Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

«МетоДология научного исследования»

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

магистерской программы

«Лингводидактика и менеджмент в иноязычном образовании»

 

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология научного исследования». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 15 с.

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

 

Авторы: доктор филос. наук, профессор С.З. Гончаров

кандидат филос.наук, доцент Т.А. Логиновских

кандидат филос.наук, доцент Е.В. Попова

Рецензенты: доктор филос. наук, профессор (РГППУ) А.Г. Кислов

доктор филос.наук, профессор (УрФУ) Н.И. Савцова

Руководитель магистерской программы

«Лингводидактика и менеджмент

в иноязычном образовании»:

кандидат филологич.наук, профессор Т.А. Знаменская

 

Одобрен на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 8 от 21 марта 2016 г.

 

Заведующий кафедрой философии, культурологии

и искусствоведения Е.В. Попова

 

Рекомендован к печати научно-методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № 7 от 25 марта 2016 г.

Председатель научно-методической комиссии

Института психолого-педагогического образования В.В. Пузырев

Зам директора научной библиотеки РГППУ Е.Н. Билева

 

Директор Института

психолого-педагогического образования И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2016

© Гончаров С.З., Логиновских Т.А.,

Попова Е.В., 2016

 

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Цель дисциплины «Методология научного исследования»: усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины, повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.

5 стр., 2029 слов

Психология проф.образования как наука и дисциплина.

... с коллективомю Постижение вершин профессионализма(акме)- личность состоялась.   Психология проф.образования как наука и дисциплина. Цель науки-получение объективно нового знания, раскрытие закономерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного ...

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Общенаучный цикл».

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».

Знания и умения, усвоенные в процессе изучения дисциплины «Методология научного исследования», необходимы магистрантам для участия в научно-исследовательском семинаре и в качестве теоретической предпосылки для их научно-исследовательской работы.

 

Компетенции, формируемые в усвоении дисциплины

В результате усвоения дисциплины магистрант должен:

знать:

-теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

уметь:

-анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

— использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

владеть:

-современными методами научного исследования в предметной сфере;

— способами осмысления и критического анализа научной информации;

— навыками совершенствования и развития своего научно потенциала.

а) общекультурные (ОК):

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

· способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов); 30 аудиторных часов: 16 – лекции, 14 – семинары. 78 часов – самостоятельная работа.

Структура и содержание дисциплины

Таблица 1

  Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная  
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108 (3)  
1.2. Аудиторные занятия:  
1.2.1. Лекции  
1.2.2. Практические занятия  
1.2.3. Лабораторные работы  
1.3. Самостоятельная работа  
1.3.1. Курсовой проект (работа)  
1.3.2. Контрольные работы  
1.3.3. Расчетно-графическая работа  
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к зачету  
1.4. Курс I  
1.5. Семестр  
1.6. Экзамен (семестр)  
1.7. Зачет (семестр)  
1.8. Курсовой проект (работа) (семестр)  
1.9. Контрольная работа (семестр)  

 

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Темы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности 1,2 Еженед. Собеседование – 1; участие в практ.занятии -2, тест – 2.  
2. Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки. 3.4   Еженед. Собеседование – 3; участие в практ.занятии -4, тест – 4.
3. Логические категории как всеобщие формы мысли и их методологическое значение в научном исследовании 5,6,7   Еженед. Собеседование – 5,6; участие в практ.занятии -7 коллоквиум – 7.  
4. Уровни и методы научного познания. Методика написание научной статьи. 8,9,1011   Еженед. Собеседование – 8,10, участие в практ.занятии -9, 11. Тест – 11.
5. Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия. 12,13   Еженед. Собеседование – 12; участие в практ.занятии -13, тест – 13.
6. Путь к истине в научном познании. 14, 15 Еженед. Собеседование – 14; участие в практ.занятии -15, Коллоквиум – 15.
7. Подготовка к экзамену        
Всего за 1 семестр:   Экзамен
                       

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности

Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН).

Конвергенция (соединение) естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.

 

Тема 2. Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки

Рассудок и разум в познании и развитии научного знания. Методология, ее уровни и значение в научном исследовании. Особенности методологии философской, общенаучной, частнонаучной и дисциплинарной.

Научные традиции и научные революции в истории науки: основания науки – идеалы и нормы познания, научная картина мира, философские принципы; система идеалов и норм как схема метода деятельности; Т. Кун о порождении нового знания, научная парадигма и научная революция. Типы научных революций и научной рациональности.

Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологических оснований и норм. Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время).

Типология социально-технологического базиса мышления. Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности в науках математических, естественнонаучных, социально-гуманитарных, технических.

 

Методические указания по написанию реферата

 

Текст реферата, взятый из Интернета, не учитывается преподавателем.

