Разрешение конфликтов в деловых отношениях

Под конфликтом (от лат. conflictus — столкновение) следует понимать противостояние мнений, позиций противоположных сторон, противоборствующих сил. В отличие от споров и ссор, конфликт имеет более глубокие корни. Споры и ссоры можно прекратить. Конфликт же всегда требует разрешения, то есть выявления противоречий между конфликтующими сторонами и устранения этих противоречий в приемлемой для сторон форме.

В своем развитии каждый конфликт, как правило, проходит определенные стадии: зарождение (возникновение противоречий), инцидент (обозначение позиций сторон), конфликтные действия и разрешение создавшейся ситуации.

В ходе конфликта чаще всего наблюдаются три основных типа поведения: агрессивный, миротворческий и нейтральный.

Одним из наиболее цивилизованных способов урегулирования конфликта является компромисс, то есть соглашение, достигнутое путем взаимных уступок. Оппоненты должны сесть за стол переговоров, цель которых не только разрешение конфликта, но и выработка стратегии по исключению возникновения подобной ситуации в дальнейшем.

В основу разрешения противоречий следует поставить консенсусный принцип, при котором важно не только понять другую сторону, признать обоснованность ее требований, но и воспринять эту реальность в качестве неотъемлемой составляющей развития отношений. «Консенсус — не просто уступка. Это компромисс на основе приемлемого для большинства сторон развития сотрудничества в достижении целей», — говорит конфликтолог Г. Н. Семигин и, далее развивая свою мысль, указывает, что консенсусный принцип не предполагает кардинального изменения собственных позиций и взглядов. Консенсус следует понимать так: каждая из противостоящих сторон, беспокоясь о собственных интересах, признает правомерность существования интересов другой стороны. Без этого проблему решить невозможно. Поэтому консенсуса можно достичь лишь в том случае, если каждая из противоборствующих сторон готова поступиться частью собственных интересов во имя достижения общего согласия и мира в коллективе, между партнерами, предприятиями и т. п.

Переговоры конфликтующих сторон следует вести в русле корректного, а следовательно, эффективного спора, придерживаясь правил логики и тактики. Очень важно при этом умение контролировать эмоции, следить за своим речевым поведением и анализировать поведение партнеров. Постарайтесь не перебивать и не перекрикивать оппонента. Слушайте активно для того, чтобы вы могли четко сформулировать его мнение, его позицию.

9 стр., 4183 слов

Третья сторона в урегулировании конфликтов

... и выступают в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов, так как Конфликты, особенно вооруженные, всегда самым непосредственным ... воздействия с целью уменьшения различий в первоначальных позициях сторон и поиска взаимоприемлемого решения. Другой пример ... говорят об ориентации третьей стороны на переговорный подход, то обычно различают следующие понятия посредничество, оказание ...

Часто неприятие другого мнения или несогласие с чужой позицией выражается в виде враждебности к тому, кто это мнение высказывает. Постарайтесь не выражать презрения или пренебрежения к оппоненту.

Излишняя категоричность собственных утверждений также плохой помощник в разрешении конфликта. Склонить собеседника к согласию с вашей точкой зрения можно лишь тогда, когда вы высказываете ее убежденно, но неагрессивно. Такое поведение побудит оппонента признать вашу правоту, когда вы ее докажете.

Следует также обратить внимание на то, что при разрешении конфликтов в деловой сфере необходимо разделить личностные оценки оппонентов и интересы дела. Так, представитель одной из противостоящих сторон, излагающий свои взгляды и позиции, кажущиеся неприемлемыми, непонятными другой стороне, представляется злонамеренной, отталкивающей личностью. В ходе же переговоров выясняется, что это представление было в корне неверным.

К урегулированию конфликтов можно привлечь посредников, имеющих достаточный опыт в ведении переговоров и разрешении споров. В роли посредника должен выступить человек, пользующийся уважением, авторитетом у обеих сторон, в таком случае к его мнению и суждениям прислушаются оппоненты.

