Возрастная психология 14

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Гуманитарный факультет

Предмет:___Психология развития и

возрастная психология

Вариант:___ 10 ___

Тема контрольной работы:

Студента_4_курса, группы__П-41__

Ф.И.О ___Огородниковой Елены Валерьевны

Дата сдачи работы «___»____________2009г.

Оценка:_________________

Проверил:_______________

Киров 2009

План:

Вопросы:

  1. Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.
  2. Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.
  3. Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.
  4. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.
    • Желание получить отметку, одобрение учителя.
    • Стремление к успеху, самоутверждению.
    • Желание быть настоящим школьником.
    • Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.
    • Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
    • Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
    • Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
    • Стремление завоевать престиж у сверстников.

Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать).

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... исследования: Организация игровой Цель исследования: Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект ... Задачи: 1.Выевить природу и структуру детских игр. 2.Определить значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника. 3.На основе констатирующего эксперимента, ...

Вопрос №1: Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.

Самосознание — определение

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формировавание эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

  • Развитие самосознания у грудного ребёнка.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно).

Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

  • Развитие самосознания у ребёнка раннего возраста.

Стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

  • Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

6 стр., 2813 слов

Лекция 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. ...

... сверстниками. Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть: освоение нового ... имени К.Д. Ушинского" в г. Рыбинске Ярославской области Возрастная психология и психология развития: тексты лекций Учебно-методическое пособие   Составитель: Инесса Олеговна Карелина, & ...

  • Самосознание в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

  • Становление самосознания в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

  • Самосознание в молодости (юности).

В молодости для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

  • Самосознание во взрослом этапе развития личности.

Центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

  • Самосознание в старости.

происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Самосознание личности

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными ... видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к ...

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

· осознание своей активности — «Я управляю собой»;

· осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

· моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

· осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

· познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

· эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

· отношение к себе;

· отношение к другим людям;

· ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

· эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);

· группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к нашей группе, он — хороший»);

· просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»);

3 стр., 1302 слов

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

... с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Увеличивается количество зубов. Дети раннего возраста слабые, беспомощные, ранимые, однако в этот период происходят самые ... основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участие в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), культура поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность. За ...

· эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром и с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в ношении к другому человеку»).

Вопрос №2: Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.

Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:

1. Формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;

2. Развивается ситуативно–деловое общения с взрослыми и общение со сверстниками;

3. Формируются когнитивные процессы;

4. Происходит овладение пассивной и активной речью;

5. Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей в этом возрасте выступает предметно–манипулятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

Особенности психики ребенка раннего возраста.

Одной из характерных особенностей поведения ребенка в этом возрасте является его ярко выраженная ситуативность. Малышу одного-двух лет интересно все, что его окружает, он тянется ко всему, что находится в поле его зрения. Как образно говорил немецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь или коробочка — чтобы он закрыл, или открыл их, колокольчик — чтобы он позвонил в него, круглый шарик – чтобы он покатил его. Каждая вещь, находящаяся в поле зрения ребенка, заряжена для него притягивающей или отталкивающей силой, которая «провоцирует» его на действие, направляет его. Такая связанность ситуацией, наглядным полем отражает своеобразие деятельности сознания ребенка раннего возраста.

Ситуативность накладывает отпечаток на все виды деятельности ребенка, на протекание всех его психических процессов. Так, память малыша функционирует преимущественно в виде узнавания: ребенок вспоминает знакомый предмет, когда видит его перед собой. Мышление в этом возрасте протекает в наглядно-действенной форме: познание окружающего мира осуществляется путем практических действий. Ребенок еще не способен заниматься чисто умственной деятельностью, например, что-то обдумывать или воображать. Поэтому так велика в его жизни роль предметов. Не разрешая малышу действовать с ними, ограничивая его активность, мы лишаем его возможности мыслить, а значит, и полноценно жить. Эмоции ребенка также чаще и ярче проявляются в момент восприятия предметов. Достаточно показать малышу интересную игрушку, — и его интерес переключится на то, что они видит в данный момент.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... возможностей. Для развития зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым ... Дарки (Райгородский, 1998а) выделяют пять основных типов агрессии: • физическая агрессия (физические действия против кого‑либо); • раздражение (вспыльчивость, грубость); • вербальная агрессия (угрозы, крики, ...

