Тема 1 Предмет философии

10

Вопросы для контрольной работы по истории философии

  1. Философия и миф (сходство и различие).

    Современные мифы.

Философия и наука. Философские основания науки.

  1. Религия и философия (сходство и различие).

Специфика философии: Как отличить философский стиль мышления от нефилософского.

  1. Философия и искусство.

Что такое философия? Дайте определения.

Тема 2 История философии

  1. Проблемы досократовской античной философии.

Объясните фразу Гегеля: “…отчужденная от идеи природа есть лишь труп, которым занимается рассудок”. Почему Гегель пришел к такому выводу? Согласны ли Вы с ним?

  1. В чем отличие греческой философии от китайской и индийской?

В чем состоит историческое значение противоречия между философской системой и философским методом у Гегеля?

  1. Софисты и Сократ (гносеология и этика).

“Любовь есть сам бог, и вне любви нет бога. Любовь делает человека богом и бога — человеком. Любовь укрепляет слабое и ослабляет сильное, унижает высокое и возвышает низкое, идеализирует материю и материализует дух. Любовь есть подлинное единство бога и человека, духа и природы” (Людвиг Фейербах).

Какие выводы на основании этого высказывания можно сделать относительно материализма и атеизма Фейербаха?

  1. Философия Платона (теория идей, учение о душе, теория государства).

“Вера по существу партийна. Кто не за Христа, тот против Христа. Либо за меня, либо против меня”. Как Вы это понимаете и можно ли с этим согласиться?

  1. Философия Аристотеля (метафизика и гносеология).

“… мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере” (И.Кант).

Объясните эту фразу? Возможно ли знание без веры?

  1. Проблема веры и знания в средневековой философии.

“Логика Гегеля — это теология, превращенная в логику в приемлемом для ума и современном виде” /Л.Фейербах/. Как Вы понимаете это высказывание? Можно ли согласиться с Фейербахом?

  1. Ф.Бэкон и Р.Декарт — основатели философии Нового времени.

Оцените высказывание Л.Фейербаха: “…сущность мира, какой и как она для меня является, зависит только от моей собственной сущности, от моей собственной способности познания и моих собственных свойств вообще” (Фейербах).

Дайте анализ этого высказывания?

  1. Философия французcкого Просвещения (Гельвеций, Ж-Ж. Руссо).

Каким образом Фейербах обосновывает идею о том, что не Бог создал человека по своему образу и подобию, а наоборот, человек создал Бога по своему образу и подобию? Какие свои качества человек приписывает Богу?

  1. Социально-политические взгляды Т.Гоббса и Д.Локка.

В чем философский смысл принципа Оккама («бритва Оккама»), как он звучит и какого его значение в науке?

  1. Философия И.Канта: «Вещь в себе» и явление. Как возможно истинное знание?

Как в Средние века решалась проблема взаимоотношения знания и веры? Возможно ли знание без веры?

  1. Философия Гегеля.

Приведите аргументы космологического доказательства существования бога. Укажите их слабые стороны.

  1. Философия иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

Дайте анализ онтологического доказательства существования бога: Бог есть слово (понятие), а понятие есть отражение действительности. Следовательно, Бог — существует.

  1. Становление позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер).

Согласны ли Вы с тем, что из необходимости веры в жизни человека следует необходимость для человека и веры в Бога?

  1. Философские аспекты психоанализа З. Фрейда.

Какое философское и теологическое значение и смысл имела борьба номинализма и реализма в Средние века?

  1. Философия экзистенциализма (К.Ясперс, Ж. П.Сартр, А.Камю – по выбору).

Чем концепция человека Н.Макиавелли отличается от христианской концепции?

  1. Дайте анализ фразы: ”Все состоит из атомов, в том числе и боги, душа состоит из более легких атомов”. Кому могло принадлежать подобное высказывание и что из него следует?

Чем отличается философия К.Маркса от философии Гегеля и Фейербаха?

  1. “Каковы предметы в себе и обособленно от… восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку” (Иммануил Кант).

    Какой момент познания абсолютизируется автором? Что Вы можете возразить?

Сравните философию Канта и Маркса.

  1. По мнению Канта, рассудок не в состоянии познать “вещь в себе” и неизбежно впадает в антиномии и здесь ему на помощь приходит apriori. Как это происходит по Канту?

Основные черты постмодернизма в современной философии.

  1. “Я разумею под этим /под критикой чистого разума/ не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов” (И.Кант).

    Объясните эту фразу? От чего пытается очистить разум И.Кант?

Философская герменевтика и постмодернизм.

Тема 3 Отечественная философия

  1. В чем проявилось влияние Западной философии на отечественную философскую мысль?

Сущность всеединства В.Соловьева. В чем особенность его понимания истины?

  1. Оцените практические задачи философии по В.Соловьеву.