Если конфликт не удается решить путем переговоров, можно обратиться в суд или арбитраж. Но практика показывает, что лучше решить все спорные вопросы в досудебном порядке. Суд решает правовые вопросы, но эмоциональная сторона конфликта, играющая огромную роль при противостоянии сторон, остается неразрешенной. Незаконное увольнение, нарушения трудового режима, немотивированный перевод сотрудника на другую должность, неблагоприятные условия труда — такие и им подобные конфликтные вопросы целесообразно решать непосредственно в коллективе, а не через судебные инстанции, поскольку суд чаще всего удовлетворяет требования обиженных работников, но самой проблемы не решает. Атмосфера противостояния в коллективе продолжает нарастать.

В напряженной деловой жизни конфликты неизбежны. Есть в них и позитивные моменты, так как с их помощью выявляются наболевшие проблемы в коллективе, которые можно решить наиболее благоприятным для всех заинтересованных лиц способом. Но не стоит забывать, что зачастую в ходе конфликта складываются разрушительные для деловых интересов отношения, ведь разрушать намного легче, чем созидать. Однако успех в бизнесе строится не на разрушении, а на созидании.

Полезно также знать и основные правила или этику поведения в конфликте. Поведение в конфликте самое разнообразное.

Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы смягчить конфликт или сделать его конструктивным? Таких правил поведения в конфликтной ситуации, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации, несколько.

• Сохранять самоконтроль и сдержанность.

• Предоставлять партнеру «выпустить пар».

• Не «подливать масла в огонь»: не вступать в конфликтный диалог, не увязать в критических замечаниях, не переходить «на личности».

• Попросить партнера сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.

• Четко и объективно высказать свою позицию по отношению к ожиданиям партнера. • Стараться держаться на равных.

13 стр., 6323 слов

Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного ...

... конфликтов является формирование в коллективе определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах. Общественное мнение - очень мощный регулятор поведения ... давать эмоциональные оценки друг другу. Если конфликт держится на деловой основе, оппоненты от нее не перейдут ... организации; )Разработать способы выхода из сложившегося конфликта. Структура работы включает введение, основную часть из трех ...

• Извиниться или признать свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.

• Оформить принятую договоренность и оговорить взаимоотношения на будущее. Четко определить границы: что конкретно не следует дальше делать, чтобы не вызвать повторения конфликта.

• Стараться поддерживать баланс деловых отношений в тех границах, которые являются конструктивными и способствуют достижению общего успеха. Выходить за пределы этих границ только в тех случаях, когда это требуется в соответствии с объективными обстоятельствами совместной работы. Обозначим основные способы поведения в деловой конфликтной ситуации:

• Не смотреть на партнера враждебно или излишне критично.

• Не приписывать ему отрицательные черты характера и низменные намерения.

• Не демонстрировать свое превосходство.

• Не обвинять.

• Не игнорировать интересы участвующих в коллективной деятельности деловых партнеров.

• Не позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны.

• Не уменьшать имеющиеся заслуги партнеров и не преувеличивать свои собственные заслуги.

• Не задевать «болевые» точки коллег в работающей команде, их слабые и уязвимые места.

• Не обрушивать на своих сотрудников слишком много претензий.

• Не ставить ультиматумы такого типа: «Если вы не сделаете это, отношения с вами у меня будут разорваны».

 

Составление персонального резюме

Структура резюме

1. Заголовок — фамилия, имя, отчество. (слово «Резюме» не пишется)

2. Основные личные данные — адрес, телефон, дата рождения, семейное положение. Адрес указывайте полностью, с индексом, страной, квартирой.

3. Цель обращения — на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендуете.
Поисковая
Например: «Получение работы по специальности ….. в компании ….. [работающей на Российском рынке …. услуг]»
Ориентирован на конкретную организацию
Получение должности …. в фирме ….
Не стоит писать желаемую заработную плату и обосновывать ваш выбор, об этом вас спросят на собеседовании.

4. Опыт работы — даты мест работы, должности, выполняемые функции.
Если нет: Укажите где проходили практику.
Например: Профессиональная стажировка в копании …. в отделе …. Выполняемые функции: ….

5. Образование — даты, учебные заведения, Полученная специальность и присвоенная квалификация, награды, призы, звания.

Дополнительная информация

Данные о дополнительных знаниях и навыков, имеющих отношение к данной работе. Важные факты биографии и личные качества.

