Выбор профессии

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Кафедра психологии профессионального развития

Контрольная работа

Выбор профессии

Выполнила:

Пестова К.С.

Группа: Кч-112 СД ИЭ

Екатеринбург

Содержание

Введение

1. Профессиональное самоопределение

. Ошибки при выборе профессии

. Основные принципы

. Профессиональная пригодность

. Условие оптимального выбора профессии

. Темперамент и стиль деятельности

Заключение

Литература

профессия самоопределение темперамент деятельность

Введение

Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Найти своё место в сложном, постоянно меняющемся мире профессий во все времена было сложно. Сейчас это сделать ещё труднее. Трудно переоценить роль школы в выработке отношения учащихся к труду. Дело в том, что стереотипы отношения к учению, возникающие в школе, в дальнейшем могут распространяться и на другие сферы.

Рассмотрение процесса профессионального самоопределения как части личностного развития предполагает упоминание таких понятий, как жизненная перспектива, жизненный план, психологическое время. Данные конструкты характерны и разворачиваются в полной мере в период ранней юности, когда возникновение новой психосоциальной ситуации развития приводит к формированию новой и основной для этого возраста потребности — потребности в жизненном самоопределении, а, следовательно, и в профессиональном.

2 стр., 764 слов

34. генотип и среда в развитии темперамента и личности

Принято считать, что свойства темперамента имеют конституциональную основу, определяемую присущими индивиду особенностями функционирования физиологических систем, которые регулируют стиль его поведения. В ходе индивидуального развития ребенка совершенствуются механизмы ...

1. Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение — многомерный и многоступенчатый процесс. В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, стану-ка я историком»), затем с точки зрения его способностей («У меня хорошо идёт математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»).

Интересы, способности и ценности проявляются, может не сильно, но на любой стадии выбора. Ценностные аспекты, как общественные, осознание социальной ценности той или иной профессии, так и личные, осознание того, чего индивид хочет для себя, являются более обобщёнными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь подкрепляют интерес.

Четвёртый этап — практическое принятие решения, сам выбор профессии включающий в себя два главных компонента:

·определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности подготовки к нему;

·выбор специальности.

Вообще говоря, последовательность этих двух выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности, «хочу заниматься медициной», а потом — уровень квалификации: быть врачом, фельдшером, медсестрой или санитаркой, или наоборот — сначала выбрать уровень, а потом уже специальность «Буду поступать в вуз, но ещё не знаю в какой». Но фактически, судя по данным социологов, второй путь решительно преобладает, в частности ориентация на поступление в вуз формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

2 стр., 914 слов

СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

... избеганию неудач;  выявить взаимосвязь между уровнем притязаний и мотивацией деятельности;  дать рекомендации по коррекции уровня притязаний и мотивации деятельности для повышения ее успешности. Методы ... выбора сфер деятельности и характера карьеры, позволяет верно определить возможности роста, место среди коллег по работе. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, уровень ...

Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склонны идти по стопам родителей. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, чем их родители, и последние сами подталкивают их в этом направлении.

Многое зависит также от социальной престижности профессий. Престиж той или иной профессии в общественном мнении обычно находится в обратном отношении к её массовости. Чем престижнее профессия, тем больше в ней будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться, заняться чем-либо другим.

Подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно. Социологами был проведён эксперимент. Весной, перед окончанием школы, выпускников одной из школ опрашивали, каким они видят своё ближайшее будущее, какую профессию изберут, где будут работать или учиться и т.д.

Те же вопросы задавали одноклассникам (каждый давал прогноз о каждом), учителям и родителям.

Через полгода, осенью, социологи выяснили, как фактически сложилась судьба выпускников. Подсчёты показали, что наиболее точными были предсказания одноклассников. Учителя, как и родители, оказались неважными «пророками».

Существенные факторы профессионального самоопределения — возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии это сложный и длительный процесс.

Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности.

Первая — затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов.

Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение — один из главных компонентов повзросления и устойчивого образа «Я», самоуважения и т.д.

. Ошибки при выборе профессий

5 стр., 2018 слов

Роль профессии в жизни человека

... человека под действием профессии. Роль выбора профессии Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию ... современными и актуальными видами трудовой деятельности, возможностями карьеры, оплачиваемостью труда и потребности в кадрах. Профессиональное просвещение формирует у ...

Десять ошибок при выборе профессии:

. Не относись к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В любой сфере деятельности происходит закономерная смена занятий, специальностей, должностей, мест работы по мере роста квалификации человека.

