного ...

Одно  из  направлений,  сформировавшихся  под  влиянием  идей  К. Роджерса,  представителями  которого  являются  В.  Б.  Свэнн  и  С.  Стилл, включило  в  себя  множество  трудов,  направленных  на  изучение  таких проблем,  как  организующая  роль «Я-концепции»  в  общении, структурировании  когнитивных  процессов,  механизмов  поддержания имеющейся «Я-концепции».  В.  Б.  Свэнн –  автор  теории  верификации –

утверждает,  что «Я-концепция»  нуждается  в  подтверждении  со  стороны других  людей,  что  делает  мир  более  предсказуемым  и  контролируемым,  и является основой близких отношений и построения деятельности. С. Стилл – автор  концепции  самоутверждения –  выделяет  мотив  самоутверждения  как одну из детерминант поведения личности.

В  исследованиях  ряда  ученых,  таких,  как  Р.  А.  Неймейер,  М.  Д. Берзонский, Р. М. Перкинс, Дж. Адамс-Вебер и т. д. прослежено влияние «Я-концепции»  на  различные  характеристики  когнитивных  процессов,  таких, как организация памяти, когнитивная сложность, также на структуру образа Другого  и  различные  личностные  характеристики.  В  теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера личность в процессе самопознания, исследуя себя, достигает  внутренней  когнитивной  согласованности.  В  теории конгруэнтности  Ч.  Осгурда  и  П.  Танненбаума  исследуется  отношение, возникающее  при  сравнении  внутри  когнитивной  структуры  личности  двух объектов – информации и коммуникатора.

7 стр., 3112 слов

Концепция здорового образа жизни

... культуры, активное неприятие нравов ипривычек, про­тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психиче­ски  здоровый человек может быть нравственнымуродом, если он пренебрегает нормами морали. ... учиться. Вот почему так важны лекции, конференции,семинары, обмен опытом.Необходимо выработать общую концепцию. В настоящее время особенно важными в охране здоровьястановятся два аспекта: 1) ...

Среди исследователей «Я-концепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K.  Роджерс.  У  Бернса «Я-концепция»  связана  с  самооценкой  как совокупность  установок «на  себя»  и  является  суммой  всех  представлений индивида  о  самом  себе.  Это,  по  его  мнению,  следует  из  выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции»  автор  называет  образом  Я  или  картиной  Я.  Составляющую, связанную  с  отношением  к  себе  или  к  отдельным  своим  качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. 

Хотя  в  структуре «Я»  большинство  исследователей  выделяют множество  образов,  наибольшая  дифференциация  встречается  у американского психолога М. Розенберга. Наиболее существенные среди них – это «настоящее Я», «фактическое Я», «динамическое Я», «возможное или будущее  Я», «идеализированное  Я»,  также  как  и  ряд «изображаемых  Я». Различения  между  Я-реальным  и  Я-идеальным  присутствуют  в  работах  З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других.

Рассмотрение жизни человека как сценария легло в основу сценарного анализа, разработанного в рамках интеракционизма Э. Берна. Такой подход использовали  такие  исследователи,  как  А.  Шютценберг,  И.  Гофман, представители  нарративной  психологии (Ротри,  Х.  Арендт).  Из  них  самой разработанной  теорией  Я  как  сюжета (или  как  драмы)  является  теория  И. Гофмана. В ролевой теории социальной драматургии И. Гофман сравнивает театральные  постановки  с  реальной  жизнью.  По  его  мнению,  личность разыгрывает различные роли для достижения коммуникативных целей.

У. Спиркина категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я — концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:

1.                Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.

2.                Я обладает пластичностью.

3.                Я обладает цельностью, внутренней собранностью.

Кон подчеркивает, что «Я — концепция» входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.

1.                 Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди

2.                 Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым и будущим, свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение себя с другими людьми, формируется самооценка.

3.                 Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств.