1. Владение иностранными языками.
Разговорный, технический, свободно читаю и перевожу, со словарем.

2. Наличие прав и опыта вождения, наличие личного автомобиля

3. Владение навыков работы на компьютере.
Уверенный пользователь, профессионально владею (список программ)

4. Участие в конференциях и съездах.

4 стр., 1776 слов

Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных качеств дошкольников

... предпосылки на всю жизнь к организации своей деятельности, учебы, работы. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое ... роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания». Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на ...

5. Сведения о военной службе и званиях.

6. Серьезные увлечения и достижения.

7. Сведения о рекомендациях.

8. Укажите готовность к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам.

Требования к стилю.

1. Краткость

2. Конкретность

3. Целенаправленность

4. Четкость

Основные правила

· Резюме должно быть написано для конкретной сферы деятельности (еще лучше — для конкретной позиции).

Никому не нужны резюме ‘мастера на все руки’ (даже если Вы действительно таковым являетесь).

Не претендуйте в одном резюме сразу на несколько существенно разных позиций. В крайнем случае, составьте несколько резюме и посылайте в каждую фирму только одно (разумеется, то, которое им больше подходит).

Исключение составляют Кадровые Агентства — им иногда можно отослать оба резюме, объяснив в сопроводительном письме (cover letter) ситуацию.

· Постарайтесь уместить резюме на одну, максимум две страницы.

· Резюме должно быть отпечатано четким, хорошо читаемым шрифтом, желательно на компьютере, но ни в коем случае не написано от руки. Важно учитывать то, что работодатель может получить Ваше резюме по факсу, а факсимильные аппараты значительно ухудшают качество печати, поэтому шрифт должен быть не меньше 11.

· Убедитесь, что ваше резюме содержит достаточно контактной информации и работодатель сможет легко связаться с вами.

· Расположите даты в левой части резюме, а описание мест работы и учебных заведений справа.

· Первыми описывайте качества, которые важны для вакансии, на которую вы претендуете.

· Не пишите в резюме информацию, которая может негативно повлиять на отношение к вам.

· Постарайтесь добавить в ваше резюме как можно больше информации, которая демонстрирует, что вы подходите на эту должность.

· Трудовая деятельность — это часть Вашей биографии, которая наиболее интересна для потенциальных работодателей. Поэтому стоит уделить этому больше времени и указать наиболее полную информацию. Важно уточнить профиль компании (согласитесь, иногда название фирмы мало о чем может сообщить), а также должностные обязанности, где можно отразить, чем непосредственно Вам приходилось заниматься, что значительно расширит круг Ваших профессиональных возможностей в глазах Ваших будущих руководителей. Работодателя интересует реальный опыт, исходя из которого можно сделать вывод о степени профессионализма. Эта информация обязательно должна быть указана в хронологическом порядке (желательно с последнего места работы), причем необходимо уточнить периоды работы в привязке в конкретному месту Вашей трудовой деятельности.

· Попросите своего знакомого прочитать ваше резюме, это поможет выявить орфографические и стилистические ошибки.

· Не пишите всю вашу биографию. Вряд ли работодателя заинтересуют ваши школьные годы.

· В вашем трудовом стаже не должно быть белых пятен. Если же ваш трудовой стаж прерывался на длительный срок, нужно заранее придумать, как объяснить такой перерыв.

· Не пишите банальных вещей: «трудолюбив», «хорошо работаю в команде». Лучше отразить это в описании ваших достижений.

· Будьте аккуратнее при описании своих интересов \ увлечений. Лучше не писать о них в резюме.

11 стр., 5058 слов

Наука как особый способ деятельности человеческого общества.

... истинности. Ученый, а точнее, научный работник, — это профессионал, который строит своею деятельность, руководствуясь критерием «истинность—ложность». Кроме того, термин «наука» относят ко всей ... закономерность, закон, теория. Наука как система знании и как результат человеческой деятельности характе­ризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая де­ятельность прежде ...

· В Вашем CV обязательно должна присутствовать дата отправления резюме, чтобы менеджер по персоналу мог сориентироваться, когда оно было составлено, т.к. данные могут быть устаревшими, а значит, необходима предварительная беседа для уточнения ряда вопросов, и самый принципиальный из них: продолжаете ли Вы поиск работы?