Судьбы России в спорах западников и славянофилов. Россия в диалоге культур.

  1. Истоки философии и начало подлинно самостоятельной философии в России?

Философские идеи русских философов и мыслителей (Ф.Достоевский, Л.Толстой, В. Соловьев, Н.Бердяев – по выбору).

  1. Славянофильство и западничество — Кто же прав? Куда шла и идет Россия?

Согласны ли Вы с мыслью Н.А. Бердяева о предрасположенности России к идеям коммунизма?

  1. В чем специфика становления философии в России?

Каким уроком служит история России всему миру, с точки зрения П.Я. Чаадаева?

  1. Каково содержание термина «соборность» в философии B.C. Соловьева?

Почему в русской философии так сильны тенденции к иррационализму и мистике?

Тема 3 Бытие

  1. Каков философский смысл принципа неделимости атома?

Прокомментируйте фразу Гегеля: “Все действительное разумно, все разумное действительно”. Согласны ли Вы с этим? Аргументируйте свой ответ.

  1. Основные отличия метафизики Платона и Аристотеля.

В чем достоинство и недостаток доказательства существования бытия и не существования небытия Парменидом?

  1. Учение о бытии. Проблема материального и идеального.

В чем философский смысл апорий Зенона? Рассмотрите одну из них. Найдите в них логические и философские противоречия.

  1. Объясните высказывание Гегеля: “…бытие и ничто исчезают в становлении…”. О каких элементах диалектики здесь идет речь?

Объясните фразу: ”На “духе” с самого начала лежит проклятие — быть отягощенным материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка” (К.Маркс “Немецкая идеология”).

  1. Дайте философский анализ фразы Р.Декарта “Я мыслю, следовательно, существую”. В какие противоречия впадает философ?

Дайте философский анализ высказывания Н.Бердяева: “Я не верю в твердость и прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории. Объективной реальности не существует, это лишь иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа… Объект есть порождение cубъекта” (Н.Б. Самопознание, Париж, 1989.).

Какими аргументами можно опровергать данную точку зрения?

  1. Дайте анализ телеологического доказательства бытия Бога. Покажите его слабые стороны.

Дайте философский анализ фразы: “Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, оно есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект” (Н.Б. Самопознание, Париж, 1989.).

Какие взгляды на свободу Вам еще известны?

  1. Пантеизм и гилозоизм. Дайте их философскую оценку. Какое из этих направлений было ближе к материализму?

Тема Познание

  1. Применима ли где-либо метафизика в качестве метода познания?

Виды и формы познания. Различие научного и ненаучного познания.

  1. Основные принципы диалектики и ее отличие от метафизики.

Основные виды научных теорий.

  1. Как Вы понимаете тезис Протагора “Человек — мера всех вещей”? Как полностью звучит это высказывание? Согласны ли Вы с ним?

Эмпирические и теоретические уровни и методы научного познания.

  1. Оцените с точки зрения диалектики тезис “все течет — все меняется” и “в одну и ту же реку нельзя встать дважды”. Кому он принадлежит?

Объект и предмет философии науки и техники.

  1. Что такое “маевтика” и с каким методом в философии ее можно сравнить?

Основные виды научных теорий.

  1. Проблема истины в истории философии.

Эмпирические и теоретические уровни и методы научного познания.

  1. “Призраки” познания Ф.Бэкона и пути их преодоления. Каких еще “призраков” познания Вы можете назвать?

Динамика научного и технического знания. Понятие парадигмы и проблема смены парадигм.

  1. К чему ведет абсолютизация (преувеличение) роли индукции в процессе познания?

К чему ведет абсолютизация (преувеличение) роли дедукции в процессе познания?

  1. Какую роль в научном познании играют индукция и дедукция? Кто был более прав в оценке роли этих методов в познании, Ф.Бэкон или Р.Декарт?

Проблема универсалий (номинализм и реализм).

  1. Каким образом, возможно получить истину по мнению автора высказывания “Платон мне друг, но истина – дороже» и чем его точка зрения отличалась от платоновской?

Науки о природе и культуре.

  1. Наука, ненаука, псевдонаука.

Единство и различие науки, морали и искусства.

  1. Наука, ненаука, квазинаука.

Критерий истинности теории.

  1. Понятие парадигмы и проблема смены парадигм.

Сциентизм и антисциентизм.

Тема Сознание, психика, искусственный интеллект.

  1. Структура сознания. Объясните понятия «самосознание», «объективированное целеполагание», «абстрактное мышление», «2-я сигнальная система».

Чем отличается целеполагание в животном мире и у человека?

  1. Какие аргументы ПРОТИВ возможности создания искусственного интеллекта Вы знаете?

Какие аргументы ЗА возможности создания искусственного интеллекта Вы знаете?