. Не путай должность, профессию и специальность. Например, главный врач — это должность, врач — профессия, стоматолог — специальность.

. Не выбирай профессию по ее внешним признакам. Всегда старайся глубже узнать содержание профессии, существенные стороны повседневного труда профессионала.

. Не поддавайся предрассудкам относительно той или иной профессии. Мода на профессии постоянно изменяется, сегодня oдни профессии престижны, завтра — другие. Но мода на профессии не всегда успевает за изменениями рынка труда.

. Не переноси свое отношение к человеку — представителю той или иной профессии — на саму профессию. Симпатичные или несимпатичные личные качества конкретного человека не всегда являются профессионально важными для той или иной профессии.

. Не отождествляй учебные предметы и профессии. Мир профессий значительно шире, чем это можно ceбе представить, основываясь на перечне школьных предметов.

. Не выбирай профессию «за компанию», под влиянием товарищей.

. Не выбирай профессию, не разобравшись в своих личных качествах. Очень важно знать свои интересы, склонности, способности, уровень знаний и подготовленности.

. Не выбирай профессию, не оценив своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

. Многие профессии предъявляют особые требования к состоянию здоровья, а некоторые профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. Не выбирай профессию, не узнав основных правил, действий и их порядка при решении задачи о выборе профессии. Если не знаешь, как решить задачу выбора профессии, обратись за помощью к специалисту-профконсультанту.

3. Основные принципы

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию:

.Принцип сознательности.

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

что от него потребует работа и трудовой коллектив.

23 стр., 11457 слов

Определение психологических особенностей профессиональной идентичности ...

... особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы). Актуальность проблемы исследования и ее недостаточная разработанность явились основанием ... с собой», как важнейшую характеристику целостности личности, как интеграцию переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами. Традиция словоупотребления идентичности в ...

.Принцип соответствия.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

.Принцип активности.

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

.Принцип развития.

Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

4. Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

.Годность.

Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

.Соответствие.

Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

10 стр., 4761 слов

Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе

... классных арт-студий. [14 с.210-211] Разнообразие форм воспитательной работы Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских ... используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Форма воспитательной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме ...

.Призвание.

Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

. Условие оптимального выбора профессии


ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

·От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

·Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

·Какие учебные предметы у вас любимые?

·Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

·О какой работе вы мечтаете?

·Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

·Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

·Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

·Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

·Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

·Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

12 стр., 5737 слов

Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

... nbsp;      Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) Обучение и деятельность Форма развития          Приспособление Присвоение Ход развития ... Цели и задачи исследования. Обоснование метода………….21 Описание результатов работы…………………………………23 Интерпретация полученных данных………………………….23 Заключение…………………………………………………..26 Литература……………………………………………………27 ...

·С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

·И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

. Темперамент и стиль деятельности

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.

Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы — это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник

Может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

... игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат. Глава 2. Общение Общение ... Начиная от момента рождения индивида, первым видом его деятельности является общение, затем следует игра, учение и труд. Конечно, в реальной жизни такого строгого поэтапного подразделения ...

Холерик

Наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматик

Наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик

В отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

7 стр., 3414 слов

Вопрос 9. Эго-психология э.Эриксона. Периодизация жизни. Http://biofile.Ru/psy/1730.Html

Оставаясь психоаналитиком, он тем не менее соединяет психологию вместе с социологией и биологией с тем, чтобы выяснить, как происходит взаимодетерминация социальных условий формирования личности и ее собственной активности. Суммируя свои выводы относительно природы идентичности, или тождественности, личности, Эриксон определяет ее как важнейшую характеристику целостности личности на высших ...

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

Заключение

Профессиональное самоопределение — это длительный, многоэтапный процесс. Поэтому, обращаясь к поиску факторов, которые могли бы оказывать влияние на динамику этого процесса на всех стадиях, в основу нашего исследования мы положили общую гипотезу о связи характерологических черт личности с ее профессиональным самоопределением. В нашем исследовании мы рассмотрели влияние характерологических особенностей, а именно личностной акцентуации, на динамику профессионального самоопределения личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения.

Литература

1.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. М.: Академия, 2005. 260 с.

2.Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

.#»justify»>.#»justify»>5.#»justify»>6.#»justify»>7.#»justify»>8.Электронная библиотека httpHYPERLINK

«http://psylib.myword.ru/»://HYPERLINK «http://psylib.myword.ru/»psylibHYPERLINK «http://psylib.myword.ru/».HYPERLINK «http://psylib.myword.ru/»mywordHYPERLINK «http://psylib.myword.ru/».HYPERLINK «http://psylib.myword.ru/»ru.