Господство наглядной ситуации часто сказывается на выполнении поручений взрослых. Так, охотно отправляясь за каким-то предметом по просьбе взрослого, малыш может отвлечься на игрушку, попавшуюся на его пути, и начать играть с нею, забыв о том, за чем шел. Непосредственное, более сильное воздействие объектов полностью поглощает малыша.

Еще одна характерная черта психики ребенка раннего возраста – особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Эмоциональность, конечно же, свойственна человеку в любом возрасте, но взрослые, как правило, умеют управлять своими чувствами. У ребенка все не так. Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, в неустойчивости эмоций. Как радостно бросается ребенок к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить с ним свое удовольствие. Расставание с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. То же самое происходит и при встрече или разлуке с близкими. Малыш отчаянно плачет, обнаружив отсутствие мамы, и с радостными возгласами бросается к ней, едва увидев ее. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания.

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру – вот, пожалуй, главная особенность психической организации ребенка на протяжении всего раннего возраста. Особенно ярко эта особенность проявляется на втором году жизни малыша.

Взрослый нужен ребёнку как доброжелательный партнёр, соучастник в предметной деятельности, как «эксперт» его умений.

Как общаться с ребенком раннего возраста?

1. Поддерживайте и поощряйте интерес ребенка к занятиям взрослых. На втором году жизни усиливается интерес детей к действиям взрослых, желание подражать им. Где, как не в семье, ребенок получает возможность включиться в совместные действия со взрослыми, осваивая все их разнообразие и сложность? Вместе с мамой или бабушкой можно стирать белье в машине, нажимая на нужные кнопки и слушая, как белье крутится в барабане, а затем помочь им прополоскать свои носочки в тазике с водой. Нет ничего интереснее, как вместе с папой разбирать и чинить телефон или рядом с дедушкой стучать деревянным молоточком по доске, «забивая гвозди». Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового. Он приобретет опыт переживаний радости от совместной работы, ее хорошего результата. Вы не только вместе потрудились, но и сопереживали ребенку, разделяли его удовольствие от общения с вами, заметили его затруднение и помогли ему. Создавайте условия для того, чтобы малыш мог наблюдать за вашими действиями. Пусть он видит, как мама или бабушка готовят обед, стирают, убирают квартиру, как папа или дедушка выполняют «мужские» дела. Объясняйте ему свои действия и действия других людей. Поощряйте стремление ребенка подражать и помогать вам: разрешите ему вытереть тряпкой стол, подмести веником пол, вымыть свою чашку, постирать рядом с вами салфеточку, «пропылесосить» коврик. Не забывайте благодарить его за помощь. Похвалив его, подчеркните сходство со взрослыми, например: «Машенька, ты наводишь в комнате порядок, как мама».

Конечно, участие ребенка в делах взрослых доставляет много хлопот. Это и испачканные рубашка или платье, и пролитая вода, и оставленный после «подметания» мусор на полу, и грязная после «мытья» тарелка. На втором году жизни ребенка занимает только сам процесс того или иного действия, а не его результат. Лишь к концу раннего возраста он научится понимать, что любое дело должно быть сделано хорошо, замечать свои ошибки. Но если близкие будут ограничивать его активность, ожидая, когда малыш подрастет, его потребность в общении со взрослым может ослабеть, а стремление к самостоятельности угаснуть. Бедность впечатлений и отсутствие совместных действий затормозит развитие сюжетной игры – мощного стимула психического развития детей.

2. Не ограничивайте деятельность ребенка слишком строго, иначе он не почувствует уверенности в своих силах. Но и не оставляйте без внимания все промахи малыша, ведь ваша задача – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей. Когда ребенок не видит этих ориентиров, когда он слышит только окрики — «нельзя», «отойди», «разобьешь», «поломаешь», — он чувствует растерянность, растет капризным и несамостоятельным, начинает бояться всего нового, плачет или кричит, когда какой-то предмет «ведет себя непослушно» в его ручках.

