10
Вопросы для контрольной работы по истории философии
|
Философия и наука. Философские основания науки. |
|
Специфика философии: Как отличить философский стиль мышления от нефилософского. |
|
Что такое философия? Дайте определения. |
Тема 2 История философии
|
Объясните фразу Гегеля: “…отчужденная от идеи природа есть лишь труп, которым занимается рассудок”. Почему Гегель пришел к такому выводу? Согласны ли Вы с ним? |
|
В чем состоит историческое значение противоречия между философской системой и философским методом у Гегеля? |
|
“Любовь есть сам бог, и вне любви нет бога. Любовь делает человека богом и бога — человеком. Любовь укрепляет слабое и ослабляет сильное, унижает высокое и возвышает низкое, идеализирует материю и материализует дух. Любовь есть подлинное единство бога и человека, духа и природы” (Людвиг Фейербах). Какие выводы на основании этого высказывания можно сделать относительно материализма и атеизма Фейербаха? |
|
“Вера по существу партийна. Кто не за Христа, тот против Христа. Либо за меня, либо против меня”. Как Вы это понимаете и можно ли с этим согласиться? |
|
“… мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере” (И.Кант). Объясните эту фразу? Возможно ли знание без веры? |
|
“Логика Гегеля — это теология, превращенная в логику в приемлемом для ума и современном виде” /Л.Фейербах/. Как Вы понимаете это высказывание? Можно ли согласиться с Фейербахом? |
|
Оцените высказывание Л.Фейербаха: “…сущность мира, какой и как она для меня является, зависит только от моей собственной сущности, от моей собственной способности познания и моих собственных свойств вообще” (Фейербах). Дайте анализ этого высказывания? |
|
Каким образом Фейербах обосновывает идею о том, что не Бог создал человека по своему образу и подобию, а наоборот, человек создал Бога по своему образу и подобию? Какие свои качества человек приписывает Богу? |
|
В чем философский смысл принципа Оккама («бритва Оккама»), как он звучит и какого его значение в науке? |
|
Как в Средние века решалась проблема взаимоотношения знания и веры? Возможно ли знание без веры? |
|
Приведите аргументы космологического доказательства существования бога. Укажите их слабые стороны. |
|
Дайте анализ онтологического доказательства существования бога: Бог есть слово (понятие), а понятие есть отражение действительности. Следовательно, Бог — существует. |
|
Согласны ли Вы с тем, что из необходимости веры в жизни человека следует необходимость для человека и веры в Бога? |
|
Какое философское и теологическое значение и смысл имела борьба номинализма и реализма в Средние века? |
|
Чем концепция человека Н.Макиавелли отличается от христианской концепции? |
|
Чем отличается философия К.Маркса от философии Гегеля и Фейербаха? |
|
Сравните философию Канта и Маркса. |
|
Основные черты постмодернизма в современной философии. |
|
Философская герменевтика и постмодернизм. |
Тема 3 Отечественная философия
|
Сущность всеединства В.Соловьева. В чем особенность его понимания истины? |
|
Судьбы России в спорах западников и славянофилов. Россия в диалоге культур. |
|
Философские идеи русских философов и мыслителей (Ф.Достоевский, Л.Толстой, В. Соловьев, Н.Бердяев – по выбору). |
|
Согласны ли Вы с мыслью Н.А. Бердяева о предрасположенности России к идеям коммунизма? |
|
Каким уроком служит история России всему миру, с точки зрения П.Я. Чаадаева? |
|
Почему в русской философии так сильны тенденции к иррационализму и мистике? |
Тема 3 Бытие
|
Прокомментируйте фразу Гегеля: “Все действительное разумно, все разумное действительно”. Согласны ли Вы с этим? Аргументируйте свой ответ. |
|
В чем достоинство и недостаток доказательства существования бытия и не существования небытия Парменидом? |
|
В чем философский смысл апорий Зенона? Рассмотрите одну из них. Найдите в них логические и философские противоречия. |
|
Объясните фразу: ”На “духе” с самого начала лежит проклятие — быть отягощенным материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка” (К.Маркс “Немецкая идеология”). |
|
Дайте философский анализ высказывания Н.Бердяева: “Я не верю в твердость и прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории. Объективной реальности не существует, это лишь иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа… Объект есть порождение cубъекта” (Н.Б. Самопознание, Париж, 1989.). Какими аргументами можно опровергать данную точку зрения? |
|
Дайте философский анализ фразы: “Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, оно есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект” (Н.Б. Самопознание, Париж, 1989.). Какие взгляды на свободу Вам еще известны? |
|
|
Тема Познание
|
Виды и формы познания. Различие научного и ненаучного познания. |
|
Основные виды научных теорий. |
|
Эмпирические и теоретические уровни и методы научного познания. |
|
Объект и предмет философии науки и техники. |
|
Основные виды научных теорий. |
|
Эмпирические и теоретические уровни и методы научного познания. |
|
Динамика научного и технического знания. Понятие парадигмы и проблема смены парадигм. |
|
К чему ведет абсолютизация (преувеличение) роли дедукции в процессе познания? |
|
Проблема универсалий (номинализм и реализм). |
|
Науки о природе и культуре. |
|
Единство и различие науки, морали и искусства. |
|
Критерий истинности теории. |
|
Сциентизм и антисциентизм. |
Тема Сознание, психика, искусственный интеллект.