  1. Чем отличается деятельность человека и поведение животных?

Чем отличается сигнальная система животных и язык человека?

  1. Различие сознания человека и психики животных?

Чем мышление человека отличается от животного?

  1. Какими аргументами Вы можете обосновать отсутствие у животных самосознания?

Как Вы считаете, интеллект человека является естественным или искусственным?

Вопросы для 2-й контрольной по проблемам философии Тема Социальная философия

  1. Можно ли согласиться с Т. Гоббсом, что “государство есть искусственное тело”? Какие выводы относительно государства из этого следуют?

Можно ли отказаться от существующих производительных сил и вернуться назад? Объясните, почему.

  1. Дайте анализ фразы Б.Спинозы “Свобода есть познанная необходимость”. Какие признаки свободы здесь игнорируются?

Чем отличается русский марксизм от западного? Можно ли считать попытку реализации марксистских идей в России — крушением идей Маркса вообще?

  1. В чем достоинства и недостатки теории развития общества в марксизме?

В чем состоят особенности российской ментальности, культуры и как они проявляются в философской мысли?

  1. Что общего и в чем различие христианства и коммунизма как мировоззрений?

Философский анализ понятий «культура» и «цивилизации». Техногенная цивилизация.

  1. Каковы корни религиозных учений? Почему, несмотря на множество архаических положений: рост науки и образования, атеистическую пропаганду, религия не прекращает своего существования?

Роль техники и технологии в развитии цивилизации. Основные концепции технологического детерминизма и их философский анализ.

  1. Роль революции и насилия в истории. Возможна ли ненасильственная и нереволюционная история?

Основные вопросы философии истории.

  1. Можно ли считать капитализм и социализм абсолютными противоположностями?

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития (К.Маркс; А.Тойнби, О.Шпенглер).

  1. Объясните фразу: ”Этой (буржуазной) общественной формацией завершается… предыстория человеческого общества” (К.Маркс “К критике политэкономии”).

    Что тогда означает понятие «подлинная история»?

Культура и цивилизация. Как они соотносятся в различных философских концепциях?

  1. Отчуждение и пути его преодоления в марксизме.

Проблема свободы в истории философии (Б.Спиноза, марксизм).

  1. Соотношение свободы и собственности. Какие философские точки зрения Вы знаете? Дайте их анализ.

Можно ли осчастливить человечество с помощью науки? Кто из философов был против этого, а кто — за?

  1. Чем объясняли различные философы беспрерывный рост и развитие производства?

Согласны ли Вы с утверждением Маркса: “…человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может решить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления”.

  1. Каким образом по Марксу общественное бытие определяет общественное сознание?

Маркс об отчуждении и его источниках.

  1. Открытое общество К.Поппера. Критика историцизма.

Объясните основные понятия социальной философии К.Маркса:

Тема Проблема человека

  1. Что принципиально нового принесло христианство в представление о человеке по сравнению с античностью?

Проблема человека в античной философии.

  1. Дайте философский анализ высказывания Л.Фейербах: ”Я — подлинное, чувственное существо; тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность”. Согласны ли Вы с такой трактовкой сущности человека? Где, по Вашему мнению, следует искать сущность человека?

Проблема отчуждения в истории философии (марксизм, экзистенциализм).

  1. Что такое отчуждение (объективация) по Н.Бердяеву и как она может быть преодолена на уровне личностном и историческом?

Какие подходы к определению генезиса человека Вы знаете?

  1. Чем различаются философские и психологические подходы к личности человека?

Каково соотношение понятий «индивид»-«субъект»-«личность»?

  1. Существует ли жизнь после смерти?

В чем суть эволюционисткой концепции Ч. Дарвина? Какие аргументы против этой концепции Вы знаете?

  1. Биологизаторские концепции личности.

Антидарвинистские концепции возникновения человека.

  1. Личность в марксизме и фрейдомарксизме.

Проблема человека в экзистенциализме.

  1. Существует ли душа? В чем различие души и психики?

Может ли человек быть бессмертным?

  1. Проблема человека в психоанализе (Фрейд, Юнг).

Основные вопросы философской антропологии

  1. Как соотносятся между собой термины «природа» и «сущность» человека? Какие философские вопросы стоят за этими терминами?

Что понимал под природой человека К.  Маркс?

  1. Как различаются понятия цель и смысл жизни?

Можно ли однозначно определить сущность человека? Объясните.

  1. Прокомментируйте слова М.  Шелера: «…еще никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя…»? Можно ли преодолеть это состояние?

Можно ли и за что критиковать религиозный смысл жизни?