 

 

Индивидуальный стиль деятельности в различных типах общества

Наиболее общее социальное условие, от которого зависит зона неопределенности индивидуальной деятельности, – дифференциация условий жизнедеятельности и в степени деятельности социальных групп. Возьмем классовое эксплуататорское общество. Данное общество будет характеризоваться наличием жестких классовых различий как в роли и значении труда в жизни человека, так и в соотношении физического и умственного труда, так и в усвоении различных форм культуры. В этом типе общества границы, в которых человек может применять свою деятельность, жестко определены и труднопреодолимы, только иногда их удается преодолеть. При этом заметим, что преодолеть данную границу могут только единицы из всей массы.

Теперь рассмотрим общественные отношения в капиталистическом обществе. Общественные отношения в капиталистическом обществе также ограничивают усвоение индивидуального стиля деятельности. В данном обществе происходит ограничение стремления работника к усвоению наиболее продуктивной системы движений, операций, которые доставляют работнику наибольшее удовлетворение.

На основе выше сказанного, можно утверждать, что в капиталистическом обществе отсутствуют базовые объективные предпосылки для формирования индивидуального стиля деятельности в производственных профессиях. Можно также отметить, что все факторы в капиталистическом обществе дезиндивидуализируют человека.

Более того, научно-технические революции в капиталистическом обществе только усиливают дезиндивидуализацию человека. Так как научно-техническая революция предполагает замещение человеческого труда автоматическими устройствами, то у простого рабочего остается меньше возможностей для движения, поскольку существуют границы в обществе. Поэтому зона неопределенности деятельности, которая обеспечивает свободный выбор действий всем индивидам, сводится к «нулю». В результате всего вышесказанного, ограничивается возможность развития индивидуального стиля деятельности.

Возникает вопрос, в каком же обществе возможен индивидуальный стиль деятельности? По мнению Мерлина В.С. индивидуальный стиль деятельности возможен в массовых производственных профессиях, возникающий только в социалистическом обществе. Исследования, проводимые Мерлином и его коллегами, показали, что, изучая труд ткачих-многостаночниц и других представителей массовых производственных профессий, что индивидуальный стиль деятельности возможен только при условии, что деятельность будет осуществляться с полуавтоматическим управлением. Более того, данные исследования показали, что легче всего с этой работой справляются только ткачихи с подвижными нервными процессами.

12 стр., 5938 слов

Анализ взаимосвязи между индивидуально — типологическими ...

... индивидуального стиля деятельности. 1. Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической литературе 1.1 Общие вопросы исследования индивидуального стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии Проблема индивидуального стиля ... пониженной или отрицательной социальной оценки. В связи с этим у человека вырабатывается особая индивидуальная стратегия поведения, с ...

Но для того чтобы усвоить индивидуальный стиль деятельности, необходим не только правильный тип общества, но и также должны быть созданные правильные условия в коллективе.

Наиболее существенное значение для развития инициативности и индивидуальности имеет шкала социальных оценок. Данная шкала может быть более широкой или более узкой. Чем шире шкала социальных оценок, тем в большей степени она стимулирует различные действия, операции, которые необходимы для достижения коллективной цели [2]. В результате можно сделать вывод, чем шире будет эта шкала оценок, тем шире будет зона неопределенности деятельности.

Кроме того, для того чтобы обеспечить широту шкалы социальных оценок необходимо, чтобы существовала сплоченность коллектива. Широта шкалы социальных оценок создает наиболее благоприятные предпосылки для становления индивидуального стиля деятельности. По мнению Мерлина и его соратников, наиболее благоприятные условия для становления индивидуального стиля деятельности создаются в коллективах с высоким уровнем ценностно-ориентационного единства.

Для того чтобы сформировались благоприятные предпосылки индивидуального стиля деятельности необходимо не только уровень шкалы социальной оценки, но и за какие именно действия человек подвергается оценке. Также очень существенна частота соотношения положительных и отрицательных оценок. Этот фактор очень эффективен в развитии инициативности и индивидуальности работников. Поэтому можно сделать вывод, что данный фактор является одной из основных предпосылок для формирования индивидуального стиля деятельности.