Развития психики в филогенезе. Стадии и уровни развития психики (по А.Н.Леонтьеву). Эволюция нервной системы как условие развития психики.

Ответ:

Филогенез (рождение, происхождение) – это процесс развития всего живого

Существуют различные подходы к пониманию того, кому может быть присуща психика:

1) панпсихизм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

2) биопсихизм(Т. Гоббс и др.) понимает психику как свойство живой природы (т.е. она присуща и растениям);

3) нейропсихизм(Ч. Дарвин и др.) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

4) мозгопсихизм (К.К. Платонов и др.) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга);

5) антропопсихизм(Р. Декарт и др.) полагает, что психика присуща только человеку.

Выделяют три основные стадии развития психики в филогенезе

1.Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида,

Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

2.Перцептивная стадии психики. На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3.Стадия интеллектуальной психики (как наивысший уровень развития перцептивной психики) характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.

28 стр., 13548 слов

Основные этапы развития психики животных

... качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. Согласно этой концепции, в развитии психики и поведения животных можно выделить ряд стадий и уровней. А.Н. Леонтьев ... выделял две основных стадии развития психики элементарную сенсорную и перцептивную. ...

Уровни

Стадия.

Примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость.

Наличие ощущений, появление важнейшего органа манипулирования — челюстей, способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Низкий уровень: отражение внешней действительности в форме образов предметов, интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи.

Элементарные формы мышления (решение задач); складывание определенной картины мира.

Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы; способность решать одну и ту же задачу разными методами.

Эволюция психики составляет часть общего процесса эволюции животного мира и совершалась по закономерностям этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром в ходе эволюции приводило к необходимости всё более интенсивного контакта со всё большим числом предметных компонентов среды. Это требовало совершенствования движений, что достигалось за счет прогресса психического отражения.

8. Характеристика сознания: понятие, структура, свойства. Теории происхождения сознания.

Ответ:

Сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.

Характеристики сознания:

-Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.

-Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).

-Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.

-Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.

-Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.

-Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).

На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).

Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

9 стр., 4154 слов

Г) устанавливает требования, предъявляемые к качествам специалиста, ...

... устанавливает требования, предъявляемые к качествам специалиста, его возможностям и способностям 18. Целенаправленное, систематическое изучение социально-психологического явления ... изучает а) поведение животных б) функции и структуру сознания В) высшие смысловые ценности личности г) влечения и ... по решению его проблемы   35. Автором теории ассоцианизма является.. а) А.Адлер б) Б.Спиноза В) Д.Юм ...

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Свойства сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

· теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые явл-ся основой сознания и порождаемой им материи;

· теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

· теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результата взаимодействия полей, которые образуют материю;

· теория психосферыРейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.