Работа над рефератом включает в себя выбор темы, отбор и изучение литературы, составление окончательного плана, написание реферата, его оформление, сообщение по теме реферата на зачете.

Примерные темы реферата можно сужать до конкретных вопросов или предлагать свои инициативные темы с учетом личных интересов, согласовав инициативные темы с преподавателем. Тему реферата, как и название статей и тезисов, целесообразно выбирать согласно теме магистерской диссертации. Если магистрант определился в направлении своего диссертационного исследования, то вместо реферата целесообразно написание научной статьи по предполагаемой теме будущей магистерской диссертации. Тему статьи можно обсудить с преподавателем дисциплины, с научным руководителем. Желательна публикация статьи.

После выбора темы, согласования ее с преподавателем, отбора литературы и ее компоновки следует работа над конспектами. Она предполагает расположение материала в смысловой направленности, его анализ, оценки, приведение собственных суждений, выявление связи с современностью. Окончательный план фиксирует логическую последовательность изложения главных моментов темы путем восхождения мысли от общего содержания к особенному, более конкретному. План включает введение, основную часть (2-3 главы), заключение, список использованной в реферате литературы.

Во введении (2-3 страницы) отмечаются актуальность темы, мотивы ее выбора, задачи работы; в основной части (15-20 страниц) излагают главные идеи, проводятся анализ и оценка литературы по теме, приводятся собственные суждения, выявляется связь с современностью (желательно с проблемами педагогики, образования и воспитания).

В заключении делаются выводы из изложенного (1-2 страницы).

Общий объем реферата должен составлять около 15-20 страниц печатного текста форматом А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5, отступ 1,25, поля везде – 2.

 

Требования к реферату

1. Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной

части и заключения.

2. Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во Введении.

3. Обоснованность выбора темы во Введении, собственной позиции в основной части и выводов в Заключении.

4. Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.

5. Обязательное указание литературных источников в списке литературы Пронумерованный список литературы в алфавитном порядке приводится после текста статьи и оформляется по ГОСТ 7.0.5.-2008.

6. Ссылки на литературу при цитировании сразу после цитаты заключаются в скобки с указанием номера источника из списка литературы и страниц, например: «Текст цитаты…» [5, с. 56-57]. Аккуратность во внешнем оформлении.

Магистранты выступают с сообщением по теме реферата в учебной группе в течение 7–10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а живой обмен идеями при эмоциональном контакте с аудиторией. Чтобы вас слушали внимательно, с интересом, подготовьтесь к сообщению. Подумайте, с какими идеями вы будете выступать, почему они актуальны, в какой последовательности следует их излагать; как будете их оценивать и аргументировать свою позицию; какие выводы сделаете. Составьте тезисы (2 – 3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме реферата, ваша оценка и ваша точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Магистранты оценивают сообщение, как правило, по следующим параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего, его контакт с аудиторией, обоснованность ответов на вопросы.

Если магистрант определился в направлении своего диссертационного исследования, то вместо реферата целесообразно написание научной статьи по предполагаемой теме будущей магистерской диссертации. Тему статьи можно обсудить с преподавателем дисциплины, с научным руководителем. Желательна публикация статьи.

 

Примерные темы рефератов

 

1. Специфика науки в отличие от искусства и религии.

2. Специфика гуманитарных наук в отличие от естествознания.

3. Э.В. Ильенков о диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.

4. Роль чувственности, продуктивного воображения и разума в научном познании.

5. Роль метафор, модельных аналогий, образов, сравнений мысленных экспериментов в становлении понятий в научном поиске.

6. Анализ основных научных подходов в психологии, педагогике (по выбору).

7. Принцип системности в научном познании.

8. Соотношение исторического и логического в научном познании.

9. Специфика диалектического метода мышления.

10. Научные парадигмы и научные революции в развитии науки.

11. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.

12. Значение логических категорий в научном познании и творчестве.

13. Методологический аспект в понимании личности (по работам Э.В. Ильенкова).

14. Духовность личности и проблемы ее воспитания.

15. Концепция идеального в работах Э.В. Ильенкова.

 

Примерные вопросы для подготовки к ЭКЗАМЕНу

 

1. Наука как особая духовная форма освоения реальности в отличие от искусства и религии.

2. Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век).

3. Методологическое значение научной картины мира в научной теории и в истории науки (на примере той или иной науки, по выбору).

4. Особенности научного мышления, научного метода, научного знания.

5. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук по предмету, методам и истолкованию реальности

6. Социально-технологический базис рационального мышления.

7. Сциентизм и антисциентизм, разновидности редукционизма в науке.

8. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении.

9. Основные логические категории и их значение в научном исследовании.

10. Особенности диалектического метода мышления и его значение в научном познании.

11. Принципы детерминизма, системности, структурности и развития в научном познании (на примере той или иной науки).

12. Особенности эмпирического, теоретического и методологического уровня в науке (на примере той или иной науки, согласно специальности).