3. Помогайте ребенку осваивать бытовые действия. Освоение орудийных действий происходит при обучении ребенка бытовым навыкам, правилам гигиены, таким как умение пользовать ложкой, расческой, зубной щеткой, мылом и т.д. Обучение правилам использования бытовых предметов должно быть понятным малышу. Обязательно объясняйте ребенку смысл каждого действия: мыло и вода делают ручки чистыми, зубки нужно чистить, чтобы они были белыми и не болели, волосики нужно причесывать, чтобы они были красивыми и пр. По возможности сопровождайте обучение детскими стишками, песенками.

4. Поощряйте стремление ребенка к самостоятельности. На втором году жизни, когда ребенок еще слишком мал, чтобы обходиться без помощи взрослых, близкие стараются все делать за него. По мере овладения разнообразными умениями и навыками ребенок все чаще начинает отстаивать свое право действовать самостоятельно. Особенно интенсивно стремление к самостоятельности возрастает на третьем году жизни малыша. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Поддерживайте это ценное стремление ребенка.

5. По мере освоения ребенком новых умений и навыков доверяйте ему действовать самостоятельно. Возьмите на себя только то, что он не может сделать сам, остальное предоставьте делать ему самому. Наберитесь терпения, подавите в себе стремление сделать все быстро за ребенка. Избегайте педантизма и мелочного контроля над малышом.

6. Для того чтобы воспитывать у малыша самостоятельность, нужно показывать и объяснять ему последовательность тех или иных действий так, чтобы это было понятно ему.

7. Учите ребенка правильно вести себя за столом. Помогите ему правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.

8. Учите малыша снимать и надевать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы и молнии. Приучайте его следить за своим внешним видом, ухаживать за своими вещами. Побуждайте самостоятельно причесываться, заправлять рубашечку в штанишки, вешать одежду на свою вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.

9. Предоставляя ребенку свободу во время игр и занятий, приучайте его после их окончания наводить порядок: убрать на место игрушки, поставить на полку книжки, вытереть испачканный акварельными красками стол. Старайтесь сделать эти бытовые дела интересными для ребенка. Используйте для этого игровые приемы. Например, скажите малышу от имени игрушек, что им надоело валяться на полу, что им холодно, и они хотят, чтобы их убрали в их теплый домик (коробку).

А книжки хотят вместе со своими сестричками стоять рядом на полочке.

Прежде чем начинать требовать от ребенка убирать игрушки на место, организуйте в комнате удобный игровой уголок. Сделайте низкие полки для книг, карандашей и красок, кубиков, машинок. Поставьте коробку или ящик для мелких игрушек, маленький столик и стульчик для рисования, лепки, чтения.

10. Если ребенку трудно, или он допустил оплошность, обязательно посочувствуйте ему, помогите исправить ошибку. Никогда не ругайте, не одергивайте, не дразните малыша, если он нечаянно разбил чашку, пролил воду или испачкался, если у него что-то не получается. Посочувствуйте ему и скажите, что в следующий раз у него все получится.

11. Не забывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие. Старайтесь благодарить его не вообще («ты молодец»), а за конкретную помощь: «я так устала, а ты помог мне убрать со стола посуду» и пр.

12. Прививайте ребенку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.

13. Помогайте ребенку осваивать действия с игрушками. Родители часто жалуются на то, что дети быстро теряют интерес к игрушкам, постоянно требуют все новые и новые. И пылятся в детском уголке красивые куклы, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок капризничает и не умеет сам себя занять. Это происходит потому, что на ранних этапах детства малыши еще не умеют обращаться с предметами по их назначению, а однообразные манипулятивные действия с ними быстро истощают первоначально ярко выраженный интерес к новому предмету. Помните, что понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью. Необходимо помогать детям раскрывать свойства предметов, показывать, как с ними можно играть. Покупая ребенку новую игрушку, обязательно поиграйте с ней вместе с малышом. Заинтересуйте его не только внешним видом игрушки, но и тем, что с ней можно делать. Играя с куклой, придумайте интересный для малыша сюжет: покормите, искупайте ее, покатайте на колясочке. Если вы купили ребенку кубики, объясните, что из них можно построить много интересного. Вместе сложите из них башенку, заборчик, дорожку, поезд, гараж для машинки или домик для собачки. Рассмотрите вместе, как устроена новая машинка, как она может ездить в разных направлениях, покатайте на ней маленькую игрушку. Покажите, как правильно завести заводную игрушку (машинку, мышку, обезьянку, юлу).