|
Чем отличается целеполагание в животном мире и у человека? |
|
Какие аргументы ЗА возможности создания искусственного интеллекта Вы знаете? |
|
Чем отличается сигнальная система животных и язык человека? |
|
Чем мышление человека отличается от животного? |
|
Как Вы считаете, интеллект человека является естественным или искусственным? |
Вопросы для 2-й контрольной по проблемам философии Тема Социальная философия
|
Можно ли отказаться от существующих производительных сил и вернуться назад? Объясните, почему. |
|
Чем отличается русский марксизм от западного? Можно ли считать попытку реализации марксистских идей в России — крушением идей Маркса вообще? |
|
В чем состоят особенности российской ментальности, культуры и как они проявляются в философской мысли? |
|
Философский анализ понятий «культура» и «цивилизации». Техногенная цивилизация. |
|
Роль техники и технологии в развитии цивилизации. Основные концепции технологического детерминизма и их философский анализ. |
|
Основные вопросы философии истории. |
|
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития (К.Маркс; А.Тойнби, О.Шпенглер). |
|
Культура и цивилизация. Как они соотносятся в различных философских концепциях? |
|
Проблема свободы в истории философии (Б.Спиноза, марксизм). |
|
Можно ли осчастливить человечество с помощью науки? Кто из философов был против этого, а кто — за? |
|
Согласны ли Вы с утверждением Маркса: “…человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может решить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления”. |
|
Маркс об отчуждении и его источниках. |
|
Объясните основные понятия социальной философии К.Маркса: |
Тема Проблема человека
|
Проблема человека в античной философии. |
|
Проблема отчуждения в истории философии (марксизм, экзистенциализм). |
|
Какие подходы к определению генезиса человека Вы знаете? |
|
Каково соотношение понятий «индивид»-«субъект»-«личность»? |
|
В чем суть эволюционисткой концепции Ч. Дарвина? Какие аргументы против этой концепции Вы знаете? |
|
Антидарвинистские концепции возникновения человека. |
|
Проблема человека в экзистенциализме. |
|
Может ли человек быть бессмертным? |
|
Основные вопросы философской антропологии |
|
Что понимал под природой человека К. Маркс? |
|
Можно ли однозначно определить сущность человека? Объясните. |
|
Можно ли и за что критиковать религиозный смысл жизни? |
|
|
|
Чем объясняется иррациональность, неразумность в поведении человека? Можно ли ее избежать, преодолеть, исключить из человеческого поведения и общественной жизни? |
|
Возможно ли в каких-либо формах бессмертие человека? |
|
Какой вид деятельности наиболее отвечает сущности человека: игра, творчество, работа или что-то другое? Обоснуйте. |
|
Имеет ли жизнь человека смысл? |
|
В чем специфика «экзистенции» как человеческого существования? |
|
В какой степени мы можем изменить человека? Что более подвержено изменениям социальная среда или сам человек? |
|
Проблема свободы и ответственности в экзистенциализме? |
|
Понимание любви у Платона и Л. Фейербаха? |
|
Как оценивает Фейербах христианскую концепцию любви? |
|
Роль любви в философской концепции В. Соловьева? |
Тема Этика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Смысл жизни в экзистенциализме. |
Тема Глобальные проблемы и футурология
|
Проблема войны и мира. Терроризм. |
|
Технический прогресс и его последствия в оценке различных философов. |
|
Что такое естественная и искусственная среда обитания человека? Чем они отличаются друг от друга, каковы характерные черты и перспективы развития? |
|
Почему и для чего был введен в научный оборот термин «ноосфера»? Что он обозначает? Как понимали ноосферу П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский? |
|
Согласны ли Вы, что нельзя абсолютно противопоставлять природу и общество, как две обособленные друг от друга «вещи». Обоснуйте ответ. |
|
Объясните слова Маркса: человек «имеет всегда перед собой историческую природу и природную историю». |
|
Расскажите о научных, социально-философских и этико-гуманистических условиях решения современной экологической ситуации. |
|
Известный швейцарский зоолог Жан Дорст писал: «Может быть это звучит парадоксально, но самая насущная современная проблема в области охраны природы — это защита нашего вида от нас самих…». Почему ученый сделал такой парадоксальный вывод? Чем можно его мотивировать? |
|
«…мир — в своем роде замкнутое пространство, и жизнь всех народов связана в один узел. Вот почему политическая мысль и политическая практика вступили в новую фазу, когда приходится брать в расчет мир в целом и действовать, исходя из этого расчета. О чем здесь идет речь и какие позитивные и негативные последствия этого явления Вы знаете? |