13. Индукция и дедукция, анализ и синтез в научном познании. Соотношение абстрактного и конкретного в научном мышлении и в развитии понятий в теоретическую систему.

14. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование как методы научного познания.

15. Уровни научного знания: факты, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.

16. Функции науки.

17. Значение ценностей в научном познании.

18. Становление новых понятий в научном поиске.

19. Проблема истины в научном познании. Принципы верификации и фальсификации в науке. Проблема истины в социально-гуманитарных науках.

20. Целостный и частичный духовный акты. Значение целостного духовного акта в социально-гуманитарных науках.

21. Вера в научном мышлении и научном познании.

22. Знание и понимание. Особенности понимания в гуманитарных науках.

23. Значение философии в научном познании.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров [Гриф Минобрнауки РФ] / Н.Г

Основная литература

Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров [Гриф Минобрнауки РФ] / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян ; под общ. ред. Н.Г. Багдасарьяна. Москва: Юрайт, 2015. 383 с.

Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для магистров [Гриф УМО] / Б.Н. Бессонов; Моск. гор. психолог.-пед. ун-т. Москва: Юрайт, 2014. 394 с.

История и философия науки: учебник для вузов [Гриф УМО] / [А.С. Мамзин и др.]; под общ. ред. А.С. Мамзина, Е.Ю. Сиверцева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2014. 360 с.

Лебедев С.А. Философия науки: Учеб. пособие для магистров. Москва: Юрайт, 2013. 288 с.

Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник для магистров: для экономических направлений и специальностей [Гриф УМО] / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий ; под ред. М.С. Мокия ; Гос. ун-т упр., Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. Москва: Юрайт, 2014. 255 с.

Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / И.Б. Рыжков. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар: Лань, 2013. 222 с.

Дополнительная

Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: Критический очерк кантовского учения о продуктивном воображении / Ю.М. Бородай. М.: Высш. шк., 1976. 150 с.

Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания: монография / Ю.М. Бородай. М.: Гнозис: Рус. Феноменолог. о-во, 1996. 416 с.

Бряник Н.В. Философский смысл картины мира неклассической науки // Вопросы философии. 2013, № 1. С.93-102.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Часть 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 274 с.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Часть 3. Аксиология мышления: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 609 с.

Гончаров С.З. Становление творческой мысли: от метафоры к понятию // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 15 (269).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 24. С. 95 – 102.

Губин В.Б. О методологии лженауки: [Массовый расцвет ненаучного знания в России в последние годы] / В.Б. Губин // Философские науки. 2002. №1. С.150–156.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1974. 284 с.

Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э.В. Ильенков. М.: РОССПЭН, 1997. 464 с.

Ильенков Э.В. Философия и культура / ЭВ. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 145-158.

История марксистской диалектики / Отв. ред. М.М. Розенталь. М.: Мысль, 1971. 639 с.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практич. пособие для студентов-магистров / Ф.А. Кузин. М.: Ось-89, 1997. 302 с.

Кузьмина М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания / М. А. Кузьмина // СОЦИС. 2006. № 2. С. 42-51.

Кун Т.С. Структура научных революций / Т.С. Кун; пер. И.З. Налетов, ред., авт. послесл. С.Р. Микулинский, ред., авт. послесл. Л.А. Маркова. М.: Прогресс, 1975. 288 с.

Лакатос Имре. Избранные произведения по философии и методологии науки / Имре Лакатос ; [пер. с англ. И. Н. Веселовского, А. Л. Никифорова, В. Н. Поруса]. Москва : Академический Проект : Трикста, 2008. 475 с.

Мареева Е.В., Мареев С.Н. Проблема мышления: созерцательный и деятельностный подход: монография / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев. – Москва: Академический Проект, 2013. – 280 с.

Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. М.: ИНФРА-М, 2010. 333 с.

Светлов В.А. История научного метода: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В.А. Светлов. М.: Академический Проект: Деловая книга, 2008. 700 с.

Творческий универсум русской культуры: монография / Под ред. В.И. Копалова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 524 с.

Уёмов А.И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного знания / А.И. Уёмов // Вопросы философии. 2008. №4. С. 91-97.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов [Гриф УМЦ] / Е.В. Ушаков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2008. 584 с.

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке: научное издание / Е.Л. Фейнберг. М.: Век 2: Фрязино, 2004. 286 с.

Хрестоматии

Современная философия науки: хрестоматия. М.: Наука, 1994. 254 с.

Современнаяфилософия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия / сост. А.А. Печенкин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 400 с.

Словари

Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь: словарь / В.А. Канке. – 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2009. 328 с.

Лебедев С.А.Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С.А. Лебедев. М.: Академический проект, 2008. 692 с.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. 208 с.

Философский энциклопедический словарь: словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 569 с.