4.                 Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е. все предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования.
В  отечественной  психологии «Я-концепция»  рассматривалась  в основном  в  русле  изучения  самосознания. Этой  проблематикой  занимались В.  В.  Столин,  Т.  Шибутани,  А.  А.  Налачжанян,  Е.  Т.  Соколова,  С.  Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе.

Многие  авторы  все  множество  теорий  в  исследовании «Я»  делят  на структуралистические  и  функциональные.  К  первой  группе  относятся  все теории,  рассматривающие «Я»  как  структуру,  выполняющую  определенные функции.  Ко  второй –  исследующие «Я»  как  часть  психического  опыта,  и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода – «Я» сложно и многомерно, согласно второму – едино и целостно.

Анализ  научной  литературы  показал,  что  существует  множество подходов  в изучении «Я-концепции»,  рассматривающих  проблему  в  тесной связи  с  самосознанием  личности,  с  различных  теоретических  позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой.

В заключении можно сказать, что «Я — концепция» является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни.

4. Развитие «Я» — концепции.

                                        4.1  Факторы, влияющие на развитие Я — концепции

Все теории развития Я — концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я — концепции независимо от возраста. Это — роль семейных отношений и роль значимых других.

Поведение родителей

Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я — концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я — концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я — концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

Значимые другие

Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.

Значимые другие — это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае, созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я — концепции.

        4.2 Источники развития и формирования Я – концепции

Из многочисленных источников формирования «Я — концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

1) представление о своем теле (телесное «Я»);

2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;

3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;

4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина);

5) практика воспитания детей в семье.

Телесное «Я» и образ тела — рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я — концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. (разное отношение к атлету и толстяку) Так же, как для каждого из нас существует идеальная «Я — концепция» себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой «Я — концепции» в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.

Язык и развитие «Яконцепции». Значение языка для развития «Я — концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я — концепции». Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т.п.) — другой важный источник формирования «Я — концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я — концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если другие люди принимают, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я — концепция». Если другие отвергают, у него будет развиваться отрицательная «Я — концепция». Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для «оформления» центральных «Я — установок» в подростковом возрасте.

Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация — это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, — более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение — важнейший и универсальный компонент «Я — концепции».

Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я — концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я — концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;

2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;

3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах;

4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.
    Заключение

В жизни каждого человека чрезвычайно важную роль играет осознание себя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже начинают формироваться представления о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо стремится. Он начинает анализировать свое поведение, ситуации, в которые попадает. В этом случае концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Я — концепция включают в себя 3 составляющие: когнитивную (совокупность тех качеств, с помощью которых человек себя описывает), оценочную (единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний) и поведенческую (комплекс установок человека, готовность действовать в определенной ситуации определенным образом).

Существует 3 условия становления самооценки: отношение между Я — реальным и Я — идеальным, интериоризация социальных реакций и успешность его деятельности.

В осознании себя играет роль множество аспектов, такие, как представление о своем теле (телесное «Я»), язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях, субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе, идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина);

Я — концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Также люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному, и осмысляя ее, человек строит представление о себе. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Таким образом, становление Я — концепции играет важную роль во всех аспектах жизни человека.
Список литературы

1. Бернс, Р. Развитие Я — концепции и воспитание/Р. Бернс. — М.: Прогресс, 1986.

2. Дерябин, А.А. Я — концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. — М., 1994.

3. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2008.

4. Колесникова, С.С. Особенности Я — концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С. Колесникова. — М., 1998.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2000.

6.  Джемс У. Психология. М., 1991.

7. Психология  самосознания //  Хрестоматия  по  социальной  психологии  личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.

8.  Самосознание  и  защитные  механизмы  личности //  Хрестоматия  по  социальной психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.

9.  Рождерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

10.  Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. М., 1996.

11.  Ждан А.Н. История психологии. — М.: «Российское педагогическое агенство», 2007

12.  Кон И.С. Открытие Я. — М.: Политиздат, 2006.

13. Психология / словарь Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат, 2004. — 556 с.