Сначала заведите ее сами на глазах у малыша, потом предложите завести ее вместе. Мягко направляйте руку ребенка, чтобы он понял нужное движение, а затем попросите совершить действие самостоятельно. Помогите малышу научиться пользоваться сачком для вылавливания рыбок, лопаткой, совочком, грабельками, формочками при игре с песком. Помните о том, что любой предмет приобретает особую притягательность для ребенка, если с ним действовал взрослый, а тем более, если они играли вместе.

14. Обучая малыша пользоваться бытовыми предметами и игрушками, сначала покажите ему правильный способ обращения с предметом, а затем предложите ему совершить действие самому. Не торопите малыша, пусть он попробует самостоятельно выполнить действие. Доброжелательно комментируйте действия ребенка. При необходимости предложите ему свою помощь, возьмите его ручки в свои руки и вместе с ним совершите нужное движение. Повторите показ и совместное действие несколько раз.

15. Корректируйте движения малыша мягко, без насилия. Не ругайте его за неправильно выполненное действие. В этом возрасте гораздо важнее стремление ребенка делать что-то как взрослый, чем достижение правильного результата. Наберитесь терпения: то, что вам кажется простым и легким, пока еще трудно для малыша.

16. Не забывайте хвалить ребенка за старание, настойчивость. Радуйтесь вместе с ним его достижениям. Рассказывайте о достижениях малыша близким в его присутствии. Это будет наполнять его гордостью, давать уверенность в своих силах, поддерживать желание совершенствовать свои умения.

17. Откликайтесь на инициативу ребенка в общении по поводу предметов, на все его просьбы помощи.

18. Поддерживайте любознательность малыша. Ярко выраженная любознательность — важный показатель успешного психического развития ребенка. Он активно стремится к получению новых впечатлений, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое, стремится обследовать его. Он может подолгу увлеченно экспериментировать с песком, водой, красками, радуется своим открытиям, стремится поделиться своей радостью с близкими. Старайтесь разделять эту радость с малышом, поощряйте его интерес к исследованию.

19.Создавайте условия для детского экспериментирования: организуйте удобное место и подберите подходящие материалы таким образом, чтобы, занимаясь своими делами, вы могли держать ребенка в поле своего внимания и во время придти ему на помощь. Маленькие дети очень любят устраиваться со своими игрушками рядом со взрослыми. Если вы готовите еду на кухне, посадите ребенка за столик и предложите ему несколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних и маленьких и покажите, как их можно вкладывать одна в другую. Банка с крышкой, заполненная мелкими предметами даст малышу возможность прятать и находить игрушки, пластмассовая бутылка с крупой и чашка – пересыпать разные вещества из одной емкости в другую.

20. В ванной или на кухне можно организовать игры с водой. Оденьте ребенку фартучек, заполните тазик водой и покажите, как можно пускать кораблики из скорлупы грецкого ореха, или дощечек, обратите его внимание на то, что одни предметы плавают, а другие тонут, научите выжимать губку, пропитанную водой. Во время прогулки можно устраивать игры с песком: перекладывать его лопаткой в ведерко, высыпать, делать куличики, строить башню или горку, рыть канавки и норки и пр.

21. Предложениями и вопросами побуждайте малыша к исследованию. Например: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? Посмотри, палочка плавает, а камушек утонул. А если в воду опустить губку?».

22. Отвечайте на все вопросы малыша, стараясь формулировать ответы в доступной форме.

23. Радуйтесь «открытиям» и «изобретениям» малыша, поделитесь радостью с другими членами семьи, хвалите малыша. Если он уже умеет говорить, задавайте ему вопросы о том, что он делает, что у него получилось, помогите рассказать о том, чем он занимался, папе, бабушке, дедушке.

24. Не ругайте ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался. В раннем возрасте это неизбежно. Постарайтесь терпеливо относиться к детским «экспериментам» и так организовать пространство детской игры и занятий, чтобы было удобно навести порядок в доме.

Вопрос №3: Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.

Ведущая деятельность – теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Выделяют следующие ведущие деятельности:

  1. Непосредственное общение младенца с взрослыми.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве.
  3. Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста.
  4. Учебная деятельность школьников.
  5. Профессионально-учебная деятельность юности.