  1. Можно ли объяснить поведение людей, исходя из его телесной и биологической природы? В чем ограниченность концепции человека как природного существа (Homo naturalis)?
  1. Какое отношение сам человек имеет к своей сущности? Может ли он влиять на нее?
  1. Дайте анализ фразы К.  Маркса: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду,…она есть совокупность всех общественных отношений»? С чем можно или с чем нельзя согласиться в этом высказывании?

Чем объясняется иррациональность, неразумность в поведении человека? Можно ли ее избежать, преодолеть, исключить из человеческого поведения и общественной жизни?

  1. В какие противоречия впадает концепция «разумного человека» (Homo sapiens)?

Возможно ли в каких-либо формах бессмертие человека?

  1. Какие противоречия возникают в христианской концепции человека?

Какой вид деятельности наиболее отвечает сущности человека: игра, творчество, работа или что-то другое? Обоснуйте.

  1. Что в большей степени определяет поведение человека: обстоятельства, культура, инстинкты, разум, душа?

Имеет ли жизнь человека смысл?

  1. Как соотносятся между собой понятия «существование» и «сущность»?

В чем специфика «экзистенции» как человеческого существования?

  1. Как соотносятся между собой понятия «экзистенция» и «пограничная ситуация»?

В какой степени мы можем изменить человека? Что более подвержено изменениям социальная среда или сам человек?

  1. Чем различаются понятия «отчуждение» у Маркса и «объективация» у экзистенциалистов?

Проблема свободы и ответственности в экзистенциализме?

  1. Проблема отчуждения у Гегеля и К.  Маркса?

Понимание любви у Платона и Л.  Фейербаха?

  1. Каковы истоки отчуждения по Марксу и как их можно преодолевать?

Как оценивает Фейербах христианскую концепцию любви?

  1. Формы отчуждения в марксизме и их характеристика.

Роль любви в философской концепции В.  Соловьева?

Тема Этика

  1. Проблема добра и зла в истории философии.
  1. Этика Канта. Категорический императив.
  1. Согласны ли Вы с тем, что религиозная мораль источник и основа всякой морали? Аргументируйте свой ответ.
  1. Как, по мнению Эпикура и Сенеки, стать счастливым и какова роль философии в достижении счастья?
  1. Что такое “категорический императив” Канта? Как он может быть реализован в действительности?
  1. В чем философский смысл экстравагантного поведения Диогена Синопского?
  1. Различия этических взглядов Платона и Аристотеля.
  1. Проблема смысла жизни в истории философии и культуры.
  1. Этика эллинистической эпохи: кинизм, эпикуреизм, стоицизм.

Смысл жизни в экзистенциализме.

Тема Глобальные проблемы и футурология

  1. Основные идеи теории “ноосферы” Вернадского и их философская оценка.

Проблема войны и мира. Терроризм.

  1. Россия в контексте мировой культуры. Проблема Восток-Запад и роль России в этом диалоге.

Технический прогресс и его последствия в оценке различных философов.

  1. Философские аспекты глобальных проблем человечества.

Что такое естественная и искусственная среда обитания человека? Чем они отличаются друг от друга, каковы характерные черты и перспективы развития?

  1. Расскажите об основных исторических этапах взаимодействия общества и природы.

Почему и для чего был введен в научный оборот термин «ноосфера»? Что он обозначает? Как понимали ноосферу П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский?

  1. Раскройте связь между понятиями «биосфера», «техносфера», «ноосфера». Что общего между ними и что их различает?

Согласны ли Вы, что нельзя абсолютно противопоставлять природу и общество, как две обособленные друг от друга «вещи». Обоснуйте ответ.

  1. Каковы основные причины загрязнения и ухудшения природной среды? Каким образом ее нынешнее состояние, экономика и политика все более сплетаются — на местном и региональном, национальном и мировом уровнях — в единый клубок причин и следствий? Приведите примеры.

Объясните слова Маркса: человек «имеет всегда перед собой историческую природу и природную историю».

  1. Почему сегодня экологическая ситуация приобрела глобальный характер?

Расскажите о научных, социально-философских и этико-гуманистических условиях решения современной экологической ситуации.

  1. «…цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавливающая не может иметь иного результата, кроме ускорения конца…» (Н.Федоров).

    Как Вы понимаете эту мысль философа?

Известный швейцарский зоолог Жан Дорст писал: «Может быть это звучит парадоксально, но самая насущная современная проблема в области охраны природы — это защита нашего вида от нас самих…». Почему ученый сделал такой парадоксальный вывод? Чем можно его мотивировать?

  1. «…культура, — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню…» (Маркс).

    Какой выход из этой ситуации Вы видите?

«…мир — в своем роде замкнутое пространство, и жизнь всех народов связана в один узел. Вот почему политическая мысль и политическая практика вступили в новую фазу, когда приходится брать в расчет мир в целом и действовать, исходя из этого расчета. О чем здесь идет речь и какие позитивные и негативные последствия этого явления Вы знаете?