Смена ведущих видов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновение новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают человека к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

Возрастной период

Ведущая деятельность

Психологические новообразования

Младенчество

2 мес.-1 год

Непосредственно-эмоциональное общение

  • Потребность в общении
  • Базовое доверие к миру
  • Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний
  • Различение близких и посторонних людей
  • Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета)
  • «Истинное» подражание
  • Предметное восприятие
  • Автономная речь
  • Ходьба
  • Мотивирующие представления. Превращение ребёнка в субъекта желания и действия

Раннее детство

1 – 3 года

Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная)

  • Овладение предметными действиями
  • Символическое, замещающее действие
  • Предметная игра
  • Начальные этапы изобразительной и других – видов продуктивной деятельности
  • Активная речь
  • Наглядно-действенное мышление
  • Личное действие
  • Сознание «Я сам»
  • Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними

Дошкольное детство

3 – 7 лет

Игра (сюжетно-ролевая игра)

  • Воображение
  • Наглядно-образное мышление
  • Начала понятийного мышления
  • Картина мира
  • Новые мотивы поведения
  • Соподчинение, иерархия мотивов
  • Произвольность поведения
  • Первичные этические инстанции
  • Самосознание
  • Самооценка
  • Практическое овладение речью, развитие функций речи

Младший школьный возраст

6-7 – 10 лет

Учебная деятельность

  • «Умение учиться»
  • Понятийное мышление
  • Внутренний план действий
  • Рефлексия – интеллектуальная и личностная
  • Новый уровень произвольности поведения
  • Самоконтроль и самооценка
  • Ориентация на группу сверстников
  • Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности

Подростковый, отроческий возраст

10-11 – 14-15 лет

  • Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин)
  • Общение в общественно полезной деятельности

(Д.И. Фельдштейн)

  • Чувство взрослости – новый уровень самосознания
  • Стремление к самоутверждению
  • Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей
  • Я – концепция
  • Формально-логическое мышление (рассуждающее) мышление
  • Рефлексия

Юность

Ранняя – 15-17 лет.

Поздняя – 17-21 год

  • Учебно-профессиональная деятельность.
  • Профессиональное самоопределение.
  • Потребность самоопределения
  • Готовность к личностному и профессиональному самоопределению
  • Жизненные планы
  • Устойчивое самосознание
  • Идентичность
  • Ценностные ориентации
  • Мировоззрение

внутренняя позиция мужчины или женщины

Взрослость: ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20-30 лет

Средняя взрослость (зрелость) – 30-60 лет

  • Труд.
  • Максимальная реализация сущностных сил человека.
  • Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остаётся постоянным, но изменяется их соотношение
  • Построение стратегии жизни
  • Феномен акме
  • Смысложизненные решения
  • Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление)
  • Материнство/отцовство

Взрослость

пожилой возраст (старение) – 60-75 лет

Старость – 75-90 лет.

Долгожительство – свыше 90 лет.

  • Профессиональная деятельность в адаптированных формах.
  • Структуризация и передача жизненного опыта.
  • Хобби.
  • Прародительство.
  • Постепенный отказ от активности.
  • Принятие своей жизни
  • Жизненная мудрость
  • Счастливая старость
  • Интегрированность, цельность

Данная таблица наглядно демонстрирует нам ведущую деятельность, характерную для определённых возрастных периодов, а так же психологические новообразования, которые закладывают основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Вопрос №4: Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.

  • Желание получить отметку, одобрение учителя.
  • Стремление к успеху, самоутверждению.
  • Желание быть настоящим школьником.
  • Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.
  • Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
  • Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
  • Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
  • Стремление завоевать престиж у сверстников.

Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать).

Опираясь на ведущий вид деятельности, на социальную ситуацию развития, на общение и на психологические новообразования в разных возрастах, можно провести следующие соответствия внутренних позиций школьника по отношению к учению.

Мотивы, характерные для младших школьников:

  • Желание получить отметку, одобрение учителя.
  • Желание быть настоящим школьником.
  • Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).

Мотивы, характерные для подростков:

  • Стремление к успеху, самоутверждению.
  • Стремление завоевать престиж у сверстников

Мотивы, характерные для старшеклассников:

  • Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками
  • Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
  • Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2003
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999